Как проводить тренинг фотоколлаж прошлое настоящее. Урок по арт-терапии "коллаж". Упражнения для улучшения взаимодействия в группе, прояснения отношения к работе, определения психологического климата в коллективе

Александра Карелина
Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов»

Тренинг для педагогов

«Арт - терапия как средство сохранения

здоровья педагогов »

Педагог – психолог :

Карелина А. Н.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество.

Арт - терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Цель - улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога , т. е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Длительность одной встречи с группой составляет 30 - 45 минут

Основные правила работы в группе

Получите удовольствие!

Позвольте себе быть свободным!

Доброжелательная интонация и отношение ко всем.

Все внимание всех - на говорящего.

Избегайте оценок и суждений.

Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

Во всем ищите и находите позитив.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик.

Инструкция : Все участники стоят в кругу. Психолог : «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар.

–Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии : делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями, помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками) . Третий круг : шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу) .

2. Упражнение «Рисунок состояния»

Цель : Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений. Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством.

Материалы : Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.

3. Упражнение «Групповое рисование по кругу»

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене : создается своеобразная выставка. Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

4. Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение : Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад» , запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт - терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

5. Упражнение «Назвать три качества, которое характеризует меня» . Это упражнение плавно перетекает в следующее упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

6. Упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

Цель : раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина» , «тело» , «я» , «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция : вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа : расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

7. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил , а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т. д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное : построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения :

Что вы сейчас чувствуете?

Что вам больше всего понравилось?

Трудно ли вам было выполнять упражнение?

8. Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями :

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений,

Цель занятий: создание в детском коллективе благоприятной психологической атмосферы, направленной на дальнейшее сплочение.

Предполагаемый результат: занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
  • эмоционально сопереживать сверстнику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  • разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, количество и периодичность занятий: занятия рассчитаны на детей 10-12 лет, всего проводится 5 занятий с периодичностью 1 раз в день для каждого отряда. Первые три занятия по 45 минут, последние два - по 1.5 часа.

Каждое из занятий оформлено в виде законченного мини-тренинга, т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

Программа занятий

Занятие 1 «Самоуважение»

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджи. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

2) Правила работы в группе.

Ведущий устанавливает определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале каждого занятия.

Список правил:

  1. Внимательно слушать друг друга.
  2. Не перебивать говорящего.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Высказывайся от своего имени.
  5. Безоценочность суждений.
  6. Активность.
  7. Правило «стоп».
  8. Конфиденциальность.

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка «Поменяйтесь местами».

Описание упражнения: участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... к примеру, умеет жарить яичницу». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение создает условия для того, чтобы дети могли лучше узнать друг друга, понять, как много у них общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Диалог и Мини - лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос: «Что такое самоуважение?». Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение и от чего оно зависит; о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить основное упражнение.

5) Основное упражнение «Хорошие и плохие поступки».

Описание упражнения: участников делят на две команды случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. После выполнения задания каждая команда представляет свой перечень, затем идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание ребят на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Выполняя данное упражнение, дети осознают связь между поступками и самоуважением, обнаруживают связь самоуважения с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

6)Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: участники встают в круг, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят: «СПАСИБО!».

Данное упражнение представляет собой завершающий ритуал. Оно позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также помогает завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2 «Прекрасный сад»

1) Разминка. Упражнение «Поздороваемся».

Описание упражнения: ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками. Во время игры не должно быть разговоров. Упражнение помогает установлению контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов занятия и придает действию ощущение новизны.

2) Основное упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения: участники сидят в кругу.

Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок.

Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок. Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

3) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 3 «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

1.) Разминка. Упражнение «Построимся»

Описание упражнения: ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов.

Ведущий говорит: «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?». В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

Упражнение демонстрирует возможности обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

2) Мини-лекция «Осознание невербального языка тела»

Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции. Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что это может быть осознанным или нет. Например, человек в гостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам.

