Тренировка на велосипеде для начинающих. Тренировка возрастных велосипедистов. Питание профессиональных велосипедистов

В среде увлеченных велокатальцев, которые хоть немного заботятся о повышении физического уровня, и из-за этого называющие свои покатушки тренировками, всегда возникает два непримиримых лагеря, стоит завести речь про турботрейнеры.

Я немного писал о , если кто-то не совсем в курсе, что это такое, рекомендую прочитать.

Так вот, одна часть велосипедистов, назовем их ретроградами, категорически не приемлет замену реальной зимней езды тренажером. Аргументы против примерно такие: 1) это не по настоящему — результат дает только катание на улице, 2) вам просто слабо катать и в слякоть, и в мороз.

Второй аргумент я оспаривать, пожалуй, не стану, соглашусь, чтобы катать в любую погоду, в мороз и в мокрый снег — тут нужно иметь силу духа. Есть немало велосипедистов, которые не выкатывают своих коней зимой именно потому, что не хотят «убивать» байк и экипировку реагентами или испытывают сильный дискомфорт из-за холода.

Оставим на совести каждого велосипедиста его личные отношения с зимой, и давайте поговорим о том, насколько близки к реальной велосипедной езде занятия на турбо-тренажере, и какие у этого занятия плюсы и минусы.

Кататься зимой или заниматься на трейнере — где больше пользы

Под пользой, конечно, подразумевается тренировочный эффект. Мой основной довод в пользу трейнеров в том, что реальную езду зимой можно назвать тренировкой лишь с большой натяжкой.

В тренировочном процессе очень важна последовательность, и любой человек, катавший в зимний период может подтвердить, что темп и нагрузка при реальной езде могут быть совершенно непредсказуемыми — нечего даже и думать удерживать «крейсерский» пульс в нужных рамках.

На вело-трейнере же всегда можно открутить свою тренировку именно так, как задумано — раскатка, движение на среднем уровне ЧСС, серия интервальных нагрузок и спокойная «закатка».

На мой взгляд, если мы говорим именно о тренировочном процессе, то с тренажером у вас просто больше возможностей его контролировать, нежели с ездой по заснеженным дорогам. В этом смысле разница с реальной ездой идет только в плюс.

Еще я слышал такой упрек в сторону тренажеров, что, дескать, человек, который всю зиму открутил с «резиновой женщиной», в первые весенние выкатки на велосипеде очень плохо скоординирован, и по сравнению с теми, кто катал по снегу и льду, сливает даже на простых трассах.

В этом есть рациональное зерно, потому что зимняя езда, как бы там ни было, просто бесценный тренажер для координации и ловкости, особенно, если катать без шипованной резины. Неудивительно, что после такой закалки велосипедист будет ехать увереннее на КК трассе, чем тот, кто открутил несколько месяцев в трейнере.

Но, во-первых, потерять за зиму умение катать нереально, все навыки возвращаются очень быстро, а во-вторых, занятия на турбо-тренажере можно перемежать с тренировками на роллерном станке, где нужно постоянно сохранять равновесие. Очень нужно сохранять равновесие, подчеркиваю. Смотрите ролик. 🙂

Дополнительный плюс, который я заметил — на турбо-тренажере эффективнее сжигается жир, как минимум, потому что потоотделение невозможно сравнить с реальной ездой на велосипеде зимой.

Минусы тренировки на турбо-трейнерах

Самый главный минус, на мой взгляд, в том, что на тренажере крайне сложно даются так называемые накатки объема, когда нужно долго крутить на пульсах +-130 уд/с. Я просто не могу себе представить человека, который регулярно сможет откручивать дома на тренажере хотя бы часа четыре.

Мой личный рекорд — 3 часа, но это была страшная жесть — тяжело физически, потому что с тебя текут ручьи пота, а температура тела ощутимо повышается, и тяжело психологически: не спасают ни аудиокниги, ни просмотр сериалов. С другой стороны, сложно представить, что кто-то будет накатывать объемы в реале, на зимних дорогах — как правило, покатушки зимой редко длятся больше двух часов.

Другой минус занятий на тренажере можно отнести к бытовым, особенно это касается тех семей, которые живут в небольших квартирах. Не слишком удобно в психологическом смысле крутить педали, обливаясь потом, когда вокруг тебя ходят домашние.

Помнится, я как-то пробовал переместить свои упражнения на застекленный балкон, но после того, как прилично простыл (разгоряченный и мокрый в помещении с отрицательной температурой), вернулся обратно в квартиру, продолжая раздражать своим видом вторую половину. 🙂

Выводы

Моё мнение о ценности турбо-трейнеров, как тренировочного инструмента — крайне полезная для велосипедиста вещь. Скажу на своем примере, что если регулярно и последовательно крутить педали тренажера, то к первому реальному выезду весной ощущаешь себя не только «раскатанным», но и как будто в лучшей форме, чем был после прошедшего летного сезона.

Кроме этого, на тренажере очень хорошо отрабатывается каденс, потому что ты можешь задать себе ровную нагрузку, например, имитирующую подъем, и крутить с небольшой нагрузкой, но с повышенной частотой оборотов педалей, прорабатывая мышцы, которые не слишком задействуются при обычной езде.

Ну, и в конце концов, можно ведь чередовать тренировки на велотрейнере и выезды на улицу — в особо холодные или слякотные дни крутить дома, а выезжать в небольшой морозец, прокатиться по скрипучему снежку.

Рекомендую как-нибудь попробовать не бросать велотренировки после завершения активного сезона осенью, а продолжить, и даже усугубить при помощи трейнера зимой. Если не лениться, и составить план занятий, то результаты весной могут сильно удивить и обрадовать.

Небольшой постскриптум

Я тут немного погуглил на предмет истории тренировочных приспособлений для велосипедистов, оказывается, вопрос, как тренироваться на велосипеде зимой волнует общественность уже давно.

