Сообщение на тему спортивные игры баскетбол. Доклад по физической культуре на тему: "Баскетбол". Правила игры «баскетбол»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Реферат по физической культуре на тему:

«Баскетбол»

Выполнил: студент гр. ЭС-31

Семенищев С.Е.

Проверил:

Бастраков А.А.

Йошкар-Ола

Введение…………………………………………………………………….3

1. История развития баскетбола……………………………………….…4

2. Техника игры в баскетболе………………………………………...…..7

3. Правила соревнований…………………………………………...……13

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………...……..17

Введение

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

1. История развития баскетбола

Самое ранее свидетельство об игре, напоминающей баскетбол, можно найти у древних цивилизаций Центральной и Южной Америки. В Центральной Америке, на полуострове Юкатан, игровые площадки, обнесенные каменными стенами, датируются седьмым столетием нашей эры. Глядя на эти площадки, украшенные скульптурами богов и различными символами. Ученые пришли к выводу, что игра была частью религиозных празднеств. Она называлась "пок - тапок " и проводилась каучуковым мячом, сделанным из смолы священных деревьев, Играющие стремились поразить мячом цель, представлявшую собой массивное каменное кольцо. Эта игра походила и на футбол и на баскетбол одновременно.

В Мексике в шестнадцатом столетии ацтеки играли в похожую игру, которая называлась «олламалитцли». Её участник, поразивший тяжелым каучуковым мячом каменное кольцо, получал право требовать себе одежду всех зрителей.

Изобретение новой игры.

Тем не менее, честь « изобретения» современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры – Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.

Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека.

Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводится в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо. «Однажды, признавался он, - когда противник был мне не по плечу, я просто зажал его, как во время состязаний по вольной борьбе».

Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box - коробка и ball – мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под персиков. Так игра начала называться “баскетболом” (от англ. basket – корзина, ball – мяч).

Корзины из под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.

Первый матч и совершенствование игры.

Нейсмит сформулировал первые правила игры и 21 декабря 1891 года провёл первый баскетбольный матч в гимнастическом зале Спрингфилдского колледжа.

Он разделил свой класс на две команды по девять человек в каждой, взял обычный футбольный мяч и предложил попробовать забросить его в корзину. Стеббинс должен был стоять на стремянке и доставать из корзин попавший туда мяч. В первой игре ему не пришлось много работать – мяч попал в корзину лишь один раз.

Игра так всем понравилась, что Нейсмита вскоре замучили просьбами

о лишней копии правил. В 1892 году он публикует первую «Книгу правил» своей игры, содержавшую 13 пунктов. Большинство из них действует и в наши дни. Единственным принципиально важным новшеством в современных правилах можно считать разрешение игрокам вести мяч.

Нейсмит не оговаривал строго количество игроков. По его правилам команда могла включать от трёх до сорока человек. «Чем меньше игроков, - говорил он, - тем изобретательнее можно играть, чем больше, тем игра забавнее». По аналогии с футболом игроки подразделялись на нападающих, защитников и даже… вратарей и могли играть только в своих зонах площадки. Быстрое совершенствование техники игроков привело к тому, что в 1895 году было достигнуто соглашение об ограничении состава команды пятью, семью или девятью играющими в зависимости от размеров площадки. Вскоре после этого число игроков в команде было окончательно стандартизировано. С тех пор команда выставляет на площадку не более пяти человек одновременно.

Выбирая мишень, Нейсмит должен был решить вопрос о возвращении мяча в игру. Сначала пользовались лестницей, взбираясь на которую мяч извлекали из корзины. Но по мере совершенствования техники игроков и роста процента попаданий в корзину это стало неудобным. Поэтому в 1900 году корзины из под персиков были заменены металлическим обручем с сеткой, не имеющей дна.

Соревнования по баскетболу проводились в США уже в 1895 году. Первые межзональные студенческие игры были организованы в 1901 году, и в том же году баскетбол был показан на Панамериканской выставке в Буффало.

2. Техника игры в баскетболе

Наибольшее удовольствие от игры вы сможете получить, если научитесь правильно выполнять основные приёмы техники игры – передачи, ведение, броски в корзину, защиту, подбор и добивание отскочившего от щита мяча. Сначала у новичка, наверное, не все будет получаться так же гладко, как у опытного спортсмена. Но опыт – дело времени.

