Первые соревнования по авиамодельному спорту. Авиамодельный спорт

Авиамодельный спорт

1. Авиамодельный спорт

Авиамодельный спорт - один из популярнейших видов спорта, которым в нашей стране занимались тысячи школьников, студентов, рабочих и инженеров. Сейчас, конечно, меньше. Причем каждый выбирает тот класс авиамоделей, который более всего отвечает его интересам. Таких классов в авиамоделизме множество, однако все их можно сгруппировать в три достаточно больших отряда: отряд свободнолетающих моделей, отряд кордовых моделей и отряд радиоуправляемых авиамоделей.

Возникновение авиамодельного спорта в России связано с Н.Е. Жуковским, по инициативе которого в январе 1910 проведены первые авиамодельные соревнования. В них участвовало 10 человек. Лучшая модель пролетела 170 м. Авиамоделизм в СССР стал активно развиваться после образования Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Во многих городах и населенных пунктах создавались кружки ОДВФ, проводились авиамодельные соревнования. В августе 1926 в Москве состоялись первые Всесоюзные соревнования, в которых участвовало 70 человек со 126 моделями. С тех пор они проводились ежегодно, исключая период Великой Отечественной войны.

Первоначально создавались свободнолетающие модели планеров и самолётов. Они обычно стартуют из рук и летят, поддерживаемые восходящими потоками воздуха. Двигателем таких моделей может служить жгут из резиновых нитей (резиномоторные модели). Первое крупное достижение по продолжительности парящего полёта свободно-летающей модели показал В. Карабаев - 49 мин 59 с (1928).

Ускорение развития авиамодельного спорта произошло после 1931, когда комсомол взял шефство над Военно-воздушным флотом. С появлением поршневых бензиновых микродвигателей авиамодельный спорт поднялся на новую ступень. Модель М. Зюрина, снабжённая таким двигателем, на соревнованиях в 1938 пролетела по прямой 21 км 957 м. Это был первый рекорд советского авиамоделиста, признанный Международной авиационной федерацией. В послевоенные годы получили развитие новые виды авиамоделей - кордовые, радиоуправляемые, модели-копии. С 1949 советские спортсмены стали принимать участие в международных соревнованиях, с 1958 - в чемпионатах мира. В 1951 ими установлены абсолютные мировые рекорды: модель В.И. Петухова летала 5 ч 10 мин, модель Г.П. Любушкина по прямой улетела на 356,794 км.

В 1953 авиамодельный спорт включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Практическое руководство развитием авиамоделизма, повышением массовости этого вида спорта, обобщением и распространением передового опыта осуществляли Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма - ЦСТКАМ (образован в 1974) и Федерация авиамодельного спорта СССР (1964). Соревнования по авиамодельному спорту организовывал ДОСААФ СССР совместно с органами народного образования.

Современные модели могут летать со скоростью более 300 км/ч, продолжительность полёта свыше 33 ч, дальность по замкнутому маршруту до 765 км и высота полёта свыше 8 км. В нашей стране распространены 4 основных класса спортивных моделей, каждый из которых включает несколько категорий: свободнолетающие модели (планеры, самолёты с поршневыми двигателями - таймерные, резиномоторные, комнатные); кордовые модели (скоростные, гоночные, пилотажные, "воздушного боя"); модели-копии (кордовые и радиоуправляемые копии самолётов, радиоуправляемые копии планеров); радиоуправляемые модели. Соревнования по радиоуправляемым моделям самолётов, источником энергии в которых является аккумулятор, гальванические или солнечные батареи, стали проводиться с 80 х гг. Мировые рекорды в этой категории моделей по продолжительности полёта - свыше 6 ч 15 мин, по дальности - 100 км.

К 1991 насчитывалось свыше 1000 авиамоделистов, имеющих звание мастера спорта, около 300 мастеров спорта международного класса. В чемпионатах Европы и мира советские спортсмены добивались высоких результатов. К январю 1991 из 86 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, советским спортсменам принадлежало 29. С 1966 издаётся ежемесячный популярный научно-технический журнал "Моделист-конструктор".

