Изготовление конных телег. Процесс изготовления разных видов телег для лошади. Необходимые материалы и их количество

XXI век, конечно же, не век гужевого (конного) транспорта. Однако для тех, кто живёт в сельской местности, где нет автозаправочных станций на много вёрст окрест, этот вездеходный и всесезонный транспорт остаётся до сих пор насущным и востребованным. Можно бы ещё сказать, что названный вид перевозочных средств – экологический, но в сельской местности это большого значения не имеет. Хотя стоит отметить, что в результате работы получаются не вредные выбросы в атмосферу (к примеру, как от автомобилей), а полезные – в почву.

Многие народности к тому же не мыслят себе жизнь без лошадей в силу традиций, а потому «въехали» на такой телеге и в XXI век. Особенно популярен и даже кажется вечным гужевой транспорт у наших местных казахов. Продолжая традиции своего народа, друзья-казахи круглый год возят на своих лошадках навоз и урожай, стройматериалы и топливо.

В стране ещё есть предприятия, изготавливающие на промышленной основе и «лошадиные прицепы». Но это большей частью различные экипажи и кареты, а если скажем, телеги – то декоративные, годные только в качестве разве что старинного украшения дачного участка (правда, почти по цене подержанного отечественного автомобиля). Но на них не то чтобы грузы возить, а и сесть-то не безопасно – развалятся.

Между тем, большое количество запросов на конструкцию телеги встречал и в Интернете, а вот ответов на них – совсем немного, да и то без чертежей. Даже на сайте фермеров информации о гужевых повозках, а точнее об их конструкции, нет. С желанием осветить данный пробел я и перенёс на бумагу конструкцию простой современной телеги, знакомство с которой у меня состоялось несколько лет назад при восстановительном ремонте этого транспортного средства у приятеля-казаха.

Телега на колёсах с пневматическими шинами, безрессорная, грузовая, одноконная, оглобельная. При всей классичности и рациональности конструкции некоторые детали и узлы даже на глаз выглядели откровенно слабыми. По-видимому, «клепали» её из того, что было, а стыковочные узлы деталей сваривали как могли. Как инженер-конструктор, я не стал слепо воспроизводить на бумаге упомянутую телегу со всеми её недостатками, а постарался исключить их, но всё же максимально придерживаясь имеющейся конструкции. Поэтому конфигурация некоторых узлов и деталей (или сортамент их материала) на чертежах могут не совпадать с теми же элементами на фотографиях, которые приведены для наглядности.

Прежде чем приступить к описанию конструкции телеги, следует определиться с терминологией. При всей похожести конструкций, названия деталей и узлов одного и того же назначения зачастую отличаются не только у разных народностей и в различных местностях, но и в разных словарях. Поэтому при повествовании буду придерживаться словаря великорусского живого языка Владимира Ивановича Даля и начну с конструкции телеги, созданной и описанной ещё нашими предками.

Телега – одноконный оглобельный воз, четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Довелось быть свидетелем, как в гружёную телегу «впрягались» четверо мужчин и перевозили её на довольно значительное расстояние.

Обычная гужевая телега состоит из хода и кузова. Между ними установлены промежуточные детали – ручи-цы, выполненные по форме кузова. В свою очередь, ход состоит из двух осей с надосниками (усилителями осей); четырёх колёс (по два на каждой оси), причём передние меньшего диаметра, чем задние; двух подушек-стоек («по-автомобильному» – жёсткой подвески) – передней и задней и лисицы (связь между осями: чаще называемые как роспуск, развод), врезанной в обе подушки. Один из концов лисицы скреплён с подушкой наглухо, второй же – с возможностью переустановки другой подушки вдоль неё для изменения расстояния между осями (длины телеги). «Глухой» конец лисицы может для надёжности раскрепляться укосинами. Передняя подушка соединена с передней осью через поворотный круг шкворнем (штырь, сердечник, курок), что даёт возможность оси поворачиваться на шкворне. К плечам передней оси шарнирно присоединены оглобли, которые ещё дополнительно соединены с концами оси тяжами. Для этого на оглоблях закреплены гребёнки, на которые и надеваются верхние петли тяжей, а на осях их нижние петли притыкаются чеками.

Большинство узлов конструкции телеги – деревянные и только крепёжные детали, оси да ободья колёс – стальные.

Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).

В отличие от старинных сельских моделей, в современной телеге достаточно много металлических деталей, в основном – силовые элементы. Да и колёса не деревянные со стальными бандажами-ободьями, а от сельскохозяйственной техники или автомобильные – с пневматическими шинами.

