Упражнения для развития пантомимики. Практическое занятие "пантомимика". Практическое занятие «Пантомимика»

Татьяна Колченогова
Пантомимика

Данные упражнения направлены на изучение понятия пантомимики и жестов . Помогают развивать внимание и сочувствие.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании взрослый должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства „волшебного“ понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Тема «Загадки без слов»

Развитие пантомимических навыков

Цель: учить воспроизводить мимические и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.

Задачи:

Обучающие: учить ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Развивающие: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи. Развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе и в своих способностях;

Воспитывающие: воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, радость; учить их выражать;

Коррекционные: коррекция мимических и пантомимических движений, коррекция речи и зрения.

Методическое обеспечение урока: зеркало, рисунки, аудиозапись, магнитофон, карандаши и фломастеры.

Содержание и ход урока

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по развитию мимики и пантомимики. Тема нашего урока – «Загадки без слов» и сегодня мы будем продолжать развивать мимические и пантомимические навыки. Потому , что от того , насколько хорошо мы будем выражать свои эмоции , то именно так и будут воспринимать нас окружающие люди. И наше настроение также влияет на настроение окружающих людей. Поэтому предлагаю выполнить упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица: ( Звучит спокойная мелодия)

1 . Полностью расслабьтесь и подумайте о чем-нибудь приятном.

Напрягитесь, при этом подумайте о чем-нибудь неприятном.

2.Расслабьте мышцы лица и широко зевните, при этом подумав «Как хочется спать».

3.Расслабьте мышцы лица и широко улыбнитесь, при этом подумав о чем-нибудь радостном.

4.Расслабьте мышцы лица и сведите губы в напряженное «О»

5.Расслабьте мышцы лица, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением. Спокойно закройте глаза.

6.Расслабьте мышцы лица и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне все это надоело!».

7.Расслабьте мышцы лица, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.

Улыбка и смех продлевает жизнь человека, поэтому чаще улыбайтесь и дарите людям радость.

1.ЗАДАНИЕ

- Сегодня мы поговорим об эмоциях. Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает " потрясаю, волную” .

1. А как мы выражаем свои эмоции?

А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Посмотрите на лицо этого человека

(Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей).

Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, г лаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

2.ЗАДАНИЕ Упражнение "ИЗОБРАЗИ И ПЕРЕДАЙ РАДОСТЬ".

Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденную эмоцию на лице соседа как можно точнее.

Учитель: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке?

(Ответы детей).

- Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?

(Работа с зеркалом)

3.ЗАДАНИЕ (РИСОВАНИЕ)
Вам предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на карточке (радость, грусть, удивление, злость), предварительно подумайте, как изобразить глаза человека, рот, брови, а также подобрать подходящий цвет данной эмоции. Рисунок должен быть схематичной.

Во время выполнения звучит мелодия «Сказка»

4.ЗАДАНИЕ «Определи настроение».

- А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей. Посмотрите, какое настроение у ребенка.

5. ЗАДАНИЕ «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА»

М ожно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «СЕГОДНЯ ХОРОШАЯ ПОГОДА» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).

Гимнастика для глаз

1. Взгляд вверх - вниз, влево - вправо.

2. Обведите глазами контур воздушного шарика, по часовой и против часовой стрелки по 3 раза.

6. ЗАДАНИЕ

Этюд «Какие мы?»

Мы – козлики –какие вы? – рогатые

Мы – ослики – какие вы? – ушастые

Мы –ежики – какие вы? – колючие

А мы волчата, ой! – зубастые.

Этюд «Игра на музыкальных инструментах» ( имитация движении по тексту)

Кот играет на баяне, киска та на барабане.

Ну, а зайка на трубе поиграть спешит к тебе.

Если станешь помогать, будем вместе мы играть.

Этюд «Разные настроения»

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

А смеется малыш - что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Молодцы ребята. Назовите, какие эмоции вы показывали мимикой лица и пантомимой? (Удивления, обиды, печали, радости).

Этюд «Что делал зайчик?»

Зайчик, зайчик, где ты был?

Этот зайчик в лес ходил.

Этот зайчик воду пил, этот зайчик суп варил.

Этот плавал в быстрой речке, этот зайчик спал в постельке.

Этюд «Жадный пес»

Жадный пес, дров принес.

Воды наносил, тесто замесил.

Пирогов напек, спрятал в уголок.

И съел сам – гам-гам-гам.

- Ох, как плохо быть жадным. А вы ребята не жадничаете ? У меете ли вы делиться игрушками, сладостями?

7. ЗАДАНИЕ Игра «Угадай-ка»

- П редлагаю поиграть в игру «Угадай - ка». Вы должны закрыть глаза и внимательно слушать и определить звуки.

(Пение птиц, звук поезда, мотор автомобиля, рев медведя, лай собаки, мяукает кошка, блеет барашек, хрюкает свинка, вьюга,)

8.ЗАДАНИЕ Гимнастика

Молодцы, ребята! Вы правильно определили все звуки. А теперь предлагаю выполнит физзарядку. Представьте, что вы превратились в лягушек.

Вот проснулись две лягушки, две зеленые подружки.

Улыбнулись «С добрым утром!» мы желаем вам добра.

Выходите на зарядку, побыстрее ква-ква-ква.

Ножками потопали, лапками похлопали,

Вправо – влево наклонись, всем соседям улыбнись.

Вот здоровья в чем секрет, здравствуй солнце, всем ПРИВЕТ!

9. ЗАДАНИЕ «Ритмичные хлопки»

Мне очень понравилось, как вы хлопали в ладоши, и хочу предложить игру на развитие музыкального слуха.

(Учащиеся повторяют за педагогом заданный ритм)

10. ИТОГ УРОКА

Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.

- Ч то для вас было самым интересным ?

- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..

Влияют ли наши чувства на окружающих людей?

Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)

Я очень рада, что урок вам понравился и я благодарна вам за активное участие.

Покажите свои чувства благодарности нашим дорогим гостям и попрощайтесь жестами.