Авиамодельный спорт - один из технических видов спорта, включающий конструирование, постройку моделей летательных аппаратов, соревнования в скорости, дальности, высоте, продолжительности их полёта и способности выполнять фигуры высшего пилотажа. В соревнованиях моделей-копий оцениваются не только их лётные качества, но и сходство с оригиналом. В соревнованиях принимают участие как взрослые спортсмены, так и спортсмены-юниоры. На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований. В настоящее время по авиамодельному спорту FAI регулярно проводит как Чемпионаты Европы, так и Чемпионаты Мира, разыгрывается Кубок мира в разных категориях авиамоделей. Авиамодельный спорт получил и в нашей стране широкое распространение.

Чемпионаты Европы и Чемпионаты Мира по кордовым авиамоделям категорий F2А, F2B, F2C и F2D проводятся один раз в два года. В категории пилотажных кордовых моделей F2В каждая страна, являющаяся членом FAI, имеет право сформировать национальную сборную команду, состоящую из трёх взрослых спортсменов и одного юниора. Спортсмены и юниоры выступают совместно. Подводят результаты как личного первенства так и командного. При определении результатов командного первенства учитывают три лучших результата из четырёх участников для каждой национальной сборной. Поэтому авиамодельный спорт в категории пилотажных кордовых моделей - это один из немногих видов спорта, где на Чемпионатах Мира и Европы юниоры каждой страны - участника выступают наравне со взрослыми спортсменами.

Баня и ее влияние на оздоровление

Баня отлично помогает спортсменам. Но может сослужить добрую службу и тем, кто далек от спорта. Как своеобразная тренировка всего организма. Особенно для тех, кто по роду своей работы ведет сидячий образ жизни...

В наше время, когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов...

Значение спорта в современной жизни

Спорт в России - один из наиболее востребованных россиянами видов деятельности. Спортом занимаются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры. Оба направления в России развиваются и пропагандируются...

История развития и современное состояние адаптивного спорта

В 90-е годы Адаптивный спорт в нашей стране набирает новые обороты в развитии. Заметно растет число спортивно-массовых мероприятий, появляется больше возможностей участвовать в различных соревнованиях разного ранга...

Особенности занятий спортом детей школьного возраста

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр. Во всём мире, отмечает Ашмарин Б.А.(1990)...

Особливості розвитку спорту в Обєднаних Арабських Еміратах

Кінний спорт завжди був частиною арабського життя. Він вважається одним з найпрестижніших видів спорту як в Обєднаних Арабських Еміратах, так і на всьому Близькому Сході. Чудові спортивні якості арабських скакунів широко відомі у всьому світі...

Развитие туризма в Саратовской области

Основные направления деятельности: 1. Олимпийская подготовка. По итогам российских и международных соревнований, в упорной борьбе за олимпийские лицензии четверо саратовских спортсменов получили право выступить на Олимпиаде в Лондоне...

Социальная политика в области физической культуры и спорта в Великобритании в ХХI веке

Сам термин «физическая культура» возник в конце XIX века в Великобритании в период буйного развития спорта, однако никак не отыскал широкого потребления на Западе и порой фактически пропал из быта. В РФ, напротив...

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие...

Уровень развития массового молодёжного спорта в Российской Федерации

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит...

Физическая культура в США

Спорт в учебных заведениях - это обучение спортивным умениям, тактике и знаниям в рамках официальной академической программы. Обычно это относится к понятию «физическое воспитание»...

Физическая культура в США

Организационная структура профессионального спорта в течение длительного периода времени продолжает в целом оставаться неизменной. Как правило, это одна две лиги, разбитые на подгруппы в зависимости от числа участвующих команд...

Авиамоделирование... Красивое слово, ассоциирующееся с небесами, полетом, свободой, юностью, фантазией! Культовое занятие советских школьников 1920-1930-х годов не теряет своей популярности и сейчас. Какой мальчик не хочет смастерить своими руками самолет, аэроплан, вертолет — да так, чтобы его модель смогла взмыть ввысь! Но нужно быть готовыми к тому, что от первых шагов в области авиамодельного спорта до волнующего момента первого запуска может пройти немало времени. Почему?

