Скандинавские палки в детском саду. Скандинавская ходьба в детском саду

Мастер-класс для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: познакомить педагогов с методами и приёмами использования в образовательном процессе детского сада здоровьесберегающей технологии «Скандинавская ходьба».

Материалы: буклеты, сундучок с зеркалом, надпись «Здоровье» на высокой подставке, презентация.

Ход мастер-класса:

Вступительная часть:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь не откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Позвольте мне обратить ваше внимание на несколько понятий, которыми мы будем руководствоваться в ходе нашей встречи

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись "Здоровье" на подставке.

Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем".

Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный - не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей.

Основная часть:

Сегодня я хочу познакомить вас с одной из современных здоровьесберегающих технологий «Скандинавская ходьба». Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба (англ. Nordic Walking) - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Причины, по которым я решила использовать нордическую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Скандинавская ходьба - оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве - достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг - и ты уже идешь к здоровью.

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для дошкольников:

1.Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

2.Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

3.Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

4.Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

5.Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует нам успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основываясь на них, я и провожу скандинавскую ходьбу с детьми.

Занятия проходят 1 раз в неделю, начиная со старшего возраста. Тренировочный процесс предполагал:

Чтобы начать занятия нордической ходьбой в первую очередь я подобрала детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Высоту палок я рассчитывали для каждого ребенка по формуле: Где А - высота палок в см, а В - рост ребёнка в см А=В*0,7;

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении.

Наиболее предпочтительное время для начала занятий, на мой взгляд - осенний период.

Начинаю занятие нордической ходьбой с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. Например:

  • поставить детям ногу на носок, затем на пятку, выполняли перекаты с носка на пятку, затем вращательные движения коленями в полуприсяде;
  • прыжки с опорой на палки и несколько взмахов руками в стороны и вверх-вниз;
  • наклоны и вращательные движения туловищем.

После чего напоминаю детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность нордической ходьбы - от 20-25 мин в старшей группе, и до 30-35 мин в подготовительной группе.

Нордическую ходьбу я провожу в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада. Основное в методике обучения детей 5-7 лет - образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первых занятиях палки даются на 5-10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию детского сада.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Для объяснения целесообразности использования данной инновационной техники на сайте сада была размещена консультация «Скандинавская ходьба».

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания, повышения знаний родителей и детей в области сохранения и сбережения здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствуют повышению уровня физического здоровья в целом.

Заключительная часть: « Здоровье - самая большая ценность»

А теперь прошу заглянуть в сундучок, где находится что-то очень ценное. (Педагоги по очереди заглядывают и видят свое отражение в зеркале).

Ваше здоровье и есть то ценное, что имеет человек, ваш клад, ваше сокровище. Берегите его.

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты.

В этот день в группах старшего дошкольного возраста «Белоснежка» и «Рыбка» побывала инструктор по скандинавской ходьбе Швецова С.А

Она рассказала, что в древности странники, которые путешествовали пешком на большие расстояния, всегда брали в дорогу с собой палку - посох. С посохом ходить было удобнее и по ровной дорожке и по горам. А использовать для ходьбы сразу две палки придумали лыжники скандинавы, живущие в Финляндии. Они догадались летом тренироваться без лыж, используя ходьбу с лыжными палками. После таких тренировок спортсмены стали сильнее и выносливее. Теперь ходьбу с палками называют скандинавской. Сейчас ее при подготовке к соревнованиям используют и наши лыжники и биатлонисты. А для укрепления здоровья могут ходить с палками все, кто пожелает.

Достоинством скандинавской ходьбы является то, что ею можно заниматься в любое время года, в любую погоду и в любом возрасте. Скандинавская ходьба позволяет задействовать до 90% мышц тела и, следовательно, помогает поддерживать их в хорошем состоянии. Причем это в основном большие мышцы тела. Это дает нам дополнительные преимущества не только для потери веса, но и для улучшения осанки и поддержания мышечной системы в тонусе. Регулярные занятия скандинавской ходьбой могут отлично помочь нам поддержать вес на нормальном уровне. Скандинавская ходьба с палками снижает нагрузку на колени и другие суставы, достигается больший комфорт, чем при обычной ходьбе или беге трусцой.

Дети посмотрели фотографии людей занимающиеся скандинавской ходьбой.

Палки для скандинавской ходьбы необычные. На острые кончики надеваются резиновые башмачки. Понравилась детям игра «Башмачок бежит по кругу». Есть специальная рукавичка, которая крепится к палке, она называется темляк.

Во время тренировок с палками делают разминку, а в конце проводят дыхательную гимнастику.

Дети старательно тренировались ходить, перекатываясь с пятки на носок.

А потом с удовольствием выполняли вместе с инструктором дыхательные упражнения.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Регулярные занятия скандинавской ходьбой позволяют тренировать все группы мышц, корректируют осанку, способствуют укреплению мышечного корсета, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистых систем. Чтобы занятия с детьми были эффективными необходимо подобрать детские палки для скандинавской ходьбы.

Как выбрать?

Детские модели отличаются ярким дизайном, размерами темляка, высотой и формой шипа. Чаще всего для подростков и детей выбирают . Они состоят из двух, трех секций и легко складываются. Если рост маленького спортсмена небольшой, то можно выбрать . Такие варианты наиболее практичны, ведь:

  • их высоту можно регулировать по росту ребенка;
  • удобны в транспортировке (легко умещаются в спортивные сумки, специальные чехлы);
  • прочные (надежно фиксируются).

Во время выбора обратите внимание на вес инвентаря. Лучше выбрать изделия из облегченного . Они отличаются прочностью и небольшим весом, поэтому чаду будет комфортно с ними заниматься.

Палочки используют не только для занятий нордической ходьбой, но и для других упражнений, поэтому выбирать нужно легкие и прочные одновременно.

В отличие от моделей для взрослых инвентарь для деток имеет безопасную форму наконечника. Это позволяет избежать травм в случае неосторожности. В комплектацию входят резиновые «сапожки» для ходьбы по твердым поверхностям – асфальту, бетону. – важнейший аксессуар к палочкам. Они обеспечивают амортизацию, снижают нагрузку на руки и защищают суставы ребенка от травм.

Особое внимание, выбирая детские палки для ходьбы, стоит обратить на размеры рукоятки, и форму темляка. Они должны быть рассчитаны под небольшую кисть. Лучше отдать предпочтение вариантам с темляками из гипоаллергенного неопрена с кожаными вставками. Продажа подобного инвентаря осуществляется в проверенных интернет-магазинах, которые сотрудничают с известными производителями. Надежно зафиксированные темляками палочки позволят избежать лишней нагрузки и травм запястья.

Рукоятки из пластика не самый удачный вариант, так как во время занятий рука потеет, и они становятся скользкими. Лучше приобрести изделия с прорезиненными или пробковыми ручками. Они приятны на ощупь и не скользят даже при намокании.

Где заказать?

Если есть необходимость купить детские скандинавские палки в Москве, то выгоднее это сделать в каталоге нашего интернет магазина. На нашем сайте представлены качественные модели от проверенных производителей по оправданной цене. Заказать их можно в удобное время не вставая кресла. Такое решение позволит сэкономить деньги и время, а также получить качественные и безопасные инвентарь с доставкой в быстрые сроки.

В настоящее время одной из важных задач в мире является сохранение крепкой, здоровой семьи. Особенно остро эта проблема стоит в России.

Для родителей нет ничего дороже здоровья ребенка. К сожалению, от природы крепкое здоровье достаётся немногим счастливчикам. Однако нередко бывает, что ребенок с ослабленным здоровьем вырастает сильным и выносливым, а крепкий от рождения малыш со временем превращается в слабого и болезненного человека. Каким вырастет ваш ребенок, зависит от того, сумеют ли родители привить ему правильное отношение к своему здоровью.

Здоровье ребенка стало занимать приоритетные позиции во всем мире. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению часто болеющих детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.

Двигательная активность обеспечивает правильное формирование и нормальное функционирование детского организма. Во время подвижных игр, езды на велосипеде, ходьбы, бега, плавания работают все группы мышц, обеспечивая развитие мышц и скелета. Также во время физических упражнений стимулируется развитие головного мозга. Однако спортивные рекорды не должны становиться самоцелью, это чревато негативными последствиями для детского здоровья.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, приобретаются базовые физические качества, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Актуальной проблемой в настоящее время является нарушение осанки у дошкольников, которая возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводит к серьезным нарушениям осанки, что в последствии может вылиться в самые разным болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Изучая эту проблему, мы в своем детском саду попытались найти более эффективные методы ее решения, которые привели нас к «скандинавской ходьбе» . Это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При такой ходьбе работают 600 мышц тела человека, что составляет 90 % всей мышечной системы. Скандинавская ходьба не травматична и очень интересный, а главное простой и доступный каждому ребенку вид двигательной активности круглый год. Именно поэтому в нашем детском саду ведется обучения дошкольников скандинавской ходьбе с целью профилактики нарушения осанки. Составлена рабочая программа по обучению дошкольников скандинавской ходьбе, разработаны методические рекомендации для родителей воспитанников и педагогов.

Занятия такой ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу организма в целом:

  • способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата
  • формируют правильную осанку
  • уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы, содействуют профилактике плоскостопия
  • содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма
  • развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины, имеющие на конце твердый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям (почва, песок, снег, лед) .

Прежде чем приступить к занятию по скандинавской ходьбе, необходимо выполнить комплекс разминочных упражнений с палками:

Упражнение 1. И. п. - основная стойка, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поднять руки с палками вверх, правую ногу назад на носок; выдох- и.п. То же самое с левой ноги. Повторить 8 раз.

Упражнение 2. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох поворот туловища вправо, палки вынести вперёд, выдох-и. п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 3. Ноги на ширине плеч, палки в обеих руках внизу, хват за концы палок. Вдох - поднять палки вверх, выдох-наклон туловища вправо. Вдох-палки вверх, выдох - и.п. То же самое влево. По 4 раза в каждую сторону.

Упражнение 4. Ноги на ширине плеч, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - наклон туловища вперёд, держаться за палки; вдох-и. п. Повторить 8 раз.

Упражнение 5. Пятки вместе, носки врозь, палки перед собой на вытянутых руках с упором в землю. Выдох - присесть, держаться за палки; вдох - и.п. Повторить 8 раз

Упражнение 6. Основная стойка, руки на поясе, палки лежат на земле. Прыжки через палки вправо и влево, 20 раз в чередовании с ходьбой на месте.

Чтобы получать оздоровительный эффект от скандинавской ходьбы, следует тренироваться достаточно интенсивно. Пульс должен подниматься до 120-140 ударов в минуту. Вялая и неспешная ходьба, пусть и является по всем признакам физическим упражнением, не даст заметного эффекта.

Следует начать практиковать скандинавскую ходьбу с коротких (10 минут) прогулок по ровной местности. Постепенно можно перейти и к ходьбе по холмистой местности. Время ходьбы постепенно можно увеличить до 1 часа.

Продолжительность ходьбы следует выбирать исходя из самочувствия и настроения. Не следует выполнять ходьбу, если она не приносит удовольствия. Скандинавскую ходьбу можно объединять с обычным физкультурным занятием, проводить в игровой форме, использовать эстафеты в преодолении препятствий. Такие сочетания видов деятельности, очень нравятся детям и они с большим удовольствием занимаются скандинаской ходьбой. Проводится скандинавскую ходьбу не чаще 2 раз в неделю. Давайте организму время на восстановление, даже если он не чувствует усталости.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Движение укрепляет мышцы и скелет.

Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного дольше. Они более энергичны, работоспособны и энергичны.

Таким образом, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья, а скандинавская ходьба поможет формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно -сосудистой и нервной систем организма.

Литература

  1. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -192 с.
  2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Секреты известного тренера. – СПб.: ООО Издательство «Питер» , 2015.