Упражнения для вокалистов на каждый день. Пособие "сборник вокальных упражнений"

Многие хотят научиться петь. Но как правильно развивать собственный вокал начинающим? Находясь в компании, или же попросту, исполняя мелодии для себя – вы можете сбросить большинство негативных ощущений, тем самым сделав собственную жизнь намного приятней, или же подняв настроение своим знакомым. Однако, если вы не умеете петь, как же этого добиться? В данной статье мы постараемся осветить данный вопрос. Основные упражнения:

1) Дыхание

Любое развитие вокала начинается с того, что вам необходимо научиться правильно дышать, без верного дыхания вряд ли что-то выйдет. Дыхание должно быть полным, при этом, наполнять легкие воздухом необходимо не за счет расширения груди, а при помощи диафрагмы, ощущать вы это будете, как будто дышите животом, точнее прессом. Такое дыхание позволяет максимально эффективно набрать необходимый объем воздуха для исполнения любой мелодии, будь то сложно или же наоборот простой.

Для развития правильного дыхания вы можете встать, затем расправить плечи и начать пытаться дышать не грудью, а животом, при этом, старайтесь набирать воздух не только носом, но и ртом. Со временем вы этому научитесь.

2) Упражнение «корова»

Основная проблема многих начинающих вокалистов в том, что их речевой аппарат не подготовлен к тому, чтобы исполнять какую-то мелодию, однако это можно легко исправить. Упражнение «корова» поможет добиться поставленной перед вами цели, а именно развивать вокал и научиться петь.

Встаньте ровно, расправьте плечи, затем вдохните побольше воздуха, закройте рот, а язык поднимете к небу. Затем, на выдохе вам необходимо начать мычать как корова. Элементарное упражнение, позволяющее вам почувствовать собственную мощь в голосе, мало того, что ваш речевой аппарат начнет издавать приятные звуки, так вы еще обретете «глубину», которая очень цениться в среде профессиональных певцов.

3) Упражнение «кукушка»

Особенно для мужчин, основная проблема, связанная с развитием вокала заключается в том, что они не могут взять большинство высоких нот, упражнение «кукушка» позволит снять все зажимы с горла, тем самым, увеличив диапазон исполнения.

Опять вдохните, при этом максимально наполните воздухом легкие, затем сверните трубочкой губы и начните издавать звуки похожие на звуки кукушки. Через полчаса вы ощутите, что ваш голос стал намного более приятным, а также звонким.

4) Упражнение «волк»

Все делаем, как и в прошлых упражнениях, а затем, после набора воздуха, начинаем подражать волку, издавая протяжные высокие звуки, при этом, чем громче вы сможете это сделать, тем будет больше толка от упражнения.

В завершении хочется сказать, что данные упражнения позволят ощутимо развить вокал для начинающих, однако, для того, чтобы научиться свободно использовать свой голос, придется попеть еще гаммы, для этой цели вам подойдет любой музыкальный инструмент. Начните с "до" и затем, передвигаясь к более высоким гаммам, так, вы разовьёте чувство мелодии, позволяя вашему голосу исполнять самые сложные мелодики.

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр детского творчества»

СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Надым, 2014 год

Сборник включает в себя различные виды упражнений для развития певческих навыков учащихся. Педагог или учащийся может в каждом отдельном случае выбирать упражнения наиболее соответствующие конкретно поставленной цели.

Данное пособие может быть использовано педагогами по классу вокал в качестве дополнительного материала.

Введение

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение детей пению является мощным средством их воспитания и развития.
Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс, общение с музыкальным искусством – сам по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Это связано, прежде всего, с самим процессом обучения.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствознания, медицины и пр. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Из анализа практической работы многих детских певческих коллективов становится ясно, что не всякое пение способствует развитию детских голосов. По данным фониаторов (В.Г. Ермолаева, В.Т. Маслова, Н.Ф. Лебедевой и др.), неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки.

Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки исполнитель может не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос, может обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у него может перехватить горло и ему нужно будет откашляться и т.д.

http://muzsmile.ru/?page_id=420

Практически каждый человек любит петь. Несмотря на то что для постановки голоса многие учатся в музыкальной школе, развить свой собственный стиль пения и уверенность в собственном исполнительском мастерстве можно даже самостоятельно. Для общей практики начните с регулярного ежедневного пения. Это может быть исполнение вашей любимой песни или просто распевание гамм. Не бойтесь проявлять творческий подход к работе с голосом. Кроме того, добиться наилучшего звучания голоса вам поможет забота о собственном здоровье и поддержании водного баланса, а также отказ от курения.