3) Основное упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.

Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую- нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.

Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем.

Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека. Демонстрирует возможности адекватного обмена информацией без использования слов.

4) Завершающее упражнение «Спасибо!» (смотрите занятие №1, упражнение 6)

Занятие 4 «Командообразование»

1) Разминка. Упражнение «Найди и коснись»

Описание упражнения: ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найти и коснуться чего-либо холодного; шершавого; вещи, длина которой прмерно 30 см; того, что весит полкилограмма, слова «Незабудка» и т. д.

Упражнение развивает симпатию и доверие к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

2) Основное упражнение «Пазлы»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой- нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку как можно быстрее. Затем упражнение обсуждается в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, способствует сплоченности внутри команды, учит согласовывать свои действия с действиями других и решать поставленные задачи. Далее ведущий предлагает применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

3) Упражнение «Кочки»

Описание упражнения: каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются в одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники делятся на две команды, 1 – «лягушки», а 2 (ведущие) – «крокодилы». Задача 1 команды - не потеряв ни одной «лягушки», добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. «Крокодилы» могут «топить» (забирать) оставленные без присмотра кочки.

Если «лягушка» оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли «крокодилы», и игра начинается сначала. После выполнения упражнения участники рассказывают о том, что помогало, или наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те «лягушки», которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкал цепочку.

Упражнение способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, осознанию важности этих качеств для эффективной работы в группе. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

4) Завершающее упражнение «Шарики»

Описание упражнения: участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом постараться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Данное упражнение способствует сплочению коллектива, ломает пространственные барьеры между участниками. После выполнения достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5. Коллаж на тему «Дружба»

1) Разминка. Упражнение «Паровозик»

Описание упражнения: ведущий предлагает участникам передвигаться по комнате с закрытыми глазами друг за другом, держась за плечи товарищей. На пути у первого участника можно ставить импровизированные препятствия.

Упражнение способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доверия.

2) Основное упражнение Коллаж «Дружба»

Описание упражнения: отряд делится произвольно на команды по 5 человек, каждой команде выдается лист ватмана, а также пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике «Дружба». Ведущий объясняет задание и поясняет, что подразумевается под коллажом. Команды получают задание – составить коллаж «Дружба». После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы коллектива.

Упражнение способствует расширению представлений детей о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установлению более тесного эмоционального контакта, развитию сплоченности, умению согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмыслению и закреплению опыта, полученного в процессе тренинга.

Завершение тренинга.

Общее фото отряда на фоне выполненных работ.

Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ю.А. Гагарина

Педагог-психолог: Куликова Юлия Евгеньевна

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты»

Концептуальное введение:

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений. Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их. Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т.п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.

Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации коллажей; целостная вертикально-горизонтальная схема анализа коллажа, содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже – авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом: Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями. Коллаж в работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель : понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы : листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология : Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Техники : коллаж, изобразительная деятельность.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Упражнение «Олени»

Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

II. Этап – Основная деятельность:

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель : актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование

Время : 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

    Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

    Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

    Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Липучки» Разминка

Цель : Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Время : 10 минут.

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения : В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Упражнение «Коллаж мечты» – техника работы с целями

Цель : чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

    Теперь ты понимаешь, куда движешься?

    Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?

    Нравится ли тебе то, что получилось?

    Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

III. Этап – Завершение.

Упражнение «Скульптура»

Цель : стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время : 3-5 минут (если группа большая, то дольше).

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Процедура проведения : Данная разминка производит больший эффект, если проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все, чего они достигли, что наработали.

Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором. Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти. Можно придумать два варианта решения ситуации:

    участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем встают на место;

    итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все смотрели скульптуру.

Литература:

    Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с

Многие слышали про «Карту желаний», «Коллаж мечты» и «moodboards». Нередко от этих практик ждут какого-то волшебства. Мол, достаточно приклеить на лист ватмана фотографию себя в какой-то приятной обстановке, и больше почти ничего не нужно делать: Дорогое Мироздание обо всем позаботится само, и «закон притяжения» без наших усилий создаст такую обстановку вокруг нас.

