Мой опыт пробуждения кундалини. Как похудеть с йогой

Стремясь к развитию, многие включают в гимнастические занятия элементы духовных практик. Здесь первенство принадлежит . Но в ней есть свои направления, и новичку порой непросто в них разобраться. Чтобы не запутаться, рассмотрим, чем интересна кундалини йога и что это вообще такое.

Особенности и история

Если говорить просто, то данное направление считается йогой энергетических каналов. Этот комплекс включает в себя (как , так и динамические), и мантры. Важную часть занимает пранаяма – постановка дыхания.

Главная задача такой техники – научить человека осознавать, ощущать и контролировать свою энергию. Ее не зря считают «королевской»: упражнения являются своего рода миксом всех этапов традиционной йоги.


В науке о йоге весь этот процесс представляется так: энергия (она же кундалини) в ходе тренировок и медитаций поднимается с нижней части позвоночника. При этом она проходит все чакры, вплоть до высшей (сахасрара), где и происходит слияние с божеством.

Для современного человека она привлекательна своим быстрым эффектом (результаты можно ощутить после первого же занятия). Многих смущает сильный религиозный элемент некоторых школ йоги. Спешим успокоить – здесь его нет: практика кундалини адаптирована для всех, и ее последователи ведут обычную жизнь (никаких отречений «от мира» не требуется, только работа с телом и духом).

История этой школы насчитывает не одно тысячелетие. До середины XX века она оставалась «закрытым» направлением – основы передавались от гуру к ученикам, а обычным людям были просто не доступны.

Все изменилось в 1960-х годах усилиями Йоги Бхаджана. Перебравшись в Америку, он начал открыто преподавать азы кундалини всем желающим, особенно молодежи – йога убирала склонность тогдашних тинэйджеров к (на дворе стояла эпоха хиппи). Со временем количество последователей росло, и в наше время найти тренера – не проблема, если есть желание.

Кому подойдет?

Как мы уже знаем, кундалини йога предусматривает работу не только с духовным здоровьем, но и упражнения для физического здоровья. В погоне за гармонией главное – не навредить себе.


Если вкратце, то к занятиям могут приступать все, у кого нет проблем со . Правда, тренер еще перед началом курса поинтересуется вашим состоянием здоровья и перенесенными болезнями. Скрывать их не стоит – у йоги тоже есть свои противопоказания .

От медитаций лучше отказаться, если есть такие проблемы, как:

  • , и смещения;
  • пороки ;
  • эпилепсия;
  • любые болезни внутренних органов.
Кроме этого перечня, существует еще и группа риска, в которую входят:
  • (при сроках от 3 месяцев, но лучше приостановить практику сразу). Такой же интервал придется выдержать и после родов. Более раннее «включение» будет опасно;

Знаете ли вы? Международный день йоги приходится на 21 июня. Отмечать его стали недавно (в 2015 году). Сама идея принадлежит индийскому премьеру Нарендру Моди, которого поддержали в ООН.

  • женщины в ;
  • люди, перенесшие операции на внутренних органах и грудной клетке (минимум 3 месяца восстановления);
  • страдающие от , (осваивать йогу можно не ранее, чем через полгода).
Все эти «сбои» и болезни значительно усложняют занятия и ставят здоровье под угрозу, поэтому перед походом в зал еще раз просчитайте все риски. Если таковых не оказалось – можно приступать, узнав побольше о пользе таких тренировок.

Польза и эффект от занятий

Йога кундалини привлекательна для начинающих своими положительными сторонами, среди которых стоит выделить:

  • нормализацию работы всех систем организма. Это касается в первую очередь , эндокринных и мочеполовых органов и магистралей;
  • выравнивание гормонального баланса;
  • выработку эмоционального равновесия и ;
  • гармоничное . Под ним обычно понимают отказ от вредных привычек, избавление от излишней агрессии и нервозности. Многим это помогает раскрыть еще и «дремавший» до сих пор творческий потенциал.

Важно! Такая методика помогает избавиться и от приема наркотиков. При интенсивном дыхании активнее вырабатывается эндорфин, который и отвечает за ощущение (человек понимает, что оно возможно и без вредных привычек).

Бандха

Она же – . Такие упражнения в йоге делаются для создания особого объема внутри организма, по которому и будет циркулировать освобожденная энергия. Подобных замков в кундалини несколько, и выполняются они таким образом:

  • шейный (джаландхара). К горлу пододвигают подбородок. Голову при этом держат ровно, без наклона вперед. Шея и позвоночник строго вертикальны, выпрямляется шейный отдел. Таким образом регулируется давление, активизируется щитовидная железа, заставляя работать гипофиз;
  • диафрагмальный (удияна). На выдохе стараются поднять диафрагму к грудине, заодно притягивая часть верхних органов вверху живота к прямому . Этот прием массирует сердечную ;

Знаете ли вы? Под словом «йога» сегодня подразумевают любую из 22 существующих на данный момент школ.

  • корневой (мулабандха). Здесь посложнее: на выдохе сжимается сфинктер, затем напрягают половые мышцы (сжав уретральные пути). В финале втягивают область пупка – к ней как бы подходит прямая кишка;
  • величайший (махабандха). Это сочетание всех упомянутых замков. Благотворно влияет на и кровообращение.

Освоить их с первого раза получается далеко не у всех, нужны некоторые физические способности. Чтобы занятия пошли на пользу, просчитайте комбинации замков вместе с тренером.

Пранаямы

Дыханию в йоге отводится исключительная роль. Считается, что его скорость влияет на наш разум (чем она выше, тем легче его контролировать). Кроме того, в данном учении важное место занимает связь между дыханием и (постулат о том, что ум ведет тело, но сам идет за дыханием). Их гармоничное взаимодействие – это и есть цель пранаямы.

Практикуются такие приемы:

Важно! Детей до 6 лет к занятиям не допускают – органы еще не сформированы до конца, и любые нестандартные нагрузки, которыми так богата йога, опасны для малышей.

