Поселок белый бом. Белый Бом

Гора Ак-Бом (Белый Бом)

Гора Ак-Бом находится в Онгудайском районе, на правом берегу р. Чуи у поселка Белый Бом в 308 км от с. Маймы.

Ак-Бом – огромная отвесная скала над Чуйским трактом (742 км - между селами Иня и Чибит) из белого мраморизованного известняка, возвышающаяся над р. Чуей до 500 м.
Белый Бом размещает в себе пещеру под названием Большая Белобомская (её длина -146), состоящую из четырех ветвей, радиально расходящихся.

До прокладки Чуйского тракта Белый бом, сложенный из белого известняка, был самым опасным местом Чуйского торгового пути. В этом месте не могли разъехаться даже две лошади. Во избежание встречи с другой повозкой путник, приближавшийся к Белому бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку - предупредить таким образом едущих ему навстречу. Так описывал в своем дневнике Ак-Бом В.В. Радлов:

"Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам".

В 1903 г. дорожно-строительные работы на Чуйском тракте были завершены, и перевозка грузов по тракту стала осуществляться на телегах. Это событие купцы-чуйцы отметили весьма своеобразно. Перед въездом на Ак-бом они соорудили деревянную арку, а далее на отвесной скале поместили следующие стихи:


На скале этой немного написать могу.

Проезжающий! Не бойся, поезжай смелей,

В поворотах успокойся, только правь верней.

Прежде ездил ты бомами, мучился с вьюком.

Поезжай теперь с возами и в карьер верхом.

Только с вьюком и возами не гони в карьер.

Не считай перил дровами, не ломай барьер.

Чуйцы долго ожидали этого пути.

Десять тысяч вмиг собрали, Сальджар обойти.

Их желание сбылась - Сальджар в стороне.

Десять тысяч все пришлась уложить в горе.

Хоть Ялман гора большая - скоро не взойдешь.

Что же делать? У Алтая лучше не найдешь.

Даже еще 50 лет тому назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Теперь же в громадной глыбе белого мрамора вырублена широкая магистральная лента шоссе, и путешественник, не знавший доселе этого места, не обратит внимание на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесно спускающихся в Чую скал гравийную полосу старой дороги, протянувшуюся на несколько сот метров.

На склоне выше трассы слева хорошо видна каменная кладка стенки ограждения автомобильной дороги 1920-х гг. Стенка, сложенная на сухую, высотой около полутора метров и шириной около метра, сохранилась лучше аналогичных сооружений начала XX века на Яломане. С этого участка открывается прекрасный вид на современный тракт и долину реки Чуй.

Недалеко от дороги, на 744 км тракта, над обрывом установлен памятник, сваренный из деталей автомобиля и руля. Обычно эти памятники устанавливают погибшим на тракте водителям, а этот увековечивает память легендарного героя народной песни Кольки Снегирева, о чем свидетельствует надпись на памятнике, хотя этот герой на самом деле имеет реального прототипа - в 1930-е гг. водитель работал на тракте. В путеводителе приведен текст песни о Кольке Снегиреве в одной из многочисленных редакций.

Есть по Чуйскому тракту дорога...

Расскажу про тот край, где бывал я.

Где дороги заносят снега,

Где алтайские ветры бушуют,

И шоферская жизнь нелегка.

Есть по Чуйскому тракту дорога.

Много ездят по ней шоферов.

Был там самый отчаянный шофер.

Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную "аму".

Как родную сестренку любил,

Чуйский тракт до монгольской границы

Он на "аме" своей изучил.

А на "форде" работала Рая,

И нередко над Чуей-рекой

Форд зеленый и быстрая "ама"

Друг за другом неслись стрелой.

Как-то раз он в любви ей признался.

Но суровой Роя была.

Посмотрело на Колю с улыбкой

И по "форду" рукой провела.

А потом Рая Коле сказала:

"Знаешь, Коля, придумала я.

Если "ама" "форда" перегонит.

Значит, Раечка будет твоя".

Из далекой поездки из Бийска

Возвращался наш Коля домой.

Форд зеленый и милая Рая

Мимо Коли промчалась стрелой.

Дрогнул Коля, и сердце заныло.

