История развития восточных боевых искусств. Японские виды восточных единоборств: описание, особенности и интересные факты

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: куда девать силу подрастающего чада? Как направить ее в правильное русло? Так, чтобы здоровье и волю укрепить, тело правильно сформировать и от вредных привычек заодно избавить. Первое, что приходит на ум в этом случае (особенно родителям мальчиков),- это восточные единоборства. Как минимум, логично умозаключают родители, он не даст себя в обиду, что в наше время тоже не мало, а может еще и оболтусом быть перестанет…

Желание получить «33 удовольствия» у родителей часто соседствует с махровыми страхами, которые не дают сделать правильный выбор среди множества видов восточных единоборств, и в итоге склоняют часу весов в пользу каких-нибудь курсов «игры на ложках» или плетения макраме.

Не станет ли он агрессивным? Не будет ли крошить направо-налево челюсти одноклассникам? Не сломает ли классную указку об колено? Не порвет ли рубашку на груди с криком «Ша!!!». Ну и тому подобное. И если подобные мифы при современном уровне доступа к информации развеять достаточно легко, то другую распространенную установку в родительском сознании побороть не так-то просто.

Часто на все виды восточных единоборств смотрят, как на удобный, безвредный способ свалить свои родительские обязанности на проверенное веками, но безликое учение: мол, я уже и не знаю, что с тобой делать, может, хоть тут из тебя человека сделают!.. О том, что родители горько ошибаются, они узнают, как правило, когда родное дите лишает их какого бы то ни было доступа в тайны собственной жизни. Нет, то есть и тело, и дух ребенок на тренировках действительно укрепляет, и внутренний мир гармонично развивает… Настолько гармонично, что парню (девочке) там становится вполне уютно без вручивших его когда-то тренеру мамы-папы…

И вернуть доверие родного чада в этом случае бывает очень не просто. Поэтому главное и основное, что следует помнить родителям, когда они хотят отдать ребенка «на какую-нибудь борьбу» - это то, что родительские обязанности с них ни одно восточное учение не снимает - каким бы прекрасным и всесторонне направленным оно ни было.

Второй момент. Не забудьте поинтересоваться главным: а хочет ли сам ребенок отдаться этому занятию? Может быть, ваши красочные фантазии и мечты о сыне-чемпионе никак не согласуются с его представлениями об идеальном будущем? Лучший вариант - поговорить с ребенком, объяснить, чем хороши, на ваш взгляд, восточные практики, рассказать о трудностях, с которыми он может столкнуться, и не забыть спросить - хочет ли он того будущего, которое вы ему рисуете?..

Когда начать?

На родине восточных единоборств считают, что начинать учить ребенка боевым искусствам надо как можно раньше, лет с 4-6. Дело в том, что неотъемлемая часть правильного обучения восточным боевым практикам - сложные философские концепции, культура, которую среднестатистический российский ребенок воспринять просто не в состоянии. На Востоке подобные взгляды впитываются с молоком матери. У нас национальные традиции - совсем другие. Поэтому лучше подождать, пока ребенок будет в состоянии сделать выбор сам. Ведь боевые искусства - не мордобой с посильными нагрузками, не накачивание мышц, а всестороннее и гармоничное развитие личности, в том числе духовное.

Сейчас можно найти секцию практически для любого возраста среди множества видов восточных единоборств. Если рассматривать вопрос с чисто физиологических позиций, то оптимальным считается возраст 10-12 лет.

Что выбрать?

«Жесткие» стили. Их основной принцип: «сила против силы». Это традиционный рукопашный бой, карате, кик-боксинг. Все они посвящены сугубо боевым аспектам поединка. Исключением является карате, в котором важен и духовный рост ученика. Тонкость в том, что сейчас в этом боевом искусстве каждый тренер может создавать свой стиль, и найти учителя, который бы преподавал традиционное карате, нелегко. Поэтому в секциях и клубах упор все же делают на изучение приемов боя и контактные занятия. Фактически карате преподают как тот же рукопашный бой.

К внешним стилям можно отнести таэквондо, знаменитый шаолинь-цуань и целый букет школ и стилей китайского и японского происхождения.

«Мягкие» или «внутренние» стили. Здесь учат поражать противника, используя его же собственную энергию нападения. Победа достигается не только точными ударами и силой, а за счет ощущения внутреннего психического превосходства над соперником. Ребенок должен распознавать ситуации, в которых он может применять свою силу, учится полностью их контролировать и выбирать минимально необходимые средства для самозащиты. Внутренние стили, пожалуй, дадут фору жестким в плане навыков выживаемости, где побеждает часто не сильнейший, а хитрейший.

Они учат человека трезво мыслить, развивают умение управлять собой, помогают осознать мироустройство. В подавляющем большинстве это китайские стили: ушу, тайцзи-цюань, син-и, багуа-чжан. Есть и японские ответвления - айкидо, тайки-кэн. Один из самых миролюбивых видов - капоэйра - бразильская бесконтактная техника, танец и игра.