1– съёмные борта кузова (доска s20); 2 – съёмное мягкое сиденье (2 шт.); 3 – окантовка грузовой площадки-полога (брусок 50×40); 4 – грузовая площадка-полог (доска s30); 5 – подложка-ручица (брус 54×50, 4 шт.); 6 – рама (металлический профиль разного сортамента); 7 – колесо 5х 10″ d292 (от сельхозтехники, 4 шт.); 8 – строповочное кольцо (проволока d10); 9 – пластина тяжа (сталь, лист s6, 2 шт.); 10 – крючок тяжа (проволока d10, 2 шт.); 11 – тяж (проволока d6, 2 шт.); 12 – петля тяжа (проволока d10, 2шт.); 13 – регулировочная гребёнка (стальной уголок 30×30, 2 шт.); 14 – оглобля (дерево твёрдых лиственных пород, жердь d60, 2 шт.); 15 – ограничитель гужа хомута (транспортёрная лента s10,2 шт.); 16 – шарнир (кронштейн, скоба и ось – болт М 18×100) крепления оглобли к передней оси; 17 – поворотный круг; 18 – задняя ось в сборе; 19 – передняя ось в сборе; 20 – прокладка (войлок s10, пропитанный литолом); 21 – шкворень (болт М20х100)

1 – поперечный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 2 – продольный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 3 – лонжерон (труба 60x40x3,2 шт.); 4 – срединная поперечина (труба 60x40x3); 5 – передний подкос (труба 60x40x3,2 шт.); 6 – верхняя часть поворотного круга (стальной лист s10); 7 – задняя стойка (труба 60x40x3,2 Шт.)

1 – ось (стальная труба 048×3); 2 – наконечник оси (Ст.45, круг 48,2 шт.); 3 – надосник-усилитель (швеллер № 6,5); 4 – нижняя часть поворотного круга); 5 – кронштейн шарнирного крепления оглобли (стальной лист б6); 6 – пневматическая шина колеса (2 шт.); 7 – диск колеса d102 / 4,00» (2 шт.); 8 – фланец крепления диска колеса к ступице; 9 – ступица; 10 – внутренний подшипник качения (2 шт.); 11 – наружный подшипник качения (2 шт.); 12 – гайки и контргайки (8 шт.); 13 – пластина подсоединения тяжа к оси (2 шт.)

Простота конструкции и доступность материалов позволяют изготовить такое транспортное средство и опытному самодельщику. Все применённые материалы могут быть заменены на подходящие. Сталь – на алюминий или нержавейку, сосна – на берёзу или дуб, швеллер – на трубу или уголок и т.д.

Это возможно из-за отсутствия специального государственного стандарта по гужевому транспорту. Поэтому после приобретения лошади можно её запрягать в телегу и ехать в любом виде в любую сторону, где только движение гужевого транспорта не запрещено, не требуется даже водительское удостоверение и номерной знак!

О конской сбруе говорить не буду: в ней есть много чего такого, что под силу изготовить только мастерам этого дела – шорникам.

Оптимальность габаритных размеров, высоты грузовой площадки и «отточенность» конструкции определены и проверены десятилетиями и даже веками и изменять их надо разве что при большой необходимости.

Современная телега состоит большей частью из тех же, но нескольких (и несколько изменённых) других узлов и деталей.

Рама. Обычно она теперь сварная и изготавливается из стальных прокатных или штампованных (гнутых) профилей различного сортамента. Состоит, как правило, из обвязки, лонжеронов и поперечин (одной или нескольких). К раме приварены передние (наклонные) и задние (вертикальные) стойки, раскреплённые подкосами, к передней стойке снизу приварен верхний поворотный круг. В современной гужевой повозке рама заменяет и лисицу, и подушки, и дроги. В описываемой конструкции в П-образный профиль обвязки вкладываются подходящие деревянные бруски – к ним впоследствии крепятся доски настила грузовой платформы.

Передняя ось сохранила не только своё назначение, но и, в принципе, -конструкцию. Однако в сборе со ступицами, подшипниками качения, колёсами на пневматических шинах этот узел вполне можно именовать по-автомобильному – передний мост. Основная часть оси изготовлена из трубы наружным диаметром 48 мм и усилена наложенным сверху и приваренным к ней П-образным профилем. Наконечники оси – от той же сельхозтехники, внутренние их концы проточены под внутренний диаметр трубы оси, вставлены в неё и приварены по кругу. Кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг остались прежними. Колёса, как правило, не очень большого диаметра (в данном случае размерами 5×10″),

чтобы лошади было легче их поворачивать и они могли заходить под раму при крутых (малого радиуса) поворотах – от сельскохозяйственной техники или автомобильные.

