Игра на что похоже мое настроение. Игра «На что похоже настроение? Тема: «Правила школьной жизни»

Цель: формирование навыков рефлексии, развитие творческого мышления.

Продолжительность: 5 минут

Оборудование : мяч.

Инструкция : Ребята, сегодня, как мы уже говорили, мы попытаемся научиться лучше понимать друг друга. Но для того, чтобы начать лучше понимать другого человека, нужно научиться понимать себя: свои мысли, желания, чувства, свое настроение. Итак, сейчас мы попытаемся научиться понимать свое настроение и чувства. Прислушайтесь к себе. Что вы сейчас чувствуете? Вам сейчас весело или грустно, а может быть вы сейчас спокойны или задумчивы, или что-то другое. Подумайте, на что похоже ваше настроение сейчас? Выразите ваше настроение в символической форме – оно может быть похоже на какую-то погоду (оно радостное как теплый летний день), животное (сонное как медвежонок в спячке), предмет (сосредоточенное как компьютер), цветок (воздушное и легкое как одуванчик), на все, что угодно.

Упражнение выполняется по кругу с мячом.

Вопросы для обсуждения:

·

· Какие чувства и эмоции вы испытывали, когда описывали ваше настроение?

Основная часть занятия

Короткая беседа

Доброволец: Ребята, скажите мне, что такое «сильные стороны» человека? Слышали ли вы когда-нибудь об этом в школе, от родителей или друзей? (Выслушать ответы) Кто уже может назвать свои сильные стороны? Теперь давайте подведем небольшой итог: Сильные стороны человека – это те качества, способности, навыки и черты характера человека, которые помогают ему добиваться успеха в жизни, преодолевать препятствия на пути к его цели, добиваться желаемого и не отчаиваться при неудачах. В общем, они бывают разные. Для кого-то быть медленным и вдумчивым – сильная сторона, для кого-то быть осторожным – сильная сторона, для кого-то быть весельчаком и шутником – сильная сторона. В жизни происходит много разных случаев, когда нам нужно проявить те или иные свои стороны. Каждая черта может стать сильной в определенной ситуации.

Особенно хорошо можно увидеть сильные стороны на примере животных.

А сейчас с помощью следующего упражнения мы с вами попробуем определить сильные стороны разных животных.

Упражнение «Сильные стороны животных»

Цель : развитие гибкости мышления.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Сейчас каждый из вас попробует определить одну или несколько сильных сторон какого-либо животного. Для примера я брошу мячик ________ (имя добровольца) и назову животное (Сова), ________ назовет ее сильные стороны (способность хорошо видеть ночью и длинные острые когти). Далее _________ кидает мячик другому участнику и называет животное, соответственно другой участник также называет сильные стороны этого животного. И так мячик должен побывать у каждого из нас.

*Список возможных животных и птиц: слон, медведь, жираф, акула, медуза, змея, крокодил, обезьяна, колибри т.д.

Вопросы для обсуждения:

· Сложно ли было называть сильные стороны животных?

· Эти сильные стороны, которые вы назвали, могут быть слабыми в некоторых ситуациях?

Упражнение «Стаи животных»

Цель: развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения.

Продолжительность : 5 минут

Инструкция : Давайте немного подвигаемся и поиграем в следующую игру. Каждому из вас я сейчас дам бумажку с названием животного, которое вам нужно будет изобразить, чтобы найти свою стаю, то есть найти таких же животных среди таких же участников (например, ежей). После команды «старт», все начинаем изображать животных и искать вокруг «себе подобных», то есть собираться в стаи, причем не переговариваясь!

Процедура проведения : На это отводится 2-3 мин. После этого ведущий проверяет правильный состав «стай» и если допущены ошибки или некоторые участники не нашли свою «статью», упражнение повторяется еще раз.

Вопросы для обсуждения:

· Легко ли было собраться в группы своих животных?

· А что вам помогло?

· А есть ли у вас с этим животным что-нибудь общее? Подумайте, что это может быть?

· Как изменилось ваше настроение после этой игры?

Доброволец: Говорить о своих сильных сторонах очень приятно. Мы сразу ощущаем уверенность в себе, чувствуем, что у нас есть очень много полезных для себя качеств. Иногда мы про них забываем, а вот это совсем зря. Важно научиться вовремя о них вспоминать и использовать, когда нам это необходимо. Мы предлагаем вам создать себе «напоминалочку». Этим мы сейчас с вами и займемся. И будем это делать с помощью оригами.

Упражнение «Оригами»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания, снятие эмоционального напряжения.

