Дипломная работа: Формирование инициативности в игре детей раннего возраста. Учебно-методический материал на тему: Формирование инициативности

  • Коротаева Евгения Владиславовна
  • Святцева Анастасия Вячеславовна

Ключевые слова

ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна

Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы » стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы », «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности , самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования на данном этапе заключается в методическом обосновании развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку понятия инициативности , соответствующую возрастным особенностям старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс формирования и развития детской инициативности ; 4) обозначить основы психологопедагогического сопровождения, необходимого для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую из задач. 1. Инициатива , согласно толкового словаря С.И. Ожегова, раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость … руководящая роль в каких-нибудь действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной и др. можно дать обобщенное определение инициативности , понимаемой как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном определении инициативности просматривается структура деятельности в целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного возраста. Мотивационный компонент детской инициативности , характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности . Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности . Среди значимых характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность, волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с. 25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого компонента инициативности : модальность отношения к делу; самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения «деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности . В старшем дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не только определили компоненты (и этапы проявления) детской инициативности , но и в целом определили критерии, позволяющие отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно, что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик. Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение, фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»; в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод) по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослого в процессе развития инициативности дошкольников. Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: учет индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника. Построенные траектории развития инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д. Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее решения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна,

  • Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста

    2016 / Святцева Анастасия Вячеславовна, Шухардина Светлана Борисовна
  • РЕЧЕВОЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    2018 / Князева Н.Н.
  • Возрастная динамика игровых предпочтений дошкольников

    2014 / Скобельцина К.Н.
  • 2016 / Токарева Татьяна Алексеевна
  • Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения ответственности у детей старшего дошкольного возраста

    2016 / Лонэвская Наталья Анатольевна

Текст научной работы на тему «Развитие инициативности детей дошкольного возраста»

Развитие инициативности детей дошкольного возраста

Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна

ФГБОУ ВПО УрГПУ, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

инициатива, инициативность, развитие инициативности, системно-деятельностный подход

Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования на данном этапе заключается в методическом обосновании развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы психолого-педагогического сопровождения, необходимого для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова, раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость... руководящая роль в каких-нибудь действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном определении инициативности просматривается структура деятельности в целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного возраста. Мотивационный компонент детской инициативности, характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность, волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с.

25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого компонента инициативности: модальность отношения к делу; самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения «деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не только определили компоненты (и этапы проявления) детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно, что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик. Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение, фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»; в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод) по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослого в процессе развития инициативности дошкольников. Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: учет индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника. Построенные траектории развития инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д. Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее решения.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/(дата обращения 22.01. 2016).

2. Ковальчук Я. И. 1985. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - 2-е изд. доп. М.: Просвещение.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. 1997. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.

4. Урунтаева Г.А. 1997. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред.ивысш. пед. учебн. заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия.

1. Какие методы развития инициативы у сотрудников Вы считаете наиболее эффективными?

Люди проявляют инициативу, при наличии нескольких условий:

  • Они понимают миссию, цели, стратегию компании и воодушевлены открывающимися перспективами, хотят участвовать в построении замечательного будущего;
  • Взаимоотношения в компании способствуют свободному общению сотрудников различных подразделений, укреплению "горизонтальных связей"; это важно, поскольку плодотворной средой для рождения идей является общение;
  • Руководство компании на всех уровнях (высшее, среднее, нижнее звенья) поддерживает тех, кто выдвигает предложения и способствует реализации наиболее дельных идей;
  • Существуют хорошо организованные процессы поступления инициатив, их оценки, отбора, реализации, контроля исполнения, поощрения инициаторов; в этом случае все видят, что "машина" работает, результаты есть и хотят участвовать в этом полезном и творческом процессе;
  • Руководство компании организует постоянное обучение сотрудников тому как нужно заниматься совершенствованием той работы, в которой они участвуют; ведь мало хотеть проявлять инициативу, нужно уметь находить проблемы в рабочих процессах, анализировать и вырабатывать решения, планировать и осуществлять необходимые изменения.