Задняя ось по конструкции и размерам идентична передней оси, только у неё отсутствуют кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг. Колеса на пневматических шинах могут быть такого же типоразмера, что и передние, или большего.

Войлочный промасленный круг толщиной около 10 мм, устанавливаемый между верхним (рамы) и нижним (передней оси) поворотными кругами работает как подшипник скольжения при поворотах и даже как амортизатор – в поездках. Напрашивается замена данного узла на радиальноупорный подшипник, но при этом усложняется конструкция.

Пара оглоблей в сборе с шарнирами, гребёнками и тяжами остаются классическими. А вот материалы могут быть применены и современные, подходящие.

Кузов изготавливается под предполагаемые перевозки, но наиболее универсальным является платформенного типа, представляющий собой полок – плоскую или слегка вогнутую грузопассажирскую площадку (чаще всего – из досок). Площадка оборудуется дощатыми съёмными или откидными бортами и мягкими съёмными сиденьями. В пассажирском варианте в качестве повозки приспосабливаются даже кузова легковых автомобилей.

Самое же трудное, но потому и интересное для конструктора: при попытке улучшить народную конструк-

цию (например, сделать самосвальный кузов) автоматически происходит увеличение массы, что не очень-то хорошо для рабочей лошадки! Если же сварить облегчённую прочную раму из лёгких сплавов (к примеру, из хромансильевых или титановых) – то очень поднимается цена, что совсем не нравится хозяину. Поэтому постарался усилить слабые места качественными сварными швами и небольшими подкосами и косынками.

Заканчивая рассказ, отмечу, что современную гужевую повозку необходимо снабдить хотя бы простыми и дешёвыми световыми сигнальными приборами: парой световозвращателей белого цвета – по бокам спереди, а сзади – парой красных. В тёмное же время суток или в условиях плохой видимости надо использовать сигнальные фонари (или один комбинированный) с соответствующими огнями.

Лошади - универсальные сельскохозяйственные животные, которые помогают своим владельцам обрабатывать землю и перевозить грузы вне деревни. В последнем случае в дополнение к лошади должна использоваться специальная повозка на колёсах, именуемая в народе «телегой». Вместе с животным она становится гужевым транспортом и может применяться для перемещения по дорогам общего пользования. Именно по этой причине каждому фермеру полезно будет узнать об особенностях самостоятельного создания такой конструкции.

Сфера использования телеги

Устройство конной телеги и особенности её конструкции напрямую зависят от цели использования готового изделия. К примеру, для перевозки людей по дорогам общественного назначения внутри повозки придётся установить удобные скамейки и ручки, а снаружи - светоотражатели. Борты такой конструкции должны быть довольно высокими, чтобы защищать пассажиров от пыли и камешков, вылетающих из-под колёс проезжающих мимо машин.

Если телега используется только для транспортировки сена или соломы, тогда её основание можно выполнить из пиломатериалов, не сильно заботясь о прочности конструкции. Неплохим вариантом в этом случае будут хорошо просушенные лиственные породы деревьев (только не хвойные). Для перевозки габаритных и тяжёлых грузов подойдут телеги с крепким каркасом и металлическим основанием, установленным на крепкие опоры колёс. При сооружении такой конструкции можно использовать практически любое сырьё, главное, чтобы оно отвечало всем требованиям к прочности.

В отдельных случаях лошадей могут запрягать в телеги, предназначенные для конных прогулок по городу. Разумеется, в таких ситуациях внешний вид конструкции играет не последнюю роль в выборе, поэтому желательно, чтобы все элементы повозки были выполнены только из качественной древесины, прошедшей соответствующую обработку.

Знаете ли вы? Если верить утверждениям историков, то первая лошадь появилась примерно 60 млн лет назад и весила всего 5 кг при росте 35 см. Именно её зоологи назвали эогиппусом.

Неплохим декоративным материалом также считается пластик, которым можно дополнить общий вид или сделать акцент на конкретных элементах телеги. Отдельно можно выделить телеги, использующиеся для упряжи коней в зимнее время. В отличие от стандартных колёсных вариантов, они не имеют осей, но это не мешает им развивать скорость около 6 км/час.

