План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: од по развитию речи в первой младшей группе: «наша таня …» а.барто

17.02.2016

17 февраля исполняется 110 лет Агнии Барто. Или не исполняется, - если день её рождения нам известен точно, то насчёт года есть сомнения: очень может быть, что появилась она на свет не в 1906, а в 1907 году. По словам её дочери, прибавить себе год Барто заставили голодные послереволюционные времена: надо было работать, работающим иногда давали дополнительный паёк.

«Идёт бычок, качается…» , «Наша Таня громко плачет…» , «Зайку бросила хозяйка…» – это всё написала она. Да, не Шекспир. Но ещё вопрос, а взялся бы Шекспир писать для очень маленьких детей? Ведь они – самые сложные читатели, им угодить трудно. Их не подкупишь модой, им не объяснишь, что «сейчас это все читают» . Им либо нравится, либо нет.

Агния Барто

А вроде бы такое незатейливое «Уронили Мишку на пол…» им нравилось и в тридцатые годы прошлого века, когда у Барто вышел сборник «Игрушки», нравится и сейчас. И современные малыши прекрасно знают «Я люблю свою лошадку…» и «Спать пора! Уснул бычок…» . Дети – консерваторы, при всём богатстве выбора современной детской литературы они мигом запоминают «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…» . Агнии Барто удалось попасть в точку.

Недетская литература

Книги, написанные специально для маленьких, появились не так уж и давно: примерно до середины XVIII века у детей вообще ничего своего не было, их даже наряжали в уменьшенную копию взрослых костюмов. Не было у них и книг, разве что нянька страшную сказку расскажет. То, что мы сегодня считаем детским чтением – сказки Перро и братьев Гримм, басни Лафонтена и так далее – на самом деле изначально писалось для взрослых.

Но вот в 1785 году в России появился журнал «Детское чтение для сердца и разума», основанный просветителем Николаем Новиковым. Это было первое в нашей стране действительно детское издание. Здесь печатались и научные статьи, и рассказы, и басни, и статьи о природе, здесь можно было почитать Вольтера, Лессинга… Начало было положено, и детские журналы стали возникать в нашей стране один за другим. Да, некоторые из них отличались чрезмерной назидательностью, но главное – у детей появился выбор.

В середине XIX века начали выходить и журналы для девочек – «Звездочка» и «Лучи», издававшиеся Александрой Ишимовой. Ишимова, бывшая в тридцатые-сороковые годы весьма популярной писательницей, адаптировала для детей карамзинскую «Историю государства Российского». Чтение получилось настолько увлекательным, что им восторгался сам Пушкин: «Открыл вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!» Между прочим, это было последнее письмо Пушкина, позже была только дуэль.

Ну а всего в предреволюционный век в России выходила добрая сотня детских журналов. С ними не гнушались сотрудничать и асы – Тургенев, Некрасов, Гончаров, Писарев, позже – Блок и Бальмонт, художники Нестеров и Билибин. И не забудем про детские рассказы Толстого. Ну а самой-самой главной детской писательницей начала XX века считалась Лидия Чарская. Её полными дружбы, любви и приключений романами зачитывалась вся Россия (в том числе и вполне взрослая)…

Новые сказки для новых времён

Но тут произошла революция. И изменилось всё, в том числе и отношение к детям: в стране появилось что-то вроде культа ребенка, ведь именно ему, не видевшему всех ужасов старого режима, предстояло стать по-настоящему новым человеком! А этот будущий «новый человек» продолжал читать всё ту же «старорежимную» Чарскую, не желал расставаться с подшивками дореволюционных журналов и слушал старые сказки, в которых выражалась чуждая идеология. Детям, решили новые идеологи, нужны новые, революционные сказки. И стихи детям тоже полагались новые.

Но получалось как-то не очень, да и в идеологически правильной прозе дела тоже поначалу шли не лучше. Даже вполне талантливый Лев Гумилевский при всём желании не сумел сделать интересным свой роман о поисках города Карла Маркса. А вот «Красные дьяволята», отклик Павла Бляхина на бухаринский призыв написать что-то для отвлечения молодежи от буржуазных книг, уже могли конкурировать с приключениями Чарской.

Кое-что детям революции было дозволено и из классики – так, Герцен, Чехов, Тургенев, Грибоедов, Островский входили в школьную программу. Для отроков лет девяти – двенадцати предназначался основанный в 1919 году Горьким первый советский детский журнал «Северное сияние», где печатались рассказы и сказки, очерки и стихи… Журнал просуществовал всего два года – с бумагой в стране было тяжело.