Вспомнил Коля ее уговор.

Дал он газ, и рванула машина,

И запел свою песню мотор.

Ни ухабов, ни пыльной дороги

Коля наш ничего не видал.

Шаг за шагом, все ближе и ближе.

Грузный "ама" "форда" догонял.

В повороте сравнялись машины,

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:

Расстояние от Бийска примерно 404 км.

GPS-координаты: 50.367561, 87.043575

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога - отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. Поднимаемся на Семинский перевал . Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте - отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский - перевал Чике-Таман . Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.

Вдоль Чуйского тракта, на его отрезке в районе 742 км, находится один из памятников природы, на которые богат Алтай, скальный массив Белый Бом. Он возвышается слева от дороги в виде белой известняковой скалы высотой несколько сот метров.

До того как был проложен Чуйский тракт, этот отрезок был самым опасным на всем протяжении пролегавшего здесь торгового пути. Справа от тракта протекает . Две лошади идущие друг другу навстречу, не смогли бы благополучно разойтись в этом месте. Во избежание опасной встречи путешественники соблюдали один непреложный закон: каждый подъехавший к этому месту верхом, должен был спешиться, пройти опасный отрезок пешком и бросить шапку на дорогу, как предупреждение путникам, которые могли бы ехать навстречу.

Уже после 1903 года, когда было закончено одно из нескольких улучшений Чуйского тракта, стали перевозить грузы на телегах. В последующие годы тракт, насколько это было возможно, модернизировался. Современные путешественники на склоне скалы могут видеть каменное ограждение дороги двадцатых годов прошлого века. Ширина его метр, высота 1,5 метра. Оно сделано из камней, без применения каких либо материалов для сцепки и удивительно хорошо сохранилось, по сравнению с другими подобными объектами. До этого места можно добраться, чтобы рассмотреть само ограждение и полюбоваться сверху на тракт и реку Чуя. В наше время автомобилисты проезжая эту надежную магистраль, не ощущают никакого беспокойства проезжая Белый Бом. Этого не было всего лишь около полувека назад: тогда еще большинство пассажиров оставляли автомобили и предпочитали преодолеть участок пешком. До сих пор здесь сохраняется довольно большая аварийность.

В этом месте, справа у тракта, стоит памятник павшим воинам, которые боролись за Советскую власть на Алтае. Дальше, на некотором расстоянии, установлен еще один памятник. Он посвящен памяти Кольки Снегирева, о котором поется в известной песне.

Скала Белый Бом скрывают в своем массиве Большую Белобомскую пещеру, выходящую окном к Чуйскому тракту, в пещера имеет 3 входа. Протяженность ее – 146 м.

Село расположенное недалеко от массива считается нежилым, но сейчас в этих местах интенсивно развиваются различные виды сервиса, обычно востребованные у проезжающих. Вдоль впадающего в Чую ручья есть кафе и караван-парк «Ак-Боом», предлагающий места для палаточного отдыха. Здесь расположены точки шиномонтажа и сварочных услуг. Популярные для этих мест, конные маршруты, завершают свой путь на стоянке для туристов «У Егорыча», которая располагается в сотне метров от тракта, по его левую сторону.

, Онгудайский район

Скала Ак-Бом (Ак-Боом) находится возле одноименного поселка на 742 километре Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит.

На 500 метров скала возвышается над правым берегом реки Чуи , прижимая автодорогу к обрыву. Сложенная из белого известняка, скала оправдывает свое название – "ак" по-алтайски значит "белый", "бом" же в словаре Даля означает "отрог горного хребта, загораживающий речную долину поперек; узкий, трудный проход по ущелью".

До прокладки современного Чуйского тракта Белый Бом был одним из самых опасных мест Чуйского торгового пути: встретившись здесь, две вьючные лошади были не в состоянии разминуться. По рассказам, во избежание такой встречи путник, приближаясь к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку, чтобы таким образом предупредить едущих ему навстречу, что путь занят. В своем дневнике В.В.Радлов так описывал Белый Бом: "Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Строительству очередной "версии" Чуйского тракта были завершены в 1903 году, с этих пор перевозка грузов в этом месте стала возможна на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался.

