Упражнения на регуляцию мышечного тонуса логоритмика. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения для развития чувства темпа и ритма


Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

Пример:

Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку. |

Упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных - артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Пример:

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

Упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Пример:

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

Игра

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей - ямб - дактиль.

Ритмический рисунок хорея:

с. 1

«Логоритмика как одна из методик

для работы с детьми,

имеющими речевые нарушения»

Тяжёлые дефекты речи дошкольников сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.).

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребёнок-логопат; логопед + родители; логопед + специалисты).

Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

Активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Формирование правильного дыхания;

Развитие способности ориентироваться в пространстве;

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

Развитие фонематического слуха;

Формирование навыка релаксации;

Увеличение объема памяти;

Развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на инструменте. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал.

Условия проведения:

Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;

Продолжительность – 35 минут;

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы.

Речевой материал не выучивается;

Все упражнения выполняются по подражанию;

На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

Структура занятия.

1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (Музыкально-ритмические движения, перестроения, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения).

2 часть.

Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.

3 часть.

Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:


  • «Небоскребы – избушки» (тема “Город”);

  • «Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);

  • «Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”).
Среди музыкально-ритмических движений на занятиях по логоритмике упражнения занимают основное место.

Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков(на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:


  • Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

  • Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

  • Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

  • Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

  • Равномерно сужать и расширять круг;

  • Ходить со сменой ведущих;

  • Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.

Общеразвивающие упражнения.

Эти упражнения (для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов) помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса: активизируют их работу; развивают быстроту, четкость, размах движений; помогают устранять отдельные физические недостатки.

Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения)

Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще всего мы используем их на музыкальных занятиях, но можно включать их и в занятия логоритмикой.

В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения: «фонарики», «топающий шаг на месте», «каблучок», «притон одной ногой»).

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.


  • «Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

  • «Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

  • «Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.
Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание – это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Недостаточное развитие внимания и памяти плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи.


  • «Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку – дети смотрят, затем под ту же музыку повторяют те же движения.

  • «Запрещенное движение». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.
Дыхательные упражнения : помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Артикуляционная гимнастика : способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)


  • “Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

  • “Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.

  • “Ежик фыркает”. Вибрация губ.

  • “Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)
Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

(О.И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай

Мимические упражнения : способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов : включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Например: Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”).

Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”).

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Подвижные игры (тема “Части тела”)

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

Ну, его в гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет :

“Ничего не болит!”, тогда все разбегаются, а он догоняет.

Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)

Игра: “Бинго”

Дети парами идут по кругу и поют:

Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,

Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,

Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,

Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.

Говорят:


Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

О-О-О!- обнимают друг друга.

Игры с остановками (тема “Семья”)

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей,

С такими ушами, с такими носами,

С такими глазами, с такими волосами,

С такими зубами, с такими руками.

Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

Слушание релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Приложение.

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Логоритмика «Полетаем»

Раз, два - 2 хлопка

Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой.

Три, четыре - 2 хлопка

Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны

Раз, два –

Хлопок в ладоши - 1 хлопок .

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре, 4 хлопка

Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны .

Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка

И на месте походили. Ходьба на месте.

Психогимнастика «Шалтай-Болтай» упражнение по регуляции мышечного тонуса, координации движения со словом и развитию памяти.

Шалтай-Болтай поворачивать туловище вправо-влево,

Сидел на стене, руки болтаются

Шалтай-Болтай корпус резко

Свалился во сне. Наклонить вниз.

И вся королевская конница идти по кругу,

И вся королевская рать высоко поднимая колени

Не может Шалтая пожать плечами

Не может Болтая

Не может Шалтая-Болтая

Поднять! Упасть, расслабиться.

Логоритмика «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок, дети ритмично скачут

Да на тоненький ледок. Приседают, слушают, не идет ли волк.

Пошевелить ладошками-ушками.

Раз – согнуться, разогнуться наклон – прямо.

Два – нагнуться, потянуться. Наклон – потянуться.

Три – в ладоши три хлопка, хлопают три раза.

Головою три кивка. Кивают 3 раза.
У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, имеют очень большое значение для овладения ребенком контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

ФОНАРИ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.

КУЛАЧОК - ЛАДОШКА

Цель.

Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

ЗАМОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Описание. Дети сидят по-турецки на ковре, руки держат перед собой. По команде взрослого «Замочек закрылся» дети с силой сжимают кисти рук, по команде «Замочек открылся» - спокойно опускают руки на колени.

ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

ШТАНГА

Цель.

Описание. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем - подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

РАЛЛИ

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки - «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

СОСУЛЬКА

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело - сосулька «выросла». После команды «Солнышко пригрело, и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

НЕВАЛЯШКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

НЕЗНАЙКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

ЦВЕТОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

Описание. Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

КУКЛА УСТАЛА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

НАДУЕМ ШАРИК

Цель.

Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

МЫ УДИВИЛИСЬ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

УПРЯМЫЕ БАРАНЫ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

ПЛАКСА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

ТИГРЕНОК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

СОЛНЫШКО ДРАЗНИТСЯ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.


Не секрет, что дети со стёртой формой дизартрии моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

1. «Хлоп, хлоп - спрятали». На громкое звучание музыки, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, на тихое звучание - останавливается, прячет руки за спину.

2. «Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки».

3. «Цветочек завял - цветочек растёт». Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял). Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны - вырос цветочек, расцвёл.

4. «Пушинки и слоны». Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.



5. «Рисование бабочек и солнышка». Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения.

Кроме того, следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки), ног (оттопывания, прошагивания и т.д.), туловища (повороты, наклоны).

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям со стёртой формой дизартрии развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

Мы снежинки, мы пушинки (наклоны головы вправо, влево),
Покружиться мы не прочь (повернуться вокруг себя).
Мы снежинки-балеринки (наклоны туловища вправо, влево),
Мы танцуем день и ночь (сделать приставной шаг вправо, влево).

страница 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 67 «Медвежонок»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инструктор по физической культуре

Антипина Наталия Владимировна,

г. Северодвинск


Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Для детей, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), пребывание в дошкольном учреждении носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей. В нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи – заиканием.

Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время сохраняется тенденция роста случаев заикания у детей. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи заикающемуся ребенку, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности логопедического воздействия. Нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

У детей, страдающих заиканием, наблюдаются такие психофизические особенности, как:


  • нарушения общей моторики: дети с трудом запоминают последовательность движений, переключаются с одной серии движений на другую; координации рук, ног, равновесия, пространственных представлений; мелкой и артикуляционной моторики;

  • недостаточная сформированность всей речевой системы, элементы недоразвития речи, нарушения звукопроизношения;

  • недоразвитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление);

  • нарушения эмоциональной сферы (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, робость, агрессивность, конфликтность);

  • быстрое утомление как психическое, так и физическое;

  • нестабильность и нарушения мышечного тонуса (гипо/гипертонус, асимметрия тонуса, дистония) в артикуляционной, мимической, общей моторике;

  • неправильное дыхание – нарушение согласованности и ритмичности фаз вдоха и выдоха, неустойчивый тип дыхания.
Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. У детей наблюдается мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; заторможенность шеи и плеч. Спокойное положение для них трудновыполнимо. Характерны навязчивые движения: дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

Учитывая психофизические особенности заикающихся детей, можно сделать вывод, что наиболее полного эффекта в работе с тяжелыми нарушениями речи можно достичь только при условии применения комплексного подхода. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия всех специалистов. Это предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и семьи.

Безусловно, главная роль здесь принадлежит логопеду и воспитателю, которые ежедневно и достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Важна координация работы учителя-логопеда и других специалистов ДОУ. В своей работе инструктор по физкультуре ориентируется на диагностику, рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда. Поэтому нами была разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и физическое развитие ребенка. Реализация работы по коррекции заикания проходит в соответствии с этапами речи , обозначенными учителем-логопедом.

Мы выделили три наиболее важных направления, которые объединяют работу учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Это регуляция мышечного тонуса, формирование диафрагмально-рёберного дыхания и развитие общей моторики. Приоритет мы отдали нарушениям мышечного тонуса , так как он обеспечивает подготовку к движению, сохранность равновесия, позы, координации и общей моторики в целом.

Мышечный тонус - это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека. Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы.