Я очень сомневаюсь, что такой подход приносит результаты. Мне гораздо ближе идея, что «Мечты не работают, пока не работаешь ты».

Коллаж — это по своей сути проективная методика. То есть, компонуя изображения из журналов, мы отражаем структуру своей личности, свои сознательные цели и бессознательные опасения.

В общем, любой коллаж — это автопортрет. И если научиться понимать язык коллажа (понять, как интерпретировать изображения) — то можно получить хороший инструмент самопознания.

Каждый созданный нами и глубоко проанализированный коллаж — это индивидуальная стратегическая сессия, дающая ответ на важные вопросы.

Практика коллажирования существует в нескольких вариантах. Многие знают, что психологи и коучи часто предлагают клиентам сделать коллаж. При этом требуются не только листы ватмана, ножницы, клей, изображения из журналов — но и правильно сформулированные вопросы.

Легко понять, как создать коллаж: берешь картинки и приклеиваешь в каком-то порядке на большой лист.
Но не все понимают, что с этим коллажем делать дальше. Между тем, анализ получившегося мозаичного изображения — наверное, более важная и полезная часть процесса, чем его создание.

Иногда решения проблем буквально отражены в коллаже — нужно только научиться понимать его «подсказки. Например, если вы не уверены, стоит ли увольняться или переезжать в другой город — коллаж покажет все нюансы ситуации гораздо точнее, чем просто список «за и против».

Давайте обсудим шесть видов коллажа, которые чаще всего используются в работе психологов. Все они могут помочь разобраться в себе, прояснить жизненную ситуацию или найти ответ на сложный вопрос.

Mood board

Самый простой вариант психологического коллажа — это «mood board «. (Не путайте «психологические» и «дизайнерские» варианты этой методики. У дизайнеров и стилистов «mood board» — это немножко другое).

Делается mood board просто: берете журналы разной тематики, вырезаете все понравившиеся или «зацепившие» картинки. Потом просматриваете всё, что вырезали, и отбираете самые интересные — те, что вызывают самые сильные чувства или которые связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. И потом приклеиваете это всё на лист, «как рука возьмёт и глаз видит» — то есть, спонтанно и интуитивно создавая пространство, в котором все части листа более-менее вас устраивают.
Всё, создание коллажа на этом заканчивается.


Теперь анализ.
При анализе обращают внимание на расположение частей коллажа на плоскости листа (центр — периферия, левый-правый край, верх-низ).

Обычно считается, что верхняя часть символически отражает более осознанные образы, низ листа — ближе к бессознательному; правый край (для правшей) — будущее, левый — прошлое.

Также отмечают цветовые соответствия: объекты, имеющие один и тот же цвет, могут символически быть связаны друг с другом.

Конечно, главная часть анализа — это прояснение символов, прояснение смысла образов, которые вы выбрали. Рассмотрите внимательно каждую выбранную вами картинку и запишите свои ассоциации. Подумайте, что эти изображения значат, на что указывают.

Можно записать своё описание коллажа на диктофон, потом прослушать его — и многое становится заметнее. При прослушивании аудиозаписи обращайте внимание на заминки, паузы, интонации сомнения в своем рассказе.

(Если вы сейчас узнаете принципы анализа коллажа — это не помешает вам работать. Я сама анализирую свои коллажи и «вылавливаю» при этом много неожиданного, хотя впервые я эту технику начала применять в 1998 году и с тех пор видела очень много работ — и своих, и чужих. Просто во время создания коллажа не занимайтесь анализом, отложите это до момента окончания работы, делайте выбор картинок спонтанно).

«Коллаж баланса» (этот вид коллажа также часто называют «картой желаний»)

Второй вид коллажа похож на «колесо баланса «.