Самое главное - запомнить первое правило, – владея мячом, удерживай его пальцами рук и никогда не обхватывай ладонями.

Передачи – самый простой и эффективный способ продвижения мяча к корзине противника. Их основные виды: передачи двумя руками от груди, двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например передача за спиной, но она требует опыта.

Чтобы поймать мяч, нужно вытянуть к нему руки с расставленными пальцами и, как только он коснётся пальцев, согнуть руки, притягивая мяч к груди.

Техника самих передач проста. Они требуют, как правило, небольшого замаха и «выстреливающего» движения рукой с мячом в направлении партнёра.

Надо стараться выполнять передачи быстро и точно. Их целью должна быть грудь или специально вытянутая рука партнёра.

Ведение мяча . Игрок может передвигаться с мячом на площадке лишь последовательно ударяя его об пол одной или другой рукой. Ведя мяч нужно соблюдать несколько простых правил:

Толчок мяча в пол осуществляется главным образом движением пальцев и кисти. Удар по мячу ладонью будет ошибкой.

Не следует смотреть вниз на мяч – голову нужно держать поднятой, чтобы видеть других игроков и площадку в целом. Мяч нужно контролировать боковым, периферическим зрением.

При ведении правой рукой мяч удерживается слегка сбоку, спереди – справа, а левой сбоку, спереди – слева.

Игрок при ведении должен располагаться между мячом и защитником. Ноги его согнуты, а тело наклонено вперёд. Такое положение укрывает мяч от защитника, обеспечивает достаточную скорость и позволяет избежать ошибок при ведении.

Броски мяча в корзину .

Существуют следующие способы забросить мяч в корзину:

> Бросок из под корзины одной рукой сверху

> Бросок одной рукой с места

> Бросок в прыжке

> Бросок с использованием щита

Индивидуальные защитные действия.

Успех индивидуальных защитных действий определяют две характеристики. Первая – психологическая. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Вторая характеристика – физическая. Здесь важны стойка, положение тела игрока, его выносливость, позиция на площадке.

Стойка. Играя в защите, следует согнуть ноги в коленях и слегка наклониться вперед. Если противник двигается поперёк площадки, защитник сопровождает его в параллельной стойке, во всех других случаях одна нога защитника должна быть выдвинута вперёд.

Вес тела равномерно распределяется на обе ноги для сохранения равновесия. Голова поднята, чтобы удобнее было следить за действиями на площадке. Защитник должен передвигаться приставными шагами и никогда не перекрещивать ног.

Ни в коем случае не следует упускать из виду своего подопечного. Иногда защитник может использовать периферическое зрение но в любой момент он должен знать. Где находится подопечный.

Защита против игрока с мячом. Держа игрока с мячом, защитник должен встать между охраняемой корзиной и подопечным на расстоянии вытянутой руки от него. Смотреть надо на пояс подопечного. Это позволяет лучше сосредоточится, и избежать потери правильной позиции при выполнении нападающим отвлекающих движений –финтов.

Руки должны быть подняты на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий просто держит мяч или ведет его. Если же он готовится сделать передачу или бросок, защитник должен поднять руки вверх. Это затрудняет действия нападающего. Играющему в защите нужно быть очень внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего. Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда, когда убедится, что противник бросает по корзине, иначе нападающий легко уйдет от него.

Защита против игрока без мяча. Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч.

Положение тела должно быть таким, чтобы защитник не поворачивая головы мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом.

При держании игрока без мяча в позиции центрового, когда он располагается неподалеку от корзины спиной к ней, защитник не должен оставаться за спиной нападающего. Он выдвигается сбоку от нападающего со стороны мяча и мешает ему получать передачи.

Когда игрок без мяча находится рядом с корзиной, защитник должен держать его спереди, располагаясь между мячом и своим подопечным. Если он останется за спиной подопечного, то не сможет помешать ему получить мяч. А под корзиной это всегда опасно.

Важно постоянно видеть мяч и своего подопечного. Если потерять из виду мяч, противник сможет передать его прямо над головой защитника. А потерять из виду подопечного - значит позволить противнику создать численное превосходство под корзиной.