Как правило, сначала необходимо познакомиться с основами конструирования и моделирования, то есть с теорией, пренебречь которой ни в коем случае нельзя. Нужно также научиться работать с материалами, необходимыми для создания модели, изучить их свойства и особенности. Не обойтись и без изучения двигателей, чтобы понять принцип их действия. Потом можно приступать к разработке собственного летательного устройства. Многие ребята, создавшие их, участвуют в различных соревнованиях городского, областного и всероссийского масштаба.

Научиться всем тонкостям авиамодельного спорта под руководством опытных педагогов можно в городских кружках, дворцах и домах творчества, мастерских. Ребята, освоившие авиадело, успешнее занимаются в школе математикой, физикой, черчением, развивают в себе внимательность, ответственность, творческие способности, создают прекрасный задел для поступления в специализированные училища, колледжи и вузы.

Авиамоделирование: от простого к сложному

Если говорить простым языком, то главная цель обучения в кружке авиамоделирования - создание модели, максимально похожую на реальный летательный аппарат, которая полетит. Но прежде чем это реализовать, ребятам нужно научиться многому: конечно, ни один педагог не потребует создать сложный прототип летательного устройства на первых же занятиях. Опытный руководитель сначала дает задания, которые могут показаться совсем банальными: например, создать модель из бумаги. И это - только после необходимого «введения» в курс дела. Со временем можно предложить сделать модель «летающее крыло». Для ее создания нужна простая потолочная плитка. Преимущество такого самолета в том, что он сам может раскрыться и полететь, если ребенок все сделал правильно. При этом важно не спешить - ни детям, ни педагогу и понимать, что только поступательное движение может привести к развитию нужных навыков.

Виды авиамоделей. Нитки в техническом творчестве

На кружке по авиамоделированию после изготовления простейших моделей из бумаги ребята пробуют сделать модель-схему «летающее крыло» из потолочной плитки. Подобная модель удобна тем, что складывается пополам. На улице вы можете растянуть резинку и запустить ее вверх. Конструкция раскроется и воспарит без каких-либо усилий со стороны юного конструктора. Следующая задача - соорудить метательный планер. Это уже более сложная модель, когда ребята осваивают дерево. Зачастую после «апробации» такой модели ученики пробуют свои силы в первых городских соревнованиях. Именно на них дети должны научиться правильно запускать модели в воздух. И только после этого воспитанники кружка авиамоделирования приступают к схематической модели самолета. Так для юных авиамоделистов наступает переломный момент, определяющий, будут они в дальнейшем заниматься этим видом технического творчества или нет. Если простейшие модели осваивались за пару уроков, то с самолетом одни из учеников могут совладать за месяц, другие - за полгода. И дело все в том, что на занятиях добавляется новый и крайне важный элемент - сматывание деталей нитками. Проделывать операцию сматывания нужно плотно-преплотно, промазывая нитки клеем. Работа требует такого качества, как умение кропотливо и терпеливо делать монотонную работу. Нитки соединяют детали во всех других работах. Они также нужны при ремонте конструкций. Поэтому без навыка сматывания на занятиях не обойтись. Бывает, что дети из-за этого бросают занятия, но для тех, кто с честью выполнил операцию «Нитки», авиамоделирование остается делом жизни или интересным хобби даже во взрослом возрасте.


Авиамодельный спорт (Aeromodelling) представляет собой соревнования по конструированию, изготовлению летающих моделей (самолетов, планеров, вертолетов, ракет) и управлению ими в испытаниях на скорость, продолжительность полета и качество исполнения фигур высшего пилотажа.

В 1923 году основана Международная авиамодельная комиссия (International Aeromodelling Commission), которая входит в состав Международной авиационной федерации (FAI ). Впервые наша страна стала членом FAI в 1909 году, Россию в этой организации представлял Всероссийский аэроклуб. С 1936 года представительство Советского Союза в FAI осуществлял Центральный аэроклуб СССР имени В.П. Чкалова. Деятельность советских авиамоделистов проходила под руководством ДОСААФ . В послевоенные годы была основана Федерация авиамодельного спорта СССР, которая являлась структурным подразделением Федерации авиационного спорта СССР. С 1992 года Федерация авиамодельного спорта России - самостоятельная организация. Членство в FAI российские авиамоделисты осуществляют через Федерацию авиационного спорта России .

