Игры связанные с солнцем. Тематическое занятие: Четвертый день творения. Подготовка к игре

Вот, наконец, и провели четвертый день творения. Долго не могла придумать, что лучше провести из опытов, о чем рассказать. В итоге некоторые игры все же были для нас рановаты, но главное, что поиграли. А что-то повторим через годик, другой, может и лучше усвоится.

Ты помнишь, что в первый день Бог создал свет, и днем стало светло, а ночью – темно. Во второй день появилось небо. В третий день – были созданы растения – самые разные деревья, кустарники, травы и цветы. Постепенно небо стало таким прозрачным, что на четвертый день стало видно Солнце, Луну и звезды. (Показываю все на фланелеграфе и выкладываю карточки слова – ЧЕТЫРЕ, СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ и цифра 4). Повторяем, смотря на цифры — аппликации, которые висят на стене.

Бог создал Солнце, чтобы светить днем. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца всё замёрзло бы, и на земле было бы невозможно жить. Правда, хорошо, что Бог создал Солнце? А для того, чтобы ночью не было очень темно, Бог создал Луну и звезды. Правда, ночное небо очень красиво? Солнце он назвает СОНЕ, а луну — НУНА.

В этот день Творец Всесильный,
Нам светила подарил,
Времена определил,
Чтобы солнышко светило,
Чтобы нам тепла хватило.
И луну, и звёзды в срок,
Милосердный, добрый Бог,
В день четвёртый нам зажёг.

Круг с картинками дней творения и прищепки с цифрами 1, 2, 3 и 4.

Цифры 1, 2 и 3 прикрепляем, как повторение, цифра – 4 сегодняшняя тема. Он уже очень легко справляется с этим заданием.

Книжка-листалка «Дни творения»

Давай прочитаем, что Бог сотворил в четвертый день. Где цифра четыре? Открывай эту страницу.

Презентация «Солнце, Луна и звезды»

Долго думала, как сделать так, чтобы ребенку было интересно, но похоже ему она была трудновата. Я старалась читать очень выразительно, чтобы привлекать его внимание! По ссылке можно посмотреть, что внутри, а скачать со всеми эфектами вместе со всеми материалами четвертого дня.

Наглядные демонстрации — опыты
Свет Солнца и звезд (фонарик и звезды из фольги)

Начните с солнца – это самая главная звезда, от неё зависит жизнь нашей планеты. На занавеске закрепите три звезды, вырезанные из цветной фольги. Взяли маленький фонарик и светили на них, когда отходили назад, свет отражался слабее и они светили более тускло. Так объяснила, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Давай представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы проведем гимнастику для наших глаз. Лево и право мы еще не очень знаем, а тем более делать так глазами — так я показывала ему рукой с нужной стороны и просила посмотреть на неё. Получилось! Надо было лучше взыть звездочку с занавески и показывать её.

Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли,
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели
А теперь звезда внизу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

Размеры Солнца и Земли (футбольный мяч и горошина)

Если наше Солнце уменьшить так, что бы оно стало размером с футбольный мяч. Земля тогда бы вместе со всеми горами, реками лесами и океанами, стала бы размером с эту горошину. Рассмотрели, но это не произвело большое впечатление.

Фазы Луны (мячик и настольная лампа)

Показывала на мячике с помощью лампы фазы луны. процесс ему понравился, но по-моему что именно я изображала он не понял. Хотя мячик у нас — ну вылитая луна с кратерами. Чтобы хорошо показать — отдвигала лампочку, а не мячик, тогда видно какую часть она освещает.

Вращение Луны и Земли вокруг Солнца (глобус или мячик большой и второй для луны маленький)


  1. Дима вращал глобус, а я пыталась догнать это вращение мячиком, изображающим луну.
  2. На примере трех мячиков разного размера можно показать, как Земля вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли. Димка стоял на стульччике по середине комнаты, а я бегала вокруг с глобусом и мячиком-луной.

Анимация

Вот здесь просто и коротко это показано на видео макете. Вращение Луны вокруг Земли и их вместе вокруг Солнца http://www.youtube.com/watch?v=EWas-dkx29g

Подвижная игра: «Солнце, Луна и Земля»

«Земля» — она вращается вокруг своей оси – по команде «Земля» нужно вращаться вокруг себя.
«Луна» — вращается вокруг Земли – слышишь «Луна», пробегаешь маленький круг.
«Солнце» — центр, он стоит на месте, слышишь «Солнце» — останавливаешься на месте.
Внимание игра началась. Луна, Земля, Луна, Солнце…. Вот здесь нам понравилось! Правда команды путал.

