Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам. Как различать прыжки в фигурном катании

Добавь оборотов. Как отличать прыжки в фигурном катании

«Чемпионат» показывает, что общего у лутца и флипа, как отличить тулуп от «ту луп» и почему Заяц и Волк грязно сделали легендарный выброс.

30 марта в Бостоне стартует чемпионат мира по фигурному катанию – 2016. За что подавляющее большинство болельщиков любит этот вид спорта? Правильно, за прыжки. Конечно, есть всякие дорожки шагов, вращения, красивые костюмы и прекрасная музыка, но без тройных и четверных, акселей и тулупов фигурное катание потеряло бы почти всё. Всем известно, что главное в прыжке – не упасть, однако есть и ещё кое-что.

Тулуп – зубцовый прыжок с заходом с правой ноги
Риттбергер – рёберный, одна нога заведена за другую
Аксель – рёберный, прыгается лицом вперед
Сальхов – рёберный, практически с двух ног
Флип – зубцовый с поворотом перед прыжком
Лутц – зубцовый с длинным заходом.

«Чемпионат» рассказывает и показывает, что именно.

Лёгкий и именной

Тулуп (базовая стоимость тройного – 4,3 балла; четверного – 10,3 балла)
Здесь напрашивается шутка про зимнюю одежду, но мы её употреблять не будем – уж слишком часто она упоминалась за последние полвека, а повторённое дважды, как известно, в два раза смешнее не становится. Привычное для носителя русского языка название произошло от английского «toe loop» (петля на носке). Самый лёгкий и часто встречающийся прыжок в фигурном катании благодаря тому, что спортсмены в основном тулупы ставят вторыми и третьими прыжками в каскады. В общем, если увидите, что фигурист делает на заходе правой ногой дугу назад-наружу, зубцом левого конька толкается, а приземляется на правую же ногу, то не сомневайтесь, это он и есть. В качестве образца предлагаем посмотреть тройной тулуп в исполнении открытия нынешнего сезона Александра Петрова…

… и четверной, максимально сложный тулуп на данный момент, за авторством другого россиянине - Михаила Коляды.

Аксель (двойной – 3,3, тройной – 8,5)
Единственный именной (то есть названный по имени, а не по фамилии основателя – норвежца Акселя Паульсена) и единственный прыжок, исполняющийся лицом вперёд, поэтому спутать его с другими практически нереально. Соответственно целого числа оборотов на этом элементе нет. Когда говорится о двойном акселе, на самом деле выполнено 2,5 оборота, на тройном – 3,5. О тройном акселе Елизаветы Туктамышевой год назад гремели все спортивные и не только СМИ. Но в этом году «туксель», как и катание в целом, даётся Лизе с трудом. Так что в качестве примера двойного прыжка взята Аделина Сотникова…

…а тройного – общепризнанный эталонный исполнитель акселя Хань Янь.

Метод от противного

Риттбергер (тройной – 5,1, четверной – 12,0)
Автору этого прыжка, который (прыжок, а не автор) шесть лет назад отметил вековой юбилей, немного не повезло. Это в России его называют по имени отца-основателя прыжка, знаменитого немца Вернера Риттбергера, а на Западе элемент окрестили гораздо проще – «loop» (петля). Фигурист скользит на правой ноге, толкается тоже правой и приземляется на неё же. И – ключевой момент – свободная левая нога заносится вперёд накрест. Как только вы это увидите, можете сразу делать пометку – сейчас будет выполнен риттбергер. В нашем примере его исполняет в три оборота (впервые тройной риттбергер удался великой Габи Зайферт в 1968 году) главный фаворит грядущего чемпионата мира Евгения Медведева. Обратите внимание на работу рук и корпуса.

Сальхов (тройной – 4,4, четверной – 10,5)
Замечено, что обычно сложнее всего болельщикам отличать именно этот прыжок, названный в честь понятно, кого – олимпийского чемпиона Ульриха Сальхова. Скорее всего, смущает тот факт, что фигурист перед исполнением элемента совершает свободной ногой мах вокруг тела, а потом приземляется как раз на маховую ногу. Если у вас возникнут подобные сложности, то существует метод от противного. Когда вы увидели рёберный прыжок, но это точно не риттбергер и не аксель, значит, способом исключения определяем, что это был сальхов. Есть мнемоническое правило: «если одна нога за другой – риттбергер, если лицом вперёд – аксель, а если не пойми как – сальхов». Этот прыжок несколько раз становился камнем преткновения для Юлии Липницкой, но в нашем примере она его выполняет на отлично.

18 лет назад американец Тимоти Гейбл впервые исполнил четверной сальхов. Почти вся элита мужского одиночного катания за исключением Патрика Чана включает теперь его в свой прыжковый набор. Есть уникум и у женщин – японка Мики Андо в юности смогла чисто исполнить этот сложнейший элемент. Впрочем, докрученность прыжка и тогда, и сейчас вызывала очень большие сомнения, поэтому в качестве эталона мы взяли не Андо, а Хавьера Фернандеса на минувшем чемпионате Европы.

Зубец золотой

Флип (тройной – 5,3, четверной – 12,3)
Самый молодой прыжок в фигурном катании – единственный, которому ещё не исполнилось столетия. Также пока никому не удалось чисто приземлить флип в четыре оборота. Фигуристы заходят на него с левой ноги, толкаются ударом зубца правого конька об лёд и приземляются на правую ногу. Главная особенность – спортсмен разворачивается спиной только перед прыжком, нет длинного захода. Как это происходит в реальности, увидим на примере Патрика Чана.

Лутц (тройной – 6,0, четверной – 13,6)
На первых порах болельщики-новички часто путают его с флипом. Действительно, техника исполнения (кроме одной тонкости, о которой речь пойдёт ниже) похожа, но, в отличие от флипа, фигурист делает длинный заход на прыжок, иногда чуть ли не через весь каток. За что потом и получает порцию критики от ратующих за эстетичность и красоту ценителей фигурного катания. Вашему вниманию – тройной лутц от Юдзуру Ханю.

