Как производить полный ремонт и обслуживание велосипеда. Техническое обслуживание велосипеда Полное то велосипеда

Велосипед, как и любое другое техническое средство, требует регулярного обслуживания. Качественное обслуживание велосипеда позволяет продлить срок службы деталей и узлов, а так же выявить скрытые неисправности и заменить изношенные детали. Кроме обслуживания необходимо производить и настройку некоторых узлов велосипеда. Ненастроенные узлы доставляют неудобство при езде и, что важнее, быстро выходят из строя.

Обслуживание велосипеда

Если Вы редко используете велосипед и не отъезжаете на нем далеко от дома, то производить его обслуживание и ремонт можно по мере выявления неисправностей. Но если Вы принимаете участие в длительных велопоходах, занимаетесь велотуризмом и просто не расстаетесь со своим байком, то регулярное техническое обслуживание просто необходимо.

Периодически необходимо проводить частичное и полное обслуживание велосипеда. Частичное обслуживание подразумевает очистку и смазку легкодоступных элементов, которые быстрее всего загрязняются (тормоза , переключатели , цепь). Очистить и смазать такие элементы достаточно просто и разбирать ничего не надо. Частичное обслуживание совершается по мере загрязнения открытых элементов и узлов. Полное же обслуживание необходимо проводить хотя бы один раз за сезон. При полном техническом обслуживании необходим полный разбор велосипеда, смазка и настройка всех элементов. Полный разбор нужен для того, чтобы добраться до закрытых деталей, таких как - рулевая колонка , каретка и втулки .

Настройка и регулировка велосипеда

Стоит отметить, что для исправной работы велосипеда недостаточно одного обслуживания, необходимо так же настраивать отдельные его части - тормоза, переключатели и т.д. Эксплуатация не отрегулированного велосипеда способствует быстрому выходу из строя его узлов. Кроме того плохо настроенный велосипед представляет большую опасность здоровью и жизни его владельца. Например, плохо настроенные тормоза могут не сработать в экстренной ситуации.

Стоит иметь в виду, что для манипуляций с велосипедом, недостаточно иметь обычных инструментов. Существует множество специальных велосипедных инструментов и приспособлений для обслуживания. Ознакомиться с перечнем Вы можете в нашей статье - инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда .

На нашем сайте Вы найдете массу информации по обслуживанию своими руками, настройке и регулировки всех типов велосипедов, в том числе скоростных горных и спортивных шоссейных, независимо от установленного оборудования будь то Shimano, Sram или дешевые обвесы. Раздел сайта, на котором вы сейчас находитесь, посвящен именно этой теме. Осуществлять навигацию по разделы можно с помощью левого меню.

Для того чтобы велосипед был источником радости для своего владельца, необходимо постоянно прикладывать определенные усилия. В частности – регулярно выполнять обслуживание велобайка. Осмотры следует проводить как минимум 2 раза в год или даже чаще, если вы часто колесите по бездорожью и катаетесь зимой.

Обслуживание велосипеда перед сезоном

Если вы решили провести обслуживание велосипеда перед началом сезона, проверить вам необходимо работоспособность каждой детали.

При осмотре рамы и передней вилки убедитесь в том, что на них нет трещин, царапин, вмятин и прочих дефектов.

Проводя проверку руля, зажмите между коленками переднее колесо, руль с выносом должны находиться с ними на одной прямой. Покрутите руль в разные стороны, он не должен двигаться. В торцах рулевого колеса должны быть заглушки.

Воспользуйтесь жидкими смазками без растворителя и смажьте все узлы и цепь. После проверки подвески и регулировки ее, протяните все винты. Убедитесь в том, что седло не двигается относительно рамы и штыря и установлено параллельно земле. Не забудьте провести проверку давления шин. Рекомендованное значение вы увидите на покрышке — с боковой стороны.

