Что делает катушка индуктивности. Где применяется катушка с проводом (индуктивность)? Общие требования к катушкам для поплавочных удилищ

Катушка – неотъемлемый атрибут спиннинга. Она хранит леску и участвует в забросе, а также проводке приманки. От ее параметров во многом зависит, насколько успешно вы будете вываживать севшую на крючок рыбу.

В этой статье мы расскажем, как правильно подобрать катушку к спиннингу, чтобы рыбалка стала еще более увлекательной.

Классификация катушек

Один из главных аспектов в вопросе как выбрать катушку на спиннинг – это определение необходимого типа устройства. Всего различают три вида катушечной снасти:

  • безынерционные;
  • инерционные;
  • мультипликаторные.

– самый востребованный и универсальный вид. Рыбаки их называют «мясорубками» .

Они многообразны, поэтому среди них всегда можно подобрать катушку к спиннингу независимо от полюбившегося вам стиля ловли.

– это модели старого типа. Поэтому в этой статье мы не будем рассматривать, как выбрать катушку этого вида.

С появлением безынерционных собратьев они потеряли свою актуальность из-за существенного недостатка: после заброса приманки барабан продолжает вращаться по инерции, образуя длинную «бороду» из лески.

подходят для троллинга и джиговой ловли. Это удачный выбор для ужения судака в ночное время. Только с мультипликатором рыболов может ощутить самые легкие прикосновения хищника к приманке даже при забросах на дальнюю дистанцию.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Внимание! Хороший совет о том, как выбрать катушку для спиннинга новичку: присмотритесь к безынерционным «мясорубкам». Это хороший старт для начинающего спиннингиста, который еще не определился с любимым стилем ловли рыбы.

Теперь узнаем, как правильно подобрать катушку для спиннинга с учетом параметров. Для этого рассмотрим важные характеристики устройства и выясним, на что они влияют.

Параметры катушечной снасти

Осуществляется подбор катушки для спиннинга по параметрам:

  • материал и масса;
  • лесоемкость и размер;
  • способ укладки лески;
  • передаточное число;
  • плавность хода.

Иногда актуален выбор спиннинговой катушки с тормозом-фрикционом. Сделаем краткий обзор всех параметров.

Материал и масса

В вопросе как выбрать катушку для спиннинга важно учесть материал снасти. Она может быть металлической или пластмассовой . Пластмассовые модели легкие: они не утяжеляют удилище и идеально подходят для ультралайтовой ловли. При одинаковых размерах металлические собратья более увесистые. Поэтому не покупайте их для установки на легкое удилище.

Для охоты на рыбу на дальних дистанциях отдайте предпочтение металлической катушке. Леска по ней скользит лучше, а потому забрасывать приманку вдаль намного проще. Также металл более прочен по сравнению с пластмассой. А прочность – главное условие для сохранения целостности барабана. Ведь даже маленькая зазубрина может уменьшить дальность заброса на 30%.

Если же выбор бюджетной катушки для спиннинга для вас в приоритете, купите «мясорубку» или мультипликатор из пластмассы.

Лесоемкость и размер

Как узнать, какой размер катушки выбрать для спиннинга? Это зависит от длины и толщины используемой лески. Чем толще леска – тем больше должна быть катушка, и наоборот. Нет смысла брать габаритную модель, если вы будете укладывать на барабан тонкую нить: напрасно утяжелять снасть ни к чему.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Важно! Вместимость катушек указывают в тысячах. Например, число 1000 указывает на то, что данная модель вместит в себя 100 метров лески с толщиной 0,1 мм или 50 метров при диаметре в 0,2 мм. Число 3000: 100 метров при 0,3 мм, 200 при 0,15 или 300 при 0,1.

Как правильно выбрать катушку для спиннинга с учетом габаритом снасти? Для легких удилищ и ужения некрупной рыбы выбирайте модели с размером в диапазоне 1000-2500. При ловле крупной рыбы потребуется вместимость барабана от 3000 до 5000. Но это не предел. Однако размеры больше 5000 выбирают только для рыбалки на море или для охоты на рыбу рекордной массы.

Способ укладки и подачи лески

В «мясорубках» различают два способа укладки лесы:

  • червячная подача (модели с бесконечным винтом);
  • кривошипно-шатунная подача (аналоги с кулисой).