В 1921 году при Наркомпросе было создано специальное учреждение, занимавшееся вопросами детской литературы, – «Институт детского чтения». И в это же время – не то благодаря деятельности этого «Института», не то вопреки ему – вакуум, царивший на месте новой детской литературы, внезапно заполнился. И какими именами! То есть только что было практически пустое место, и вдруг сразу несколько талантливых писателей начали работать именно для юной аудитории – Виталий Бианки, Александр Неверов, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Самуил Маршак, Юрий Олеша, Корней Чуковский, примкнувший к ним Аркадий Гайдар. А с конца 20-х – Николай Олейников, Хармс, Александр Введенский, Юрий Владимиров...

Чуковский тогда писал: «Мы переживаем теперь настоящий расцвет детской книги. Никогда, на всем протяжении русской литературы, не возникало в течение столь короткого времени такого количества детских стихов, которые были бы произведением искусства». Да, в это время появилась по-настоящему новая детская литература – не особо назидательная, без натуги сочетающая пользу и увлекательность, учёбу и игру, если и воспитывающая, то без очевидных нравоучений... Действительно, для России это было ново.

Как всегда, большая часть детской литературы предназначалась подросткам – а дошколята оставались обделёнными: писать так, чтобы нравилось и малышам, и их родителям, – самая, наверное, сложная литературная задача. Но на заре советской эпохи она оказалось по силам Самуилу Маршаку с его бессмертным «Кошкиным домом» и, конечно, Чуковскому, в двадцатые годы явивший миру «Мойдодыра» и «Тараканище». Нельзя не назвать и Маяковского, подарившего маленьким читателям немало песенок, стихов, а также поэмы «Кем быть?» и, главное, – «Что такое хорошо и что такое плохо». Без сомнении, звездой детской литературы стал бы и Даниил Хармс, но так несчастливо сложилась его жизнь и литературная судьба, что его детским стихам не суждено было разойтись в миллионах изданий, став народными.

В это же время в детскую литературу пришла и Барто. Она была знакома со всем литературным «детским миром» – сама почти ещё девчонка, бывая в Ленинграде, часто забегала в редакцию «Чижа» и «Ежа», чудесных детских журналов.

Маленькая балерина

Она начала писать стихи ещё в гимназии. В то время умами девиц владела Ахматова, поэтому ранние стихи Агнии, в девичестве Воловой, были полны трагедий и умерших сероглазых королей. Её отец, ветеринарный врач Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов, был большим поклонником балета, поэтому помимо гимназии его дочь посещала хореографическое училище. Именно сюда на выпускные экзамены в 1924 году заглянул нарком просвещения Луначарский. Мы не знаем, впечатлил ли его танец юной Агнии, – никаких воспоминаний об этом не осталось. А вот прочитанные ею на послеэкзаменационном концерте стихи под названием «Похоронный марш» – впечатлили. И хоть маленькая балерина читала что-то весьма душераздирающее, прохихикавший все её выступление нарком неожиданно посоветовал ей заняться поэзией, но постараться писать посмешнее.

А. Барто с мужем, А. Щегляевым

И вот в 1925 году Агния Барто выпустила свою первую книжку – «Китайчонок Ван Ли». Начинающая поэтесса довольно быстро стала популярной. А в настоящую знаменитость она превращается в тридцатые годы – и тогда у неё сразу появляется куча недоброжелателей, потешавшихся над её примитивными рифмами. Её ругали в прессе; сама она об этом особо не говорила, но ходили слухи, что организовал «антибартовскую» кампанию Самуил Маршак.

Поначалу Маршак относился к молодой поэтессе покровительственно, однако ей надоели его бесконечные ценные указания. И обычно застенчивая Агния Львовна однажды не выдержала: «Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю» . Маршак, видимо, сильно обиделся.

«Наша Таня громко плачет»

Свою красивую фамилия Агния Волова получила от первого мужа, Павла Барто, тоже поэта. Брак был недолгим – не то Агния слишком рано вышла замуж, не то менее удачливый в профессии муж не смог простить ей успехов – словом, родив сына Гарика, Барто от супруга ушла. И вышла замуж вторично – её избранником стал учёный-энергетик Андрей Щегляев, уж он-то жену к литературной славе не ревновал. Он даже веселился, рассказывая, что в определённых кругах известен не как ученый, а как папа «нашей Тани» , дочки, родившейся в этом браке.

Андрей Владимирович Щегляев был красавцем, да ещё и одним из ведущих специалистов по газовым и паровым турбинам в Советском Союзе. Агния Барто – известная писательница, обласканная властями. Ей даже дозволялись путешествия: она ездила в довоенную Германию, в уже воюющую Испанию. Их дом по советским меркам был полной чашей, к тому же весьма гостеприимной – с Агнией Львовной дружили многие, она прекрасно ладила даже с такой ехидной особой, как Фаина Раневская (между прочим, сценарий для «Подкидыша» тоже написала Барто).