Чтобы создать такой коллаж, на большом листе нужно заранее обозначить области, отвечающие за ключевые области жизни — такие, как семья, работа, дом, деньги, любовь, ученичество и наставничество и др.

Иногда берут эти области жизни из фэн-шуй и располагают по сторонам света или по принципу ба-гуа. Так как фэн-шуй — это систематизирующая система, то по смыслу (не по внешнему виду) получается очень похоже на «колесо баланса». То есть, фэн-шуй тут не для мистики, а скорее для порядка.

После того, как области выделены и их границы нанесены на лист — выберите подходящие картинки и наклейте в пределах этих границ.

Анализ : определяете, какие именно образы появляются в разных частях коллажа.
Так как смысл областей известен заранее, анализ может проводить и ребенок. Определите, какие области получились более «тусклые», а какие — более яркие. Какие выглядят не очень гармонично, где есть явно обозначенный конфликт, а где всё красиво и гармонично.

Из этого можно сделать полезные выводы о жизненном балансе и о текущей ситуации.

Фокусированный (тематический) коллаж

Эта практика используется для поиска ответа на один конкретный вопрос.
Такой коллаж создаётся вокруг конкретной темы, вокруг заранее сформулированного вопроса.

Вот примеры таких вопросов:

  • Какую работу я хочу для себя?
  • Как может выглядеть дом, в котором я хотел(а) бы жить?
  • Как я представляю себя счастливую семью?
  • Как мне заработать побольше денег?

Сама техника создания коллажа такая же, как если бы вы делали moodboard.

Вопросы соответствуют вашим насущным проблемам в данный момент.

Вы знаете вопрос, но не знаете ответа. Коллаж при таком подходе становится как бы мудрым советчиком или способом гадания.

Вы получаете ответ, пока делаете коллаж. Как именно интерпретировать, сказать трудно. Это во многом интуитивный процесс.

Глядя на такой коллаж, мы можем догадаться о каких-то неочевидных сторонах ситуации, получить подсказки от своего бессознательного, как от наставника. Как ни странно, это действительно работает.

Мотивационный коллаж

Тут у вас тоже есть проблема, но, в отличие от предыдущей ситуации, вы даже догадываетесь, как нужно её решать.

Просто у вас не хватает решимости или терпения, вы отступаете или боитесь. Тогда коллаж становится просто «напоминалкой», подбадривающим и настраивающим на нужное поведение инструментом.

Такой коллаж я делала, к примеру, девять лет назад — в момент, когда мне достаточно неожиданно пришлось стать руководителем подразделения. Я к такому повороту событий не была готова в тот период своей жизни. Мне понадобились специальные «напоминалки», которые поддерживали мой боевой дух в дни, когда всё было слишком трудно.

Тот коллаж был полон смелых и ярких образов, хотя я сама была временами уставшей, растерянной и лишенной поддержки. Но коллаж висел на стене, я его иногда рассматривала, и это помогало вспомнить, что на самом-то деле я достаточно ясно понимаю, что нужно делать. И это давало новые силы.

Через два месяца коллаж уже можно было со стены снять, он стал не очень нужен.

Коллаж-самопрезентация, коллаж-высказывание

Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.

Например, при работе с супружеской парой психолог может попросить каждого в паре сделать свой коллаж на тему «наши отношения», а потом их сравнить. Или при работе группы вся группа делает один коллаж совместными усилиями, а потом его анализируют все члены группы и каждый лучше понимает своё место в общем пространстве и общем процессе.

Такие коллажи — это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен.

Если вы анализируете не свой коллаж, всегда очень внимательно слушайте, как автор коллажа его объясняет. У вас будет три ряда данных. Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется.

Например, вы видите маленькую фигурку женщины в нижнем левом углу листа, женщина эта в сгорбленной позе или в окружении опасных объектов, а автор коллажа говорит, что это его любимая мама или любимая жена, с которой у него прекрасные отношения и у которой вообще всё хорошо. Как говорится, несостыковочка выходит. И эту несостыковку нужно заметить и проанализировать.