Оба способа при качественном исполнении механизма обеспечивают ровную намотку лески на шпулю: провалы и горбы не обнаруживаются.

Подбор катушки для спиннинга лучше произвести с учетом способа намотки лесы на барабан. Она может быть прямолинейной или перекрестной . При прямолинейной намотке витки укладываются друг на друга. Это позволяет увеличить вместимость шпули при малых размерах, но при таком способе могут сбрасываться петли и образовываться «бороды».

Таких недостатков лишена перекрестная намотка. Однако при равных габаритах по вместимости перекрестные катушки уступят прямолинейным.

Передаточное число

Это очень важный пункт в вопросе как подобрать катушку для спиннинга. сообщает, сколько оборотов делает укладчик лески при одном обороте катушечной рукоятки. Например, запись «1:5» говорит, что за 1 оборот рукоятки укладчик лески сделает 5 оборотов.

«Мясорубки» и мультипликаторы по передаточному числу бывают:

  • скоростными (1:6 - 1:7,2);
  • универсальными (1:4,7 - 1: 1,6);
  • силовыми (1:4 - 1:4,7).

Для ужения крупных хищников подходят силовые модели, а для ультралайтовой ловли – скоростные. В остальных случаях выбор катушки для спиннинга должен останавливать на универсальных моделях.

Плавность хода

Эта характеристика во многом определяется количеством подшипников в снасти. Они обеспечивают:

  • легкий ход;
  • устранение люфтов;
  • долгий срок службы элементов, подвергающихся трению.

Получается, выбрать катушку для спиннинга нужно с максимальным количеством подшипников? Нет, гораздо важнее не численность подшипников, а умение производителя ставить их в нужные места. Хорошая плавность хода будет в тех моделях, в которых подшипники стоят в ролике лескоукладчика и на катушечной оси. Этого достаточно.

Фрикционный тормоз: нужен ли он?

А как подобрать катушку на спиннинг, если понравились сразу две модели: с фрикционным тормозом и без него. Эта функция необходима, если на тонкую леску вам попался крупный хищник. Она стравливает лесу, если рыба совершает резкие рывки.

Вам может попасться на крючок такая добыча? Тогда фрикционный тормоз вам необходим для сохранения целостности лески. Но нужно правильно настроить фрикцион снасти: найдите грань, при которой тормоз будет срабатывать за мгновение до разрыва.

Выбор катушечной снасти по тесту удилища

А теперь о том, как подобрать катушку к спиннингу по тесту. Так называют механический параметр хлыста удилища, указывающий на диапазон допустимой массы приманок. Он определяет, какого размера должно быть катушечное устройство. Посмотреть, как выбрать катушку к спиннингу с учетом этой характеристики, можно в таблице ниже.

Тест удилиша, г Диаметр лески, мм Размер катушки
до 12 0,12-0,14 1000-1050
до 16 0,18-0,22 1500-2000
до 21 0,2-0,22 1500-2000
до 25 0,23-0,25 2000
до 28 0,25 2000-2500
до 30 0,25-0,28 2500
до 50 0,3-0,35 3000-3500
до 80 0,32-0,45 3500-4000

Производители и стоимость

В вопросе как выбрать катушку на спиннинг большую роль играет ее стоимость и производитель. В 2017 году в ТОП-7 попали следующие производители катушечных снастей.

В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют "Fixed spool reel"- катушка с фиксированной шпулей . Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной - фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так - же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно - поступательных движений шпули, перемещающейся "вперед-назад" под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед - назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы - . Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним - шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску - в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно - поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули "вперед - назад" соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ("вперед") леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую ("назад") - следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно - шатунной передачей :
1. червячная передача называемая "бесконечным винтом" - кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно - шатунная передача с использованием кулисы называемая "локомотивной" - некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно - поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули - длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая "шагом укладки лески". Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла "вперед - назад" шаг подачи, обеспечивает прямую - цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же - прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.


-прямая (цилиндрическая уклада) - имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае - геометрическая форма шпули, в другом - форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом - имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески . Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом - имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода "бород", необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 - 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески - она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

- цилиндр ("прямая")

- конус ("конусная")

- обратный конус ("обратно-конусная")

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 - размер увеличивается от меньшего числа к большему; от "1000" до "12000" с размерным шагом "500", т.е. "1000", "1500", "2000", "2500" и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от "1000" до "5000". Большие катушки, от "5000" и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 - размер увеличивается слева направо; от "020", "025", "030" и выше с размерным шагом "005" .

