Обучение подвижным играм «Подвижная цель», «Ловишка, возьми ленточку!», «Падающая палка». С помощью стула. Перетягивание с веревкой

Конспект урока физической культуры

Тема: «Подвижные игры»

Цель урока: обучение подвижным играм «Подвижная цель», «Ловишка, возьми ленточку!», «Падающая палка».

Задачи урока:

1. Совершенствовать технику передачи и ловли мяча.

2. Развивать глазомер, ловкость, координацию в подвижных играх: «Подвижная цель», «Ловишка, возьми ленточку!», «Падающая палка».

4. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям и бережное отношение к инвентарю.

Место проведения: спортивный зал МБОУ «НОШ №98»

Инвентарь: свисток, баскетбольные мячи, ленточки, гимнастическая палка.

Средства и решения

учебных задач

Дози-ровка

Организационно-

методические

указания

Обеспечить начальную организацию и психологическую подготовку.

Способствовать постепенному врабатыванию организма, под-готовить мышцы ног и рук к пред-стоящей работе.

Восстановить дыхание

1. Построение в шеренгу.

2. Сообщение темы и задач урока.

Движение в обход налево.

Ходьба на носках, руки вверх, ходьба на пятках, ру-ки на пояс, ходьба носки вместе – пятки врозь и пят-ки вместе – носки врозь, ру-ки на пояс.

Лёгкий бег.

Ходьба обычным шагом –

1.- руки в стороны

2.- руки верх

3.- руки в стороны

4.- руки вниз

по 0,5 круга

Обратить внимание на спортивную фор-му, проверить инвен-тарь, напомнить пра-вила обращения с инвентарем.

«Налево в обход ша-гом – МАРШ!» Задать темп подсчета

Для выполнения уп-ражнения подать ко-манду: «По заданию – МАРШ!». Обра-тить внимание на правильную осанку и правильность выполнения упраж-нений.

Подать команду: «Бегом – МАРШ!».

Подать команду: «Обычным шагом – МАРШ!». Следить за положением рук, осанкой.

Средства и решения

учебных задач

Дози-ровка

Организационно-

методические

указания

Содействовать повышению функциональных возможностей организма.

Содействовать развитию внима-ния и ориенти-ровки в прост-ранстве.

Восстановить дыхание

Перестроить для выполнения ОРУ

Выполнить упражнения для мышц плечевого пояса

Выполнить упражнения для мышц туловища

Ходьба в приседе, руки на пояс, с опорой на руки и ноги - руки сзади, затем спереди, ходьба обычным шагом.

Бег с выполнением заданий:

С высоким подниманием бедра, с захлёстом голени назад, спиной вперёд, прис-тавными шагами правым и левым боком;

По свистку – смена направ-ления движения.

Ходьба обычным шагом:

1.- руки вверх – вдох

2.- руки вниз – выдох

1. И.п. – стойка, руки вперед, пальцы сжаты в кулак

1-4.- круговые движения кис

тями во внутрь

5-8.- круговые движения кис

тями наружу с возвра-

щением в и.п.

2. И.п. – стойка, рр к плечам

1-4.- круговые движения рр

5-6.- круговые движения рр

назад с возвращением в

3. И.п. – стойка, правая рука

вверх, левая рука

1-3.- рывки руками назад

4.- смена положения рр

5-7.- рывки руками назад

4. И.п. – стойка нн врозь, ру-

ки вперёд в замок

1.- поворот туловища напра-

3.- поворот туловища нале-

Подать команду: «По заданию – МАРШ!», следить за правиль-ностью выполнения.

Подать команду: «Бегом – МАРШ!». Обращать внимание на то, как занимаю-щиеся реагируют на команды и сигналы, все ли своевременно выполняют действия.

Следить за выполне-нием.

Подать команды: «Стой!», «Налево!» «На вытянутые руки – Разомкнись!».

Выполнять медленно с максимальной амп-литудой.

Выполнять с макси-мальной амплитудой, руки не сгибать.

Выполнять с макси-мальной амплитудой, руки держать точно вперёд.

Организационно-

методические

указания

Выполнить упражнения для мышц ног

Развивать силу мышц рук, прес-са, ног

5. И.п. – стойка нн врозь, рр

вверх в замок

1.- наклон туловища вправо

3.- наклон туловища влево

6. И.п. – узкая стойка нн

1.- наклон с касанием паль-

цами пола перед носками

2.- наклон с касанием кула-

ками пола перед носками

3.- наклон с касанием ладо-

нями пола перед носками

4.- наклон назад с касанием

пальцами рр пяток с воз-

вращением в и.п.