Виды телеги для лошади

«Телега» или «подвода» - общие названия для гужевых повозок с четырьмя колёсами. Обычно в них впрягают лошадей, но иногда встречаются случаи использования мулов, буйволов и волов. Чаще всего основным материалом для изготовления такого вида транспорта служит древесина, причём нередко всю конструкцию ставят на такие же деревянные колёса.

Подводы с резиновыми пневматическими колёсами и оглобельной упряжкой - более современный вариант телег, грузоподъёмность которых составляет примерно 750 кг. Вес самой телеги может колебаться в пределах 250–300 кг, ведь многое тут зависит от конкретного вида конструкции. Основными разновидностями считаются следующие.

Тележка - специально оборудованная телега для перевозки людей. В её конструкции изначально предусмотрены сиденья для пассажиров и извозчика, а также могут использоваться ручки, установленные на внутреннюю часть бортиков для большей безопасности пассажиров при передвижении. Колёса тележек изготавливаются только из пневматических шин, поскольку им приходится ездить и по твёрдому дорожному покрытию.

Под этим термином принято понимать длинную телегу, передняя и задняя части которой соединены длинными продольными досками или брусьями, с поперечно уложенными на них металлическими листами. Дроги не имеют кузова и в былые времена использовались как погребальные колесницы для транспортировки тел умерших к месту погребения. Сегодня такой вариант телеги отлично подходит для перевозки габаритных грузов, в том числе и стогов сена, конечно, если владелец правильно закрепит их на поверхности.

Эту разновидность телег чаще остальных используют для перевозки тяжёлых грузов. Её кузов выполнен в виде сплошного деревянного основания, на которое укладывают груз, при необходимости закрепляя его. Платформу полока можно изготовить из прочной древесины: в продольном направлении доски укладываются очень близко друг к другу, а по сторонам скрепляются поперечными, более короткими, деревянными элементами. Всю конструкцию желательно установить на прочную металлическую раму с хорошей амортизацией, а в виде колёс использовать резиновые надувные шины.

Экипаж представляет собой закрытую пассажирскую повозку, в конструкции которой предусмотрены рессоры. Она может быть одноосной (двухколёсной) и двухосной (четырёхколёсной), более или менее подвижной, что сказывается на манёвренности. К другим отличительным характеристикам между данными видами можно отнести:

  • различия в устойчивости конструкции;
  • вместительность кузовной части;
  • тип рессор;
  • грузоподъёмность.

Исходя из вида упряжи, экипажи оборудуются дышлом или оглоблями. В качестве колёс могут использоваться деревянные элементы, но они больше характерны для небольших экскурсионных экипажей на территории частных исторических музеев, а на остальных телегах устанавливают более удобные резиновые колёса.

Важно! Всегда заранее рассчитывайте примерный вес перевозимых в будущем грузов, что поможет подобрать наиболее подходящие материалы для изготовления телеги.

Как сделать телегу для лошади своими руками

Разные виды телег несложно найти в свободном доступе, но не все фермеры готовы платить за них тысячи рублей. Намного выгоднее изготовить их своими руками, особенно если вы уже имеете навыки «домашнего конструирования».

Размеры и чертежи

В самом простом варианте конная телега будет состоять из оси, рамы и навесной комплектации нужного размера. Что касается параметров готового изделия, то тут всё сугубо индивидуально и зависит от предназначения будущего транспортного средства. Для непродолжительных поездок и перевозки урожая достаточно общей длины 2,85–3 м, при ширине навесной части 1,46 м и ширине оси 1 м. Оптимальная высота повозки - 1 м, но при этом важно учитывать размеры лошади и цель использования телеги. Примерная схема такого изделия может иметь следующий вид:

Материалы и инструменты для работы

Далеко не у всех фермеров есть возможность обработки дерева различными способами, поэтому, чтобы облегчить себе задачу, в качестве колёсной базы лучше заранее подготовить металлические оси колёс, сварную раму и две пары шин (вместе с дисками) от любого автомобиля. Кроме того, в дополнение к ним вам также понадобятся:

  • деревянные доски (желательно из твёрдых пород древесины);
  • металлические трубы или профиль;
  • молоток;
  • гвозди;
  • металлические уголки;
  • сварочный аппарат и принадлежности к нему;
  • инструменты для работы с деревом.
Можете также подготовить шуроповёрт и длинные саморезы, с помощью которых можно лучше закрепить детали в местах стыков.

Важно! При выборе металлических уголков отдавайте предпочтение крупным и толстым изделиям, толщиной не менее 5 мм.