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер "1000" соответствует размеру "020", "1500"-"025", "2000"-"030"и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами "AH" перед цифровой подписью "2000".

Какого размера брать катушку; "1000" - "тысячник" или "2000" - "двухтысячник" зависит от того с каким вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование "гармонии снасти", с учетом общего а. С легкими удилищами класса Ультро - Лайт (UL) используют "тысячники" или "полутора тысячники", для класса Лайт (L) рекомендуются "полутора тысячники" или "двух тысячники", по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате "mm /m" - диаметр лески/длина лески. Например, "0.18/240 0.20/200 0.25/140" означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом "Gear ratio" и отношением чисел. К примеру: "5,0:1" означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; "3.6:1" - за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так - как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой "спектр" передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1 .

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели - поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

- тихоходные (силовые) - передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля "троллингом".

- универсальные - передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

- скоростные - передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких с джиг - головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти - характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно .

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти , позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма , размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), д ля предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки - считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: "стопор обратного хода" или "антиреверс" . Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот "рычажок - флажок" - переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: "стопор реверса" , "антиреверсный стопор" , "реверсный фиксатор" и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК - не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода , основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол - «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя - спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора - раскрутите ротор катушки двумя - тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти - при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма - недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода - необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти "на себя", при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки - визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
- Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
- Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: "Джеймс Кук - 1764 год". Я его поджигаю, а он горит...
Первый, почесав голову.
- Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик - то погаси!

Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс!

28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.

Катушка индуктивности является пассивным компонентом электронных схем, основное предназначение которой является сохранение энергии в виде магнитного поля. Свойство катушки индуктивности чем-то схоже с конденсатором, который хранит энергию в виде электрического поля.

Индуктивность (измеряется в Генри) — это эффект возникновения магнитного поля вокруг проводника с током. Ток, протекающий через катушку индуктивности, создает магнитное поле, которое имеет связь с электродвижущей силой (ЭДС) оказывающее противодействие приложенному напряжению.

Возникающая противодействующая сила (ЭДС) противостоит изменению переменного напряжения и силе тока в катушке индуктивности. Это свойство индуктивной катушки называется индуктивным сопротивлением. Следует отметить, что индуктивное сопротивление находится в противофазе к емкостному реактивному сопротивлению конденсатора в цепи переменного тока. Путем увеличения числа витков можно повысить индуктивность самой катушки.

Накопленная энергия в индуктивности

Как известно магнитное поле обладает энергией. Аналогично тому, как в полностью заряженном конденсаторе существует запас электрической энергии, в индуктивной катушке, по обмотке которой течет ток, тоже существует запас — только уже магнитной энергии.

Энергия, запасенная в катушке индуктивности равна затраченной энергии необходимой для обеспечения протекания тока I в противодействии ЭДС. Величина запасенной энергии в индуктивности можно рассчитать по следующей формуле:

где L — индуктивность, I — ток, протекающий через катушку индуктивности.

Гидравлическая модель

Работу катушки индуктивности можно сравнить с работой гидротурбины в потоке воды. Поток воды, направленный сквозь еще не раскрученную турбину, будет ощущать сопротивление до того момента, пока турбина полностью не раскрутится.

Далее турбина, имеющая определенную степень инерции, вращаясь в равномерном потоке, практически не оказывая влияния на скорость течения воды. В случае же если данный поток резко остановить, то турбина по инерции все еще будет вращаться, создавая движение воды. И чем выше инерция данной турбины, тем больше она будет оказывать сопротивление изменению потока.

Также и индуктивная катушка сопротивляется изменению электрического тока протекающего через неё.

Индуктивность в электрических цепях

В то время как конденсатор оказывает сопротивление изменению переменного напряжения, индуктивность же сопротивляется переменному тока. Идеальная индуктивность не будет оказывать сопротивление постоянному току, однако, в реальности все индуктивные катушки сами по себе обладают определенным сопротивлением.