Поверхность Луны (миска с мукой и маленькие мячики)

В муку бросали маленькие орешки, не нашла мячиков разного размера. Объяснила, что это похоже на поверхность луны, но это тоже не очень произвело впечатление.

Пазлы «Дни творения»

Давай найдем цифру четыре. Сколько точечек здесь нарисовано? Пазлы подбираем уже на ура!

Рамки и вкладыши «Дни творения»

Вкладышами играет и так в обычные дни, пожэтому складывает быстро и безошибочно!

Творчество: Подвеска Солнце, Луна и звезды

Заранее вырезала заготовки Солнца, Луны и звезд, а Дима раскрашивал их при помощи губки. Ему этот процесс понравился. Когда немного подсохло, раскрасили гелем с блестками. Выдавливание геля из тюбика тоже произвело яркое впечатление! Когда все подсохло, приклеила веревочки с помощью скотча на полоску фиолетовой бумаги (Разрезала вдоль лист А-4). Прикрепила веревочки сверху, и подвести на люстру.

Развивающие игры по теме «Солнышко»

Игра - эксперимент «Солнечный зайчики» (средний и старший возраст)

Цель: учить классифицировать предметы по способности отражать световые лучи, делать умозаключения, закрепление понятия «светоотражающий».

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно – какое солнышко сегодня яркое. Что дарит нам солнце?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А еще оно дарит нам своих маленьких друзей – вот послушайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке
Он на стенке, на окошке
Зайчик этот не простой
Он пушистый, золотой
Солнце зайке лучший друг
Погляди скорей вокруг
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка.
С. Александрова
Дети: Солнечный зайчик
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много различных предметов.
Подойдите, возьмите их в руки и повернитесь к солнцу. Вы обратили внимание, что не у всех появились солнечные зайчики? Значит не все предметы отражают солнечный свет.
Давайте разделим их на две группы. На стол, где нарисовано солнышко, мы положим светоотражающие предметы. Ребята, вам знакомо это слово «светоотражающий» ? Это значит какой?
Дети: Тот который отражает солнечные лучи.
Воспитатель: Давайте повторим: светоотражающий. Какие предметы мы относим к светоотражающим?
Дети называют предметы
Воспитатель: А на второй стол, где нарисована тень, положим предмете неотражающие свет. Какие это предметы?
Вот мы и справились с заданием. А теперь можно поиграть с солнечными зайчиками.

Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»

Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит,
В воздух тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков.
Обращаем внимание детей на огород на окне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут.
Дети: Наклонились к окну.
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Вот интересно, что будет, если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180 0 и время от времени наблюдаем как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему?
Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.

Подвижная игра «Дарит солнышко лучи» (младший и средний возраст)

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.
Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.
Воспитатель собирает детей закличкой:
- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши.

Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
Играющие встают на лучи.

Дидактическая игра «Собери солнышко» (средний и старший возраст)

Цель: закрепить обозначения цифр, прямого и обратного счета в пределах 10.
Для игры вам потребуется круг желтого цвета – это солнце. И лучи с цифрами 1-10. В качестве крепежного материала можно использовать липкую ленту (или липучки), которую используют для обуви.

Пальчиковая игра «Каждый лучик солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

Игра с прищепками «Солнышко лучистое» (младший возраст)

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое.
Дети: Желтое, круглое, теплое.
Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг!
Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?!
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).

В работе представлена подборка материала по всем образовательным областям на тему "Космос", "День космонавтики", в приложении дано описание подвижных и хороводных игр, пальчиковой, дыхательной и глазной гимнастики; загадки и стихи, а также словесные игры по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ: «Космос», «День космонавтики»

Цель : Познакомить с праздником «День космонавтики», объяснить, почему его отмечают 12 апреля.

Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми, о полёте в космос Ю.А.Гагарина.

Задачи:

  • дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;
  • дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной;
  • познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями;
  • развивать умение наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;
  • продолжать учить детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;
  • пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения.