Например, как вам соревновательный комплект из четырех роллерных станков, на которых спортсмены могли бы меряться пись.. результатами, не выходя из спортзала:

Этот агрегат в 1971 году предлагала компания Cinelli для тренировок велокоманд, и стоил он тогда около 350 фунтов (при том, что гоночный велосипед того же бренда Cinelli, на компаньоловской механике обходился всего 150 фунтов).

_______________________________________________

Интересно было бы узнать, есть ли среди моих читателей велосипедисты, серьезно подходящие к тренировочному процессу в межсезонье. Напишите к комментах, чем вы занимаетесь, есть ли прогресс.

Ну, и вопрос ко всем — что думаете насчет трейнеров? «Резиновая женщина» или полезный девайс? 🙂

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое., пожалуйста.

Друзья, чтобы не потерять друг друга: - как только выходит новая статья - у вас в почтовом ящике извещение о ней. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Джон Хугес


Принципы тренировки для велосипедистов старших возрастов, использующих как образец программу тренировок, разработанную для мастера гонок Peter Lekisch при его тренировках (подготовке) к Гонке через Америку.

Перевод А.Ф.Тетерина, г. Екатеринбург

Предисловие

Статья на английском языке было взята с сайта Ultra Marathon Cycling Association, Inc., США: http://www.ultracycling.com/nutrition/nutrition_principles.html

Веломарафоны (от 200 до 1200 км и более) требуют от участников практически профессиональной подготовки, хотя бы, исходя из значительного времени, проводимого в седле велосипеда на тренировках и веломарафонах. А уж если Вы желаете ехать быстро, тогда тем более.

В силу вышесказанного и в связи с последним трагическим событием на Гонке через Америку, на которой 23 июня 2005 г. при столкновении с автомобилем погиб гонщик Bob Breedlove (один из лидеров возрастной категории старше 50 лет.) (более подробная информация по адресам: http://www.raceacrossamerica.org/files/newsarchive/062305.htm , а также http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=2600), считаю своим долгом сделать ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Веломарафоны представляют потенциальную опасность для Вашей жизни и здоровья!!!

Статья будет полезна многим российским веломарафонцам, как ставящим себе большие цели и интересующимся методами их достижения, так и не преследующим больших целей.

Хотя, вне всяких сомнений, их передовой американский опыт следует основательно корректировать лично под себя и под наши современные реалии России.

Перевод потребовал литературной обработки. Основную суть и особенности изложения постарался сохранить, как в оригинале. Также сделал перевод длин дистанций из миль в более привычные для нас километры.

Об авторе статьи.

Джон Хугес - директор Ультрамарафонской велоассоциации, и тренер, имеющий сертификат USCF и NSCA. Он участвовал в Race Across America (RAAM) - Гонке через Америку, квалификационных гонках для RAAM, веломарафонах, а также в 12- и 24-часовых гонках. Он тренирует велосипедистов для 2 сотен миль (321,8 км) и для более длинных дистанций также хорошо, как для ультрагонок.

Адрес его электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

«Когда я совершил мой первый трансконтинентальный велопробег в 1981, я финишировал через 12,5 дней, и я был румян и свеж! В мои 20 я был в хорошей форме. Поездка Питера - потрясающее достижение! » - сказал Lon Haldeman

В 2001 Peter Lekisch стал первыми 60 летней веломарафонцем, который в разряде соло закончил Гонку через Америку. Я имел удовольствие тренировать Peter. Есть много ультрамарафнцев в возрасте 50 и 60. Хотя наши цели более скромны чем у Peter, но мы можем многому научиться от его системы тренировок для RAAM.

Эффекты старения наших тел

Наши тела достигают пика развития, когда нам где-то 20, а затем начинают угасать (стареть). Хотя скорость угасания может быть меньше у (физически) активных людей, все равно мы медленно катимся вниз.

(Возрастные) Изменения включают в себя:

  1. Количество кислорода, которое сердце может передавать работающим мышцам – объем кислорода максимальный - ухудшается из-за уменьшения максимума частоты сердцебиений и уменьшения ударного объема, т.е. количество крови, которое насос-сердце выталкивает с каждым ударом.
  2. С возрастом мы теряем массу мышц. Быстро сокращающиеся волокна (наращиваемые на тяжелых тренировках подобно постепенному восхождению) теряются быстрее чем медленно сокращающиеся волокна, потому что мы редко используем их в ежедневных действиях. Мы также теряем эластичность мышцы и диапазон их движения. К счастью, способность остающихся мышц усваивать кислород и производить мощность (энергию) остаются неизмененными.
  3. Из-за уменьшения эластичности тканей в легких и увеличения сопротивления в дыхательных путях, максимальная емкость легких снижается с возрастом.
  4. Молочная кислота при анаэробной нагрузке (поездке) не распадается так же быстро у старших велосипедистов (как у молодых) и жесткие усилия (при нагрузках) труднее поддерживать.
  5. Старшие велосипедисты наименее терпимы к экстремальным условиям жары и потерям пота в горячих, сухих условиях.
  6. Старший велосипедист производит большее количество мочи в течение тренировки, что ведет к уменьшению объема крови и большему количеству времени вне велосипеда.
  7. Старение ослабляет иммунную систему, и старшие велосипедисты могут быть более восприимчивы к простудам и перетренировке.

Хотя некоторое угасание неизбежно, сравнительное изучение активных и неактивных людей подтверждает, что многое из возрастных замедлений (снижений) - результат индивидуальных решений. Приблизительно половина (50 %) выявленного угасания происходит из-за бездеятельности (физически неактивного образа жизни), а четверть (25 %) - результат уменьшения интенсивности тренировок. Таким образом, ключ к поддержанию жизненной энергии заключатся в том, что Вы должна ездить часто и интенсивно.