В целом, отношение между изменяющимися во времени напряжением V(t) проходящим через катушку с индуктивностью L и изменяющимся во времени током I(t), проходящим через нее можно представить в виде дифференциального уравнения следующего вида:

Когда переменный синусоидальной ток (АС) протекает через катушку индуктивности, возникает синусоидальное переменное напряжение (ЭДС). Амплитуда ЭДС зависит от амплитуды тока и частоте синусоиды, которую можно выразить следующим уравнением:

где ω является угловой частотой резонансной частоты F:

Причем, фаза тока отстает от напряжения на 90 градусов. В конденсаторе же все наоборот, там ток опережает напряжение на 90 градусов. Когда индуктивная катушка соединена с конденсатором (последовательно либо параллельно), то образуется LC цепь, работающая на определенной резонансной частоте.

Индуктивное сопротивление ХL определяется по формуле:

где ХL — индуктивное сопротивление, ω — угловая частота, F — частота в герцах, и L индуктивность в генри.

Индуктивное сопротивление — это положительная составляющая импеданса. Оно измеряется в омах. Импеданс катушки индуктивности (индуктивное сопротивление) вычисляется по формуле:

Схемы соединения катушек индуктивностей

Параллельное соединение индуктивностей

Напряжение на каждой из катушек индуктивностей, соединенных параллельно, одинаково. Эквивалентную (общую) индуктивность параллельно соединенных катушек можно определить по формуле:

Последовательное соединение индуктивностей

Ток, протекающий через катушки индуктивности соединенных последовательно, одинаков, но напряжение на каждой катушке индуктивности отличается. Сумма разностей потенциалов (напряжений) равна общему напряжению. Общая индуктивность последовательно соединенных катушек можно высчитать по формуле:

Эти уравнения справедливы при условии, что магнитное поле каждой из катушек не оказывает влияние на соседние катушки.

На практике катушка индуктивности имеет последовательное сопротивление, созданное медной обмоткой самой катушки. Это последовательное сопротивление преобразует протекающий через катушку электрический ток в тепло, что приводит к потере качества индукции, то есть добротности. Добротность является отношением индуктивности к сопротивлению.

Добротность катушки индуктивности может быть найдена через следующую формулу:

где R является собственным сопротивлением обмотки.

Катушка индуктивности. Формула индуктивности

  • L = индуктивность в генри
  • μ 0 = проницаемость свободного пространства = 4π × 10 -7 Гн / м
  • μ г = относительная проницаемость материала сердечника
  • N = число витков
  • A = Площадь поперечного сечения катушки в квадратных метрах (м 2)
  • l = длина катушки в метрах (м)

  • L = индуктивность в нГн
  • l = длина проводника
  • d = диаметр проводника в тех же единицах, что и l

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = внешний радиус катушки
  • l = длина катушки
  • N = число витков

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = средний радиус катушки
  • l = длина катушки
  • N = число витков
  • d = глубина катушки

  • L = индуктивность в мкГн
  • r = средний радиус катушки
  • N = число витков
  • d = глубина катушки

Конструкция катушки индуктивности

Катушка индуктивности представляет собой обмотку из проводящего материала, как правило, медной проволоки, намотанной вокруг либо железосодержащего сердечника, либо вообще без сердечника.

Применение в качестве сердечника материалов с высокой магнитной проницаемостью, более высокой чем воздух, способствует удержанию магнитного поля вблизи катушки, тем самым увеличивая ее индуктивность. Индуктивные катушки бывают разных форм и размеров.

Большинство изготавливаются путем намотки эмалированного медного провода поверх ферритового сердечника.

Некоторые индуктивные катушки имеют регулируемый сердечник, при помощи которого обеспечивается изменение индуктивности.

Миниатюрные катушки могут быть вытравлены непосредственно на печатной плате в виде спирали. Индуктивности с малым значением могут быть расположены в микросхемах с использованием тех же технологических процессов, которые используются при создании транзисторов.

Применение катушек индуктивности

Индуктивности широко используются в аналоговых схемах и схемах обработки сигналов. Они в сочетании с конденсаторами и другими радиокомпонентами образуют специальные схемы, которые могут усилить или отфильтровать сигналы определенной частоты.