Даже война обошлась с Барто весьма милостиво – ей не пришлось разлучаться с мужем, они вместе эвакуировались в Свердловск. Отсюда она ездила по стране и на фронт, читала свои стихи. Здесь же познакомилась с Павлом Бажовым – говорят, он посоветовал ей пойти на завод: в войну на заводах работали подростки, а Барто общение с детьми было необходимо. Она и раньше, чтобы её стихи были более натуральными, специально прогуливалась рядом с детскими садами и школами и слушала, как и о чём дети говорят между собой, без взрослых.

И вот она, бывшая балерина, девочка из хорошей семьи, знаменитая поэтесса и жена известного учёного, стала токарем второго разряда…

Из эвакуации она вернулась в 1944 году. И всё пошло по-прежнему, почти как до войны: квартира в центре Москвы, рядом с Третьяковкой, домработница, гости, муж, дети… Всё было хорошо. Но 4 мая 1945 года случилась беда: сын Гарик пошёл кататься на велосипеде, попал под грузовик и погиб на месте…

Ищу человека

В 1947 году вышла её поэма «Звенигород», изменившая жизнь самой поэтессы. Это был рассказ, даже стихотворный репортаж, о потерянных в войну маленьких обитателях детского дома. И одна женщина, давно искавшая свою дочь, услышав, как по радио читают «Звенигород», попросила Барто о помощи: да, прошло уже много лет, но вдруг и её дочка попала в такой вот детский дом? Агния Львовна не смогла отнестись равнодушно к материнскому горю, она подключила все связи, и потерянная дочь, уже взрослая девушка, была найдена!

Так родилась радиопередача «Найти человека», выходившая с 1964 по 1973 год. За эти девять лет Агнии Барто удалось воссоединить около тысячи семей…

В её собственной жизни всё опять было как будто благополучно: муж работал, его карьера была блестящей, к 1953 году он стал членкором Академии наук. Дочь Татьяна вышла замуж, родила сына («Вовка – добрая душа»).

Барто ездила по всему миру, она была украшением любой делегации: безукоризненные манеры, знание языков, элегантность и хороший вкус выгодно отличали её от большинства номенклатурных советских дам. Она была осыпана наградами – Сталинская премия, Ленинская премия, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской революции, орден «Знак почёта» и даже медаль «Шахтерская слава»… А вот кто и за что наградил её медалью «За спасение утопающих», так и остаётся загадкой. Может, за то, что не дала утонуть Таниному мячику? Или, возможно, она и правда кого-то спасла, да только никому об этом потом не рассказывала? Знавшие её люди отмечали, что Агния Барто вообще редко и неохотно говорила о себе. Это очень понятно: буржуазное детство могло серьёзно скомпрометировать главную детскую поэтессу Советского Союза, а тайная помощь семьям репрессированных не украсила бы её послужной список с точки зрения партии и правительства.

Встреча с детьми

В 1970 г. умер её муж. Это была вторая страшная потеря, но она справилась, – продолжила работать, написала две книги воспоминаний, сотню стихов. А в 1981 году Агния Барто, автор таких простых, радостных, забавных строчек, скончалась – 1 апреля, в День смеха.

А мы продолжаем цитировать её «мы с Тамарой ходим парой» и «резиновую Зину купили в магазине» . Причём многие уже и не знают, что это строчки Агнии Барто, а не какие-то народные прибаутки.

Ну да, не Шекспир. Интересно, а смог бы Шекспир написать хоть один такой вот «примитивно рифмованный» (по мнению некоторых критиков), нехитрый, веселый, аполитичный, неназидательный, трогательный, легко запоминающийся детский стишок? Да ещё в ту эпоху, что выпала на долю Агнии Барто? Вот вопрос…

Цель: Познакомить со стихотворением А. Барто «Наша Таня громко плачет»

Задачи: 1.Показать разные эмоции (грусть, радость).

2.Дать знания о свойствах предметов при взаимодействии с водой (тонет – не тонет).

3.Воспитывать сочувствие к беде другого и желание пожалеть его.

Материалы: кукла Таня, тазик с водой, «волшебная коробочка», мячи.

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и встретила на улице плачущую куклу и пригласила её к нам в гости. А зовут её Таня.

Воспитатель: Таня плачет, грустит? Что случилось, расскажи нам Таня.

Кукла Таня (за неё говорит воспитатель): Я играла и уронила в речку мячик (плачет) и очень боюсь, что он утонет.

Воспитатель: Танечка, не бойся! Мячик не утонет. Я вам сейчас прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Ребята, почему Таня в стихотворении плакала?

Дети: уронила в речку мячик.

Воспитатель: Правильно, а мячик утонул?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе повторим стихотворение для нашей гостьи.

(Повторение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила? (Выносит тазик с водой).

Дети: Тазик с водой.

Воспитатель: А давайте это будет речка. Поиграем с мячами на берегу речки. Покажем наше кукле Тане, какие мы ловкие.

Игры под музыку: катание, прокатывание мячей в ворота.

Воспитатель: Ваши мячи устали и в коробку убежали. А вот этот самый шустрый прыгнул в речку и плывет. Он не тонет. Давайте расскажем нашей Тане про мячик.