Например, одно исследование активных гонщиков показало, что время прохождения дистанции 40 км после возраста 35 лет увеличивается в среднем за каждый год только на 20 секунд. (Friel, J., «Cycling Past 50», Champaign, IL, 1998, pp. 4-17)

Тренировка стареющего тела

Я начал работать с Peter Lekisch как участником команды штата Аляска, состоящей из четырех атлетов старше 50, которые готовились к эстафете RAAM в 2000. Он был уже в очень хорошей форме. Он выиграл много национальных чемпионатов как XC лыжник и квалифицировался для соло RAAM на веломарафоне Midnight Sun 600 км. В 1999 он проехал веломарафон «Париж - Брест – Париж».

После комплектования команды RAAM в июне, 2000, Peter провел пару месяцев, ловя рыбу и катаясь на велосипеде для забавы, а затем начал тренироваться для соло RAAM в сентябре, 2000.

Принципы, которые мы применяли, были следующими:

Тренироваться последовательно

Когда Peter начал тренироваться для RAAM, он имел 40 недель, чтобы готовиться, в течение этого времени он проехал около 10 000 миль (16 090 км). Как отмечено выше, у зрелых людей компоненты подготовленности уменьшаются (снижаются) в течение периодов бездеятельности. Поэтому мы не можем позволять себе много времени для простоя. Мы должны быть активными в течение года.

Отдыхать часто

Согласно Friel «наиболее важные части проблемы тренировки для серьезного велосипедиста после 50 - отдых и восстановлени » (Friel p. 133). Получение адекватного отдыха - проблема для большинства ультра велосипедистов. Объем миль, которые мы едем, может отнимать очень много времени, и некоторые из нас тренируют наши разумы и тела, чтобы продолжать ехать без адекватного отдыха. Все же, в течение тренировок отдых жизненно необходим. Тело производит человеческий гормон роста (HGH) - необходимый для ремонта мышц и роста - только в течение сна. С возрастом производство HGH уменьшается. Велосипедисты, тренирующиеся серьезно, должны спать по крайней мере семь часов каждую ночь, и, возможно, добавлять короткий дневной сон, если ночной сон недостаточен.

Предоставление адекватного времени между напряженными поездками также важно. Если не имеется специфическая тренировочная цель (например, моделирование определенной поездки), позвольте от 48 до 72 часов для восстановления между напряженными поездками.

В течение Пиковой фазы своих тренировок Peter делал три жестких поездки в неделю:

  • от 12 до 24 часов езды на выносливость,
  • от 3 до 6 часов темповой езды (такой жесткий темп, какой он мог поддерживать без выхода за анаэробный порог),
  • от 1,5 до 2 часов интенсивной езды (разминка, анаэробная работа на холмах и заминка).

Другие четыре дня были активное восстановление или отдых.

Поскольку Пит уставал в его тренировках, каждая четвертая неделя было более легкая восстановительная неделя с уменьшением объема на 25 % от объема предшествующей недели. В течение 40 недель тренировок мы также включили полные однонедельные перерывы.

Тренироваться умеренно

В течение осени Peter начал тренироваться около 12 часов в неделю, в это время он свернул свою юридическую практику, ушел в отставку (на пенсию) , и переехал в Fredricksburg, штат Техас, в холмистую местность. Мы медленно увеличивали его тренировочный объем, пока он не достиг около 30 часов за неделю в мае. Тренировки по 30 часов в неделю не кажутся умеренными! Ключ к умеренности - не в низком общем объеме, а в умеренном увеличении (нагрузок).

В течение Базового периода, мы увеличили объем Питу только на 15 % в месяц, так чтобы он был способен адаптироваться. В течение фазы Строительства, когда он делал интервальные тренировки два раза в неделю, мы увеличивали объем только на 5 % в месяц, так чтобы он мог приспосабливаться к более высокой интенсивности.

Даже в Адскую Неделю, Peter не ехал каждый день сотню (100 миль – 160,9 км). Скорее, в течение этих восьми дней его программа была следующей:

  • одна поездка 150 миль (241,35 км),
  • три сотни (3 поездки на 100 миль, т.е. на 160,9 км),
  • одна темповая поездка на пять часов,
  • и три легкие поездки на 50 миль (80,45 км).

Тренироваться часто

Исследования показывают, что, если Вы уже имеете высоко аэробную готовность (тренированность) (как Pete), катаясь четыре дня в неделю, то достаточно поддерживать эту готовность; однако, если Вы попробуете совершенствоваться, катаясь пять - шесть дней в неделю, то это приведет к быстрейшему улучшению (прогрессу) (Friel, p. 34-35).

В случае Peter, в Базовом периоде он ездил пять дней в неделю:

  • длинная поездка - объем увеличивался медленно до 2 сотен (200 миль – 321,8 км) к середине февраля;
  • темповая поездка поездке от двух до четырех часов;
  • и три более короткие и легкие поездки.

Он также делал силовую тренировку три дня в неделю, брал уроки йоги два раза в неделю, растягивался и работал над своими основными мышцами четыре дня в неделю.

Работайте над Вашими пределами

Старшие атлеты обычно также очень заняты - мы не имеем времени, чтобы впустую тратить его на тренировках. Мы должны тратить наше ограниченное время, работая над нашими специфическими слабостями.

В команде RAAM Peter имел некоторые затруднения с длительными подъемами в Скалистых горах. Когда он переехал в Штат Техас, он купил барокамеру для того, чтобы он мог спать на уровне 9 000 футов (2743,2 м)! Результатом было медленное увеличение его гемоглобина. Затем в мае он провел 10 дней в Штате Колорадо, обучаясь преодолевать длинные подъемы.

Тренироваться специфически

Как отмечено выше, с возрастом и при неактивном образе жизни мы теряем массу мышц и гибкость. Основная программа тренировки Peter требовала 45 минут для тренировки силы три дня в неделю. Он обычно делал больше упражнений и комплексов, чем я просил, затрачивая от 60 до 90 минут в гимнастическом зале на каждый сеанс. Он также добросовестно качал свой брюшной пресс, спину и делал растягивающие упражнения.