Продолжительность : 15 минут

Доброволец: Кто знает, что такое оригами? Оригами – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Предлагаю самим попробовать создать фигурку из бумаги! Может быть, кто-то из вас умеет складывать фигурки из бумаги? Отлично! А для тех, кто не умеет, мы принесли различные простые схемы. Подумайте, какое животное вы хотели бы сделать из бумаги, и какими сильными сторонами оно будет обладать.

Приложение 2.

Вопросы для обсуждения:

· Понравилось ли вам упражнение?

· Сложно ли было складывать фигурки?

Завершение занятия

Упражнение «Гирлянда»

Цель: сплочение группы.

Продолжительность : 10 минут

Материалы : клубок ниток, дырокол.

Инструкция : По-моему, у нас у всех получились замечательные животные. Подумайте, как вы назовете ваше животное, какой у него характер, какие сильные стороны у него есть, как его зовут? После того, как вы это придумаете, по очереди расскажите нам о своем животном, а я повешу его на ниточку. У нас получится очень необычная гирлянда «силы». И этой гирляндой мы украсим ваше отделение. И каждый раз, когда вы будите проходить мимо гирлянды, ваши животные будут напоминать вам о ваших сильных сторонах, они будут заряжать вас уверенностью и энергией!

После того, как гирлянда готова, нужно выбрать место, подходящее для нее, и повесить.

Вопросы для обсуждения:

· Нравится ли вам гирлянда?

· Как вы думаете, будут ли животные дружить, уважать и понимать друг друга?

Завершающая речь: Отлично! Ребята, у нас получилось очень насыщенное и продуктивное занятие. Теперь мы можем говорить о сильных сторонах животных и людей. Теперь мы умеем быть командой и лучше понимать друг друга. Я надеюсь, что гирлянда будет напоминать вам об этих важных умениях. Вы такие молодцы! (Можно поаплодировать друг другу). Мы все желаем вам хорошего настроения и взаимопонимания, надеемся, что от нашего занятия остались только приятные впечатления. Огромное вам спасибо!

Приложение 2. Простые схемы оригами.

Цель: определение эмоционального состояния учащихся

Ход упражнения. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»

Игра проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Упражнение «Что значит быть школьником».

Цель: осознания статуса школьника.

Ход упражнения. Психолог предлагает ответить на вопросы:


  • Вы – школьники. Что это значит?

  • Как должен себя вести школьник?
На доске – иллюстрации с разными ситуациями в школе. Нужно выбрать неподходящее поведение для школьников и убрать с доски.

Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».

Цель : осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»

Ход упражнения. Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я - школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (около 20-25 минут). В процессе рисования ве­дущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый же­лающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы - школьники!»

Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы, учиться, чтобы узнать много нового и т.д
Упражнение «Рисуем настроение»

Цель:

Ход упражнения:

Цель: развитие качества
Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр , другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник , замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.

Занятие третье

Тема: «Правила школьной жизни»

Цель: Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива.

Ход занятия.

«Ролевая гимнастика».

Цель: разогреть группу для дальнейшей работы

Дети по очереди изображают с помощью мимики и жестов различных животных: волков, зайцев, лис, медведей и т.д.
Упражнение «Лесные жители»

Цель: обобщение знаний о лесных жителях.

Ход упражнения. Ребятам нужно вспомнить, какие животные живут в лесу.

Психолог читает первоклассникам следующие сказки.
Сказка М.А. Панфиловой Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей , вкусные угощенья и уроки...Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся!Сорока важно ответила:- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу , то, услышав звонок, побегут на урок?

Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

Так наши ребята - зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

В школу, в школу! - шепчет березка.
Сказка М.А. Панфиловой « Школьные правила »

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

Да, и неприятностей будет много , - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

Можно я попробую? - предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

если хочешь отвечать

или важное сказать.

Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

Превосходно! Да вы как настоящие поэмы сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры , чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика , поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.
Показ презентации школьные правила

Цель: закрепление школьных правил

После каждого слайда происходит обсуждение.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: отражение эмоционального состояния учащихся на конец занятия.

Ход упражнения: Психолог раздает детям наборы цветных карандашей или фломастеров, альбомные листы. Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия

Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.
Занятие 4.

Тема: «Зачем ходить в школу».

Цель: создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры, буквы»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.), букву», - участники выполняют задание. Если участники справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Варианты игры: Необходимо изобразить, используя всех участников команды: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.

_____________________________________________________________________________

«Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному участнику выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему в том месте, где много свободного пространства, затем к ним (уже в своей позе) присоединяется третий. Затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Примечание:

1.Ведущий выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

2. Ведущий следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

_____________________________________________________________________________

«Песенка по кругу»

Ведущий выбирает вместе с участниками знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

«За стеклом»

Учитель или ведущий тренинга предлагает фразу, которую одни участники показывают с помощью мимики и жестов другим участникам, которые находятся за воображаемым стеклом». Последние их не слышат и должны догадаться, что сказали первые. Дети должны догадаться, что сказали родители. Затем игра проводится наоборот.