7. И.п. – широкая стойка нн

врозь, рр на пояс

1.- присед на правой

3.- присед на левой

8. И.п. – стойка, руки на пояс

1.- выпад правой

3.- выпад левой

5.- выпад вправо

7.- выпад влево

9. И.п. – упор сидя.

1.- упор сидя углом

10. И.п. – упор лёжа

1.- упор лёжа согнув руки

Наклоны выполнять точно в сторону, ру-ки не опускать.

Наклоны выполнять с максимальной амп-литудой, ноги не сгибать.

Выполнять с макси-мальной амплитудой, вперед не наклонять-ся, вторую ногу не сгибать.

Выполнять с макси-мальной амплитудой, но в быстром темпе.

Ноги поднимать пря-мые, руки не сгибать, назад не откланяться.

Руки сгибать в локте-вых суставах под углом 90̊, между пле-чом и пяткой сохра-нять прямую линию.

Средства и решения

учебных задач

Дози-ровка

Организационно-

методические

указания

Организовать учащихся к про-ведению основ-ной части

Совершенство-

вать технику передачи и ловли мяча

Развивать глазо-мер в игре «Подвижная цель».

12. И.п. – присед, рр вверх в

1-2.- выпрыгивание вверх с

возвращением в и.п.

1. Раздача инвентаря

2. Построение в одну шерен-гу.

3. Распределение на пары

1. И.п. – №1 стойка баскет-

болиста с мячом в руках, №2 и.п. для приёма мяча.

Передача мяча двумя рука-ми от груди и ловля его;

Ведение мяча правой рукой на месте, два шага и переда-ча мяча двумя руками от груди;

Передача мяча двумя рука-ми от груди в движении приставными шагами пра-вым и левым боком;

Передача мяча двумя рука-ми от груди с ударом о стену с последующей ловлей его

Играющие строятся в круг на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками игроков, стоящих по кругу, проводится черта. В круг выходит водящий. Находящиеся за окружностью игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место.

Выпрыгивать как можно выше, полностью выпрям-ляя ноги, вперед не наклоняться.

Подать команду: «Возьмите б/б мячи и постройтесь в одну шеренгу».

Произвольно распределить на па-ры и поставить парт-нёров друг напротив друга.

Учитель напоминает о технике передачи и ловли мяча. Затем дети самостоятельно выполняют упражне-ние, а учитель указывает на ошиб-ки.

Игрокам, стоящим по кругу, нельзя переступать за черту. Если водящий поймает мяч, то это за попадание не считается.

Средства и решения учебных задач

Дози-ровка

Организационно-

методические

указания

Развивать лов-кость, быстроту, координацию в игре «Ловишка, возьми ленточку».

Снизить эмоциональную нагрузку, способствовать восстановлению внимания сил

Игроки строятся в круг. У каждого ленточка заправлен-ная за пояс сзади. В центре круга стоит ловишка. По сиг-налу учителя: «Раз, два, три – лови!» играющие разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь выдернуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу учителя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», все строятся в круг. Идёт подведение итогов. Затем выбирается новый водящий и игра продолжается.

Игра «Падающая палка»

Игроки строятся в круг и рассчитываются по порядку. Первый номер встаёт в центр круга и ставит гимнастичес-кую палку вертикально в пол, удерживая её за конец. Зетем он в произвольном порядке называет номер и отпустив палку отходит в сторону. Игрок, чей номер был назван должен схватить палку и не дать её упасть.

Если он поймал палку, то возвращается на своё место, а первый продолжает водить. Если он не поймал палку, то становиться водящим, а водящий становиться в круг. победитель тот, кто не был водящим.

Построение в шеренгу

Подведение итогов.

1. Начинать только по сигналу учителя.

2. Играющим с ленточками, запре-щается их держать и отталкивать ловишку руками.

3. Ловишке запреща-ется хватать играю-щих за одежду.

4. Следующий водя-щий избирается из числа игроков, остав-шихся с ленточкой.

1. Водящий не дол-жен отпускать палку пока не назовёт номер.

2. Игроки не должны мешать друг другу.

3. Если кому-то помешали и он не успел схватить палку, то он возвра-щается на место, а водящий продолжает водить.

Подать команду: «В одну шеренгу – СТАНОВИСЬ!».

Объявить победите-лей, выявить лучших учащихся, выставить отметки.

Подвижные игры с гимнастической палкой, обручем, кеглями, скакалкой и другими повседневными предметами (стул, корзина, камушки, поленья и т.д.)