Кататься интенсивно

Согласно Friel, единственная наиболее важная переменная - это, как интенсивно Вы катаетесь. Самые большие улучшения в аэробной мощности исходят из интенсивной езды (Friel, p. 35-36).

Peter тренировался четыре месяца в постепенном увеличении интенсивности. Начиная с февраля, мы добавили один день в неделю скоростной работы к тренировкам Peter. Так как Peter жил в холмистой местности, это было легко. Он разминался 30 минут, затем затрачивал 45 минут, увеличивая концентрацию лактата (молочной кислоты) около порога на подъемах и восстанавливаясь на спусках, а затем делал заминку, когда ехал домой. Через месяц он удвоил частоту таких тренировок, делая скоростную работу два раза в неделю. В третий месяц я увеличил интенсивность, прося его въезжать в подъемы выше его порога лактата. В четвертый месяц он урезал интенсивные тренировки до одной в неделю, поскольку мы прибавили поездки на 24 часа к его режиму (тренировок).

В марте Peter начал ездить контрольные тренировки (прикидки) на 16 миль (25,7 км) каждый месяц, чтобы определить его прогресс. К маю его скорость увеличилась от 21.5 до 23.1 миль в час (т.е. от 34,59 до 37,17 км в час), и его средний пульс увеличился с 132 до 140 ударов в минуту. Более высокий жизнеспособный пульс означает, что он мог производить большее количество энергии чем прежде на более низких частотах сердцебиений до достижения анаэробного порога.

Когда он начал обращать более пристальное внимание на свой монитор сердечных сокращений в интенсивные дни, Peter нашел раздражающим, что должен наблюдать монитор в течение его других поездок. Мы согласились с тем, что пока он оставался (ехал) на разговорной скорости (т.е. когда он мог разговаривать), ему не нужно было использовать свой монитор сердечных сокращений на длинных поездках.

Ешьте умеренно

Люди, которые ведут сидячий образ жизни, с возрастом обрастают жиром. Даже активные личности имеют тенденцию накапливать жир в теле. Так как максимальный объем кислорода - функция от веса тела, то максимальный объем кислорода также снижается. Peter был сознателен в течение этих лет, чтобы есть умеренно. Он весил 180 фунтов (81,6 кг), был очень худощавый и мускулистый, а также и превосходный альпинист.

Практические навыки

Так как мы старимся и происходят физиологические изменения, то нам необходимо ездить более интенсивно. Мои тренировочные записи для Peter, были заполнены напоминаниями, чтобы пить по крайней мере 24 унции (680,4 г) спортивных напитков каждый час при езде на велосипеде, есть по крайней мере 300 калорий (имеются в виду килокалории) каждый час, и практиковать минимум времени вне велосипеда в течение его длинных тренировочных поездок. Когда мы устаем, мы возвращаемся к привычкам. Поэтому в течение тренировочных поездок Peter формировал привычки, в которых он будет нуждаться в течение RAAM.

Начиная с его февральской двухсотки (200 миль – 321,8 км), после каждой из его длинных тренировочных поездок Peter и я дружески обсуждали все, что произошло и что он должен измениться для следующей длинной поездки. Каждая из этих поездок была экспериментом, чтобы учиться в максимально возможной степени перед основным событием.

Чтобы продолжать шлифовать свои навыки, Peter проехал три 24-часовые тренировочные поездки при подготовке к RAAM. Первые две поездки, 14 апреля и 12 мая, были в холмистой местности Штата Техас. Идеально первую поездку нужно было бы провести позже в апреле; однако жена Питера прибыла с визитом, и мы объявили неделю восстановления. Третья поездка, 29 мая, была в Штате Колорадо и Вайеминг, включая преодоление перевала на высоте 11,000 футов (3352,8 м).

Выйти на пик спортивной формы эффективно

Адекватный отдых важен в течение тренировок и становится критически важным до события (перед стартом), так, чтобы атлет прибыл на старт свежим и готовым ехать. Friel обращает внимания, что, как только райдер (ездок) достиг желательного уровня готовности, следует уменьшить недельный объем (в милях) и/или число поездок в неделю, что не приведет к потере спортивной формы. Но уменьшение в интенсивности - время, затраченное около порога лактата - приведет к уменьшению (ухудшению) в результате (Friel рр. 79-80).

Мы планировали для Peter выход на пик формы в течение 2,5 недель.

Каждая неделя включила:

  • сотню (100 миль – 160,9 км),
  • темповую поездку на два часа
  • и две короткие интенсивные тренировки.

Так как он натер седалище в своей последней поездке на 24 часа, то он выбрал - и правильно сделал - минимальные поездки, что позволило его ягодицам заживать.

Управляйте стрессами

Перетренировка - результат общего количества, стрессов, которым подвергается велосипедист: потребности семьи, давления работы и надежды карьеры. Серьезные тренировки - только финальный компонент, который может вызвать перегрузку и полный упадок сил.

Peter был удачлив: он смог уйти в отставку (на пенсию) и посвящать большинство своего времени и энергии подготовке к RAAM « точно так же, как будто это была моя работа ». Если мы хотим тренироваться эффективно для ультра событий, мы должны управлять всеми аспектами наших жизней, которые могут потенциально составлять в целом неблагоприятную перегрузку.

После окончания RAAM Peter сказал: « График тренировок давал мне фокус (сосредоточение, концентрацию) в течение периода, недели и дня. Я любил отмечать завершение ежедневной тренировки и сообщать Вам в конце недели. Чтобы подготовиться к RAAM, Вы должны быть сосредоточены ».