Катушки индуктивности получили широкое применение начиная от больших катушек индуктивности, таких как дроссели в источниках питания, которые в сочетании с конденсаторами фильтра устраняют остаточные помехи и другие колебания на выходе источника питания, и до столь малых индуктивностей, которые располагаются внутри интегральных микросхем.

Две (или более) катушки индуктивности, которые соединены единым магнитным потоком, образуют , являющимся основным компонентом схем работающих с электрической сетью электроснабжения. Эффективность трансформатора возрастает с увеличением частоты напряжения.

По этой причине, в самолетах используется переменное напряжение с частотой 400 герц вместо обычных 50 или 60 герц, что в свою очередь позволяет значительно сэкономить на массе используемых трансформаторов в электроснабжении самолета.

Так же индуктивности используются в качестве устройства для хранения энергии в импульсных стабилизаторах напряжения, в высоковольтных электрических системах передачи электроэнергии для преднамеренного снижения системного напряжения или ограничения ток короткого замыкания.

В данной статье будут подробно описаны все критерии, на которые следует обращать внимание при покупке катушки для ультралайта. Кроме того, будут указаны самые популярные производители катушек, их цены, инструкции по установке и не только.

Катушка для ультралайта – в чем особенности

Катушка для ультралайта предназначена для совместного использования со спиннингом для ультралайта, с помощью которого вылавливают небольшую хищную рыбу. Вообще, термин ультралайт означает легкая снасть, поэтому и удочка и катушка должны быть очень легкими.

Особенности катушек для ультралайта, которые отличают ее от других видов катушек:

  • очень маленький вес по сравнению с другими катушками;
  • наличие нескольких типов фрикционного тормоза;
  • подготовлены для работы с ультралегкими приманками, вес которых составляет от 0,5 до 4,5г;
  • устройство катушки гарантирует предельную упорядоченность и податливость работы шпули, создавая условия для ровного разделения лески по всей плоскости шпули, без углублений или зацепов посредине или по краешкам;
  • высокий уровень качества работы катушки с леской;
  • максимальная точность и сбалансированность работы механизма катушки в действии;
  • очень чувствительный фрикционный тормоз, который может выполнять точную регулировку.

Как выбрать катушку для ультралайта

Хорошая катушка для ультралайта должна обладать такими качествами:

  • быть пригонной для использования тонких лесок и легких приманок;
  • качественно работать вместе с удилищем и подходить ему;
  • обладать высокой работоспособностью устройства с совместной налаженностью в использовании;
  • иметь хорошую чувствительность фрикционного тормоза со способностью его регулирования.

Для того чтобы правильно подобрать катушку для ультралайта, необходимо обращать на такие ее характеристики:


  • размер;
  • вес (не более 300 г);
  • фрикцион;
  • укладка лески;
  • подшипники;
  • стойка катушки;
  • ролик лескоукладывателя;
  • шпуля катушки;
  • плавность хода катушки;
  • мгновенный стопор обратного хода;
  • материал корпуса.

Размер

Размер катушек для ультралайта определяется по размеру ее шпули. Они бывают от 1000 до 2500. Самым универсальным считается размер шпули 2000.

Вес

Вес катушки для ультралайта является одним из его основных критериев. К данному устройству подходит такое правило: чем меньший вес имеет катушка – тем лучше.

При неправильно подобранном весе катушки могут возникнуть следующие сложности:

  • слишком тяжелая катушка по сравнению со слабым удилищем может привести к его поломке;
  • снасть с катушкой, которая имеет непропорциональный вес будет неудобна в использовании и малоэффективна, поскольку общий баланс будет нарушен;
  • из-за неравномерных нагрузок через тяжелый вес катушки могут возникнуть проблемы с управляемостью удилищем.

На сегодняшний день современные производители снижают вес катушек для ультралайта двумя способами:


  • применяя новые технологии и материалы, которые могут гарантировать надежность;
  • применяя доступное сырье, гарантию качества которого не может обещать ни один производитель.

Разница между этими техниками изготовления не только в надежности материалов, но и в цене. Но снасти для ультралайта в основном применяют уже профессиональные рыбаки, поэтому экономить на таких вещах будет неразумно.