Через палку

Игрок берет гимнастическую палку так, чтобы ладони были на расстоянии 0,5 м. Сначала надо перешагнуть через палку одной ногой, затем другой. Движение выполняется вперед и назад.

Ловкий перемах

Поставив палку на пол перед собой и придерживая рукой за верхний конец, игрок переносит прямую ногу через палку, не задев ее. В момент перемаха палка отпускается, а затем игрок снова ее придерживает. Перемах можно производить правой и левой ногами.

Вытолкни из круга

а) Играют две команды. По одному игроку из команды заходят в круг диаметром около 1 м и берутся руками за концы гимнастической палки. По сигналу они, упираясь в палку, стараются вытолкнуть соперника из круга. Кому это удается, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

б) Единоборство проводится с двумя палками, концы которых соперники держат в каждой руке.

Вырывание (выкручивание) палки

Играют две команды. По одному игроку из команды берутся за разные концы гимнастической палки и стараются отнять ее у соперника, вырывая или выкручивая. Тот, кому это удалось, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Падающая малка

Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середине круга, держа в руках гимнастическую палку. Один ее конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же игрок не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в круг на свое место.

Играют установленное время, после чего станет видно, кто меньшее число раз был водящим. Он и считается победителем.

Если желающих играть больше 10 человек, то лучше организовать для игры два круга.

Достань городок

Два участника становятся друг против друга и берутся за концы гимнастической палки. В двух шагах от каждого ставится городок. Выигрывает тот, кто, перетянув соперника, достанет городок. Кто отпустит палку, проигрывает.

Палка-рычаг

Соревнующиеся встают спиной друг к другу и поднимают вверх метровую палку, которую держат руками. Задача игроков — наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или кто отпустит палку.

Другой вариант. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями ног в ступни партнера) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу игроки начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто смог приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.

Поединок метких

Метровой длины гимнастические палки прикрепляются к спинам соперников с помощью бечевок, а лучше — резиновых растягивающихся колец. Свободный конец палки выступает на 40—50 сантиметров, В руках у каждого по 8—10 колец (пластмассовых, резиновых, фанерных), перед ногами — черта, которую нельзя переступать.

По сигналу начинается «бой», в ходе которого каждый старается набросить на «антенну», торчащую за спиной соперника, как можно больше колец за 5 минут установленного для игры времени. Каждый имеет право подбирать кольца, брошенные противником (не попавшие в цель), и метать их на противоположную сторону.

Землемеры

Если нет ограниченной линиями площадки, то проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12—15 метров. Играющие с гимнастическими палками располагаются на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.

Тяни в круг

Очерчивают 2 концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Играющие окружают большой круг, берутся за руки и по команде идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) все останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей (руки не разъединять). Кто попадает в пространство между кругами одной или двумя ногами, выходит из игры. Разъединившие руки выбывают из игры. Затем по сигналу игра возобновляется. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают соревнования.

Оставшиеся последние 2—3 игрока считаются победителями.

Можно провести игру по-иному. На площадке в виде звездочки ставятся 5 булав (городков, кеглей). Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил булаву. Сделавший это, также как и расцепившие руки, выходят из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.

По ходу игры по одной булаве снимается с площадки, и последние два игрока ведут борьбу вокруг 2—3 булав.

Вороны и воробьи

Участники игры выстраиваются в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются на пер- вый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих разложены предметы: справа — городки («вороны»), слева — теннисные мячи («воробьи»). Предметов вдвое меньше, чем участников игры.

Играющие по указанию ведущего выполняют различные несложные движения на месте (руки в стороны, вверх, присесть, встать, на месте шагом марш и др.) Затем водящий по слогам произносит одно из слов. Если это слово «во-ро-ны», то на слог «ны» все игроки устремляются к городкам, если же «воробьи», то при произнесении последнего слога все игроки бегут к мячам, стараясь схватить по одному предмету. Поскольку предметов меньше, чем игроков, они достаются лишь самым внимательным и быстрым, за что команде начисляются выигрышные очки. Игра проводится 7—9 раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и объявляется счет.

Возьми городок

Для игры нужны городки (теннисные мячи, одинаковые по размеру камушки) в количестве на 1 единицу меньше, чем число участников игры. Например, 6 городков ставят по кругу (в метре один от другого), а 7 играющих встают с внешней стороны в шаге от них.

По сигналу все идут, затем бегут вокруг городков (вправо и влево) до свистка или команды «Взять!». Тогда каждый играющий стремится схватить городок. Кому предмета не досталось, выбывает. Игроков остается на 1 меньше, поэтому снимают из круга и 1 городок. Когда на кону останется 1 городок и 2 участника, они разыгрывают между собой первое место.