Несмотря на то, что весь упор в "мягких" единоборствах делается на внутреннее самосовершенствование, это не означает, что в таких секциях учат всего лишь водить руками по воздуху. Боевые искусства потому так и называются, что здесь, прежде всего, обучают бою. И любая система требует от ученика трудолюбия, умения преодолеть усталость, скуку и боль.

Детям сухого телосложения подойдет ушу (или кунг-фу). Мягкому, спокойному ребенку можно порекомендовать одно из внешних направлений ушу - «длинный кулак», традиционные шаолиньские направления, цюань-шу. В этих стилях большое внимание уделяется общефизической, силовой подготовке. Они помогут сформировать базовую подготовку для любых видов единоборств или боевых искусств.

А шустрый, активный, но при этом мягкий и добродушный ребенок скорее найдет себя в том же ушу, но в школах «внутренних» - син-и, багуа-чжан, «южный кулак». Внутренние стили ушу учат человека концентрировать внимание, делают его вдумчивым, спокойным. При этом они не хуже «внешних» стилей и дают ребенку необходимые навыки для самозащиты.

Неспокойным и тревожным детям подойдут карате и его корейский собрат таэквондо. Во-первых, будет возможность выпустить пар на тренировке, а во-вторых, научиться направлять свою энергию в нужное русло и контролировать агрессивность.

Медлительным и флегматичным прямая дорога в айкидо или хапкидо. Борьба основана на мягких, плавных движениях. Боец айкидо всегда спокоен, доброжелателен, он пропускает направленную на него агрессию мимо себя. К тому же айкидо - самый миролюбивый вид единоборств. В нем нет атакующих приемов - в том виде, в котором он практикуется в большинстве секций, это исключительно самозащитная техника.

При выборе полезно знать и статистику травматизма: в карате она, например, составляет 60-70%, а, например, в таэквондо - 6-7%. Родителям, заботящимся о здоровье своего ребенка, хорошо хотя бы раз поприсутствовать на тренировках и понять - видите ли вы своего ребенка, выделывающим «такие пируэты»? Кто, как не вы, знает, что лучше всего подходит темпераменту любимого чада! К тому же всегда полезно видеть, в чьи руки вы отдаете самое ценное.

Хороший инструктор всегда помнит, что дети - это не маленькие взрослые. До тех пор пока ребенок не сформировался, он не в состоянии выдерживать такие же нагрузки, как и взрослый. Пока ребенок не достиг 13 лет, инструктор обязан не допускать во время контакта сильного воздействия на тело и конечности ребенка. Тренировка в боевых искусствах всегда предполагает индивидуальный многоуровневый подход.


Восточные единоборства.

Введение 3

1. Восточные единоборства 4

2. Основы построения тренировочного процесса 10

Список литературы 13

Введение

Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетов, но на людей со средними физическими возможностями.

Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо, требующим философской подготовки, можно заниматься с детского возраста и, фактически, с «нулевого» уровня физического развития. Известно, что основатель дзюдо Дзигоро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.

Самым оптимальным возрастом, с которого можно начинать заниматься, считается семилетний возраст, верхнего же предела практически не существует. Самое же главное в занятиях единоборствами - личность учителя - сэнсэя! Для него необходимы жизненный опыт, квалификация и многолетняя практика в боевых искусствах (как минимум 8 - 9 лет).

Видов боевых единоборств достаточно много. Конечно, наиболее известны восточные, но практически в каждом географическом регионе сложились свои системы единоборств.

Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.

Вместе с тем, мы наблюдаем устойчивый дефицит тренеров-профессионалов по восточным единоборствам.

1. Восточные единоборства

Рассмотрим восточные единоборства. На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Китай. Практически все китайские единоборства связаны с понятием « ушу» ,которое первоначально обозначало исключительно воинскую подготовку. В связи с этим работа с оружием занимала в ушу главенствующее место по сравнению с кулачным боем (цюаньфа) или кулачным искусством (цюаньшу). Основные типы оружия, используемые в ушу вплоть до наших дней, сформировались еще в эпоху Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.) -- это алебарды и клевцы, мечи и копья, трезубцы и кинжалы. Но постепенно грозное оружие утрачивало свое прикладное значение и превращалось в ритуальный предмет или знак отличия - различные виды трезубцев стали соответствовать определенным чиновничьим должностям, а топоры обрели главенствующее значение в ритуальных боевых танцах. Современная классификация ушу базируется на основе составляющих технических элементов:

1. Цюаньшу (искусство кулачного боя) - все стили и комплексы, выполняемые без оружия (шаолиньцюань, тайцзицюань, багуачжан, синъицюань, наньцюань, фаньцзыцюань и др.).

2. Цисе (упражнения с оружием).