Поэтапность изготовления

Процесс изготовлениякаждой отдельной телеги имеет ряд особенностей и, в зависимости от используемых материалов, подразумевает совершенно разные действия. Однако общие этапы создания конструкции с готовыми автомобильными шинами будут выглядеть так:

  1. Изготовление ходовой части: колёсных осей и прочного рамного основания. Желательно, чтобы эти составляющие были полностью металлическими, выполненными из трубы или профиля.
  2. Создание неподвижной задней и движимой передней осей, прикреплённых к толстому металлическому штырю с помощью шайб.
  3. Изготовление специального крепления для дышла (если нужна дышловая запряжка). Оглобли (длинные деревянные брусья или железные трубы) должны двигаться в разные стороны, одновременно соединяясь с передней осью. Эту возможность и обеспечивает крепёжный механизм.
  4. Дополнительная фиксация оглоблей с помощью кронштейнов и их усиление тяжами (на роль этого элемента отлично подойдёт проволока, прикреплённая к оглобле и передней оси телеги).
  5. Установка колёс (на имеющееся основание нужно просто «надеть» подготовленные автомобильные колёса и зафиксировать их подходящими болтами).
  6. Создание основания повозки (кузовная часть). Из подготовленных досок нарезаются отрезки нужной длины, после чего сбиваются в цельную платформу и крепятся к раме. Если телеге нужны борта, то с правой стороны можно изготовить 4 продольные жерди, а сверху на них прикрепить продольные рейки. На несущей раме фиксируются цельные боковины, а задняя и передняя части закрываются съёмными деталями, что сделает процесс управления упряжью более удобным.

Видео: как сделать телегу для лошади своими руками

Как запрячь коня в телегу

Грамотное изготовление телеги - это только половина успешного выполнения задания, ведь чтобы справиться с транспортировкой людей или груза, необходимо ещё правильно запрячь коня.

Знаете ли вы? У лошадей очень хорошо развито чувство осязания, а самыми «чувствительными» органами в этом плане считаются губы и копыта. С их помощью животные отлично ориентируются на местности.

Обычно этот процесс не отличается повышенной сложностью и его нюансы больше зависят от типа конкретной конструкции, но, в целом, владельцу нужно ориентироваться на следующие этапы:

  1. Подготовка и очистка самого животного, контроль состояния отдельных компонентов упряжи: лошадь должна быть полностью здоровой, а все шлеи и соединяющие элементы крепкими и целыми (даже малейшие потёртости на ремнях могут стать причиной непредвиденных проблем в дороге).
  2. Подгон длины и выравнивание гужей (если вы не уделите этому вопросу должного внимания, сбруя искривится, и точность перемещения телеги будет нарушена).
  3. Комплектация сбруи. Соединённые с единым кольцом подбрюшник и чересседельник нужно закрепить на оглобле.
  4. Обмундирование лошади. Наденьте на неё хомут, узду и сиделку, только так, чтобы последняя оказалась закреплена в нижней части холки (при размещении на спине будет очень низко, а на холке - чересчур высоко). Наденьте на лошадь хомут, только так, чтобы он сначала был расположен клещами вверх, а затем его можно спустить на шею и перевернуть как надо (при необходимости разровняйте деталь). Теперь протяните по шее шлею и точно так же хорошо расправьте её. Все имеющиеся ремешки соедините с подходящими для них пряжками, затягивая их до тех пор, пока между этими элементами и седалищными буграми не останется места только для ладони.
  5. Завод лошади в оглоблю, что можно выполнить по-разному. В самом простом варианте животному нужно переступить через жердь, но если оно откажется это делать, тогда можно попробовать завести коня задом. Некоторые особи и на этот манёвр реагируют настороженно, поэтому если оба варианта не увенчались успехом, остаётся лишь накатать оглобли на стоящее животное. Последний вариант больше всего подходит для пугливых и молодых особей.
  6. Крепление дуги. Возьмите изделие и встаньте перед конём, смотря точно на него. Прислоните дугу к правой ноге животного, а затем путём перекручивания отрегулируйте длину гужа. Поставьте его рядом с краем оглобли, после чего вставьте левый край дуги в петлю гужа. Второй нужно перекинуть через оглоблю и закрепить так, чтобы она вышла зафиксированной в вырезе дуги, которая, в свою очередь, уже заняла место на шее коня. Теперь подойдите ко второй оглобле и выверните дугу выемкой к ней. Заложите гуж на оглоблю, а петлю на дугу. Хорошо затяните хомут, а супонь обмотайте вокруг клещей: после соединения они должны разместиться под прямым углом по отношению друг к другу.
  7. Завершающие мероприятия. Когда конь уже привязан к левой оглобле, остаётся лишь накинуть повод на шею животного, прикрепить темляк к гужу (только так, чтобы лошадь могла свободно поднять голову) и накинуть ремни через оглобли, чтобы они были надёжно зафиксированы и не болтались. Последний штрих - крепление вожжей и удила.