  • одноминутное дыхание, снимающее беспокойство и очищающее ум. Делая такой подход, активизируют работу симпатического и парасимпатического отделов ЦНС. Для этого достаточно подышать минуту соответственно правой или левой ноздрей;
  • чередование дыхания через ноздри, создающее мозговой баланс. Легкие тоже приходят в тонус;
  • «змеиное» дыхание: глубоко вдохнув через нос, выдохните через сжатые губы, до которых немного дотрагивается язык;
  • «лев»: наиболее сильная и эффективная пранаяма: работают горло и верх груди. Открыв рот, высуньте язык максимально далеко и мощно дышите через рот. Воздух двигается у корня языка, одновременно подключается и щитовидная железа;
  • «пушка»: дышите, скруглив губы (но не в трубочку) и не раздувая щек. Оказывает лечебное воздействие на желудок и кишечные пути.
Упражнения нехитрые, но их постановка займет некоторое время.

Крии

Кундалини йога имеет только ей присущие крии. Это отдельные упражнения или их комплексы, в которых сочетаются звуки, движения и релаксация. Позы, которые при этом принимаются, называют асанами.

Опытный йог без особого труда выполнит 15-20 крий за 3 часа тренировки. Но для начинающих такое количество упражнений, по сути, не требуется. Все сводится к базовым упражнениям:

  1. Асана от злости. Ноги скрещены в позе «лотоса», а руки разводят по сторонам, приподнимают примерно на 60°. Все пальцы, за исключением большого, поджаты. Веки закрывают, взгляд направляется между бровями. Сделав вдох, резко выдохните, втянув живот. Делается 3 минуты.
  2. Асана для мышц спины и позвоночника. Лежа на спине, кладут руки вдоль туловища, ладони прижаты к полу. Затем плавно поднимают обе ноги, стараясь максимально приблизить их к голове. 1 минуты будет достаточно.
  3. Асана для сердца. Стоя, выпрямьте и поднимите руки, соединив ладони. Выдохнув, прогнитесь назад, поднимая корпус на вдохе (1 минута).
  4. Для похудения и ЖКТ. Сев на пол, выпрямляют ноги. Корпус опущен, большие пальцы ног обхватывают руками, голова при этом ложится на колени. На выдохе постарайтесь задержать дыхание. Стандарт – 1 минута.
Подобные упражнения лучше проводить в присутствии тренера. Для неподготовленного человека они несколько травмоопасны (а ведь это самые азы).

Знаете ли вы? В Европу подобные практики проникли в XIX в. Правда, к занятиям по индийским методикам приступали немногие – в то время общество было куда более традиционно, чем сейчас. Да и церковь отнеслась к новой моде более чем прохладно.

Стремление контролировать свой разум и тело – это похвально, но не стоит забывать и о некоторых моментах, которые для новичков имеют очень важное значение. Вот лишь основные из таких рекомендаций:

  • подумайте о своих целях, подходит ли йога для их достижения. Кому-то умиротворенная йога подходит, тогда как более активные люди предпочтут ;

Важно! Люди с развитой силой воли «включаются» в тренировки почти сразу, тогда как более восприимчивым приходится тренировать и ее. Отчасти в этом помогает медитация.

  • выберите грамотного тренера, который не будет перегружать вас лишними растяжками. Наоборот, он подберет наиболее простой и в то же время эффективный комплекс асанов;
  • умейте слушать. Да, 85-90% времени будет уходить на упражнения, но без понимания теории они не дадут должного эффекта;
  • тут есть и свой дресс-код. Одежда для кундалини йоги – это белый хлопковый костюм, расширяющий ауру. Хотя многие -центры от этого правила отходят, допуская более удобные спортивные костюмы и кроссовки;
  • неплохо обзавестись гимнастическим ковриком, который не даст ногам скользить. По мере усложнения асанов к нему добавятся ремни и блоки, предотвращающие травмы;
  • Теперь вы знаете, чем выделяется йога стиля кундалини. Надеемся, эти познания пригодятся тем, кто подумывает о подобной работе над собой. Побольше вам счастливых мгновений!

Прочитала сегодня комментарий, такое предостережение, мол, кундалини-йога - такая опасная вещь, лучше с инструктором, а то еще кундалини поднимется. Улыбнулась. Да, люди, будьте острожны, а то еще станете просветленными или святыми! :) Нет, правда, есть такой страх: вдруг я стану святым? Люди - существа очень забавные, они всего умеют бояться.
Помню, я только начинала заниматься кундалини-йогой и поделилась с другом - рассказала об ощущениях и переживаниях. Он сделал испуганные глаза, говорит: "Ты не боишься экспериментировать с измененными состояниями сознания? Я вот боюсь". Нда, анашу курить он не боится, а медитировать - боится. Ладно, если так вдуматься, люди много всего делать не боятся: пить алкоголь и кофе, есть все подряд, что выглядит съедобным, вообще не ухаживать за своим телом, пока оно не начинает разваливаться... Не, время от времени все-таки находит мода чего-то начать массово бояться. Но при этом все равно остается множество вещей, которых, на мой взгляд, можно бы и испугаться, но никто не пугается.

Самое страшное - это непонятное, непривычное, впервые встреченное. Самое страшное - то, для чего ты не знаешь слова. Назовешь страх - уже не так страшно. Увидишь, изобразишь, представишь - еще меньше его. А уж если выйти ему навстречу - то его уже и нет. Что, конечно, не означает, что надо любому своему страху идти навстречу. Опастности в этом мире никто не отменял. Со своим страхом перед поездами лучше разбираться подальше от рельс.) Опасность - это опасность. Она может быть и не страшной. А страх может быть не опасным. Но когда ты боишься, тебе обычно разница не видна.

Я не очень много могу дельного сказать про кундалини-йогу. Но все-таки несколько лет практикую и некоторый опыт это мне дало.

