Что делает катушка индуктивности в цепи. Как выбрать спиннинговую катушку. Нужна ли катушка на маховых и штекерных удилищах

Стандартная конструкция катушки индуктивности состоит из изолированного провода с одной или несколькими жилами, намотанными в виде спирали на каркас из диэлектрика, имеющего прямоугольную, цилиндрическую или форму. Иногда, конструкции катушек бывают бескаркасными. Наматывание провода производится в один или несколько слоев.

Для того, чтобы увеличить индуктивность, используются сердечники из ферромагнитов. Они же позволяют изменять индуктивность в определенных пределах. Не всем до конца понятно, для чего нужна катушка индуктивности. Ее используют в электрических цепях, как хороший проводник постоянного тока. Однако, при возникновении самоиндукции, возникает сопротивление, препятствующее прохождению переменного тока.

Разновидности катушек индуктивности

Существует несколько вариантов конструкций катушек индуктивности, свойства которых определяют и сферу их использования. Например, применение контурных катушек индуктивности вместе с конденсаторами, позволяют получать резонансные контуры. Они отличаются высокой стабильностью, качеством и точностью.

Катушки связи обеспечивают индуктивную связь отдельных цепей и каскадов. Таким образом, становится возможным деление базы и цепей по постоянному току. Здесь не требуется высокой точностью, поэтому, для этих катушек используется тонкий провод, наматываемый в две небольшие обмотки. Параметры данных приборов определяются в соответствии с индуктивностью и коэффициентом связи.

Некоторые катушки используются в качестве вариометров. Во время эксплуатации их индуктивность может изменяться, что позволяет успешно перестраивать колебательные контуры. Весь прибор включает в себя две последовательно соединенных катушки. Подвижная катушка вращается внутри неподвижной катушки, тем самым, создавая изменение индуктивности. Фактически, они являются статором и ротором. Если их положение изменится, то поменяется и значение самоиндукции. В результате, индуктивность прибора может измениться в 4-5 раз.

В виде дросселей используются те приборы, у которых при переменном токе отмечается высокое сопротивление, а при постоянном - очень низкое. Благодаря этому свойству, они используются в радиотехнических устройствах в качестве фильтрующих элементов. При частоте 50-60 герц для изготовления их сердечников применяется трансформаторная сталь. Если частота имеет более высокое значение, то сердечники изготавливаются из феррита или пермаллоя. Отдельные разновидности дросселей можно наблюдать в виде так называемых бочонков, подавляющих помехи на проводах.

Где применяются катушки индуктивности

Сфера применения каждого такого прибора, тесно связана с особенностями его конструкции. Поэтому нужно обязательно учитывать ее индивидуальные свойства и технические характеристики.

Совместно с резисторами или , катушки задействованы в различных цепях, имеющих частотно-зависимые свойства. Прежде всего, это фильтры, колебательные контуры, цепи обратной связи и прочее. Все виды этих приборов способствуют накоплению энергии, преобразованию уровней напряжения в импульсном стабилизаторе.

При индуктивной связи между собой двух и более катушек, происходит образование трансформатора. Эти приборы могут использоваться, как электромагниты, а также, как источник энергии, возбуждающий индуктивно связанную плазму.

Индуктивные катушки успешно используются в радиотехнике, в качестве излучателя и приемника в конструкциях кольцевых и , работающих с электромагнитными волнами.

На что стоит обращать внимание при выборе безынерционной катушки?

  1. Плавность хода
  2. Размер катушки
  3. Шпуля (материал покрытия, размер, глубина, форма)
  4. Удобство рукоятки и ее длина
  5. Количество подшипников
  6. Фрикционный тормоз (чувствительность, расположение)
  7. Байтранер (если требуется)
  8. Качество лесоукладывания (ролик лесоукладывателя)
  9. Общая жесткость корпуса

Рассмотрим представленные параметры более подробно.

Плавность хода катушки

Плавность является предельно важным параметром, так как плавность влияет на чувствительность, и на равномерность наматывания лески на шпулю. На плавность катушки влияет количество и качество внутренних подшипников, сбалансированность ротора, жесткость корпуса и прочие элементы механизма.

Плохо намотанная леска будет вызывать дерганность приманки, и также негативно влияет на дальность заброса приманки. Да и сам процесс выматывания будет не самым приятным при плохой плавности хода.

Стоит отметить, что использование слишком больших грузов при выматывании, может ускорить стирание внутренних деталей катушки, что ухудшит ее плавность.

Размер шпули

Размер шпули зависит от способа ловли и толщины лески. На катушках можно встретить некоторые значения 1000, 2000, 2500, 3000, 4000, 5000 и даже 12000. Число 1000 показывает, что шпуля вмещает в себя 100 метров лески толщиной 0.1 мм, а число 3000 способно вместить сто метров лески толщиной 0.3мм.

  • Для легкого спиннинга (ультралайта) обычно применяются катушки со шпулями 1000-2500.
  • Для среднего спиннинга: 2500-3500.
  • Для тяжелого спиннинга используются шпули размером 4000+.
  • Для фидерной ловли берут катушки со шпулями 2500-5000.
  • Для карпфишинга 5000+.

Размер и глубину шпули стоит подбирать в зависимости от длины и диаметра применяемой вами лески и от дальности заброса приманки.

Форма конуса шпули и глубина профиля

Глубокие шпули вмещают в себя большее количество лески, дальность заброса такими шпулями невысока, применяются для толстой плетенки или монофильной лески.

Неглубокие шпули Air Spool применяются, в основном, для тонких плетеных лесок. Обычно такие шпули имеют увеличенный диаметр.

Шпули Long Cast обычно применяются на карповых катушках. Длинная конусообразная форма шпули обеспечивает хорошую вместимость и дальний заброс.