Городошники

Перед началом игры ребята договариваются о построении нескольких фигур из городков. Затем игроки распределяются по командам и выстраиваются в колонны возле черты, перед которой в 10—15 шагах чертят квадраты со сторонами 1 метр.

По сигналу первые игроки в командах берут лежащие перед чертой 5 городков, бегут к своим квадратам и ставят обусловленную заранее фигуру. Затем возвращаются к своим командам, касаясь второго игрока, который, добежав до квадрата, разрушает прежнюю и складывает новую фигуру и т. д. Важно, чтобы фигура стояла, пока построивший ее не вернется к своей команде. В противном случае он возвращается и снова ставит городошную фигуру.

Игра заканчивается, когда последний игрок одной из команд закончит построение обусловленной фигуры и вернется к своей команде.

Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Сумей построить

Перед игроком кладут 5 городков и предлагают с завязанными глазами за 40 секунд построить какую-либо фигуру, например «колодец» или «пушку». Если игрок выполняет упражнение досрочно, он получает право снять повязку и через полминуты сделать попытку построить вторую фигуру.

Достань городок

Участник стоит, соединив носки и пятки вместе, руки за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку или другой предмет), находящийся у ноги.

Извилистой тропой

Пять городков или кеглей расставляют по прямой в 80 сантиметрах одну от другой. В 2 шагах от крайнего городка (за чертой) становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы один предмет считается не выполнившим задание.

Поставь булаву

На пол ставят перевернутый табурет. Четыре участника с булавами в руках располагаются в 3 шагах от табурета, каждый против ножки. Завязав глаза, они по команде руководителя направляются к табурету и стремятся поставить одной рукой булаву, каждый на свою ножку. Побеждает игрок, первым поставивший булаву.

Кому достанется кегля

На табурет ставят кеглю или булаву. По обе стороны табурета, в 8—10 шагах от него, становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю. Побеждает тот, кто сумеет это сделать,

Шесть городков

Двое играющих становятся у черты. Перед каждым на одной прямой линии расставлены шесть городков на расстоянии 1 м один от другого. По сигналу игроки бегут, собирают городки и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернется первым, не уронив по дороге ни одного городка.

Сбей городок

На площадке чертят линию длиной 6—8 м. Через каждый метр на этой линии делают отметку. В центре линии ставят городок. Двое играющих становятся на концах линии и по очереди бросают свой мяч в городок. Кто собьет мячом городок, переставляет его на одну черту ближе к себе. Тот, кто первым приведет городок в свой город, выигрывает.

Сквозь обруч

Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придерживает вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны проскочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

Успей передать

Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Стоящий на правом фланге получает кеглю. Под музыку кеглю начинают передавать из рук в руки до конца шеренги, сначала в одном направлении, а потом в обратном. Как только музыка обрывается, передачу прекращают и тот, у кого в этот момент кегля окажется в руках, выбывает из игры. После этого игру начинают снова. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое дополнение. Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого кегля оказалась в руках, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят кеглю перед собой на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону, огибают шеренгу и стараются схватить кеглю. Тот, кто ее схватит, возвращается на свое место, а кто не успеет — выбывает из игры. После этого игра продолжается.

Этим вариантом обычно пользуются в тех случаях, когда в игре участвует немного детей.

Сквозь обруч

Играющий держит в одной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой — гимнастический обруч. Задача играющего — надеть на себя обруч сверху вниз, а затем снять, не уронив мяч.

Веселые обручи

У обоих игроков в руках гимнастический обруч. Наиболее простой вариант соревнования — вращать обруч, поставив его на землю. По сигналу участники начинают вращение обруча движением пальцев одной руки. Чей обруч дольше прокрутится, не упав на землю?

Во втором поединке участники держат обруч двумя руками на уровне пояса, продев его через голову. По сигналу они начинают вращать обруч, работая животом и бедрами (хула-хуп). Кто дольше проделает полезное упражнение?

Ловкости требует и третье упражнение. Участники одновременно одной рукой посылают обруч вперед по прямой. Пока он катится, каждый игрок старается несколько раз пробежать сквозь обруч туда и обратно (змейкой). Побеждает тот, кто проскочил сквозь обруч большее число раз.

С помощью стула

Для игры нужен стул, на который садится играющий. Опираясь правой рукой о спинку, а левой о сиденье, он старается приподняться на руках и повиснуть на стуле в сидячем положении. Следующая задача игрока — перенести ноги назад между руками и, не зацепив стул, встать возле него на землю.

