Массив белый бом. Скала белый бом

Гора Ак-Бом находится в Онгудайском районе, на правом берегу р. Чуи у поселка Белый Бом в 308 км от с. Маймы.

Ак-Бом - огромная отвесная скала над Чуйским трактом (742 км - между селами Иня и Чибит) из белого мраморизованного известняка, возвышающаяся над р. Чуей до 500 м.
Белый Бом размещает в себе пещеру под названием Большая Белобомская (её длина -146), состоящую из четырех ветвей, радиально расходящихся.

До прокладки Чуйского тракта Белый бом, сложенный из белого известняка, был самым опасным местом Чуйского торгового пути. В этом месте не могли разъехаться даже две лошади. Во избежание встречи с другой повозкой путник, приближавшийся к Белому бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку - предупредить таким образом едущих ему навстречу. Так описывал в своем дневнике Ак-Бом В.В. Радлов:

"Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам".

В 1903 г. дорожно-строительные работы на Чуйском тракте были завершены, и перевозка грузов по тракту стала осуществляться на телегах. Это событие купцы-чуйцы отметили весьма своеобразно. Перед въездом на Ак-бом они соорудили деревянную арку, а далее на отвесной скале поместили следующие стихи:

На скале этой немного написать могу.

Здесь устроена дорога в девятьсот втором году.

Проезжающий! Не бойся, поезжай смелей,

В поворотах успокойся, только правь верней.

Прежде ездил ты бомами, мучился с вьюком.

Поезжай теперь с возами и в карьер верхом.

Только с вьюком и возами не гони в карьер.

Не считай перил дровами, не ломай барьер.

Чуйцы долго ожидали этого пути.

Десять тысяч вмиг собрали, Сальджар обойти.

Их желание сбылась - Сальджар в стороне.

Десять тысяч все пришлась уложить в горе.

Хоть Ялман гора большая - скоро не взойдешь.

Что же делать? У Алтая лучше не найдешь.

Даже еще 50 лет тому назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Теперь же в громадной глыбе белого мрамора вырублена широкая магистральная лента шоссе, и путешественник, не знавший доселе этого места, не обратит внимание на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесно спускающихся в Чую скал гравийную полосу старой дороги, протянувшуюся на несколько сот метров.

На склоне выше трассы слева хорошо видна каменная кладка стенки ограждения автомобильной дороги 1920-х гг. Стенка, сложенная на сухую, высотой около полутора метров и шириной около метра, сохранилась лучше аналогичных сооружений начала XX века на Яломане. С этого участка открывается прекрасный вид на современный тракт и долину реки Чуй.

Недалеко от дороги, на 744 км тракта, над обрывом установлен памятник, сваренный из деталей автомобиля и руля. Обычно эти памятники устанавливают погибшим на тракте водителям, а этот увековечивает память легендарного героя народной песни Кольки Снегирева, о чем свидетельствует надпись на памятнике, хотя этот герой на самом деле имеет реального прототипа - в 1930-е гг. водитель работал на тракте. В путеводителе приведен текст песни о Кольке Снегиреве в одной из многочисленных редакций.

Есть по Чуйскому тракту дорога...

Расскажу про тот край, где бывал я.

Где дороги заносят снега,

Где алтайские ветры бушуют,

И шоферская жизнь нелегка.

Много ездят по ней шоферов.

Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную "аму".

Как родную сестренку любил,

Чуйский тракт до монгольской границы

Он на "аме" своей изучил.

А на "форде" работала Рая,

И нередко над Чуей-рекой

Форд зеленый и быстрая "ама"

Друг за другом неслись стрелой.

Как-то раз он в любви ей признался.

Но суровой Роя была.

Посмотрело на Колю с улыбкой

И по "форду" рукой провела.

А потом Рая Коле сказала:

"Знаешь, Коля, придумала я.

Если "ама" "форда" перегонит.

Значит, Раечка будет твоя".

Из далекой поездки из Бийска

Возвращался наш Коля домой.

Форд зеленый и милая Рая

Мимо Коли промчалась стрелой.

Дрогнул Коля, и сердце заныло.

Вспомнил Коля ее уговор.

Дал он газ, и рванула машина,

И запел свою песню мотор.

Ни ухабов, ни пыльной дороги

Коля наш ничего не видал.

Шаг за шагом, все ближе и ближе.

Грузный "ама" "форда" догонял.

В повороте сравнялись машины,

Коля Раю в лицо увидал.

Повернулся и крикнул: "Эй, Рая!",

И забыл на секунду штурвал.

Тут машина трехтонная "ама"

В бок рванулась, пошла на обвал,

И в волнох серебристого Чуя

Он кобиной мелькнул и пропал.

Как бывало, теперь уж не мчится

Форд зеленый над Чуей-рекой,

Он здесь едет, как будто усталый,

И штурвал задрожит под рукой.

Есть по Чуйскому тракту дорога.

Много ездит по ней шоферов.

Был там самый отчаянный шофер.

Звали Колька его Снегирев.

Теперь же в громадной глыбе белого известняка вырублено широкое шоссе. Но и сегодня на территории массива сохранился старый участок Чуйского тракта, построенного в 1903-1913 гг. С этого места открывается великолепный вид на долину реки Чуи.

Около поселка Белый Бом в 1957 году на выступе скалы был установлен памятник красноармейцам под командованием К. Заозерного, сброшенным белыми со скалы в бурную реку.

