Комментатор "НТВ-Плюс" Дмитрий Фёдоров – о спортивной журналистике. Дмитрий Федоров: «15-летний Овечкин спрашивал, под какую руку мне пасовать

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Профессия: Награды:

Дмитрий Михайлович Фёдоров (род. 6 июля , Москва) - российский кинорежиссёр и художник.

Биография и творческая деятельность

Родился в Москве в семье художников. Дед по материнской линии - художник Михаил Шварцман . В 1995 году окончил художественно-графический факультет МГПИ С 1988 года работает в области станковой живописи и графики. С 1994 года занимается компьютерной графикой и дизайном телеэфира. Работал главным художником телекомпании СТС. В 1998 году снял свой первый игровой фильм «Неведомый друг», где, как и в двух последующих фильмах выступил как оператор и художник. Снятый в 1999 году фильм «Леопольд Дюза» стал обладателем главного приза на фестивале «Святая Анна» . В 2002 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой). В качестве дипломной работы снял фильм «Туда, где не слышно голоса». С 2002 года занимается постановкой телевизионных художественных фильмов и сериалов («Саша + Маша », «Бешеная» , Морская душа и др.).

Фильмография

  • - - Саша + Маша
  • - Костяника. Время лета
  • - Бешеная
  • - Морская душа
  • - Крест в круге
  • - Ангел
  • - Солдатские сказки

Напишите отзыв о статье "Фёдоров, Дмитрий Михайлович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фёдоров, Дмитрий Михайлович

Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.

- Спросим просто: каково ваше мнение о «Первой пятёрке»?
- У каждого есть своя ярко выраженные роль, своё амплуа. Мне кажется, это небольшой шажок в спортивном телевидении, потому что ничего подобного раньше не было, это нечто новое. Мне кажется, можно эксплуатировать эту креативную наработку.

Вы в своё время вели программу «Щелчок», одну из первых аналитических программ о хоккее. Это было в некотором роде зарождением жанра.
- Я считаю, что «Щелчок» сделал несколько открытий не только в области спортивного телевидения, но и в области медиа. Тогда сюжеты в информационных программах были довольно непродолжительными: три, четыре, иногда пять минут. В «Футбольном клубе» до семи минут доходило. Нас тогда прессовало руководство, говорило, что рейтинги низкие, нужно что-то менять. И мы решили, что сюжеты должны быть максимально короткими. То есть человек должен получать максимум информации о происходящем в хоккее. У нас сюжеты были от минуты до двух с половиной, очень короткие и насыщенные.

Фактически это предваряет современное интернет-пространство, где новости должны быть короткими и разнообразными. Сейчас в Интернете нужны и аналитика, и шутки, и просто новости, и какие-то конфликты. У нас в программе всё это присутствовало в виде клипов, портретов, отчётов о матчах, аналитики, шуточных сюжетов. Мне кажется, мы в 1998 году в какой-то степени даже опередили то, что ещё только зарождалось в интернет-пространстве и на телевидении. Эта мысль пришла

мне в голову совсем недавно, я смог оценить «Щелчок» с позиции прошедших лет, обратить внимание на современные тренды, сопоставить. Так что есть гордость за проделанную работу.

Сейчас мы работаем в другом стиле. Всё-таки то была информационная программа, более клиповая, без гостей, очень лаконичные передачи – от 19 до 22 минут. Как сейчас помню, нам постоянно говорили, что рейтинги невысокие, но количество рекламного времени было всё больше и больше. Это означало, что программа успешна.

Аналитики «Первой пятёрки» зачастую сходятся в своих взглядах по разным темам, разве что у вас иногда бывает какое-то особое мнение. У вас в коллективе есть точки, скажем так, «несоприкосновения»?
- В общем и целом люди, которые работают на «НТВ-Плюс», примерно одинаково смотрят на хоккей, хотя отдельные события они могут видеть по-разному. Тот же Борис Александрович, который является представителем старшего поколения, по натуре своей нонконформист. Он всегда довольно много конфликтовал, у него всегда своя точка зрения, он человек, который не трусит и не трусил. В то же время он может не соглашаться с Сашей Хавановым или Серёжей Федотовым по конкретным событиям, но в целом в восприятии хоккея он похож на нас.

- Возможно, в передаче не хватает некоторой конфликтности?
- Мне кажется, что конфликтность в современных СМИ довольно искусственна. Я посмотрел недавно новую передачу «Белый против белого» на «России-2», Белоголовцев-старший против Белоголовцева-младшего. У них вроде как две команды и альтернативные точки зрения. Люди очень много говорят, и конфликт там возведён в абсолют. Но я понимаю, что запомнить практически ничего не возможно. Да, после просмотра передачи возникает ощущение, что было интересно, но конкретной информации ты не получаешь.

На мой взгляд, у нас передача как раз такая, что конфликт в ней не заострён, но в то же время человек может получить здравые суждения, может получить шутки, наблюдения. Программа заполняет нишу, которая пустует: у нас нет аналитических передач. У нас появились развлекательные передачи о спорте (и это замечательно, поскольку спорт – это всё-таки развлечение), у нас есть передачи, соединяющие информационный жанр и аналитику, но нет передач, которые стараются объяснить зрителю нюансы хоккея или любого другого вида спорта.