Видео: как запрячь лошадь в телегу

При усердии и трудолюбии ничего сложного в самостоятельном изготовлении телеги нет, а вам только нужно подобрать наиболее подходящие материалы, выбрать колёса и потратить немного личного времени, наградой за что станет сравнительно дешёвая повозка.

Одно из садовых украшений, которое часто встречается в ландшафтном дизайне – деревянная бричка, которую часто используют также в качестве подставки для горшков с цветами. При наличии необходимого инструмента, ее можно сделать самостоятельно.
Для работы вам потребуется:

  • Электролобзик;
  • Электрорубанок;
  • Шлифмашина;
  • Дрель или шуруповерт;
  • Сверло и саморезы;
  • Струбцины;
  • Клей ПВА;
  • Угольник, карандаш, циркуль;
  • Кисточка для покраски;
  • Наждачная бумага;
  • Лак, морилка;
  • Древесина.
Первым этапом работы является сборка нижней части брички. Для ее изготовления потребуется брус 50х50 мм. Вам необходимо скрепить вместе три бруса, два из которых будут иметь длину 30 см, а третий 35 см. Брус длиной 35 см. должен быть сверху, так как к нему впоследствии будут крепиться колеса. Однако обратите внимание, что второй брус необходимо обрезать посередине, так, чтобы в него можно было вставить другой брус 50х50 см. Таких деталей вам необходимо две единицы. Длина брички будет составлять 120 см. Отрежьте лобзиком данный размер бруса. Затем проденьте этот 120 см брус внутрь двух деталей, которые вы изготовили. В качестве крепления используйте клей ПВА, а также дополнительно скрепляйте конструкцию саморезами. Прежде чем закрутить саморез, просверлите отверстие для него. Это позволит вам избежать сколов древесины.


Далее можно приступать к сборке верхней части брички. Для этого вам потребуется доска толщиной 10 – 20 см. Вам необходимо заготовить две доски 120х15 см. и две доски 120х20 см. Не обязательно выбирать чистый лес первого сорта. Наоборот, очень красиво использовать древесину с сучками, сколами, которые выглядят естественно. Это придаст эстетики вашему изделию. Кроме того, вы можете искусственно при помощи лобзика подрезать края этих досок, что также придаст вид «под старину».


Также вам необходимо сделать две детали в форме трапеции. Первая трапеция, которая будет в задней части брички должна составлять высоту 30 см. Для этого возьмите доску 40х30 см. Если нет такой, то можно склеить две доски вместе, чтобы получился необходимый размер. Далее начертите на данной доске трапецию верхняя часть, которой должна иметь 30 см, а нижняя 40см. Вторая трапеция должна быть ниже. Для этого возьмите доску 40х25 см. Затем начертите на ней трапецию, которая внизу будет составлять 40 см, а вверху 30 см.




Далее можно приступить к сборке телеги. Прикрепите к трапециям с двух сторон доски, которые заготавливали ранее. Нижнюю часть брички также необходимо набрать доской. При сборке используйте саморезы и клей ПВА. На той стороне бричке, где прикреплена трапеция пониже, прикрепите доску длиной 40 см, которая будет сидением брички.



Теперь можно приступить к изготовлению колес. Два колеса телеги будут иметь диаметр 25 см, и еще два колеса будут иметь диаметр 35 см. Для изготовления колеса, вам потребуется обрезная доска толщиной 50 см. Чем шире будет доска, тем лучше. Возьмите циркуль и на доске начертите круг диаметром 35 см. Затем, от этой же точки проведите круг диаметром 30 см. После этого вырежьте лобзиком колесо, которое вы начертили на доске. Внутренняя часть большого колеса составляет диаметр 10 см. Его также необходимо вырезать из доски толщиной 50 см. Далее вам необходимо просверлить 8 отверстий в ободе колеса диаметром 15 мм. Именно такого диаметра должны быть спицы. После этого проденьте спицы в колеса, и скрепите их клеем ПВА. Таким же образом делаются и маленькие колеса. На доске циркулем чертится круг диаметром 25 см, и от этой же точки чертится круг диаметром 20 см. Внутренний круг будет составлять диаметр 10 см. Если у вас нет доски толщиной 35 или 25 см, то в таком случае можно склеить две доски вместе. Для этого необходимо обработать обе стороны на рубанке, затем тщательно промазать их клеем ПВА, и крепить при помощи струбцин.