Дети ещё раз рассказывают стихотворение.

Воспитатель: Мячик не тонет. А что же тогда тонет?

Воспитатель предлагает детям волшебную коробочку с разными предметами. Дети по очереди опускают их в воду и наблюдают за ними, проговаривая «перышко не тонет», «стеклышко утонуло» и т.п.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на куклу Таню. Она улыбается, теперь Таня знает, что мячик не тонет и обещает больше не плакать. Но ей пора идти домой. Давайте с ней попрощаемся.

Дети прощаются с куклой.

В обобщение дети рассказывают стихотворение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №121»

ОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:

«НАША ТАНЯ …» А.БАРТО.

Воспитатель: Соловьева В.Н.

г. Рязань 2016

Цель: Познакомить со стихотворением А. Барто «Наша Таня громко плачет»

Задачи: 1.Показать разные эмоции (грусть, радость).

2.Дать знания о свойствах предметов при взаимодействии с водой (тонет – не тонет).

3.Воспитывать сочувствие к беде другого и желание пожалеть его.

Материалы: кукла Таня, тазик с водой, «волшебная коробочка», мячи.

ХОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и встретила на улице плачущую куклу и пригласила её к нам в гости. А зовут её Таня.

Воспитатель: Таня плачет, грустит? Что случилось, расскажи нам Таня.

Кукла Таня (за неё говорит воспитатель): Я играла и уронила в речку мячик (плачет) и очень боюсь, что он утонет.

Воспитатель: Танечка, не бойся! Мячик не утонет. Я вам сейчас прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Ребята, почему Таня в стихотворении плакала?

Дети: уронила в речку мячик.

Воспитатель: Правильно, а мячик утонул?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе повторим стихотворение для нашей гостьи.

(Повторение стихотворения).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила? (Выносит тазик с водой).

Дети: Тазик с водой.

Воспитатель: А давайте это будет речка. Поиграем с мячами на берегу речки. Покажем наше кукле Тане, какие мы ловкие.

Игры под музыку: катание, прокатывание мячей в ворота.

Воспитатель: Ваши мячи устали и в коробку убежали. А вот этот самый шустрый прыгнул в речку и плывет. Он не тонет. Давайте расскажем нашей Тане про мячик.

Дети ещё раз рассказывают стихотворение.

Воспитатель: Мячик не тонет. А что же тогда тонет?

Воспитатель предлагает детям волшебную коробочку с разными предметами. Дети по очереди опускают их в воду и наблюдают за ними, проговаривая «перышко не тонет», «стеклышко утонуло» и т.п.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на куклу Таню. Она улыбается, теперь Таня знает, что мячик не тонет и обещает больше не плакать. Но ей пора идти домой. Давайте с ней попрощаемся.

Дети прощаются с куклой.

В обобщение дети рассказывают стихотворение.


Стихотворение про Таню, которая громко плачет, - "хит", "боевик" детской поэзии. Его знают все без исключения настоящие и бывшие российские дети, и будут знать все будущие, ведь всего в четырех строчках есть и боль утраты,и обида на несовершенство этого мира, и человеческое сочувствие,и надежда, и даже начальные познания в физике и мироустройстве. В общем, каждый найдёт что-то для себя.

Агния Барто, автор данной нетленки, считала самой ответственной работой в мире написание стихов для детей. Никому неизвестные поэты тоже ответственно подошли к этому вопросу и разместили на просторах сети ремейки "Тани", "написанные" другими известными авторами.

1. Владимир Маяковский

В этом мире Ничто
Не вечно,
Вот и теперь
Матерись или плачь:
Прямо с берега
Сверзился в речку
Девочки Тани
Мяч.
Слезы хлещут
Из глаз у Тани.
Не реви!
Не будь
Плаксивою девой!
Пойдем за водой -
И мячик достанем.
Левой!
Левой! Левой!

2. Александр Блок

Безутешно рыдает Татьяна,
И слеза, словно кровь, горяча;
Ей припала сердечная рана
От упавшего в речку мяча.
То прерывно вздыхает, то стонет,
Вспоминая былую игру.
Не печалься. Твой мяч не потонет -
Мы достанем его ввечеру.

3.Иван Крылов

Девица некая по имени Татьяна,
Умом изрядная и телом без изъяна,
В деревне дни влача,
Не мыслила себе досуга без мяча.
То ножкою поддаст, то ручкою толкнет,
И, заигравшись с ним, не слышит и вполуха.
Господь не уберег, случилася проруха -
Игривый мяч упал в пучину вод.
Рыдает, слезы льет несчастная Татьяна;
А водовоз Кузьма — тот, что всегда вполпьяна, -
Картуз совлек
И тако рек:
«Да полно, барышня!
Сия беда — не горе.
Вот Сивку запрягу, и за водою вскоре
Помчуся вскачь.
Багор-то мой остер, ведро мое просторно -
Из речки я умело и проворно
Добуду мяч».
Мораль: не так просты простые водовозы.
Кто знает толк в воде, тот утишает слезы.