А вообще важно, чтобы аналитические передачи были? В России ведь нет такого интереса к спорту, как в США, или, если мы говорим о хоккее, как в Канаде...
- Нет, и не будет. Одной программы, мне кажется, достаточно. Дело в том, что за последние лет 15-20 параметры спортивного телевидения серьёзно изменились, изменился и взгляд на спорт. Если раньше людям было необходимо разобраться в происходящем, узнать поглубже, то сейчас они совершенно осознанно выбирают поверхностный взгляд на спорт. Необязательно смотреть полный матч, если можно посмотреть подборку опасных моментов. Необязательно знать тактические причины поражения, важно найти виновного, а в случае победы – героя. Если СМИ дают имя героя или антигероя, многим людям этого достаточно.

Но есть достаточное количество любителей спорта, которых это не устраивает, которым не нравится современная мода и которые хотели бы послушать тех, кто разбирается в спорте и видит ситуацию изнутри. Тот же Хаванов – он ведь не просто играл в НХЛ и национальной сборной. Он внимательнейшим образом слушал, что говорят тренеры, анализировал работу статистиков, работающих в клубной системе, он может разложить по полочкам всё, что происходит в клубах НХЛ. Он не просто способен оценить игру, он способен оценить организацию хоккейного хозяйства.

- Вам не кажется, что спортивная журналистика в России сейчас находится в упадке?
- Спортивной журналистикой интересуется всё больше интересных людей, и это плюс. Но в то же время эти люди не развиваются как журналисты, как личности. Совершенно точно, что журналистикой занимается больше людей, чем 10 или 20 лет назад. Высокая конкуренция, много образованных ребят и девушек. И что немаловажно, люди обладают иной раз энциклопедическими знаниями, могут препарировать факты.

Много интересных статей, интересных наблюдений, но в то же время журналисты из тренда, о котором я уже сказал, не имеют возможности развиваться. В конце концов, они гонятся: а) за сенсацией; б) за максимальной аудиторией. А максимальная аудитория – поверхностная. В итоге журналистика сводится к дайджестам, компиляциям, хит-парадам и крикливым заголовкам. Я не против того, чтобы заголовок был ярким, но это ещё не всё – нужно дать какое-то содержание. И, на мой взгляд, беда современной журналистики

"Первая Пятёрка". Заставка

ещё в том, что в ней слишком много непроверенных фактов и некорректных цитат. Я вдруг поймал себя на том, что многим СМИ я просто не верю. А ведь достоверность источника по сути главное в журналистике.

Журналистика развивается, но в ней есть много негативных тенденций, которые идут, наверное, от общества. Все болезни общества переняла и журналистика.

Есть мнение, что в России спорт – последнее пристанище журналиста. Если он хочет быть хотя бы формально независимым, то нужно идти в спортивную журналистику, потому что в остальных сферах на него всегда что-то будет давить. Это так?
- Конечно. В спортивной журналистике много не заработаешь, но она даёт определённую свободу. Этой свободы стало значительно меньше, чем, скажем, в 90-х годах. Трудно измерить свободу, но если я скажу, что в разы, это не будет преувеличением. Но здесь реально сохранять некоторую свободу суждений, можно быть конфликтным, можно затрагивать интересы власти. И я глубоко убеждён в том, что многие спортивные журналисты профессиональнее и интереснее коллег, которые работают в политическом или культурном сегменте нашей профессии.

На прямых включениях хорошо заметно, что журналисты, ведущие, которые по написанному читают хорошо и легко, не могут и двух слов связать, а комментатор привык говорить складно на протяжении часа-двух. Причём он должен рассказывать не только о спорте: он должен шутить, у него должны быть какие-то аналогии с повседневной жизнью, с культурной жизнью. Комментатор и спортивный журналист – это развитая личность. И у меня поэтому нет никаких комплексов перед людьми, работающими в политике, в шоу-бизнесе. Я сталкивался с ними и понимаю, что они ничем не превосходят спортивных журналистов, а многие и уступают. Разница в одном – в заработках.

Свободные суждения могут быть и на телевидении? В Интернете или газетах – это понятно, но на телевидении сейчас всё по-другому. В рамках этой рубрики Андрей Журанков говорил, например, что на ТВ почти нет расследовательской журналистики…
- Расследовательская журналистика умерла в 90-х. Я хочу вспомнить публикацию в «Новой Газете» по поводу Сергея Прядкина и деятельности РФПЛ. Комментарии к ней сводились, как правило, к тому, заказная эта заметка или нет. То есть правды не существует, важно выяснить, чей это заказ. Если даже журналист опубликовал правду, то, наверное, это сделано не просто так. То есть общество не интересует правда, интересует, на чью мельницу эта правда льёт воду. К сожалению, общество очень сильно изменилось по сравнению с 90-ми. Я, как человек, воспитанный на той журналистике, всё-таки придерживаюсь эфирных принципов людей из 90-х, того же Невзорова.