Видео-инструкция по обслуживанию велосипеда перед сезоном

Обслуживание велосипеда перед зимой

По окончанию сезона вы должны помыть свой велосипед, после чего заняться тормозными тросиками и рубашками, шарнирами и переключателями — смажьте их, снимите цепь и уберите ее на хранение, предварительно очистив с использованием специальных машинок или погрузив в бутыль с керосином. При необходимости спишите все данные с велокомпьютера. Пружинные и пневматические механизмы должны быть сняты с нагрузки. Ослабьте давление шин до полутора атмосфер, ослабьте давление в камерах воздушной вилки, ослабьте натяжение тросиков переключения передач, разомкните тормоза.

Видео-инструкция по обслуживанию велосипеда к зиме

Особенности хранения велосипеда

Если вы не хотите, чтобы в дальнейшем хранение велосипеда обернулось неприятными сюрпризами, храните его в квартире. Если у вас не хватает места, то спрячьте его под кровать, в шкаф и так далее. Обратите внимание на то, что в специализированных магазинах совсем недорого возможно приобрести специальный крепеж с несколькими крючками. Лучшим вариантом считается как раз подвешивание велосипеда к стене.

Чердак, гараж, балкон и прочие помещения выбирать для хранения велосипеда не следует. Так как в этом случае ваш железный друг будет подвергаться постоянным атмосферным воздействиям. В случае с регулярными перепадами влажности и температуры, его системы и элементы станут портиться. Вред будет нанесен и покрышкам также.

Для хранения может подойти теплый тамбур. Но будьте внимательны, так как именно из тамбура велосипеды воруют чаще всего.

Особенности регулярного обслуживания велосипеда

Перед началом продолжительной поездки на велосипеде вам стоит провести его полное обслуживание. Протрите обвод и раму влажной тряпочкой, после чего вытрите насухо. Цепь вытрите или с помощью сухой ветоши, или тряпочкой, смоченной в бензине (будьте аккуратнее с этой жидкостью). На цепи не должно быть ни песка, ни остатков старого масла, она должна быть сухой и чистой. После этого вы можете использовать масло — литол, солидол, тефлоновую смазку.

После того, как вы приведете в порядок цепь, займитесь тросиками. Используйте машинное жидкое масло. Тормоз и переключатели также необходимо регулярно смазывать, и удалять с них песок и старую смазку.

Одно из правил обслуживания велосипеда состоит в том, что смазывать вы можете все, что только крутится — даже руль. Не бойтесь «переборщить» со смазкой. Даже если вы станете окунать велобайк в емкость с маслом, вреда ему это не принесет.

Проверьте высоту сиденья, с помощью гаечных ключей и шестигранников необходимо подтянуть каждую гайку, винтик и болтик. Не забудьте осмотреть велосипед на наличие ржавчины. В особенности в нижней части, где она образуется чаще всего. Коррозия удаляется наждачной бумагой. После того, как вы проведете удаление налета, используйте ацетон и краску, а потом и лак. Перед началом велопоездки вам следует убедиться в том, что давление в шинах соответствует норме. Вы не должны слышать никаких посторонних звуков.

В процессе обслуживания велосипеда может возникнуть немало проблем. Если вы, к примеру, пробили шину, разбортируйте колесо, выньте и осмотрите камеру. Если пробой серьезный, обратитесь в ремонтную мастерскую. Если всего лишь небольшой прокол – заклейте камеру самостоятельно.

Краткая видео-инструкция по заклейке камеры:

Любое транспортное средство состоит из узлов и деталей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации. Велосипед не является исключением. Чем сложнее конструкция, тем больше внимания следует уделять уходу за двухколесной машиной. Грамотное и своевременное обслуживание велосипеда позволяет продлить срок службы и сократить расходы на ремонт. Еще важнее, что так повышается надежность техники и безопасность владельца.

Период времени, по истечении которого следует проводить техническое обслуживание велосипеда, варьируется в зависимости от сложности конструкции и условий эксплуатации. Если, по примеру автомобилей, отталкиваться от пробега, то он колеблется в пределах от 500 - 1000км до 1500 - 2000км. В среднем, к примеру, обслуживание горного велосипеда, включающую в себя переборку всех узлов, рекомендуется производить по окончании каждого сезона.