«Коллаж намерения»

В предыдущих пяти пунктах мы обсудили те виды коллажа, которые чаще всего встречаются в психологической и арт-терапевтической работе и в коучинге. А теперь хочу написать про то, почему я сама в последнее время предпочитаю использовать другую модификацию техники коллажа.

Я сейчас предпочитаю практику, которая не просто констатирует: «Да, я хочу того-то», а настойчиво подталкивает нас, мощно побуждает идти в сторону желаемого, в сторону мечты. Этот вид коллажа соединяет достоинства «фокусировнного коллажа» (даёт ответы) и мотивирующего коллажа (помогает принятию решений и подталкивает к действиям).

Речь идёт о «коллаже намерения «.

Здесь-и-сейчас — хорошая штука, когда речь идёт об осознанности, когда мы имеем в виду переживание настоящего . Но когда мы думаем, или планируем, или принимаем решения, или распределяем ресурсы, или обсуждаем что-то с коллегами — то к реальным изменениям приводит ориентация на желаемое будущее, а не на проблемы настоящего или прошлого.

И с желаемым будущим лучше всего работает именно практика «Коллаж намерения», а не «Коллаж мечты» и не moodboard. Ведь мечта — это достаточно статичный образ. Это — путеводная звезда, которая светит и указывает направление — и всё. А намерение — это наша активность, это движение в выбранном направлении, наше собственное усилие.

Мечта «просто есть», а намерение приходится постоянно воплощать.

Ну а теперь — о том, как делается эта практика — конкретно и по шагам.

Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага, и для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.

Подготовка : решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения,и так далее). Определите пять — семь таких ключевых областей для вас.

Первый шаг . Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее (с учётом семи ключевых областей). Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.

Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.

Третий шаг и третий лист. Расположите прошлое относительно будущего (тут могут быть разные варианты — главное, как-то «логично» и «красиво» положить рядом «лист настоящего» и «мечту»). Затем возьмите третий лист, и создаёте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния — к мечте.

Затем скрепите и соедините вместе все три листа .
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора — двух метров.
Запишите свои чувства и мысли.

Анализ
1) Обратите особое внимание на символику расположения прошлого и будущего.
2) Главное внимание уделите анализу третьего листа (про путь).
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно. Проведите с ними сессию свободных ассоциаций, ассоциации запишите и проанализируйте так же тщательно, как образы коллажа.

При анализе попробуйте использовать вот эти вопросы (если вы будете делать коллаж сами и дочитали до этого места, лучше сейчас вопросы не читать, а сначала сделать коллаж):

  • Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
  • Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Что они для меня значат? Как они взаимодействуют друг с другом?
  • Какое движение я вижу в коллаже? Откуда оно исходит, к чему приходит? Какие элементы коллажа являются источником движения и изменений, какие — пассивны, а какие явно противодействуют движению? Чему это соответствует в моей жизни?
  • Какие свои сильные стороны и ресурсы я вижу в каждой из трёх областей?
  • Какие свои слабые стороны и ограничения я вижу в каждой из трёх областей?
  • Главный вопрос : действительно ли предлагаемый «Путь» ведет меня от состояния «Сейчас» в состояние «Мечта»? Если да — какие конкретные действия мне нужно совершать? Если нет — что мне нужно изменить?
    Запишите эти действия.

На этом основная часть работы с коллажем завершается, теперь его можно отложить на два-три дня, а спустя это время заново ответить на эти же вопросы. Вы увидите, что ответы могли измениться (и это означает, что коллаж выполнил свою работу: подтолкнул вас к осознанию каких-то вещей).

Теперь остаётся только двигаться по намеченному и увиденному пути, чего я вам от души желаю.

В общем, как видите, с созданием и анализом можно справиться и самостоятельно.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с интерпретацией коллажа — задавайте ихв комментариях под этой статьёй. Давайте обсудим всё, что осталось неясным!

© Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017