Для начала хочу отделить все простое и понятное от непростого-непонятного. Есть очень много слов, значения которых не понятны. Та же кундалини. Комментатор, о которой я выше говорила, очень боится, что у нее ЭТО поднимется.) Она наверняка может как-то объяснить, что это такое. Но дело в том, что пока ты собственную кундалини никак не ощущаешь, можно быть спокойным: она не поднимется.) А когда ощутишь - уже нечего бояться. Ну, нужно было придумать это слово, чтобы обозначить конкретный объект. Вот, в йоге есть очень много странных слов, которые вначале вообще не понятны. При этом йога - вещь очень простая. Это ведь даже не философское учение. В йоге ничего не надо понимать. Да, там и невозможно понять. Потому что понимает ум, а йога создана не умом и не для ума. Хотя, конечно, ум может ее практиковать.) В общем, йога - это практика, от начала и до конца. Если какое-то слово не ясно, то, скорее всего, ты просто не имеешь опыта, который это слово описывает. Или не столкнулся с этим явлением. В общем, просто так бояться слов - по-моему, странное занятие. Хороший выход - спрашивать кого-то, у кого опыт хоть немного больше твоего. И если человек может ответить спокойно и просто, то уже становится не страшно, даже если понятнее не стало. :)

Да, я не про всякую кундалини-йогу говорю, а только про школу Йоги Бхаджана. Он начал преподавать эту йогу на Западе открыто, для всех. Его ученики написали книги - записали данные учителем комплексы упражнений и медитации. Вот, в этих книгах ничего опасного не описано. Это не значит, что йоге в принципе нет ничего опасного. Есть. Есть то, что новичкам делать не советуют. Но в книгах ничего такого и не написано. С другой стороны, можно и простыми вещами себе навредить. Можно и хатху практикуя сдуру свернуть себе шею, есть немало примеров.) Но очень наивно думать, что если ты сделашь упражнения из книги, с тобой тут же начнутся чудеса. Перемены будут. И кундалини-йога часто пугает тем, что она приносит в жизнь перемены быстрее, чем хатха и многие другие виды йоги. Многие люди именно из-за этого бросают ей заниматься или сменяют на другой вид. И я считаю, это правильно: выбирать именно то, что тебе лучше всего подходит.

Главная перемена, которая случается со всеми, кто начинает практиковать йогу, в частности - кундалини появляется больше сил. Во всех смыслах и во всех отношениях. Больше физических сил - ты можешь больше работать и меньше уставать. Фон настроения становится выше. И это уже мощный ресурс - в хорошем настроении устать гораздо сложнее, чем в плохом.) Но у тебя и больше сил на то, чтобы осознавать себя и мир вокруг себя. И вот тут начинается САМОЕ СТРАШНОЕ. Страшнее любых мифических подъемов кундалини.)) Ты начинаешь замечать то, что ты не привык замечать. Ты начинаешь чувствовать то, что не знаешь, как назвать. Ты начинаешь видеть закономерности там, где раньше их для тебя не было. О, это можно долго продолжать! Это правда страшно, особенно в первый момент, особенно если ты один. Ощущение, что ты сходишь с ума. Ну, вообщем-то, и правда сходишь (как с поезда)): ты обнаруживаешь, что в тебе самом есть не только ум. И постепенно понимаешь, что твой ум - уже не самый большой авторитет для тебя, что в тебе есть то, что у тебя вызывает гораздо бОльшее доверие. Вместе с этим уходят многие тревоги и страхи. Но это уже потом.) И - этого многие правильно боятся! - ты сколько-то выпадаешь из общей реальности: ты меньше зависишь от социума вокруг, от мнений людей и в какой-то мере теряешь способность полностью разделять все убеждения общества вокруг.

В общем, йога дает опыт и этот опыт меняет мировоззрение. Это невозможно - честно практиковать йогу и избежать этого опыта. Думаю, одна из причин, по которой люди вдруг бросают йогу - приближение к этому моменту. И, конечно, обострение внутриличностных проблем - тоже причина. Ведь сил на все становится больше - на познания себя, на нерешенные раньше задачи. Психотерапия - не цель йоги. Потому что йога не направлена на личность, она не для личности. При этом личность практиковать йогу может. :)

Но люди боятся обычно не этого. Боятся повредить себя - в первую очередь свое тело и свой ум. Правильно боятся: в любой йоге есть опасные вещи. А есть техника безопасности. И она очень простая.

Первое и главное - надо доверять своему учителю . Это значит - делать все точно так, как тебе говорят. Быть максимально внимательным. Если учитель - книга, значит надо внимательно читать ее, следовать указаниям и ничего не придумывать, не добавлять от себя. Если учитель доверия не вызывает - это не твой учитель. Не твоя книга. Не надо и пытаться: мы, люди, так устроены, мы просто не можем быть послушными, когда нам не нравится тот, кого надо слушаться. :) Можно спорить с учителем, с книгой, можно не соглашаться, можно иметь свое, другое, мнение. Но принципиальный момент: ты все-таки доверяешь, даже если не понимаешь, тебе нравится, симпатично то, что ты видишь. И ты можешь следовать указаниям.
В конце-концов, сам Йоги Бхаджан говорил, что кундалини-йога - это не для всех, это всегда для избранных. Да и любая йога, пожалуй.) Если ты попал на занятие, если случайно узнал о ней, случайно книгу прочел - это все не случайно. Учитель называл себя почтальоном и видел свою задачу в том, чтобы разослать письма адресатам. Вот, ты получил послание. Как ты им воспользуешься - это уже твое дело.

Конечно, лучше начинать с тренером. Это легче, проще. Но как бы там ни было - с тренером или с книгой, ты все равно будешь что-то делать не так. Все ученики что-то делают не так.) Помню, тренер, у которого я начинала заниматься, как-то показал несколько вариантов позы "герой" и сказал, что как бы мы ни сделали, все равно это будет "герой".) Не "герой" - кто ничего не делает, даже не пытается. Любой другой вариант асаны будет работать. И это правда! Как бы неправильно ты ни делал упражения йоги, разница между попыткой выполнить и отсутствием попытки будет огромна. Ты все равно много раз ошибешься. И тут тоже момент фатальности: ты выбрал дорогу или дорога тебя, но если ты идешь - ты все равно идешь и все равно продвинешься. Это не призыв быть небрежным. Это о том, что достаточно пытаться сделать максимально хорошо, как ты можешь, но не сходить с ума от перфекционизма.

Тут же скажу об условиях занятий. Кундалини-йога - это йога для активной жизни. Для жизни в миру. А активная жизнь - она бывает такая разная. Тебя могут отвлечь, даже прервать. Конечно, всегда лучше выбирать время и место, где ты сможешь позаниматься без помех. Но если не получается, выбор невелик: делать свои упражнения в тех условиях, что есть или не делать их. Или ты решаешь делать, или ты сдаешься. Ну, кому-то надо и подождать.) Может быть, другой жизни.)) Для остальных - если тебя прервали, ты просто возвращаешься к занятию, как сможешь. Если не можешь сегодня - заканчиваешь с надеждой, что завтра тебе удастся больше. Тренеры по кундалини-йоге обычно все делают вместе с учениками. И если нужно - они прерывают свои упражения, чтобы помочь, чтобы дать инструкции, чтобы откликнуться на что-то происходящее в зале. И с ними, тренерами, ничего страшного из-за этого не происходит. Значит и с тобой, когда ты занимаешься дома и вынужден прерываться, не произойдет.