Значительно сократить расходы на велоремонт, помимо ежегодной профилактики, поможет регулярный осмотр основных механизмов.

Текущий контроль

Несложную проверку технического состояния важнейших систем можно проводить самостоятельно, не затрачивая на это много времени. Если велосипед используется постоянно, то утром перед выездом, или вечером, после окончания поездок, желательно проверить следующие узлы:

Рулевую колонку - зафиксируйте переднее колесо тормозом, после чего покачивайте велосипед вперед-назад, держа ладонь на стыке чашки и крышки рулевой колонки. В этом месте люфт не должен ощущаться;

Кареточный узел - взявшись руками за шатуны, попытайтесь покачать механизм. Люфт не должен ощущаться ни в одном из соединений;

Втулки колес - удерживая велосипед в вертикальном положении, попытайтесь покачать колеса, взявшись за покрышку. Люфт не должен ощущаться;

Тормозная система - поочередно поднимите колеса и проверьте, не задевают ли за покрышку (обод, тормозной диск) колодки. Также обратите внимание на люфт в тормозных рычагах - он может присутствовать, но не должен быть сильно большим. Убедитесь, что износ колодок не превышает установленных пределов: для ободных систем - должны наблюдаться поперечные долы, толщина накладок для дисковых тормозов - не менее 1мм;

Цепь - при контроле она должна находиться на большой ведущей звездочке. Попробуйте оттянуть цепь вперед насколько возможно. Звенья не должны сходить с зубьев больше, чем наполовину.

Если при осмотре обнаружатся отклонения от нормы (люфты, повышенный износ и т.п.) необходимо немедленно устранить проблему самостоятельно или обратиться в мастерскую, где качественно осуществляют ремонт велосипедов.

Регулярное обслуживание

Увеличить срок службы узлов и деталей, подверженных естественному износу, позволит регулярное техническое обслуживание велосипеда. В его рамках выполняются следующие работы:

Проверка давления в шинах - сниженное давление приводит к ускоренному износу шин, повышенному сопротивлению качению, а также возрастает риск повреждения обода при езде по неровным поверхностям;

Контроль геометрии обода - в случае, если при вращении колеса заметны колебания боковой поверхности обода (не шины!), превышающие 0,5 - 2,5мм, следует обратиться в мастерскую, где выполнят подтяжку спиц для устранения дефекта. Биение обода приводит к нарушениям в работе тормозов и ускоренному износу втулки колеса;

Проверка резьбовых соединений - очищайте их от попадающей грязи, проверяйте, не ослабли ли гайки;

Амортизаторы - очищайте пыльники от попадающей на них грязи и лишней смазки. В масляных амортизаторах следует производить замену рабочей жидкости в среднем раз в два года. При интенсивной эксплуатации - раз в год;

Цепь - очищайте и смазывайте звенья в процессе эксплуатации. Своевременно производите замену цепи - ее ресурс (в зависимости от типа велосипеда и его уровня) находится в пределах от 700 до 2 000км. Поездки с растянутой цепью приводят к ускоренному износу звездочек (особенно ведомого блока), что оборачивается дорогостоящим ремонтом.

Консервация - по окончании сезона очистите все поверхности узлов и деталей велосипеда от загрязнений, смажьте цепь, понизьте давление в шинах до 1 атм. Раму можно покрыть средством для защиты лакокрасочных поверхностей. Хранить велосипед лучше в подвешенном состоянии.

Главной задачей каждого велосипедиста есть обеспечение собственной безопасности при выезде на дорогу. Иногда с виду полностью исправное транспортное средство может требовать проведения ремонта отдельных его частей, смазывания деталей, накачивания колес или замены покрышек. Профессиональный сервис по приведению в порядок велосипедов до начала сезона Veloremont позволит ездить не задумываясь о своей безопасности.