В нынешнем сезоне весь мир потряс китайский феномен Боян Цзинь, который на регулярной основе прыгает на соревнованиях четверной лутц, да ещё как прыгает! Американцы, пытавшиеся исполнять лутц до Цзиня, и близко не подошли к тому, что вытворяет этот парень. Смотрим и восхищаемся.

А теперь о той самой тонкости. Заход на лутц исполняется с внешнего ребра конька (то есть конёк направлен как бы от себя), на флип – с внутреннего. Часто перед прыжком случается непроизвольная смена ребра на противоположное, и мы можем видеть такие нехорошие явления как «флутц» и «лип». Интересно, что гигантский процент таких ошибок приходится на долю женщин, а в мужском катании этого практически не бывает. Технические специалисты нещадно штрафуют за это фигуристок, но воз и ныне там. Зато порой случается анекдотические ситуации, когда на домашнем турнире у спортсменки внезапно заходы становятся правильными и исчезают недокруты.

Естественно, как только граница родной страны пересекается в обратную сторону, всё возвращается назад.

Один хорошо, а три лучше

Каскады (равны сумме стоимости составляющих прыжков)
Кроме одиночных прыжков, фигуристы исполняют и каскады. Второй прыжок исполняется в той позиции, в какой завершён первый. Поэтому далеко не каждый прыжок подойдёт в качестве каскадного, например, флип или сальхов исполнить не получится. Чтобы это исправить, спортсмены иногда включают в каскад перекидной прыжок, после чего прыгают тот же сальхов. Человеку, смотрящему фигурное катание крайне редко, это вообще может с непривычки показаться ошибкой. А Юдзуру Ханю в показательных выступлениях однажды прыгнул уникальную комбинацию – четверной тулуп и три тройных акселя. Но имей он желание выполнить её на официальном турнире, чемпион Сочи получил бы за неё 0 баллов – в каскад нельзя включить больше трёх прыжков. Не говоря уже о том, что три одинаковых элемента также запрещены. На видео ниже Елизавета Туктамышева демонстрирует каскад из трёх разных прыжков – лутца, тулупа и риттбергера.

Родом из детства

Выбросы (тройные тулуп/сальхов – 4,5, лутц/флип – 5,5, риттбергер – 5,0, аксель – 7,7, четверные тулуп/сальхов – 8,2, лутц/флип – 9,0, риттбергер – 8,7). Этот элемент характерен только для пар, зато для подавляющего большинства читателей именно с него началось знакомство с прыжками в фигурном катании. Даже для тех, кто его ни разу не смотрел. В восьмом выпуске культового мультфильма «Ну, погоди!» в кратком, но запоминающемся совместном ледовом прокате Волк выбрасывает Зайца. Судя по заходу, это был аксель. При замедленном просмотре выясняется, что четверной, но с тяжелым выездом и приземлением на ход вперед. Судьи бы такой однозначно заминусовали.

В реальности же многие пары учат четверной выброс, но выполняют его на турнирах единицы, и ещё меньше делают это стабильно. Среди исполнителей выделяются вице-чемпионы мира Суй/Хань, единственные на данный момент, кто выполняет выброс на скорости. Остальные дуэты перед отправкой партнёрши в свободный полёт существенно снижают скорость – с места сделать четверной проще и менее травмоопасно.

Фото: РИА Новости /Алексей Куденко

В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:

Прыжки

Аксель (Axel) обозначается как (А) -является реберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота - (одинарный), 2,5 - (двойной) и 3,5 оборота – (тройной).

Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.

На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад - разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Тулуп (Toe Loop) обозначается как (Т) -зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжкок).Возможен также заход с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу, переступание на правую ногу).

Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.

Женщины исполняют тройной тулуп-(двойной только в качестве второго прыжка в каскаде -), мужчины четверной – и тройной- 3Т.

Сальхов (Salchow) обозначается как (S)- один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1S , двойной – 2S , тройной – 3S или четверной сальхов -4S .

Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.

Риттбергер (Loop) обозначается как (Lo)- о дин из трёх рёберных прыжков в фигурном катании.Используется в качестве второго прыжка в каскаде -3Lo+2Lo – каскад из тройного и двойного риттбергеров) и отдельно тройной-3Lo . От остальных прыжков отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.

Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.

Флип (Flip) обозначается как (F)- зубцовый прыжок.В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1F , двойной – 2F , тройной - 3F и четверной – 4F .

Тройной Флип в исполнении Мао Асады.

Варианты захода: тройка вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок.

Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат - непреднамеренный флип , неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) - непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.

Лутц - прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным - из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.Типичная ошибка при выполнении лутца - перейти перед прыжком с внешнего ребра на внутреннее, и как результат, непреднамеренный флип, неофициально называемый «флутц» (flip + lutz).В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1Lz , двойной -2Lz , тройной -3Lz и четверной лутц – 4Lz .

Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.

Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.

Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.

Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T - каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO - это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки. < означает, что прыжок был недокручен более чем на четверть оборота и пошел «в зачет» с «промежуточной» стоимостью (в 0.8 от полной стоимости прыжка), а << прыжок, недокрученный более, чем на полоборта, и пошедший в зачет как прыжок на один оборот меньше. e означает, что прыжок был выполнен с неправильного ребра и судьи обязаны поставить отрицательную оценку за качество его исполнения. Эта пометка означающая, что фигурист исполнил прыжок с двух ребер или с неглубокого неправильного ребра, что также является ошибкой, но оставляет судьям большую свободу выбора в оценке за качество его исполнения.Пометка x говорит о том, что прыжок (или другой элемент) был выполнен во второй половине программы и поэтому его базовая стоимость будет умножена на 1.1.

ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ

Указания по определению положительных GOE злементов одиночного/парного катания (положительные аспекты).

Нижеследующие указания должны использоваться вместе с таблицами для снижения GOE при ошибках. Окончательное GOE элемента основано на комбинации положительных и отрицательных аспектов его исполнения. Важно, чтобы окончательное GOE элемента отражало как положительные аспекты, так и возможные снижения, если такие необходимы.Окончательное GOE элемента находится, рассматривая, прежде всего, положительные аспекты исполнения, которые приводят к нахождению стартового GOE для оценки. Затем судья снижает это стартовое GOE, согласно Указаниям по снижению, в случае возможных ошибок, и результат является окончательным GOE данного элемента.Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов,необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:Для + 1: 2 пункта Для + 2: 4 пункта Для + 3: 6 или большее число пунктов.

УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ, СЕЗОН 2012-2013

Прыжковые элементы

1) неожиданный / необычный / сложный заход

2) четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком

3) трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением

4) хорошая высота и длина

5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд

6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков

7) выполнение всего элемента без видимых усилий

Вращения

Судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

Обозначения:стоя- USp, сидя- SSp, заклон- LSp, комбинированное- CoSp, совместное- PSp.

Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp ), смена ноги- буквой C.

Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. Вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией.

1) хорошая скорость или ускорение во время вращения

2) способность быстро установить центровку вращения

3) сбалансированность вращения во всех позициях

4) явно большее, чем требуется, число оборотов

5) хорошая позиция (и) (включая высоту и позицию в воздухе в прыжках во вращение)

7) хороший контроль во всех фазах вращения

8) соответствие элемента музыкальной структуре.

Вращения в исполнении Юлии Липницкой.

ШАГИ

Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки. Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки,кросс-роллы, беговые шаги. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз.Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении. Использование движений верхней части тела означает видимое использование любых движений рук,головы и торса, которые влияют на баланс основной части тела, в течение хотя бы 1/3 (вместо 1/2)рисунка в сумме. Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге. “Хотя бы половина рисунка на одной ноге” не является более чертой уровня сложности.

Дорожка шагов в исполнении Евгения Плющенко.

Дорожки шагов

Есть два типа дорожек- техническая (StSq) и хореографическая (ChSq) . В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую.

Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −3 до +3, в зависимости от качества исполнения).

Хореографическая - только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

Спираль - обязательный элемент женского и парного фигурного катания, длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.В исполнении этого элемента важна красота и точность позы.Традиционно спиралью называют «ласточку» , когда фигурист, скользя на одной ноге, кладёт туловище горизонтально, а свободную ногу поднимает настолько высоко, насколько позволяет растяжка; существуют и другие позиции. Также к спиралям по традиции относят элементы «кораблик» и «бауэр» , когда фигурист скользит на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах; подобные элементы считаются связующими и очков за технику не дают.

Дорожки шагов

1) хорошие энергия и исполнение

2) хорошая скорость или ускорение во время дорожки

4) наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов)

5) хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов

6) необычность и оригинальность

7) выполнение элемента без видимых усилий

8) соответствие элемента музыкальной структуре

Хореографические последовательности

1) хорошие плавность, энергия и исполнение

2) хорошая скорость или ускорение во время последовательности

3) хорошие ясность и точность движений

4) хороший контроль и участие всего тела

5) необычность и оригинальность

6) выполнение элемента без видимых усилий

7) отражение концепции/характера программы

8) соответствие элемента музыкальной структуре

УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ПАРНОЕ КАТАНИЕ, сезон 2012-2013

Выбросы и подкрутки

Выброс - прыжок с помощью партнёра, в которым партнёрша бросается партнёром в воздух на отрыве и приземляется без помощи партнёра на заднее наружное ребро. Является обязательным элементом в парном фигурном катании.

Выброс тройной флип в исполнении Алёны Савченко и Робина Шолковы.

Аббревиатуры выбросов получаются из аббревиатур соответствующих прыжков с добавлением Th (throw) в конце.

Выброс тройной флип означает (3FTh) .Выброс тройной риттбергер (3LoTh) .

Подкрутки

1) Шпагат партнерши (каждая нога хотя бы 45° от оси тела)

2) Прием партнерши руками сбоку талии (ее ладони, руки, верхняя часть тела не касаются партнера)

3) Позиция партнерши в воздухе с рукой (руками) над головой (минимум 1 полный оборот)

4) Сложный отрыв (шаги/движения обеих партнеров, непосредственно предшествующие отрыву)

5) Разведение рук партнера в сторону хотя бы до уровня плеч после отпускания партнерши.

Татьяна Волосожар -Максим Траньков выполняют подкрут лутц в три оборота.

Подкрутки обозначаются как Tw (twist) , перед аббревиатурой стоит число оборотов и буква «прыжка», обозначающая тип отталкивания, после нее уровень сложности подкрутки (1,2,3,4).Тройная подкрутка с заходом Лутц / Флип / Tулуп из четвёртой категории сложности обозначается как 3Tw4.

Тодесы

То́дес - элемент парного фигурного катания на льду, когда партнёрша описывает спираль вокруг партнёра.

1) Сложный заход (непосредственно предшествующий тодесу) и/или выезд

2) Смена хвата партнерши и/или партнера (1 оборот в каждом хвате)

3) Дополнительный(е) оборот(ы) партнерши после первого об. (cчитается столько раз, сколько выполнено)Черты 2 и 3 считаются только, если оба партнера в “низкой” позиции.

Тодес вперёд-внутрь (Fi) - партнёр скользит назад на наружном ребре, партнёрша - вперед на внутреннем ребре. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена вбок ко льду, и её рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на внутреннем ребре.

Тодес вперёд-наружу (Fo) (исполняется очень редко) - то же, что для тодеса вперед внутрь, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра вперед на четком наружном ребре.