Можно не делать то, что ты по физическому состоянию сделать не можешь. Скажем, делаешь крию, а одно упражнение убираешь. Лучше - делать все, хотя бы в самом простом варианте. Конечно, разумнее сразу выбирать крию, которая тебе по силам полностью. Но нельзя самому себе составлять комплекс упражнений.

Можно убавлять время упражнений, но нельзя - превышать больше максимально указанного.

Острой боли быть не должно. Если она появилась - надо прекратить упражнение и расслабиться.

Если не знаешь возможности своего тела, если заранее знаешь о своем нездоровье (например, проблемы со спиной) - надо начинать с самых простых вариаций упражнений .

Довольно сложный момент, особенно в начале - понять, в чем ты можешь себя преодолеть, а где не надо этого делать, чтобы не повредить себе. И тут инструктор не всех выручал: я знаю немало случаев, когда люди умудрялись что-нибудь повредить себе на занятиях от излишнего усердия. С другой стороны, тех, кто срывал себе спину на огороде, еще больше. :) Единственный известный мне выход - слушать себя, свое тело, учиться доверять ему.

Для детей и для беременных есть специальные комплексы кундалини-йоги. Например, дыхание огня может быть опасно. Ради безопасности - никакой самодеятельности!

Дышать всегда надо через нос , кроме случаев, когда предписано иначе. В общем, если собираешься делать пранояму, в которой надо дышать через рот, надо особенно внимательно читать описание или слушать инструктора.

Начинать и заканчивать надо с мантр . Это тоже важно.

Когда поешь мантры, голова должна быть опущена, а затылок сдвинут назад - легкий горловой замок .

В кундалини-йоге медитации и праноямы даются сразу всем, даже новичкам. Это опять же момент фатализма: считается, что если ты пришел на занятие, значит, ты к нему готов, какое бы ни было твое мнение до этого.) Первый эффект может быть очень сильным. Но это не значит, что всегда будет так. Даже наоборот: когда начинаешь медитировать регулярно, особенно - ежедневно, медитация то становится более сложной вещью, чем казалась вначале, то слишком простой. В медитации не много мистики, зато много - психогигиены.)

В кундалини-йогу я пришла случайно, вообще не планируя туда приходить. В начале я занималась хатха-йогой, потом – айенгарой. Иногда ходила на кундалини в своем йога-центре, когда занятия были в удобное время, не особо вникая что это и почему.

Потом и вовсе съездила в Индию, где по соседству с нашей айенгаро-тусовкой жили кундалинщики, и были они странные! Одевались в белое (а с чего это вдруг?), по вечерам собирались на берегу и сидели в кругу (точно, сектанты!), а еще все время улыбались и казались какими-то отстраненными (сумасшедшие!).

С этой поездки тема кундалини для меня закрылась, и открылась заново только пару лет спустя. От увлеченной подруги я узнала про крии, про 40 дней, и про то что на любой вопрос в кундалини найдется крия, которая даст тебе ответ и много бонусов вроде повышенного уровня энергии, обретения смысла жизни, своего пути и ощущение себя частичкой Вселенной.

Я никогда особо не понимала, что это означает – быть частичкой Вселенной. И зачем это нужно, тоже не понимала.

Зато я точно знала, что мне нужно.

На тот момент со мной вместе шел страх остаться без денег, хотя очевидных причин бояться не было. Я работала, получала много и исправно, казалось бы, к чему паника?

Но паника была. Она не отпускала уже какое-то время, и тут появилась та самая подруга и сказала – да тебе нужно сделать крию для первой чакры! Она как раз страхи разгоняет и вселяет уверенность в себе. А заодно прошлые травмы проработаешь.

Чего, какую крию? Что еще за чакры?

Нашла какое-то видео. Вы его тоже можете найти – наберите в YouTube “майа файнс кундалини муладхара”. В описании услышала слово “стабильность” и сразу поняла – мне сюда.

Тут вступает мозг и, видимо, с помощью той самой паники начинает меня убеждать, что сейчас не время: мы в командировке, работа, ночные смены, потом переезды, ты же не будешь в поезде заниматься, а в аэропорту как же, снова работа, мы не сможем сделать без перерыва 40 дней, придется прерываться и начинать все с начала, нужно дождаться подходящего момента… Полный набор, в общем. Размышляя таким образом, я прямо в своем гостиничном номере расстелила полотенце (його-коврика не было при себе) и включила видео.

Так началась наша любовь с кундалини.

Забегая вперед скажу, что мне удалось сделать сделать 40 дней первой чакры не прерываясь. А потом еще 40 дней второй. Сейчас в процессе работа над третьей. И в поезде занималась, и после ночных смен, и дома, и в гостях, и на работе. Стояла цель, отклониться от нее не представлялось возможным. Еще бы, особенно когда больше 10 дней позади! Не заново же начинать?

Проблема первая, “Неофитизм”
Неофиты – “юные” адепты какого-либо учения или религии.

1.
Когда человек попадает на занятие кундалини йогой впервые, то получает нечто, что не может выразить человеческим языком и применяет термин типа меня «торкнуло» или «вставило». Получив то же самое во второй и в третий, и в во все последующие разы, он/она начинает посещать классы кундалини йоги регулярно и становится поклонником/последователем этого вида йоги. Поскольку «торкает», как правило, достаточно сильно, человек начинает изучать тему Кундалини йоги и всё, что ей сопутствует. И, не поняв сути практики (а разобраться в этом не так уж просто), начинает копировать то, что лежит на самой поверхности, т.е. «пену». Идёт подражание-копирование атрибутики, использование цитат учителя, выдернутых из контекста, и т.д. Под контекстом я понимаю не только лекцию, из которой выдернута цитата, но так же: время, в которое лекция была прочитана, и аудитория, которой эта лекция была прочитана. И это очень важный нюанс. Если учитель сказал что-то какому-то человеку или группе людей – это не означает, что то же самое подойдёт другой группе людей в другом столетии.
Что делает неофит-кундалини-йог?
Неофит «тупо» подражает Учителю, копируя его и внешнюю атрибутику в попытке воспроизвести Учение так, как он его неправильно понял.
Проблема здесь в том, что неофит не удовлетворяется копированием, а начинает заниматься пропагандой и агитацией. В виде доказательства своих знаний темы неофит непрерывно перемежает свои поучения цитатами Йоги Бхаджана. Поскольку Учение им не понято в полной мере, происходит дискредитация всей практики в глазах думающих людей, которые находят нестыковки, противоречия или получают на свои вопросы ответа такого типа: «так сказал Учитель, просто следуй этому. Ты же видишь, что Кундалини йога работает, значит и это тоже правда, надо так делать». В этот момент вместо опыта происходит отсыл к вере. Но вера – это не путь йоги. Йога – это путь опыта. А вера – это религия. Там где есть слепая вера – пропадает йога и появляется секта.