Одним из первых российских авиамоделистов был М.В. Ломоносов. В 1754 году он «… делал опыт машины, которая бы, подымаясь кверху, могла поднять с собой маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине». Это был прообраз современного вертолета.

В 1877 году действующие модели самолетов продемонстрировал А.Ф. Можайский.

А.Ф. Можайский - создатель первого в мире самолета.
Производил опыты с летающей моделью,
снабженной пружинным двигателем (1876 год)

По инициативе профессора Московского высшего технического училища Н.Е. Жуковского в январе 1910 года были проведены первые в России авиамодельные соревнования.



Н.Е. Жуковский - профессор, основоположник теории авиации.
Председатель жюри первых соревнований
летающих моделей в России (1910 год)

Среди участников состязаний был будущий выдающийся авиаконструктор, академик А.Н. Туполев.

В 1923 году в Советском Союзе было создано Общество друзей Воздушного флота, призванное осуществлять руководство авиамодельным спортом.



Кружок авиамоделистов Хамовнического района Москвы -
победитель городских соревнований 1924 года


Значок «ЮАС - ОСОАВИАХИМ СССР» (Юный авиастроитель)
Тридцатые годы XX века

Первые Всесоюзные соревнования летающих моделей состоялись в августе 1926 года. Эта дата считается официальным днем рождения отечественного авиамоделизма.



Участники II Всесоюзных соревнований 1927 года, на которых
впервые успешно летали фюзеляжные модели с резиномотором

Школу авиамоделизма прошли в разное время крупнейшие авиационные конструкторы. Александр Яковлев в 1921 году стал организатором первого школьного авиамодельного кружка в Москве.



Генеральный конструктор самолетов А.С. Яковлев прошел путь от модели -
к планеру, от планера - к самолету

С авиамодельного кружка начали путь в авиастроении легендарные генеральные конструкторы: Павел Сухой и создатель знаменитого российского истребителя СУ-27 Михаил Симонов. Увлекались построением планеров Олег Антонов, создатель ракетной техники Петр Грушин (генеральный конструктор зенитно-ракетного комплекса С-300), легендарный «главный конструктор» Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин и другие. И прежде, и сегодня большая авиация не мыслима без авиамодельного спорта.



Авиаконструктор О.К. Антонов на чемпионате СССР
по авиамодельному спорту в Киеве беседует с мастерами спорта СССР
А. Кузнецовым и М. Васильченко

Ю.А. Гагарин пришел в авиацию из авиамодельного кружка

Первый, официально признанный FAI , рекорд советских авиамоделистов принадлежит москвичу Михаилу Зюрину в классе моделей с бензиновыми двигателями (1938).



В 1931 году с фюзеляжной резиномоторной моделью самолета М. Зюрин
превысил мировой рекорд продолжительности полета - 27 мин 20 сек.

В 1949 году советские авиамоделисты впервые участвовали в международных соревнованиях, где стали победителями в командном зачете (Венгрия).



Второй раз (после 1949 года) команда СССР одержала
командную победу на международных соревнованиях в Польше
и завоевала Приз Мира (1951 год)

В 1953 году авиамоделизм включается в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Первыми почетного звания «Мастер спорта СССР» удостоились московские авиамоделисты Василий Насонов и Михаил Васильченко .

В 1974 году создается Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма ДОСААФ СССР, который просуществовал до 1992 года. Сегодня его правопреемником можно считать Московский авиамодельный клуб МГО РОСТО (ДОСААФ) - МАК .

С 1992 года российские авиамоделисты выступают на международных соревнованиях самостоятельно. Авиамодельный спорт нашей страны занимает достойное место в мире. На I Всемирных воздушных играх 1997 года российские авиамоделисты завоевали в лично-командных зачетах 5 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовые медали.

Мировые чемпионаты по авиамодельному спорту проводятся с 1925 года.