3. Дуйлянь (парные упражнения) невооруженных или вооруженных партнеров, а также вооруженного партнера с невооруженным.

4. Цзити бяоянь (групповые упражнения) - выступления нескольких человек, как правило, не имеющие прикладного значения и носящие показательный характер.

5. Гунфан цзишу (боевые поединки) - поединки, носящие спортивный характер, то есть ведущиеся по определенным правилам и, как следствие, имеющие ограничения по объему применяемого технического арсенала. Бои ведутся при этом в полный контакт и в защитном снаряжении.

Япония. Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план. Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу. Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу -- поддаться, чтобы победить. В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба. В 1882--1887 годах на базе техники дзю-дзюцу японский педагог Кано Дзигоро создал дзюдо , являющееся не только боевым искусством, но и спортивным единоборством, системой физического воспитания. В переводе "дзюдо" означает "путь гибкости" или "мягкий путь". Дзю-дзюцу он трактовал как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии (то есть средство), а дзюдо понималось как путь этого использования (то есть принцип и практика достижения конкретной цели). Что касается техники, то различия между дзю-дзюцу и дзюдо поначалу были незначительны. Из дзюдо были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время. Теория дзюдо охватывала круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Одним из главных принципов дзюдо стала идея всеобщего благоденствия. Будучи современником дзю-дзюцу, айки-дзюцу имеет три принципиальных отличия от него: во-первых, это чисто японское воинское искусство; во-вторых, приемы айки-дзюцу созданы на основе приемов владения самурайским мечом; в-третьих, методы айки-дзюцу основаны на принципах овладения и регулирования универсальной духовной силы -- внутренней энергии ки. Благодаря последнему фактору айки-дзюцу в Японии считалось более высокой формой искусства по сравнению с дзю-дзюцу. Легендарным создателем школы дайто-рю айки-дзюцу традиция называет Минамото-но симицу (1056--1127). Основополагающие принципы айкидо (создатель Уэсиб) провозглашают: не противодействуй, но одолевай врага его же силой; убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения. Круговые движения в айкидо являются носителями живой созидающей силы, гасящий любой конфликт, присущий воинственному противостоянию. Защита базируется на принципе соединения энергий (айки) - энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла. Внешне айкидо походит на борьбу, но это не борьба. Айкидо не имеет в своем арсенале захватов и бросков, характерных для других боевых искусств. В айкидо нападение противника отражается путем осуществления таких захватов руками, которые направлены на то, чтобы лишить противника равновесия. Для этих целей усиленно развиваются кисти рук, запястья, отрабатываются хватательные движения, а также система нырятельных движений. Главное в схватке -уклониться от ударов и захватов, для чего используются приемы удержания и отдельные бросковые движения. Айкидо, предполагает координацию физических и духовных сил. Любопытно, что один из самых известных инструкторов айкидо сэнсэй Тэйки Шигемичи - не кто иной, как голливудский актер Стивен Сигал. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством выживания, то в ХХ веке акцент с искусства убивать был смещен на духовное самосовершенствование личности. Большая заслуга в этом принадлежит мастерам Итосу и Фунакоси. Фунакоси. В основу тренинга практически во всех стилях каратэ положено триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон ("основная техника") служит для отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно, исключая участие сознания в движении. Ката ("формальные упражнения") необходимы для совершенствования психологических характеристик личности и являются психическим самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне.

Корея. Для тхэккен характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты. Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином "юсуль" стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших "мягкое искусство" (юсуль) получила название "кидо" ("путь энергии"). Хапкидо , в отличие от айкидо, содержит обширный раздел техники ног, применяемой как в обороне, так и в атаке. Атака в хапкидо имеет приоритет над защитой, болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав. Броски проводятся коротко и быстро, что позволяет успешно вести бой с несколькими противниками, переключаясь с одного на другого. Техника куксульвон (создатель куксульвон Со Ин Хек) ненамного отличается от арсенала хапкидо - те же удары ногой по верхнему уровню, захваты, удержания и броски, но она выглядит более изощренно благодаря большому количеству акробатических элементов, различным позициям пальцев при ударах руками, разнообразным приемам в положении лежа. Также в куксульвон используется почти весь арсенал традиционного корейского оружия. Первым по популярности среди корейских видов единоборств не только у себя на родине, но и во всем мире, является тхэквондо (таэквондо) , появившееся в 1955 году благодаря деятельности генерала Чхве (Чой) Хон Хи. Не случайно тхэквондо переводится как "путь руки и ноги". Этот синтетический вид, с одной стороны, возрождал древнее корейское боевое искусство, а, с другой стороны, вбирал в себя те каратистские техники, которые дополняли технический арсенал стиля и делали его гармоничным. В Южной Корее в начале 80-х годов ХХ века появилось еще одно направление боевых искусств - вонхвадо ("путь полной гармонии"), объединившее арсенал бросков и захватов дзюдо с ударной техникой тхэквондо. Создатель вонхвадо -- американский кореец доктор теологии Джун Хо Сук