Из этого становится ясно, что развитие мотивации - это системная задача. Она не решается рамках какой-то "кампании по повышению инициативы". Для ее решения необходим комплекс взаимосвязанных мер, включающих формирование стратегического видения сначала у руководителей, а затем и у сотрудников, систематическое, хорошо организованное обучение на всех уровнях, четко организованные процессы "управления инициативами", коррекция корпоративной культуры в направлении большей "инновационности", открытости, лидерства.

2. Существует ли универсальный рецепт развития инициативы у сотрудников?

Слово "рецепт" вообще неуместно в управлении организациями. Рецептов не существует. Существует системный подход, изложенный выше. При последовательном и настойчивом его воплощении результаты постепенно улучшаются - растет число и качество внедренных в работу компании инициатив.

Вместе с тем нужно отметить, что далеко не все сотрудники компании будут проявлять инициативу даже при самых благоприятных условиях. Дело в том, что инициативность зависит не только от внешних условий, но и от внутренней мотивации человека. А она у всех разная. Определенная часть сотрудников имеет "люмпенский" тип мотивации. Они восприимчивы только к негативным внешним стимулом, таким как угроза наказания. Но инициативности "из под палки" добиться нельзя.

3. Какие факторы сильнее влияют на инициативность сотрудников: постоянно действующие в компании программы по повышению мотивации, внутренний микроклимат, особенности оргструктуры организации, что-то другое?

Если руководство компании считает инновации важным фактором конкуренции, то должна быть разработана стратегическая программа формирования инновационного потенциала компании, включающая развитие инициативы сотрудников. В ней должны быть взаимно увязаны меры по совершенствованию стратегического видения, развитие мотивации, корпоративной культуры, задачи организационного развития. Только при таком, системном подходе можно рассчитывать на положительные результаты.

4. Какие программы мотивации для сотрудников Вы считаете наиболее удачными для развития инициативы?

Программы мотивации считаю бессмысленными особенно в применении к развитию инициативы. Это системная задача и решать ее нужно системно.

5. Какие постоянные меры по развитию инициативы в сотрудниках Вы могли бы порекомендовать работодателям? Кто в компании должен координировать развитие инициативы у сотрудников?

Развитие инициативности сотрудников - задача каждого руководителя подразделения. Координирует, организует, обучает руководитель службы HR.

"Постоянная мера", способствующая инициативе сотрудников - это лидерский стиль руководства, которым должны овладеть руководители всех уровней. Руководитель - лидер это не начальник, а наставник для своих подчиненных. Он не командует, а делегирует, не ищет виновных, а помогает найти и справить ошибки. Это не исключает требовательности и ответственности.

6. Какие Вам известны примеры успешных и неуспешных попыток внедрения программы по развитию инициативы у сотрудников в тех или иных компаниях.

Есть компании, в которых успешно внедрен "Банк идей" - комплекс организационных механизмов, обеспечивающих сбор, оценку, отбор, реализацию перспективных инициатив. Авторы идей и участники проектов внедрения изменений поощряются материально и морально. Там, где руководство уделяет таким программам серьезное внимание, действительно возникают и реализуются полезные для компании инициативы, связанные с обслуживанием клиентов, развитием продуктов, улучшением внутренних процессов.

7. В каких ситуациях мотивационные программы по развитию инициативы могут превратиться в демотивационные и почему?

Если руководитель компании не уделяет внимания развитию инициативы сотрудников, то такие программы быстро превращаются в формальность и сами собой отмирают. Это задача, которую нельзя поручить кому-то и забыть. Ей нужно заниматься регулярно и очень настойчиво. Только тогда все поймут, что это важно и что-то начнет изменяться.

8. В каких рабочих ситуациях, на Ваш взгляд, проявление инициативы неуместно?

Прежде чем заниматься развитием инициативы сотрудников, необходимо привести компанию в управляемое состояние. То есть у нее должна быть четко определенная организационная структура, упорядочены основные процессы, понятная система материального стимулирования (оплаты труда) сотрудников. Без этой организационной базы будить инициативу сотрудников не только бесполезно, но и вредно - хаос только возрастет. Поэтому сначала нужно навести определенный порядок, а потом постепенно создавать "управляемый хаос". Ведь организация только тогда успешно развивается, когда находится в состоянии баланса между порядком и хаосом. Перекос как в одно сторону, так и в другую губителен для компании.