Если человек не получив опыта, не осмыслив слова учителя в полной мере, начинает этому учить других, то происходит искажение Учения. Хочу оговориться: понятие “тупо копирует” применимо только до того момента, пока человек не получил свой опыт и осмыслил его. После этого понятие “копирование” к этому человеку становится неприменимо, поскольку, если он продолжает внешне копировать, само копирование исчезает, человек живёт этим, это становится его способом жить.

2.
Неофит-кундалини-йог, желая упрочить свой статус, посещает несколько семинаров “продвинутых мастеров” и записывается на учительский тренинг Кундалини йоги. На учительском тренинге неофиту внушается, что он – избранный, должен стать Учителем и нести кундалини йогу в массы.
Примерная риторика этого процесса такая:
«Ты не случайно попал на класс кундалини йоги, ты заслужил это в прошлой жизни…”
«Никто не приходит сюда случайно».
«У вас, будущих учителей, есть особая миссия в жизни,…”
«Только неся свет кундалини йоги, можно помочь людям в этом тысячелетии, теперь вы владеете этой технологией и от вас зависит…»

Отступление-пояснение. Я когда-то спросил Якова Маршака: можно ли через Кундалини йогу зомбировать человека или внушить ему что-то? Точно (дословно) воспроизвести слова Маршака уже не могу, давно это было; Яков ответил примерно так: «Человека можно зомбировать только если он сам этого хочет». Что это означает на практике? Если некто хочет, чтобы его считали богоизбранным, то легко ему эту мысль внушить; если некто хочет, чтобы к нему относились как к Учителю (с большой буквы), то ему легко внушить, что теперь он Учитель и имеет право Учить. Т.е. легко сыграть на определённых струнах и слегка подзомбировать любого желающего.
А теперь ответьте сами себе на вопрос, только честно ответьте: «хотите ли вы быть избранным, особенным? или хотя бы, чтобы вас считали таковым?»
Быть особенным, избранным. Как это греет наше эго и амбиции 😉
Наверное, все хотят быть исключительными, Избранными. Такова человеческая природа.

Укрепив своё эго, новый адепт-кундалини-йог-инструктор, теперь уже сертифицированный Учитель (у него и соответствующий сертификат уже есть, и в список Федерации Учителей Кундалини йоги занесён) выходит в жизнь. И подтверждая свои полномочия бумажкой, продолжает дискредитировать Учение Йоги Бхаджана. Продолжает, потому что его эго укреплено. Нельзя понять учение, если эго сильно. Опираясь на своё эго, можно только подражать кому-то, надев маску Учителя.

Нет, я отнюдь не против тренингов KRI и других тренингов по подготовке инструкторов Кундалини йоги. Я против того, что инструктора сразу же, получив сертификат, начинают мнить себя духовными учителями. Многие выпускники тренинга KRI “ударяются” в сикхизм, наматывает тюрбан и объявляют себя Духовным Учителем. Духовность – это не принадлежность к какой-либо религии или секте. Духовности нельзя научить. Она может появиться, если человек откроет сердце. Как только сердечный центр будет раскрыт, исчезнет враждебность, злость, ненависть к кому бы то ни было, появится принятие и сочувствие… человек перестанет делить других на “наших” и “не наших“… Открытое сердце – первый (самый главный) шаг к духовности. Открывая сердце, мы уменьшаем влияние нашего эго на наши поступки и побуждения. Уменьшение эго – второй шаг. Когда мы от кого-то слышим: я сделал это, я… я… я… мои ученики… я… я… я…”, то понимаем, что человек этот не приблизился к обретению духовности и не вправе говорить об этом. Но занятия кундалини йогой он может проводить очень хорошо и успешно, просто надо отделить занятия кундалини йогой от духовности. Это разные понятия. Человек может годами практиковать кундалини йогу и оставаться глубоко неосознанным существом, абсолютно бездуховным и агрессивным (но об этом в другой статье).

Эта беседа между Никой Вижо и Анной Ремпель состоялась во время летнего ретрита Школы Кундалини Йоги & Сат Нам Расаян под руководством Алексея Бена/Sat Sansar Singh на Алтае. Она о том, как вплетается практика Кундалини Йоги, целительного искусства Сат Нам Расаян в жизнь и к чему это может привести.

— Анна, к теме духовного развития каждый человек приходит своей дорогой. Каков был ваш путь к Кундалини йоге?

— Впервые с этой практикой я познакомилась в 2004 году. А до этого очень активно интересовалась эзотерикой, индийской культурой, разными направлениями йоги — меня кидало то в одну сторону, то в другую. Было очень интересно всё, что касается психологии, самопознания, духовных практик. Я даже выучилась на психотерапевта в 2000-2002 годах, это было увлекательно, как тренинг личностно роста, проходили основные направления: гештальт, НЛП, трансактный анализ. И в моей жизни был короткий период, когда я консультировала людей, как психолог, и это им, говорят, помогало. В общем, тема самопознания для меня всегда была привлекательна. Читала разные книги, пособия по йоге, самостоятельно по ним практиковать опасалась, всегда считала, что нужен Учитель. Но в 2003-2004 годах Интернет существовал ещё в таком зачаточном состоянии, и нужную информацию, людей, таких же заинтересованных, не так просто было найти, да и жизнь социальная у меня была довольно активная. У меня в то время достаточно много было таких "обычных вредных привычек". Тусовки, праздники, алкоголь, шумные компании — всё как у всех. В то время я курила, причём довольно долго, и в итоге именно кундалини йога помогла избавиться от разного рода зависимостей.

— И курение, и самопознание одновременно?..