Вьетнам. Традиционные виды вьетнамских единоборств объединяются термином "во", который включает в себя и кулачный бой, и борьбу, и работу с оружием, и дыхательную гимнастику. Но практически все они складывались при преобладающем влиянии Китая. Из народных вьетнамских боевых искусств можно выделить оригинальный стиль рукопашного боя ким ке ("золотой петух"). Этот стиль возник в результате наблюдений за петушиными боями, пользовавшимися большой популярностью среди вьетнамских крестьян. Техника и тактика ким ке скопированы с действий бойцовых петухов: часто используются прыжки с последующими ударами ногами, ложные выпады или притворные отступления, заходы к противнику сбоку. Атаки головой в лицо, в грудь и в живот противника напоминают удары петуха клювом, а размашистые удары ребром ладони схожи с петушиными ударами крыльями. Вьетнамские версии шаолиньских боевых искусств получили название "тхиеу лам". В рамках тхиеу лам практикуются несколько стилей южно-китайского ушу, в том числе хунцзяцюань, лоханьцюань, юнчунь (винчунь). Создатель стиля Хан Бай в конце XIX века более двадцати лет изучал боевые искусства на юге Китая. Название "шаолиньский кулак лазурных гор" существует с 1946 года, оно было дано мастером Хоанг Ван Лыонгом. Для школы тхиеу лам лям сон характерна изощренная бросковая техника. Внутренний раздел школы развивает медитативные навыки, специфические для ушу, стабилизирует правильное брюшное дыхание и позволяет ощущать местонахождение центра силы тела (даньтянь). В 1938 году мастер Нгуен Лок основал универсальный стиль вьетнамских боевых искусств - вовинам-вьетводао. Его источниками стали заново переосмысленные старинные стили вьетнамского рукопашного боя, В ближнем бою техника вовинам-вьетводао основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами, а также "ножницы" (донг чан) - подбивы и захваты противника ногами на любом уровне от стоп до шеи, в том числе запрыгивание на шею противника. Боевые искусства Вьетнама подразделяются на две большие категории: во туат (бой без оружия) и ководао (бой с оружием).

2. Основы построения тренировочного процесса

Одним из важнейших условий осуществления эффективной тренировки в боевых искусствах является ее оптимальное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к ведению поединка. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке, где последняя играет, наверное, решающую роль.

Организация и построение тренировочного процесса, как единого целого, строится на основе закономерного и последовательного решения системы специфических задач тренировки и самовоспитания. Исходными элементарными звеньями, из которых строится вся подготовка, являются отдельные тренировочные занятия.

Как правило, отдельные занятия организованы в малые циклы или микроциклы. Микроциклы - элементарные, относительно законченные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Для самостоятельных занятий наиболее удобная продолжительность микроцикла - неделя. Микроциклы служат как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы - мезоциклы. Оптимальная продолжительность мезоциклов от 3 до 6 недель. Для самостоятельных занятий удобнее всего установить их продолжительность в месяц. Мезоциклы также видоизменяются в процессе тренировки и, объединяясь, могут образовывать более крупные этапы и периоды тренировки. Они могут служить для выхода на пик спортивной формы к основным соревнованиям. В этом случае планируется три периода подготовки: подготовительный, основной (выход на пик формы) и восстановительный. Однако, это относится только к подготовке к соревнованиям.

Если же подготовка имеет профессионально-прикладную направленность, или преследует цели самообороны, или оздоровительные цели, то построение тренировки будет существенно отличаться от спортивной.

В центре нашего внимания находится цикличность построения тренировочного процесса при отсутствии этапов участия в соревнованиях; отсутствии выраженной фазовости развития спортивной формы; отсутствии четких критериев обще- и специально подготовительных этапов; плавную динамику тренировочных нагрузок.

Анализ литературы и практики свидетельствует, что для практической реализации задачи самостоятельной подготовки в боевых искусствах необходимо иметь целостное представление о логике построения тренировочного процесса на больших отрезках времени. Эта задача может быть решена в рамках годичного цикла подготовки.

Годичный цикл состоит из четырех этапов технико-физической тренировки продолжительностью по 24 недели каждый и этапа общефизической подготовки продолжительностью 4 недели, что соответствует продолжительности отпуска. Каждый из этапов технико-физической тренировки состоит в свою очередь из трех четырехнедельных циклов, имеющих особенности в последовательности и объемах применения средств тренировки.

На первом этапе главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу. А так как продолжительность всех основных занятий планируется одинаковой и составляет два часа (20 - 30 мин. на разминку, примерно 70 мин. на разучивание и совершенствование техники, 20 мин. на физподготовку в основной части занятия, 5 - 10 мин. на заминку), то ясно, что плотность и соответственно объем нагрузки могут быть увеличены только за счет сокращения интервалов отдыха в упражнениях и повышения интенсивности работы.