Методика №1 «Инициативность»

Инструкция

7 – безусловно, да.

Бланковый тест

Бланк – 1Ц

1. Поиски интересной работы.

Бланк – 2М

4.Личными интересами.

Бланк – 3К

Бланк – 4П

2.Укреплению самоуважения.

4.Повышению самооценки.

Бланк - 5Д

Вы обычно:

Бланк – 6Э

Вы чаще переживаете:

Бланк – 7Р

Бланк – 8Т

Правда ли что:

Методика 2. Сферы проявления инициативности

Отметьте по 10-бальной шкале уровень развития инициативности в разных сферах, где 1 – min, а 10 – max

1. При построении отношений с противоположным полом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. При создании семьи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. В стремлении стать матерью/ отцом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. При построении дружеских отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. При построении партнерских отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. При общении с незнакомыми людьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. При общении со старшими 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. При разрешении конфликтных ситуаций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. В ситуациях вынужденного общения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. При выполнении совместных проектов…………………………………1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. В выборе нового увлечения, хобби 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. При нахождении единомышленников в сфере хобби 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13. В проявлении творчества и креативности в деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14. Поддержание своего здоровья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. В поддержании здорового образа жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16.Удовлетворение своих планов и желаний………………………… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17. Достижение материального благополучия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Достижение общественного признания в группе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19. Достижение лидерских позиций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Обретение самостоятельности и независимости 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Занятия предпринимательством и коммерцией 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22. В проведении благотворительных, волонтерских мероприятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23. При акциях по защите окружающей среды, спасения животных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. При проведении политических акций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методика 4. Жизненные цели

Методика №1 «Инициативность»

Инструкция

Вам предлагаются 8 бланков с вопросами. Проставьте, пожалуйста, в бланках для ответов индексы против конкретных утверждений:

1 – вовсе нет; 2 – нет; 3 – пожалуй, нет; 4 – нечто среднее; 5 – пожалуй, да; 6 – да;

7 – безусловно, да.

Бланковый тест

Бланк – 1Ц

Ваша инициативность нацелена на:

1. Поиски интересной работы.

2. Поддержание своего здоровья.

3. Достижение общественного признания в группе.

4. Обретение самостоятельности и независимости.

5. Успешность учебной деятельности.

6. Удовлетворение своих планов и желаний.

7. Стремление быть уважаемым человеком.

8. Достижение материального благополучия.

9. Занятия предпринимательством и коммерцией

10. Совершенствование себя и своих способностей.

11. Обретение хороших и верных друзей.

12. Устройство семейной жизни.

13. Получение знаний и другого опыта.

14. Стремление быть нужным любимым человеком.

Бланк – 2М

Ваша инициативность чаще всего побуждается:

1.Стремлением лучше устроить общее дело.

2.Намерением как можно больше взять от жизни и работы.

3.Заботой об окружающих и близких мне людей.

4.Личными интересами.

5.Стремлением помочь другим людям.

7.Намеринием внести свой вклад в достижение общей цели.

9.Желанием помочь коллективному делу.

10.Намерением избежать осуждения со стороны товарищей по работе.

11.Желанием сплотить идеей своих единомышленников.

12.Намерением улучшить свое материальное положение.

13.Желанием своей инициативой воодушевить своих коллег.

14.Стремлением достичь некоторого превосходства над другими.

Бланк – 3К

Инициативность Вы понимаете как:

1.Почин или начинание человека в чем-либо.

2. Черту характера, передающуюся по наследству.

3.Средство преодоления косности и шаблонности.

4. Врожденное свойство личности.

5.Творческое начало в поведении и деятельности человека.

6. Черту, которую сложно развить и усовершенствовать.

7.Выход за пределы заданных условий.

8. Свойство, которое зависит от типа темперамента.

9.Способность человека продуцировать новые идеи.

10. Устойчивую черту, которая не поддается изменению.

11.Склонность человека оригинально решать проблемы.

12. Природно-заданную характеристику активности человека.

13.Свойство, которое можно формировать и развивать.

14. Генетически обусловленную черту характера.

Бланк – 4П

Ваша инициативность чаще всего способствовала:

1.Улучшению сотрудничества с другими людьми.