Сейчас же в громадной глыбе белого известняка вырублена широкая "ступенька", по которой проходит дорога. Путешественники, не знающие об этом некогда опасном месте, даже не обращают внимания на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесных скал гравийную полосу старой дороги. На склоне горы слева от современной трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х годов. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось существенно лучше подобных ограждений старого тракта, например, в районе села Малый Яломан. Подняться до этого места имеет смысл не только для осмотра самой каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину реки Чуя, обрамленную буро-зелеными горами.

Сейчас этот участок трассы представляет собой современную безопасную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома, останавливаясь здесь для осмотра известного ранее места скорее по традиции. Но всего еще в середине XX века, подъезжая к Белому Бому, пассажиры часто вынуждены были покидать автомобили и пешком проходили наиболее опасные места.

Справедливости ради, надо отметить, что этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных: здесь бывает много аварий.

Рядом с Белым Бомом справа у дороге над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву , герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...".

В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт. Также в районе Белого Бома имеются петроглифы, курганы хуннской эпохи.

Скальный массив Белый Бом объявлен памятником природы Республики Алтай.

Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом - алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и . Белый Бом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на несколько сотен метров. Справа тракт прижимает к скале река Чуя.

До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По неписанному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят (аналог светофора того времени).

В своем дневнике В.В. Радлов так описывал Белый Бом:
"Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Когда в 1903 году работы по строительству очередной версии Чуйского тракта были завершены, перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался. Сейчас на склоне горы слева от трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось лучше подобных ограждений старого тракта в районе села . Забраться до этого места имеет смысл не только для осмотра каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину . Сейчас этот участок трассы представляет собой вполне надежную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома. Но всего еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий.

Рядом с Белым Бомом справа у дороге над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...".

Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.

В большинстве современных атласов село Белый Бом, расположенное рядом со скальным массивом, значится как "нежилое". Но сегодня в этом месте активно развивается придорожный сервис. Возле ручья Садаклар (Сатакулар), впадающего в Чую, расположено придорожное кафе и кемпинг "Ак-Боом", который по современной административной моде называется "караван-парком". Здесь даже есть услуги шиномонтажа и сварочных работ. Менее, чем в сотне метров слева от тракта за холмом находится турстоянка "У Егорыча", которая по большей части является точкой завершения активных конных маршрутов по этим местам.

Массив Белый Бом: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Золотое кольцо Алтая, обзорный автотур (9 дней, 31000 р., 6-12 чел.)
  2. Джип-тур. Ледники Талдуринский, Софийский - озеро Хиндиктиг-Коль (Тыва) - озеро Телецкое (14 дней, 70000 р., 3-12 чел.)
  3. Алтайская кругосветка (7 дней, 20500 р., 6-8 чел.)
  4. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)

    Водные

  5. Водный экстрим (Чуя-Катунь) (8 дней, 25200/23000 р., 6-12 чел.)
  6. Чуйский слалом № 04007 (8 дней, 18780/22100 р., 5-12 чел.)
  7. Сплав по рекам Чуя и Катунь, от с. Чибит до с. Еланда (8 дней, 25000 р., 6-12 чел.)

    Комбинированные

  8. В глубь человеческой цивилизации (плато Укок) №04055 (12 дней, 28430/33450 р., 5-6 чел.)
  9. Телецкое озеро – Актру – Средняя Катунь (11 дней, 38000/47500 р., 6-12 чел.)

    Конно-водные

  10. Рафтинг по Чуе и конный поход к Туюкским озерам (11 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

    Конные

  11. Конный тур к Шавлинским и Каракабакским озерам (9 дней, 29000 р., 6-12 чел.)
  12. Сердце горной страны (6 дней, 17300/19400 р., 6-15 чел.)
  13. Майские праздники. Туда, где цветет маральник (9 дней, 23500 р., 6-12 чел.)
  14. По Монгольскому Алтаю (15 дней, 73000 р., 6-14 чел.)
  15. Звериными тропами Айгулакского хребта (6 дней, 22500 р., 6-12 чел.)
  16. Шавла - жемчужина Алтая (10 дней, 29700/27500 р., 6-15 чел.)

    Охота и рыбалка