На третьем и четвертом этапах в основных занятиях можно увеличивать объем нагрузок для развития физических качеств. Следует только помнить, что разучивание техники не должно проходить в состоянии утомления. Так как на двух занятиях в неделю невозможно решить все задачи тренировки, то те из них, которые связаны с физической подготовкой, необходимо решать на дополнительных занятиях в утреннее и вечернее время.

Список литературы

    Воронов И. А. Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед. наук. Военный Университет. - М., 1996. - 26 с.

    Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. -СПб, 1996.

    Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.

    Воронов И.А. Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. - 1.0 п.л.

    Воронов И.А. Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. (в соавторстве). - 0.5 п.л.

    Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 1990.

    Захаров Е.Н. и др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994.

    Литманович А.В., Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.

    Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. -М., РАН, 1995.

    Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегод-ник. - М.: ФиС, 1985.

  1. Женщины и восточные единоборства

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Женщины и восточные единоборства Женское боевое искусство имеет давнюю... конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах . Вследствие этого вполне допустимо и даже... вывод, что женщины в истории восточных боевых единоборств играли не последнюю роль. ...

  2. Кикбоксинг в системе единоборств

    Реферат >> Культура и искусство

    Фрагменты традиционных комплексов формальных упражнений восточных единоборств . Композиции в «жестком» стиле воспроизводят... . Кераминас С.А. Формирование навыка тактической подготовки в восточных единоборствах . – Вильнюс, 1984. Киселев В. А. Систематизации...

  3. Психологическая подготовка в единоборствах

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Сопровождающего наиболее сильные удары, в большинстве восточных единоборств переводится как «управление энергией» - «Ки... изучать какой-нибудь из стилей восточных единоборств , то он может воспользоваться отдельными...

Быть сильным, уверенным в себе и если не всегда, то по крайней мере очень часто побеждать – мечта многих мальчиков, парней и уже взрослых мужчин. Конечно, можно быть волевым и сильным внутри, иметь тот самый «стержень» настоящего мужчины, но при этом оставаться физически недостаточно сильным, чтобы противостоять нападающему. Благодаря различным видам единоборств можно защититься в сложных жизненных ситуациях, проявить себя как лучший друг, сын, просто человек.

Кроме того, благодаря умелому мастерству есть такая возможность соревноваться на междугороднем и даже международном уровне и получить звание чемпиона.

Разве не это мечта мальчишек-озорников? Предлагаем поговорить о том, какие бывают виды восточных единоборств и что нужно выбрать.

Ушу

Ушу относят к китайским видам единоборств, которые имеют значительную философскую базу. Его сторонники уверяют, что без духовной составляющей просто нереально стать физически сильным человеком и обрести желаемое в этом виде спорта мастерство. Известно, что китайцы считают это единоборство определенной системой воспитания людей.

Больше восьмидесяти процентов населения страны учились в специализированных школах ушу, где не только обучали боевому искусству, а и учили читать, писать и даже общаться с людьми. Выполняемые не спеша упражнения ушу чем-то похожи на мистические танцы. Формы в более быстрых темпах – отличная возможность показать потенциал собственного тела.

Ушу вполне могут заниматься люди с разным уровнем подготовки. Здесь не имеют значение такие показатели как пол, возраст, телосложение. Начинать обучаться ушу могут даже пятилетние детишки.

Джиу-джитсу

Его еще называют «мягким искусством». Происходит оно с Японии. В дальнейшем джиу-джитсу усовершенствовали в Европе. Джиу-джитсу называют не иначе как предшественником дзюдо, айкидо, каратэ, а также самбо.

Его происхождение и вправду впечатляет. Однажды один из основателей джиу-джитсу увидел как прогнувшаяся под слоем снега тоненькая веточка сбросила свою тяжелую нишу и выпрямилась. В то же самое время под точно такой же тяжестью толстая ветка сломилась. В этот момент мужчина воскликнул, что именно мягкость способна победить зло.

В основе достаточно броская техника и силовое воздействие на суставы. Важная составляющая здесь и техника удара, задание которой – остановить нападающего и вывести его из равновесия, а после этого нанести болевой удар. Но тренера успокаивают родителей, так как чаще всего практикуется бесконтактное, то есть с легким контактом джиу-джитсу.

При желании начать обучаться джиу-джитсу возможно, начиная с пяти или шести лет.

Каратэ

Еще одно не менее популярное боевое искусство родом из солнечной Японии, где не применяется оружие – каратэ. В его основе применяющие законы механики движения. Каратэ называют не только довольно-таки результативным, а и опасным видом боевого искусства.