В районе Белого Бома располагаются археологические памятники: петроглифы (наскальные рисунки горных козлов, маралов и других животных), курганы - погребения гунно-сарматского времени.

Для тех, кто впервые совершает автомобильное путешествие по Чуйскому тракту, участок у Белого Бома покажется экстремальным за опасные спуски, крутые повороты и подъемы.

Вы проедете участок дороги, где с одной стороны возвышается крутая скала из белого известняка, а с другой - крутой обрыв к реке Чуя.

, Онгудайский район

Скала Ак-Бом (Ак-Боом) находится возле одноименного поселка на 742 километре Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит.

На 500 метров скала возвышается над правым берегом реки Чуи , прижимая автодорогу к обрыву. Сложенная из белого известняка, скала оправдывает свое название – "ак" по-алтайски значит "белый", "бом" же в словаре Даля означает "отрог горного хребта, загораживающий речную долину поперек; узкий, трудный проход по ущелью".

До прокладки современного Чуйского тракта Белый Бом был одним из самых опасных мест Чуйского торгового пути: встретившись здесь, две вьючные лошади были не в состоянии разминуться. По рассказам, во избежание такой встречи путник, приближаясь к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пройти вперед и положить на тропу свою шапку, чтобы таким образом предупредить едущих ему навстречу, что путь занят. В своем дневнике В.В.Радлов так описывал Белый Бом: "Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Строительству очередной "версии" Чуйского тракта были завершены в 1903 году, с этих пор перевозка грузов в этом месте стала возможна на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался.

Сейчас же в громадной глыбе белого известняка вырублена широкая "ступенька", по которой проходит дорога. Путешественники, не знающие об этом некогда опасном месте, даже не обращают внимания на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесных скал гравийную полосу старой дороги. На склоне горы слева от современной трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х годов. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось существенно лучше подобных ограждений старого тракта, например, в районе села Малый Яломан. Подняться до этого места имеет смысл не только для осмотра самой каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину реки Чуя, обрамленную буро-зелеными горами.

Сейчас этот участок трассы представляет собой современную безопасную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома, останавливаясь здесь для осмотра известного ранее места скорее по традиции. Но всего еще в середине XX века, подъезжая к Белому Бому, пассажиры часто вынуждены были покидать автомобили и пешком проходили наиболее опасные места.

Справедливости ради, надо отметить, что этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных: здесь бывает много аварий.

Рядом с Белым Бомом справа у дороге над Чуей стоит обелиск бойцам, павшим в борьбе за установление Советской власти в Горном Алтае. Немного дальше по тракту установлен памятник Кольке Снегиреву , герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...".

В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт. Также в районе Белого Бома имеются петроглифы, курганы хуннской эпохи.

Скальный массив Белый Бом объявлен памятником природы Республики Алтай.

Село Белый Бом находится у подножия скального массива Белый Бом (Ак-Боом — алт.) находится, на 742 км Чуйского тракта.

Координаты:
50.367561, 87.043575

Ак-Боом - это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на 1400 метров над у.м., далее за ним еще одна ступень высотой до 2000 метров над у.м. Высота над уровнем по уровню Чуи — 905 метров. Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай. В известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов 146 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт.

Большая Белобомская пещера малоизвестная среди туристов, поэтому малопосещаемая. Длина ее 146 метров. Некатегорийная, 4-х этажная, украшена сталактитами. Пещера состоит из четырех ветвей, радиально отходящих от места скрещивания, последняя из которых выходит высоко на обрыве прямо в сторону Чуйского тракта на высоте 100 метров, это последний этаж 4-этажной пещеры, очень хороший вид открывается на Чуйский тракт.

По историческим данным: под ней был расстрелян красногвардейский отряд. Ещё недавно там можно было обнаружить остатки амуниции, конской сбруи и т. п.

В 1957 году под скалой был установлен памятник в честь трагически погибшего отряда красноармейцев во время гражданской войны.

В селе есть кемпинг Ак-Боом прямо на берегу Чуи — очень симпатичное место. Есть кафе и даже фонтан. За холмом находится турстоянка «У Егорыча».

Прежде это место значилось, как самое опасное на Чуйском тракте. Тропа была такая узкая, что пройти по ней могла только одна лошадь. Кто приходил первым, шел вперед без лошади и оставлял шапку на тропе. Другой путник, приблизившись с другой стороны, заметив такой знак, ожидал, пока не освободится тропа.

В своем дневнике Василий Васильевич Радлов, российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог, так описывал Белый Бом:
«Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам.»

В 1903 году перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и улучшался.

Теперь же горе вырублено широкое шоссе. А внизу видна полузаросшая, круто извивающаяся по карнизу отвесных скал гравийная полоса старой дороги. Можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных «на сухую», неплохо сохранившееся.

Еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий, осыпей, одну из которых мы объезжали в июне 2016 г.

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:

Расстояние от Бийска примерно 409 км. Из которых 5 км придется пройти пешком.

GPS-координаты: 50.367561, 87.043575

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога - отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. Поднимаемся на Семинский перевал . Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте - отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский - перевал Чике-Таман . Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.

Проезжаем село Иня, слияние , Иодро. Подъезжаем к селу Ак-Бом (Белый бом), справа возвышается огромная скала - Белый Бом.