Кстати, с Невзоровым связана очень интересная история. Для меня он во многом эталон журналиста. Я о нём ничего не знал, он был для меня тележуналистом, приёмы которого мне были интересны и передача которого «600 секунд» была моей любимой. И недавно я прочитал его интервью, где он пишет, что был молодым, наглым и заказным журналистом. Его спрашивают, а в чём был заказ, и он не может ответить. То есть он это придумал. Почему? Потому что сейчас сказать, что ты рисковал жизнью, в тебя

"Первая Пятёрка". Студия

стреляли (а он был ранен) ради каких-то ценностей, ради правды, - это значит сказать: «Я идиот». Сейчас журналисты будут презирать коллегу, который ради каких-то принципов будет жертвовать жизнью.
- Вы думаете, он поэтому не ответил?
- Он не ответил на совершенно конкретный вопрос журналиста: «На кого вы работали?» Он просто решил сказать, я был заказным журналистом, иначе как оправдать собственную безбашенность? А она была.

- Он и в Чечню, и в Прибалтику во время конфликта ездил…
- Да где он только не был! В то время журналист действительно был поборником справедливости и правды. Потом журналистика начала портиться. В частности, была эта знаменитая кампания «Голосуй или проиграешь», когда люди говорили – мы агитируем за человека, нам вовсе не симпатичного, но это меньшее зло. С этого момента, мне кажется, журналистам перестали верить, а на рубеже 80-90-х это был глашатай правды, предположить, что журналист заказной, никто не мог. Стереотипы восприятия изменились. Чья это вина? Это отчасти вина самих журналистов, это деятельность власти в широком смысле, которая хотела дискредитировать журналистику и своего добилась: общество изменилось.

Сейчас очень много информации люди получают от непрофессиональных экспертов. Любой человек может изложить свою позицию в блоге, на какой-то ещё площадке. Люди читают и понимают, да, этот человек независим и он разбирается, будем читать его. А журналиста, который работает в крупном издании и получает за это деньги, мы читать не будем. Где-то он трусит, где-то озвучивает чью-то позицию. Здесь все понемножку виноваты, но, к сожалению, профессия деградировала, девальвировала.

С другой стороны, журналистика – одна из немногих сфер нашей жизни, где существует некая преемственность. Младшее поколение в целом не уважает старшее – ценности, принципы, организацию работы. Многие на это жалуются. Но в журналистике, могу сказать по своему опыту, молодёжь, приходившая что десять лет назад, что сейчас, всегда слушается своих старших коллег, мотает на ус. В нашей профессии существует даже некоторая цеховая солидарность, как правило, внутри отдельного коллектива (в целом цеховой солидарности, к сожалению, нет), и молодёжь готова слушать. И в этом смысле я, например, счастливый человек. Потому что я не представляю себе, как трудиться в области, где никто никого не уважает.

Не знаю, существует ли что-то подобное в политической журналистике. К сожалению, думаю, нет. Потому что многие люди из 90-х подставились тем, что были фактически ангажированы.

- В каких-то местах, наверное, всё же существует. На «Эхо Москвы», в «Коммерсанте»…
- Да-да-да, может, в таких вот старых структурах, где есть некий дух. А где-то этот дух вообще не сохранился - и никакой преемственности нет. Но в этом смысле работа в спортивной журналистике имеет большие плюсы.

Комментатор НТВ Плюс и большой болельщик ЦСКА Дмитрий Фёдоров рассказал, в каком состоянии команда подходит к игре против «Манчестер Юнайтед» в Лиге Чемпионов.

Дима, за исключением тренерского штаба, ты, наверно, лучше, чем кто-либо, знаешь, как обстоят дела в ЦСКА. Завтра игра с «Манчестер Юнайтед». От чего, с позиции московской команды, зависит матч?

У ЦСКА есть травмированные. Участие Васи Березуцкого и Алана Дзагоева под большим вопросом. ЦСКА - команда, в которой можно любого заменить, но замена не будет равноценной. В особенности замена Дзагоева. Это главная проблема.

Я недавно прочитал интервью Газзаева и был потрясен тем, что он в очередной раз показал свою ревность относительно Леонида Слуцкого. Валерий Георгиевич сказал, что Дзагоев не прогрессирует, и это связано с позицией на поле. Это завуалированный упрек главному тренеру, который перевел Дзагоева ниже по позиции. Если любой болельщик, которому интересна статистика, посмотрит, что же там у Дзагоева, он выяснит, что и в сборной, и в ЦСКА Дзагоев стал ключевым футболистом по ТТД [тактико-технические действия, - прим.] Алан разгоняет, поддерживает и завершает атаки. Дзагоев - игрок, которому нужно как можно чаще получать мяч, и новая позиция этому способствует. У него появились навыки, которые у Дзагоева юного, Дзагоева молодого, Дзагоева, который начинал при Газзаева, начисто отсутствовали.

В прошлом сезоне на позиции опорного играл Натхо, который получил очень хорошую прессу. Его полюбили болельщики, хвалили специалисты, но он не для этой позиции. Если посмотреть на количество отборов, мы поймем, что Натхо сильно уступал Эльму, которого должен был заменить. Как следствие, у ЦСКА в середине поля возникли проблемы. Если бы в ЦСКА по-прежнему играл Эльм, убежден, не было бы поводов критиковать защиту и вспоминать, сколько им лет. Просто и Березуцкому, и Игнашевиву пришлось играть еще более высокую линию, чтобы подчищать за Натхо. А любое изменение тактическое приводит к заминкам, недопониманию, ошибкам, которые выливаются в пропущенные голы. И Слуцкий пошел на такой критикуемый шаг, как перевод Дзагоева ниже по позиции. Но на мой взгляд, это очень сильный тренерский ход. И самое главное, что это раскрытие игрока в новом качестве. Теперь Алан стал по-настоящему центральной фигурой в построении ЦСКА. Сейчас обойтись без Дзагоева практически невозможно.