— Да. Жизнь тогда была, с одной стороны — "веселушки", а с другой стороны — самопознание, попытка остановиться и прийти в себя, но это пока где-то в тени. В Сургуте у нас никто ещё не преподавал даже классическую йогу, или я не знала об этом. И тут однажды мне подруга говорит: у нас там парень йогу ведёт, очень интересную, мы все ходим туда. Я сразу же "ноги в руки" и вперёд! Это же то, что я всегда хотела попробовать. На дворе был конец 2003 года. Первый опыт, конечно, впечатлил сильно. Мы делали какие-то необычные упражнения: руками-ногами махали, пупком качали, занятия с закрытыми глазами, попытка концентрации — совершенно необычно. Новые, интересные ощущения, которые сразу понравились, сильно зацепили. Прямо потрясение, шок!

— Это была кундалини йога?

-Да. Кундалини йога школы Йоги Бхаджана, которую я сейчас преподаю. Андрей Бердюгин и Александр Лыжник познакомили меня с этим направлением, и я занималась у них несколько лет. Можно сказать, первые мои учителя. Они и сейчас ведут классы в нашем городе. С первого занятия я почувствовала, что кундалини йога — это нечто очень сильное, что выбивает из привычного опыта, из автоматических реакций и даёт новые свежие ощущения. Мы делали упражнения по полторы-две минуты. И настолько у меня тогда слабая нервная система была, что минута казалась вечностью, я долгое время не могла сидеть в простой позе с прямым позвоночником — это была каторга! Несколько месяцев практики понадобилось, чтобы я стала нормально сидеть с прямой спиной. Но опять же, йога тогда не проникла в повседневную жизнь — она была по расписанию, три раза в неделю. Всё остальное время — "жизнь обычная". Но постепенно всё стало меняться. Изменились желания, стали уходить разрушающие привычки, появилось больше энергии и сил. Захотелось поглубже погрузиться в кундалини-йогу, побольше получить теоретических знаний. И я начала читать книги Йоги Бхаджана, все первоисточники, которые были доступны на тот момент, отпечатанные, отксерокопированные, от руки переписанные. Чуть позже я узнала об издательстве YogaXpress Жанны и Дмитрия Волкова, где можно купить хорошие книги. Меня очень вдохновляли все эти лекции Йоги Бхаджана. Он пишет, конечно, потрясающе. Его прочувствовать надо, между строк прочитать. Очень вдохновляет. Вот и я вдохновилась.

А в 2004 году у меня мама умерла. Это была большая потеря и тяжёлый период в жизни. Медитации и занятия Кундалини йогой помогали мне выкарабкиваться из состояния депрессии. Дальше мне стало мало. Занятия давали такой эффект, что появилось очень много энергии, но было ощущение, что она двигается как-то в одной плоскости, "по горизонтали". Началась мистика в повседневной жизни — сбывались практически все желания. Чего бы я не захотела, о чём бы ни подумала, в рамках разумного, конечно, это появлялось в моей жизни без напряжения и сверхусилий. Не успела подумать, уже всё "нарисовалось". И в мелочах, и по-крупному. У меня достаточно успешная жизнь тогда была. Свой процветающий бизнес: агентство по продаже недвижимости, дом, семья — муж, дочь. В общем, "полная коробочка", всё, как у людей. Потребительская "гонка вооружений" — кто больше купит машин, квартир, шуб, заграничных путёвок. Кто круче! И для достижения целей эта энергия и работала. Практика позволяла сконцентрировать мощный поток, ощутить свою силу, а куда ты её направишь, там она и будет работать. Когда направляешь в материальный мир, "вижу цель — не вижу препятствий", тогда находишь возможности, всё получаешь здесь и сейчас. Когда начинаешь её на духовный рост направлять, то она тебя ведёт, естественно, к Богу.

— В то время приоритетом был материальный мир?

— Да. И это всё хорошо, но душа просила чего-то большего. И вот я собралась в йога-тур в 2006 году, на Приэльбрусье. Я поехала с Павлом Маликовым — московским учителем Кундалини-йоги, в свой первый йога-тур. Опыт был незабываемый, шикарный. Практики йоги на природе, потрясающий Кавказ, походы по горам. Там я впервые попробовала, что такое Садхана — особая 2-х часовая практика перед рассветом. Там же познакомилась с основными медитациями Кундалини-йоги, одна из них "утренний зов" или первая Ади шакти мантра. Мы делали её 22 минуты, для меня это казалось безумно долго, ноги затекали, одолевали мысли. Там я так и не поняла всей красоты и эффектов этой медитации, прошло время, прежде чем я её освоила. Сегодня с удовольствием провожу эту медитацию по 31 и 62 минуты. Этот тур дался мне не легко, практика была очень интенсивной, учитель давал крийи с "неудобным" положением рук, да ещё и на полное время от 3 до 11 минут. Я думала, он издевается! Хватило осознанности понять, что это лезут мои "монстры": комплексы, блоки, негативность. Но пройдя сквозь свои сопротивления, я получила сильный прорыв в жизни. Когда приехала домой, то буквально светилась радостью, светлой энергией, позитивом. Я привезла все эти крийи, мантры, с таким вдохновением с парнями поделилась: давайте будем делать, Садхану проводить! Но наши учителя не поддержали мои порывы, друзья не понимали, чаще крутили пальцем у виска, предлагая лучше выпить и повеселиться, чем делать какие-то непонятные упражнения и медитации. Да и дома, в семье мою увлечённость не особо одобряли, пытались высмеивать, обесценивать, вернуть в прежнее русло, чтобы я оставалось "удобной" женой, в то же время с удовольствием пользовались моей творческой энергией и позитивом. Что отчасти и послужило причиной развода. Практика постепенно вернулась в режим три раза в неделю в группе. В 2007-2008 старая жизнь стала рушиться, кризис в бизнесе, развод, отошли старые "друзья", много мелких неурядиц навалилось на меня. Всё это было слишком, я пыталась как-то наладить жизнь, вернуться в прежнее русло, совсем забросила занятия кундалини-йогой. И пару лет так жила. Сейчас могу точно сказать, что это было самое несчастливое время моей жизни, депрессивное и тёмное, безысходность какая-то и пустота, как в тумане. Наверно, нужно было это пережить, чтобы ощутить разницу и определиться с выбором дальнейшего пути. И в 2009 году я вернулась в йогу, и началась более серьёзная и глубокая работа, ежедневная практика.