Существуют также шпули с обратным конусом, которые применяются для спиннинговых катушек. Обратный конус исключает сброс петель и уменьшает риск запутывания лески.

Материал шпули

Шпуля может быть изготовлена или из пластмассы или из металла.

Пластмассовые шпули лучше обойти стороной, так как они быстро изнашиваются и обладают высоким трением. Плетенка на пластмассовых шпулях не применятся.

Металлические шпули создаются обычно из алюминия, более дорогие из титана или композитов. Есть также алюминиевые шпули с покрытием из нитрита титана, которые обладают очень гладкой поверхностью, износоустойчивостью и прочностью.

Катушки с алюминиевыми шпулями с твердым покрытием из титана стоят намного дороже обычных катушек.


Дужка и ролик лесоукладывателя

При откидывании дужки (при забросе) леска сходит со шпули, при закрытии дужки — сход лески останавливается. Дужка лесоукладывателя, ролик и шпуля должны быть гладкими и без заусенец.

Важно то, чтобы леска попадала прямо на специальный ролик и не зацеплялась при это ни за что.

Фрикцион

Элемент безынерционной катушки, который позволяет стравливать шнур или леску при выматывании рыбы для того, чтобы не порвать леску или губу рыбе. При сильных рывках нужно давать рыбе сматывать леску с катушки, так как рыба при этом устает и не может порвать леску. Фрикцион бывает задним, либо передним.

Для спиннинга обычно используются катушки с передним фрикционом.

Для фидера или карпфишинга используются катушки с задним фрикционом и с байтранером.

Передний фрикцион считается более чувствительным и более надежным и регулируется более тонко.

Безынерционные катушки для рыбалки (видео)

Байтранер

Байтранером называют специальный механизм спуска лески или шнура. То есть, при отведении скобы байтранера шпуля катушки начинает стравливать леску, а при обратном нажатии на скобу шпуля перестает стравливать леску, что очень удобно.

Байтранер чаще всего используется в карповой и фидерной ловле.

Байтранер можно также использовать и как сигнализатор поклевки, так как рыба во время рывка будет тянуть леску с катушки, что будет сопровождаться характерный треском, который можно услышать метров за десять-двадцать.

Вес катушки

В большинстве случаев легкость катушки является преимуществом для рыболова, легкая катушка дает большее удобство и свободу действий, да и уставать с легкой катушкой вы будете меньше.

С другой стороны, экономия на материалах деталей катушки, которые должны быть из метала, увеличивает вес катушки. Поэтому стоит искать некий баланс и знать, что надежность и долговечность катушки все же важнее чем ее легкость.

Другими словами, чем безынерционная катушка тяжелее, тем она надежней, но не всегда. Самые современные катушки могут быть изготовлены из композитных материалов, которые и прочнее и легче алюминия, но стоят при они этом намного дороже.

Вес катушки играет важную роль в общем балансе снасти. Баланс снасти - это правильный центр тяжести удилища и катушки, чем он ближе к рукоятке катушки тем лучше. Такое равновесие меньше нагружает руку и позволяет делать более эффективную проводку.

Особо легкие катушки важны в ультралайте, когда сам спиннинг и приманки максимально легкие. Средний вес катушек для ультралайта составляет 200-260 грамм.

Алюминиевые корпуса безынерционных катушек меньше деформируются под нагрузками, что увеличивает их срок службы.

Нагрузка на катушку

Касательно нагрузки стоит отметить только то, что чем больше катушка тем больше ее внутренние детали, и как следствия, по идеи, она должна выдерживать большие нагрузки и иметь возможность установки больших шпуль. Вот почему карповые катушки делаются такими большими.

На нагрузку на фрикционный тормоз влияет еще и передаточное число безынерционной катушки. Чем число меньше, тем катушка более мощная тяговая.

Пример: катушка с передаточным числом 4:1 будет мощнее аналогичной катушки с числом 5.5:1.

Ручки катушки

Рукоятки бывают следующих видов:

  1. ввинчивающиеся
  2. крепящиеся винтом
  3. с заклепкой.

Особых различий в ходе эксплуатации у видов крепления нет, но вот сама рукоятка должна быть удобной и надежной. Отдается предпочтение прорезиненным и без существенных люфтов рукояткам из метала или твердого пластика которые не прогибаются под нагрузкой.

при выборе безынерционной катушки обращайте внимание на люфты ручки, чем люфты меньше, тем лучше.

Подшипники безынерционной катушки

Тут стоит отметить, что чем их больше тем лучше, так как детали катушки будут обладать меньшим трением и соответственно будут более долговечными. Да и в целом катушка будет более плавной и приятной.

Подшипники катушек отличаются качеством и формой. Существуют шариковые и роликовые подшипники. Роликовые подшипники считаются более эффективными.

Вот основные параметры катушек на которые нужно обращать внимание. Сравнивая похожие катушки, стоит отдать предпочтение катушкам фирм Daiwa, Shimano и Ryobi так как они уже давно считаются одними из самых качественных и надежных.

Обзор бюджетных безынерцилнных катушек

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Катушки для рыбалки намного упростили процесс лова. Ведь посредством данного изобретения можно не только удобно хранить леску на снасти, но и осуществлять ряд важных функций, влияющих на технологию ловли. Такие действия, как заброс оснастки на дальние дистанции, контроль хода приманки при осуществлении проводок и вываживание пойманного трофея, манипуляции, связанные именно с применением катушки для рыбалки. Под различные способы лова и соответственно применяемые для этого снасти производители начали выпускать специализированное оборудование, имеющее определённые рабочие характеристики, закрывающие требования осуществления процесса ловли.