Меткий глаз

Табурет кладут ножками кверху так, чтобы игроки могли набрасывать на ножки резиновые или пластмассовые (фанерные) кольца с расстояния 5—6 шагов.

В другом варианте игры на таком же расстоянии от метателя ставят корзину или ведро. В руках у игрока 4—5 теннисных мячей. Он старается так бросить мяч, чтобы после удара о землю тот оказался в корзине. Кто наберет больше очков?

Скользкая цель

В шести шагах от прочерченной на земле линии ставят табурет или стул с гладкой поверхностью. В руках у играющего четыре небольших мешочка, набитых песком или горохом (120—150 г). Задача игрока — бросить мешочки на табурет так, чтобы они не соскользнули с поверхности.

Удочка прыжковая

а) Играющие каждой команды становятся в круг, в центре которого водящий крутит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу. Играющие должны перепрыгивать через мешочек, не задевая его. Задевший идет водить. Побеждает команда, меньшее число раз задевшая веревочку.

б) Играющие стоят в метре от воображаемой окружности, по которой скользит мешочек. Когда мешочек оказывается близко, игрок делает шаг вперед, отталкивается и прыгает через него.

в) Игроки должны перепрыгивать через мешочек толчком одной ноги.

Подвижным ринг

У толстой веревки или каната длиной 5 м связывают свободные концы. По одному игроку из каждой команды подходят к канату с разных сторон и, взявшись двумя руками, поднимают и натягивают его. За спиной игроков, в трех шагах от них, ставят по одной булаве (кегле и т. п.). По сигналу каждый игрок старается первым дотянуться до предмета и взять его. Сделавший это приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Игра может проводиться одновременно на нескольких «рингах».

Чешская прыгалка

Для игры нужна сантиметровой толщины резинка длиной 2—2,5 м. Ее концы связывают — получается кольцо. Желающие играть делятся на группы по три человека в каждой. Двое становятся в кольцо друг против друга и, растягивая ногами резинку, образуют прямоугольник, т. е. параллельную прыгалку высотой выше ступени (8—10 см). Третий участник занимает место сбоку и начинает прыгать, выполняя заранее обусловленные задания. Можно начинать прыжки из центра. Важно прыгнуть через одну, через другую резинку, через две сразу. Впрыгивать и выпрыгивать из прямоугольника двумя ногами, на одной ноге, прямо, боком, расставив ноги, скрестив их и т. д. Когда комбинация прыжков закончена, резинку поднимают до уровня коленей, затем — пояса. Победителем считается тот, кто сумеет выполнить комбинации с меньшим числом ошибок, т. е. быстрее остальных.

Поединок с шестом

На шесте длиной 2,5 метра делают в 70 сантиметрах от центра две отметки. Участники входят в круг диаметром 3 метра и берутся за концы шеста так, что левая рука находится у отметки, а правая — ближе к концу шеста. При этом конец шеста должен выступать наружу из- под правого плеча.

По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени. Поединок состоит из двух раундов. Во время второго раунда участники меняют положение рук.

Поединок с ракетками

Каждый из двух соревнующихся берет в руки ракетку от настольного тенниса и кладет на нее кубик и шайбу. Оба отводят руку с ракеткой в сторону и, свободно передвигаясь по площадке, стараются взять кубик с ракетки противника, не уронив при этом свой. Поединок состоит из 3—5 попыток. Побеждает тот, кто большее число раз выиграет поединок.

По кирпичикам

Для игры можно использовать обычные кирпичи, но лучше сделать их из дерева (бруски) или взять для игры кругляши не очень толстого полена.

Каждый игрок встает на два кирпича, еще два держит в руках. По сигналу он наклоняется, кладет кирпичи перед собой и, ступая на них, продолжает движение. Цель игры — пройти как можно быстрее 10 метров, не сойдя на землю. Аналогично соревнование с использованием двух табуретов. Игрок стоит на одном из них, а другой переставляет вперед, затем перебирается на него и т. д.

Грибники

Каждому игроку дают в руки корзинку или детское ведро, затем завязывают глаза. После этого на площадку в шахматном порядке кладут шайбы, теннисные мячи, кубики и пр. — всего 10—15 штук. Это «грибы», которые по сигналу начинают искать соревнующиеся игроки. Тот, кому удалось нащупать «гриб», кладет его в свою корзинку. На сбор «грибникам» дается 3 минуты. Побеждает тот, кто собрал больше предметов, чем его соперник.

Веревка

На земле чертят два круга диаметром 40— 50 сантиметров. Расстояние между ними 4—5 шагов, что зависит от длины веревки, которая нужна для игры. Участники становятся на свои «пеньки» (круги).