ОО

Формы работы

1. физическая культура

Подвижные игры:

  • «Луна и звёзды»
  • «Космонавты»
  • «Космическая охота»
  • «Бывает – не бывает»
  • «Звёздный магазин»

Эстафеты, соревнования:

  • «Пролети среди метеоритов»
  • «Сбей метеориты»

2. здоровье

Физкультминутки:

  • «Мяч по кругу»
  • «Космонавт»

Дыхательная гимнастика:

  • «Шаловливый ветерок»
  • «Луна»

Глазная гимнастика: «Звёздочка»

Пальчиковая гимнастика:

  • «Метеоритный дождь»
  • «Чудесная книга созвездий»

Мелкая моторика:

  • «Собери созвездие по образцу» (магнитная мозаика)
  • Аппликация методом обрыва «Звёзды и кометы»
  • «Картины из пластилина»
  • Выгибание звезды из проволоки
  • Выкладывание созвездий из палочек, горохом на пластилиновой пластине
  • «Пластилиновые жгутики»

Свободное общение: «Каким нужно быть, чтобы стать космонавтом»

3. художественное творчество

Рассматривание фотоиллюстраций

Лепка:

  • «В далёком космосе» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.182),
  • «Наш космодром» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.186),
  • «Покорители космоса» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.188)

Аппликация:

  • «Летающие тарелки и пришельцы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.184)

Рисование:

  • «День и ночь» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.178),
  • «На далёкой, неизведанной планете» (Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени, с.134)

4.музыка

Хороводные игры:

  • «Звёздный хоровод»
  • «Угадай созвездие»

Слушание:

  • «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев
  • «Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский
  • «Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким

5. познание

Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций

Отгадывание загадок

Беседы:

  • «Этот загадочный космос»
  • «Что такое Луна»
  • «Первый космонавт»

Дидактические игры:

  • «Хочешь стать космонавтом?»
  • «Большие и маленькие»
  • «Угадай по описанию»
  • «Сравни картинки»
  • «Сходство и различие»
  • «Что лишнее?»
  • «Что исчезло?»
  • «Почему Луна такая разная?»

О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» с. 106, 166

  • «На орбите», «Прямо или по кругу» (что удерживает спутники на орбите)
  • «Приплюснутый шар» (почему земной шар приплюснут с полюсов)
  • «Тёмный космос» (почему в космосе темно)
  • «Вращающаяся Земля» (как Земля вращается вокруг своей оси)
  • «Далеко – близко» (расстояние от солнца и температура воздуха)
  • «Чем ближе, тем быстрее» (время обращения планет вокруг Солнца)

Конструирование:

  • «Звёзды и кометы» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, с.180)
  • «Космодром»

6. чтение художественной литературы

Энциклопедии:

Бэрнхем Р. «Атлас Вселенной для детей»

Дорожкин Н.Я. «Космос»

Житомирский С.В. «Астрономия»

Калашников В.»Звёзды и планеты»

Кошурникова Р.В. «Путешествие по глобусу» «Планета Земля»

Порцевский К.А. «Моя первая книга о космосе»

«Человек и Вселенная»

Л.Талимонова Сказки и притчи

Мифы о Солнце, Луне, планетах (Древняя Греция, Древний Египет)

Стихотворения:

Я.Аким «Береги свою планету»

О.Высоцкая «Космонавт»

А.Матутис «Ракета и я»

В.Степанов «Космонавт», «Астроном»

Ж.Парамонова «Забавная Астрономия для малышей»

Р.Сеф «Комета»

Е.Стюарт «Наш спутник»

А. Усачёв «Астрономическая считалка», «Стихи о материках», «География», «Откуда берётся вода?»

«Там, где звёздочка горит»

Е.Шиловский «Я обнял глобус»

Рассказы:

В.Баруздин «Первый человек в космосе»

Бороздин В. «Звездолётчики» , «Первый в космосе».

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

В. Кащенко «Созвездие драконов»

П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»

Е.Левитан «Малышам о звёздах и планетах»

А.Леонов «Шаги над планетой»

Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы)

О. А. Скоролупова «Покорение космоса».

Томилин А.Н. «Голубая планета Земля», «Есть ли вола в море дождей?»

Шалаев Г. «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета? Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт»

7. коммуникация

Грамматика:

  • образование и употребление сложных слов (луноход, звездочёт, звездолёт, звездопад, космолёт)
  • употребление и согласование числительных с существительными и прилагательными в косвенных падежах
  • образование прилагательных от существительных (космос – космический, луна – лунный, звёзда – звёздное)

Фраза:

  • распространение фразы
  • составление сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО

Связная речь:

  • Составление рассказа по картине, по серии картинок, по схеме
  • Составление и отгадывание загадок,
  • Пересказ коротких рассказов
  • Составление творческих рассказов «Что можно увидеть из космоса», «Расскажи о своей планете»

Словесные игры

  • «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»
  • «Скажи наоборот»
  • «Похожие слова»
  • «Какой, какая, какое»

8. безопасность

Беседы:

  • «Жизнь людей на космическом корабле»
  • «Можно ли смотреть на Солнце?» (как сберечь зрение)

9. труд

Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Познакомить детей с профессиями: космонавт, учёный-астроном, инженер-конструктор

10. социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса»

Пластические этюды: «Парим в космосе»

Экскурсии: в Планетарий, в музей им. Циолковского

Приложение

1. Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра «Луна и звёзды»

С помощью считалки выберите водящего – это будет Луна (одеть шапочку на голову). Все остальные дети – звёзды.