Многие знают насколько каратисты могут быть сильными и способны разбивать кирпичи руками и проделывать другие нереально сложные для обычного человека действия. Так называют контактную технику. Что касается бесконтактной, то ее чаще всего рекомендуют детям. С помощью каратэ непоседа сможет развить не только отличную реакцию, а еще выдержку и ловкость.

Каратэ является одним из самых любимых среди девочек и женщин самого разного возраста. Важно сказать и то, что многие занимаются каратэ не для того, чтобы в будущем участвовать в соревнованиях и получать различные звания, а чтобы уметь себя защитить в непростых жизненных ситуациях.

Уже в пять-шесть лет девочка может начать осваивать технику каратэ.

Тхэквондо

Не отстает от других видов единоборств по популярности и корейское тхэквондо. Интересная история возникновения и связывается с генералом Чон Хон Хи. Когда он еще был ребенком, то часто болел и был довольно-таки слабым. Когда он вырос, то решил тренироваться, чтобы физически окрепнуть.

Для этого использовал каратэ и су бак до. Благодаря регулярным тренировкам, ему удалось поправить свое здоровье. Более того, с его легкой руки возникло новое направление в боевых искусствах, которое со временем обрело всемирную популярность.

Айкидо

Страной происхождения айкидо является страна восходящего солнца. Это определенная система защиты, где все без приемы связываются с круговыми траекториями. Благодаря движениям по кругу можно так избежать столкновений, а также контролировать движение того, кто атакует. При этом все действия должны выполняться элегантно, красиво и такими, которые будут гарантировать защиту. Опытный айкидоист может предугадать все действия противника.

Данный вид боевого искусства способен развивать не только физические способности, а и даже духовные качества. Начинать обучаться технике айкидо можно уже с пяти лет.

Дзюдо

В переводе эта борьба означает «мягкий путь». Ее относят к тем видам единоборств, цель которых заключалась в победе над врагом и постановке его в беспомощное положение. Это искусство уметь себя защищать, поскольку приемы здесь основываются на использовании каждого движения противника.

В реальной жизни владеющие дзюдо намного чаще побеждают, чем любители других видов боевого искусства. Техника дзюдо позволяет не только научиться защищать себя от врага, а и нападать. Заниматься дзюдо разрешается с семилетнего возраста.

Какой из вышеперечисленных видов восточных единоборств выбрать каждый решает сам. Здесь важно определиться, чего хочется – научиться самозащите или же стать лучшим в выбранном виде боевого искусства.

comments powered by HyperComments

Навигация по записям

2018-08-30 17:36:08

2018-09-02 01:01:35

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-07 23:30:52

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-12 19:05:12

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-20 21:29:18

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-24 23:59:50

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-26 14:57:53

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-09-29 08:46:46

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-10-08 14:15:44

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-10-15 17:07:56

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-10-19 06:08:22

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-10-21 06:46:40

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - http://shoptxt.ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

2018-10-30 03:17:29

2018-11-15 00:29:40

Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов. Предлагаем снабжать вас контентом. Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам - shoptxt-.-ru/content.php Отписаться от рассылки - http://shoptxt.ru/dell.php?dell=JURIST-V-MSK.RU

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Боевые искусства – различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.

Классификация

Боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.

  1. Боевые искусства делятся на борцовские , ударные и восточные единоборства (включают в себя не только изучение приемов, но и философию боя и жизни).
  2. С оружием или без. К единоборствам с применением оружия относятся: все виды стрельбы, метание ножей, дротиков и т.п., ножевой и палочный бой, фехтование (рапира, сабля), различные восточные боевые искусства (например, ушу, кунг-фу, кендо) с использованием нунчак, шестов, сабель и мечей. К единоборствам без применения оружия относятся все остальные, в которых используются только различные части рук, ног и голова.
  3. Виды борьбы по странам (национальные). У каждого народа есть свои виды единоборств.

Рассмотрим самые известные из них.

  • Японские карате, дзю-дзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, ниндзюцу (комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая в себя рукопашный бой, изучение оружия ниндзя, способы маскировки и т.д.).
  • Китайские ушу и кунг-фу. Кроме того в Китае также существуют различные стили, которые имитируют поведение животных, птиц, насекомых, а также стиль, подражающий поведению нетрезвого человека (стиль «пьяницы»).
  • Корейские хапкидо, тхэквондо (таэквондо).
  • Таиландский муай-тай или тайский бокс.
  • Русские самбо и боевое самбо, рукопашный бой.
  • Европейские бокс, французский бокс (сават), вольная и греко-римская (классическая) борьба.
  • Бразильские капоэйра, джиу-джитсу.
  • Израильская крав-мага.
  • Смешанные виды . ММА (миксфайт), К-1, кик-боксинг, грэпплинг – это смешанные виды, приемы в которых взяты из других боевых искусств и единоборств.
  • Олимпийские виды единоборств . Часть видов борьбы, единоборств и боевых искусств включены в программу Олимпийских игр. К ним относятся бокс, вольная и греко-римская борьба, дзюдо, таэквондо, различные виды стрельбы.