— Сразу стали практиковать сорокадневные комплексы?

— Да, моя первая 40-днёвка была Субагх крия. Субагх означает счастье, с её помощью можно превратить неудачу в процветание, удачу и везение. Думаю, именно она и подтолкнула меня к учительству. После неё в жизни пошли сильные изменения, незаметные с первого взгляда. Вселенной больше начинала доверять, в целом жизни своей, ощущение наполненности светом, много хорошей чистой энергии. Постепенно тебя "сверху" ведут в эту сторону, в сторону учительства, обстоятельства складываются нужным образом. Я занималась ежедневно, индивидуально у своего учителя — Александра Лыжника около года, потом пришло время расширять опыт, и мне захотелось поехать куда-нибудь поучиться, стала изучать эту тему. Остановилась на учительском тренинге Гуру Раттаны "Йога осознания". Она настоящий Мастер, прямая ученица Йоги Бхаджана, жила несколько лет в ашраме в Индии, автор многих книг и пособий, доктор философии, живая легенда. Я выбрала этот тренинг совершенно интуитивно, по зову души. Самое интересное, что когда я поехала на обучение, то уже начала вести классы. Как это произошло — я живу на позитиве: свечусь, "лучезарю", полная жизненной энергии, и ко мне приходит подруга и просит: "Позанимайся со мной, чем ты там занимаешься!". Я сначала отнекивалась, отправляла её к нашим парням, но она не отступала. И прежде чем начать, у своего учителя спрашиваю: "Что мне делать? Это так ответственно, это же сакральное знание!". На что он ответил: "Аня, да ты уже готовый учитель. Иди и передавай знания дальше. Твоя задача — не искажать, не добавлять ничего от своего эго, а быть чистым проводником".

Вот так мы начали заниматься, постепенно она втянулась в процесс, с помощью практик выправила своё состояние, наладила жизнь, такие изменения не скроешь, они говорят сами за себя, потом вторая подруга к нам присоединилась, так постепенно набралась группа.

— Говорят, что ты на своих классах сознательно не стала практиковать "мужской" подход к Кундалини Йоге, использовать "спецназовские" крийи. Что ты имеешь ввиду, когда говоришь это?

— Это, когда на классе дают мощную по воздействию крийю, упражнения на полное время, друг за другом, почти без перерыва, постоянная борьба, преодоление себя. Встряска такая для организма! Музыка погромче, чтобы "колбасило". То, что стимулирует и поднимает энергию очень сильно, пупочный центр прокачивает, но не развивает чувствительность, не даёт гармонии. Сильный подъём энергии, человек такой ошарашенный выходит с занятия с бешеными глазами. Натуральный спецназ! Я сама стала вести классы более мягко, "по-женски", через чувствование своего тела, бережно, с любовью к себе. Ко мне приходят в основном женщины, которые много сил отдают семье, детям, работе, слегка замотанные бытом. Им надо уравновесить себя, привести в баланс, восстановиться, наполниться силами, а не сражаться. Как оказалось, я двигалась в правильном направлении. Так вот, это на учительском тренинге я впервые узнала про то, что не обязательно "йогу спецназа" преподавать, не надо людей мощными криями разбивать. Можно по-другому: через развитие чувствительности, учить слушать себя, своё тело, заниматься в медитативном состоянии, отпускать напряжение, работать через принятие, а не через борьбу. И такой подход даёт лучшие результаты. К Гуру Раттане у меня огромная благодарность и любовь, её я считаю действительно своим Учителем, Мастером, таких людей на планете единицы. Она единственная, наверное, из учителей КЙ кто говорит о нейтральном священном пространстве. И даёт практику, навыки, как в него входить, удерживать и расширять, как его чувствовать. Когда Алексей Бен приехал в Сургут с семинаром и открыл нам Сат Нам Расаян, я поняла, что Гуру Раттана ведёт практики из того же Священного пространства, у неё Сат Нам Расаян в действии, хотя она не применяет этот термин и не проводит сеансы целения. Она очень мягкая, но при этом сильная и тонкая, такого сильного нейтрального целительного пространства я не встречала больше ни у кого из Учителей. У неё нет бешеной популярности как у представителей других школ КЙ. К ней чаще попадают люди, которые уже прошли сильные, жёсткие практики подъёма энергии и готовы перейти от жёсткости к мягкости, к погружению внутрь. Здесь уже начинается бхакти-йога — йога преданности, когда ты идёшь на встречу с Душой.

— А можно об этом рассказать подробнее?

— Бхакти — это духовная преданность, основанная на утверждении "Любовь есть Бог, Бог есть Любовь". Я понимаю это так, что в каждом мгновении есть красота Божественного, в каждом человеке есть присутствие Божественного, в каждом событии есть проявление воли Божественного. Принимая этот мир, людей, события, явления без оценок и суждений, с открытым сердцем обретаешь единство с Божественным. Проявление преданности — это ежедневная духовная практика, это Садхана, это чистое служение. Где-то там и начинается настоящая духовность. Как мне сказали на одном тренинге, духовности нельзя научиться, её можно только "подцепить" от светлых, чистых людей, надо искать тех, от которых можно "заразиться" духовностью, а дальше сила зова Души сделает своё дело и направит по пути. Сейчас для меня практика — это жизнь, а жизнь — практика, они неотделимы, общее пространство и любое действие наполняется красотой и осознанностью, превращаясь в медитацию, а каждый человек становится Учителем. А на своих классах стараюсь развивать у людей чувствование, тонкую восприимчивость, обращение внутрь себя, затем приходит и осознанность.

— Анна, расскажи, как в твоей жизни появился Сат Нам Расаян?