На земле начерчен большой круг – территория Луны. Звёзды забегают в круг и дразнят Луну. Луна может заморозить звезду, дотронувшись до неё. Когда все звёзды заморожены, водящий меняется.

Считалка

На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной. (О.Высоцкая)

Подвижная игра «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулки по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этого все разбегаются по «ракетодрому» и стараются занять место в любой заранее начерченной «ракете». Внутри каждой «ракеты» обозначено по 5 кружков. Это места для участников игры, их меньше, чем играющих. опоздавший – проиграл.

Подвижная игра «Космическая охота»

Два космических охотника встают по краям площадки, остальные – в центре. Охотники стараются попасть мячом в игроков. Когда охотник кидает мяч, он называет какое-либо созвездие, а игроки должны изобразить его и увернуться от мяча. Например, Лира – имитируют игру на лире, Лебедь – руки в стороны, Андромеда – руки вверх и т.д.

Подвижная игра «Бывает – не бывает»

Дети встают наверх лесенки. Ведущий бросает детям мячик, называя реальное или выдуманное созвездие. Если созвездие существует, то мяч нужно поймать, если нет – то не ловить. Если ребёнок не ошибся, то он спускается на одну ступеньку. Если ошибся, то стоит на месте. Выигрывает тот, кто первым спуститься с лесенки.

Подвижная игра «Звёздный магазин»

Дети загадывают, каким созвездием они будут и сообщают об этом продавцу. Приходит покупатель – астроном и говорит, что ему нужно какое-то созвездие. Если такое созвездие есть, то оно убегает, а покупатель должен его поймать.

Эстафета «Пролети среди метеоритов»

На дорожке вразброс расставляются кегли. Дети должны пробежать среди них до планеты, не сбив ни одной кегли. Если сбита 1-2 кегли, то корабль повреждён и ребёнок продолжает движение шагом, если сбито 3 кегли, то корабль взрывается и ребёнок выходит из игры.

Соревнование «Сбей метеориты»

Дети берут мешочки с песком и стараются попасть в метеориты – катящиеся по полу мячи, запущенные воспитателем.

2. Образовательная область «Здоровье»

Физкультминутка «Мяч по кругу»

Играющие передают мяч по кругу, называя при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта…). Проиграет тот, на ком мяч остановится.

Физкультминутка «Космонавт»

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, скоро взлет.

Чтобы долететь до Солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно, Каждый ведь из нас атлет Пролетая над землею

Ей передадим привет.

(поднимают руки вверх)

(разводят руки в стороны)

(круг руками)

(берутся руками за щеки, качают головой)

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

(сгибают руки в локтях)

(разводят руки в стороны)

(поднимают руки вверх и машут)

Дыхательная гимнастика:

Упражнение «Шаловливый ветерок»

Оборудование: узкие атласные ленточки на верёвочке (занавеска)

Инструкция: Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну, чтобы поиграть с занавеской. Он подул на них, они стали колыхаться. (показ)

Упражнение «Луна»

Оборудование: картинка с изображением ночного звёздного неба, Луна, вырезанная из бумаги.

Инструкция: Луна медленно передвигается по ночному небу (показ). По команде ребёнок набирает через нос воздух и начинает плавно и медленно дуть на Луну.

Глазная гимнастика «Звёздочка»

Мы звездочку увидали – глазки вверх подняли.

Вот звезды полетели – глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели – глазки влево посмотрели.

А теперь звезда внизу – глазки я опущу.

Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»

Дети под руководством воспитателя стучат пальчиками по полу сначала слабо, а потом сильнее, с разным темпом, можно повторять ритм за воспитателем.

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развёл прекрасный и гордый Орёл.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы,

И Лебедь прекрасный плывёт,

И Лира о счастье поёт.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные – разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы – «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы, а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

4. Образовательная область «Музыка»

Хороводная игра «Звёздный хоровод»

Ведущий: На скамейке я лежу, и на небо я гляжу,

Солнце вижу, облака, звёзд не вижу я пока.

А как вечер настаёт, вижу звёздный хоровод!

Дети водят хоровод, а в конце разбегаются под музыку и изображают какое-либо созвездие. Водящий угадывает созвездие. У кого не угадает – тот выходит из игры.