Я не могу судить о степени серьезности его повреждения и травме Васи Березуцкого, но они точно не будут в оптимальных кондициях.

Если они будут готовы, но не на 100%, Слуцкий их выпустит?

У меня есть одно наблюдение, которым я поделился с Леонидом Викторовичем, и он сказал, что, пожалуй, так оно и есть. Мне кажется, что Слуцкий выпускает на поле всегда лучших в абстрактном смысле этого слова. Если тренер считает, что футболист недостаточно готов физически, что у него проблемы со здоровьем, но он играет и понимает футбол значительно лучше дублера, который готов идеально и здоров, то скорее всего выпустит в основе игрока, который недостаточно готов, но больше ему подходит.

Я помню только один случай, когда Леонид Викторович решал, выпускать в первой половине или во второй Думбия, способного сыграть один тайм. Это было в матче против «Манчестер Сити». Он поставил пять защитников, зная, что травмирован Леша Березуцкий, и что он проведет только первый тайм, а Думбия выйдет во втором. Вот это единственный на моей памяти случай, когда Слуцкий выпустил игрока, который не готов, но лучше ему подходит, не в старте. Поэтому я думаю, что если здоровье будет позволять, Вася Березуцкий и Дзагоев выйдут в основе.

Скажи, а что в этом сезоне с Еременко происходит? В прошлом году он был один из лучших и оказал влияние на множество матчей, превосходно смотрелся. В этом действует не так ярко.

У него травма. Об этом сказал недавно его агент. Как шутили в клубе, теперь может к нам не заходить, после обнародования закрытой информации. Есть травма, которая не позволяет Еременко действовать так, как в прошлом сезоне. Он бегает, насколько я могу судить, через боль. Наверно, ему делают уколы. Поэтому вместо многофункционального игрока, который способен и начать атаку, и продолжить ее, и завершить, он стал более узкоспециализированным футболистом. Это опять я возвращаюсь к мысли, что Слуцкий всегда использует более классного игрока, даже если он по каким-то причинам функционально не готов на полную силу. Класс для Слуцкого - это самое главное.

Не могу не задать вопрос о работе в сборной и в клубе. Совмещение двух постов требует очень много энергии, необходимо переключаться между этими процессами и черпать откуда-то новые силы.

Когда раньше была пауза, обусловленная матчами сборных, Леонид Викторович ходил в театр, на КВН, в кино, встречался с друзьями - то есть осуществлял перезагрузку, эмоциональную разрядку. Сейчас он такой возможности лишен. Мне казалось, что он очень много в эмоциональном плане потеряет из-за того, что занят только работой. Но я с ним пару раз встретился во время этого напряженного цикла и обратил внимание на то, что Леонид Викторович остался таким же веселым и жизнерадостным - ничего не изменилось.

Дело в том, что Слуцкий почерпнул новые силы как раз в работе со сборной. Появились новые люди, с которыми он вступил в коммуникацию. Нельзя, конечно, раскрывать все секреты, о чем он говорил с футболистами, но вот, например, ему удалось найти ключик к Артему Дзюбе. Причем не только в рамках работы в сборной. Они созваниваются, пишут друг другу смс - между ними возник человеческий контакт. И этот контакт возник со многими сборниками.

Я не берусь сравнивать сборную и ЦСКА, но в сборной действительно собраны все сильнейшие. И самое главное, что это другие люди. Слуцкий общается в определенном круге уже несколько лет. ЦСКА по стабильности состава - второй клуб Европы после «Реал Сосьедада». Не исключено, что сейчас статистика поменялась, - я не знаю, - но год назад по продолжительности пребывания игроков в команде ЦСКА был вторым. Когда вокруг одни и те же лица, с одной стороны - хорошо, но с другой - человеку не хватает впечатлений и нового общения. Слуцкий, как человек очень коммуникабельный, это общение получил. В сборной собраны неординарные личности, но он со всеми установил контакт. Задумайтесь: Денисов, Широков и Дзюба. У каждого из них были неоднократные размолвки с тренерами. А Слуцкий мне говорит, что с ними все идеально, причем хвалит не только профессиональные качества, но и человеческие.


Еще важно, что сейчас он со всеми работает напрямую, без переводчика.

Плюс август, сентябрь и октябрь исключительно победные. Сборная справилась со всеми задачами.

В сборной не было клубных пристрастий. Не было чёрного списка, разделения на своих и чужих, любимчиков, гарантированного для кого-то места в составе. Исключение, пожалуй, Акинфеев. При этом в сложный момент тренер поддержал вратаря «Зенита» Лодыгина. Казалось бы, вратарь прямого конкурента, переживающий неприятный этап в карьере, а Слуцкий преднамеренно вызывает его в сборную и заявляет, что верит в него.

И еще - мне кажется, важно об этом сказать - Слуцкий ведь никогда не участвовал в различных трансферных распилах, грязных делишках с агентами; он человек не меркантильный. Если спросить, сколько у него денег на счету, он не ответит, потому что деньги для него не главное. Спортивная составляющая важнее всего, а тут как раз поставлены задачи высочайшего уровня.