«Во-вторых, график (тренировок) создал мою веру. Я знал, что я становился более сильным по результатам тестов (прикидок). Я знал также, что я хорошо справлялся с продолжительными и длинными поездками все лучше и лучше. В конце этих 40 недель я полагал, что сотня (100 миль – 160,9 км) – это довольно легкая поездка на шесть часов (средняя скорость 26,82 км/час).»

«Тренировки помогли осознать и дали мне то, в чем я нуждался, но возраст был большим фактором. Каждый деградирует в RAAM; я деградировал быстрее.»

Большинство из нас желают, чтобы к возрасту в 60 мы деградировали бы так же мало, как Peter!

Макроцикл Peter Lekisch

Подготовка: 11 сентября - 19 ноября (10 недель)

Цель состояла в том, чтобы готовить тело, чтобы тренироваться, формируя аэробную выносливость и специальную выносливость мышц. В течение этой фазы он катался три или четыре дня в неделю, поднимал веса (штангу, гири, тренажеры и т.п.) три дня в неделю (большой объем, низкое противодействие), и растягивался четыре дня в неделю. Его первичная цель состояла в том, чтобы проехать 1500 миль (чуть больше 2400 км) (включая мили на тренажере). Он тренировался в среднем 12 часов в неделю первый месяц, а затем 15 часов в неделю после того, как он ушел в отставку (на пенсию).

Перерыв: 20 ноября - 26 (1 неделя)

Свободное время перед тренировками Базового периода установили так, чтобы оно совпало с его переездом в Штат Техас

Базовые тренировки: 27 ноября - 18 февраля (12 недель)

Цель состояла в том, чтобы увеличить аэробную способность (мощность), эффективность (КПД) сжигания жира, циклическую выносливость, размер мышц и их силу. Peter ездил четыре или пять дней в неделю, поднимал тяжести три дня в неделю (умеренный объем и более высокое сопротивление), и растягивался четыре дня в неделю. Его цели состояли в том, чтобы проехать в общем количестве 3300 миль (5310 км) и закончить двухсотку (200 миль – 321,8 км) к концу Базового периода тренировок. Он тренировался в среднем 18 часов в неделю в течение первых четырех недель, 21 час в неделю следующие четыре недели и 24 часа в неделю последние четыре недели.

Перерыв: 19 февраля - 25 (1 неделя)

Перерыв перед интенсивными тренировками.

Тренировки: февраль, 26 - 22 апреля (8 недель)

После формирования достаточной выносливости цель фазы Формирования состояла в том, чтобы увеличить анаэробный порог, эффективность сжигания гликогена, скорость и силу мышц. Peter ездил шесть или семь дней в неделю (включая два дня активного восстановления). Вместо силовой тренировки в гимнастическом зале он ехал темповую и интенсивную тренировки на холмах два или три дня в неделю, чтобы формировать велосипедную удельную мощность (вероятно, имеется в виду скоростная выносливость велосипедиста). Его цели состояли в том, чтобы проехать 3100 миль (чуть менее 5000 км), совершить поездку на 250 миль (402 км) и два поездки продолжительностью 24 часа. Он тренировался в среднем 25 часов в неделю в течение первых четырех недель и 26 часов в неделю в течение следующих четырех недель.

Перерыв: 23 апреля - 29 (1 неделя)

Перерыв перед Пиковыми тренировками.

Пиковые тренировки: 30 апреля - 27 мая (4 недели)

Цель Пиковой фазы состояла в том, чтобы в процессе тренировок объединить его базу выносливости и скорость на относительно коротких отрезках в быстроту на дистанции, чтобы на пике формы подойти к RAAM. Peter продолжал ездить шесть или семь дней в неделю, поездки значительно варьировались по расстоянию и интенсивности. Его цели состояли в том, чтобы проехать 1900 миль (3057 км) и закончить третьей поездкой на 24 часа. Он тренировался в среднем около 31 часа в неделю.

Пик формы: 28 мая - 16 июня (2.5 недели)

Цель: сохраните физическую и психологическую энергию для гонки.

George Stransky и Jay Caldwell в книге «Команда Штата Аляска» рассказывают о том, как Команда Штата Аляска участвовала в RAAM 2000.


Сегодня огромное число людей задаётся целью похудеть, применяя для этого интенсивные изнуряющие тренировки, занимаясь фитнесом, аэробикой и прочим. Однако существуют ли способы сочетания приятного с полезным? Возможно ли похудеть легко и с удовольствием?

Конечно, есть! Любые подвижные занятия помогут вам сжечь лишние калории, остаётся только выбрать вариант наиболее подходящий для вас. Для тех, кого не привлекают занятия в спортзале, кто любит активный отдых на природе, мы предлагаем прекрасное средство для похудения – велосипед.

Велосипед в борьбе с лишним весом

В борьбе с лишним весом велосипед является серьёзным «оружием». Наше восприятие его только лишь как средство передвижения или отдыха несколько неполноценно, ведь езда на велосипеде весьма энергозатратна для организма. Наверное, стоит пояснить: дело в том, что при езде на велосипеде задействуется целая группа мышц, основными среди которых являются четырёхглавая и двуглавая мышца бедра, а так же мышцы голени. Высокое расходование энергии при нагрузке на данные мышцы, в ходе езды на велосипеде, связано в первую очередь с тем, что первые две мышцы (мышцы бедра) являются самыми большими в человеческом теле. Таким образом, нагружая эти огромные мышцы, мы усиленно сжигаем калории.

Похудение и хобби

Почему именно велосипед? – спросите вы. Дело в том, что езда на велосипеде сама по себе не является утомительной в силу равномерности нагрузки, что, конечно же, немаловажно. Кроме того велосипедная езда скорее воспринимается нами как элемент активного отдыха, нежели труда. К тому же в настоящее время велосипед действительно становится средством передвижения. Многие люди, осознавая пользу велосипедной езды, предпочитают его езде на машине, да и в крупных городах велосипед – прекрасное средство избежать пробок на дорогах. Сегодня всё большее число людей отдаёт предпочтение велосипедной прогулке на свежем воздухе.