Профессиональный ремонт велосипедов

Многие владельцы стараются самостоятельно осуществить ремонт колеса велосипеда, цепи, тормозов и т.д. Часто это вызывает большие трудности, ведь для правильной сборки и устранения конкретных неполадок необходимы определенный опыт, соответствующее оборудование и набор инструментов. Помимо этого, не зная особенностей производства отечественных и зарубежных моделей можно помимо одной проблемы создать еще одну новую. Именно поэтому лучше предоставить такую миссию специалистам, которые сделают все по высшему разряду.

Личное удобство велосипедиста зависит от того, каким образом настроены его основные части. При регулировке седла и педалей важно учитывать рост хозяина. Удивлены что такая деталь тоже может влиять на качество езды? Мастера помогут создать максимально комфортные условия передвижения и расскажут секреты ухода за велосипедом.

Вы еще сомневаетесь стоит ли обращаться в мастерскую или проводить ремонт втулки велосипеда, цепи, тормозной системы или прочего самостоятельно? Тогда приведем несколько аргументов, почему таки лучше отдать предпочтение специалистам:

При возникновении внепланового выезда оказалось, что двухколесное транспортное средство требует ремонта, а нужных инструментов для починки нет – не беда, мастерская поможет срочно привести велосипед в порядок, без надобности откладывать важные дела на потом.
Руль не слушается и слышен странный звук – что делать? Обратиться к специалистам с большим опытом работы, они быстро найдут причину и выполнят ремонт шоссе велосипеда или другой части за короткий срок.
Вы думаете, что услуги профессионалов стоят дорого? Тогда мы вас порадуем: иногда они обходятся в разы дешевле, нежели устранение ошибок, допущенных при самостоятельной починке.
Опять что-то пошло не так? Квалифицированная поддержка, техническое обслуживание велосипедов в мастерской не даст повода переживать и поможет продлить срок эксплуатации транспортного средства.
Ремонт камеры велосипеда может показаться самой простой задачей, которую может выполнить любой. Однако это не так. Нужно уметь правильно снять шину и покрышку, продиагностировать причину неисправности, отремонтировать и собрать. Для этого может понадобиться специальное оборудование и инструменты. Люди, выполняющие такую работу ежедневно не допустят ошибок. А сможет ли гарантировать такое высокое качество выполнения ремонтных работ человек, что впервые взялся за это? Скорей всего, что нет.

Освободить себя от лишних переживаний о своей безопасности после выполнения таких манипуляций позволит только опытный специалист, которого можно найти в сервисе Veloremont.

Велосипедный сервис

А знаете ли вы, что велосипед требует технического обслуживания и диагностики точно так же, как и автомобиль? От этого зависит качество езды и готовность к преодолению разных маршрутов.

Веломастерская имеет широкий спектр услуг и позволяет комплексно привести в порядок транспортное средство. Специалисты высшего разряда готовы выполнить:

проверку всех частей велосипеда на наличие неисправностей и их устранить;
установку желаемого дополнительного оборудования, замену и усовершенствование аксессуарами, полную модернизацию внешнего вида;
реконструировать старую модель и сделать с нее современный велосипед;
подготовить к сезонным выездам за короткий период времени;
отрегулировать коробку передач, наладить работу тормозной системы, проверить давление в колесах, устранить причины люфта и нехарактерных звуков;
совершить ремонт каретки велосипеда;
исправить неровности колес, заменить вышедшие из строя детали на новые оригинальные запчасти;
очистить и при надобности провести ремонт цепи велосипеда;
смазать движущиеся части и соединения.