Он справился и получил впечатления, которых ранее не было в жизни. Ему невероятно понравился новый опыт. Никакого дискомфорта от совмещения должностей нет. Слуцкий не сидел на двух стульях, как многие писали. Он пересаживался с одного стула на другой, и ему было комфортно.

Ты сказал о двух стульях, и я вспомнил совершенно бездарный ролик Динамо ТВ.

Провокации стали частью медиа. Болельщики любят провокации, эпатаж, троллинг. Слуцкий даже посмеялся с этого ролика. Он никогда не обижается на такие вещи. Он, скажем так, меняет отношение к людям, которые занимаются дезинформацией, с такими не идет на контакт в будущем. Но если смеются над его внешним видом или поведением, на это совершенно не обращает внимания. Я как-то подарил ему на день рождения бегемотика, стоящего в маленькой лодке. Очень смешна игрушка. Он от души посмеялся, бегемотик до сих стоит у него на полке.

Смутила только одна ситуация, когда его сфотографировали в Макдональдсе. Он посчитал это вторжением в личную жизнь. Когда до этого над ним издевались, кричали, что Слуцкий плохой тренер, он все это спокойно воспринимал. Но вмешательство в личную жизнь... он смутился. Я говорил, что это положительный PR: его показали таким, как все. Но ему все равно было неприятно. Однако во всякой истории нужно искать позитив. Парень, сфотографировавший Слуцкого, болельщик «Спартака». После того, как фотографии опубликовали и все начали над ними шутить, поднялась шумиха, парень написал письмо в ЦСКА, в котором извинился перед клубом и лично перед Леонидом Викторовичем и сказал, что не ожидал, что получится такой резонанс. Казалось бы, болельщик «Спартака» должен радоваться, но он извинился. Эта история показала, что вокруг нас очень много порядочных и совестливых людей.

Как Слуцкий будет готовиться к МЮ? Расскажи, как в ЦСКА происходит подготовка к конкретной игре?

У Леонида Викторовича системный взгляд на футбол. Он знает о «Манчестер Юнайтед» практически все. Он знал все еще в сентябре, в августе. Слуцкий был готов в игре против МЮ на следующий день после жеребьевки. Но при подготовке он обращает внимание на любые мелочи и не стесняется консультироваться. Например, при подготовке к «Севилье» Слуцкий посмотрел 15 матчей в записи и 3 матча со стадиона, консультировался с Хуанде Рамосом. Сейчас времени не так много, поэтому Леонид Викторович концентрируется на важных деталях. Причем необязательно обо всем говорит игрокам. Слуцкий сократил теоретические занятия и изменил систему работы. Существует стереотип,что он теоретик и готов теорией задушить игроков, но это не так. Сейчас Слуцкий моделирует игру соперника на тренировках, то есть команда проводит не только тактический разбор, но и практическое моделирование ситуаций, в которые попадет при игре против конкретного соперника.

Какой-то особенной подготовки к «Юнайтед» не будет, всё пройдет примерно так, как я описал.

Луи ван Гал готовится похожим образом к каждому сопернику: разбор матчей и практическое моделирование сценария предстоящей встречи на тренировке.

Да, я читал.

Маленькое дополнение. Сейчас многие пишут, что Гончаренко и Слуцкий - единомышленники. Да, они друзья, они очень много общались на сборах, Гончаренко пришел в ЦСКА по протекции Леонида Викторовича, но подход к работе у них разный. Впрочем, от этого их сотрудничество только интереснее. Гончаренко успешно играл против больших клубов, поэтому наверняка привнесет что-то полезное. Слуцкий умеет слушать своих помощников.


Раз уж ты заговорил, как говорят на Кубани, о Михалыче. Что он делает в ЦСКА?

Нужен был человек, который поработает с командой, пока Слуцкий в сборной, ведь Онопко оставался один. Слуцкому нужны альтернативные точки зрения. Для Слуцкого много значит хорошая футбольная компания. Плюс их связывают очень хорошие человеческие отношения, они дружат. Леонид Викторович ранее работал с другом, им был Шустиков. Сейчас такая же история с Гончаренко. Чем конкретно занимается, я не могу сказать, но то, что у них хорошая химия, это однозначно.

И еще важно: Гончаренко - не сменщик Слуцкого, его пригласили не в качестве преемника. Это чушь. Я оставляю какой-то небольшой процент, что Гончаренко останется в ЦСКА, если Слуцкий летом уйдет в сборную. Но, во-первых, я не думаю, что Слуцкий уйдет и оставит свой любимый клуб, во-вторых, Гончаренко приглашался в ЦСКА на конкретный период. Ни он, ни Слуцкий, ни руководители клуба на несколько лет наперед не думали. Все остальное - домыслы людей, которые далеки от ЦСКА, не знают философию клуба, Слуцкого и Гончаренко.

Какой результат устроит российский клуб в игре против МЮ?