2.Укреплению самоуважения.

3.Успешности в различных видах деятельности.

4.Повышению самооценки.

5.Более эффективному выполнению различных начинаний.

6.Успеху в приобретении новых знаний.

7.Улучшению творческого климата в группе.

8.Развитию новых интересов и склонностей.

9.Умножению творческого потенциала в общем деле.

10.Развитию предприимчивости и самостоятельности.

11.Развитию творческого отношения к делу.

12.Укреплению чувства уверенности в себе.

13.Почувствовать себя нужным человеком.

14.Развитию интуиции и воображения.

Бланк - 5Д

Вы обычно:

1.Всегда проявляете инициативу легко и непринужденно.

2.Предпочитаете идти по изведанному и проторенному пути.

3.Проявляете инициативу даже в неблагоприятных условиях.

4.Не любите выступать с различного рода предложениями и начинаниями.

5.Ощущаете внутреннюю потребность сделать, что-то новое.

6.Не идете на риск при реализации своих начинаний.

7.Проявляете инициативу в жизни и работе.

8.Не предпочитаете не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний.

9.Проявляете инициативу спонтанно и непринужденно.

10.Не всегда склонны разнообразить свои приемы и действия.

11.Часто оказываетесь инициатором различных мероприятий и дел.

12.Не можете проявлять инициативу в ситуации неопределенности.

13.Не пользуетесь штампами, а стараетесь найти, что-то свое.

14.Считаете, что всегда нужен какой-то толчок, чтобы проявить инициативу.

Бланк – 6Э

Вы чаще переживаете:

1.Радостные эмоции при проявлении инициативы.

2.Чувство опасения при проявлении новой инициативы.

3.Хорошее настроение от положительного результата инициативных действий.

4.Состояние раздражения от неудачного проявления инициативы.

5.Чувство удовлетворения от самого процесса проявления инициативы.

6.Чувство смущения от несостоятельности своей инициативы.

7.Состояние радостного волнения перед проявлением новой инициативы.

8.Чувство неуверенности и тревоги при реализации своих инициатив.

9.Радостные переживания в случае поддержки проводимых мною инициатив.

10.Чувство разочарования в случае неоправданных инициатив.

11.Состояние неудовлетворенности при благоприятном завершении инициативных действий.

12.Нерешительность при необходимости реализации каких-либо инициатив.

13.Чувство признательности людям, которые положительно оценивают мои инициативы.

14.Страх и волнение о возможном провале начинаний.

Бланк – 7Р

1.Инициативность всегда зависит только от моих возможностей.

2.Инициатива может проявиться только при удачном стечении обстоятельств.

3.Реализация инициативы зависит только от меня самого.

4.Инициировать можно только при наличии соответствующих условий.

5.Внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив.

6.Осуществление инициативных действий зависит от того насколько благоприятно сложатся обстоятельства.

7.Негативное стечение обстоятельств не может серьезно помешать проявлению моей инициативы.

8.Инициативность часто сдерживается тем, что она оценивается не всегда по достоинству другими людьми.

9.Стремление к творчеству составляет основу для различных начинаний.

10.Многие инициативы зависят от везения и удачи.

11.Люди, не сумевшие реализовать инициативу должны винить в этом только самого себя.

12.Инициативность часто гасится тем, что она остается незамеченной.

13.Успешное проявление инициативности зависит от уверенности в себе.

14.Проявлени инициативы снижается когда она наталкивается на косность и непонимание других людей.

Бланк – 8Т

Правда ли что:

1.Ситуация неопределенности сковывает вашу инициативу.

2.Чувство неуверенности затрудняет проявление инициативы.

3.Чрезмерная регламентация мешает вашим инициативным действиям.

4.Мнение о том, что инициатива наказуема сдерживает вашу активность.

5.Вам бывает трудно завершить начатую инициативу.

6.Принцип «не высовываться» мешает проявлению вашей инициативы.

7.Боязнь, что вас неправильно поймут сдерживает инициативу.

8.Отсутствие должного внимания со стороны снижает вашу инициативу.

9.Отсутствие ясной цели является серьезным препятствием для проявления инициативных действий.

10.Недостаток сил и воли мешает довести инициативу до конца.