Самый лучший способ похудеть – тот, который приносит вам удовольствие, такой способ и бросать не возникает желания и результативность его соответственно намного выше.

Тренировки на велосипеде

Как и к любому виду спорта к велосипедной езде стоит подходить со всей серьёзностью. Для начала необходимо составить расписание тренировок, оптимальным будет катание каждый день, поначалу продолжительностью не более часа. Катаясь таким образом на протяжении месяца вы не только приведёте свои мышцы ног в тонус, но и сможете потерять пару тройку килограммов.

Стоит отметить, что существуют два вида тренировок на велосипеде: аэробная и силовая (или анаэробная) тренировка.

Аэробная тренировка как раз предусмотрена для похудения, её отличительные черты: преимущественно прямой протяжённый маршрут, высокая скорость вращения педалей и пульс в пределах 130-150 ударов в минуту.

Кстати для таких велосипедных тренировок очень кстати будет установка миниатюрного кардиомонитора на велосипед, данное приспособление поможет вам поводить тренировки тщательнее и результативнее.

Аэробная тренировка заставит вас изрядно попотеть, причём в прямом смысле слова, поэтому не лишним будет взять с собой полотенце. Необходимо понимать, что во время такой тренировки перерывы и остановки недопустимы (максимум – до 30 секунд на питьё воды).

Для того чтобы поддерживать свой водно-солевой баланс на нормальном уровне необходимо пить минеральную негазированную воду или любые изотонические напитки без сахара. Продолжительность такой тренировки должна составлять от 45 минут до часа.

Силовая (или анаэробная) тренировка нацелена в первую очередь на проработку икр, бёдер, ягодиц. При этом в статическом напряжении находятся так же мышцы спины, пресса и рук. Данный вид тренировки выполняется на холмистой местности, при максимальной нагрузке на мышцы ног. Не стоит забывать о разминке перед выполнением данной тренировки. Она должна состоять из спокойной езды по прямой дороге на протяжении десяти минут. Анаэробной данная тренировка называется потому, что проводится в напряжённых и тяжёлых условиях, что вызывает боль в мышцах ввиду недостаточного поступления кислорода для такой нагрузки.

Польза тренировок на велосипеде

Во-первых, езда на велосипеде укрепляет мышцы ног. Особенно это актуально для людей страдающих варикозным расширением вен на ногах. Однако езда на велосипеде это не только лечение уже возникшего заболевания, но и прекрасная и надёжная профилактика его возникновения.

Во-вторых, систематическая езда на велосипеде поможет вам сжечь лишние калории и избавиться от лишних килограммов, особенно в области живота, бёдер и ягодиц.

В-третьих, прогулки на велосипеде улучшают вентиляцию лёгких, способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких. Кроме того отдых на свежем воздухе повышает сатурацию (насыщение) крови кислородом. Особенно полезна езда на велосипеде на свежем воздухе курящим людям, так как во время поездки, за счёт усиленной вентиляции, лёгкие активно очищаются от вредных веществ, вдыхаемых с сигаретным дымом.

В-четвертых, езда на велосипеде благотворно влияет на зрение. Благодаря тому, что во время езды приходится фокусироваться на различных объектах, которые находятся как вблизи, так и вдалеке, происходит тренировка глазных мышц (цилиарной и ресничной). Такая тренировка глазных мышц корректирует близорукость и предотвращает её развитие.

В-пятых, стоит отметить, что велосипедные прогулки являются прекрасным способом получения заряда позитивной энергии. Такие прогулки способствуют укреплению нервной системы и являются прекрасным способом тренировки выносливости сердечнососудистой системы.

В заключении хочется отметить, что использование велосипеда в качестве средства для похудения является прекрасной, альтернативой изнурительным тренировкам в спортивном зале. А самое важное то, что езда на велосипеде наряду со своими многочисленными положительными эффектами на здоровье, доставляет удовольствие и снимает эмоциональное напряжение, скопившееся за день.

Ехать быстрее не всегда значит нагружать ноги. В работу должны включаться пресс и нижняя часть спины. Именно они являются основой практически всех движений тела во время езды на велосипеде. Отвечают они и за работу с педалями.

Грэм Стрит (Graeme Street), основатель тренировочной программы Cyclo-CORE и тренер в Essex, считает, что без накачанных невозможно эффективно использовать даже самые сильные ноги. Это как корпус Ferrari с шасси от Fiat.

Грэм разработал специальную тренировочную программу для укрепления мышц кора. Она рассчитана всего на 10 минут и фокусируется на мышцах живота, нижней части спины, ягодиц, подколенных сухожилиях и сгибателях бёдер. В результате выполнения этих упражнений ваши мышцы не просто станут сильными, но и начнут работать как единое целое.

Упражнение 1. Боксёрские скручивания

DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: поперечная и косые мышцы живота, мышцы нижней части спины.

Лягте на фитбол так, чтобы упор был на среднюю часть спины, колени согните под углом 90 градусов, ступни плотно прижмите к полу. Руки сложены в замок за головой, но при этом не давят на шею.

Втяните живот и приподнимите верхнюю часть спины над , то есть постарайтесь оторвать лопатки от опоры. Поверните корпус немного в сторону по часовой стрелке и вернитесь в исходное положение. Надавливайте нижней частью спины на фитбол, чтобы удержать равновесие. Сделайте 15 скручиваний по часовой стрелке и затем столько же в другую сторону.

Это упражнение помогает свести к минимуму боковые раскачивания тела при езде на велосипеде.

Упражнение 2. Мостик


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: сгибатели бёдер, мышцы нижней части спины и ягодиц.