Мне хотелось бы верить, что ЦСКА не проиграет. Но при этом я понимаю, что все матчи в этом сезоне ЦСКА проводит с предельной концентрацией и отдачей. Силы человеческие не беспредельны, где-то должен быть сбой. Его пока не было. Пожалуй, был матч с «Вольфсбургом», когда армейцы не успевали и в атаке, и обороне, это был слабый матч по причине физической усталости. Очень боюсь, что ЦСКА ждет провальный матч в будущем, но мне хочется верить, что это была игра с «Вольфсбургом», что ниже, чем в том в матче, тем более против МЮ, ЦСКА не упадет.

Еще на одно хочу обратить внимание: игра против «Манчестер Юнайтед» для многих игроков ЦСКА очень важна, ради таких матчей футболисты живут. Приведу пример Кокорина, которого много критикуют, причем и футболисты, и болельщики. Я хочу в некотором смысле заступиться за него. Кокорин, за исключением первого года своей карьеры, не играл в командах, которые ставят перед собой серьезные задачи. Поэтому у человека инстинкт спортсмена притупляется. Тем более, он совсем молод. Если бы Кокорин попал в такую команду, как ЦСКА, он был бы другим спортсменом и человеком. Он понимал бы, что значит матч против МЮ.

Я не готов сейчас делиться какими-то инсайдами, но ЦСКА отличается от всех клубов России тем, что премиальные выплачиваются за решение задач по сезону, а не за конкретные матчи. Какая система в Лиге Чемпионов, не знаю, но такой подход для футболистов - это дополнительная мотивация.

И не стоит забывать, что карьера Слуцкого началась с матча на «Олд Траффорд»! Со счета 3-3!


А еще когда-то юный Леня Слуцкий в 1995 году сидел на стадионе в Волгограде и переживал за «Ротор», который принимал «Манчестер Юнайтед».

И сейчас снова МЮ, и Слуцкий уже не начинающий тренер, а специалист, который чувствует себя на равных с другими.

Леонид Викторович знаком с Луи ван Галом?

Не знаю насчет ван Гала, надо будет спросить. Но автобиографию сэра Алекса Фергюсона Слуцкий прочитал дважды, возил ее с собой в машине постоянно. Она стала его настольной книгой.

Мы постоянно обсуждали те или иные главы. История о том, что для Фергюсона переломным матчем была 1/16 финала Кубка Англии против «Ноттингем Форест» на выезде 1-0, конечно, удивила. Подобный взгляд не соответствует взгляду обывателя. Ну как так? Не финал, не матч против какого-то европейского гранда, а игра ранней стадии Кубка Англии.

Я нашел аналогичный матч в карьере Слуцкого, и он, в общем-то, согласился со мной. ЦСКА выиграл у «Анжи» в кубке. Тяжелая встреча, не самая яркая и содержательная игра, но ЦСКА победил. Болельщики пришли в футболках «Слуцкий, уходи!», газеты писали, что Гинер улетел в Европу искать замену тренеры - все висело на волоске. И вот та победа над «Анжи» стала переломной, после неё последовала длинная победная серия, а в концовке ЦСКА стал чемпионом.

Любопытно, что сэр Алекс открыто говорит о таких вещах, о своих страхах. В этом смысле манера обращения сэра Алекса схожа с манерой обращения Слуцкого.

Кстати! Сэр Алекс не заметил его на «Олд Траффорд». Они разминулись. Некоторые издания писали, что Фергюсон не пожал ему руку, но это не так. Он просто не узнал его, они разминулись. Пренебрежения не было.

Думаю, на этот раз тренер «Манчестер Юнайтед» не пройдет мимо Леонида Викторовича. Спасибо тебе за беседу.

И тебе спасибо.

Фото: Eurosport.ru ; Sport-express.ru ; Cskanews.com

Эпоха авантюристов, противопоставление телевидения и газет, важность педагогических качеств и спортивная журналистика как медиум позитива. В блоге «Чего хотят женщины» – разговор Маши Командной и Кати Кирильчевой с писателем, журналистом и комментатором Димой Федоровым.

МК: Дим, как тебя, интеллигента уж не знаю в каком поколении, в начале 90-х вот так запросто занесло в спортивную журналистику?

– Занесло случайно. 90-е годы – это такая эпоха авантюристов. И в политике, и в экономике, и в журналистике. Я считаю, что я в этих 90-х годах состоялся. Я еще развиваюсь, конечно, но, я имею в виду, состоялся именно в контексте той эпохи. И Вася Уткин тоже, по большому счету, авантюрист. Другое дело, что мы изменились и эволюционировали, что это качество не осталось перманентным. Другие авантюристы сейчас живут в Лондоне и находятся в розыске в Интерполе, кто-то уже сошел с политического олимпа – а мы остались. Но авантюризм – это не всегда отрицательное качество. Мне кажется, авантюрные черты характера позволяют иногда делать научные открытия, исследовать новые земли, как это было в эпоху Возрождения, например. То есть эта черта идет не обязательно со знаком минус.

МК: До тебя и до Васи Уткина в нашей стране была спортивная журналистика?

– Безусловно была, причем очень талантливая. Я читал книжку Льва Филатова и меня потрясло, насколько глубокие выводы он делал, хотя сам в футбол не играл. То есть тогда спортивный журналист – это был человек, который старался изучить предмет всесторонне. Он должен был разбираться и в статистике, и в тактике – он должен был обладать максимальным объемом информации. Другое дело, Филатов считал, что с участниками процесса не стоит быть близко знакомым, потому что это может отразиться на объективности спортивного журналиста. Я же считаю, что, наоборот, нужно дружить со спортсменами. Может быть, это отражается на объективности, но, с другой стороны, я вижу процессы, происходящие в спорте, глубже.