Тодес назад-наружу (Bo) - оба партнёра скользят назад наружу. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена назад ко льду и ее рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на наружном ребре.

Тодес назад-наружу в исполнении Дюамель-Редфорд.

Тодес назад-внутрь (Bi ) - то же, что для тодеса назад наружу, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра назад на четком внутреннем ребре, наклоняясь ко льду. Ds (deathspiral) , означающей, что речь идет о тодесе, и цифры (1,2,3,4), соответствующей уровню тодеса.

Тодес назад внутрь первого уровня обозначается как (BiDs1) , а тодес вперед внутрь второго уровня (FiDs2) .

Дорожки шагов и комбинации спиралей

1) Простое разнообразие (Уровень 2), разнообразие (Уровни 3-4) шагов и поворотов обоих партнеров по всей дорожке (обязательно).

2) Вращение (повороты, шаги) в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении).

3) Использование движений верхней части тела в течении хотя бы 1/3 рисунка дорожки

4) Смены позиций пары (перемена мест партнеров, как минимум 3 раза, при исполнении шагов и поворотов) в течение хотя бы 1/3 последовательности, но не более 1/3 последовательности.

5) Исполнение, все время не разъединяясь друг от друга в течение хотя бы половины рисунка (разрешены смены хвата).

Аббревиатуры, соответствующие дорожкам шагов, выглядят следующим образом: описание рисунка (Ci по кругу, Sl по прямой, Se по серпантину) , St (steps) в знак того, что речь идет о дорожке шагов, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню дорожки.

Дорожка шагов по серпантину второго уровня обозначается как (SeSt2) , а дорожка шагов по прямой первого уровня (SlSt1) .

Дорожка шагов по прямой в исполнении Цин Пан и Цзянь Тун.

Комбинации спиралей , независимо от рисунка, имеют сокращение SpSq (spiral step sequence) и цифру (1,2,3,4), соответствующую уровню комбинации.Комбинация спиралей первого уровня - SpSq1 .

Спирали в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

«Хореаграфическая» дорожка шагов или комбинация спиралей , имеющая фиксированную стоимость и не имеющую уровня сложности обозначают как (ChSt и ChSp) .

Поддержки (парное катание)

1) Взрослые: сложная вариация отрыва и/или сложная вариация приземления.Юниоры: простая вариация отрыва и/или простая вариация приземления (каждая из них является чертой)

2) 1 смена хвата и/или базовой поз. партнерши (1 об. до и после смены, при повторе считается дважды)

3) Сложная вариация партнерши (1полный оборот)

4) Сложный (простой для юниоров) провоз (не для короткой программы)

5) Хват одной рукой партнера (2 полных оборота в сумме, не считая частей короче одного оборота)

6) Дополнительный оборот партнера с хватом за одну руку после двух об. (только в произвольном катании и только в одной поддержке)

7) Смена направления вращения партнера (один оборот до и после смены

Аббревиатуры, соответствующие различным поддержкам, начинаются с цифры, обозначающей группу поддержки (1,2,3,4,5), за которой может стоять «уточнение» (в случае поддержек пятой группы, различающихся по заходам), затем идет Li (lift) , показывающая, что речь идет о поддержке, а затем еще одна цифра (1,2,3,4) - уровень поддержки.

4Li2 означает «поддержку второго уровня из четвертой группы».

5ALi1 - поддержку первого уровня из пятой группы с заходом аксель-лассо .

Поддержка в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

Вращения (одиночное и парное катание)

Раздельные вращения(парное катание)

1) Сложная вариация в базовой или (только для комбинации вращений) в не-базовой позиции

2) Вторая сложная вариация в базовой позиции, которая должна существенно отличаться от первой и быть: во вращениях в одной позиции со сменой ноги – на другой ноге по сравнению с первой вариацией;в комбинации вращений без смены ноги – в другой позиции по сравнению с первой вариацией; в комбинации вращений со сменой ноги – на другой ноге и в другой позиции по сравнению с первой вариацией

3) Заход назад или прыжком

4) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу

5) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро)либеле, заклоне и позиции Бильман

6) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман

7) Все 3 базовые позиции на одной ноге (cчитается дважды при исполнении на обеих ногах)

8) 2 cмены ноги (не для Короткой Программы)

9) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

10) Как минимум 6 оборотов без смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, волчок, заклон, сложная вариацияпозиции стоя).В любом вращении со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Для вращений со сменой ноги наличие хотя бы одной базовой позиции на каждой ноге обязательно для Уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании. Для комбинаций вращений наличие всех 3х базовых позиций является обязательным для уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании.

Парные вращения

1) 2 смены базовых позиций обоих партнеров

2) Дополнительная смена базовых позиций обоих партнеров после двух смен, требуемых выше

3) 3 сложные вариации позиций партнеров, одна из которых может быть в не-базовой поз. (каждая вариация каждого партнера считается отдельно, каждый партнер должен иметь хотя бы одну сложную вариацию)

4) Любая другая сложная вариация базовой позиции любого партнера (каждый партнер обязан иметь две сложные вариации)

5) Заход с заднего наружного или внутреннего ребра.

6) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

7) Как мин. 6 об. без всяких смен поз./вариации и ноги (либела, волчок, сложная вариации позиции стоя).

Параллельное вращение в исполнении Юко Кавагути и Александра Смирнова.

Позиции во вращении : существует 3 базовых позиции: либела (свободная нога сзади с коленом выше уровня бедра,за исключением заклона, бильмана и схожих вариаций, которые считаются позициями стоя), волчок (верхняя часть опорной ноги хотя бы параллельна поверхности льда), стоя (любая позиция с вытянутой или слегка согнутой опорной ногой, которая не является позицией либелы) и не-базовые позиции (все другие позиции, которые ранее назывались промежуточными).