Шаги

Определите свой вокальный диапазон

    Запишите свой голос с помощью микрофона. Запустите звукозаписывающее приложение на компьютере или смартфоне. Затем проверьте настройки, чтобы запись велась в чистом виде без каких-либо изменений голоса. Попробуйте спеть различные песни и записать свой голос.

    • Чтобы вам было комфортнее, подсоедините настоящий музыкальный микрофон к компьютеру или смартфону. Так вы лучше поймете, как способы держания микрофона и пения в него будут влиять на финальный звук.
    • Неплохими приложениями для певцов считаются Perfect Piano и Pocket Pitch.
    • Также можно воспользоваться цифровым тюнером или скачать такое приложение, как Vanido, которое покажет вам уровень владения голосовым диапазоном.
  1. Пойте знакомую вам песню снова и снова. Распечатайте слова песни, которая вам нравится. Уделите время изучению всех нюансов текста. Затем поработайте над деталями песни с модуляцией собственного голоса, тем самым изменяя саму песню.

    • Важно выбрать песню, которая вам действительно нравится, так как некоторое время вам придется работать над ней снова и снова.
    • Когда только начинаете заниматься, постарайтесь использовать песню, которая находится в пределах вашего вокального диапазона, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
  2. Поработайте над извлечением звука различными частями голосового аппарата. Пение не сводится к звукам, идущим из горла через открытый рот. Сконцентрируйтесь на исполнении той же песни, но с различными подходами к управлению положением языка, рта, диафрагмы, горла и даже к работе носа. Запись полученных результатов и их прослушивание позволят вам лучше понять собственное тело и те звуки, которые оно способно издавать.

    • Например, пропускание большего потока воздуха через нос может создать более высокие назальные звуки, что не удивительно. Если вы во время пения осторожно зажмете одну ноздрю, то ваш голос тоже изменится.
    • Переместите язык ближе к своду нёба, когда будете петь, чтобы проверить, насколько изменится голос. Также можно попробовать переместить язык к щеке. Смещение челюсти в сторону тоже позволит вокализировать другие звуки.
    • Для экспериментов с диафрагмой попробуйте выпустить во время пения сразу весь воздух из легких. В качестве альтернативы посмотрите, что произойдет, если вы станете петь с минимальным расходом воздуха.
    • Самое главное заключается в том, чтобы поймать нужный эмоциональный настрой, но не оказаться во власти эмоций. К тому же, качество вашего пения не станет лучше, если вы будете плакать во время исполнения любой грустной песни.
    • Например, если вы поете о размолвке, попробуйте вспомнить негативные моменты ваших прошлых личных взаимоотношений.
    • Чтобы не погрязнуть в эмоциях, подумав о конкретном событии, сразу же верните фокус своего внимания на исполняемый текст и ноты.
  3. Распевайтесь перед пением, чтобы не перенапрягать голосовые связки. Начните с мягкой распевки звука "И" на одной ноте (например, фа первой октавы для женщин и фа малой октавы для мужчин) и держите ноту как можно дольше. Повторите упражнение два раза. Также можно распеваться на одной ноте фразой "Ми-мэ-ма-мо-му", после чего переходить к распевке от низких нот к высоким. Повторите упражнение два раза. Затем перейдите к распевке в другом направлении от высоких нот к низким, повторите упражнение три раза.

    • В середине своего диапазона пропойте "Ой!" по пяти нотам вверх по гамме (до-ре-ми-фа-соль). Повторите упражнение два раза.
  4. Пойте звук "А" по нотам "До, ре, ми. .." вверх и вниз по гамме в пределах вашего вокального диапазона. Это еще один отличный способ разогреть голосовые связки и попрактиковать удержание необходимых нот. Начните с гаммы до мажор в первой октаве, затем перейдите к более высокой октаве, другой гамме и так далее. Не торопитесь, четко пропевайте каждую ноту, вместо того чтобы плавно смещать тон предыдущей ноты по направлению к следующей.