Наши преимущества

Велосервис Veloremont уже более восьми лет занимается профессиональным обслуживанием и устранением неполадок разного рода. Мы готовы взять в работу велосипеды самых разнообразных марок и производителей. Ценовая политика компании очень лояльна, что не заставляет клиентов долго размышлять куда завести своего двухколесного “друга”, если понадобился ремонт амортизаторов велосипеда или возникли проблемы с управлением. Обращаясь к нам, каждый посетитель имеет возможность воспользоваться рядом преимуществ, среди которых:

проведение диагностики всех узлов совершенно бесплатно, при этом разбирать транспортное средство совсем не придется;
недорогое обслуживание и низкие цены на проведение всех видов работ с гарантией качества;
оперативное выполнение заказов, трата минимального количества времени на приведение в порядок транспортного средства;
возможность выбора самого удобного местоположения сервиса из пяти точек в Москве;
доставка транспортного средства в мастерскую и обратно в случае, если клиент не может самостоятельно привезти его;
выезд специалиста на дом, чтоб совершить ремонт педали велосипеда, шин, руля и других несложных поломок.
Кроме того, мы выполним качественно покраску велосипедов в Москве, цена которой будет более, чем лояльной. Сервис Велоремонт предоставит каждому гарантийный срок на проведенные работы.

Подарите своему велосипеду новую жизнь и обеспечьте себе комфортное и безопасное передвижение в любых направлениях. Мы позаботимся об удовлетворении каждого пожелания нашего клиента и превратим его транспорт в современный байк.

Любой велосипед не только приносит удовольствие и пользу от катания, но еще и требует соответствующего ухода (необходимого не только перед началом велосезона, но и в промежутках между активными/длительными поездками, а так же перед отправкой своего двухколесного спутника на зимнюю стоянку).

Большинство современных моделей отличается хорошей устойчивостью к неблагоприятным условиям, тем не менее обеспечивать соблюдение требований правильной эксплуатации все же необходимо. Если этого не делать то, неизбежно попадающие на ходовую часть грязь, грунт и песок – рано или поздно приведут к поломке и, как следствие, – к дорогостоящему ремонту.

К примеру, обычная дорожная пыль, когда она смешивается со смазкой на цепи – превращается в опасный абразив, затрудняющий движение и значительно повреждающий звенья цепи. Песок, попадающий во втулку – изнашивает подшипники гораздо быстрее и сильнее, чем самая небрежная езда по бездорожью или пара сотен километров по экстремальным трассам… Кроме того, поскольку со временем любая статичная часть в конструкции постепенно разбалтывается – все резьбовые болты, втулки, вилки, шатуны нужно своевременно подтягивать…

Средства ухода за велосипедом

Если арсенал всех ваших средств для мойки, чистки и смазки велосипеда ограничивается флакончиком керосина, горсткой старых тряпок и баночкой обычного солидола, вы – «плохой хозяин» своему двухколесному ТС. Чтобы аппарат с такой несложной (на первый взгляд) конструкцией служил надежно и обходился без ремонта как можно дольше – нужно обеспечить ему достойный уход «не хуже, чем за автомобилем».

Вот какие средства помогут вам стать «хорошим хозяином»:

  • Специальные велошампуни – это ряд жидких моющих средств, в составе которых нередко присутствует небольшой процент слабых растворителей, достаточно эффективных для удаления маслосодержащей грязи. Например, «велосипедные» линейки Daytona или Hanseline – оптимальный вариант для мытья деталей из карбона и/или окрашенного металла… впрочем и практически любой автошампунь (с неагрессивным составом) легко справится с обычной дорожной грязью.
  • Очищающие спреи – средства, незаменимые для отмывания застарелой грязи и участков с сильными маслянистыми загрязнениями. Например, Birzman (отличающейся своей универсальностью) не только хорошо отмоет участки с накопившейся грязью, но и удалит ржавчину и одновременно смажет трущиеся пары. Обычно спреи наносятся на несколько минут (время зависит от марки средства и его состава), после чего смываются теплой водой и мягкой губкой (но для очистки труднодоступных мест можно воспользоваться длинноворсовой щеткой с утолщенной щетиной).
  • Обезжириватели – специальные очищающие средства для обработки (чистки, мойки) цепи и практически всех подвижных узлов трансмиссии, безотказная работа которых во многом зависит от их чистоты. Например, линейки марок Force или BikeLab способны удалять даже битумные пятна, не говоря об избавлении от старой смазки втулок, вилок, рулевой колонки и прочих «труднодоступных мест».
  • Смазки – при попытке сориентироваться в широчайшем выборе смазочных средств нужно непременно учитывать немаловажный нюанс насчет содержания в них солидола (который «притягивает» разнообразную грязь и при этом очень плохо отмывается) и лития (разъедающего алюминиевые детали). А в целом и общем на выбор велосипедиста традиционно представлено несколько видов смазок, самые универсальные из которых – аэрозольные, подходящие как для любых погодных условий, так и для любых типов велосипедов (простые и удобные в использовании, они обычно выпускаются в эргономичных емкостях и оснащаются специальной насадкой – упрощающей обработку цепи и других подвижных узлов). При этом:
    • жидкие смазки – годятся только для цепей,
    • кальциевые – более дорогие, но отличаются длительной службой, хорошими показателями устойчивости к температурным перепадам и достаточно высокой степенью защиты от коррозии,
    • силиконовые смазки (расцениваемые как нечто среднее между «бюджетным» и «элитным» вариантами) – надежны, долговечны и весьма экономичны (они отлично защищают узлы от влаги и обладают хорошими пылеотталкивающими свойствами),
    • и все же лучшими, по мнению бывалых велосипедистов, считаются тефлоновые смазки (благодаря их высокой проникающей способности и беспрецедентной износостойкости) – они прекрасно выдерживают высокое давление и долго сохраняются на узлах, а благодаря присутствующему в составе антистатику пыль на смазанные детали практически не налипает.

Такая подборка «мыльно-рыльных» средств для велосипеда не должна казаться вам перебором – потому, что при каждой «процедуре ухода» должно быть применено средство, именно для этого и предназначенное. Чуть ниже мы расскажем о тонкостях обслуживания велосипеда (как регулярного, так и планового), а пока напомним и о значимости правильно подобранного инструментария.

Базовый набор инструментов

Если вы голодны, то сможете насытиться даже и без ложки/вилки, но велосипедист, пытающийся устранить неисправность «голыми руками» – так же бесполезен, как и стоматолог для пациента, когда пытается ему помочь, не имея под рукой соответствующего оснащения. Чтобы быть действительно способным позаботиться о своем двухколесном друге – вооружитесь хотя бы самыми нужными инструментами.

В необходимый минимум входят:

  • Два молотка – один из них должен быть массой не более 200 г, а ориентировочный вес второго – 500-600 г. Иногда они используются поочередно, иногда одновременно, но в целом нужны для выправления деформированных деталей, забивания/выбивания клинков, шайбочек, болтов и т. д.
  • Тиски – выбирайте модель с мобильной фиксацией как к верстаку, так и обычному столу. Они необходимы в большинстве видов работ, поскольку позволяют надежно закрепить любую деталь в самом удобном для обработки положении и на оптимальном для лучшего обзора расстоянии.
  • Пассатижи-плоскогубцы – рабочие плоскости этого инструмента должны быть оснащены зубчатыми выемками, облегчающими захват круглых и/или скользких (из-за смазки) деталей.
  • Две отвертки – одна должна быть с прямым шлицем (длина лезвия около 5-7 мм), а вторая – с крестообразной головкой (примерно такого же размера).
  • Бородок с толщиной наконечника не более 2 мм. Вырубать или пробивать вы им ничего не будете, но при расклепке цепи (когда понадобится аккуратно выбить штифт) – он окажется весьма полезным.
  • Два напильника – один должен быть полукруглым, а второй – обычным трехгранным. Выбирайте так называемые личные модели (то есть со средней насечкой, обычно это №2 или №3). Они пригодятся для обработки, например, седельного замка (когда «родные» насечки сотрутся и потребуется пропилить новые), а еще без такого инструмента не обойтись после подтягивания спиц (когда приходится обрабатывать их выступающие концы)… да и во многих других ситуациях.
  • Гаечные ключи – один большой разводного типа и набор шестигранников.