Чемпионами мира становились советские и российские авиамоделисты:

  • - москвич Анатолий Аверьянов , рыбинский спортсмен Виталий Ехтенков, одессит Виктор Чоп, москвич Михаил Кочкарев по моделям планеров;
  • - москвич Юрий Сироткин по кордовым пилотажным моделям;
  • - экипажи киевлян (Борис Краснорутский - Александр Бабичев), (Виктор Онуфриенко - Валентин Шаповалов, дважды) и московско-рижский экипаж (Валерий Тимофеев - Карл Плоциньш), экипаж харьковчан (Владимир Сураев - Виктор Барков), московские экипажи (Владимир Титов - Виктор Югов , Юрий Сироткин - Борис Шкурский) по кордовым гоночным моделям;
  • - москвич Сергей Щелкалин по кордовым скоростным моделям;
  • - киевляне Владимир Крамаренко, Владимир Федосов по кордовым моделям-копиям самолетов;
  • - Олег Дорошенко из Свердловска, москвич Игорь Трифонов (дважды) по кордовым моделям воздушного боя;
  • - москвич Александр Митюрев по моделям ракет на продолжительность спуска на парашюте;
  • - представитель Московской области Виктор Кузьмин, москвичи Евгений Чистов, Сергей Ильин (дважды) по моделям ракет (ракетопланов);
  • - спортсмен из Мурманска Алексей Коряпин по моделям ракет на высоту полета;
  • - киевлянин Николай Наконечный по таймерным моделям.

За подготовку спортсменов высочайшего класса тренерам Михаилу Васильченко, Владимиру Матвееву, Юрию Сироткину, Виктору Еськову и Леониду Липинскому присвоено звание «Заслуженный тренер СССР». Звания «Заслуженный тренер республики» удостоены Б. Бельман, Е. Кучеров, И. Иванников, Ю. Соколов, В. Гончаров, Е. Делигентов, М. Караганов, В. Евмененко, Ю. Чернов, А. Раков, Б. Краснорутский , Е. Кондратенко, Е. Вербицкий, В. Литвинчук, В. Литвинов, А. Назаров, А. Пранскетис, И. Колидзей, А. Степанян, Э. Брик, С. Кругляк, В. Онуфриенко, Ф. Карибян, А. Болян, В. Исаенко, М. Кривущев, С. Жидков , А. Ермаков, В. Титов , А. Константиниди, В. Минаков, А. Пугаченко, В. Бурцев , С. Костин , В. Югов и другие.


Согласно Международному авиамодельному кодексу FAI спортивные летающие модели разделяются на несколько классов и категорий по принципу полета, размерам, рабочему объему и виду двигателя, условиям соревнований и другим параметрам. Спортсмен-моделист должен обладать знаниями конструктора, технолога, дизайнера и авиатора.

Материал подготовлен при участии начальника Московского авиамодельного клуба РОСТО (ДОСААФ), заслуженного тренера России Владимира Александровича Бурцева с использованием архивов МАК.

Введение

Спорт сегодня воспринимается не столько как средство оздоровления населения, проведение увлекательного досуга, сколько как коммерческое предприятие. Значительная часть клубов существует в первую очередь за счет средств спонсоров и, по сути, является собственностью мощных корпораций. Целью этих корпораций является формирование имиджа за счет интереса людей к спорту, за счет социальной значимости спортивных мероприятий, за счет рекламы.

Социальная значимость спорта, интерес к нему, вызванный непредсказуемостью результатов, постоянной интригой, присущей соревнованиям и привлекающей внимание болельщиков, делают спорт привлекательным для освещения его проблем журналистами различных изданий, для репортажей о наиболее значимых соревнованиях. Спортивные репортажи вызывают столь высокий интерес многочисленной аудитории, что становятся важными объектами, на фоне которых размещается реклама. Действительно, если перед экраном собираются сотни тысяч болельщиков, то переданная в кратком информационном блоке информация сразу доходит до многочисленной целевой аудитории.

Спортивные состязания представляют собой красочные зрелищные мероприятия. Это обстоятельство также делает их привлекательными для создателей рекламных роликов.

Одним из действительно красивых, зрелищных и очень интересных видов спорта (хотя и достаточно недешёвых) является авиамодельный спорт.