Далее колеса крепятся к нижней части телеги, к брусу, который имеет выступы по 5 см. Закрепить колеса можно длинными саморезами или болтом.






Теперь вы можете отшлифовать изделие, для того чтобы подготовить его к покраске. После того как телега полностью собрана, ее необходимо вскрыть морилкой. Вы можете выбрать цвет морилки на свой вкус. Однако более светлые тона отлично сочетаются с зеленым цветом газона и зелени. Далее вам необходимо хорошо обработать телегу лаком или олифой. Лучше использовать качественный лак, который будет хорошо защищать древесину от влаги, так как данное украшение будет находиться на улице.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств. Со временем ее трансформировали и улучшили согласно человеческим потребностям. Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств

Повозка с лошадью обычно представляет собой транспортное средство грузового типа с 4 колесами. Ее еще называют подводой. Как пассажирский транспорт телеги редко используются из-за неудобства конструкции. Сейчас под термином «телега» подразумевают многие разновидности конных повозок. На самом деле изначально так называли 4-колесные повозки безрессорного типа, в которые впрягали одного коня. Их грузоподъемность варьируется в пределах 500-700 кг. В большинстве случае используется упряжка дышлового и оглобельного типов. Но есть и тяжеловозы, которые способны перевозить до 2 т веса.

Несмотря на примитивность, телеги и сейчас используются как грузовой транспорт во многих странах. Устройство конструкции довольно сложное. Их обычно используют на фермах и в домашних хозяйствах.

Считается, что впервые телеги начали использовать в 12 веке. Сделанная в то время конструкция практически ничем не отличается от сегодняшних, за исключением нескольких усовершенствований. Современные экземпляры, как и раньше, делают из древесины с нижней конструкцией из металла. Колеса рессорного типа резиновые. Довольно часто задние колеса несколько больше, чем передние. Выделяют телеги платформенного и бортового типов.

Чтобы конь был правильно запряжен в телегу, необходимо разобраться в ее конструкции. Именно от этого зависит сам процесс. Упряжь выполняет функции по передаче усиления тяги с животного на саму телегу. Тогда конь длительное время сохраняет работоспособность. Чтобы добиться лучшего эффекта, упряжку подбирают индивидуально для каждой лошади в зависимости от ее габаритов и конституции. Дополнительно применяют специальные ремни для регулировки.

Выделяют 3 основные разновидности упряжи: для одного коня, пары лошадей, а также многоконная разновидность, которая используется для троек. Что касается последнего, то в западных странах еще выделяют подвиды для четверки, шестерки и восьмерки лошадей. Кроме того, выделяют упряжь: выездную, транспортную, бездуговую и дуговую. Известна и более развернутая классификация: постромочно-дышловая, хомутово-оглобельная, постромочная и русская. Все эти варианты отличаются по своей конструкции и способу запрягать коня.

Галерея: телега для лошади (25 фото)

Бричка для лошади (видео)

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.


Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.

Тележка для лошади (видео)

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

Когда в хозяйстве есть лошадь, то телега становится неотъемлемой её частью. Ведь всё, что нужно привезти и отвезти, перемещается без особых затрат, а жизнь в селе – это сплошной кругооборот сена, дров, удобрений и зерна. Что говорить о продуктах и стройматериалах, за которыми необходимо ездить по бездорожью в областной центр? Телега решает любую проблему, связанную с перевозками. Но как быть, когда лошадь есть, а телеги нет?

Проще всего телегу купить. Вот только стоимость новой телеги на уровне стоимости подержанного автомобиля, а подержанная телега, обычно уже в таком состоянии, что годна только на дрова. Не остается иного выхода, кроме как сделать телегу своими руками.

Самое основное, без чего телеге не обойтись – это колёса. Можно их, конечно, сделать по-старинке из дерева, потратив на их изготовление колоссально много усилий и времени, но в том-то всё великолепие XXI века, что колёса от авто-, мото- техники можно приобрести где угодно и в любом количестве, да за самую незначительную цену. А может колёса уже есть, да все четыре? Значит, телеге быть!