К этому списку можно было бы добавить еще одну позицию – не совсем инструмент в прямом смысле, а скорее «девайс», – это эргономичная щетка для цепи/кассеты, особо рекомендуемая бывалыми велосипедистами. Делаются такие гаджеты из износостойкой и жесткой нейлоновой щетины различной толщины и весьма эффективно справляются со своим предназначением – если уж не превращая помывку цепи и кассеты в «сплошное удовольствие», так по крайней мере делая эту процедуру не столь утомительной.

«Ситуационный» уход за велосипедом

С чисткой велосипеда после езды в сухую погоду обычно проблем не бывает – достаточно мягкой щетки, которой нужно пройтись по «труднодоступным местам», и пары-тройки сухих тряпок для смахивания пыли и частиц грунта. Но если во время выезда вы попали под дождь или вам пришлось преодолевать болотистые участки – вашему двухколесному спутнику потребуется гораздо больше внимания.

Давайте рассмотрим, что должно входить в, так называемый, ситуационный уход и как правильно его осуществлять:

  • Мытье – если рама и ходовые компоненты всегда чистые, то вы можете быть уверены, что ваш велосипед защищен не только от коррозии, но и от неправильной работы важных узлов, особенно системы переключения.
    Мыть байк нужно только специальными средствами. В противном случае можно удалить смазку там, где ее наличие крайне важно, и заодно повредить уплотнители на втулках.
    Не пользуйтесь шлангом и тем более автомойками (где вода подается под большим напором) – потому что на некоторые узлы (например, в рулевую колонку и каретку) влага вообще не должна попадать.
    Просто слегка обдайте обода и раму теплой водой и оставьте «отмокать» на несколько минут. Затем аккуратно смойте нашлепки грязи и частицы песка мягкой щеткой, губкой или ворсистой салфеткой, протрите насколько это возможно и оставьте машину для естественной просушки. Этот момент важен, поскольку смазывать велосипед нужно только чистым и полностью сухим.
  • Смазка – если при езде в нормальных условиях и в спокойном темпе велосипед достаточно смазывать один раз на каждые 100-150 км, то после контакта с водой или грязью делать это нужно сразу после поездки. Все узлы трения и вращения (особенно цепь и каретку) нужно сперва отмыть и очистить от старой смазки, хорошенько просушить, и лишь затем заново смазать.
  • Настройка – мероприятия по проверке и регулировке основных узлов должны осуществляться на регулярной основе (хотя бы раз в декаду). Но после «внеплановой» ухаживающей процедуры (с помывкой и смазкой) – велосипеду потребуется тщательный осмотр и настройка, как минимум, трансмиссии и тормозов (подробнее об этом – чуть ниже).

Эти требования к уходу практически универсальны. По крайней мере, они актуальны для самых распространенных типов велосипедов – городских, шоссейных, туристических и горных. Сами мероприятия совершенно не сложные – так что никакой необходимости обращаться к веломастерам не возникнет.

Плановое обслуживание велосипеда

В любой модели велосипеда, даже в «самой крутой», есть узлы и детали, которые быстро изнашиваются и часто нуждаются в ремонте/обслуживании. Постоянный мониторинг технического состояния в сочетании с соответствующим обслуживанием – значительно улучшат «состояние здоровья» вашего «железного коня» и, одновременно, обеспечат вам должную безопасность во время активного катания.

Глобальную проверку исправности велосипеда нужно осуществлять дважды в год: весной (перед началом велосезона) и осенью (когда будете готовить байк к консервации на зиму). Такая процедура не должна ограничиваться только визуальным осмотром – «машину» нужно разобрать, почистить узлы и подвижные детали, смазать все резьбовые соединения, отремонтировать либо заменить износившиеся детали.

Важно! Управление основными узлами (трансмиссией и тормозами) осуществляется посредством крепких стальных плетеных тросов, но даже они немного растягиваются со временем и нуждаются в регулировке, поэтому нужно проверять степень их натяжения хотя бы раз в месяц.