Лягте на спину, согните ноги в коленях (пятки должны стоять возле ягодиц), руки вытяните по бокам ладонями вниз. Сожмите и вытолкните их плавным движением вверх, поднимая бёдра и делая упор на пятки. У вас должна получиться прямая линия от плеч до коленей. Задержитесь в таком положении на несколько секунд и опуститесь на ¾: пола может коснуться поясница, но не ягодицы. Затем снова поднимите таз. Выполните 20 повторений.

Это упражнение растягивает сгибатели бёдер, которые у велосипедистов часто очень забиты, и усиливает связь между нижней частью спины и ягодицами.

Упражнение 3. Подъём бёдер


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: мышцы нижней части спины и ягодиц, двуглавые мышцы бёдер.

Лягте животом и бёдрами на фитбол. Упритесь руками в пол, ладони расположите прямо под плечами. Ноги вытянуты, носки стоят на полу. С прямой спиной и сведёнными лопатками поднимите выпрямленные . Если возможно, постарайтесь поднять их выше того уровня, когда бёдра будут параллельны полу. Задержитесь на несколько секунд и вернитесь в исходное положение. Выполните 20 повторений.

Это упражнение укрепляет нижнюю часть спины, а она делает более эффективной вторую часть хода педали.

Упражнение 4. Планка


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: поперечная мышца живота, мышцы верхней и нижней части спины.

Лягте на живот, согните руки в локтях, обопритесь на предплечья, расположив локти чётко под плечами. Поднимите бёдра над полом. Ноги опираются на носки (буквально на кончики пальцев), спина прямая, живот втянут. Следите за тем, чтобы не было прогиба в пояснице. Задержитесь в таком положении на 60 секунд. Дышать во время выполнения упражнения лучше грудью.

Развивает мышечную выносливость, которая поможет вам дольше находиться в аэропозиции.

Упражнение 5. Боковая планка


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: поперечная и косые мышцы живота.

Лягте на правую сторону, правую руку согните в локте, обопритесь на предплечье (локоть находится чётко под плечом). Правую ногу положите на левую. Левой рукой тянитесь вправо. Одним движением поднимите бёдра над полом так, чтобы ваше тело образовало . Затем опустите бёдра, но не до конца: остановитесь в 5 см от пола, а потом снова поднимите их вверх. Выполните 10–15 повторений на одну сторону, затем сделайте то же самое на другую сторону.

Сильные косые мышцы улучшают вашу стабильность во время езды, позволяя вам делать более крутые повороты на большей скорости.

Упражнение 6. Ножницы


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: поперечная мышца живота, сгибатели бёдер, внутренняя и внешняя поверхность бёдер.

Лягте на спину, ноги выпрямлены, руки (ладонями вниз) подпирают поясницу. Упритесь локтями в пол, втяните , приподнимите плечи, смотрите в потолок. Поднимите ноги примерно на 10 см от пола и начинайте скрещивать и разводить их в стороны, постоянно меняя верхнюю ногу. Одна смена ног - одно повторение. Вам нужно выполнить 100.

Это комплексное упражнение включает в работу основные мышцы торса, а также помогает вам улучшить работу бёдер, коленей и стоп, чтобы крутить педали эффективнее.

Упражнение 7. Катапульта


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: все мышцы кора.

Сядьте, колени слегка согнуты, пятки прижаты к полу. Руки поднимите на уровень плеч и вытяните вперёд, ладони смотрят друг на друга. Выпрямите , посмотрите вверх, глубоко вдохните и на этом вдохе на 5 счётов медленно опуститесь на пол. Руки остаются за головой. Одним движением на выдохе снова поднимитесь, первыми должны идти руки. Выполните 20 повторений.

Это упражнение улучшает общий контроль над телом.

Упражнение 8. Уголок


DON FOLEY/bicycling.com

Что работает: поперечная мышца живота, мышцы нижней части спины.

Сядьте на пол, руки немного отведены назад и упираются в пол, ноги выпрямлены. Держа ноги вместе, оторвите их от пола, руки вытяните вперёд на уровне плеч. Живот втянут, а туловище и ноги образуют угол 90 градусов. Если вам сложно держать ноги выпрямленными, можете слегка согнуть их в коленях. Задержитесь в таком положении на 60 секунд.

Как и , это упражнение улучшает стабильность в нижней части спины и развивает выносливость мышц кора. То есть вам будет намного легче находиться в полусогнутом положении длительное время или же заехать на холм без потери скорости.

Велосипед – вещь во всех отношениях полезная. Это не только транспортное средство, но и мощный тренажёр, к тому же перемещающийся в пространстве. Спокойные велопрогулки, езда со средней или усиленной нагрузкой, спринт укрепляют общие защитные свойства организма, повышают физическую выносливость, нормализуют работу сердечно-сосудистой системы, развивают основные группы мышц. Именно поэтому тренировки на велосипеде с каждым годом завоёвывают всё большую популярность во многих уголках нашей планеты.

Действительно, велосипедные нагрузки имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами спорта:

  • за час езды на велосипеде сжигается до 400 кКал – это самый энергозатратный вид аэробной нагрузки, помогающий за короткий срок сбросить лишние килограммы;
  • велотренировки позволяют как начинающим спортсменам, так и профессионалам самостоятельно регулировать физические нагрузки, просто переключая скорости велосипеда;
  • во время велопрогулок развиваются и крепнут основные мышцы ног и корпуса (квадрицепсы бёдер, икроножные, ягодичные мышцы, мышцы пресса, спины, руки и плечи);
  • одновременно с мускульными нагрузками осуществляется кардиотренировка: регулируется и нормализуется ритм сердечных сокращений, улучшается состояние сосудов;
  • на свежем воздухе вентилируются лёгкие, организм освобождается от токсинов;
  • при умеренных нагрузках приходит в равновесие нервная система, повышается работоспособность, обучаемость, концентрация внимания, исчезают головные боли и бессонницы;
  • тело в больших количествах получает необходимый для кожи и всего организма витамин D, которого мы бываем лишены в закрытых помещениях.