11.Отсутствие умений и навыков не дает вам возможности своевременно проявлять инициативу.

12.Испытываете чувство робости в процессе инициативных действий.

13. С трудом заставляете себя проявлять инициативу.

14. Часто раздражаетесь, когда не удается проявить свою инициативу.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инициативности…

ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я.Михайленко), в труде (М.В.Крулех, Р.С.Буре), в познании (А.М.Матюшин, З.А.Михайлова, Н.Н.Подъяков), в обучении (Е.Е.Кравцова, Л.В.Артемова).

С 6-11лет с наибольшей вероятностью и наименьшими потерями могут сформироваться мотивация и навыки самообучения. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность. С 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия, с трех до 5 лет – инициатива, с 6 до 11 лет – трудолюбие (Эриксон Э., 1998).

Если взрослые не делают акцент на изучении и развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-12 лет), следующий период – с 11 до 18 лет – не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности.

Поэтому логично формированию инициативности, самостоятельности, ответственности уделять внимание не только в подростковом, но и в младшем школьном и даже в дошкольном возрасте.

В младшем школьном возрасте детям придется уже самостоятельно, критически мыслить, свободно ориентироваться в новых условиях, принимать ответственные решения, самостоятельно планировать, корректировать свою деятельность. Рефлексия – центральное новообразование учебной деятельности младших школьников. И старший дошкольный возраст – период предшкольной подготовки – может стать фундаментом для успешности ребенка в новом виде деятельности, поскольку именно дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, период становления личности ребенка.
Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь. Уже на третьем году жизни дети проявляют самообладание, то есть способность к самоограничению. К трем годам появляется стремление к самостоятельности. Причем, маленькому ребенку легче подчиниться приказу делать что-то, чем требованию не делать чего-то (Ильин Е.П., 2000)

Результаты исследований Кулачковской С.Е. (1973) показали, что от 4 до 6 лет способность ребенка сдерживать импульсивное поведение возрастает в 3 раза. С 4-х лет развивается умение контролировать свои действия. Возраст 6 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий.
Воля, волевые качества не являются врожденными, они формируются в процессе жизни ребенка. Условия в семье, в дошкольном образовательном учреждении определяют развитие воли и ее направленность. В дошкольном возрасте формирование воли во многом зависит от его ближайшего окружения (микросреды), что накладывает большую ответственность на родителей, ближайших родственников, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Уровень проявления волевых качеств определяется:
-константными факторами (способность к волевому напряжению, типологическими особенностями)
-ситуативными (интенсивность потребности, сила эмоции)
Критерием уровня развития воли дошкольника является его практическая деятельность (исполнение).
Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств (и волевых, и нравственных). В нравственно-волевом поведении могут проявляться сразу несколько волевых качеств, и поведение будет определяться их сочетанием.
Г. Мюнстерберг (1997) отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых волевых качеств в этот сензитивный период в жизни человека (6-11лет) мы выделяем прежде всего инициативность, самостоятельность и ответственность.

Формирование самостоятелььности

Как правило, объектом исследований механизмов формирования самостоятельности являются школьники, что связано с острой необходимостью формирования этого качества в связи с учебной деятельностью. Однако предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка у ребенка уже на 2-3-м году жизни. В связи с прямохождением и относительно свободным передвижением в пространстве он научается удовлетворять некоторые из своих потребностей. « … К началу дошкольного возраста – к 3 годам, а иногда и раньше – проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности … » (Рубинштейн С.Л. , 2000).

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

Бытовой труд (Л.А.Порембская)

Конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);

Художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);

Игра (; А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.)

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т.В.Зенцова, Л.В.Лабашова, М.Н.Силаева, Т.И.Мышьякова, И.Б.Слито, У.В.Ульенкова) и нравственном (О.А.Акулова, Н.Г.Година, А.О.кузина, Л.Н.Пустынникова идр.).