4.Сергей Есенин

Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
И ногой пинает мячик — любит странную игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
«разреши, душа-Татьяна, тоже пнуть его ногой?»
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
я его ногою пнула, а теперь не нахожу».
«Не грусти, моя Танюша, видно, мяч пошёл ко дну,
если ты меня полюбишь, я тотчас за ним нырну».

5. Михаил Юрьевич Лермонтов

Белеет мячик одинокийв тумане речки голубой -
сбежал от Тани недалёкой,
оставил берег свой родной...
Играют волны — ветер свищет,
а Таня плачет и кричит,
она свой мяч упрямо ищет,
за ним по берегу бежит.
Под ним струя светлей лазури,
над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
как будто в бурях есть покой!

6. Александр Сергеевич Пушкин

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
река глубOка и туманна,
игрушку чудную свою
с моста случайно уронила...
О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь...
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
он в бурной речке не утонет,
ведь мяч — не камень, не бревно,
не погрузИтся он на дно,
его поток бурлящий гонит,
течёт по лугу, через леск плотине близлежащей ГЭС.

7. Гораций

Громко рыдает Татьяна, горе её безутешно;
Вниз с розопламенных щек слёзы струятся рекой;
Девичьим играм в саду беззаботно она предавалась -
Мяч озорной удержать в тонких перстах не смогла;
Выпрыгнул резвый скакун, по склону вниз устремился,
С края утеса скользнув, упал в бурнопенный поток.
Милая дева, не плачь, утрата твоя исцелима;
Есть повеленье рабам — свежей воды привезти;
Стойки, отважны они, ко всякой работе привычны -
Смело пустятся вплавь, и мячик вернется к тебе.

8. Классический японский поэт. Например, Мацу Басё

Потеряла лицо Таня-тян
Плачет о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №15»

(дошкольные группы, ул.Вознесенского,3)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

Тема: « Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

во второй группе раннего возраста

Составила:

Чикова Г.В., воспитатель

Тула. 2017г.

Цель : способствовать запоминанию детьми стихотворения А. Барто «Мячик»

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

    Познакомить со стихотворением А. Барто.

    Предоставить возможность детям договаривать слова, фразы, поощрять попытки прочесть текст целиком.

    Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко.

    Воспитывать интерес к стихам, желание их запоминать.

Задачи ОО в интеграции:

ОО " Познавательное развитие"

    Учить экспериментировать с предметами.

    Знакомить со свойствами легких и тяжелых предметов, сухих и мокрых предметов.

    Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет.

    Формировать понятия много, по одному.

    Воспитывать познавательную активность.

ОО "Физическое развитие"

    Учить выполнять игровые действия.

    Способствовать закаливанию детей.

    Создать положительный эмоциональный настрой.

ОО "Социально - коммуникативное"

    Формировать навыки безопасного обращения с водой.

    Побуждать играть вместе, дружно, делиться предметами, уступать друг другу.

Предпосылки учебной деятельности: у чить вслушиваться в инструкции воспитателя и правильно выполнять действия

Методические приемы

    Игровая ситуация.

    Беседа –диалог.

    Подвижная игра.

    Эксперимент.

Средства реализации:

Кукла Таня, мячик, полотенце, тазик с водой, подносы , ситечки, камешки разного размера, маленькие теннисные мячики, тряпочки для вытирания

Мотивационно-поисковый.

Игра – приветствие: «Здравствуй, друг».

С добрым утро, ребятишки:

И девчонки, и мальчишки!

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здраствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Организационно-поисковый

Чтение стихотворения

А. Барто «Мячик»

Беседа по тексту стихотворения

Беседа - диалог

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Экспериментирование

Рефлексивно-корригирующий

Дети, слышите, кто-то плачет? Что-то случилось?

(Подвести к тазику с водой. Рядом с тазиком сидит кукла. В тазике плавает мяч)

Дети, это кукла Таня.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач.

Не утонит в речке мяч.

Что делает наша Таня? (Громко плачет)

Почему она плачет? (Уронила в речку мячик)

Давайте успокоим Таню, скажем: «Тише, Танечка не плач. Не утонит в речке мяч»

Предложить детям рассказать стихотворение

Посмотрите, мячик плавает, или тонет? (мяч плавает )

Давайте Что делал Танин мячик в воде? (мяч плавал )

Что капает с мячика? (Капельки воды )

Каким стал мячик на ощупь? (Мяч мокрый )

Почему он мокрый? (Плавал в воде )

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мячик стал сухим? (Вытереть мяч )

Какой теперь мяч стал на ощупь? (мяч стал сухим )

Давайте поиграем с мячом.