А теперь – о работе, посильной даже для непрофессионалов, и способах разрешения наиболее часто возникающих проблем с основными механизмами и деталями любого велосипеда:

  • Амортизационная вилка . Этот узел чаще всего выходит из строя из-за грязного масла или его выработки (закономерно приводящей к ухудшению рабочих свойств). Другая «популярная проблема» – преждевременный износ манжет (сальников) и прочих деталей вилки, спровоцированный неправильной или слишком длительной работой без техобслуживания.
    • Чистить и смазывать «ноги» нужно каждые 150~200 км езды по нормальным покрытиям и каждые 100 км – по плохим.
    • Осматривать «штаны» вилки (на предмет выявления трещин) нужно после наката не более 350~400 км, а смазывать сальники с переборкой – каждые 500~800 км.
    • Если вилка масляная – менять масло нужно как минимум раз в год.
  • Втулки. Именно от этих деталей, обеспечивающих статичное закрепление оси на кронштейнах (дропаутах), зависит равномерность, плавность и легкость вращения колеса. Если смазки недостаточно или она сильно загрязнена – это неизбежно приводит к повышенному трению подшипников и затрудненному вращению. Колесо начинает болтаться, появляется заметный люфт, иногда – скрежет и даже хруст. Для устранения этих проблем нужно снять втулку, вынуть подшипники, выдуть загрязнения из пустого корпуса, тщательно протереть керосином внутренние стенки, дать просохнуть, а потом нанести ватной палочкой или узкой кисточкой новую смазку тонким слоем. Затем собрать узел, вернув на свои места ось, конусы, подшипники (таким же образом промытые и смазанные). Затяните крепежную гайку и проверьте ход втулки. Если все в порядке – верните колесо на дропауты – оно должно вращаться совершенно беззвучно и легко.
  • Трансмиссия . Износ этого важного даже не узла, а целой системы, предсказать очень сложно – поскольку она представляет собой довольно широкую вариативность разных металлов: начиная с твердой стали цепи (распределяющей беспрерывную нагрузку) и заканчивая мягкими сплавами ведущих звездочек (где зубья истираются в острые волны, а велосипедист может этого и не заметить, пока цепь не начнет проскальзывать и существенно вредить системам переключения).
    1. Для начала нужно хорошенько очистить и помыть цепь, звездочки и все остальное.
    2. Затем пройдитесь по всей трансмиссии чистящим средством с обезжиривателем и дайте ей высохнуть.
    3. Измерив износ цепи – примите решение, нужно ли ее заменить или только подтянуть (оптимальная периодичность замены цепи – каждая 1000 км или, при аккуратной эксплуатации, 1500~1800 км).
    4. Осмотрев ведущие звезды и убедившись, что на них нет изгибов и деформированных зубьев – почистите паук и звездочки, обработайте их противозадирной смазкой.
    5. Затем осмотрите кластер кассеты на предмет износа, промойте и смажьте весь узел.
  • Тормоза . Надежные и беспроблемно работающие тормоза – гарантия безопасности велосипедиста.
    • Если заметили, что ручка начала касаться руля – усильте натяжение тормозного троса, слегка затянув фигурные болты.
    • Если на вашем аппарате тормоза системы V-Brake (то есть просто ободные) – проверять их и настраивать нужно ежеквартально (для профилактики) и «ситуационно» (каждый раз после езды в дождь и/или по плохому покрытию и после продолжительного простоя). Отрегулировать положение колодок на ободе можно элементарно – посредством болта и нескольких шайб, предварительно ослабив тормозной трос и задав нужное положение колодок.
    • В случае с дисковыми и гидравлическими тормозами – все проще: регулировать их нужно таким же образом, но только «ситуационно» (например, при появлении посторонних звуков или других признаков некорректной работы).

Вместо заключения хотелось бы подчеркнуть, что представленные выше рекомендации носят обобщенный характер, поскольку каждый тип велосипедов нуждается в особом подходе. Главное – не откладывать осмотр и обслуживание «на завтра», а так же не пренебрегать элементарными требованиями правильной эксплуатации.