Комбинации вращений: число оборотов в не-базовых позициях засчитывается в общее число оборотов;не-базовые позиции могут являться сложными вариациями, если они удовлетворяют определениям таких вариаций; но смена позиции засчитывается только при переходе от одной базовой позиции к другой базовой позиции.Вращение в одной позиции и прыжок во вращение: не-базовые позиции возможны, они считаются в общее число оборотов, но игнорируются при определении черт уровней сложности.Смена ребра засчитывается при наличии хотя бы 2 об. на одном ребре и 2 об. на другом ребре в одной и той же базовой позиции.

Вариации позиции.

Простая : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое усиливает, но не меняет базовую позицию тела (торса). Простая вариация не увеличивает уровня сложности.

Сложная : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое требует большей физической силы или гибкости и которое влияет на баланс тела (торса). Только эти вариации могут увеличивать Уровень Cложности.Прыжок внутри вращения, не меняя ногу и Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне и позиции Бильман не рассматриваются более, как сложные вариации, но рассматриваются как отдельные черты.

Прыжки во вращения/заходы прыжком : в случае переступания в короткой программе уровень не может быть выше первого, в произвольном катании такой заход не рассматривается как черта уровня сложности; в прыжке в волчок “приземление на толчковую ногу или смена ноги на приземлении прыжка в «волчок” считается чертой только, если позиция волчка принята в воздухе.В произвольном катании заход в виде обычного прыжка в либелу не блокирует возможность засчитать сложный заход прыжком как черту уровня сложности.

Вращения в обоих направлениях : Исполнение вращений в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) в базовых позициях волчка или либелы, которые непосредственно следуют друг за другом, считается за дополнительную черту во всех уровнях сложности. Требуется минимум 3 оборота в каждом направлении. Вращения, исполненные в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) рассматриваются как одно вращение.

Смена ноги: чтобы она была засчитана, необходимы хотя бы 3 оборота до и после смены.

Наиболее сложный вид имеют аббревиатуры, соответствующие различным вращениям. Буква F (flying) в начале аббревиатуры означает, что речь идет о прыжке во вращение , для остальных вращений она отсутствует.

Вначале может так же стоять C (change), обозначающая вращение со сменой ноги.

Затем следует либо описание позиции (U стоя, S сидя, C либела, L заклон).

Co(combination) , говорящее, что речь идет о комбинированном вращении .

В конце стоит Sp (spin) , говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.

USp1 означает «вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).

FSSp2 - прыжок в волчок второго уровня.

CCoSp2 - комбинированное со сменой ноги второго уровня.

LSp1 - заклон первого уровня.

FCoSp2 - прыжок в комбинированное вращение второго уровня.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ (танцы на льду) .

1. Продольная ось катка - воображаемая линия, разделяющая ледяную площадку на две равные части в длину.

2.Непрерывная ось - воображаемая линия, проходящая вдоль границ ледяной площадки, относительно которой размещается рисунок танца. В сущности это две параллельные линии, расположенные вдоль длинных границ площадки примерно на равном расстоянии от продольной оси катка и длинных границ, связанные между собой полукругами по обоим концам катка. В некоторых случаях эти полукруги могут сплющиваться и становиться почти параллельными коротким границам площадки.В круговых танцах, например в килиане, непрерывная ось образует почти круг, в пасодобле - эллипс.

3. Поперечная ось - воображаемая линия, пересекающая непрерывную ось в любой ее точке под прямым углом.

Основные танцевальные элементы.

При изучении элементов особое внимание следует обратить на осанку спортсменов: плечи развернуты, спина закреплена, руки вытянуты в локтях и кистях, голова поднята. Двойное сгибание колена опорной ноги на протяжении одного шага - характерный признак правильного освоения танцевальных элементов. Суть этого шага заключается в том, что каждый толчковый шаг выполняется не с выпрямленной в колене ноги, а лишь после вторичного подседа на ней, что дает возможность передвигаться пластично и мягко и в то же время мощно, так как толчок выполняется ребром, а не зубцом конька.

Беговые шаги - ряд следующих друг за другом шагов на наружном и внутреннем ребре. При каждом новом шаге толчковая нога проносится рядом с опорной. Беговые шаги полезно разучивать по окружности в обе стороны. Двигаясь по кругу влево, обратите внимание на то, чтобы правая рука была вытянута вперед, а левая находилась сзади, голову держите так, чтобы она была направлена влево-вверх. Двигаясь вправо, положение рук и головы смените на обратное. Беговые шаги выполняют не только по кругу, но и по большой восьмерке, параграфу в переменном темпе.

Самым сложным элементом являются беговые шаги назад , так как последние, как и беговые шаги вперед, представляют собой серию последовательных шагов, при которых свободная нога проносится рядом с опорной. Неравноценные по силе толчки с обеих ног, потеря равновесия из-за незакрепленных мышц спины и брюшного пресса, а также выбрасывание свободной ноги высоко над льдом - наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении беговым шагам назад.

Элементы без смены фронта движения: основной шаг вперед, назад, беговые шаги вперед, назад, простые и скрещенные шассе, кросс-роллы.

Элементы со сменой фронта движения , к которым относятся наиболее сложные танцевальные элементы: тройка, моухок, чок-тау, крюки, выкрюки, твизлы.

Шаг, серия шагов

1.Шаг -след на льду, оставленный коньком при скольжении на одной ноге. Он может представлять собой дугу или отрезки дуг с поворотами, например тройками, выкрюками и т. п.

2. Серия шагов - это ряд последовательно выполняемых шагов, образующих рисунок танца.

Толчки, шаги, дуги и другие элементы скольжения

1.Открытый толчок - толчок, выполняемый от опорной ноги, без скрещения ног спереди или сзади.

2.Скрещенный толчок выполняется при скрещенных ногах. Ход приобретается за счет отталкивания наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

3.Спереди скрещенный шаг. При выполнении его свободная нога ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы икра свободной ноги приходилась против голени опорной.