В конце игры мяч «случайно» попадает в тазик с водой

Мяч куда-то опять укатился.

«Мяч опять упал в воду. Он плавает, или тонет? Как вы думаете? Почему он плавает? (Он легкий )

Как вы думаете, если бросить в воду камешки, они будут плавать, или он утонут?

Давайте проверим. Сначала засучим рукава у кого длинные, чтоб нам их не замочить.

Посмотрите, сколько камешков у меня? (Много ).

Нужно взять по одному камешку, чтоб всем хватило и аккуратно положить его в воду, чтобы вода не брызгалась. Поскольку вы возьмете камешков? (По одному)

Попробуйте какая вода? Холодная или теплая? (Теплая)

Бросьте их в воду. Посмотрите, что произошло? (Камешки утонули )

Почему они утонули? (камешки тяжелые )

Дети, у меня есть еще маленькие мячики. Если их бросить в воду, что с ними произойдет? Они утонут или будут плавать?

Давайте проверим. Сколько у меня мячиков? (Много ) Поскольку вы возьмете мячиков? (По одному ).

Что произошло с мячиками? (Они плавают )

Как вы думаете, почему мячики плавают? (Они легкие )

Какие предметы плавают? (Плавают легкие предметы )

Какие предметы тонут? (Тонут тяжелые предметы )

Дети, давайте выловим все предметы из воды. Вылавливать мы будем их ситечками. Возьмите по одному ситечку. Мячики и камушки будем класть на поднос. Аккуратно кладите, чтоб вода не брызгалась.

Какие стали камешки и мячики? (Мокрыми )

Что нужно сделать, чтобы они стали сухими? (Вытереть их )

Возьмите тряпочку и вытрите камешки и мячики и кладите их на красный поднос.

Ребята, посмотрите Наша Таня заулыбалась. Она очень довольная, что вы ей помогли.

Давайте для Тани нарисуем мячики, чтобы она не грустила и не плакала больше.


Представляем огромную коллекцию стихов про мячи. Собраны произведения популярных и малоизвестных авторов для детей всех возрастов. Четверостишия детям 3-4 лет представлены отдельной подборкой. Короткие стишки хорошо и легко учатся наизусть.

Мяч. Самуил Маршак

Одним из самых известных считается одноименный стишок из его сборника лучших произведений.

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?

Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!

Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.

Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,

Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.

Там
Попал
Под колесо. Лопнул,
Хлопнул
Вот и все!


Мячик. Агния Барто

Следующее произведение, пожалуй, знакомое любому ребенку с раннего детства – знаменитый «Мячик», написанный легендарной Агнией Барто.

Мячик


Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Четверостишия самым маленьким деткам

В.Берестов
Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.

Н. Радченко
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,
А потом обратно.
Вок как мы вечерок
Провели приятно!

Т. Прокушева
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьётся,
В руки не даётся!

Григорьева Е.
Мячик бьют Рукой, ногой,
И он не обижается.
А шарик тронут
Раз, другой,
И тут же он сдувается...

Г. Кузнец
Скачет мячик прыг да скок,
Скачет мячик на порог.
Скачет десять раз подряд
От ладошки и назад.

Лема Б.
Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой –
Он взлетает, как пружина,
Пляшет, точно заводной.

Е. Горбовская
Что такое, что за шум?
Скачет мячик: бум-бум-бум!
Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок,
Укатился под кусток.

И. Оленева
Мячик прыгает – резвится!
Как ему остановиться?
Только руки опустил-
И мой мячик загрустил!

Р. Горенбургова
Мячик круглый —
прыг да скок!
Ты куда деваться мог?
Поскакал и покатился,
в уголочек закатился,
там лежал и ждал меня.
Я искал его три дня!

Е. Долгих
Прыг-скок, прыг-скок
Я, хотя и невысок,
Но зато прыгучий.
И со страшной кручи
Покачусь я вскачь!
Я ведь круглый мяч

Т. Шотт
Мяч большой и толстобокий,
надувает мячик щёки.
Ты не лопни от обиды,
что бока всё время биты.
Тренируется игрок, –
подставляй небитый бок.

Коваль Т.
Речка к берегу волной
Гонит мячик надувной.
Ну-ка, мячик озорной,
Ты поплаваешь со мной?

***
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне бросай.

***
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!

Сапгир Г.
Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
— Можно мне? –
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты еще малышка!

***
Мой славный мяч,
Забавный мяч
На месте не сидит!
Возьму его, пущу его,
И снова он летит!

Виеру Г.
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.

***
С утра на лужайку бегу я с мячом
Бегу распеваю, не знаю, о чем
А мячик как солнце, горит надо мною
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.

Полная коллекция

Н. Зубарева
Мяч под кресло закатился
И лежит там, затаился.
Как теперь в футбол играть?
Чем голы мне забивать?
Эй, довольно там валяться,
Мне пора тренироваться!
Вылезай-ка, хитрый мячик,
Здесь тебя заждался мальчик!
Я дружком тебя считал,
Без тебя мне скучновато!
Я бы сам тебя достал,
Жаль, что ручки маловаты!