Отличие спортивного единоборства от боевого искусства

Все спортивные боевые искусства отличаются от реально боевых тем, что они всегда направленны на бой с одним человеком (поэтому и называются единоборствами), который всегда является честным и хорошим спортсменом, и действует всегда в рамках определенных заранее четко оговоренных правил.

Также в спортивных единоборствах чаще всего есть разделение по весовым категориям, там не применяется оружие, подлые приемы и эффект неожиданности, а также приемы способные очень сильно травмировать человека.

Но естественно в реальном бою на улице подобные прекрасные условия боя встречаться редко. Тут могут напасть и втроем, могут приставить нож к горлу или вообще ударить сзади, не предупреждая заранее, поэтому давайте дальше попробуем обсудить более эффективные и прикладные виды боевых искусств.

Айкидо

Эта система самообороны была создана мастером Морихэем Уэсибой (1883–1969) на основе одного из направлений джиу-джитсу. Отдельные приемы айкидо были заимствованы из китайского ушу т.н. мягких стилей, где вектор приложения силы к противнику совпадает с направлением движения самого противника. Принципиальное отличие айкидо от других видов боевых искусств заключается в отсутствии наступательной техники. Основная последовательность действий бойца сводится к тому, чтобы, захватив руку или запястье противника, бросить его на землю и уже здесь, с помощью болевого приема, окончательно нейтрализовать. Движения в айкидо совершаются обычно по круговой траектории.

По айкидо не проводятся соревнования и чемпионаты. Тем не менее, оно очень популярно как искусство самозащиты и быстрого выведения противника из строя. Как каратэ и дзюдо, айкидо широко распространено за пределами Японии, в том числе в России.

Американский кик-боксинг

Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».

Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.

Английский бокс и французский бокс

Хотя тот современный Английский бокс, который мы знаем, примерно с 1882 года признали в прежнем виде опасным для здоровья и стали вести по известным сегодня правилам, что окончательно снизило его боевую эффективность. Но после этого времени еще стали известными куча подобных боевых «боксерских» систем различных стран мира.

Из самых известных видов бокса можно отметить: французский бокс «Сават», когда-то был вообще одной из лучших уличных боевых систем Европы.

Сават – это европейское боевое единоборство, известное также как «французский бокс», характеризуется эффективной техникой ударов руками, динамичной техникой ударов ногами, мобильностью и тонкой стратегией. Сават имеет длинную историю: этот вид боевого искусства зародился как синтез французской школы уличного рукопашного боя и английского бокса; в 1924 году был включен в Олимпийские игры в Париже в качестве демонстрационного вида спорта.

Греко-римская борьба

Классическая борьба представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена – с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств – это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Дзюдо

Дзюдо в переводе с японского языка означает «мягкий путь». Это современное спортивное единоборство родом из Страны восходящего солнца. Основной дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушения. Дзюдо базируется на принципе единения духа и тела и отличается от других единоборств меньшим применением физической силы при выполнении различных технических действий.

Профессор Дзигоро Кано основал дзюдо в 1882 г., в 1964 г. дзюдо вошел в программу летних Олимпийских игр. Дзюдо – кодифицированный вид спорта, в котором разум управляет движениями тела, он носит наиболее ярко выраженный воспитательный характер в олимпийской программе. Помимо соревнований дзюдо включает в себя исследование техники, ката, самооборону, физическую подготовку и совершенствование духа. Дзюдо как спортивная дисциплина – это современный и прогрессивный вид физической активности. Международная Федерация дзюдо (IJF) включает в себя 200 дочерних национальных федераций на пяти континентах. Более 20 миллионов человек занимаются дзюдо, спортом, в котором великолепно сочетается воспитание и физическая активность. Ежегодно IJF организует более 35 мероприятий.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – общее название, применяемое для системы ведения боя, практически не поддающейся четкому описанию. Это рукопашный бой, в большинстве случаев, без применения оружия, и лишь в некоторых – с оружием. Техника джиу-джитсу включает в себя удары ногами, руками, кулаками, броски, удержание, блокировку, удушье и связывание, а также использование определенных видов оружия. Джиу-джитсу опирается не на грубую силу, а на сноровку и ловкость. Применение минимальных усилий для достижения максимального эффекта. Этот принцип позволяет любому человеку, вне зависимости от его физической формы или телосложения, контролировать и использовать свою энергию с наибольшей эффективностью.

Капоэйра

(Capoeira) – афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности.

Существуют несколько основных гипотез ее возникновения:

  1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.
  2. Капоэйра – слияние древних культур — латиноамериканских и африканских танцев.
  3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство. Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

Каратэ

Каратэ («путь пустой руки») – японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип – быстрота и скорость, а основная задача – сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Кэндо

Во время спортивных поединков фехтовальщики держат упругие бамбуковые мечи, а их голову, грудь и руки прикрывают специальные тренировочные доспехи. За чисто выполненные удары по определенным частям тела противника участникам поединка начисляются очки.