Нарушения мышечного тонуса у заикающихся:


  • Повышенный тонус (гипертонус) . Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги").

  • Пониженный тонус (гипотонус) . При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигается. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

  • Асимметрия мышечного тонуса . При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка лежит на животе, он заваливается в бок (где усилен тонус).

  • Неравномерный тонус (дистония) . При дистонии сочетаются признаки гипер и гипотонуса, т.е. одни мышцы чересчур расслаблены, а другие чересчур напряжены.
В связи с этими нарушениями у детей наблюдается рассогласованность движений, непроизвольные мышечные сокращения, появление вычурных поз, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Нарушения мышечного тонуса у заикающихся детей отмечаются и в мимике : асимметричность улыбки, уклонение языка в одну сторону и склонность его к постоянному сужению, невозможность вытянуть губы вперед и др.

И, конечно же, нарушения наблюдаются в мышцах, задействованных в дыхательном акте . Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма. В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания.

У детей, страдающих заиканием:


  • преобладает верхне-ключичный тип дыхания;

  • отсутствует согласованность и ритмичность фаз вдоха и выдоха;

  • нарушена длительность вдоха, выдоха.
Постановка правильного дыхания является важнейшим компонентом в исправлении заикания. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата.

Таким образом, работа по регуляции мышечного тонуса была разделена на три направления:


  • регуляция тонуса мышц тела;

  • регуляция мимических мышц;

  • тренировка дыхательных мышц.
В каждом направлении были поставлены следующие коррекционные задачи:

Мышцы тела:


  • Учить чередовать напряжение и расслабление мышц тела

  • Обучать приемам полного и частичного расслабления мышц

  • Учить напрягать отдельные группы мышц
Мышцы лица:

  • Научить детей снимать чрезмерное напряжение мышц артикуляционного аппарата
Дыхательные мышцы:

  • Учить дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох

  • Формировать диафрагмально-реберное дыхание
Упражнения для регуляции общего мышечного тонуса

Эти упражнения направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Дети учатся управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания. Дети даже с тяжелой формой заикания, владеющие данными навыками, умеют управлять судорогами, чувствуют их и сводят к минимуму.

Работу над регуляцией мышечного тонуса следует начинать с упражнений по контрасту напряжения и расслабления, потом добавлять упражнения на общее расслабление. И только после этого переходить к работе над пораженными мышцами. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений 4-6 раз; эффективным является «озвучивание», проговаривание соответствующих движений (тик-так, кач-кач, у-у-у-полетели). Нужно учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Усилить контраст помогает музыка. Большая или меньшая сила напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например,


  • в положении стоя дети выполняют легкие движения флажками или султанчиками, опустив руки перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой;

  • на громкое звучание музыки или бубна дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое – останавливаются, прячут руки за спину.
Упражнения на чередование напряжения и расслабления

Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. «Посмотри на носочки» И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3.«Легкие и тяжелые руки». Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями.

4. "Снеговик". И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.

5. «Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.

6. «Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

7. "Кощей бессмертный". Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.

9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

10.«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.

11.«Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение.

12.«Холодно – жарко». По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.

13.«Сосулька». Руки вверх – напряжены, затем (сосулька тает) постепенное расслабление мышц рук, шеи, плечевого пояса.

14.«Бревнышки». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз «бах!», т.е. скинуть напряжение.

Упражнения на расслабление и релаксацию

1.«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

2.«Качели» . Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.

3.«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.

4.«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад и вперед.

5.«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки на поясе или свободно вдоль тела.

6.«Плечи прыгают» . Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: прыг-скок. Упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.

7. «Колеса». Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.

8.«Карусели и качели» . Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо.

При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.

9.«Цапля». Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.

10. «Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой.

11.«Часики». Махи прямой ногой в стороны.

Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж.

Все упражнения разработаны и используются с усложнениями, рассчитанными на зону ближайшего развития ребенка и включаются в планы НОД по одному-два упражнения.

Упражнения для развития мимических мышц

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Поскольку при заикании наблюдаются различной степени нарушения мимики, необходимы специальные упражнения на развитие мимических мышц. Они включаются в НОД по физическому развитию в общеразвивающие упражнения или в заключительной части. Тренировка мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:


  • «Плакса» - зажмуривание глаз;

  • «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

  • «Мы удивились» - поднять брови, широко раскрыть глаза;

  • «Тигренок» - оскаливание зубов;

  • «Упрямые бараны» - нахмурить брови, насупиться;

  • «Солнышко дразнится» - высовывание языка и т.д.
Далее мы используем следующие специальные упражнения:

  • «Закрой глазки»: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым несколько секунд;

  • «Закрой-открой»: открыть и закрыть глаза три раза подряд;

  • «Улыбнись»: улыбаться с закрытым ртом;

  • «Лошадки»: «фыркать» и вибрировать губами;

  • «Гоняем воздух»: надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно;

  • «Обиделись»: опускать углы рта вниз при закрытом рте;

  • «Утята»: втягивать щеки при закрытом рте и т.д.

  • «Туда-сюда»: выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение;

  • «Коровушки»: имитация жевания с закрытым и открытым ртом;

  • «Дотянись»: коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча
Затем эти упражнения мы объединяем в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, включаются в сюжет НОД, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.При выполнении упражнений добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц

Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Методики коррекционно-логопедической работы при нарушениях речи, в симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью является тренировка длительного выдоха, умения рационально использовать запас воздуха в процессе речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, удерживать грудную клетку в расширенном состоянии, а не расслабляться пассивно сразу же после вдоха.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используются различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:


  • Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

  • Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:

  1. «Обжора». Вдох ртом, затем медленный выдох носом.

  2. «Шар». Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.

  3. «Теплый выдох». Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздуха ладонями.

  4. «Сопелки». Вдох носом, затем выдох через нос.

  5. «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

  6. «Ветер». Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло). Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.

  7. «Пила». Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.

  8. «Хлопки». Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. Поочередно правую и левую ногу.

  9. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой - медленный выдох с произношением «у-х-х-х», 5-6 раз.

  10. «Обними плечи». Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.

  11. «Молоток». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

  12. «Насос». Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-с-с. Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.

  13. «Пловец». Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются. На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаем вниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.

  14. «Ножницы». Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершать перекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий.
Совмещение навыка дыхания с навыками движения:

  • на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой;

  • на вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается;

  • развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед.

  • вдох попеременно правой и левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки и наоборот.
Закрепление навыка дыхания с движениями:

  • «Тряпичная кукла». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

  • «Дровосек». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохе напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

  • «Мельница». Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе -выдохе руки меняют свое положение.

  • «Яйцо». Стоя, на вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.

  • «Потягушки». Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достать пальцами до пола.
Все вышеперечисленные упражнения введены в различные формы коррекционно-оздоровительной работы (НОД, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, индивидуальные занятия). Систематическое выполнение упражнений по регуляции мышечного тонуса и тренировке дыхательных мышц оказывает положительное влияние и на формирование общей моторики у заикающихся. Об этом свидетельствует анализ результатов диагностики, проведенной по итогам работы за 2010 – 2012 гг.

По результатам итогового обследования можно говорить об эффективности проведенной работы: 85 % детей научились регулировать мышечный тонус, 87% овладели диафрагмально-рёберным типом дыханием и 81% детей овладели основными моторными навыками.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из самых сложных речевых расстройств. Оно требует дальнейшего углубленного изучения механизмов, разработки и применения дифференцированных методов коррекции, поиска средств и инструментов повышения результативности медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Использование упражнений по регуляции мышечного тонуса в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по устранению заикания у дошкольников . Мы полагаем, что представленный опыт будет востребован в работе с детьми, имеющими другие ограничения здоровья.

Библиография:


  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”, Москва,1998.

  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама, 2006.

  3. Ворошнина О.Р., Плотникова Т.В. Психомоторное развитие и физическое воспитание детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Инструктор по физкультуре, №4/2010.

  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрипторий, 2004.

  5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  6. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – С.Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.: ВЛАДОС, 2004.

  8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 1999.

  9. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В..Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2011.

  10. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2005.

  11. Родин Ю.И. Элементарная гимнастика для детей с нарушениями речи. – Инструктор по физкультуре, №4/2011.

  12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

  13. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.

  14. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании.- М.: В. Секачев, 2003

  15. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М.: Гном и Д, 2003.