Борисова Т.С (2011) выделяет 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Исследования Харламова М.В. показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии:

накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане;
формирования положительного отношения к деятельности;
формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности;
Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

Стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

Умение ставить цель деятельности

Осуществление элементарного планирования деятельности

Реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.
Самостоятельного ребенка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах.
Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « … У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…» (Ильин Е.П., СПб, 2000, с. 207)

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

В исследованиях Цукерман Г. (2003) учебная самостоятельность рассматривается как проявление более общей человеческой способности – способности к саморазвитию («умению учиться»), психическим механизмом которой является рефлексия. В способности учиться присутствует компонент самостоятельности, инициативности. И сформироваться такая самостоятельность не может за 1-2 месяца адаптации к школе. Поэтому такое важное значение формированию этого качества должно уделяться в старшем дошкольном детстве.

Формирование инициативности

Инициативность является важной характеристикой воли.
По определению в “Советском энциклопедическом словаре”, инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В “Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков”(2006) инициативность определяется, как “характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество школьника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Однако среди ученых нет единого мнения о данном феномене. Ильин Е.П. (2000) рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности. В то время, как Годин Г.Н, Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. (2005) вводится такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.

2-й уровень: Имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

Отсутствие какого-либо планирования (3 года);
- ступенчатое планирование (4-5 лет);
- целостное планирование (6-7 лет).
Итак, для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.
Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. “Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью” (Эриксон Э., 1998).

К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее

Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.


5 4 538

Посеешь заботу – пожнешь инициативу.

Ключевский В.О.

Что такое «инициативность» и предприимчивость»?

Инициативность — это самостоятельное стремление к изменению, совершенствованию или созданию чего-либо.

В основе подлинной инициативности лежит внутренняя мотивация. Это когда я инициирую не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, а потому что я сам хочу это сделать.

Для меня инициативность — это синоним слова «предприимчивость».

Хочется? — Сделай!

Не нравится? — Измени!

Не хватает? — Создай!

Считаешь нужным? — Организуй!

Инициативность неразрывна связано с понятием забота: забота о своем настоящем и будущем, забота о близких, забота о предприятии, где ты работаешь, забота обо всем, что вокруг тебя.

Ведь, если мне что-то или кто-то дорог, я хочу об этом заботиться. А, если я хочу заботиться — я инициирую и предпринимаю конкретные шаги для воплощения своей заботы в реальность.

Тот, кто инициативен и предприимчив, как правило, имеет преимущество в управлении любой ситуацией.

Что значит «быть инициативным и предприимчивым?

  • Это значит всегда начинать с себя: что я могу сделать в данной ситуации?
  • Это значит искать возможности для того, чтобы сделать, а не причины для того, чтобы не делать.
  • Это значит не ждать наиболее подходящего момента, а искать лучшие варианты из тех, что возможны уже сейчас.
  • Это значит целенаправленно реализовывать свое видение жизни и создавать для этого все необходимые условия.
  • Это значит своей инициативой опережать инициативу других.
  • Это значит держать руль управления ситуацией в своих руках.
  • Это значит относиться к жизни с интересом, азартом и здоровыми амбициями.

Зачем мужчине развивать инициативность и предприимчивость?

Мужчине нужно развивать инициативность и предприимчивость для того, чтобы:

  • быть подлинным хозяином своей жизни
  • владеть жизненными ситуациями
  • управлять обстоятельствами
  • осваивать новые жизненные территории
  • вести за собой женщину и детей
  • создавать предпосылки для финансовой успешности
  • эффективно достигать цели
  • быть по жизни творцом, а не рабом или потребителем

Почему я считаю себя в праве быть Life-наставником в теме развития инициативности и предприимчивости?

В моей жизни тема инициативы и предприимчивости занимает весьма забавное место. Дело в том, что по натуре я скромный человек и мне никак не нравится быть лидером. При этом всю свою сознательную жизнь я только и делал, что инициировал, предпринимал, управлял, возглавлял…

Я привык рассчитывать только на себя. Поэтому если я вижу проблему в окружающей меня реальности — я предпочитаю ее решать а не ждать, что это сделает для меня добрый дядя. Плюс, благодаря хорошо развитому стратегическому и творческому мышлению, я, как правило, действительно вижу интересные и перспективные решения.

Лозунг «если не я — то кто?» для меня абсолютно естественный. Даже когда я работал в найме, я все равно мыслил как предприниматель и относился к предприятию, на котором работал, как к своему собственному.