4. Сзади скрещенный шаг. Свободная нога при его выполнении ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы голень свободной ноги приходилась против икры опорной ноги.

5. Шассе простое - ряд шагов, при выполнении которых свободная нога в момент превращения в опорную ставится на лед рядом с опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сбоку опорной.

6. Шассе скрещенное -свободная нога ставится на лед скрещенно с опорной сзади, если скольжение производится вперед, и спереди, если скольжение выполняется назад.

7. Беговые шаги. Выполняя их, свободную ногу в момент превращения в опорную ставят на лед впереди опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сзади опорной.

8. Шаговая дуга - это шаг или ряд шагов, выполняемых в виде полукруга по одну сторону непрерывной оси.

9. Ролл (нескрещенная дуга) -простая дуга противоположной кривизны с предыдущей, выполняемая на наружном ребре конька ходом вперед или назад в виде шаговой дуги.

10. Кросс ролл (скрещенная дуга) -это дуга, начинаемая скрещенным толчком; ход приобретается за счет толчка наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

11. Маховая дуга (суинг ролл) -это обычно длинная, на несколько счетов музыки, дуга, при выполнении которой свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, прежде чем ставится на лед рядом с ней.

12. Арабеск --это скольжение по дуге или прямой в принятой танцевальной позиции на несколько счетов. Свободная нога удерживается несколько выше, чем обычно.

13.Спираль - скольжение на несколько счетов по спирали, во время которого фигурист выполняет короткую дугу, уменьшающуюся в радиусе.

14. Циркуль - это спираль, описываемая коньком вокруг отставленной назад на носок свободной ноги или вокруг партнера.

Повороты.

1.Моухок - поворот с изменением фронта скольжения (ход вперед меняется на ход назад или наоборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на то же ребро. Существует несколько видов передних моухоков, то есть начинаемых со скольжения вперед.

а) нескрещенный моухок - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду,скрещиваются;

б) скрещенный моухок

в) закрытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной. Закрытое положение бедра свободной ноги дает название этому моухоку;

г) открытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против щиколотки опорной. После перехода на другую ногу свободная нога остается за опорной. Пооткрытому положению бедра свободной ноги и получил название этот моухок;

д) открытый или закрытый маховый моухок - это нескрещенный моухок, при выполнении его свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, а затем назад вплотную к ней, прежде чем опуститься на лед. В зависимости от того, куда ставится опорная нога, и от положения свободной (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый моухок.

2. Чоктау - поворот с изменением скольжения с хода вперед на ход назад (или наборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на противоположное ребро, то есть с наружного ребра на внутреннее или с внутреннего на наружное. Существует несколько видов передних чоктау.

а) нескрещенный чоктау - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду скрещиваются;

б) скрещенный чоктау - ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;

в) закрытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной;

г) открытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против середины ступни опорной. После перехода на другую ногу свободная нога оказывается за пяткой новой опорной;

д) открытый или закрытый маховой чоктау - нескрещенный чоктау, при его выполнении свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, затем назад вплотную к ней и опускается на лед. В зависимости от того, куда ставится новая «опорная нога, и от положения свободного бедра (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый чоктау.

Серия польки в исполнении Тессы Вертью и Скотта Моира.

3.Твизл - вращение в один полный оборот, выполняемое настолько быстро, что фактически совершается на одном месте. Вращение осуществляется выкрюкообразным движением с дуги левой вперед-наружу при сохранении веса тела на опорной ноге. Правая нога прижата к левой. После поворота следует переход на дугу правой вперед-наружу.

Серия твизлов в исполнении Мерил Дэвис и Чарли Уайта.

Серии твиззлов (танцы на льду) Обозначаются аббревиатурой SТw (synchronized twizzles) и цифрой (1,2,3,4), обозначающей уровень. STw3 - серия твиззлов третьего уровня.

Рисунки шагов .

Рисунок шагов - это следы, которые остаются на льду после выполнения полной серии шагов танца.

Танец с «предписанным» рисунком шагов - это такой танец, отдельные шаги которого выполняются в определенном месте ледяной площадки.

Танец с «предпочтительным» рисунком шагов - при выполнении его допускаются различные варианты рисунка. Но избранный танцорами рисунок не должен нарушать отдельных шагов, их последовательности, а также общих правил смены танцевальных позиций и при каждом повторении оставаться неизменным.

Танец с «круговым» рисунком шагов - серия шагов размещается прогрессивно вдоль непрерывной оси танца. При вторном исполнении его можно начинать в любой точке этой оси.

Стартовые шаги.

Стартовые шаги, предшествующие началу каждого танца, танцоры выбирают по своему усмотрению, их число не должно превышать семи для каждого партнера. Стартовые шаги не оцениваются судьями, но следует избегать явных силовых отталкиваний.

Дорожки шагов (танцы на льду)

В танцах на льду дорожки делятся на параллельные (NtMi, midline not touching).

По прямой (Mi, midline, по средней линии, Di, diagonal, по диагонали).

По кругу

По серпантину (Se, serpentine), затем следует St (steps) и уровень (1,2,3,4).

NtMiSt3 - параллельная дорожка шагов третьего уровня.

Дорожка шагов по кругу в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова.

Вращения (танцы на льду)

В танцах вращения делятся на простые и комбинированные (Co) . Затем следует Sp (spin) и цифра (1,2,3,4) , означающая уровень. Sp2 - вращение второго уровня.

CoSp3 - комбинированное вращение третьего уровня.

Комбинированное вращение в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

Поддержки (танцы на льду)

Танцевальные поддержки - на небольшой высоте в экзотических позах.

Перед Li (lift) , обозначающим поддержку, может стоять Sta (stationary, на месте) .

Sl (straightline, с движением по прямой).

Cu (curve, c движением по дуге).

Ro (rotational, с вращением).

Se (serpentine, с движением по серпантину).