Сегодня каждый рыболов имеет широкие возможности в выборе нужных под условия охоты разновидностей катушек. Механизмы, кроме функциональных особенностей, отличаются и по ценовым направлениям и являются вполне доступным аксессуаром для покупки, невзирая на доход рыболова. Пользоваться удочкой с катушкой не только удобно, но и практично. Ведь аксессуар экономит время на сборку снасти, может быть настроен на конкретную дистанцию подачи приманки зажимной клипсой, а посредством регулируемого тормоза, фрикциона, предотвратит потерю оснащения при зацепах и борьбе с крупным трофеем.

Рыболову лишь остаётся грамотно определиться с тем, как выбрать катушку для рыбалки под планируемые снасти и условия ведения рыбалки, а решив данную проблему, только наслаждаться рыболовным процессом и получать удовольствие от уловов. Именно о решении проблемы выбора аксессуара для удочки и будет повествовать данная статья.

Катушки для удочки на сегодняшнее время классифицируют по трём основным направлениям. Механизмы по принципу своей работы и строения делят на инерционные, безынерционные и мультипликаторные виды. Функции каждого вида идентичны, отличия лишь в рабочих характеристиках изделия, а также в технике и приемах выполнения рыболовом определённых операций.

Простая инерционная катушку

Наиболее простыми по конструктиву и принципу работы являются инерционные модели. Принцип действия данного вида аксессуара основан на инерции раскручивания барабана механизма от силы заброса приманки. Кроме барабана для хранения лески, в механизме изделия предусмотрен тормозной стопор, который выполняет функции глухого стопорения механизма раскручивания. Эта функция не участвует в процессе лова и служит лишь для удобства перемещения и хранения снасти.

Важно! Торможение барабана инерционной катушки в процессе ловли осуществляет рыболов, прижимая пальцем вращающуюся часть механизма.

Работа с инерционкой требует определённого навыка и предварительного обучения забросам приманок и торможению барабана.

Мультипликаторные модели

Мультипликаторная катушка для рыбалки, прототипом которой была именно инерционка, постепенно вытесняет классический вид механизма. Ведь её устройство хоть и стало сложней, но упростило процесс подачи приманок и регулирование хода лески посредством фрикциона. В мультах не возникает проблем со спутыванием шнура или так называемыми бородами, да и обучиться работать с данным изделием можно за пару пробных бросков.

Безынерционная недорогая катушка

Безынерционка стала же одним из основополагающих элементов любой оснастки. Новаторские решения по принципу сброса лески со шпули и применение зубчатых шестерён для увеличения передаточного отношения при сматывании лесок сделали аксессуар незаменимой деталью спиннингового, фидерного, матчевого и болонского направлений добычи рыбы. Тонко настраиваемый фрикционный тормоз и для сохранения снасти от потери добавляют этому виду катушек достоинств, а рыболову комфорта в осуществлении добычи трофея.

Общие требования к катушкам для поплавочных удилищ

Катушки на удочки для летней рыбалки не отличаются особыми требованиями к своим тяговым усилиям, передаточному числу и количеству дополнительных функций, связанных с тормозными системами. Поплавочная охота не перегружает механизмы ни на забросах, ни на манипуляциях с вываживанием пойманной рыбы. Поэтому под оснастку берут самое простое изделие с наличием трёх подшипников в передаточном механизме и ординарным фрикционом, без ступенчатых настроек. Как правило, покупают миниатюрную в размере и недорогую катушку на удочку. Размер шпули и её вместительность особой роли не играет. Ведь использование относительно мелких диаметров монолескок для хранения много места не требует.

Важно! Одним из важнейших факторов изделия является его низкая масса.

Матчевая и болонская ловля в своей технологии подразумевают постоянную работу снастью и лишний вес при таких действиях, будет явным неудобством. Фрикцион с различными уровнями настроек малоэффективен при деликатной ловле облегчёнными монтажами, да и трофеи на поплавочные оснастки в редком случае превышают 2–3-килограммовую массу. Следовательно, функциональность тормозной системы сводится к упрощённым параметрам, позволяющим сохранить оснастку только в критических случаях и чаще всего зацепа.

Основные характеристики

К основным рабочим характеристикам данного рыболовного аксессуара относят вместимость шпули, передаточное число механизма зубчатых шестерён и тяговое усилие изделия.

Шпули должны быть с объёмами, позволяющими хранить и беспрепятственно сбрасывать необходимый объём шнура в определённом диаметре. Как правило, заполнение шпули ведётся с остатком свободного объёма до верхней кромки элемента порядка 3 мм . Именно такое заполнение объёма гарантирует простые по исполнению и в то же время далёкие забросы без неконтролируемого схода шнура.

Передаточное число зубчатых шестерён синхронизирует количество оборотов ручки к количеству оборотов шпули. Изделия с высоким передаточным числом при одном обороте ручки делают пятикратный оборот шпули, что увеличивает скорость смотки лески. Тяговое усилие также основано на специфической работе шестерёнчатых валов изделия, которое при смотке позволяет выдерживать сопротивление борющейся рыбы, препятствуя самопроизвольному сходу лески. Чем больше в изделии подшипников, тем сложнее и надёжней работа механизма, но в то же время эти усовершенствования значительно утяжеляют конструкцию.

Важно! Для поплавочных удочек достаточно и трёх подшипников, которые обеспечат все критерии данного способа добычи рыбы.

Нужна ли катушка на маховых и штекерных удилищах

Стоит обратить внимание, что удочка с катушкой не всегда эффективна в плане практичности осуществления ловли. Здесь всё зависит от способа, которым ведётся рыбалка. К примеру, болонская и матчевая снасть без исключения комплектуется облегчённой мясорубкой, в то же самое время, штекерное вообще никогда не применяет в своём оснащении катушек, какого бы типа они ни были.