Н. Родивилина
Круглый я, как колобок.
У меня упругий бок.
Весел очень и прыгуч,
Долететь могу до туч!
Жизнь, конечно, не легка —
Постоянно бьют бока,
Но ударов не боюсь,
В крепкой форме остаюсь
Не давайте мне лежать,
Я могу и убежать,
Без движенья — хоть заплачь! Угадали? Это мяч!

О. Христолюбова
Не стоит на месте Вовка:
И вприпрыжку он,
И вскачь.
«У меня есть мячик ЛОВкий!»
«Как быть может — ловким — мяч?»
«Высоко его бросаю,
Бью с разбега — далеко,
Всё равно его поймаю,
ЛОВкий — ЛОВится легко!»

Иванычева М.
Мячик, мячик
Прыг да скок.
Улетел под потолок,
Высоко взлетел, упал,
В руки мячик я поймал.

Разноцветный и большой
Он с рисунком, мячик мой.
Вышел я во двор гулять,
Предложил я всем сыграть.
Мы в футбол играли,
Мячик все пинали.
То в ворота – вратарю,
Иногда и игроку.
Мы в судью попали,
Счет мы потеряли.

Бедный мячик все терпел
И в ворота он летел.
Били все его подряд,
Мячик был совсем не рад.
Лопнул мячик и лежит,
Грустно так на всех глядит.

Мячик свой с земли я взял
И к себе его прижал.
Дома мячик я надул,
Дырку прочно затянул.
С ним в футбол я не играю,
Только дома я пинаю.


Раннева Е.

Мячик прыгал, баловался,
Не хотел на место встать,
По полу весь день катался,
Начал прыгать и скакать.
Вдруг разбил графин стеклянный
И за дверцей деревянной
Оказался под замком...
Я спасу его тайком.
Понимаю, что ему
Очень плохо
ОДНОМУ.

А. Кузьмина
Прыгал мячик и скакал,
А потом он убежал,
По тропинке покатился
И назад не воротился
Я везде его искал,
А потом искать устал,
Горько я расплакался,
Где же мячик спрятался?
Позову на помощь маму,
Пусть поможет поискать,
Может, закатился в яму,
Нужно мне его достать.

Аманов Э.
Свой мяч,
Свой новый мяч
Ты от меня не прячь,
Ведь я его не съем!
Какой чудесный мяч –
Не конь,
А мчится вскачь,
Один,
А хватит всем.

Е. Эрато
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка, —
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.

Поэзия сборника Е. Железновой:
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик — мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю!

Жданова Е.
Лежит на дорожке
И греет бока
Мой мячик.

Завтрак по ложке,
По крошке пока
Хомячу.

Дождись, мой хороший,
Ты не убегай,
Пожалуйста.

Мне пара ложек
Да полпирога
Осталось-то!

Коваль Т.
Бью по мячику ладошкой,
Скачет мячик по дорожке.
Прыг да скок до поворота,
Прыг да скок да за ворота,
Прыгнул в огород соседа —
Вот какой он непоседа!

А. Измайлов
Круглый мяч, упругий бок
Звонко скачет он скок-скок
Бросил я его на пол
Он подпрыгнул — и на стол.
Вот ворота- воротА
Вратарём кого?.. Кота!
Мимо мяч летит ворот,
Под кровать забился кот.

Н. Эпатова
Купили мячик Насте,

Звонко шлепнулся об пол
И скакать, скакать пошел.
Вот чудесная игрушка
Ни кольцо, ни погремушка.
Его стукнешь лишь ладошкой,
А он прыгает, как кошка.
Купили мячик Насте,
Сказал он громко: «Здрасте!».
Я играю им впервые.
Правда мячики живые?

***
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок
Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук
Не уйдёшь от наших рук.

Кацо
Мячик в луже,
мячик в луже,
никому-то он не нужен.
Прыгал, прыгал целый день,
всякий бил, кому не лень.
И с помятыми боками,
ссадинами, синяками
он теперь в большой беде –
он один лежит в воде.

М. Пиудунен
В руки мячик я беру,
Хочешь поиграем?
В развеселую игру
Кто его поймает.
Я кидаю-ловишь ты,
Кинешь-я поймаю,
Только мячик почему-то
Вечно убегает.
Хочет прыгать и скакать,
Прятаться куда-то
То под стол, то под диван,
То нырнет в кровати.

***
Вижу бьют мальчишки мячик:
И с разбегу,
И ногой!
Я спросила бедный мячик:
«Больно, мячик дорогой?»
Показал язык мне мячик
– Так тебе не больно, значит?!
Мяч ответил:
– У мальчишек,
Видишь, сил какой излишек?
У меня излишек тоже!
Мы с мальчишками похожи!
Нам так весело!
Привольно!
Волейбольно!
И футбольно!
И ни капельки не больно!