По сигналу каждый тянет за конец веревки, стараясь стащить соперника с «пенька», т. е. чтобы он вышел из круга хотя бы одной ногой. Перетяжка повторяется 2—3 раза. Побеждает выигравший.

С мешочком на голове

Небольшой мешочек набивают песком (горохом) и завязывают или зашивают. Вес мешочка (размером с небольшую ладошку) 150—200 граммов. Задача играющего — пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуться кругом и вернуться обратно.

Канатоходцы

На земле проводят черту или кладут белый шнур (ленту). Игрок берет в руки бинокль и подносит к глазам обратной стороной так, чтобы предметы казались не приближенными, а удаленными. Глядя в бинокль, нужно пройти по шнурку 5 метров.

В другом варианте игры играющий берет в руки детский зонтик и старается пройти по веревке от начала до конца, держа зонтик над головой.

Попади в мишень

На землю ставят две бутылки из-под воды, каждый играющий держит в руке по 10 горошин (рука на уровне груди). Стоя над бутылкой, игроки по сигналу начинают соревнование. Выигрывает тот, кто за 1 минуту опустил сверху в бутылку больше горошин. В бутылки с узким горлом положить горошины труднее.

Другой вариант игры . Участники игры — «рыбаки», держа в руках «удочку» (гимнастическую палку с привязанной к концу ниткой и кольцом), стараются в течение 1 минуты надеть кольцо на горлышко бутылки. При этом «рыболовы» стоят (или сидят) в метре от бутылки. Длина веревки 60—70 сантиметров.

Проворные мотальщики

К середине 3—5-метровой бечевки привязывают ленточку. Концы бечевки прикрепляют к эстафетным палочкам. Игроки берут в руки палочки и расходятся в разные стороны, натягивая бечевку. По команде каждый быстро наматывает бечевку на палочку, продвигаясь вперед. Выигрывает тот, чья палочка раньше коснется финишной ленты. Вращать палочку можно на себя и от себя, как условились заранее.

Бег за флажками

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5—2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руководителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать тоже нельзя.

Иголка и нитка

Для игры надо приготовить две бутафорские иглы (длиной 100—120 см) и два клубка цветного шнура (тонкой веревки).

Играющие выстраиваются в две шеренги (по 10—12 человек в каждой) одна против другой. Первым номерам каждой шеренги дается по игле, а последним номерам — по клубку шнура. По сигналу, разматывая клубок (его игрок из рук не выпускает), конец шнура передают из рук в руки вдоль шеренги. Когда он попадает к первому игроку, тот продевает его сквозь ушко иголки и возвращает второму, который передает его дальше вдоль шеренги в обратном направлении. Когда конец шнура вернется к последнему игроку и шнур, продетый сквозь иглу, окажется сложенным вдвое, все поворачиваются направо (или налево) и вслед за ведущим, держась за нитку (как гласит русская поговорка: «Куда иголка, туда и нитка»), быстрым шагом обходят площадку по периметру (границы должны быть обозначены) и возвращаются на прежнее место. Побеждает команда, раньше выполнившая задание (если все правила соблюдались точно).

Потяни шнур

На земле кладут веревку, к концам которой привязаны мешочки с песком. У концов веревки спиной друг к другу становятся двое играющих. Перед каждым из них в 5—6 шагах поставлен флажок. По сигналу играющие бегут к своим флажкам и, вернувшись, стараются выдернуть веревку в свою сторону, опередив товарища. Побеждает тот, кому это удастся сделать. Соревнование повторяется трижды.

Мишень на колесах

К деревянной площадке на колесах или к большому игрушечному грузовику прикрепляется планка, на конце которой прибита мишень (20 х 20 см). Две такие мишени устанавливают перед играющими на расстоянии 3—4 м. По сигналу игра начинается. Каждый своим мячом старается попасть в мишень с наибольшей силой, чтобы мишень откатилась назад. Выигрывает тот, кто к концу игры (после 10—15 бросков) отгонит свою мишень дальше.

Перетягивание с веревкой

Веревку длиной 1,5—2 м связывают кольцом. Играющие становятся спиной друг к другу и берутся руками за веревочное кольцо. Перед ногами у каждого, на расстоянии 1 м, проведена черта. Каждый из играющих старается перетянуть противника за свою черту. Выигрывает тот, у кого это получится.

Кто первый?

Для игры нужны две круглые палочки и две тележки, к которым прикрепляются лошадки или другие игрушки. Палочки и тележки соединяют между собой отрезками шнура длиной 6—7 м.