Существуют некие классические соотношения, следуя которым можно правильно подобрать вес катушки:

  • для спиннинга с тестом до 3,5 г катушку подбирают с весом до 160 грамм;
  • для спиннинга с тестом до 5 г катушку подбирают с весом до 200 грамм;
  • для спиннинга с тестом до 8 г катушку подбирают с весом до 220 грамм.

Фрикцион

Главная задача фрикциона – в нужный момент снять нагрузку с удочки и предотвратить поломку снасти.

Тип фрикционного тормоза

Типы фрикционного тормоза катушек бывают:

  • передними;
  • задними.

Качество фрикционного тормоза

Качество фрикционного тормоза принято определять только двумя основными критериями: особенностями настройки и чувствительностью.

Особенности настроек определяются количеством режимов и степенью прилагаемой силы для срабатывания тормоза.

Чувствительность тормоза – это способность быстро срабатывать в нужный момент.

Кроме того, дополнительным критерием фрикционного тормоза является его поведение непосредственно в работе. Он не должен издавать непонятные рывки или резкие щелчки, а должен работать быстро, но в то же время плавно.

Если работы фрикционного тормоза вызывает у вас сомнения, то такую катушку не следует приобретать.

Укладка лески

Характер укладки лески является очень важным критерием при выборе катушки.

От способа укладки лески зависят такие моменты:


  • укладка лески сказывается на длине совершаемого заброса;
  • укладка лески оказывает влияние на общую работоспособность фрикциона;
  • влияет на срок годности самой лески.

Характеристики правильной укладки лески:

  • на плоскости наслоенной лески не должно быть вмятин или холмиков;
  • должна отсутствовать конусная форма наматывания;
  • кольца лески не должны скрещивать предшествующие слои витков.

Как правило, плохая укладка лески может наблюдаться у недорогих низкосортных катушек. У катушек среднего класса и класса люкс таких дефектов нет.

Подшипники

Подшипники выполняют следующую роль в механизме катушки:


  • минимизируют люфты;
  • обеспечивают исправность работы механизма катушки;
  • обеспечивают надежность и долговечность катушки.

Некоторые рыболовы считают, что, чем больше подшипников – тем большее качество катушки, но это мнение ошибочно. Для нормального функционирования катушки для ультралайта достаточно 6 подшипников. Большое количество подшипников (8,10 и более) необходимы только тогда, когда катушку будут сильно перегружать.

Стойка катушки

Стойку для катушки желательно приобретать максимально длинной, поскольку катушки с короткой стойкой позволяют буквально бить по пальцам ротору при его вращении. Кроме того, стойку нужно подбирать под индивидуальную руку рыболова, поскольку при ее пользовании у владельца не должно возникать никаких неудобств.

Поскольку ролик лескоукладывателя является одним из самых важных элементов катушки, то он должен обладать всеми нижеописанными характеристиками:


  • он должен быть прочным и покрытым двумя слоями износостойкого покрытия;
  • хорошо вертеться крутится под напором лески, которая движется. Если ролик не двигается четко, то будут пропилы, что в дальнейшем чревато большими проблемами с катушкой;
  • он должен быть хорошо подмазан и без труда вертеться на подшипнике.

Если хоть один критерий не работает так как нужно, то не стоит приобретать такую катушку, чтобы не ошибиться в выборе.

Шпуля катушки

Шпуля катушки должна быть изготовлена из таких материалов:


  • алюминия (лучший вариант);
  • металла (допускается);
  • графита (крайне редко).

Правильная шпуля катушки для ультралайта должна обладать такими качествами:

  • бортик шпули должен быть очень твердый и вскрытый нитридом титана;
  • шпуля должна быть неглубокой;
  • леска должна наматываться почти что под бортик, закрывая шпулю полностью.

Плавность хода катушки

Плавность хода катушки в первую очередь сигнализирует об пригодности всего устройства в целом, хорошей смазке и работе подшипников. При покупке качественная катушка должна с первой прокрутки начать плавно работать. Если этого не происходит, то не стоит слушать советов о том, что, она со временем разработается, поскольку, как правило, катушка сходу выражает себя без всякой разработки.

Мгновенный стопор обратного хода

Мгновенный стопор обратного хода – это неотъемлемая функция качественной катушки для ультралайта. Она нужна для полного контролирования снасти при поводке, быстрой подсечки и предотвращения разматывания лески. Конечно, это неосновная функция в катушке, но с ней рыбаку будет намного проще производить вылов.