Сама конструкция и технология лова таким способом исключает присутствие данного аксессуара, ведь оснастки определённого размера глухо крепят к бланку удочки, а при надобности полностью заменяют на новые, по другому варианту настроенные монтажи.

Спорным среди рыболовов остаётся вопрос оснастки катушками маховой снасти. Принцип работы снастью также не требует наличия вместительного хранилища лески, да и монтажи при такой охоте, как правило, фиксированные и не нуждаются в радикальных сменах дистанций подачи. В то же время при засадной и выжидательной ловле, когда удилище не приходится держать в руках, а большую часть времени оно располагается на подставке, наличие катушек определённо не влияет на комфортность работы. Так что выбор оснастки маховой удочки может разниться от предпочтений рыболова исходя из некоторых особенностей ведения рыбалки. Иногда в таких ситуациях, маховый бланк оснащают инерционкой, схожей размерами с катушкой для зимней рыбалки.

Катушка для болонской ловли

Является очень мобильным методом рыбалки, где предъявляются особые требования к массе комплекта оснащения. Регулярные перезабросы наживки, выматывание шнура для вываживания рыбы и смены приманки, а также ведение регулируемых проводок держат рыболова в постоянном напряжении и движении.

При такой технике рыбалки тяжёлая снасть быстро утомляет руки рыболова, вынуждая его делать частые передышки с остановкой забросов, следовательно, это даёт предпосылки к потере времени и снижению результативности улова. Исходя из этих рассуждений, безынерционные катушки для болонских удилищ выбирают самой малой массы, с необъемными пластмассовыми шпулями и таким же облегчённым корпусом с наличием грубоватого по регулировке фрикциона, расположение которого с передней или задней части аксессуара мало влияет на ведение процесса ловли.

Матчевая ловля и выбор катушки

Технология матчевой охоты отличается от болони дальней дистанцией подачи приманки. Матчевые катушки даже визуально отличаются от других типов механизмов наличием раздвоенной на конце рукоятки, позволяющей поплавочнику намного быстрее выматывать снасть. Под матч делают изделия с высоким передаточным числом механизма, а также у таких аксессуаров есть особенности конструкции шпули. Эти особенности заключаются в низкопрофильности.

Низкий борт детали позволяет наматывать на шпулю небольшой объём тонких монолесок без применения подложек под основу или так называемого в среде рыболовов бэкинга. Да и при забросах низкопрофильность даёт преимущества беспрепятственного схода тонким шнурам при подачах лёгких оснасток. Именно данные конструктивные доработки механизма дают предпосылки для ведения качественного поплавочного лова на дальних дистанциях матчевыми удочками.

Как выбрать надёжную катушку для удочки

Несмотря на, относительно невысокие требования к рабочим характеристикам механизма при покупке рыболовного аксессуара нужно обращать внимание на некоторые особенности строения изделия, которые в случаях дефекта или некачественного исполнения могут радикально мешать производительному рыболовному процессу и деформировать остальное оснащение.

Продавцы рыболовного оборудования грешат поставками на наш рынок некачественного, по большей мере китайского товара, не соответствующего даже низкой планке предъявляемых в поплавочной ловле требований к механизму. При выборе товара визуально осматривают корпуса механизмов на отсутствие трещин и зазоров между соединительными деталями и их элементами. Наличие люфтов в соединениях и послаблений в зажатиях крепёжных винтов говорит о низком качестве продукта.

Особое внимание при выборе уделяют глядя на шпулю и барабан катушки. Поверхности этих элементов обязаны быть гладкими, без потёртостей, шероховатостей и зазубрин. Кромки проверяют на отсутствие трещин и заусенец. Наличие этих дефектов даже в малом количестве будет однозначно деформировать лески и препятствовать комфортному забросу оснащения. Рукоятка механизма в исправном изделии вращается равномерно без проскоков, торможения и различного рода посторонних звуков. Не забывают проверять и фрикционный тормоз. Для этого потребуется накинуть на шпулю отрез лески и произвести настройки тормоза с последующей натяжкой шнура.

Важно! Фрикционы при избыточной силе потяжки должны плавно отдавать шнур с вращающейся шпули с характерным потрескиванием.

Напоследок проверяют надёжность резьбового соединения, актуально для видов катушек для рыбалки в безынерционном исполнении, ведущего вала и шпули. Гайка должна плотно сидеть на резьбе, а в собранном состоянии шпуля не должна иметь люфта относительно корпуса механизма и свободного хода при закрытом лесоукладчике.

Популярные модели

Катушка для удочки прослужит долго, если покупку сделать у известного и проверенного временем производителя. К тому же при покупке данного аксессуара у оригинальных изделий имеется гарантийный срок эксплуатации, о чём продавец напомнит покупателю при продаже и в случае поломки, что случается у брендовых изделий достаточно редко, организует замену или бесплатный ремонт вышедшей из строя детали.

Shimano Rarenium 3000

Давая рекомендации к подбору механизмов представим наиболее известные в этой сфере мировые фирмы к которым в первую очередь относится Shimanо. Бренд представляет обширную линейку инерционных и безынерционных катушек для различных видов ловчих снастей.

  1. Для примера, матчевая Shimano Rarenium 3000 , хоть и относительно дорогая катушка для рыбалки, но срок эксплуатации в десяток лет окупит все первоначально потраченные на её финансовые затраты.
  2. Не менее известный мировой бренд Mikado не уступает по качеству и ширине линейки всевозможных разновидностей рыболовных катушек предыдущей фирме. Популярна для поплавочной охоты модель ACE MATCH 4006 FD .
  3. На слуху у поплавочников и аксессуары от японской Daiwa. Товары этой компании отличаются бюджетными ценами и отличным качеством продукта. Особенно стоит обратить внимание на модель Daiwa DF Cat 100 . Простой в обслуживании и эксплуатации аксессуар прослужит с пяток интенсивных сезонов поплавочного лова даже без ежегодных технических мероприятий.