Авиамодельный спорт

Авиамодельный спорт - один из популярнейших видов спорта, которым в нашей стране занимались тысячи школьников, студентов, рабочих и инженеров. Сейчас, конечно, меньше. Причем каждый выбирает тот класс авиамоделей, который более всего отвечает его интересам. Таких классов в авиамоделизме множество, однако все их можно сгруппировать в три достаточно больших отряда: отряд свободнолетающих моделей, отряд кордовых моделей и отряд радиоуправляемых авиамоделей.

Возникновение авиамодельного спорта в России связано с Н.Е. Жуковским, по инициативе которого в январе 1910 проведены первые авиамодельные соревнования. В них участвовало 10 человек. Лучшая модель пролетела 170 м. Авиамоделизм в СССР стал активно развиваться после образования Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Во многих городах и населенных пунктах создавались кружки ОДВФ, проводились авиамодельные соревнования. В августе 1926 в Москве состоялись первые Всесоюзные соревнования, в которых участвовало 70 человек со 126 моделями. С тех пор они проводились ежегодно, исключая период Великой Отечественной войны.

Первоначально создавались свободнолетающие модели планеров и самолётов. Они обычно стартуют из рук и летят, поддерживаемые восходящими потоками воздуха. Двигателем таких моделей может служить жгут из резиновых нитей (резиномоторные модели). Первое крупное достижение по продолжительности парящего полёта свободно-летающей модели показал В. Карабаев - 49 мин 59 с (1928).

Ускорение развития авиамодельного спорта произошло после 1931, когда комсомол взял шефство над Военно-воздушным флотом. С появлением поршневых бензиновых микродвигателей авиамодельный спорт поднялся на новую ступень. Модель М. Зюрина, снабжённая таким двигателем, на соревнованиях в 1938 пролетела по прямой 21 км 957 м. Это был первый рекорд советского авиамоделиста, признанный Международной авиационной федерацией. В послевоенные годы получили развитие новые виды авиамоделей - кордовые, радиоуправляемые, модели-копии. С 1949 советские спортсмены стали принимать участие в международных соревнованиях, с 1958 - в чемпионатах мира. В 1951 ими установлены абсолютные мировые рекорды: модель В.И. Петухова летала 5 ч 10 мин, модель Г.П. Любушкина по прямой улетела на 356,794 км.

В 1953 авиамодельный спорт включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Практическое руководство развитием авиамоделизма, повышением массовости этого вида спорта, обобщением и распространением передового опыта осуществляли Центральный спортивно-технический клуб авиационного моделизма - ЦСТКАМ (образован в 1974) и Федерация авиамодельного спорта СССР (1964). Соревнования по авиамодельному спорту организовывал ДОСААФ СССР совместно с органами народного образования.

Современные модели могут летать со скоростью более 300 км/ч, продолжительность полёта свыше 33 ч, дальность по замкнутому маршруту до 765 км и высота полёта свыше 8 км. В нашей стране распространены 4 основных класса спортивных моделей, каждый из которых включает несколько категорий: свободнолетающие модели (планеры, самолёты с поршневыми двигателями - таймерные, резиномоторные, комнатные); кордовые модели (скоростные, гоночные, пилотажные, "воздушного боя"); модели-копии (кордовые и радиоуправляемые копии самолётов, радиоуправляемые копии планеров); радиоуправляемые модели. Соревнования по радиоуправляемым моделям самолётов, источником энергии в которых является аккумулятор, гальванические или солнечные батареи, стали проводиться с 80 х гг. Мировые рекорды в этой категории моделей по продолжительности полёта - свыше 6 ч 15 мин, по дальности - 100 км.

К 1991 насчитывалось свыше 1000 авиамоделистов, имеющих звание мастера спорта, около 300 мастеров спорта международного класса. В чемпионатах Европы и мира советские спортсмены добивались высоких результатов. К январю 1991 из 86 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, советским спортсменам принадлежало 29. С 1966 издаётся ежемесячный популярный научно-технический журнал "Моделист-конструктор".