Материал корпуса

Для подбора материала корпуса следует уделить достаточно внимания. Крайне нежелательно, чтобы он был сделан из пластика или различных сплавов. Лучшим материалом для корпуса катушки считается металл с особой маркировкой Air Metal.

Модели популярных катушек для ультралайта

Бюджетные варианты

Daiwa Caprice 1500 принадлежит к относительно дешевым катушкам, но несмотря на ее цену, у нее отличный металлический корпус и отличная конструкция шпули.


Характеристики модели:

  • шпуля системы ABS из алюминия;
  • противозакручиватель лески Twist Buster II;
  • фиксатор, предотвращающий сбрасывание дужки лесоукладывателя при забросе Bailsafe;
  • количество подшипников – 4 шт.

Цена такой модели составляет 120-150 $.

Daiwa, модель Crossfire 1000 A (KDCF1000A).


Характеристики модели:

  • вес – 140 грамм;
  • подшипники – 4 шт.;
  • размер шпули – 1000;
  • дополнительная шпуля – есть;
  • фрикцион – передний;
  • ручка – одинарная;
  • тип катушки – безынерционная.

Цена – 100-110 $.

Средний диапазон цен

Катушка компании Mitchell, модель Mag-Pro Extreme 1000 является классической по своим функциям и подходит к средним дорогим моделям.


Характеристики модели:

  • лесоемкость: 130 м / 0,25 мм;
  • подшипники: 9+1;
  • передаточное число: 5,2:1;
  • вес: 210 г;
  • шпули: 2.

Цена такой модели составляет от 300 $.

Катушка Ryobi Excia MX.

Катушка безынерционная Ryobi Excia MX является лидером продаж. Её популярность у рыбаков не угасает даже со временем.


Характеристики модели:

  • подшипники – 8 шариковых и 1 роликовый;
  • передача катушки – 4,9/1;
  • фрикцион расположен спереди;
  • лесоукладывательный ролик предотвращает леску от перехлыстов;
  • система компоновки металлических узлов V-metal concept, которая придает сборочным узлам монолитное единство;
  • корпус катушки покрыт нитридом титана;
  • наличие дополнительного фрикционного тормоза на катушке;
  • быстро складывающаяся ручка на кнопочной системе.

Цена – от 200$.

Дорогие модели

К дорогим моделям можно отнести большинство продукции фирмы Shimano.

Цена на такие модели составляет от 700 до 1200 $.

Катушка Shimano 13 Nasci 1000S (13NAS1000S).


Характеристики модели:

  • вес – 215 грамм;
  • подшипники – 5 шт.;
  • размер шпули – 1000;
  • дополнительная шпуля – нет;
  • фрикцион – передний;
  • ручка – одинарная;
  • вид катушки – безынерционная.

Установка катушки

Установку катушки нужно делать таким образом:

  1. Катушку вставить в собранную удочку.
  2. Леску продеть сквозь все колечки удочки начиная с самого кончика и постепенно добираясь до верхушки.
  3. Шпулю осторожно снять с катушки.
  4. Леску обмотать вокруг шпули и завязать двойным узлом.
  5. Отбросить ободок лескоукладывателя и вставить шпулю на прежнее место, после чего закрыть ободок лескоукладывателя и вернуть его в исходное рабочее состояние.
  6. Начать наматывать леску, используя ручку катушки. При этом желательно придерживать леску руками для того, чтобы она наматывалась с небольшим натягом.
  1. При покупке катушки следует удостовериться в том, что к ней прилагается гарантийный талон и производитель может поручиться за качество своего товара.
  2. Катушка должна быть сделана из качественного сырья (желательно из металла), не издавать скрипа или других звуков, которые могут сигнализировать о ее ненадежности.
  3. Не нужно покупать катушку для ультралайта с целью использования ее на других снастях, поскольку применение катушки такой комплектации на не предназначенных для нее типа снастях, будет по крайней мере неразумно, и приведет к поломке катушки.
  4. Шпуля в катушке должна быть неглубокой, на это стоит обращать внимание при ее покупке. Если леска проваливается в шпуле, то это будет мешать совершать дальние забросы удочки.
  5. Катушку нужно устанавливать на удочку в правильной последовательности (не переставлять местами шаги установки).