Хороводная игра «Угадай созвездие»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре – водящий. Водящий закрывает глаза и изображает рукой стрелку. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:

Мы по кругу пойдём и созвездие найдём.

На кого стрелка укажет, тот созвездие покажет.

Ты его изображай, угадаем – убегай.

Выбранный стрелкой ребёнок, изображает созвездие, а если его угадают, то убегает от водящего. Если его поймают, то он становится стрелкой.

5. Образовательная область «Познание»

Загадки про Солнце:

*Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все…

*Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет.

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.

*В дверь, в окно стучать не будет,

А войдёт и всех разбудит.

*Доброе, хорошее, на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

*В небе виден жёлтый круг и лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг, словно на магните.

Хоть пока я и не стар, но уже учёный,

Знаю: то не круг, а шар, сильно раскалённый.

Загадки про Месяц и Луну:

*По высокой дороге идёт бычок круторогий.

Днём он спит, а ночью глядит.

*То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

*Ночь уже не так темна, если светит нам …

*Ночью по небу гуляю, тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…

*Шёл я мимо - видел диво:

Висит в небе котёл золотой.

*Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут.

*Ночью с Солнцем я меняюсь, и на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами, словно серебром.

Полной быть могу ночами, а могу – серпом.

Загадки про небо:

*Голубая простыня весь свет покрывает.

*Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый:

Кружевной и синий-синий.

Загадки про звёзды:

*Ясными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: спать ложитесь, поздно!

Потому что мать луна, а дочурки…

*Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру – нет ничего.

*Ночью посмотри в оконце – в небе высоко

Зажигаются, как Солнце, очень далеко.

*Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

*Я – огромное пространство, больше Солнца и Земли.

И в меня для дальних странствий запускают корабли.

Пролети хоть сотню лет – мне конца и края нет! (Вселенная)

*В космосе с хвостом летаю, пыль Вселенной подметаю.

Как метла мой длинный хвост проведёт уборку звёзд. (комета)

*Эти звёздочки, как искры, падают и гаснут быстро,

Зажигают среди ночи в небе звёздный дождик,

Словно эти огоньки рисовал художник. (Метеоры)

Загадки про планеты:

*Вот планетам младший брат, по размерам маловат.

К Солнышку всех ближе он, потому и раскалён. (Меркурий)

*В небе я свечусь нередко, ваша близкая соседка.

Я – Меркурию сестра, и на мне всегда жара. (Венера)

*Эта красная планета по соседству с нами.

Он зимой и даже летом мёрзнет под снегами.

Странно, что ни говори: лёд не сверху, а внутри. (Марс)
*Все планеты с полюсами, есть экватор у любой,

Но планеты с поясами не найдёте вы другой.

В этих кольцах он один очень важный господин. (Сатурн)

*В телескоп скорей взгляните: он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми, больше всех других планет.

В нашей Солнечной системе никого крупнее нет. (Юпитер)

Загадки про полёты в космос:

*Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли принимать телесигнал. (спутник)

*Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Вкруг Земли на карусели

По орбите закружу. (ракета)

*Распустила алый хвост, улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту межпланетную… (ракету)

*Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (ракета)

*Есть окошко в корабле «Челленджере», «Мире»,

Но не то, что на Земле – в доме и в квартире.

В форме круга то окно, очень прочное оно. (иллюминатор)

*В космосе нет сковородки, и кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селёдка, и торты, и винегрет

Расфасованы как крем! Космонавтом буду –

Из чего-то я поем вовсе без посуды. (тюбик)

*В космосе всегда мороз, лета не бывает.

Космонавт, проверив трос, что-то надевает.

Та одёжка припасёт и тепло, и кислород. (скафандр)

*Вот в скафандре, очень смелый, он идёт в ракету,

Перед ним снимают шляпы люди всей планеты.

Для него совсем не новость, что такое невесомость. (космонавт)

*Он в скафандре со страховкой вышел на орбиту.

Кораблю поправит ловко кабель перебитый. (космонавт)

*В своём скафандре я лечу в ракете.

Моя ракета лучшая на свете.

Я на Луну пока не полечу.

Сначала Землю облететь хочу. (космонавт)

Исследовательская деятельность:

«Как Земля вращается вокруг Солнца»

Предложить ребёнку взять в руки маленький резиновый мячик – это Земля, а сами возьмите большой мяч – Солнце. На полу обозначьте траекторию движения Земли вокруг Солнца. Предложите ребёнку медленно обходить вас по эллипсу, одновременно совершая оборот вокруг себя.

«Почему Луна такая разная?»