— О, это отдельная история! Я стала организатором практических семинаров по Кундалини Йоге в Сургуте. Решила выбирать из тех учителей, кто мне самой интересен. И себе хорошо, и людям. Так вот, прошло несколько семинаров с приглашёнными Учителями. Получили опыт, углубили знания, жизнь кипит. И тут меня приглашают то одна, то другая подруги с другого города на различные семинары по Сат Нам Расаян к Даше Каболовой, а я понимаю, что в Москву ехать не хочу. Хотя желание "разобраться" с Сат Нам Расаян только нарастает. Стала искать в Интернете, кто ещё у нас этим направлением занимается, и мне попалась информация об Алексее Бене. Заинтересовалась, почитала, помедитировала. Он как раз проводил серию семинаров на Сердечный центр. И я в это время давала такую же тему в своей группе, использовала специально подобранные крийи и медитации Кундалини йоги для балансировки Сердечного центра. Всё совпало! И я пригласила Алексея в Сургут, он согласился, приехал с семинаром Сат Нам Расаян "Любовь — это ваше внутреннее состояние". Это был декабрь 2014 — дни Зимнего Солнцестояния. И тут началось волшебство! Во-первых, он совершенно не похож ни на одного из Учителей — минимум разговоров, максимум практики, никаких заигрываний с группой, желания понравиться и длинных философских речей, во-вторых, меня поразила его спокойная непоколебимая уверенность в Пути, в практике, цельность и бескопромиссность. Ведь у Учителя главное — не какие практики он даёт группе и не слова, а его сила присутствия, умение "держать пространство", только так можно безошибочно распознать настоящего Мастера. Я знала, что в Кундалини Йоге есть такое направление — целительное искусство Сат Нам Расаян. Его основа — нейтральное пространство "Шунья", с которым я познакомилась на учительском тренинге Гуру Раттаны. Это состояние нейтральности, "нуля", к которому стремятся привести все направления йоги, с помощью упражнений, пранаям, медитаций, разных очистительных практик, а оказалось, что здесь — это только Начало, отправная точка, а дальше неизведанные глубины! У Алексея сразу же падаешь, погружаешься в "Священное пространство", а это совершенно новые, неизведанные ощущения! Прикоснулась к партнёру: и прямо взрыв, поток, как будто в другом измерении находишься! Удивительно: чувствовать переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние другого человека через простое прикосновение руки. Я прям влюбилась в Сат Нам Расаян, и теперь это моё основное и любимое дело. После первого же обучающего семинара ко мне пришло осознавание, что всё, что было до этого: все практики, тренинги, учителя на моём пути, жизненные ситуации были подготовительным этапом, меня медленно и верно "вели" именно в целительство СНР, даже в моём гороскопе есть на это ясное указание. Очень быстро появились люди, которым нужна помощь: подруги, знакомые, родственники. Конечно, я с радостью беру всех подряд и вижу, что работает, помогает. Для меня бесценный опыт, людям большая польза. До начала практики мне казалось, что Сат Нам Расаян — это что-то запредельное, очень тяжёлое для понимания. Думала, надо очень много медитировать, чтобы туда попасть, надо себя чистить и чистить… А оказалось, что всё не совсем так. Пространство доступно практически для каждого человека с чистым намерением, а сила и глубина "погружения" напрямую зависят от Учителя, а в последующем от самостоятельной практики.

— В Сат Нам Расаян ты ощущаешь прогресс какой-то: это движение вверх или по горизонтали?

— Это, наверное, как плавание в море или даже в океане. Есть волны, в море они большие, а в океане огромные. Когда у тебя подъём, ты прям видишь буквально насквозь человека: прикоснулась и чувствуешь проблемы, его больные места, распознаёшь пути решения. Все ответы тебе ясны. Всё ты понимаешь, всё ты чувствуешь, всё умеешь растворять. То есть ты просто скользишь по гребню волны, в потоке. А бывают моменты, когда идёт волна вниз и ты вместе с ней находишься внизу, и кажется, что ничего не понимаешь, ничего не чувствуешь. И думаешь: почему так происходит? Вроде бы вчера было всё хорошо, а сегодня опять не так. Эти колебания, как волны, нужно пройти через них, чтобы подняться с очередной волной вверх. Вот такие наши ретриты, семинары, приезды Учителя — это как раз такой толчок, когда ты идёшь на новую волну. Пространство Сат Нам Расаян как безбрежный океан. И ты в нём на этих волнах, в потоке.

— Вот ты видишь человека насквозь. Тебе это всё жизнь не осложняет?

— Мне — нет! А я давно уже вижу и чувствую людей, даже до начала практики Сат Нам Расаян. У меня интуиция достаточно хорошо развита, в кундалини-йоге много прекрасных медитаций для открытия и усиления интуиции, которые я прорабатывала. В итоге из моего окружения исчезли все лишние люди. У меня нет мусора в моём окружении: манипуляторов, игроков в разного рода жертв. А тем, кто приходит ко мне на сеансы, на занятия, я по мере сил помогаю выйти из этого круга драм и внутренних конфликтов. Мне не нужно общаться с людьми по указке, как, например, приходишь в офис на работу, тебя посадили в отдел, где 5-10 человек сидят, и с ними приходиться контактировать. У меня нет этого. Я в основном общаюсь с единомышленниками, с интересными людьми, хожу на разные тренинги для самопознания и не трачу себя на пустое времяпрепровождение. И здесь интуиция мне только помогает и указывает, куда идти, а куда не идти. Своих же в жизни видишь сразу. Есть такая поговорка: "хорошо, когда тот, кто тебе не подходит, к тебе не подходит", вот у меня примерно так. Тонко чувствовать людей — это здорово! И этот навык позволяет обрести практика йоги и Сат Нам Расаян.

— Вижу для себя развитие в Сат Нам Расаян, как целителя. Буду активно участвовать в жизни и становлении нашей Школы. Это очень интересно, будем расширяться и развиваться.

— Аня, чтобы ты хотела сказать людям, которые ещё к такому гармоничному образу жизни не пришли, исходя из твоего опыта?

— Надо помнить о том, что жизнь одна-единственная в этом теле, а время скоротечно. На что её потратить, эту жизнь? Сколько нужно воплощений, чтобы получить тело человека, проявиться здесь, чувствовать воздух, ходить по этой Земле. Как можно тратить это всё на какую-то суету и игры? Сат Нам Расаян, Кундалини Йога, она ведёт ведь к главному: к внутренней сути, к раскрытию потенциала человека. В результате практики жизнь покидают драмы, беспокойство, безысходость, исцеляются травмы, высвобождается колоссальное количество энергии для творческой, насыщенной собственной жизни. Эмоции не уходят, просто ты начинаешь с ними жить по-другому, уходит нервотрёпка из жизни, блуждание в потёмках, появляется целостность, устойчивость, зрелость, пусть это заезженные слова — Свет в жизни. Человек рождается здесь, на земле, чтобы пробудиться и стать автором своей реальности. Кундалини Йога — это самый быстрый путь к осознанной, реальной жизни. Самый эффективный. Самый короткий прямой и незапутанный.