Модели катушек представленных выше фирм могут стать хорошим примером для подбора изделий от других менее известных производителей, ну а практический опыт пользования этим качественным продуктом даст прочувствовать рыболову не только комфорт ловли, но и обрести уверенность в собственных силах.

Как оснастить удочку катушкой

Удочка с катушкой должна ощущаться рыболовом как гармоничный и сбалансированный ловчий инструмент. Для монтажа на снасти все виды механизмов имеют специальный кронштейн, так называемую крепёжную ногу, размеры которого должны соответствовать зажимным пазам на комле удилища.

Непосредственно перед монтажом пазы при помощи резьбовой червячной передачи раздвигаются и в них вставляют кронштейн аксессуара. Кронштейн обязан входить в пазы без натягов и явно выраженных люфтов. После установки пазы сводят, прикладывая адекватное усилие для стяжки зажимного механизма. Установленный аксессуар проверяют на люфты. При их наличии соединение дожимают. Установив катушку, приступают к монтажу лески. Для этого её протягивают сквозь пропускные кольца снасти и при помощи самозатягивающейся петли и при открытом лесоукладчике вяжут за основание шпули. Следующей операцией является намотка лески.

Важно! Осуществляют её с натяжкой шнура, что даёт тугое накладывание плотных колец к основанию шпули и относительно друг друга.

Натяг шнура делают рукой или просовывая наматываемую леску через страницы тяжёлой книги. Ручку механизма крутят неспешно, останавливая процесс для визуального контроля укладки витков, которые не должны между собой перехлёстываться.

Катушки на удочку для зимней рыбалки

Рассматривая подбор катушки для зимней рыбалки, делают упор на применение инерционных модификаций. Лучшие катушки с небольшим диаметром барабана, выполненные из плотной пластмассы или экструдированного пенополистирола. Конструкция изделия должна быть как можно проще, а это вал с надетым на него через втулку барабаном и пружинным стопором. Желательно, чтобы влага не попадала на вал конструкции. В противном случае барабан будет постоянно примерзать к валу, препятствуя свободной смотке лески с барабана.

Важно! После рыбалок изделие обязательно должно подвергаться тщательной сушке.

Безынерционки подходят для зимнего лова с условием проведения мероприятий препятствующих замерзанию шнуров, которое проводят смазкой лесок силиконовыми составами. Эти типы изделия позиционируют себя как элементы для охоты при помощи зимнего спиннинга.

Плавность хода

Одна из отличительных особенностей безынерционок высокого качества - плавный ход , который обеспечивают тщательное изготовление и подогнанность всех деталей и наличие в конструкции достаточного количества хороших подшипников.

При этом ни в коем случае не следует гнаться за максимальным количеством подшипников.

Гораздо лучше будет выбрать катушку, которая оснащена средним количеством подшипников хорошего качества.

Размер шпули

Чем больше размер шпули, тем большим может быть диаметр используемой лески.

Существует несколько различных классификаций размеров шпули безынерционных катушек, самой популярной из которых, пожалуй, является классификация Shimano .

Новости. Браконьеры выловили рыбу на запрещенную приманку!

По данным правоохранительных органов были задержаны четверо мужчин, подозреваемых в браконьерстве. Во время задержания мужчины имели при себе 237 киллограмм выловленной рыбы. Рыбинспекторов удивил тот факт, что у задержанных не оказалось абсолютно никакого браконьерского снаряжения (сети, электрошок, взрывчатка и т.д.). На вопрос, каким образом им удалось наловить столько рыбы, мужчины отшутились "хорошим клёвом". Но при досмотре личных вещей, один из инспекторов обратил внимание на упаковку с иностранной этикеткой. В ней содержалось порошкообразное вещество неизвестного происхождения. После экспертизы выяснилось, что вещество способно очень сильно влиять на рыбу благодаря действию специальных ферментов. Основное свойство данного вещества...

Размер катушки

Общий размер безынерционной катушки, как правило, соответствует размеру шпули: больше шпуля - больше катушка, меньше размер шпули - меньше и сама катушка .

Но так бывает не всегда: часто бывает так, что производитель выпускает несколько безынерционок одинакового размера с разными размерами шпуль. Делается это в целях экономии.

Дужка лесоукладывателя

Дужка лесоукладывателя безынерционной катушки во время рыбалки может переключаться в одно из двух положений - «заброс» и «подмотка». Она оснащается роликом, через который проходит леска во время подмотки.

От качества материала, из которого изготовлена дужка и ее крепления, зависит ее прочность и стабильная работа, а от качества материала, из которого изготовлен или которым покрыт ролик лесоукладывателя - сохранность используемой лески.

Рукоятка

Рукоятка катушки может быть несменной или сменной , допускающей возможность установки на левую и правую сторону. Наконечник может быть изготовлен из дерева или искусственного материала.

Передаточное число

Такая характеристика, как передаточное число, показывает, сколько оборотов совершает дужка лесоукладывателя за один оборот ручки катушки. Это может быть 4,4:1 , 5,1:1 , 6,1:1 и тому подобные значения.

Фрикционный тормоз

Качественный фрикционный тормоз максимально облегчает вываживание трофеев, практически не оставляя шансов на сход даже самой активной, упорно сопротивляющейся рыбе. Его механизм в хорошей катушке должен обеспечивать возможность точной регулировки - в этом случае настройка фрикциона не будет вызывать проблем.