Нужны настольная лампа и 2 мяча. Лампу (Солнце) ставим на пол, обозначаем траекторию движения большого мяча (Земли). Ребёнок медленно катит Землю, а вы вращаете маленький мяч (Луну) вокруг Земли. Луна, оказавшись за Землёй не освещается лампой – Солнцем, поэтому мы её не видим. Как только она появляется из-за Земли, и Солнце начинает освещать её часть, мы видим светящийся месяц, потом полукруг – половину Луны, потом всё больше и больше и, наконец, вся Луна видна, как светящийся шар. А затем Луна начинает убывать.

7. Образовательная область «Коммуникация»

Словесная игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс,

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун,

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Словесная игра «Скажи наоборот» (упражнять детей в подборе антонимов)

Какой должен быть космонавт? Я буду называть качества людей, а вы подберите слово, обозначающее противоположное качество. Можно играть с мячом.

(ленивый – трудолюбивый, злой – добрый, слабый – сильный, медлительный – быстрый, неряшливый – аккуратный, грустный – весёлый, старый – молодой, неуклюжий – ловкий).

Словесная игра «Похожие слова» (упражнять детей в образовании родственных слов)

Вспомните и назовите слова, похожие на то, которое я назову.

Космос – космический, космодром, космонавт…

Луна – луноход, прилуниться, лунатик…

Земля – земной, подземный, землянин, землянка, земляника…

Словесная игра «Какой, какая, какое, какие?» (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

Нужно подобрать слова-признаки к названному слову:

Земля какая? – красивая, круглая, большая…

Скафандр какой? – прочный, гибкий, многослойный…

10. Образовательная область «Социализация»

Пластический этюд «Парим в космосе»

Под медленную «космическую» музыку дети выполняют различные фигуры, имитируя выход космонавтов в открытый космос.

Мы друзей хороших в космосе нашли,

И друзьям своим мы вместе помогли.

Мы парим как ласточки в звёздной темноте,

Звёздами любуемся в тишине.

Создание условий для самостоятельной деятельности:

Книжный уголок: иллюстрации, фотографии и книги по теме,

плакаты: «Звёздное небо», «Строение Солнечной системы»

настольно-печатные игры: «Медвежонок в космосе», «Солнечная система», «Большое космическое путешествие», «Кругосветное путешествие»

дидактические игры: «Солнечная система», «Звёздное лото», «Космическое лото»,

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космическое путешествие», «Мы – космонавты»

Центр строительно-конструктивных игр:

Крупный конструктор, игровые модули, коробки.

Мозаика, пазлы.

Центр продуктивных видов деятельности:

внести природный материал для ручного труда, материал для лепки и аппликации, иллюстрации, алгоритмы изготовления космических кораблей из различных материалов, папка И.А. Лыкова Лепка из пластилина «Космос», Аппликация «Далёкий космос».

Работа с родителями:

  • Оформление стенда «Астрономия – это интересно», «Азбука юного звездочёта»
  • Оформление папки-передвижки на тему «Что прочитать ребёнку про космос?», «Что должен знать ребёнок о Космосе»
  • Консультация «Ребёнок познаёт мир», «Как начать знакомить ребёнка с планетой Земля»
  • Предложить родителям участие в выставках «Ракета своими руками», «Такие странные инопланетяне», «Солнце – звезда необыкновенная», «Разноцветные планеты», «Моё любимое созвездие» (изготовление поделок, рисунков родителями совместно с детьми)
  • Участие родителей в проекте «Отважные космонавты»


****

Мы летаем высоко, Ходьба на носочках, руки вверху

Мы летаем низко, Ходьба на пятках, руки внизу.

Мы летаем далеко, Легкий бег по кругу.

Мы летаем близко. Легкий бег на месте
^ Разминка «Парашют»

Вот мотор включился Круговое движение рук

Пропеллер закрутился. Круговое движение рук по сильнее

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

К облакам поднялись, На носочках, руки вверху.

С шасси убрались,

Вот мы тут.

Приготовили парашют.

Толчок, прыжок. Прыжки на месте.

Парашюты раскрылись, Руки разводят в стороны.

Дети мягко приземлились. Легкий прыжок.
^ Разминка «Космодром»

Все готовы для полета, Поднимают руки вперёд, вверх.

Ждут ракеты всех ребят. Соединяют пальцы над головой.

Мало времени для взлета, Маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд. Встают прыжком, ноги врозь, руки

Поклонились вправо, влево, Наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон, Наклоны вперёд.

Вот ракета полетела Прыгают на двух ногах.

Опустел наш космодром. Приседают на корточки.
^ Разминка «Мы летим»

На ракете мы летим, Бегут, руки в стороны.