RRo (reverse rotational, со сложным вращением).

Цифра в конце (1,2,3,4) означает уровень поддержки.

Соответственно, RoLi1 означает «поддержку с вращением первого уровня».

CuLi3 - поддержку третьего уровня с движением по дуге.

Комбинированные поддержки (состоящие из двух частей), обозначаются как CuLi3+RoLi4 (поддержка по дуге третьего уровня, переходящая в поддержку с вращением четвертого уровня).

Вращательная поддержка в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

Ритм, счет, темп.

Ритм - регулярно повторяющиеся группы долгих и коротких ударных и неударных счетов, которые придают музыке определенный характер.

Счет - часть такта музыки, регулярно повторяющаяся через равные промежутки времени по метроному.

Темп - скорость исполнения музыки, то есть число тактов в минуту и число счетов, приходящихся на один такт.

Танцевальные позиции.

1.Рука в руке - партнеры стоят рядом, глядя в одном направлении; партнерша справа от партнера. Руки непринужденно разведены в стороны, правая рука одного партнера в левой руке другого.

2. Закрытая, или вальсовая, позиция - партнеры стоят друг против друга; один скользит вперед, другой назад. Правая рука партнера, согнутая в локте, прижата к левой лопатке партнерши; левая кисть партнерши лежит «на правом плече партнера; локоть - на его локте. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены и непринужденно вытянуты на уровне плеча. Плечи их параллельны.

3. Открытая, или фокстротная, позиция . Положение рук такое же, как в закрытой позиции, только спортсмены несколько разворачивают корпус с тем, чтобы иметь возможность скользить в одном направлении. Пример: шаги 5-16 блюза.

4. Боковая, или танговая, позиция. Партнеры становятся рядом, один скользит вперед, другой - назад. В отличие от закрытой позиции партнеры танцуют, прижимая бедро к бедру, причем партнер может находиться как справа, так и слева от партнерши.

5. Позиция «килиан». Партнеры стоят рядом, повернувшись лицом в одну сторону; правое плечо партнера находится за левым плечом партнерши. Левая рука партнерши вытянута и лежит в левой руке партнера, правые руки их соединены и покоятся на талии партнерши.

    В настоящее время многие родители отдают своих детей в секции по фигурному катанию с 3-4 лет. Некоторые мамы и папы до этого профессионально не занимались катанием на льду и не знают какие бывают прыжки в фигурном катании. Но чтобы поддерживать беседу с тренерами и своими подрастающими фигуристами, они хотят по больше узнать о терминах и профессиональных названиях разных элементов. Поэтому мы решили рассказать в этой статье, какие есть прыжки, их названия, чем они друг от друга отличаются и как их нужно выполнять. А также в качестве примера для каждого прыжка добавим видео с соответствующим прыжком.

    Разговаривайте со своими юными фигуристами на понятном для них языке, используя профессиональные термины фигуристов.

    В одном хорошем фильме было сказано:

    Счастье — это когда тебя понимают

    Поэтому, чем больше вы общаетесь и чем лучше понимаете своих детей, тем счастливее их делаете. А счастливый ребенок достигнет намного больших вершин. И в результате этого станет успешным и уверенным в себе человеком.

    В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

    • рёберные;
    • зубцовые.

    В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

    Рёберные:

    1. сальхов;
    2. риттбергер;
    3. аксель.

    Зубцовые:

    1. флип;
    2. тулуп;
    3. лутц.

    Рёберные прыжки

    Рёберный - это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

    Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

    Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

    1. 10,5.

    Сальхов является одним из самых легких прыжков.

    Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

    Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

    Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

    1. 12,0.

    Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.


    Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

    Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

    Зубцовые прыжки

    Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

    Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

    Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

    1. 10,3.

    Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

    Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

    Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

    1. 12,3.

    Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

    Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

    Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

    1. 13,6.

    Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

    Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

    Успехи в фигурном катании зависят от знания техники и практической подготовки. Основу составляет умение выполнять простейшие движения и прыжки, их изучение входит в программу подготовки любой ледовой школы. Опытные тренеры прекрасно знают, как выполнять прыжки в фигурном катании и уделяют им много времени.

    Как научиться прыжкам в фигурном катании

    В фигурном катании существует 6 видов основных прыжков, три из которых рёберные, три – зубцовые. Каждый из них имеет свою технику исполнения и требует практической отработки.

    • Аксель . Выполняется в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота, бывает одинарный, двойной, тройной и перекидной. Как делать перекидной прыжок в фигурном катании, должен знать каждый фигурист. Выполняется после разбега, с переходом к скольжению назад-наружу. В этом положении важно сохранять равновесие, следить за осанкой, не выпячивать таз, не сутулиться и не опускать голову.
    • Сальхов . Прыжок выполняется в положительном направлении с переменой ноги, наиболее распространённым считается тройка вперёд-наружу/назад-внутрь. Может выполняться переступанием, например, назад-наружу/вперёд-внутрь с переходом назад-внутрь к толчковой дуге. Создаёт эффект неожиданности, отличается динамичностью.
    • Лутц . Один из самых сложных и эффектных прыжков, выполняется в отрицательном направлении без перемены ноги, при скольжении по дуге назад-наружу. Свободная нога впереди, рука отведена назад. Перед прыжком опорная нога отводится назад, плечи поворачиваются в сторону, противоположную вращению. Толчковая нога ставится в двух-трёх коньках от опорной, прыжок выполняется после энергичного отталкивания обеими ногами.
    • Флип . Чаще всего выполняется после тройки вперёд-наружу/назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на зубцы. После поворота перед толчком свободная нога и рука отводятся назад. После толчка и начального вращения, получаемого поворотом верхней части туловища, ускорение придаётся стопорящим движением зубцами толчкового конька.
    • Тулуп . Выполняется в положительном направлении с переменой ноги после поворота тройкой вперёд-внутрь/назад-наружу и постановки носка толчкового конька назад в направлении движения. Для прыжка можно использовать и другой способ: тройной переход вперёд-наружу. Первый подходит для выполнения максимального числа оборотов, второй – для начинающих, поскольку обеспечивает наиболее устойчивое положение.