Наконец, велосипедные тренировки благодаря своему разнообразию морально переносятся легче, чем любые другие. Действительно, мы разнообразим не только группы мышц, интенсивность и длительность поездок, но и маршруты велопрогулок, собственные впечатления, ощущения.

Для того чтобы велосипедные тренировки проходили с максимальной пользой, рекомендуется учитывать несколько важных параметров, о которых пойдёт речь.

Как? Где? На чём?

Прежде чем решиться на первую велотренировку, стоит подумать, где покататься и какой велосипед для этого выбрать. Для новичков подойдёт обычный городской байк, но в профессиональном велоспорте нет конкурентов у шоссейников. Только учтите, что последние созданы для ровных асфальтированных дорог. Если вы собираетесь кататься не в парке, подумайте о «гибриде», подходящем для пересечённой местности.

Для проведения интенсивной велотренировки лучше выбирать утренние или вечерние часы, чтобы избежать перегрева. С хорошей экипировкой люди успешно тренируются не только в тёплое время, но даже зимой. Главное, помнить, что не стоит выбираться на велопрогулки при температуре воздуха ниже 8 градусов по Цельсию.

Необходимо запастись фитнес-трекером, который выдаст на дисплей время тренировки, число пройденных километров, а главное, частоту сердечных сокращений. Наденьте , а вот налокотники и наколенники необязательны для вас, но желательны для детей.

Чередование интенсивности

Наиболее благотворно влияет на организм чередование работы и отдыха. Этот закон распространяется и на велоспорт. При составлении графика тренировок нужно придерживаться принципа волнообразного нарастания и снижения их интенсивности. К примеру, если в понедельник вы проведёте за рулём 60 минут интенсивного катания, во вторник будет лучше уделить те же 60 минут расслабленной езде, восстанавливающей анаэробную базу, а в среду отдохнуть совсем или провести силовую тренировку. В четверг можно с новыми силами приняться за интенсивную езду, увеличив её продолжительность до 80 минут. В пятницу неплохо будет слегка снизить нагрузку, выбрав для катания умеренную ровную скорость, но пусть тренировка увеличится при этом до 90 минут. В субботу снова желательно взять паузу, а в воскресенье отправиться в длительную трёхчасовую поездку, чтобы потренировать выносливость (при этом интенсивность должна быть средней или низкой).

Спортсмены-профессионалы могут проехать в неделю от 500 до 800 км. Любителям, настроенным на хороший результат, достаточно 250-300 км.

Развитие выносливости

В среде велогонщиков, которые готовятся к длительным многодневным соревнованиям, отлично известно, что тренировки нужно начинать с езды на выносливость. Каждую неделю необходимо постепенно увеличивать время нахождения в седле. Чтобы быть в хорошей форме, лучше выбрать умеренный темп движения. Во время велопрогулки вы должны сохранять способность поддерживать непринуждённую беседу. Если вам это не удаётся, стоит выбрать другой ритм, соответствующий частоте ваших сердечных сокращений.

Выполнение упражнений

  • подъём-спуск по холмам 5 минут по 8 раз (поле десятиминутной разминки в течение 5 минут выполняется подъём, затем – спуск, заменяющий отдых);
  • интервалы на ровной поверхности 5 минут по 5 раз (на пределе возможностей до 90% максимальной частоты сердечных сокращений после разминки велосипедист работает около 5 минут, затем делает перерыв в 1,5 минуты, после чего повторяет цикл до 5 раз);
  • пороговая езда на 60 минут (после неспешной десятиминутной разминки велосипедист увеличивает темп до 75% от максимальной частоты сердечных сокращений и держится в этом состоянии 40 минут. Во время такой езды у вас должно получиться произнести на одном дыхании не более 5 слов, но с большим напряжением).

Правильное питание

Диета велосипедиста напрямую зависит от интенсивности тренировки. Если вы собираетесь тренироваться с низкой или умеренной интенсивностью, вполне достаточно будет обычного ежедневного рациона, дополнительной «заправки» перед выходом из дома не потребуется. А вот если предстоит езда на большую дистанцию, необходимо позаботиться о дополнительных источниках энергии.

Для этого в течение дня до тренировки необходимо употреблять в пищу порции размером с кулак, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на пищеварительную систему, а за два часа до выхода из дома отказаться от пищи совсем. Во время продолжительной езды полезно чередовать продукты, богатые гликогеном, с пищей, насыщенной быстроусвояемыми углеводами. Такие перекусы нужно делать каждые 45 минут. Например, можно съесть желатиновую конфетку, а в следующий раз – горсть орехов или заранее припасённый батончик. При этом нужно обращать внимание на калорийность «спортивных» батончиков и напитков, при необходимости делить их на порции. Для поддержания гидратации в смузи или простую воду можно добавить пол-ложки поваренной соли. Не пейте помногу, чтобы промочить горло, достаточно будет двух-трёх глотков.

После тренировки разрешается выпить до литра воды, а через несколько часов съесть полноценный, правильный с точки зрения здорового питания обед.

Восстановление

Восстановление сил не менее важно, чем период интенсивных энергозатрат. Перенапряжение мышц способно надолго выбить вас из колеи и прогнать всякую охоту тренироваться. Вот почему желательно заранее составить график велотренировок с учётом всех других жизненных нагрузок, а также состояния вашего здоровья.

Когда велосипедные прогулки и упражнения войдут у вас в привычку, нагрузки можно будет увеличить. Вне зависимости от того, что подвигло вас начать заниматься велосипедным спортом, желание похудеть или естественное стремление к здоровому образу жизни, не забывайте о прелестях самого процесса: радости преодоления, восторге открывающихся возможностей, красоте результата!

Тренируйтесь с умом и получайте неизменное удовольствие!