Т. Гетте
Говорит однажды мячик:
«Бьют меня, а я не плачу,
Улыбаюсь и скачу,
Как положено мячу!
Если вам в бочок ногой,
Вы, конечно, сразу: „Ой!“
Получив в бочок ногой,
Подставляю я другой.
Ну ударьте по мячу!
Я заждался! Не шучу!»

Шатских Т.
Мячик всюду виноват,
Разбивает всё подряд:

И витрину в магазине,
И причёску тёте Зине,

Нос – полковнику в мундире,
И окно в шестой квартире...

Но досталось не ему,
А мальчишке одному.

Фея Сирени
Мячик звонкий и упругий!
Не завидуйте, подруги,
можно вместе поиграть,
можно мячик побросать;
если бить его об стенку —
он вернётся на коленку;
если бросить на дорожку —
он подпрыгнет до окошка,
а быть может и повыше —
подлетит до самой крыши!


С. Островский

Мой мяч, футбольный мяч, — он кругл.
Ему противен тёмный угол,
Где он пылится на полу.
Мяч слишком кругл,
Чтоб жить в углу.
Зато какое счастье вволю
Скакать по травяному полю,
Ногам подставивши бока,
Легко взлетать под облака!
Какое это наслажденье
Быть в центре,
Быть в пылу сраженья!..
Жаль, поле боя -тесный двор.
И ограничен твой простор.
Какое всё же счастье с лёта
Внезапно поразить ворота!..
Р-раз! — Неудачный поворот —
И мяч в окне вместо ворот.
И на асфальт летят осколки...
И арестованы футболки...
А мяч пылится на полу
Он провинился, он в углу

Мецгер А.
Папа подарил мне
Новый мяч футбольный,
И теперь хожу я,
Гордый и довольный.
Мне какое дело,
Что горят глаза
У ребят соседских?
Им кричу: «Нельзя
Мяч футбольный, новый
По земле гонять —
Можно поцарапать
Или ободрать».
И теперь мне скучно
С мячиком моим.
Почему остался
Я совсем один?

***

Круглый, мягкий, полосатый
Нравится он всем ребятам
Может долго он скакать
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его –
Он подпрыгнет высоко
Скучно не бывает с ним
Мы играть в него хотим.

Н. Кечатова
Подарили Дане мяч —
Мяч к нему пустился вскачь.
Он весёлый и упругий:
Прыг да скок — и прямо в руки!
Прыг да скок, прыг да скок —
Замечательный дружок!
Что такое? — Даня плачет,
В уголке притихший мячик
Даня, Данечка, не плачь!
Кто тебя обидел? — Мя-а-ач!
Я его об стенку — хлоп!
Отскочил и прямо в ло-об
Просто шутит твой дружок —
Прыг да скок, прыг да скок!
Зря не дуйся, милый Данька —
Вон и мячик грустный, глянь-ка!

Ладонщиков Г.
Ускакал от Кати мяч
И пропал куда-то.
Нет нигде его, хоть плачь,
Скрылся, вот беда-то!
За диваном, под столом,
В печке, под кроватью
И в углу за сундуком
Мячик ищет Катя.
Ищет, ищет – не найдет.
А того не знает,
Что Барбос и серый кот
В волейбол играют.

Кошкина А.
Лето. речка. Таня. мяч.
и повсюду громкий плач:
плачет брошенный в кювет
сломанный велосипед,
с хрустом слезы утирает
спрятанный в шкафу скелет,
у соседей на виду
пестрый мяч идет ко дну.
уж такой он, этот мяч!
тише, Танечка, не плачь.

Леонид Родич
На поле он один бывает.
Его все бьют, ногой пинают,
Толкают, ловят и бросают,
За ним бегут и пропускают.

Порою трескается кожа,
Кусками отлетая позже.
Он на воде держаться может,
И состязание подытожит.

Он за ворота вылетает,
И от удара зависает.
Его в минуту надувают.
По швам от злости разрывают.

Над головой его поднимут,
И в дальний уголок задвинут.
Бывает, просто грубо кинут,
И у кого-нибудь отнимут.

Его клеймят и украшают,
Об стенку жёстко разбивают.
На праздниках его вручают,
И необдуманно ругают.

Нечасто в руки можно брать.
Но по поляне можно гнать,
При всём свистеть, вопить, орать,
Реветь, ругаться и стонать.

Здоровым быть он помогает,
С ним с удовольствием играют.
Его по весу различают,
О нём когда-то забывают.

Он отличается по цвету,
И в каждом есть свои приметы.
Похож на нашу он планету:
Хрупка, округла сфера эта.

Блажен, кто забивает гол...
Вся жизнь похожа на футбол:
Стремительно несется вскачь
И ты в ней как футбольный мяч.