Двое играющих, усевшись рядом, берут в руки по палочке, отводят от себя тележки на всю длину шнура и по команде руководителя начинают наматывать шнур на палочки. Каждый старается как можно быстрее приблизить к себе тележку. Палочки разрешается вращать, только держась обеими руками за концы. Побеждает тот, кто первым приведет к себе тележку с игрушкой.

Песня ведет

Ребята усаживаются поудобнее, оставляя большую часть комнаты свободной. Одного из играющих просят на время удалиться. Пока его нет, достают какой-либо небольшой предмет (книжку, игрушку, платок) и прячут в том или ином доступном для осмотра месте. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что он должен найти спрятанный предмет. В этом ему поможет песня. Когда он будет приближаться к предмету, все будут петь громко, а когда удаляться — тихо.

Орешек

Играющие, разделившись на две команды, усаживаются по обе стороны стола. Каждая команда выбирает себе капитана.

Капитан команды, начинающей игру, получает орешек (или другой маленький предмет) и, пряча руки под столом, передает его кому- либо из игроков, тот передает дальше, и так орешек переходит из рук в руки то в одном, то в другом направлении.

Неожиданно капитан второй команды громко объявляет: «Внимание, руки на стол». По этой команде все должны быстро положить руки на стол ладонями вниз, в том числе и тот, у которого в этот момент окажется орешек.

Капитан пытается угадать (по звуку, положению рук, выражению лица и т. п.), у кого находится орешек. Он может учитывать наблюдения и мнения членов своей команды. По его приказу любой игрок должен поднять руку, на которую он укажет.

Если под ней окажется орешек, его команда выигрывает очко, забирает орешек себе и роли команд в игре меняются.

Если же орешек обнаружить не удалось, его повторно прячет команда, начинавшая игру.

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.

Палочка-стукалочка

Играющие (десять - двенадцать человек) образуют круг, в руках у каждого маленькие палочки длиной 10 см. Для игры нужна еще одна большая палка длиной 50 см. Ведущего выбирают с помощью считалки, т. е. при круговом счете до десяти каждый десятый ребенок выходит из круга. Тот, кто останется последним, становится водящим. Он закрывает глаза, считает вслух до десяти, остальные дети в это время прячутся. Прежде чем спрятаться игроки кладут длинную палку одним концом на камень, другим на землю. На конец палки, лежащий на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Сосчитав до десяти, водящий открывает глаза и ищет детей. Каждый из играющих стремится незаметно добежать до палки первым и стукнуть ее по концу, лежащему на камне, так чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Водящий старается помешать игрокам сделать это. Если же кому-то из игроков удается стукнуть по палке и рассыпать маленькие палочки, то водящий опять закрывает глаза. Если же водящему удается выиграть, то им становится игрок, найденный первым. Правила игры. Чтобы никто не тронул палочки, водящий, найдя кого-либо из прятавшихся, быстро подбегает к длинной палке и громко называет имя найденного, а обнаруженный игрок останавливается и больше не прячется.

Подними платок

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончание музыки каждый участник игры старается первым поднять платок. Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

Слепой медведь

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим. Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

Цуку-ция Для игры нужно две палки: одна длиной 70-80 см, вторая - 15-20см, диаметр обеих палок 2 см. С помощью считалки двое детей определяют, кому начинать игру. Они чертят линию, на которую кладут большую палку. Участник, начавший игру, подбрасывает короткую палку вверх и ударяет по ней длинной палкой, чтобы она полетела как можно дальше. Длинную палку он снова кладет на линию. Второй игрок имеет право поймать маленькую палку на лету. Если он поймает ее, то заменяет первого игрока. Если же не поймает, то должен взять маленькую палку, бросить ее так, чтобы попасть в длинную, которая лежит на линии. При попадании в палку второй игрок ведет игру также, как и первый. В противном случае игру продолжает первый игрок, который получает 1 очко. Кто первым наберет 5 очков, тот и выигрывает. Выигравший ударяет короткую палку длинной 3 раза, стараясь, чтобы короткая палка отлетела дальше от линии. С того места, куда короткая палка упала после трех ударов, проигравший должен допрыгать до линии на одной ноге, произнося: цику-ция, цику-ция. Правила игры. том случае, если расстояние до короткой палки окажется очень большим, можно прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

Гуси летят

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов: «Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» — и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут ошибиться и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать). Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

Ёжики и мыши

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик — в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево. Игроки произносят слова:

— Бежит ежик — тупу-туп, Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По (сигналу к ежу подходит один игрок и оворит:

— Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик — всюду тишь, Чу!. Скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

— Беги, беги, ежик, Не жалей ты ножек, Ты лови себе мышей, Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз. Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка выходит из игры.