После броска последней обязанностью защитника является блокировка своего подопечного и ловля мяча, отскочившего от щита при неудачном броске.

Борьба за мяч, отскочивший от щита. Это одна из самых важных фаз игры. Именно в этот момент нападающий может принести своей команде два очка, а защитник - помешать ему сделать это. Поэтому нужно учиться добивать мяч в нападении и подбирать его в защите.

Добивание мяча. Добивание - довольно трудный игровой прием. Чтобы овладеть им, надо придерживаться следующих правил.

При каждом броске нападающий обязан выходить к кольцу для добивания. Еще во время полёта мяча он должен постараться определить возможную зону отскока. При неудачных бросках справа мяч обычно отскакивает в левую сторону и наоборот. Добивать мяч нужно кончиками пальцев вытянутой вверх руки в максимально высоком прыжке. При этом следует использовать щит.

Подбор отскочившего мяча в защите. Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру - одна из аксиом баскетбола. Позволяя противнику сделать повторный бросок, команда уменьшает свои шансы на победу. Если каждый игрок команды будет следовать правилам защитной блокировки и подбора, даже более высокорослый противник может быть нейтрализован.

После броска противника надо сделать поворот в широкой стойке, чтобы оставить своего подопечного за спиной. Не следует сразу же бежать вслед за брошенным мячом. Сначала надо убедиться, что кратчайший путь противника к щиту перекрыт.

Чем ближе к подопечному располагается защитник, тем легче преградить ему дорогу к щиту. Отталкивать противника при блокировке нельзя, надо применять боковые движения.

Продолжая удерживать мяч в поле зрения защитник дожидается удобного момента и прыгает вверх, что схватить мяч в высшей точке прыжка. Действовать он должен быстро и уверенно.

Тактика нападения состоит в том, чтобы создать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Проще всего сделать это, используя быстрый прорыв, при котором команды при первой же возможности стремиться быстро продвинуть мяч вперед и атаковать корзину противника раньше, чем защита успеет вернуться назад. В результате создается численное превосходство нападающих над защитниками. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Численное превосходство возникает и тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника, или трое нападающих - против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Если команде не удалось использовать быстрый прорыв, можно применить одну из форм позиционного нападения, при котором нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте.

Основным тактическим ограничением при формировании расстановки в позиционном нападении является необходимость иметь, по крайней мере, одного защитника, который должен доставить мяч в зону нападения и начать атаку, а также подстраховать команду в защите против быстрого прорыва противника в случае неожиданной потери мяча.

Действия игроков в позиционном нападении базируется на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается от броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяют эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Тактика защиты базируется на двух основных системах игры - личной и зонной.

При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытым.

Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.

Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие.

Кроме того, защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять дальние броски. Если они окажутся неудачными, защитникам легче овладеть отскочившим от кольца мячом. При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков.

Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом. Прессинг также можно использовать принципы личной, зонной защиты и комбинацию тех или других.

Следует помнить, что сила командной защиты определяется индивидуальными действиями каждого игрока.

3. Правила соревнований

Правила игры в баскетбол просты, практически лишены затейливых нюансов, оставляющих место для двусмысленной трактовки и потому позволяют этому виду спорта оставаться одним из самых динамичных и зрелищных командных соревнований. В настоящей статье приводятся обобщенные правила как для европейского баскетбола, так и для международных соревнований(проводимых под эгидой ФИБА), правила для таких турниров, как, например, североамериканская НБА, имеют свои специфические особенности(касающиеся длительности игры, количества персональных замечаний и собственной трактовки фолов).

В баскетбол играют две команды, причем на площадке одновременно присутствует лишь по 5 человек от каждой из них. Современными правилами ФИБА максимальная численность команд (игроков, которые имеют право появляться на баскетбольной площадке) ограничена цифрой 10, при участии же в турнирах, предполагающих минимум три игры, численность команд ограничивается 12 игроками.

Собственно цель игры в баскетбол состоит в том, чтобы забросить мяч в корзину соперника, при этом по возможности помешав ему сделать то же самое в ответной атаке. За каждый точный полевой бросок в зависимости от его дальности от кольца начисляется либо 2, либо 3 очка (расстояние до центра корзины минимум 6.25 см). Существуют еще и штрафные броски, бросаемые из статичного положения, при отсутствии сопротивления противника с линии штрафных бросков (отстоит на 5.8 метра от внутренней части лицевой линии баскетбольной площадки).