В настоящее время кэндо не только популярный вид спорта, но и входит составной частью в физкультурную программу японских школ.

Кобудо

Термин «кобудо» в переводе с японского языка означает – «старинный воинский путь». Первоначальное название – «кобудзюцу» – «старинные воинские искусства (умения)». Под этим термином сегодня представлены искусства владения различными видами восточных видов холодного оружия.

В настоящее время существует разделение кобудо на два автономных самостоятельных направления:

  1. Нихон-кобудо – направление, объединяющее системы распространенные на основных островах Японии и использующие в своем арсенале холодное оружие самурайского происхождения и оружие из арсенала ниндзюцу.
  2. Кобудо (другие названия Рюкю-кобудо и Окинава-кобудо) – направление, объединяющее системы ведущие происхождение с островов архипелага Рюкю (современная префектура Окинава, Япония) использующие в арсенале орудия (предметы) крестьянского и рыбацкого обихода жителей указанных островов.

Самбо

Самбо принадлежит к уникальным видам единоборств, получивших распространение по всему миру. Он стал единственным видом спортивных состязаний, где международное общение проводится на русском языке. Различают два вида самбо, первым из них является боевое, используемое для защиты и выведения из строя противника. Второй вид этой борьбы – спортивное самбо, способствует развитию личностных характеристик, закаляет характер и организм, позволяет выработать самообладание и дисциплину.

Сумо

Правила сумо очень просты: для победы достаточно либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней, либо просто вытолкнуть его с ринга. Обычно исход поединка решается за несколько секунд. Сопутствующие обряды могут занимать гораздо больше времени. Борцы одеты только в особую набедренную повязку.

В древние времена чемпионы сумо почитались наравне со святыми; по поверьям японцев борцы, сотрясая землю, не только делают ее более плодородной, но и отпугивают злых духов; борцов сумо иногда нанимали для «изгнания болезней» из богатых домов и даже целых городов.

Поэтому такое внимание придается весу борца (в сумо нет весовых категорий). С древнейших времен сохранились разнообразные диеты и упражнения, позволяющие наиболее эффективно набрать максимальный вес. Возраст профессиональных борцов колеблется между 18 и 35 годами. Большая часть чемпионов сумо становятся народными кумирами.

Таиландский бокс

Муай-тай разрабатывался как воинское и армейское боевой искусство, бойцы которого с оружием и без должны были входить в личную охрану короля и реально противостоять на поле боя целым армиям превосходящего по численности врага.

Но сегодня, как и предыдущие спортивные виды боевых искусств, тайский бокс подвергся довольно сильным изменениям в сторону спорта, в нем также очень сильно изменились современные правила, которые стали намного более лояльными и сделали это сверхжёсткое и даже смертельное боевое искусство на порядок менее эффективным.

Хотя в более закрытых школах и даже можно сказать сектах, даже за пределами Таиланда, в которых также изучается тай-бокс, есть еще люди, обучающие более эффективным его видам.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо – корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Ушу

Ддословно переводится как воинское искусство. Это общее название традиционных китайских боевых искусств, чаще называемых на западе кунфу или китайским боксом. Существует множество различных направлений, ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жесткие стили предполагают хорошую спортивную форму бойца и большие затраты физической энергии во время тренировок. Внутренние, или мягкие стили требуют особой сосредоточенности и пластичности.

Как правило, философской основой внешних стилей служит чань-буддизм, а внутренних – даосизм. Так называемые монастырские стили традиционно относятся к внешним и ведут свое начало из буддийских монастырей, один из которых – знаменитый монастырь Шаолинь (основан ок. 500 до н.э.), где сформировался стиль шаолиньцюань, повлиявший на развитие многих стилей японского каратэ.

Какое беоевое искусство выбирать?

Выбор занятий зависит, прежде всего, от ваших предпочтений и физических особенностей. Талица поможет определить тип вашего телосложения и подходящий по этому соответствию вид борьбы. Однако не стоит забывать, что приводятся только общие рекомендации. Изучение боевых искусств – процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

Эктоморф

Тай чи чуан (тай цзи цюань)

Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей. Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно. Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах. Настоящие школы – более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

Этот китайский стиль еще называют кунг-фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов. Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки). Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами. Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника. На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими. Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей – часть тренировочного режима.

Мезоморф

Айкидо

Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад. Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры. Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

Кэндо

Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму. Скорость, крепкие плечи и руки – необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

Муай-тай (тайский бокс)

Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов. Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

Эндоморф

Дзюдо

Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге. Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

Каратэ

Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки. Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам. Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

Сёриндзи-кэмпо

Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам. Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки. Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата. Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.