Чертёж четырёхколесной телеги для лошади

Прежде, чем приступать к изготовлению телеги нужно ознакомиться с её строением, определиться для каких целей она будет использовать, перевозить только грузы, или перевозить ещё и соседей. Также необходимы размеры будущей телеги и сколькими лошадями она будет запрягаться. Потому что для одной лошади понадобятся две оглобли, а вот двух лошадей запрягают в, так называемое, дышло. Оно представляет собой длинную жердь, по обе стороны которой находятся лошади.

Рассмотрим строение самой простой телеги на чертеже

Телега состоит из основных частей:

  • две оси;
  • рама;
  • настил;
  • V-образный кузов;
  • колёса.

Четырёхколёсная телега своими руками

Для того чтобы сделать самую простую телегу потребуется:

  • 2 деревянных бруса длиной 1000мм сечением 100х100 мм (для осей);
  • металлические оси для крепления колёс и колёса к ним;
  • металлический лист толщиной 10мм;
  • шкворень (болт 20х200 мм с гайкой и шайбами к нему);
  • деревянный брус длиной 3000мм сечением 100х100 мм (для рамы);
  • брусок высотой 30мм сечением 100х100 мм;
  • 2 доски длиной 2515мм сечением 50х130 мм (для каркаса);
  • 28 досок длиной 500 мм сечением 25х100 мм (для настила);
  • 6 досок длиной 2800 мм сечением 25х100 мм (для бортов);
  • фанера толщиной 25 мм;
  • 2 оглобли.

Начинать нужно с осей. На передней оси будет крепиться поворотный механизм и оглобли, а задняя ось закрепляется жёстко. Фрезеровочным станком делаем паз в брусах для осей, чтобы позже закрепить в них металлические оси. Посередине бруса делается сквозное отверстие для шкворня диаметром 20 мм. Из металлического листа вырезаются три круга диаметром 300 мм, в центре которых должно быть отверстие, под тот же шкворень, диаметром 22 мм. В двух металлических кругах необходимо просверлить дополнительные отверстия для крепления к верхнему и нижнему брусам. Всё это нужно для поворотного механизма. Шкворень вставляется в отверстие со стороны паза для осей, с обеих сторон ставятся шайбы, а сверху затягивается гайкой.

Далее устанавливается рама. Она представляет собой длинный брус для рамы с дополнительными досками по бокам, который соединяет между собой оси. К передней оси брус крепится на металлические круги, а чтобы прикрепить брус к задней оси, между осью и рамой укладывают брусок высотой 30 мм, который компенсирует расстояние между осями.

Чтобы рама была жёсткой, к основному брусу по бокам крепятся доски длиной 2515 мм. Чтобы усилить раму крепление должно быть надёжным, поэтому лучше использовать металлические уголки.

Настил набирается из одинаковых досок, плотно прилегающих друг к другу. Сверху них вдоль по краям крепятся две доски длиной 2800 мм. Дно телеги готово, теперь нужен кузов.

Из фанеры вырезаются два V-образных торца с выдержкой угла наклона в 45 градусов, которые крепятся спереди и сзади каркаса к настилу. Роль бортов будут играть оставшиеся доски длиной 2800 мм, которые крепятся между торцами.

И так у нас получилась телега длиной в 3 метра, шириной 1 метр. Высота телеги зависит от диаметра колёс. Максимальный перевозимый вес составляет 1500 кг. Осталось прикрепить оглобли и колёса. Телега готова к эксплуатации.

Двухколёсная телега своими руками

Для, так называемой, «двуколки» конструкция упрощается в разы. Если у четырёхколесной телеги основной брус рамы лежит на двух осях, то у двухколёсной на одной оси крепятся два бруса. На эти брусы плотно друг к другу укладываются и крепятся доски, образуя настил. Если четырёхколёсная телега была с V-образными торцами, то у двуколки V-образные борта. К бортам жёстко крепятся оглобли. Их длина должна быть на 1,5-2 метра длиннее, чем обычные, поскольку оглобли также исполняют роль поручней. Вот, собственно, и всё отличие двухколёсной телеги от четырёхколёсной.

Телега, как ни крути, а это вид транспорта, который обязательно будет ездить по дорогам, где ездит автотранспорт и сельхозтехника. Поэтому не следует забывать про светоотражатели или светоотражающую ленту, а в тёмное время суток обязательно пригодится сигнальный фонарик.

На дороге может произойти то, от чего лошадь может испугаться и понестись. Поэтому, по возможности, лучше телегу снабдить хотя бы самым простым тормозом. Особенно тормоз необходим, если телега будет предназначена для людей.