Авиамодельный спорт - один из технических видов спорта, включающий конструирование, постройку моделей летательных аппаратов, соревнования в скорости, дальности, высоте, продолжительности их полёта и способности выполнять фигуры высшего пилотажа. В соревнованиях моделей-копий оцениваются не только их лётные качества, но и сходство с оригиналом. В соревнованиях принимают участие как взрослые спортсмены, так и спортсмены-юниоры. На международном уровне авиамодельный спорт курируется Международной федерацией авиаспорта FAI, которая устанавливает классификацию, правила и порядок проведения соревнований. В настоящее время по авиамодельному спорту FAI регулярно проводит как Чемпионаты Европы, так и Чемпионаты Мира, разыгрывается Кубок мира в разных категориях авиамоделей. Авиамодельный спорт получил и в нашей стране широкое распространение.

Чемпионаты Европы и Чемпионаты Мира по кордовым авиамоделям категорий F2А, F2B, F2C и F2D проводятся один раз в два года. В категории пилотажных кордовых моделей F2В каждая страна, являющаяся членом FAI, имеет право сформировать национальную сборную команду, состоящую из трёх взрослых спортсменов и одного юниора. Спортсмены и юниоры выступают совместно. Подводят результаты как личного первенства так и командного. При определении результатов командного первенства учитывают три лучших результата из четырёх участников для каждой национальной сборной. Поэтому авиамодельный спорт в категории пилотажных кордовых моделей - это один из немногих видов спорта, где на Чемпионатах Мира и Европы юниоры каждой страны - участника выступают наравне со взрослыми спортсменами.

АВИАМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ. Включает в себя конструирование, постройку и запуск различных моделей летательных аппаратов (самолетов, планеров, вертолетов, птицелетов, воздушных тепловых шаров, воздушных змеев и т. п.). А. с. возник в начале XX в. в связи с бурным развитием авиации. Первые состязания летающих моделей, в к-рых участвовали лишь модели планеров, были проведены в 1905 во Франции. В России А. с. начал распространяться среди учащейся молодежи в 1909. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы отцом русской авиации проф. Н. Е. Жуковским и его сподвижником инж. П. К. Энгельмейером в Москве в 1910. Лучшая модель самолета пролетела тогда всего 17 м. В том же году в Московском манеже состоялись самые крупные в дореволюционной России состязания авиамоделистов, в к-рых участвовали 36 чел., представивших на суд жюри 50 моделей. В 1910 вышло в свет первое оригинальное русское руководство по А. с, написанное Н. Анощенко.

В советское время А. с. стал возрождаться в начале 20-х гг. после окончания гражданской войны. Начало массовому А. с. было положено летом 1923 после создания у нас Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), в спортсекции к-рого был создан Центр авиамодельного спорта. Начиная с 1926, в нашей стране регулярно проводятся всесоюзные состязания летающих моделей. С 1936, когда Центральный аэроклуб СССР вступил в ФАИ (Международную авиационную федерацию), советские авиамоделисты вышли на мировую арену.

После Великой Отечественной войны наши авиамоделисты установили непосредственный контакт с иностранными строителями летающих моделей, выезжая на междунар. соревнов. и мировые чемпионаты и принимая у себя зарубежных спортсменов "малой авиации" (так очень часто наз. А. с). В 1956 в Швеции на мировом чемпионате по классу моделей самолетов с резиновыми моторами, на к-ром разыгрывался известный в А. с. Кубок Уэйкфильда, команда СССР заняла 2-е место. В том же году на соревнов. в Югославии наши авиамоделисты стали чемпионами Европы по классу моделей самолетов с поршневыми двигателями. В 1957 на мировом чемпионате по классу моделей планеров в Чехословакии команда СССР заняла 1-е место. В 1958 в Румынии снова были завоеваны почетные звания чемпионов Европы (в личном и в командном первенстве) по классу моделей самолетов с поршневыми двигателями.

На 1 янв. 1959 авиамоделисты СССР занимали в таблице ФАИ 3 места из 4 в разделе "абсолютные мировые рекорды" и И мест из 28 в разделе "мировые рекорды". А. с. сильно развит за рубежом, особенно в Чехословакии, Венгрии, Польше, США, Англии, Франции. Италии. Во всех странах он в той или иной мере субсидируется государственными властями.