Стать мы умными хотим.

Руки к небу потянулись, Потягиваются.

Дети к звездам улыбнулись.

О профессиях узнаем, Выполняют повороты туловища

На планетах побываем.
^ Общеразвивающие упражнения.

Не зевай по сторонам

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку

Чтобы сильным стать и ловким.
1. «Взлетают вверх ракеты»

И.п. о.с. 1- руки через стороны вверх 3 хлопка над головой

2. «Ракета в космосе » И.п. Ноги на ширине плеч, прямые руки над головой, ладони сомкнуть. 1- наклоны вправо; 2-и.п. 3-наклоны влево. 4-и.п

3. «Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают»

(имитация надевания скафандра).

4. «В невесомости летим» Упражнение на равновесии. И.п. о.с. руки в стороны. Поднять то правую, то левую ногу, согнутую в колене 6 раз.

5. Быстро- быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» остановитесь с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Покажите. -2р

Мы готовы к настоящему полёту.

«Ракета»

И.п.: основная стойка, палка внизу. 1 – палка вверх, 2 – опустить за голову; 3 – палка вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

«Невесомость »

И.п.: основная стойка, палка вверху, руки прямые. 1 – присесть, палку вперед; 2 – вернуться в исходное положение (6-7 раз).

« Пульт управления »

И.п.: стоя ноги врозь, палка внизу. 1-2 – поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5-6 раз).

«Взлет – посадка»

И. п.: основная стойка, палку вверху, руки прямые. 1- присесть, палку вперед; 2- вернуться в исходное положение (6-7 раз).

«Болтанка»

И.п.:– основная стойка, палка у груди в согнутых руках. 1 – правую ногу в стону на носок, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (5-6 раз).
Приложение №5

Подвижная игра «Самолеты»

Подготовка к игре:

В разных 3-4 местах площадки ставится флажки.
^ Описание игры:

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!»- дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!»- говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.

По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено

Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

^ Правила игры:



Подвижная игра «Космонавты»

Подготовка к игре:

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.

^ Описание игры:

Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

^ Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центре круга.

2) Игра повторяется несколько раз.

Варианты:

1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.
^ Подвижная игра «Космонавты»

Подготовка к игре:

Перед проведением игры можно поговорить с детьми о космосе, вспомнить названия планет. Для игры в разных уголках площадки чертим контуры ракет и в каждом отмечаем по 4-5 мест для пассажиров, но так, чтобы нескольким участникам игры мест не хватало. Положить таблички с названиями следующих маршрутов:

«Земля - Луна - Земля», «Земля - Марс - Земля», «Земля - Нептун - Земля», «Земля - Венера - Земля», «Земля - Сатурн - Земля».

^ Описание игры:

Дети берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Нас ракеты унесут

На космический маршрут.

Вместе к звездам полетим,

На какую захотим.

Но запомните, друзья,

Что опаздывать нельзя!

Стишок можно разучить заранее. Как только сказано последнее слово, ведущий дает сигнал, и все ребята разбегаются, стараясь занять свободные места в ракетах (сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя). Опоздавшие собираются в центре круга, а экипажи ракет по очереди хором называют свои маршруты. После этого все возвращаются в общий круг, и игра повторяется.

^ Правила игры:

1)Сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя.

2)Опоздавшие собираются в центре круга.
Подвижная игра: «Солнце и планеты»

Подготовка к игре: Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет.

^ Описание игры:

Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.

^ Правила игры:


  1. Действовать по сигналу воспитателя.

  2. Обратить внимание на легкость бега.

Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры : ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

^ Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников

^ Игровой материал . Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.

Подготовка к игре :


  • чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.

  • просмотр фильма о космонавтах.

  • рисование на тему «Космос».

  • разучивание песен о космонавтах.

  • изготовление атрибутов.
Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.

Ход игры. Для развития интереса к игре педагог предлагает ребятам рассмотреть набор открыток «Космонавты» и иллюстрации в книге А, Андреева «Звездный», беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель обсуждает с детьми характеристики людей - космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.

Далее воспитатель может предложить ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов-заместителей.

Затем педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Воспитатель может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы - экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Веселый» и др.

Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры - подготовке к космическим полетам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов:

1. Только сильные ребята могут полететь в космос.

2. Только умные ребята могут стать космонавтами.

3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.

4. Только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.

После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.

Затем начинается первый этап проверки - испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель.

Командир объявляет о втором этапе испытаний. Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку» в космосе? (А. А. Леонов.) Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.» (В. В. Николаева-Терешкова.) и т. д.