Также важно, чтобы рыболову было максимально удобно оперативно ослаблять или затягивать фрикцион непосредственно во время вываживания.

В продаже можно встретить безынерционные катушки двух типов:

  • катушки с передней регулировкой фрикционного тормоза;
  • модели с задней регулировкой фрикциона.

Какой вариант выбрать - зависит от личных предпочтений: некоторым спиннингистам удобнее пользоваться «мясорубками» с передней, другим - с задней регулировкой.

Вес катушки

Вес катушки зависит от ее размера и материалов, из которых она изготовлена. Современные катушки, изготовленные из легких материалов - алюминия, пластика высокого качества, магния - имеют малые веса и при этом сохраняют стабильность в работе и остаются прочными.

Материалами топового уровня, обеспечивающими высокую надежность при минимальном весе устройства, на сегодняшний день являются сверхлегкие металлические и углеродные сплавы.

Как правильно выбрать безынерционную катушку?

По размеру

Как было отмечено выше, в целях экономии некоторые производители выпускают катушку одного и того же размера с разными размерами шпули: к примеру, безынерционку, изначально рассчитанную на оснащение шпулями 2500, оснащают шпулями размеров 1000, 1500 и 2000 и выпускают эти три катушки как катушки разных размеров.

Поэтому при выборе катушки для спиннинга обязательно стоит обращать внимание не только на указанный размер шпули, но и на общий размер устройства . Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: к примеру, купить вышеописанную катушку со шпулей размера 1000, рассчитывая половить на ультралайт. Естественно, поскольку эта безынерционка была создана под шпулю 2500, она на самом деле окажется слишком крупной и для ультралайтовой снасти совсем не подойдет.

Если при покупке в обычном магазине размер катушки оценить очень легко, то при покупке через интернет это вполне реально.

3 способа увеличить улов рыбы

Есть много способов увеличить улов рыбы, но самых эффективных единицы. Ниже редакция сайта делится с вами 3 самыми эффективными способами увеличения улова:

  1. . Это добавка на основе феромонов, активирующая рецепторы у рыбы. ВНИМАНИЕ! Рыбнадзор хочет запретить эту прикормку!
  2. Менее эффективно отрабатывают любые иные прикормки с ароматизаторами, лучше если в них будут феромоны. Но эффективнее всего воспользоваться новинкой 2016 — !
  3. Изучение разных техник ловли. К примеру, написано о спиннинговых проводках.

Как подобрать катушку к спиннингу по весу (массе)

Поскольку спиннинг постоянно находится в руках рыболова, чем меньше масса снасти, тем лучше. Поэтому при прочих равных параметрах по возможности стоит выбирать самую легкую модель. Но не стоит забывать и о том, что безынерционка должна гармонично сочетаться с удилищем: если бланк длинный и тяжелый, использовать слишком легкую катушку, конечно, не стоит.

Для ультралайта

Безынерционка - единственный тип катушки, которая подходит для ультралайтовой ловли : ни «классическая» барабанная инерционная катушка, ни мультипликатор для заброса легких и сверхлегких приманок непригодны.

При этом найти хорошую катушку для ультралайтовой ловли по приемлемой цене совсем непросто - как правило, такие безынерционки либо очень дороги, либо оказываются неудовлетворительного качества. Поэтому тому, кто решил попробовать ультралайт, стоит быть готовым к трудностям подбора достойной модели.

Подбирается катушка для ультралегкой ловли по размеру шпули (как правило, не больше 1500-2000) и массе. Чем меньше вес такой безынерционки, тем лучше, однако, как и в случае с катушками более тяжелых классов, снижение массы не должно происходить в ущерб прочности и надежности.

Для рывковой проводки

Одно из главных требований к катушке для ловли твичингом, рипингом, джеркингом и другими подобными видами проводки - способность ровно укладывать леску , которая идет рывками. Если укладка будет некачественной, снижается дальность заброса и увеличивается возможность образования бород.

Не имея достаточного опыта, самостоятельно определить, насколько хорошо катушка наматывает леску, может быть не так-то просто. В этом случае можно воспользоваться советами грамотного продавца-консультанта, более опытных друзей или рейтинга рыболовных катушек.

Для джеркинга

Поскольку джерковая ловля предполагает проводку крупных и тяжелых приманок в очень агрессивной манере, снасть должна быть соответствующей.

Что касается катушки (можно использовать как мультипликаторную, так и безынерционную), это должно быть действительно мощное и надежное устройство , изготовленное из прочных материалов.

В противном случае катушка придет в негодность довольно быстро.

Как выбрать катушку для удочки в магазине

Выбирая катушку в магазине, необходимо обратить внимание на несколько основных моментов.

  • Отсутствие повреждений: понравившуюся модель необходимо тщательно осмотреть на предмет наличия видимых повреждений. Особое внимание при этом следует уделить движущимся частям - ролику лесоукладывателя, рукоятке и шпуле.
  • Гладкость шпули: проведя пальцем по бортику шпули, необходимо оценить его гладкость. Если ощущаются хотя бы малейшие зазубрины, покупать данный экземпляр не стоит.
  • Работа ролика лесоукладывателя: необходимо перевести ролик лесоукладывателя в положение «заброс» и подтолкнуть его в положение «подмотка». Если ролик перескакивает слишком легко, значит, на рыбалке это может случиться в самый неожиданный момент. Покупать такую катушку не следует.

Соответствие размера катушки тесту и длине удилища

Тем, кто хочет подобрать катушку к спиннингу максимально точно, необходимо ориентироваться на следующие цифры из таблицы.