КК: Я все поняла насчет авантюризма, но тебя же как-то должно было занести все-таки в спортивную журналистику, должна же была быть какая-то цепочка случайностей, закономерностей?

– Я оказался безработным.

«Вася Уткин, сколько я его помню, всегда хотел работать на телевидении. Ему казалось, что это нечто волшебное, и он не скрывал своей мечты самореализоваться именно в ящике»

МК: Так ты работал до этого?

– Я короткое время работал на телевидении. Могу признаться, до сих пор телевидение как средство коммуникации мне не нравится. Я до некоторой степени случайный человек на телевидении. Вот Вася Уткин, сколько я его помню, всегда хотел работать на телевидении. Ему казалось, что это нечто волшебное, и он не скрывал своей мечты самореализоваться именно в ящике. Мне же казалось, что телевидение – это обман. На телевидении были и есть интересные передачи, но в целом это тривиальная разводка. Спортивное телевидение наиболее честная сфера в телевизионной журналистике.

КК: Серьезно есть на российском телевидении хорошие программы? Я просто телевизор редко смотрю.

– В 70-80-е годы считалось зазорным читать газеты. То есть в газетах ты не мог найти для себя полезную информацию. Ты мог читать книги. Какие-то зарубежные издания все стремились всеми правдами и неправдами получить, все слушали зарубежные голоса по радио. А газеты были моветоном. Сейчас смотреть телевизор – это моветон. Можно, конечно, посмотреть спортивную трансляцию в прямом эфире, интересные документальные фильмы BBC сейчас многие каналы показывают. Но в целом публицистические передачи и ток-шоу, мне кажется, явно не для развивающегося молодого человека – я не смотрю их.

МК: Дим, ты и Вася Уткин учились вместе на одном факультете, даже на одном курсе МГПУ. Почему Вася мечтал о телевидении, ты мечтал о журналистике? Ведь там готовят отнюдь не журналистов.

– Дело в том, что на рубеже 80-90-х годов многие люди не могли определиться со своим основным вектором деятельности. Они не знали, как самореализоваться в обществе. Вы, молодые, просто не можете понять, что происходило в ту эпоху. Менялись ценности, рубль девальвировал, люди не знали, где достать пропитание, где достать одежду, которая могла бы прикрыть наготу. Это была чудовищная эпоха. Люди десятилетиями жили определенными стереотипами, и вдруг все начало меняться. И поэтому неясно было, куда пойти, чем заняться, что ты можешь. Вроде бы умеешь читать, писать, более или менее складно говорить, но в какой области ты сможешь проявить свой талант? Я пошел в педагогический университет, потому что там была возможность изучать литературу, культуру. Я надеялся на интересное общение. А потом я понял, что мне все-таки хочется самореализоваться на каком-то другом уровне, с детьми я работать не готов, у меня не тот характер. И, будем откровенно говорить, в педагогике заработать мало-мальски достойные деньги все-таки нереально в нашей стране. Хотя уже тогда появлялись частные колледжи, и я, скажу по секрету, полгода в частном колледже проработал.

МК: Какие впечатления от этой работы?

– Впечатления такие, что у меня характер абсолютно не соответствовал на тот момент педагогической деятельности. Дело в том, что учитель должен выдерживать определенную линию поведения. Так же, как и священник. То есть он должен быть либо очень жестким, чтобы дети в конце концов приняли его жесткость и поняли, что это для их же блага. Или он должен быть мягкий, чтобы дети просто его полюбилии и хорошо учились, чтобы сделать приятное педагогу. А я был иногда жестким, иногда мягким. Я еще на тот момент не сформировался как личность, поэтому как педагог не состоялся. О чем не жалею, кстати. Профессия спортивного журналиста, комментатора, ведущего предполагает наличие у человека определенных педагогических качеств. Потому что мы, комментаторы, воздействуем на очень сложную и неоднородную аудиторию, в основном молодежную, которую необходимо воспитывать.

МК: Как ты воспитываешь свою аудиторию?

– Прежде всего, я стараюсь видеть все хорошее в футболе, в хоккее, вообще в спорте, стараюсь находить положительные примеры и объяснять все происходящее именно с положительной, с позитивной точки зрения. Мне не очень нравится слово «позитивной», оно заезженное в какой-то степени, но оно понятно всем. Мне кажется, спорт должен давать болельщикам положительные эмоции и являться важным воспитательным фактором. Потому что школа сейчас практически не воспитывает, СМИ тоже, а молодежная аудитория видит в футболе некий эквивалент жизни. Я правда думаю, что через спорт можно внушать правильные, социально верные, культурно выверенные мысли подрастающему поколению.

МК: Ты не обижайся, но ты сейчас ходишь вокруг да около, говоришь довольно абстрактные вещи, что «спорт должен воспитывать», что «я хотел реализоваться как личность». Но мы хотим факты. «В таком-то году я познакомился с Васей Уткиным на картошке», давай так?