Заключительный этап конкурса - экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру, прилунение).

Командир отряда и жюри (другие воспитатели, няня) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, - «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».

Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.

В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие - испытывают их и готовят к полету, третьи - обеспечивают полет и приземление.

После каждой игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций

^ Дидактические игры для детей 5-6 лет

(старшая группа)
Игра «Земля - планета, на которой мы живем»

Цель: изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным,согласовывать местоименияс существительными, образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение : сюжетная картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите: «Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Видишь, она имеет форму шара. Самые темные места - вода, светлые - суша, самые светлые - облака. На Земле есть и суша, и вода. Окружает Землю атмосфера - воздушная оболочка. У нее несколько слоев. Там образуются облака, дождь, снег. Предложите ребенку изменять слова по образцу: облака - облако, грозы - (гроза), ливни - ... (ливень), снегопады -... (снегопад).

Попросите ребенка назвать родственные слова солнце - ... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако - ... (облачко, облачный, заоблачный).

Предложите ребенку вспомнить, на что или на кого были похожи облака, которые он видел на небе. Попросите его назвать, каким может быть небо... (голубое, безоблачное, грозовое); облако... (огромное, маленькое, пушистое); ливень... (долгий, осенний).

Предложите ребенку ответить на вопрос «чей?» (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным: небо - мое; облака - мои; ливень - мой

Анна Зайченкова

Задачи :

Образовательные :

Обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх , национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русских народных играх «Растяпа» , «Медведь и зайцы» , «Солнце и Луна» , «Гори-гори ясно!»

Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

Развивающие :

Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;

Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении правил игры, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;

Упражнять в выполнении различных видов движений через игровые задания.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Закрепить знания детей о традициях народа;

Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

Вызвать эмоциональное проявление радости;

Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Формировать дружеские взаимоотношения

Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Оборудование :

костюм скомороха, мешочек для скомороха, маленький платок, шапочка медведя, карусель-зонт с лентами, полотно-парашют, 2 дуги, угощение для детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади .

Вы любите играть, веселиться?

Значит, не против на нашей карусели прокатиться!

Карусель, карусель

Всех катает целый день :

Барышень, зверюшек,

Матрёшек и Петрушек.

Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку .

Игра малой подвижности «Карусель»

(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой).

Детей встречает Скоморох.

Скоморох : Здравствуйте, дети!

Веселей меня нет на свете!

Я, ребята, Скоморох!

Не люблю я охи-вздохи!

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ .

Отворяют ворота,

Проходите, господа!

Глядите, не зевайте,

Рты не разевайте!

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа» .

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки) . Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят : «Раз, два, три растяпа - ты!» Игра повторяется.

Скоморох : - Хоть сума моя проста,

С виду, вроде бы, пуста.

(Скоморох достает из мешочка платочек) .

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Выходи, честной народ, становись в хоровод!

(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает :

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).

Скоморох : Ну-ка, Саша, подойди,

В сумку руку опусти!

(Ребенок достает из сумы шапочку медведя)

Играть продолжаем,

Игру новую начинаем.

Игра интересная,

Прямо скажу - расчудесная.

Медведя выбираем,

Игру «Медведь и зайцы» начинаем.

Прежде, чем начать играть,

Все : За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке – теремок!

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Подвижная игра «Медведь и зайцы»

Из парашюта надо сделать «берлогу» , набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге» (под парашютом) . Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его :

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» , вылезая из «берлоги» , отвечает :

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу» .

Скоморох : Хороша была игра

А теперь пришла пора

На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.

Массаж «Ай тари, тари, тари… .»

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки. (растирают ладони)

(нажимают на каждый палец)

(показывают «денежки» )

(нажимают на мочки ушей)

(показывают «денежки» )

(гладят по ногам)

(показывают «денежки» )

(постукивают кулачками)

(показывают «денежки» )

(разводят руками в воздухе)

Скоморох : А ну, честной народ, становись в хоровод!

Сейчас мы поиграем в игру «Солнце и Луна» .

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди :

Мы играем, ты води.

Подвижная игра «Солнце и Луна»

(Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают :

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

В какой-то момент «ворота» резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать - «Солнца» или «Луны» . Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны» . Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны» .

Скоморох : Расставаться нам пора!

Вспоминайте меня всегда!

За смех, за веселье

Всем вам угощение.

(Скоморох раздает детям угощение) .

Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы в круг пойду!

Скоморох : Закончилась наша праздничная ярмарка , пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.

(Дети «садятся на карусель» , держась за ленты)

Воспитатель : Раз, два, подхватили!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!