_____________________________________________________________________________

«Поводыри»

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

«Тропинка»

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

_____________________________________________________________________________

РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ

Цель: развитие координации зрительного,

слухового и моторных анализаторов,

умения ориентироваться в пространстве,

согласованно действовать по команде,

различать цвет.
Материал: три разноцветных флажка и

жетоны этих же цветов

по числу участников.

Ход игры Ведущий показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты "едешь в автомобиле". Когда флажок опущен, ты "возвращаешься в гараж" (садишься на стул)».
После того как дети все поняли, начинается игра. Ведущий должен следить, чтобы все действия выполнялись четко

10. ПОДУШЕЧНЫЕ БОИ"

Цель : снятие мышечного напряжения
Материал : маленькие подушки.

Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть "сражение двух племен" или "Вот тебе за…".
Замечание: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.


11. "ПО КОЧКАМ"

Цель.
Материал : маленькие подушки

Подушки раскладываются по полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!". Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Замечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

12. "УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия
Материал : маленькие подушки
Предостережение:


13. "СТОЙКИЙ СОЛДАТИК"

Цель

Скажите ребенку: "Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!"

14. "ЗАМРИ "

цель : Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить

Скажите ребенку: "Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: "Замри!". Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно"…

15. Мышь и мышеловка»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, владение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферы

Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение :

Взрослый следит, чтобы ноги

«мышеловки»

не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок

загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

16. Кораблик »

Цель Снятие телесных барьеров. Создание ситуации успеха,

Материал : небольшое одеяло.

Количество играющих минимум 2взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

17. «Качели »

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

В упражнении могут участвовать ребенок и взрослыйили двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.

Предупреждение : Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

Затем участники меняются местами.

18 "УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!"

Цель : Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить
Материал : маленькие подушки
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком "Уходи, злость, уходи!". Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу "звезды", широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Предостережение : следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны…

19 «Соломинка на ветру»

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

Упражнение выполняется с группой детей не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение : Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

20. «Неваляшка »

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

Необходимое количество участников трое, один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение : Дети с сильными упражнения страхами и робостью могут выполнять с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

21. Рыбаки и рыбка

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

Играют не менее 6 человек: два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

Предупреждение : Движения сети должны б

ыть в меру агрессивными.

Чехарада

Цель снятие мышечных зажимов, страха

прикосновений и робости, укрепление опоры.

Играют 3 – 5 участников. Один стоит

на четвереньках. Следующий разбегается

и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине,

то так там и остается. Следующий разбегается

последнего участника.

23 «Медвежонок »

Цель: Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасен,
Будьте осторожны:
Вы такому шалуну
Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

Два паровозика»

Цель . Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза. Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам. Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.

25. «Живая скульптура»

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и довери

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Замечание : Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

На что похоже настроение

Цель: Создание положительного эмоционального фона, умение вербально выражать вое настроение

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

27. Утка, утка, гусь»

Цель: Создание положительного

эмоционального фона

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.

Замечание : Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.

Сиамские близнецы

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет : Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Комплименты

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми, эмпатии

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение :

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

30. Прогулка с компасом

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера

31 "Обзывалки "

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

32. Кляксы

Цель : снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Материал : чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь).

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть “кляксу” на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы “клякса” отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная “клякса”.

33. "Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

34. "Жужа"

Цель: научить агрессивных детей быть

менее обидчивыми, дать им уникальную

возможность посмотреть на себя глазами

окружающих, побыть на месте того,

кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными

35. "Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

36 «Поводыри»

Цель. Укрепление эмоциональных контактов,

взаимопонимания и доверия

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями

Толкалки

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее:"Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

38. Головомяч"

Цель: развивать навыки сотрудничества

в парах и тройках, научить детей доверять

друг другу.

Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4-5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении

39. Аэробус

Цель: научить детей согласованно

действовать в небольшой группе,

показать, что взаимное доброжелательное

отношение товарищей по "команде"

дает уверенность и спокойствие.

"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер".

Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа - угадать, какое настроение изображено на рисунке.

Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.

Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

5. Прощание. Ритуал. Д/задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный»

Занятие 2. Мир чувств и эмоций

Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?

2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?

4. Выясните у Анны, в каком городе она родилась.

5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет на улице Таежной?

8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?

9. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?

10. Сколько рябин растет на аллее перед гостиницей?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздухаизменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

Основная часть.