Не попадись.

Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает одного из игроков водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся в кругу. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40 секунд воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать.

И г р а «Не урони палку».

Играющие образуют 2-3 круга. В середине каждого - водящий, который придерживает сверху стоящую палку. Водящий называет имя или фамилию игрока, стоящего в кругу, и отпускает палку. Названный должен быстро подбежать к палке и не дать ей упасть. Затем этот школьник выполняет функции водящего. Выявляется самый ловкий играющий, который ни разу не дал упасть палке. Игра продолжается 4-6 минут.

Игра «Вызов номеров».

Учащиеся рассчитываются по порядку. Учитель называет любой из номеров, имеющих место в колоннах. Получившие соответствующие номера при расчете выбегают из своих колонн, бегут до условленного места и возвращаются обратно к стартовой линии. Прибежавший первым получает одно очко. Затем учитель называет другой номер. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Картошка

Инвентарь: мяч. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: с водящим. Развивает: общефизический эффект, тактические навыки. Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Водящий ("картошка") садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке - картошка растет. Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил. В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, е его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру.

Подготовка. Очерчиваются два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и берутся за руки.

Содержание игры. По указанию учителя участники игры идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) играющие останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадёт в пространство между большим и малым кругом одной или двумя ногами, выходит из игры. Затем играющие снова берутся за руки и по свистку продолжают игру.

Игроки, не втянутые в круг после нескольких повторений, считаются победителями.

Правила игры: 1. Игрокам не разрешается разъединять руки во время движения и борьбы. 2. Оба игрока, расцепившие руки, выбывают из игры. 3. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг малого круга и продолжают соревнование, соблюдая те же правила.

50.Тяни, на булавы.

В круг для вбрасывания баскетбольного мяча ставят 3-5 булав или кеглей: 3 булавы ставятся треуголь­ником, 4 - по углам четырехугольника и 1 - в центре. Все игра­ющие строятся вокруг них в круг, крепко схватившись за руки. Играющие двигаются по кругу вправо или влево. По сигна­лу (свистку) они начинают тянуть друг друга на булавы (кег­ли), не разъединяя рук. Игрок, сваливший булаву, выбывает из игры. Каждый раз сбитая булава возвращается на место. Если во время перетягивания игроки разъединяют руки, то вы­ходят из игры оба. Победителем становится последний остав­шийся игрок.

51.Выталкивание из круга

Все играющие делятся на 2 рав­ные команды и выстраиваются в шеренги на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается капитан.

Капитаны посылают по одному игроку в каждый из 3 кру­гов для вбрасывания баскетбольного мяча. Пары, находящие­ся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один ее конец локтем.

По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолк­нуть друг друга из круга. Около каждого круга стоит судья. Победитель получает выигрышное очко для своей команды. За­тем посылаются новые игроки в круги для выталкивания. Ко­манда, получившая больше очков, считается победительницей

1. Выталкивать можно только нажимом палки, не отрывая от нее рук. Допустивший ошибку считается проигравшим.

2. Проигравшим считается заступивший хотя бы одной но­гой за черту круга.

3. Бели из круга выйдут оба игрока, очко никому не засчи­тывается.

4. Можно давать время (от 30 с до 1 мин) на выталкивание из круга.

52.Падающая палка

"Падающая палка" - подвижная игра, развивающая внимание и ловкость.

Место и инвентарь. Площадка, зал, коридор, комната, гимнастическая палка.

Подготовка. Занимающиеся становятся в круг и рассчитываются по порядку. Первый номер становится в середине круга, водящим. Если играющих много, то образуют 2-3 круга. Соответственно, увеличивается количество водящих и гимнастических палок. Водящий получает палку, ставит ее одним концом на пол, вертикально, а другой конец придерживает сверху рукой.

Описание игры. Водящий, придерживая рукой палку, громко называет номер игрока и отпускает палку. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, пока она не упала на пол. Если ему удается поймать палку, он возвращается на свое место, а водящим остается прежний игрок. Если он не поймает палку, то становится водящим, а бывший водящий становится в круг на свое место, согласно нумерации.

Правило. Водящий не имеет права отпускать конец палки раньше, чем назовет чей-либо номер. Если он допустит эту ошибку, то должен переиграть.

Методическое указание. Расстояние от игрока в центре круга до остальных (диаметр круга) зависит от возраста и подготовленности играющих.

Представленная в статье игра, развивающая внимание и ловкость может использоваться в занятиях с юными волейболистами, как создающая предпосылки к развитию специальной ловкости и игрового мышления.