Летающие модели строятся обычно из реек (сосновых, липовых), различных трав (камыш, чий - вид ковыля) и тонкой фанеры, соединяемых при помощи авиационного лака (эмалита ). Для подмоторных рам и воздушных винтов (пропеллеров) употребляются твердые породы дерева (бук, ясень и т. п.). Каркас модели обтягивается легкой прочной бумагой (папиросной, конденсаторной и др.). Обтяжка в целях создания дополнительной прочности и влагоустойчивости лакируется. При постройке моделей для установления рекордов или для участия в крупных соревнов. употребляется легкое дерево - бальза.

Советские авиамоделисты, как правило, являются конструкторами и строителями своих летающих моделей, чем и объясняется тот факт, что из их среды вышли многие работники "большой авиации", такие, напр., как прославленный конструктор дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев, лауреаты Сталинской премии О. К. Антонов, М. Л. Миль, Н. С. Трунченков и многие др. Первый в мире космонавт Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин тоже начинал с А. с., к-рым занимался еще школьником в Гжатске.

В современном А. с. различают 3 основных вида летающих моделей: модели свободного полета, кордовые модели и телеуправляемые модели. Модели каждого вида в зависимости от их целевого назначения разбиваются на классы. К моделям свободного полета, к-рые после взлета совершенно не управляются авиамоделистами, относятся модели планеров, самолетов и вертолетов. На моделях самолетов допускаются 3 вида двигателей: резиновый мотор (пучок резиновых нитей), поршневый двигатель (объемом 2,5; 5,0 и 10,0 см 3) и реактивный двигатель, - а на моделях вертолетов - только резиновый мотор и поршневый двигатель. Не каждая модель летательного аппарата может участвовать в состязаниях или устанавливать рекорды. Для каждого класса моделей имеются утвержденные правилами ограничения по полетному весу (см. Летающая модель , вес), площади несущих поверхностей (см. Летающая модель , размеры) и пр. Соревнов. по всем классам моделей свободного полета проводятся с ограничителями (таймерами), т. к. по условиям соревнов. хронометраж полета модели производится максимум 3 мин. На модели ставят специальные приспособления (выключатели работы поршневого двигателя, приспособления для снижения модели) для того, чтобы они далеко не улетали. Зачет производится по сумме результатов 5 полетов модели. Каждая секунда полета оценивается 1 очк. (если, напр., 180 очк. за полет, то за 5 полетов 180×5=900 очк.).

Кордовые модели летают по кругу на привязи и управляются авиамоделистом в полете при помощи одной или нескольких специальных тяг (корд). Кордовые летающие модели делятся на скоростные, гоночные (модели тина "Тим Рэйсинг"), пилотажные (см. Пилотажные соревнования летающих моделей ) и для воздушного боя (см. Воздушный бой летающих моделей ). Для кордовых моделей установлены ограничения в весе, размерах, в миделе фюзеляжа и пр. На них ставятся поршневые двигатели определенной кубатуры (см. выше) или реактивные двигатели. Скоростные состязания проводятся на дистанции 1 км, гонки летающих моделей - на дистанции 10 км. Кордовые модели устроены так, что могут совершать в полете целый комплекс фигур сложного пилотажа, вот почему и проводятся состязания на лучшего авиа-моделиста-пилотажника (по определенному комплексу) и по воздушному бою.

Телеуправляемые модели - это модели планеров, самолетов и вертолетов, управляемые в полете при помощи радио, световых или звуковых волн. Обычно на соревнов. эти классы моделей обязаны выполнять в полете заранее определенные комплексы фигур и совершить после этого посадку вблизи места своего взлета.

Организацию и руководство А. с. в Советском Союзе осуществляют Всесоюзная авиамодельная секция Федерации авиационного спорта СССР и ДОСААФ в тесном контакте с комсомольскими и профсоюзными организациями и органами народного образования. Практическую работу по А. с. проводят авиационные кружки при ДОСААФ, в Домах пионеров, в рабочих клубах, Домах культуры и т. п. Технич. центром А. с. является Центральная авиамодельная лаборатория ДОСААФ (ЦАМЛ). Регламентация А. с. в СССР возложена на Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР им. В. П. Чкалова.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1961. 368 с.