Длина спиннинга Тест Размер катушки
В пределах 180 см До 5 г 500
В пределах 180 см 5-15 г 500-1000
В пределах 180 см 20-40 г 2000-3000
180-210 см До 5 г 500-1000
180-210 см 5-15 г 1000
180-210 см 15-40 г 2000-2500
210-240 см До 15 1000
210-240 см 15-30 г 2000-2500
210-240 см 30-50 г 2500
240-270 см До 15 г 1000
240-270 см 15-30 г 2000
240-270 см 30-50 г 2500-4000
270-300 см До 10 г 1000
270-300 см 10-25 1000-2000
270-300 см 20-40 2500-3000
270-300 см 40-70 3000-4000

Именно такие соотношения являются оптимальными для большинства ситуаций. Новичку, который не знает, за что зацепиться, можно смело ориентироваться на них.

Конечно, при желании можно выходить за пределы указанных диапазонов размеров катушек, но делать это лучше, уже имея за плечами опыт спиннинговой ловли, чтобы понимать, что к чему.
Другие советы по выбору безынерционной катушки для спиннинга

При выборе безынерционки для спиннинга следует учесть еще несколько небольших, но важных моментов:

  • глубокая шпуля подойдет для тех ситуаций, где нужен большой запас лески - ловля на большой глубине, охота за солидными трофеями;
  • лучшее значение передаточного числа для ловли хищника в пресной воде в наших условиях - 5,1:1;
  • при покупке катушки именитого бренда есть риск переплатить от 30 до 40% за одно название, в этом смысле лучшим решением будет приобрести продукцию одного из проверенных производителей среднего уровня;
  • оптимальное количество подшипников для недорогой безынерционки или безынерционки среднего ценового уровня - 6-7, а катушку с большим количеством подшипников стоит покупать только в том случае, если она относится к ТОП-сегменту;
  • изготовленный из качественного искусственного материала вроде пенопласта наконечник рукоятки обеспечит наилучший комфорт в пасмурную погоду.

Надеемся, что подобранная в соответствии с этими рекомендациями катушка обеспечит максимально комфортную и результативную рыбалку и прослужит не один сезон. Хороших уловов!

В заключении предлагаем посмотреть видео о выборе безынерционки.

Б олее чем полвека эволюции карбюраторных бензиновых моторов с контактной системой зажигания катушка (или как ее часто называли шоферы прошлых лет – «бобина») практически не меняла конструкцию и облик, представляя собой высоковольтный трансформатор в металлическом герметичном стакане, заполненном трансформаторным маслом для улучшения изоляции между витками обмоток и охлаждения.

Неотъемлемым партнером катушки был трамблер – механический коммутатор низкого напряжения и распределитель высокого. Искра должна была появляться в соответствующих цилиндрах в конце такта сжатия топливовоздушной смеси – строго в определенный момент. Трамблер осуществлял и зарождение искры, и синхронизацию ее с тактами работы мотора, и распределение по свечам.

Классическая маслонаполненная катушка зажигания - «бобина» (что по-французски и означало «катушка») - была чрезвычайно надежна. От механических воздействий ее защищал стальной стакан корпуса, от перегрева – эффективный теплоотвод через заполняющее стакан масло. Однако согласно малоцензурному в оригинальном варианте стишку «Дело было не в бобине – идиот сидел в кабине…», получается, что надежная бобина таки порой подводила, даже если даже водитель не такой уж идиот…

Если посмотреть на схему контактной системы зажигания, то можно обнаружить, что заглушенный мотор мог останавливаться в любом положении коленвала, как с замкнутыми контактами прерывателя низкого напряжения в трамблере, так и с разомкнутыми. Если при предыдущем глушении мотор остановился в положении коленвала, в котором кулачок трамблера замыкал контакты прерывателя, подающего низкое напряжение на первичную обмотку катушки зажигания, то когда водитель по какой-то причине включал зажигание, не запуская мотор, и оставлял ключ в таком положении надолго, первичная обмотка катушки могла перегреться и сгореть… Ибо через нее начинал проходить постоянный ток в 8-10 ампер вместо прерывистого импульсного.

Официально катушка классического маслонаполненного типа неремонтопригодна: после сгорания обмотки она отправлялась в утиль. Однако когда-то давно на автобазах электрики умудрялись ремонтировать бобины – развальцовывали корпус, сливали масло, перематывали обмотки и собирали заново… Да, были времена!

И лишь после массового внедрения бесконтактного зажигания, при котором контакты трамблера сменились на электронные коммутаторы, проблема сгорания катушек почти исчезла. В большинстве коммутаторов было предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания на включённом зажигании, но не запущенном двигателе. Иными словами, после включения зажигания начинался отсчет небольшого временного интервала, и если водитель за это время не заводил мотор, коммутатор автоматически выключался, защищая и катушку, и самого себя от перегрева.

Сухие катушки

Следующим этапом развития классической катушки зажигания стал отказ от маслонаполненного корпуса. «Мокрые» катушки сменились на «сухие». Конструктивно это была практически та же самая катушка, но без металлического корпуса и масла, покрытая сверху слоем эпоксидного компаунда для защиты от пыли и влаги. Работала она совместно с тем же самым трамблером, и часто в продаже можно было встретить и старые «мокрые» катушки, и новые «сухие» на одну и ту же модель авто. Они были полностью взаимозаменяемыми, соответствовали даже «уши» креплений.

Для рядового автовладельца в изменении технологии с «мокрой» на «сухую» не было, по сути, никаких преимуществ или недостатков. Если последняя, конечно, была изготовлена качественно. «Профит» получали только производители, поскольку изготовить «сухую» катушку несколько проще и дешевле. Однако если «сухие» катушки иностранных производителей автомобилей изначально продумывались и изготавливались достаточно тщательно и служили почти столько же, сколько и «мокрые», советские и российские «сухие» бобины снискали дурную славу, поскольку имели массу проблем с качеством и выходили из строя достаточно часто без каких-либо причин.