Мячом играют только руками, причем пересекать баскетбольную площадку с мячом в руках нельзя- его надо обязательно вести (то есть ударять о пол). Ведется мяч обязательно только одной рукой. С мячом в руках (без ведения) игрок может двигаться лишь два шага- на третьем будет зафиксировано нарушение (фол). Если игрок с мячом в руках прекратил ведение, то он обязательно должен передать мяч кому-либо из партнеров- продолжать ведение после паузы запрещается. Преднамеренный удар по мячу ногой считается нарушением- случайное попадание или соприкосновение мяча с ногой не фиксируются как фол(нарушение).

Выигравшей стороной в баскетбольном матче считается команда, набравшая больше очков за 40-минутный(именно столько длится основная фаза матча) интервал. Если к истечению основного времени на табло равенство, то обычно назначается овертайм (дополнительное время). Каждый овертайм длится 5 минут: в случае, если по его истечении на табло опять-таки равенство, то назначается следующий овертайм и так до победы какой-либо из команд. В ряде соревнований (например, четвертьфиналы Евролиги, Еврокубка, Еврочелленджа) в качестве итогового результата матча может быть зафиксирована ничья.

Игра (баскетбольный матч) начинается со спорного броска в центральном круге площадке(радиусом 180 см) и состоит из 4-х периодов по 10 минут каждый, разделенных между собой интервалами для отдыха игроков. Между 2-м и 3-м периодом интервал наибольший (15 минут).

С того момента, как мяч попал в руки игрока какой-либо команды, начинается отсчет времени, отведенного на атаку (24 секунды)- до истечении этого времени мяч должен покинуть руки баскетболиста атакующей команды (бросок), либо атака будет прервана судейским свистком и мяч будет передан баскетболистам второй команды.

В течение 8 секунд мяч должен быть переведен со своей половины поля на половину поля соперника. При вбрасывании мяча или при исполнении штрафного броска действует правило 5 секунд: именно столько отводится на то, чтобы мяч покинул руки игрока. Нельзя и более 3-х секунд находится в штрафной зоне соперника (рядом с его кольцом).

Фолы (или нарушения) правил. Каждый игрок любой из баскетбольных команд может получить за матч не более 5-ти фолов, при превышении этого количества он удаляется с площадки до конца матча. Существует такое понятие как командные фолы- при превышения количества в 4 фола (на любых баскетболистах этой команды за один период)- каждый последующий карается двумя штрафными. В случае, если фол был совершен игроком в тот момент, когда его команда контролировала мяч или осуществляла вбрасывание, то он не наказывается штрафными бросками. Все командные фолы, совершенные в дополнительном периоде (дополнительное время) считаются совершенными в четвертом периоде основного времени матча.

Если фол был совершен против баскетболиста, находящегося в процессе броска, то он наказывается либо одним штрафным (мяч, несмотря на фол, попал в корзину и бросок засчитан), либо двумя (мяч не попал, а бросок был совершен в пределах 2-х очковой области), либо тремя (мяч не попал, а бросок был совершен в пределах 3-х очковой области).

Существует такое понятие, как технический фол (фол, не вызванный контактом с соперником, например, оскорбительные жесты, замечания в адрес судей, зрителей или соперника). В случае, если баскетболисту назначен такой фол, то игрок соперничающей команды пробивает 1 штрафной и его команда дополнительно получает владение мячом.

Неспортивный фол назначается игроку, который, по мнению судей, не пытался играть в мяч и при этом произошел контакт с соперником. Наказывается 1, 2 или 3-мя штрафными бросками, при повторном фоле одного и того же баскетболиста его дисквалифицируют на время игры (то есть отправляют в командную раздевалку).

Заключение

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Список использованной литературы

1. “Физическая культура и спорт” – под редакцией доктора педагогических наук Ю.Д. Железняка, профессора Ю.М. Портнова, М.:2003г.

2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. М.Портнова. – М: Физкультура и спорт, 1997.

3. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред. Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. М. 1966.

4. Вальтин А.И. «Мини-баскетбол в школе».- М.: Просвещение,1996.

5. Гомельский А.. Я. “Все о баскетболе”, М.:2000г.

6. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997.

Юрьин Иван

история возникновения и правила соревнований

Скачать:

Предварительный просмотр:

Баскетбол

Баскетбо́л (англ. basket - корзина, ball - мяч) - спортивная командная игра с мячом .

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены). Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину . Корзина находится на высоте 3,05 м от пола (10 футов). За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за 3-х очковой линии) - три очка ; штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки - 28 м в длину и 15 - в ширину. Баскетбол - один из самых популярных видов спорта в мире .

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года (изобретатель игры Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя). Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года , среди женщин - с 1953 года , а чемпионаты Европы - с 1935 года .

В Европе проводятся международные клубные соревнования: Евролига , Еврокубок , Кубок вызова ФИБА .

Наибольшего развития эта игра достигла в США : чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире. Баскетбол считается национальным видом спорта в Литве (см. ЛБЛ ).

История

Появление

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной христианской ассоциации из Спрингфилда , штат Массачусетс , вынужденным выполнять гимнастические упражнения, считавшиеся в то время единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл преподаватель колледжа Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock» («Утка на камне»). Смысл этой популярной в то время игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Игра, получившая название «баскетбол», лишь отдалённо напоминала современный вид спорта. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. Целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

В 1892 году преподавателем физкультуры Смит-колледжа в Нортгемптоне (Массачусетс) Сендой Беренсон были разработаны первые правила женского баскетбола .

Становление

Первые этапы развития баскетбола связаны с его распространением в учебных заведениях США - школах и колледжах. Ещё до начала XX века игра довольно быстро приобрела определённую популярность не только в Соединенных Штатах, но и в Канаде . Родоначальник баскетбола, колледж Молодёжной христианской ассоциации, поначалу активно занимался регулированием и распространением игры, однако десятилетие спустя руководство пришло к выводу, что эта деятельность препятствует реализации основной миссии учебного заведения, и приняло решение дистанцироваться от нового вида спорта. В 1898 году была предпринята первая попытка создать профессиональное объединение - Национальную баскетбольную лигу , - однако она просуществовала лишь пять лет. После Первой мировой войны ответственность за правила и руководство взяли на себя две любительские организации: Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Активную роль в популяризации баскетбола играл в то время и его непосредственный создатель, Дж. Нейсмит.

Профессиональный баскетбол

В начале XX века начали оформляться первые профессиональные баскетбольные команды. C одной стороны, на всей территории Соединённых Штатов в населенных пунктах разнообразного масштаба возникло существенное количество таких команд (количеством в несколько сотен); с другой стороны, какая-либо организация профессиональных игр практически отсутствовала. Игроки произвольно перемещались между составами команд, матчи устраивались в помещениях, не приспособленных для проведения соревнований, появлялись и расформировывались разнообразные лиги и объединения. Некоторые «гастрольные» команды (англ. barnstorming squads ), такие, как, к примеру, (NBA). К середине века баскетбол получил широкое распространение в образовательных учреждениях, став там одним из ключевых видов спорта, и в результате этого пропорционально возрос интерес и к профессиональному баскетболу. В 1959 году в Спрингфилде, где состоялся первый в истории баскетбольный матч, был основан Зал славы , в котором увековечиваются имена наиболее значимых игроков, тренеров, судей и других людей, внесших существенный вклад в развитие игры. Примерно десятилетие спустя, в 1967 году , была создана еще одна организация - Американская баскетбольная ассоциация , которая в течение некоторого времени составляла конкуренцию NBA; впрочем, она также недолго хранила самостоятельность и уже через 9 лет слилась с Национальной баскетбольной ассоциацией. Последняя в настоящее время является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире.



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Правила
    • 2.1 Нарушения
    • 2.2 Фолы
  • 3 Основные элементы игры
  • Примечания

Введение

Баскетбольный мяч

Баскетбольная площадка

Майкл Джордан выполняет слэм-данк

Баскетбо́л (англ. basket - корзина, ball - мяч) - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды - забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трехочковой линии) - 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол один из самых популярных видов спорта в мире .

Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин - с 1953 года, а чемпионаты Европы - с 1935 года.

В Европе проводятся международные клубные соревнования Евролига ULEB, Кубок Европы УЛЕБ, Кубок Вызова.

Наибольшего развития игра достигла в США, где был организован один из сильнейших баскетбольных чемпионатов - чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), также считается национальным видом спорта в Литве (см. ЛБЛ).


1. История

Зимой 1891 года студентам колледжа Молодёжной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодёжи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.

Выход из казавшегося тупиковым положения нашёл скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. 1 декабря 1891 года он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждёт его детище?

Идея этой игры у него зародилась ещё в школьные годы, когда дети играли в старинную игру «duck-on-a-rock». Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

Вполне прагматично названная «баскетбол» (англ. basket - корзина, ball - мяч) игра, конечно, лишь отдалённо напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в корзину, причём исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.

В 1892 году преподавателем физкультуры Смит-колледжа (англ.) русск. в Нортгемптоне (Массачусетс) Сендой Беренсон были разработаны первые правила женского баскетбола (англ.) русск. .


2. Правила

Размеры щита и корзины по правилам ФИБА

Размеры щита и корзины (вариант)

Размеры поля по правилам ФИБА 2010

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы американцем Джеймсом Нейсмитом и состояли лишь из 13 пунктов. С течением времени баскетбол изменялся, изменений потребовали и правила. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах. С 2004 года правила игры остаются неизменными. Правила игры несколько отличаются в НБА и чемпионатах, проводимых под эгидой ФИБА (Чемпионаты мира, Олимпийские игры, Чемпионаты континентов, международные и национальные первенства европейских клубов)

В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.

Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
  • 3 очка - бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации)

Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля - 28х15 м. Щит размером 180х105 см. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 290 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,15 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча - 74,9-78 см, масса - 567-650 г (для женских соответственно 72,4-73,7 см и 510-567 г).


2.1. Нарушения

  • аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;
  • пробежка - игрок, контролирующий «живой» мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами
  • нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
  • три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
  • пять секунд - игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;
  • восемь секунд - команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
  • 24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
  • плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
  • нарушения возвращения мяча в зону защиты (зона) - команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.

2.2. Фолы

Судья фиксирует фол

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:

  • персональный;
  • технический;
  • неспортивный;
  • дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов (6 фолов в НБА) в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).

Тренер дисквалифицируется, если:

  • он совершит 2 технических фола;
  • официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
  • тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
  • запрещена нецензурная брань и оскорбления

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

Персональный фол - фол, вследствие персонального контакта.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

  • если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;
  • в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

  • если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;
  • если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

Неспортивный фол - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

Наказание:

Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.


3. Основные элементы игры

Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит - выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста - будь то отдельный матч или весь сезон - является число так называемых подборов и блок-шотов.

, Баскетбол в Израиле , Еврокубок (баскетбол) , Суперлига (баскетбол) , Очко (баскетбол) , Мини-баскетбол , Евролига (баскетбол) , Перехват (баскетбол) .

Своим становлением баскетбол обязан американскому колледжу Молодежной христианской ассоциации, что в штате Массачусетс. Именно там впервые в 1981 году одним из преподавателей была придумана игра, отчасти непонимающая современный баскетбол. В то время разновидность спортивных состязаний на уроках физкультуры была минимальной, и ученики просто скучали все время, отведенное для занятий спортом. Поэтому, чтобы немного изменить отношение своих подопечных к физкультуре, преподаватель Джеймс Нейсмит решил внедрить на своих уроках новую игру. Он просто привязал с двух сторон спортивного зала две пустые корзины от персиков, разделил 18 учащихся на две команды по 9 человек и установил самые первые правила – нужно было забросить в корзину соперника как можно больше мячей. Нужно отметить, что первые правила не предусматривали касание мяча пола, он просто перебрасывался с рук в руки между игроками, которые стояли на площадке. Да и сами корзины были не совершенными – после каждого заброса необходимо было брать лестницу и подниматься для выемки мяча и повторного ввода его в игру. Но даже это небольшое неудобство не остановило интерес, как со стороны учеников, так и других преподавателей к нововведению, и очень скоро баскетбол стал весьма популярной игрой среди американской молодежи.

Важно отметить, что за весь период со дня основания этот вид спорта постепенно развивался, усовершенствовался, становился культовым среди миллионов поклонников. Активно продвигаться на мировой арене баскетбол начал в 30 – 40-х годах прошлого столетия. И с тех пор стал весьма востребованным спортивным состязанием. Но наибольшей популярностью он по-прежнему пользуется на своей родине, в США, а также в Канаде, где баскетбол также стал весьма популярным спортивным состязанием.

Но почему баскетбол пользуется такой популярностью? Все очень просто. Чтобы начать играть, нужно просто закрепить на стене специальный баскетбольный щит с корзиной. При этом высота его расположения никоим образом не мешает занятиям другими видами спорта. Таким образом, зал для баскетбола может служить одновременно и залом для занятий другими видами спорта, такими как гимнастика, волейбол, множеством легкоатлетических упражнений и даже мини футболом. Играть в баскетбол могут как юноши, так и девушки. Игра не требует особой физической подготовки, но в дальнейшем весьма успешно обеспечивает физическое и психологическое развитие спортсмена, укрепляет командный дух, развивает скорость реакции, выносливость, терпение, характер.

Примечательно, но заниматься баскетболом можно как в закрытых спортзалах, так и на открытых площадках. Пи этом не нужно большого количества свободного пространства, а для тренировок и вовсе может оказаться достаточно одного щита с кольцом. Это оптимальный вид спорта для условий городской урбанизации, где весьма проблематично найти большую свободную площадку для тренировок.

Физкультурная польза баскетбола

В мире, на сегодняшний день, существует довольно много игровых видов спорта. Это такие, как футбол, хоккей, волейбол, водное поло, теннис, бадминтон и другие. Их все просто нет смысла перечислять. Но очень многие люди отдают предпочтение баскетболу. Почему, на то есть много причин. Давайте, рассмотрим их более детально.

В первую очередь, баскетбол привлекает тех, у кого рост, как минимум, выше среднего. А то, что люди просто хотят укрепить свое здоровье, ведя при этом здоровый образ жизни, так это совсем не основная причина.

С первого взгляда может показаться, что этот вид спорта прост. Казалось бы: две команды передают друг другу мяч и должны как можно чаще поражать корзину соперника. Ничего подобного! Хватит учесть только тот факт, что спортсмен за время игры, пробегает около 8-и километров, при этом необходимо тактически правильно распределить свои силы для мощных прыжков и молниеносных передач. Так же, необходимо учитывать довольно высокий темп и динамику игры.

Что же полезного приносит баскетбол организму?

  1. В первую очередь, человек, который с мячом, не только очень сильный и выносливый. Он имеет очень хорошую координацию движений, а благодаря разнообразным прыжкам, хорошо отлаживается вестибулярный аппарат. Не менее позитивно влияет баскетбол на развитие дыхательной системы. Бег в быстром темпе в комплексе с прыжками, очень хорошо укрепляет синнергидные мышцы, которые отвечают за подвижность легких.
  2. Нельзя не упомянуть нервную систему. Она очень хорошо укрепляется, благодарю постоянному поддержанию активности многих органов. Очень хорошо развивается периферическое зрение, которое на много улучшает восприятие внешних факторов. Особенно полезно это для детей.
  3. Сердечнососудистая система так же не остается в стороне. Давно замечено, что занятия баскетболом, превосходно стабилизируют артериальное давление. В занятиях баскетболом еще один, очень весомый плюс. Всем известно, что высокие люди, а именно такие, как правило, занимаются баскетболом, очень склонны к сутулости, которая в конечном итоге, способствует развитию различных заболеваний позвоночника. А самой лучшей профилактикой от такого рода привычки, является именно, баскетбол.

Все прелести этой игры перечислять можно еще очень долго. Настоятельно советую заняться им и быть всегда здоровым и в тонусе.

Министерство образования Российской Федерации

Орский Гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

“Оренбургский государственный университет”.

Механико-технологический факультет

Кафедра “Физическое воспитание”.

по дисциплине: Физическая культура

на тему: “БАСКЕТБОЛ”

Руководитель: _________Жданов С.И.

“_______” _________________2006 г.

Исполнитель: студент 2-го курса группы ЭО-21

Бушуев А.Н.

“_______” _______________ 2006 г.

г. Орск 2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

2. ТЕХНИКА ИГРЫ

2. 1. Техника игры в нападении

2. 1. 1. Передвижение, прыжки, остановки и повороты

2. 1. 2. Ловля мяча.

2. 1. 3. Передачи мяча.

2. 1. 4. Броски в корзину

2. 1. 6. Финты

2. 2. Техника защиты

2. 2. 1. Техника передвижений

2. 2. 2. Техника овладения мячом и противодействия

3.ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.

3. 1. Физическая подготовка

3. 2. Техническая и тактическая подготовка

3. 2. 1. Ловля и передача мяча

3. 2. 2. Бросок в корзину

3. 2. 3. Ведение мяча

3. 2. 4. Финты

4.СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

4. 1. Соревновательная деятельность

4. 2. Основные правила игры

4. 3. Информационное и материальное обеспечение системы тренировки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США). Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изоб­рел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько дина­мичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Аме­рике, а в современном мире в нее играют миллионы людей.

Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский кол­ледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной сла­вы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.

Джеймс Нейсмит (1861 -1939) родился в Канаде. Конечно, созда­вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе­ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер­ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль­цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.

В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, назы­вавшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуко­вый мяч в каменное кольцо.

Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настой­чиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейс­мит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортив­ного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, кото­рый можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к лам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте 3м 5см от пола - эта высота и соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.

В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины женщины.

Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Дж. Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (basket- корзина, ball- мяч).

В декабре 1891г. Нейсмит сформулировал первые правила но­вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892г. он опубли­ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют по сей день.

Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно­сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко­манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.

В настоящее время в баскетбол играют на всех пяти конти­нентах.

Быстрыми темпами развивается баскетбол в Азии и некоторых странах Африки.

В нашей стране в баскетбол начали играть в 1906г. Первые команды были созданы обществом «Маяк» в Петербурге. Широ­кого распространения в царской России эта игра не получила. Подлинное развитие баскетбола началось после Великой Октя­брьской социалистической революции. В 1920г. баскетбол вво­дится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях, включается в программу физкультурных праздников, используется как средство физической подготовки в системе Все­вобуча

В 1922 г. были разработаны правила игры. В баскетбол стали играть не только в Российской Федерации, но и в Средней Азии, на Украине, в Закавказье;

Первое крупное соревнование в нашей стране по баскетболу было проведено во время Всесоюзного праздника физкультуры 1923г. в Москве.

С этого времени игра в баскетбол быстро распространяется и развивается, начинает оформляться советская школа баскетбо­ла. К 1939г. стало ясно, что для дальнейшего развития техники и тактики игры необходимо радикально изменить ее правила. Это диктовалось еще и тем, что правила игры в нашей стране сущест­венно отличались от международных.

Новые правила введены с января 1939г. Первым крупным со­ревнованием, проведенным по новым правилам, был матч 8 горо­дов в 1941 г. (Ленинград), в котором кроме мужских команд Мос­квы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы участвовали сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт междуна­родных встреч.

Этот матч показал, что за период с 1917 по 1941г. советские баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстро­той атак и активной игрой в защите. Однако стало ясно, что нуж­но, еще много работать.

Великая Отечественная война приостановила развитие баскет­бола.

Только в 1944 г. было проведено одиннадцатое первенство страны (в Тбилиси).

Наиболее бурный рост мастерства советских баскетболистов отмечается с 1946 г. В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступают в Международную федерацию баскетбола (ФИБА) и принимают участие в пятом первенстве Европы (мужская сбор­ная), которое с успехом выигрывают. В дальнейшем наши баскет­болисты и баскетболистки участвуют во всех международных соревнованиях: первенствах Европы и мира, Кубке европейских чемпионов, олимпийских играх (с 1952 г.) и др.

В Олимпийских играх 1952, 1956, 1960, 1964 гг. мужская сбор­ная СССР занимала вторые места после сборной команды США, а в 1968-м - третье место. В 1967 г. женская и мужская сборные команды СССР завоевали титул чемпиона на первенстве мира.