    • Сконцентрируйтесь на работе в основной гамме до мажор по нотам: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. Для усложнения можно попробовать пропевать две ноты подряд, а затем перепрыгивать через одну или использовать другой порядок.
    • Затем еще усложните упражнение, пропевая две ноты вверх, одну вниз и так далее по гамме.
    • Гамма представляет собой набор звуков, последовательно повышающихся на определенные интервалы (тоны и полутоны). Когда вы двигаетесь вверх и вниз по гамме, то исполняете и низкие, и высокие ноты. Например, между нотами до и до-диез интервал равен полутону, а между нотами до-диез и ре-диез интервал равен тону.
  5. Старайтесь петь не менее 30 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы размять голосовые связки, и при этом не слишком продолжительно, чтобы перенапрячь их. Лучше заниматься тогда, когда вас никто не будет беспокоить. Тем не менее, если вы зарабатываете себе на жизнь пением, то такая работа позволит вам развивать свои навыки пения на публике.

    • Непродолжительные ежедневные выступления перед зрителями могут научить вас считывать настроение публики и подстраивать свою работу с ней соответствующим образом.
    • Подработать пением можно на небольших сценах развлекательных заведений, кафе и ресторанов. Если вам не нравится такой вариант, можно попробовать предложить свое добровольное участие в какой-нибудь местной музыкальной группе.
  6. Поработайте над поддержанием надлежащей осанки во время пения. Встаньте, держите спину прямо, смотрите вперед. Следите за тем, чтобы ваши плечи были отведены назад, а шея не изгибалась слишком сильно. Расположите язык в нижней части ротовой полости, чтобы он едва касался нижнего ряда зубов. Осторожно поводите челюстью из стороны в стороны, чтобы расслабить мышцы.

  7. Выполняйте упражнения на дыхание, чтобы укрепить диафрагму. Попробуйте реберное дыхание, которое подразумевает расширение грудной клетки во время вдоха. На вдохе расправьте грудную клетку и позвольте брюшным мышцам расслабиться. А для выдоха, наоборот, задействуйте брюшные мышцы. Также попробуйте во время дыхания диафрагмой выполнять нижеуказанное упражнение:

    • на счет 1 вдохните и наполните легкие на 1/4;
    • на счет 2 вдохните и наполните легкие на 2/4 объема;
    • на счет 3 вдохните и наполните легкие на 3/4;.
    • на счет 4 вдохните и до конца наполните легкие;
    • на счет 5-12 медленно и постепенно выдохните;
    • затем повторите все с самого начала.

Заботьтесь о собственном здоровье и сохранении голоса

  1. Употребляйте не менее 6–8 стаканов жидкости в день. Поддержание горла в увлажненном состоянии позволяет ему издавать более глубокие и насыщенные звуки. Лучшим выбором для вас станет обычная теплая (но не горячая) вода. Холодная вода напрягает горло. Также в воду для вкуса и смягчения горла можно добавить 1 чайную ложку меда или дольку лимона.

    • Если вы решили добавить в воду мед, постарайтесь использовать как можно более натуральный продукт. По возможности старайтесь избегать употребления продуктов с химическими добавками.
  2. Обеспечьте себе не менее 8 часов ночного сна. Если вы будете чувствовать усталость, то голос от этого тоже пострадает. Выполнять данную рекомендацию особенно важно, если вам предстоит петь в течение длительного времени. Когда у вас нет возможности обеспечить себе 8 часов сна ночью, постарайтесь немного поспать днем.

    • Попробуйте полежать в постели непосредственно перед распевкой и выступлением - такой отдых поможет повысить качество звучания вашего голоса.

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.


Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

  1. Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
  2. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.


Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Вокальные упражнения.

Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Источник: rockvocalist.ru

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр.1

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упр.2

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3

РО-О"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4

PO-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упр.1

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.

Если Вы делаете свои первые шаги в обучении пению, выбирайте самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

  • мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);
  • мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.

Пойте упражнения в медленном темпе. Одну и ту же мелодию Вы можете исполнять на разные гласные, на разные слоги, на разные слова.

Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют «пение на согласный «М», «мычание», но все -таки лучше назвать его «пение с закрытым ртом», тогда возникают правильные ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона, резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?

Пойте распевку под аккомпанемент:

Скачайте аккомпанемент распевки . Для этого нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить ссылку как…»

Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук «ю», на слоги «лю-лю-лю», «ма-а-а». Следите, чтобы гласный «А» исполнялся округло как «О». То есть, пойте «ма-а-а», а думайте в это время «мо-о-о».

Скачайте аккомпанемент распевки .