Так или иначе, сегодня «мокрые» катушки зажигания полностью уступили место «сухим», а качество последних даже отечественного производства практически не вызывает нареканий.


Были и катушки-гибриды: обычную «сухую» катушку и обычный коммутатор бесконтактного зажигания иногда объединяли в единый модуль. Такие конструкции встречались, к примеру, на моновпрысковых Фордах, Ауди и ряде других. С одной стороны, это выглядело в некоторой степени технологично, с другой – снижалась надежность и увеличивалась цена. Ведь два изрядно нагревающихся узла объединили в один, тогда как по отдельности они и охлаждались лучше, и при выходе из строя того или иного замена обходилась дешевле…

Ах да, еще в копилку специфических гибридов: на стареньких Тойотах нередко встречался вариант катушки, интегрированной прямо в распределитель трамблера! Интегрировалась она, конечно, не намертво, и при выходе из строя «бобину» можно было без труда снять и приобрести отдельно.

Модуль зажигания – отказ от трамблера

Заметная эволюция в катушечном мире произошла в период развития инжекторных моторов. Первые инжекторы имели в своем составе «частичный трамблер» – низковольтную цепь катушки уже коммутировал электронный блок управления двигателем, а вот искру по цилиндрам по-прежнему раздавал классический бегунковый распределитель, приводимый во вращение от распредвала. От этого механического узла стало возможным полностью отказаться, применив комбинированную катушку, в общем корпусе которой скрывались отдельные катушки в количестве, соответствующем числу цилиндров. Такие узлы стали называть «модулями зажигания».

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) содержал в себе 4 транзисторных ключа, которые поочередно подавали 12 вольт на первичные обмотки всех четырех катушек модуля зажигания, а те в свою очередь отправляли искровой импульс высокого напряжения каждая на свою свечу. Еще чаще встречаются упрощенные варианты комбинированных катушек, более технологичные и дешевые в производстве. В них в одном корпусе модуля зажигания четырёхцилиндрового мотора помещается не четыре катушки, а две, но работающие, тем не менее, на четыре свечи. В такой схеме искра на свечи подается попарно – то есть, на одну свечу из пары она приходит в нужный для воспламенения смеси момент, а на другую – вхолостую, в момент выпуска отработавших газов из этого цилиндра.

Следующим этапом развития комбинированных катушек стал перенос электронных коммутирующих ключей (транзисторов) из блока управления двигателем в корпус модуля зажигания. Вынос мощных и греющихся при работе транзисторов «на волю» улучшил температурный режим ЭБУ, а при выходе из строя какого-либо электронного ключа-коммутатора достаточно было заменить катушку, а не менять или паять сложный и дорогущий блок управления. В котором ещё часто прописаны индивидуальные для каждого авто пароли иммобилайзера и тому подобная информация.

Каждому цилиндру – по катушке!

Еще одно типичное для современных бензиновых автомобилей решение в сфере зажигания, существующее параллельно с модульными катушками, – это индивидуальные катушки для каждого цилиндра, которые устанавливаются в свечной колодец и контактируют со свечой непосредственно, без высоковольтного провода.

Первые «персональные катушки» были именно катушками, но потом в них переехала и коммутационная электроника – так же, как это произошло и с модулями зажигания. Из плюсов такого форм-фактора – отказ от высоковольтных проводов, а также возможность замены при выходе из строя только одной катушки, а не целого модуля.

Правда, стоит сказать, что в этом формате (катушки без высоковольтных проводов, монтируемые на свечу) существуют и катушки в виде единого блока, объединенные общим основанием. Такие, к примеру, любят использовать GM и PSA. Вот это воистину кошмарное техническое решение: катушки вроде бы отдельные, но при выходе из строя одной «бобины» приходится менять в сборе крупный и очень дорогой блок…

К чему мы пришли?

Классическая маслонаполненная бобина была одним из самых надежных и неубиваемых узлов в карбюраторном и ранних инжекторных автомобилях. Внезапный выход ее из строя считался редкостью. Правда, ее надежность, к сожалению, «компенсировал» неотъемлемый напарник – трамблер, а позже – и электронный коммутатор (последнее, правда, относилось только к отечественным изделиям). Пришедшие на смену «масляным» «сухие» катушки по надежности были сопоставимы, но все же несколько чаще выходили из строя без видимых причин.

Инжекторная эволюция заставила избавиться от трамблера. Так появились разнообразные конструкции, не нуждавшиеся в механическом высоковольтном распределителе – модули и отдельные катушки по числу цилиндров. Надежность таких конструкций еще более снизилась в связи с усложнением и миниатюризацией их "потрохов", а также крайне тяжелыми условиями их работы. Через несколько лет работы с постоянным нагревом от двигателя, на котором катушки были смонтированы, на защитном слое компаунда образовывались трещины, через них влага и масло попадали на высоковольтную обмотку, вызывая пробои внутри обмоток и пропуски зажигания. У отдельных катушек, которые установлены в свечных колодцах, условия работы еще более адские. Также не любят нежные современные катушки мойку моторного отсека и увеличенный зазор в электродах свечей зажигания, образующийся в результате длительной работы последних. Искра всегда ищет наиболее короткий путь, и нередко находит его внутри обмотки бобины.

В итоге на сегодняшний день наиболее надежной и правильной конструкцией из существующих и применяемых можно назвать модуль зажигания со встроенной коммутирующей электроникой, установленный на двигателе с воздушным зазором и соединенный со свечами высоковольтными проводами. Менее надежны раздельные катушки, установленные в свечных колодцах головки блока, и совсем неудачно, с моей точки зрения, решение в виде объединенных катушек на единой рампе.