    Как правильно прыгать прыжки в фигурном катании, тренер объясняет после того, как освоены главные навыки. При разучивании в первую очередь добиваются устойчивого скольжения, потом переходят к изучению прыжков, в которых между разбегом и толчком нет большой паузы.

    Прыжки – это важнейший элемент фигурного катания, но для человека непосвященного тулуп сложно отличить от сальхова или ритбергера. Специально для вас Sovsport.ru написал простой гид по шести основным прыжкам в фигурном катании.

    Перед тем, как перейти к главному, давайте определимся, что говоря «лево» или «право», мы будем иметь в виду тех, кто совершает обороты в прыжках в левую сторону, против часовой стрелки (таких примерно 85%). Это во-первых. А во-вторых, есть два простых элемента, о которых тоже неплохо иметь представление перед изучением прыжков в фигурном катании.

    Моухок – это шаг, при котором спортмен меняет направление движения, переступая с одной ноги на другую.

    Тройка – это поворот на одной ноге со сменой направления движения и ребра конька.

    1. ТУЛУП (англ. toe loop)

    Базовая оценка (тройной тулуп) – 4,3 балла

    Самый простой прыжок. В частности, потому, что в момент отталкивания бедра фигуриста уже заранее развернуты в нужную сторону, а это, по сути, добавляет полоборота. Исполняется обычно с правой ноги, после тройки «вперед-внутрь» (на льду как бы выписывается цифра «3»). Перед прыжком спортсмен помогает себе оттолкнуться ударом зубцом конька левой ноги об лед – отсюда определение тулупа, как «зубцового» прыжка. Приземление на правую ногу.

    Основная примета: единственный зубцовый прыжок с заходом с правой ноги.

    Видео (тройной тулуп – Денис Тен)

    2. САЛЬХОВ (англ. salchow)

    Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

    Заход на прыжок осуществляется исключительно с разворота (тройки или моухока). Толчок происходит с внутреннего ребра левой ноги, а правая нога в это время совершает характерный мах вокруг тела. Приземление – на наружную часть ребра правой ноги. Часто именно с сальхова юные фигуристы начинают изучать прыжки в фигурном катании.

    Основная примета: нет удара зубца о лед. И, говоря простым языком, его главное отличие от ритбергера – ноги перед самым прыжком не перекрещиваются, прыжок идет как бы с двух ног сразу.

    Видео (тройной сальхов – Юна Ким, Мао Асада, Аделина Сотникова):

    3. РИТБЕРГЕР (англ. loop)

    Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

    Отталкивание и приземление – с правой ноги. Перед прыжком все тело, за исключением правой ноги, разворачивается по часовой стрелке до упора, а после толчка правой ногой раскручивается против часовой стрелки, выбрасывая фигуриста вверх.

    Основная примета: нет удара зубцом конька (левой ноги) об лед. От сальхова отличается не только заходом с правой ноги, но и, выражаясь по-любительски, перекрещиванием ног перед прыжком.

    Видео (тройной ритбергер – Саша Коэн):

    4. ФЛИП (англ. flip)

    Базовая оценка (тройной флип) – 5,3 балла

    Зубцовый прыжок (удар правой ногой об лед). Прыжок осуществляется с внутреннего ребра левой ноги, приземление – на правую ногу.

    Основная примета: зубцовый прыжок с левой ноги, очень похожий на лутц. Главное отличие – заход на флип чаще всего происходит с «тройки», то есть лишь непосредственно перед прыжком фигурист разворачивается спиной вперед.

    Видео (тройной флип – Юна Ким и Аделина Сотникова)

    5. ЛУТЦ (англ. lutz)

    Базовая оценка (тройной лутц) – 6,0 балла

    Самый сложный прыжок в фигурном катании, не считая акселя. Похож на флип, но исполняется с внешнего ребра, что немного усложняет «замах» для отрыва ото льда.

    Основная примета: зубцовый прыжок с левой ноги. Главное отличие от флипа: заход на лутц чаще всего – длинная дуга, фигурист долго едет спиной вперед.

    Впервые официально четверной лутц засчитали американцу Бренду Мрозу в Колорадо Спрингз 16 сентября 2011 года:

    А вот так исполняет лутц Алисса Чизни, которая прыгает с нетрадиционным «правым» вращением:

    6. АКСЕЛЬ (англ. axel)

    Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

    Что помогает легко отличать этот прыжок в фигурном катании от остальных – фигурист заходит на аксель лицом вперед. Собственно, поэтому в нем никогда не бывает целого числа оборотов – когда говорят «одиночный аксель» имеют в виду аксель в полтора оборота, «двойной» – в два с половиной и т.д. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Спортсмен скользит на правой ноге назад, потом переступает на левую, одновременно разворачиваясь лицом вперед. Приседая, фигурист выпрыгивает в воздух, притормозив коньком и выбросив правую ногу вперед. Приземление – на маховую (правую) ногу.

    Основная примета: единственный прыжок, на который заходят передом.

    Видео (тройной аксель – Евгений Плющенко и Мао Асада)

    Стоит заметить, что еще существуют прыжки в фигурном катании, которые используют лишь как связки в комбинациях других прыжков, но у них нет статуса самостоятельных элементов. Например, «ойлер» или «полупетля» (англ. half loop) и перекидной или вальсовый прыжок (англ. waltz jump). В первом случае нога, описывающая полукруг, согнута, во втором – вытянута.

    Видер (ойлер – Аделина Сотникова)

    Видео (перекидной)

    Ну а вот тут – очень неплохие прыжковые уроки от трехкратного чемпиона США Майкла Вайсса. Многое можно понять, даже не зная английского.

    Ритбергер: