Практика Простирания – путь в согласие с душой. Простирания

Сейчас я расскажу, как делать простирания. Сначала сложите вместе руки над макушкой. В простирании каждое движение имеет очень большое значение. Полное простирание (простирание в полный рост) очищает ваши каналы и закладывает основу для практики тантры. То есть каждое звено является подготовительным для следующего. Кроме того, простирание - очень хорошее физическое упражнение. Американские ученые выяснили, что тибетские простирания - это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег - очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время это может принести вред всем вашим сухожилиям. То есть с одной стороны - хорошо, а с другой - приносит вред. Но когда они исследовали простирания, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Кроме того, оно очень полезно для всего тела. Простирания полезны для тех, у кого проблемы с нервами, например, для людей, легко впадающих в гнев. Если они будут постоянно делать простирания, то станут намного спокойнее. Таково воздействие простираний на чисто физиологическом уровне. Вообще, для здоровья простирания очень полезны. Его Святейшество Далай-лама просил меня сделать сто тысяч простираний перед тем, как я отправлюсь в горы. Когда я сделал сто тысяч простираний, мое тело стало очень сильным и легким, поэтому я очень легко мог подняться в гору и спуститься обратно. И в течение трех лет я не нуждался в помощи ни одного врача. Голова тоже не болела. Вот когда я приехал в Россию, тогда то и начались все мои болезни. Когда вы ставите ладони на макушку - это является символом короны Будды Когда-нибудь вы обязательно станете буддой, по¬тому что создали для этого причину. Хотя, конечно, вы станете буддой не только по одной этой причине, но она станет одним из факторов. Далее вы приставляете ладони вместе так, чтобы кончики пальцев находились на уровне «третьего глаза». Это символизирует тело Будды и создает причину для обретения тела Будды. Затем ладони складываются вместе на уровне горла. Это способствует достижению речи Будды. Потом ладони перемещаются на уровень сердечного центра - для достижения сознания Будды. После этого вы ложитесь на землю и вытягиваетесь в полный рост. Вначале вы становитесь на колени, потом опираетесь на руки, затем руки скользят по ковру и вы вытягиваетесь. После того, как вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вме¬сте, большие пальцы соприкасаются. Потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю. Это - завершение простирания. Когда вы опускаетесь на землю, вы должны думать о том, что вы вырываете корни сансары. С такой мыслью вы растягиваетесь на земле. А когда вы поднимаетесь с земли, то думаете о том, что открываете ворота освобождения. Очень важно, чтобы ваши ру¬ки были полностью вытянуты на земле, потому что это позволяет очистить ваши каналы. Подниматься нужно в обратном порядке. Итак, я описал вам, как выполняется полное простирание. Полупростирания начинаются также, как и полные. Ладонями вы касаетесь макушки головы, середины лба, горла и середины груди. Затем вы становитесь на колени, ставите на землю руки и касаетесь земли лбом. То есть ваше тело не полностью лежит на земле, а только руки, колени и голова. Поднимаетесь также в обратном порядке. Сейчас я расскажу, как это нужно делать. Если вы захотите сделать сто тысяч полных простираний, вам понадобится какая-нибудь большая деревянная доска, чтобы по ней можно было легко скользить руками. Или любое другое покрытие, подходящее для этой цели. Был вопрос о перчатках. Одевать перчатки нельзя, но можно что-нибудь подкладывать под ладони, чтобы проще было скользить рукам. Дело в том, что вам нужно будет чистыми голыми руками (без всяких подкладок и перчаток) делать жесты вначале простирания. А в какую сторону света при этом смотреть - неважно. Перед тем, как делать простирания, вы должны прочесть молитву, которую мы читаем перед каждой лекцией. Затем представьте себе, что перед вами находится Будда и учителя четырех школ тибетского буддизма, а также все великие учителя Индии, все будды, бодхисаттвы, даки и дакини. В центре находится Будда Шакьямуни. Все это предваряет чтение мантры. После этого вы приступаете к самим простираниям. Когда вы ставите руки на макушку, то начинаете читать мантру простираний. Количество простираний не так важно, как их качество. Если вы не можете сделать сто тысяч простираний, это не страшно, старайтесь каждый день делать качественные простирания, с полным вниманием. Не устраивайте погони за «духовностью». В вашей практике не должно быть давления, в том числе и давления на самого себя. Вы должны получать удовольствие от того, что делаете, вам должно это нравится. Потому что, если будет какое-то давление, например, вы будете внушать себе, что должны сделать сто тысяч простираний, то в какой-то момент вы просто почувствуете усталость от практики и вообще все бросите. Один месяц будете активно заниматься, а затем скажете, что больше не хотите ничего. Теперь я вам дам мантру простираний. Считается, что эта мантра увеличивает благие заслуги от простираний в сто тысяч раз. Так сказано в древних текстах. Мантра увеличения заслуг от простираний (мантра простираний): НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМА У ДАРМА ШРИЕ СОХА Произносить эту мантру лучше перед началом простираний, сложив руки в центре груди. Повторите ее три раза, а потом уже делайте простирания. При этом вы должны думать не только о том «поле заслуг», которое визуализировали перед собой, но и о том, что вы окружены множеством «полей заслуг». Представьте также, что вы обладаете множеством тел, и все эти миллионы тел делают вместе с вами простирания, а также их делают все остальные живые существа. Думайте о том, что простирания делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, чтобы вы достигли состояния будды на благо всех живых существ. Такая мотивация очень важна. Не стоит делать простирания с желанием приобрести здоровье или сделать свое тело красивым и стройным. Делая простирания, читайте мантру Прибежища: НАМО ГУРУБЕ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ Первая строка говорит о том, что вы принимаете прибежище в своем духовном наставнике, вторая строка говорит о прибежи¬ще в Будде, третья - в Дхарме, четвертая - в Сангхе. С этой мантрой вы делаете простирания (мантра читается одновременно с выполнением простираний). Вы видите, как от тех будд и бодхисаттв, которых вы визуализировали вначале в качестве поля благих заслуг, исходит свет. Перед буддами и бодхисаттвами вы визуализируете вашего духовного наставника, он сидит на маленьком троне. На самом большом троне сидит Будда Шакьямуни -наш главный учитель. Все другие духовные учителя - его эманации. Когда Будда умирал, то очень многие из его учеников спрашивали, что же с ними будет, когда он уйдет, кто будет направлять их? Он сказал: «Не беспокойтесь. Я буду приходить к вам иногда в виде монаха, иногда, как обычный человек. Я буду при¬ходить и творить благо, пока у вас будет нужда во мне». Многие великие учителя Индии и Тибета были эманациями Будды. Вы не можете сказать кто из них есть кто, это все разные формы Будды. Огромная вера в Будду возникает у вас из понимания глубины его Учения. Чем больше вы размышляете над Учением, тем яснее осознаете, что он подлинный освободитель живых существ. Он действительно показал полный путь, логично и мудро обосновав его. Вы развиваете в себе веру в Будду, а затем делаете простира¬ния как символ уважения к нему. В течение дня вы должны сделать минимум три простирания. Когда вы, например, летите на самолете, трудно делать простирания. В этом случае можете делать умственное или словесное простирания, сопровождая их теми же жестами, которые выполняются в начале телесных простираний, но не вытягиваясь. Если же вы испытываете некоторую неловкость перед окружающими, то можете сделать простирания только словесно или мысленно, без жестов. Для буддизма важнее всего сознание человека, его ум. Буддизм - очень гибкое учение, и он не требует делать ничего, что было бы слишком неудобно и болезненно. Возвратимся к практике полного простирания. Когда вы дела¬ете простирание и произносите мантру прибежища, то в этот момент из сердец Будды, вашего духовного наставника, Его Святейшества Далай-ламы, всех будд и бодхисаттв, даков и дакинь исходит белый свет. Он проникает в ваше тело и очищает негативности вашего тела, речи и ума. Он дарует благословение телу, речи и уму. Вы ощущаете, что попадаете под защиту будд и бодхисаттв. Именно с таким чувством необходимо делать простирания. Когда вам хочется сделать больше простираний, делайте боль¬ше (чем три). Мантру простираний можно говорить перед каждым простиранием, а можно и не говорить. Мантру прибежища произносим во время каждого простирания. Если вы можете говорить мантры быстро, то на каждое простирание можно произносить либо только мантру прибежища, либо две мантры подряд - и мантру простирания, и мантру прибежища. Заканчивая цикл простираний, обязательно сделайте посвящение заслуг.

Учение Ламы Сопы Ринпоче

Общие виды пользы
Один из главных видов пользы, приносимых простираниями — достижение в будущем хорошего рождения с совершенным телом: золотистого оттенка — подобно святому телу Будды, — прекрасной формы, наделенным совершенными органами чувств. Имея красивое тело, мы сможем привлечь множество живых существ; такое тело привлекает существ — сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы живых существ. Поскольку вы им нравитесь, если вы будете что-то говорить или давать какие-то легкие для понимания наставления, вам будет легко привести этих существ к Дхарме, привести их на путь к просветлению, путь, точно ведущий к счастью.

У вас будет приятный голос. Есть певцы, чей голос способен привлечь миллионы людей. Обладая таким качеством, вы легко сможете принести благо другим, помочь живым существам. Если существа вас слушают, вам легко привести их к просветлению.

У некоторых людей не получается общаться с другими; либо им не хватает мужества, чтобы говорить, либо речь их не убедительна и другие люди к ним не прислушиваются. Однако другой человек, рассуждая на ту же тему, может говорить так, что слушать его легко. Такие люди могут помогать другим, потому что к их словам прислушиваются.

Вы не будете стесняться делать что-то на глазах других людей; освободившись от стеснительности, вы сможете вести за собой живых существ. По-тибетски это качество называется «лха ми га» — где бы вы ни были и куда бы ни направлялись, боги и люди будут довольны вами.

Вы будете производить такое же чудесное впечатление, как Его Святейшество Далай-лама или Его Святейшество Линг Ринпоче. Его Святейшество Линг Ринпоче, казалось, сиял и лучился и был исключительным человеком. Хотя у него было такое же человеческое тело, как и у нас, в нем было нечто особенное, нечто возвышенное. На Западе также встречаются добрые, душевные люди, искренность и честность которых сразу бросается в глаза. Эти люди выделяются даже в толпе — мы замечаем их сияние, их исключительность.

Вас всегда будут сопровождать будды и бодхисаттвы. Если хотите, чтобы вас всегда сопровождали будды и бодхисаттвы, нужно делать простирания — и чем больше, тем лучше!

Вы обретете великое богатство и удовольствия. Простирания создают невообразимо огромную благую заслугу. Чтобы пережить результаты наших благих действий, нам не обязательно ждать следующих рождений; некоторые из этих результатов мы сможем ощутить уже в этой жизни. Причина здесь в том, что на южном континенте, на котором мы все живем, карма, созданная в начале жизни, настолько сильна, что переживать ее последствия мы будем весь остаток этого рождения. В зависимости от того, негативная это карма или благая, в оставшуюся часть жизни мы будем наблюдать соответствующие последствия.

Вы обретете высокое рождение — богом или человеком. Кроме того, вы обретете состояние свободы от страданий, освобождение от сансары. Каждый раз, когда вы совершаете простирания, каждый раз, когда вы складываете перед статуей или изображением Будды ладони — и совершаете простирание с касанием пятью точками (короткое) или полное простирание, или просто подносите руку к груди, или даже просто уважительно кланяятесь — то немедленно создаете причины для обретения просветления. Поэтому, думаю, при перечислении благих последствий следует упомянуть и полное просветление — не только более низкое состояние освобождения, но и великое освобождение, то есть просветление. Я добавляю этот пункт, чтобы сделать такое заключение: вы достигнете состояния, свободного от каких-либо недостатков, и совершенства всех качеств. Таково заключение. Любой вид простираний приносит все эти благие последствия.

Десять видов пользы
Когда вы складываете ладони перед статуей или изображением Будды или когда просто видите священный объект, то немедленно получаете десять видов пользы:

1. Вы обретете рождение в королевской семье. Родившись в семье короля, вы получите богатство и власть и сможете стать королем. Будь вы королем, вы обладали бы большим влиянием и смогли бы принести благо множеству живых существ. Вы могли бы жертвовать свое богатство множеству живых существ, а эти существа прислушивались бы к вашим словам. Таким образом вы помогли бы множеству существ встретиться с Дхармой. Вы могли бы объяснить им, как правильно практиковать, как отказаться от неблагих поступков, которые вредят им самим и другим существам. Вы смогли бы даровать этим существам свободную от каких-либо ошибок мудрость.

На Западе это большая проблема. Родителям, к примеру, очень сложно понять, как воспитывать детей, как помочь детям. Не обладая безошибочной мудростью, помочь детям очень сложно.

В Непале есть один лама традиции Ньингма — Ургьен Тулку Ринпоче, живущий неподалеку от ступы Боудха, там есть большой монастырь. Ургьен Тулку уже покинул этот мир; кажется, его считали самим Падмасамбхавой, что-то в этом духе. Так или иначе, он был женатым ламой с супругой-мудростью, и у него было несколько сыновей — кажется, четверо или пятеро, — и каждый из них был ламой-перерожденцем! У одного из старших сыновей также есть сын — тоже лама-перерожденец. Некоторые ламы, как я слышал, называют эту семью «фабрикой лам». Думаю, это особенная семья; и мать, и отец были особенными людьми. Мать постоянно памятовала о непостоянстве и отречении и была свободна от страха. Их умы не были обычными, не искали наслаждений сансары, не погрязли в удовольствиях сансары. Им это не было присуще.

На Западе — независимо от того, получились дети «случайно» или были «запланированы» родителями — направлять, воспитывать ребенка без мудрости очень непросто. Жизнь родителей и детей полна страданий. Вместо того, чтобы приносить благо обществу, человечеству, живым существам, они не приносят блага никому.

Подобные трудности существуют и в школах, где также вызваны отсутствием подлинной мудрости, и это тоже огромная проблема. Обилие насилия и неблагое поведение ломают жизни детей, и после этого с ними весьма непросто справиться.

Так или иначе, если вы родитесь в королевской семье, жители страны будут вас слушать. Вы сможете открыть их «око мудрости», объяснить им, что следует практиковать, а от чего нужно отказаться, что вредит другим существам и им самим, а что всем приносит благо. Вы сможете привести жителей к правильным методам обретения как временного счастья, так, разумеется, и освобождения от сансары и просветления. Это первое благое последствие совершения простираний.

2. Вы обретете «обширную форму», то есть совершенное тело, наделенное полноценными органами чувств, как я уже упоминал. Если вы обладаете совершенным телом, то можете заниматься любой практикой Дхармы — например, принимать обеты или постриг. Делать все это вам позволяет совершенное тело.

3. Окружающие вас люди, служанки или слуги, коллеги на работе или члены семьи будут совершенными. Их умы будут находиться в гармонии с вашим умом, и благодаря этому не будет конфликтов и трудностей и они будут действовать в соответствии с вашими желаниями. Таким образом ваша практика, направленная на принесение блага другим живым существам, будет еще более благотворной — ведь окружающие вас люди будут вам помогать и вас поддерживать.

4. Вы сможете делать обильные подношения Гуру, Будде, Дхарме и Сангхе.

5. Другие существа будут уважать вас и служить вам.

6. Вы сможете получить множество наставлений по Дхарме.

7. Вы будете обладать глубокой преданностью. Простирания ведут нас к обретению преданности. Без преданности Гуру, без веры, вы не сможете обрести благословения Гуру, и поэтому не сможете достичь реализаций на пути к просветлению. Без преданности Трем Драгоценностям вы не сможете лично обрести их качества — качества Будды, качества Дхармы и качества Сангхи. Без веры мы подобны автомобилям, лишенным топлива — не способным функционировать, или городу, в котором ничего не работает и все рушится, потому что отключено электричество. Преданность — чрезвычайно важная основа.

8. Вы обретете прекрасную память и ясный ум. Если вы хотите обрести хорошую память, делайте побольше простираний! Если вы не хотите стать овощем или страдать от болезни Альцгеймера, делайте побольше простираний!

9. Вы обретете обширную мудрость.

10. Вы достигните обширных реализаций — вплоть до просветления. Вы обретете совершенные, безупречные качества прекращения, совершенные качества реализации. В контексте учений Малой Колесницы вы достигните пути правильного воззрения, пути медитации, пути более-не-учения, на которых освободитесь от циклов смерти и рождения и страданий сансары. В контексте учений Махаяны вы сможете достичь полного освобождения от страданий перерождения, старости, болезни и смерти. В контексте Высшей Тантры, ясного света постижения, вы обретете полное освобождение. Вы освободитесь от омрачений беспокоящих мыслей и обретете чистое иллюзорное тело.

Восемь видов пользы
1. Вы обретете красивое тело.

2. Окружающие вас — ваши родственники и коллеги — будут соответствовать вашим потребностям, и благодаря этому вы сможете лучше помогать другим. Вы будете жить в гармонии, будете успешны.

3. Вы сможете жить, поддерживая нравственную чистоту. Это очень важный момент. Без основания чистой нравственности вы не сможете достичь совершенной медитации. Важнейшее условие для достижения шаматхи, «безмятежного пребывания» — чистая нравственность. Такова основа, предварительное условие. Если вы не поддерживаете чистую нравственность, вам будет сложно обрести реализацию шаматхи. Вы не сможете пройти через девять этапов, достичь совершенного сосредоточения, обрести особое блаженство тела и ума. Без совершенной медитации, безмятежности, вы не сможете осуществить высшую практику мудрости. Без безмятежности, шаматхи, невозможно достичь пути правильного видения, пути обретения результатов, невозможно развить мудрость, напрямую постигающую пустотность, устраняющую омрачения беспокоящих мыслей и дарующую освобождение, абсолютно свободное от любых страданий и причин страданий, от заблуждений и кармы. Практикуя чистую нравственность, вы с легкостью достигните и других целей: отречения от сансары, бодхичитты, пустотности. Когда ум обращен к добродетели, достичь всех этих целей легко.

4. Вы будете обладать преданностью.

5. Вы достигнете отваги, мужества в практике Дхармы и трудах на благо других живых существ, мужества в борьбе с омрачениями.

6. Вы переродитесь богом или человеком.

7. Вы достигнете высшего пути.

8. Вы достигнете просветления.

Всего этого вы достигнете, просто соединяя ладони — и уж тем более совершая полные или короткие (с опорой на пять точек) простирания. Когда вы соединяете ладони перед статуей, ступой или писанием Будды, то получаете все эти виды пользы. Поэтому используйте свои ладони, чтобы совершить простирание, всякий раз, когда видите священный объект.

Если вы изучите те виды пользы, те благие результаты, которые описывает Будда, то поймете, сколь полезны простирания. Простираясь перед Буддой — не перед машиной, не перед другом, не перед деревом или цветком, а именно перед Тремя Драгоценностями — вы заботитесь о своем благополучии. Простирания обеспечивают вам всевозможные виды блага — как сейчас, так и в будущем, вплоть до обретения вами просветления. Такова их сила.

Поэтому каждый раз, когда вы видите ступу или изображение Будды, статую Будды, или текст, каждый раз, когда вы соединяете ладони, вы обретаете всё это огромное, невообразимое благо. Вы оправдываете все те жертвы, которые ради вас пришлось принести вашим родителям: девять месяцев беременности и много лет бесценного человеческого рождения, которые они посвятили заботе о вас. Много лет они посвящали себя вам, трудились ради вашего блага, претерпевали лишения, создали ради вашего благополучия, счастья и выживания множество дурной кармы. Они не жалели себя, столь о многом беспокоились, многого боялись. Когда вы видите священный объект и в знак почтения соединяете ладони, вы оправдываете все эти жертвы. Польза от простираний невообразима. Обретя все эти благие последствия, достигнув просветления, вы сможете помочь огромному числу живых существ, сможете освободить живых существ — в том числе и своих родителей. Благодаря этому их жертвы окажутся стоящими; из жизнь, их усилия, лишения, через которые им пришлось пройти — все это обретет смысл.

Когда вы совершаете паломничество или посещаете храм, в котором есть множество изображений и статуй Будды и у вас нет времени совершить по отдельному простиранию перед каждым из этих образов, просто простирайтесь перед всеми священными объектами разом — даже если их там сотни или тысячи, каких бы они ни были размеров. Просто поворачивайтесь, сложив ладони и искренне думая: «Перед всеми ними я простираюсь». На это требуется всего несколько секунд. Даже если там будет миллиард или сто тысяч образов и статуй Будд, вы сто тысяч раз создадите причины для просветления, а заодно, кстати, и освобождения от сансары, и всего счастья будущих рождений, и даже благополучия и счастья в этой жизни. Всего за несколько секунд, обойдя место со сложенными ладонями и подумав «Перед всеми ними я простираюсь», вы отправитесь домой с сотнями тысяч причин достижения просветления. Отправляясь домой, вы возьмете с собой всю эту заслугу!

То же происходит и когда вы рассматриваете альбомы с изображениями Будды. Каждый раз, когда вы видите образ Будды, складывайте ладони. Закончив просмотр альбома, вы накопите множество причин для просветления и других видов счастья!

Не только простирайтесь, но молитесь: «Да стану я подобен тебе, прославленный Гуру». Божество — это Гуру. «Да достигну я твоих святых тела и имени. Да стану я подобен тебе, да обрету все твои качества, да смогу принести благо бесчисленным живым существам и учениям Будды». Простирайтесь и повторяйте такую молитву. Создавая это позитивное желание, вы создаете множество причин для того, чтобы стать подобными этим просветленным существам.

В одной из своих прошлых жизней Шарипутра странствовал. В одном доме он остановился, чтобы отдохнуть и починить обувь, и увидел на стене прекрасное изображение Будды. Изображение было очень красивым, и Шарипутра пожелал стать на него похожим. В следующей жизни он стал сердечным сыном Будды, всегда сопровождал Его и принес благо множеству живых существ.

Благодаря Будде нам очень просто достичь просветления, очень просто очищать негативную карму, очень просто освободиться от ужасов безначальной сансары. Поэтому нам следует применить учения Будды на практике.

Наша жизнь полна надежды, полна возможностей. Очиститься, освободиться от сансары и достичь просветления не так сложно. Всего этого мы можем достичь с помощью простираний.

Колофон : «Польза от совершения простираний» — выдержка из учений, дарованных Ламой Сопой Ринпоче в Институте Ламы Цонкапы в сентябре 2004 года. Составление и редактура — досточтимая Гьялтен Миндрол, Служба Образования ФПМТ, декабрь 2005 года.

Короткие делаются для символичного обозначения уважения. Длинные - это уже буддийская практика. В длинных простираниях обязательным считается прикосновение к полу пятью точками тела: ладонями, коленями и лбом, что обозначает в свою очередь уничтожение 5 ядов сознания: гнева, неведения, страсти, зависти и гордыни.

Простирания произошли из тибетской Янтра - йоги (цалун тульхор по - тиб. Самые первые рукописные описания буддийских простираний принадлежат перу сакья Пандиты. Основная цель Янтра - йоги - выпрямление каналов и улучшение циркуляции в них энергии. Считается, что в организме человека циркулируют 72000 каналов. В техническом плане Янтра - йога различается по традициям и школам. Однако цель и основные этапы одинаковы у всех. Раньше цалун тульхор в тибете был под большим секретом. Простирания же являются эссенцией Янтра - йоги. Это упрощённое, доступное упражнение, тем не менее, оно воплощает всю суть этой сложной йогической системы. В Янтра - йоге также есть предварительные практики, являющиеся основой данной системы. Сутью этих предварительных практик является разработка 5 членов тела (рук, ног и головы), на санскрите называемая "Матана". Совершая простирания, человек, по сути, делает "Матану". Когда каналы выпрямлены, тогда энергия циркулирует беспрепятственно, а "Тигле" расслаблены и соответственно сознание умиротворено. Ум стабилен, спокоен и ясен. Цель шаматхи - стабильность и спокойствие ума, а ясность ума - это випашьяна. Что вместе являются основными средствами на пути сутры.
Тантра на стадию порождения божества и стадию завершения делится. Сутью тантрических практик является опять же стабильность, спокойствие и ясность ума. При достижении спокойствия проявляются божества визуализации, при достижении стабильности визуализируемые объекты стабильны. При достижении ясности ума мы чётко видим в деталях каждое божество. Например, ямандагу мы будем видеть детально: каждую руку, каждую ногу, атрибуты и т. д. пути сутры и тантры различаются, однако, плод один. Можно сказать, что и там и там необходим контроль ума. Обуздание, приручение ума возможно лишь при спокойствии, стабильности и ясности. Работать над этим гораздо сложнее, чем делать физические упражнения, поэтому простирания являются самым лучшим способом, чтобы достичь контроля над умом или подготовиться к практикам в достижении спокойствия, стабильности и ясности. Все проблемы не только в буддийских практиках, но и в жизни проистекают из необузданности ума. Ведь все людские проблемы берут начало в бесконтрольности желаний, гнева и т. д. при большом количестве исполнения простираний могут возникнуть проблемы с поясницей и коленями. В этом случае не надо переусердствовать, надо быть осмотрительнее. Таким образом, если нет проблем, значит можно делать много. К примеру, лама цонкапа совершил несколько миллионов простираний. В Лхасе до сих пор хранится камень, на котором он простирался, от чего камень истёрся, и остались следы. И это результат не магических, сверхъестественных проявлений, а следствие физических действий. Все великие ламы прошлого и настоящего занимались простираниями очень серьёзно и делали их в огромных количествах. Это мощная практика в обуздании ума, в очищении негативной кармы и в приобретении множества благих заслуг. Как и во.


Всех буддийских практиках, здесь большое значение имеет мотивация. Очень важно во время простираний держать священный объект (будда, субурган и т. д.) в уме и начитывать мантру полушёпотом или про себя. Тогда все три составляющие человека (тело, речь и ум) будут едины, что позволит совершать одну из самых эффективных духовных практик. Простирания являются самым сильным средством очищения грехов, совершённых нашим телом. Вторым по эффективности является обход посолонь вокруг Дуганов, субурганов. Также это лучшее средство для уменьшения гордыни. Чем больше в человеке гордыни, тем меньше благословения от будд и бодисатв он получает.
С медицинской точки зрения, благодаря простираниям улучшается кровообращение, а это уменьшает различные боли, улучшает метаболизм. Через пот из организма уходят токсины, улучшается обмен веществ. По причинам смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания. Такие, например, как инфаркт, инсульт и т. д. данное упражнение улучшает циркуляцию кровотока, укрепляет сердечную мышцу и сосуды. Что в свою очередь уменьшает риск появления данных заболеваний. Одной из причин этих заболеваний является малоподвижный образ жизни. Особенно риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний возрастает многократно у людей старше 40 лет. Поэтому простирания и обходы являются очень хорошим профилактическим средством в предупреждении этих болезней. На втором месте по смертности стоят онкологические заболевания - рак. Одной из причин рака является малоподвижный образ жизни. Ежедневные простирания эту причину устраняют. Далай лама XIV, к примеру, каждый день делает 108 простираний и много обходов. Из-за малоподвижного образа жизни появляются различные опухоли. Много людей из-за незнания и лени, будучи буддистами, отказываются от простираний и обходов, из-за чего впоследствии пополняют армию больных людей. Малоподвижный образ жизни способствует накоплению слизи, а это ведёт к переизбытку веса. Простирания и обходы уничтожают слизь, сжигают жир, уменьшают холестерин и укрепляют иммунитет. Являясь физическими упражнениями, улучшают метаболический огонь, что многократно помогает переваривать пищу. Поэтому является очень эффективным средством в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. При обходе нагрузка меньше, чем при простираниях, поэтому надо подходить индивидуально к количеству повторов. При совершении данных практик очень эффективной для очищения кармы является визуализация всех живых существ, которые делают их с вами вместе. Особенно тех существ, с которыми есть кармическая связь. От такой визуализации благословение будд увеличивается многократно, соответственно карма очищается сильнее. Во всех буддийских традициях сакья, нигма, кагью и гелук есть предварительные практики, в которые входят 100. 000 простираний. Очень полезно ежедневно делать простирания по 21, 50 или 108 раз. При болезнях, при высоком артериальном давлении нужно быть осторожным, можно ограничиться 7 простираниями.
Для больных другими болезнями рекомендуются простирания и обходы. Можно и небуддистам это делать, беря во внимание только лечебный эффект, ведь работают все основные группы мышц.
Простирания можно делать на оструганных досках или на паласе, предварительно подложив под колени что-нибудь мягкое, например, пуфик. Нужно ноги, носки держать вместе и пальцы рук тоже. Сложенные по - буддистски в форме нераскрывшегося лотоса.

Ладони прикладываются к макушке, затем к подбородку и к сердцу. Затем, наклонившись, кладут ладони на доску или палас, опускаются на колени и ложатся, касаясь лбом доски, вытягивают руки вперёд и приподнимают ладони вверх или же поднимают их над головой, согнув в локтях. Затем встают в обратной последовательности, при этом последними от доски отрываются ладони. Нужно следить, чтобы пальцы и носки всегда были сомкнутыми, а руки двигались симметрично, параллельно.
Буддийские простирания и обходы являются мощной духовной практикой и в то же время доступным хорошим средством для сохранения, укрепления здоровья. При достаточном количестве повторов можно излечить множество болезней. Считается, что если в течение жизни сделать 100. 000 простираний, то это заложит на тонком энергетическом уровне соответствующий благой потенциал, который даст при следующем перерождении совершенное здоровое тело.

Текст составлен на основе лекций тибетского доктора н. ченакцена.

От себя добавлю, что за полтора года почти ежедневных простираний я избавился от аллергической астмы, начинающегося панкреатита и гипертонии. В период цветения полыни теперь меня не мучают приступы одышки, перестал следить за давлением, и прекратились опоясывающие боли, характерные для панкреатита. Сбавился вес, увеличились силы, чувствую себя помолодевшим. В наше быстротечное время, в котором нам всегда некогда, это упражнение является, пожалуй, лучшим, так как не требует специальных помещений, оборудования, формы, тренера. Можно делать дома в любое удобное для вас время, в любой форме, в любой одежде. Например, 21 простирание займёт около 3 - 5 минут, 108 простираний - от 20 до 30 минут. Можно делать частями - утром, днём, вечером. Ни от кого не зависеть, абсолютно бесплатно. По нагрузке вполне заменит любой фитнес, любой тренажёрный зал. Это единственное физическое упражнение, которое имеет к тому же и духовный аспект, помимо пользы для здоровья.

Простирание в буддизме, как выполнять. Практика простираний.

Но, опять же, не следует забывать о жизненно важной составляющей этого направления практики. Производить ритуальное действо покаянных простираний невозможно без глубокого осознания всех присущих человеку недостатков, без душевной открытости и сердечной искренности. Это будет сравнимо с тем, что человек, носящий одеяния, никогда не будет заботиться о ее чистоте. Не наделенная способностью самоочищаться, одежда, с каждым днем будет становиться все непригляднее. И настанет день, когда человек просто не сможет ее носить, не вызывая неприятие окружающих или своего собственного. Поэтому, когда человек находит первые загрязнения на своей чистой одежде, он должен радоваться тому, что они заметны и он может их сравнительно легко обнаружить, а, значит, вовремя устранить. Если же верхнее одеяние человека находится в давно запущенном состоянии, то очень трудно разглядеть на нем новые загрязнения. Но это совсем не означает, что они там не появляются и не оседают навсегда. Поэтому нельзя щадить себя, обнаруживая в себе несовершенства. Надо только радоваться появившейся возможности провести самоочищение духа. И, поэтому, чем больше недостатков люди смогут в себе отыскать, тем лучше будет для них же самих. А, со временем, способность отыскивать собственные духовные «загрязнения» вырастет до таких высот, что человек сможет улавливать их появление еще до того, как они наложат свой негативный отпечаток на его внутренний мир и сознание. И, даже более того, замечая и работая над искоренением своих несовершенств, человек может полностью измениться, и на смену недостаткам придут лишь достоинства.

Как делать Простирания. Как правильно выполнять простирания? Какие перед этим читаются молитвы?

Вопрос: Достопочтимый Геше Джампа Тинлей, изучил Вашу книгу «Сутра и Тантра», очень увлекает, для себя открыл много полезного, хотя далеко еще не все осознал. Вопрос: стр182, «перед тем как делать простирания вы должны прочесть молитвы»… Какие конкретно молитвы? Стр183: «Поместив ладони на макушку, вы начинаете читать мантру простираний», ниже дается мантра простираний и после нее написано: «Произносить эту мантру лучше всего перед началом простираний, сложив руки у груди». Как правильно выполнять простирания?

Ответ: Действительно, перед тем, как сделать простирания, очень важно сначала прочесть мантру увеличения заслуг от простираний: ОМ НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СУШИРИЕ НАМАХ УТТАМА ШРИЕ СОХА. Если это возможно, сначала прочтите ежедневную молитву (она есть на сайте), а после нее выполняйте простирания. Либо вы можете сначала сделать простирания, а потом прочесть молитву…
Простирания делаются следующим образом. Соединив ладони, вы сначала прикладываете их к макушке, потом - к межбровью, к горлу и сердцу… Тем самым вы создаете причины для обретения, соответственно, ушниши, тела, речи и ума Будды. При этом Вы читаете мантру Прибежища: НАМО ГУРУБЭ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ. Затем вы опускаетесь на землю: если вы делаете полупростирание, то становитесь на колени, касаясь пола ладонями и головой, если же делаете полное простирание, вытягиваетесь на полу в полный рост. Когда вы склоняетесь к земле, вы должны думать о том, что подрубаете сансару под корень. Когда же поднимаетесь, представляйте, что встаете навстречу Благородной истине пресечения - нирване.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

1. a-линия простирания, б-линия падения, в-проекция линии падения на горизонтальную плоскость, α-угол падения2. 1-простирание, 2-падение, 3-видимое падение, 4-угол падения

Простирание и падение - геологические характеристики положения (элементы залегания) слоя горных пород, кровли магматического массива, жилы и др. геологических тел, а также различных поверхностей (например, поверхности тектонического разрыва) относительно сторон горизонта и горизонтальной плоскости.

Простирание - линия пересечения поверхности слоя (горной породы или др. геологического тела), находящегося в наклонном или вертикальном положении, горизонтальной плоскостью. Направление простирания выражается азимутом.

Падение - линия в плоскости слоя (или др. геологического тела), проведённая перпендикулярно к простиранию в направлении наклона слоя (линия наибольшей крутизны). Ориентировка линии падения определяется её азимутом и углом падения. Азимут измеряется по проекции линии падения на горизонтальную плоскость; угол падения заключён между линией падения и её горизонтальной проекцией.

  • Этимология. Наклониться вниз; склониться. Наклон вниз.
  • Определение. Угол падения (р.1,a) - угол между геологической поверхностью и горизонталью в данной точке, измеренной между горизонталью и линией наибольшего наклона этой поверхности.
  • История применения. Известно в XVI в. (Георгий Агрикола). Филлипс (1836) употреблял данный термин как синоним понятий en:hade и жилы вниз (en:underlay) и трактовал его как отклонение от вертикали. Робертc (1839) характеризовал падение как "…отклонение линий пластов от горизонтали", а Олдем (1878) определял его как угол наклона, измеренный от горизонтали, под которым пласты или свита наклонены вниз к центру Земли. С тех пор употребляется, в глагольной форме, в значении координаты элементов залегания геологических поверхностей (например, падающий к востоку). Геофизик Рид (Reid et. а1., 1913) и др. расширили понятие линия падения до понятия погружение, существующего сейчас в терминологии.
  • Производные термины.

Видимое падение (apparent dip) - величина погружения проекции наклонной поверхности на любую специфическую вертикальную поверхность.

Первоначальное падение (primary dip), первичный наклон (initial dip), наклон осадков (depositional dip) - наклон плитообразного тела горной породы в процессе её накопления или внедрения.

  • Примечание. Для заданного простирания имеется два различных падения и чтобы избежать двусмысленности, задают направление падения, по крайней мере приблизительно. Для устранения возможных ошибок при расчёте и для более рационального статистического и машиносчётного анализа предпочтительнее задаваться азимутом падения, чем азимутом простирания (Kenneth K. Landes , 1958). Однако условные обозначения на карте, представляющие собой плоскости элементов залегания, должны каким-то образом графически выражать характер простирания или падения.

Простирания-в буддизме. Простирания

Простирания (поклоны) - одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики - обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм, алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом. Известны многочисленные случаи, когда буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров - вокруг священной горы Кайлас, во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

Совершение простираний в Бодхгайе - месте в котором исторический Будда Шакьямуни обрел просветление, является целью паломничества буддистов различных школ и конфессий уже многие века. По традиции, они стремятся совершить в этом месте сто тысяч простираний.

Вместе с различными формами йоги (например, Гуру-йога), рецитацией мантр и медитацией относится к основным практикам в буддизме Ваджраяны (включая все основные школы тибетского буддизма) и некоторых других направлениях буддизма, таких, например, как чань.

Простирания являются, также, важным элементом буддийского этикета - каждый из учеников склоняется трижды перед учителем, перед получением учения, фиксируя этим отношения «учитель-ученик» и свою готовность с благодарностью, вниманием и почтением внимать словам учителя.

В современном западном мировосприятии практика буддийских простираний (также как и подобные практики в других религиях) часто воспринимается как форма « самоуничижения » в рамках концепции о « человеческом достоинстве » и « свободе личности » (см., также, « гордыня »). Учителя различных школ буддизма полагают, что выполнение практики простираний благотворно сказывается как на состоянии ума, так и на физическом состоянии буддиста.

  1. Перед началом простираний буддист порождает в себе правильные устремления (правильную мотивацию) - очиститься от негативной кармы и достичь определенной цели (например: Просветления во благо всех живых существ) и читает соответствующие мантры, которые могут различаться в зависимости от школы или линии передачи, но, обычно, обязательно включают в себя слова принятия прибежища в трёх драгоценностях. Также, практикующий простирания совершает необходимые визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, Защитников и йидамов, кроме того, представляет себе то бесчисленное количество тел, которым он обладал во всех своих жизнях и которые сейчас будут выполнять простирания в его нынешнем теле.
  2. Сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, которому подобен непросветленный ум, практикующий подносит их к макушке головы. Затем прикладывает их к подбородку и сердцу.
  3. Практикующий касается ладонями земли, затем опускается на колени.
  4. Практикующий ложится на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытягивает руки перед собой, затем поднимает их над головой и встает.
  • А. Чонгонов: Великая сила практики простираний, Элиста 2008 (ББК 86.39 Ч 753)

Простирание это.

Простирание в ведической культуре является знаком почитания и способом получения благословения.
Тот кто испытывает уважение, почитание, искреннюю преданность объекту своей веры, простирается у святых стоп своего духовного Учителя, святого, статуей божества, выражая тем самым свои духовные, религиозные чувства.
Во время простирания духовный искатель получает благословение, так как он простирается не перед человеком или камнем, но он простирается перед Своим Высшим Я, он простирается перед тем, что является для него дороже всего на свете, имеет для него ценность выше которой он не видит ничего.
Этот акт дает возможность духовному искателю через внешнюю форму выражения почитания войти в состояния единения, в состояние блаженства от переполняющих его чувств преданности и восхищения от объектов своей веры.
Простирание это одна из базовых основополагающих практик любой религиозной традиции. Простирания - это подношение, подношения своего тела речи и ума святым и богам линии передачи.
Простирание это тантрическая практика. Простирание это главное противоядие от гордыни, поскольку гордость обычно очень сильно мешает выполнить простирание.
Неполное простирание включает в себя соприкосновение тела с землей в семи точках: паломник касается земли пальцами ног, коленями, ладонями и лбом.
Полное простирание ― это простирание, при котором руки вытягиваются вперед, ладони касаются земли, а тело распластано во всю длину по земле.
Во многих странах, в которых распространена ведическая культура, считается благоприятным совершить паломничество в святое место, совершая полное простирание. Считается, что такое паломничество очищает не только грехи этой жизни, но и карму множества предыдущих жизней.
Паломник движется в своем путешествии, отмеряя своим распростертым телом от пальцев ног до пальцев рук расстояние от своего дома до святыни паломничества.
Во время такого паломничества в нем зарождается глубочайшая вера и открытость.
Простирание это духовная практика, которая помогает избавиться от эгоизма, неведения и препятствий на пути.


Йога очень многогранна! Хотите спокойную практику? Пожалуйста! Асаны, медитация, мантра йога. Желаете добавить динамики? Не вопрос! У йоги для вас припасено много вариантов. Применяйте комплекс Крия йоги на пути Самопознания. Хочется сочетать? Тогда для вас подойдет Йога простирания. По сути, это динамичное выполнение асан, но не повторяющаяся из раза к разу, как Крия и не статичное, как Хатха.

В практике Йоги простирания ваше тело будет переходить из асаны в асану, плавно или более ритмично. Такие упражнения приведут разум в более подвижное и осознанное состояние, а также дадут необходимую нагрузку вашему телу. Последний аспект немаловажен в современной жизни, когда люди много времени проводят на диванах, за рулем авто или на рабочем месте у компьютера. Йога простирания способна восполнить недостаток движения.

Как практиковать Йогу Простирания?

Вы можете составить комплекс упражнений конкретно под себя. Если не достаточно времени или сил на практику, состоящую из ста и более асан, можно воспользоваться «набором» из десяти-двенадцати, как, например, в Сурья Намаскар. Такой вариант хоть и короток, но, тем не менее, сможет обеспечить вас минимальным количеством движений.

Йога Простирания не имеет строгой последовательности. В этом ее отличие от динамичной практики Крия йоги. Вы можете менять местами выполнения асан, а также менять и добавлять определенные из них изо дня в день. Более того, комплекс может меняться кардинально, в зависимости от обстоятельств и потребностей.

Данная практика универсальна: ее можно применять для приведения тела и разума в тонус по утрам, а также для успокоения и отвлечения от дневных забот вечером. Также Йога Простирания может быть элементом более обширной «программы». Включая ее перед Манрта йогой или Медитацией, вы подготовите свое тело, дав ему необходимую порцию движений, чтобы после находится в статике длительное время.

Если вы будете использовать Йогу Простирания в комплексе с употреблением (специальным образом) овсяных хлопьев, это даст отличный эффект. Если очищать свое тело регулярно с помощью данного метода, не потребуется прибегать к более радикальным очистительным шаткармам таким, как например, шанк-пракшалана.

С чего начать практику

Практика всех видов йоги имеет несколько составляющих. Это начало, сама практика и завершение практики. Перед комплексом примите душ и настройтесь. Сядьте с прямой спиной, постарайтесь расслабить тело и отпустить мысли, которые могут отвлекать вас от йоги.

Сама практика может занять у вас как пять минут, так и длится в течение часа. Она может быть как плавной, так и ритмичной.

Обязательно провести окончание практики. Лечь, расслабиться, отдохнуть.

Гибкость данного вида йоги делает его универсальным. С помощью данной практики вы сможете задействовать большое количество мышц, постепенно добавляя в свой комплекс новые упражнения. Йога Простирания подходит для всех, кто понял, что физическая активность нужна нам регулярно!

Тибетские Простирания. Великая сила практики простираний

Тибетские монахини совершают кору вокруг монастыря Мани вблизи Тагонга в провинции Кхам (Восточный Тибет), готовясь к шестимесячным простираниям по дороге из Кхама в Лхасу.

На самом же деле, простирания занимают весьма значительное место в духовной жизни каждого буддиста. Простирания, или поклоны, – неотъемлемая часть буддийского этикета. Ни один монах не сядет слушать Учение, предварительно не совершив три традиционных поклона перед наставником. В буддийских монастырях без простираний не обходится ни одна священная церемония. Это обязательная традиция, которой нужно следовать при посещении буддийских монастырей.

Несомненно, каждый монах считает своим долгом совершить в жизни хотя бы один «бум простираний». Бум – это единица измерения, которая, как в калмыцком, так и в тибетском языках означает сто тысяч.
Великий буддийский Учитель Лама Цонкапа придавал практике простираний огромное значение. Его усердие в духовных занятиях было неистощимым: помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Лама Цонкапа, в кровь раздирая колени, локти и ладони рук, выполнил 3,5 миллиона простираний, и на полу храма остался отпечаток его тела, который и поныне является предметом особого поклонения для паломников всего мира. Он мог напрямую лицезреть йидамов (божеств медитации), в особенности Манджушри, которому задавал вопросы и от которого получал разъяснения по глубинным аспектам Учения Будды.
Уделяя особое внимание этой практике, буддисты со всех концов света приезжают в Бодхгайю (священное место, где две с половиной тысячи лет назад Будда Шакьямуни обрел Просветление) специально для того, чтобы совершить сто тысяч простираний. Там, перед деревом Бодхи, под которым медитировал Будда, они делают три простирания, а затем, с каждым днем увеличивая число поклонов, постепенно набирают темп. Со временем, им удается выполнять до десяти тысяч простираний в день! Полностью отдаваясь практике, они за два-три месяца совершают заветный «бум»!

Видео Буддисты делают простирания. Буддисты в Бодхгая

Буддийская практика простираний – это мощный и эффективный способ очищения кармы и накопления благих заслуг. Совершение простираний – весьма серьезная техника духовного самосовершенствования, которую люди, к сожалению, часто недооценивают.


В буддизме Алмазного Пути, Нёндро (вступительные практики) являются основой Махамудры (Великой печати). Им предшествует своего рода введение – медитация Прибежища. Вступительные практики состоят из четырёх последовательных этапов: простирания (практики принятия Прибежища), медитации Алмазного Ума, подношения Мандалы и Гуру-Йоги (медитации на высокосовершенного учителя). Трудно переоценить пользу от этих четырёх методов и их значение для нашей обыденной жизни и нашего развития. Все - и учителя и «бывалые» практикующие буддисты отзываются о них с восхищением.
Простирания - первая из этих практик. Они представляют собой необычайно эффективный метод реализации цели – состояния Будды – то есть ведущего к нему пути, а также усиления открытости к нему. Благодаря простираниям мы всё больше проникаемся доверием к нашей истинной природе и углубляем связь с Просветлением. Эта практика, как и медитация Алмазного Ума, является, прежде всего, очищающей практикой, она действует на всех трёх уровнях: тела, речи и ума.


Нередко буддисты совершают простирания вокруг священных объектов: храмов, ступ, гор и т.д., тем самым очищая свою негативную карму и накапливая благие заслуги. Совершив поклон, паломник отмечает то место, которого коснулись его ладони. Затем он встает и проходит то расстояние, которое покрыл своим телом, после чего выполняет следующее протирание. Так на протяжении веков буддисты совершают невероятное: они простираниями преодолевают долгий и тяжелый путь из Тибета в Индию!

Каждый монах считает своим долгом совершить в жизни хотя бы один «бум простираний». Бум – это единица измерения, которая, в тибетском языке означает сто тысяч. У особо отличившихся, которые неоднократно преодолели этот рубеж, можно на лбу увидеть своеобразный «Третий глаз». Это шишка – мозоль, полученный в результате касания земли
Эту практику в действии можно наблюдать утром, днем и вечером возле ступы Буднатх в Катманду. И при желании самому приобщиться.

Простирания-карма Кагью. Нёндро

Путь практики буддиста в линии преемственности Карма Кагью начинается с Основополагающих упражнений (тиб. чаг чен нёндро, буквально «подготовка к Великой печати»). Часто они называются просто «нёндро». Основополагающие упражнения состоят из четырех общих и четырех особенных практик.

Под общими практиками понимаются четыре основные мысли – размышления, помогающие укрепить мотивацию буддиста и показывающие, насколько важной является медитация не только для самого медитирующего, но и для всех, с кем он связан и кому хочет помочь. Вот как эти мысли выглядят в тексте медитации:

Мы осознаём, какая драгоценная возможность у нас есть в этой жизни: приносить пользу бессчётному множеству существ с помощью методов Будды. Лишь немногие люди встречаются с учением Алмазного пути, и ещё меньше тех, кто способен его применять.

Мы вспоминаем о непостоянстве всего составного. Вне изменений только безграничное ясное пространство ума, и неизвестно, долго ли мы будем располагать условиями для того, чтобы его познать.

Мы понимаем причинно-следственную связь. Наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего.

Мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Просветление – это вневременное высшее блаженство, а сейчас, пока сами запутаны и подвержены мешающим чувствам, мы не можем приносить пользу другим.

Четыре особенные практики – это четыре медитации, которые в обиходе и называются собственно нёндро, или Основополагающими упражнениями. Они способствуют глубокому пониманию цели и пути; очищают ум от тяжелых отпечатков, оставшихся от прошлых вредных действий; и создают бессчетное множество хороших впечатлений, образующих основу для практики Махамудры, или Великой печати.

В каждом упражнении делаются 111 111 повторений: принятие Прибежища и пробуждение Просветленного настроя во время простираний; очищение от болезненных впечатлений с помощью медитации на Алмазный Ум (санскр. Ваджрасаттва); развитие щедрости при помощи подношения Мандалы; Гуру-йога, медитация на Ламу.

Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Выполнение простираний

Выполнение простираний

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда-нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать . Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что-то, когда делаю простирания.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Шесть исцеляющих звуков автора Чиа Мантэк

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Из книги Искусство движения. Уроки мастера автора Фельденкрайз Мойше

Из книги Тантра: йога с партнёром автора Тетерников Лев Иванович

Из книги Простая йога. Лучшие асаны автора Липень Андрей

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Из книги Что делать, когда не знаешь, что делать автора Херринг Джонатан

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

III. ПОЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗВУКОВ А. Сядьте на край стула. Половые органы должны находиться не на стуле; они являются важным энергетическим центром.Б. Расстояние между стопами должно равняться длине бедра, стопы прочно стоят на полу.В. Спина выпрямлена, плечи расслаблены;

Асаны 5–7. Выполнение асан 1–3 на левую ногу Перейдите из позы «ребенок» в позу «собака», затем «палка» на полусогнутых руках с поднятой левой ногой и перейдите в положение «кобра» на прямых ногах с левой ногой над

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Правильное выполнение упражнений - ключ к успеху При развитии большинства навыков прогресс происходит постепенно и последовательно. Вот почему большинство преподавателей учат студентов новым умениям именно таким образом - пошагово. Однако при занятиях скорочтением