Я не умею быть равнодушным и поэтому, где бы я ни был и чем бы ни занимался, мне всегда хотелось это изменить к лучшему. Я инициировал решения и предпринимал соответствующие действия потому, что это мой способ жизни, для меня это означает «быть собой».

В общем, можно сказать, что одна из моих основных профессий — это предприниматель во всех смыслах этого слова.

С другой стороны, честно говоря, есть у меня такая особенность: как только я вижу, что есть кто-то, кроме меня, кто может решить данную задачу, я, как правило, ухожу в тень, и расслабляюсь.Это одновременно мое достоинство и недостаток. Достоинство в том, что я легко делегирую полномочия и вообще не зацикливаюсь на том, чтобы было обязательно по-моему. Недостаток в том, что такой мой уход в сторону на практике не всегда оправдан.

Особенно явно это проявляется в семейной жизни. Если я вижу, что что-то может быть сделано без меня, я не вмешиваюсь. И наоборот — я включаюсь только в тех сферах и ситуациях, где очевидно, что кроме меня некому. Жене, конечно, хотелось бы, чтобы я включался чаще и шире. Я разделяю с ней эти представления. Поэтому сейчас для меня это зона актуального развития. Надеюсь, нам с вами по пути:)

Рекомендации:
как мужчине развить инициативность и предприимчивость

1. Инициативность и предприимчивость предполагают активную жизненную позицию. Ты сам себе водитель, бензин и мотор. Именно ты наполняешь свою жизнь энергией, приводишь все в движение и управляешь всеми процессами.

2. Ты — директор ситуаций, обстоятельств и отношений. Учись быть эффективным управляющим жизни: определять стратегические направления развития, распределять обязанности всех участников, использовать имеющиеся ресурсы, находить ресурсы недостающие, получать и вкладывать прибыль. Инициативность и предприимчивость без применения головы — это скорее авантюрная суета, чем результативный процесс.

3. Инициативность и предприимчивость предполагают хорошо развитые навыки творческого мышления. Нужно уметь находить оригинальные, интересные решения. Это в разы повышает цену твоим инициативам.

4. Жалость к себе, самообвинения и самооправдания — это пустые занятия, которые никуда не ведут. Быть инициативным и предприимчивым — значит концентрироваться на своих целях и действиях, а не на своих страхах и переживаниях. Упражняйся в концентрации.

5. Для того, кто умеет управлять парусом, любой ветер — попутный. Учись использовать любые обстоятельства жизни себе на пользу. Тот, кто умеет использовать обстоятельства, — управляет ситуацией.

6. Постоянно проверяй соотношение между «хочу» и «что я делаю сейчас для этого». Это ключевой алгоритм управления своей жизнью.

7. В отношениях с женщиной не нужно говорить: «я сделаю, как ты хочешь», «я сделаю, как тебе удобно», «где ты хочешь провести время?» и т.п. Предлагай! Инициируй! Прислушивайся к ее желаниям ДО своих предложений, а не ВМЕСТО. Безинициативный мужчина навязывает женщине мужскую роль и лишает ее женственности.

8. Определись, что и кто входит в круг твоей заботы: личные отношения, работа, территория проживания… Подумай, что ты можешь привнести нового в круг своей заботы? Как улучшить? ….Забота, неравнодушное отношение — это ключевая мотивация для развития инициативности и предприимчивости.

9. В ситуации конкуренции или противостояния важно уметь владеть инициативой. Владение инициативой — это следующий уровень в развитии предприимчивости. Тут уже мало просто быть инициативным. Тут нужно успевать быть первым или уметь перехватывать инициативу. Для этого нужны скорость в принятии решений, умения убеждать и влиять.

10. Для того, чтобы в полной мере управлять ситуацией нужно уметь быть НАД СИТУАЦИЕЙ, то есть мыслить объективно, а не эмоционально; уметь отделять факты от эмоций.

11. Управлять ситуацией — это не значит обязательно держать ее под своим жестким контролем и бояться его потерять. Управлять — значит владеть ситуацией, то есть видеть и понимать ее в целом, включая свой контроль там, где нужно, и отпуская его там, где это возможно. Учись доверять воплощение твоих планов другим людям. Иначе у тебя не останется ни сил, ни времени для новых инициатив.