– Без проблем. 1994-й год, я оказываюсь безработным, равно как и Вася. Вася, правда, чуть раньше оказался безработным из-за того, что закрыли «Взгляд». И он договорился с одной знакомой, которая работала во «Взгляде», что она устроит его на некоторое время на канал НТВ, структура которого только-только открывалась. И там появилась спортивная редакция, потому что в договоре было указано: на НТВ должно быть такое-то количество спортивного вещания для «оздоровления нации». Шамиль Тарпищев тогда пробивал лицензию, он этот пункт внес, так что он молодец. Возникла спортивная редакция, где на тот момент, как мне представляется, царил хаос. Было огромное количество эфирного времени, и было непонятно, как его заполнять, что с ним делать. Вася пришел, думал, это временно. Я пришел, думал, это временно. Мы занялись «Футбольным клубом», нас это очень увлекло, потому что это была зона свободного творчества. Мы поняли, что спортивной журналистики на тот момент как таковой не существовало. Вы не можете себе представить – в 94-м году, после того как мы проиграли все что можно на чемпионате мира в Америке, ну, кроме последнего матча, где Саленко забил 5 мячей, и не попали в плей-офф, сборную России в аэропорту встречала одна камера. Наша. Это говорит о том, что медийного пространства как такового не существовало. «Советский спорт» в понедельник не выходил, он выходил во вторник, представляете себе? То есть была газета «Спорт-Экспресс», и вот появился «Футбольный клуб». Трансляций на телевидении футбольных матчей тоже не было практически.

КК: А вот я до сих пор не могу понять, чья это идея была – создать «Футбольный клуб». Сейчас авторство приписывают Васе Уткину, но я читала, что идея была не его, что он был просто приглашен в эту программу как ведущий.

– Схема выглядела следующим образом: с понедельника по четверг были 45-минутные программы в эфире НТВ по лицензии. Это были программы о теннисе, о баскетболе, по-моему, о хоккее и о футболе.

«Мы, комментаторы, воздействуем на очень сложную и неоднородную аудиторию, в основном молодежную, которую необходимо воспитывать»

МК: Продакшн был НТВшный?

– Нет. Купили видеожурнал, который назывался Football Mundial. Он, кстати, до сих пор идет в эфире НТВ-ПЛЮС.

КК: Уже его нет, к сожалению. Его перестали покупать. Кризис нанес удар даже по Football Mundial.

– Жаль, это такая историческая программа для нас... Ну вот, была такая программа, мы переводили сюжеты, отделяли их друг от друга. Была студия, где Олег Винокуров…

МК: Он на «Радио Спорт» тоже ведущим работает.

– Да. И он беседовал в студии с гостями. Программа выходила таким образом. Потом появились мы, стали делать собственные сюжеты о российском чемпионате. Потом так сложилась ситуация, что Алексей Бурков, который возглавлял тогда спортивную редакцию, сказал: «Вася, программу должен вести ты». Вася, кстати, долгое время отказывался.

КК: Почему? На твой взгляд.

– Я могу сказать почему. Вася считал, что продолжит работу в политической журналистике. Он хотел быть честным. Он считал, что он политический журналист, а спорт – это хобби. А потом уже спорт стал нашей основной профессией, нам это было интересно, мы хотели самореализоваться именно в этой области. Так что Вася со скрипом стал ведущим «Футбольного клуба», но потом уже вошел во вкус. Мы из Football Mundial использовали сначала несколько сюжетов, потом два, потом один, потом иногда даже на один не хватало времени.

КК: Ты тогда был в роли корреспондента? Не обидно было находиться в тени Васи, вы же друзья?

– Дело в том, что Вася уже был достаточно опытным журналистом. Он свой первый сюжет во «Взгляде» сделал через год работы на телевидении. Это была серьезная школа, и для того, чтобы сделать сюжет во «Взгляде», требовалось пройти очень серьезные испытания. Так вот, Вася был уже достаточно опытным журналистом, а у меня как такового опыта не было. Я довольно долго учился. Примерно через полгода работы на НТВ я сделал первый сюжет, где Вася никаких правок в текст не вносил. Сюжет сам смонтировал, довольно хорошо. Наш режиссер Игорь Черенков там ничего не перемонтировал. То есть где-то через полгода своей деятельности на НТВ я уже вышел на хороший профессиональный уровень.

МК: Дим, ты говоришь, что в те времена газета «Советский спорт» выходила по вторникам, был «Спорт-Экспресс» и были вы. Ты чувствовал какую-то популярность в народе?

– Безусловно. Люди тогда совершенно по-другому относились к журналистам. Cейчас в Интернете мы то и дело сталкиваемся с тем, что болельщики вполне искренне считают комментаторов и ведущих людьми ангажированными. Тогда, наоборот, было необычайно высокое доверие к нашей работе. Люди могли ругать руководство клубов, футболистов, но нам верили безоговорочно. К сожалению, у меня не осталось писем, которые присылали болельщики, но их был мешок. Писали люди разных возрастов – и дети, и люди среднего возраста, и совсем уже пожилые – все верили тому, что говорил человек из ящика. Тогда ведь, повторюсь, медийного пространства не существовало. Мы приносили новости. Сейчас есть Интернет, новости поступают со всех сторон, и, кстати, очень много «уток» газетных и журнальных, непроверенной информации много. Мы же были на особом положении, нас любили, уважали. Наверное, был какой-то сегмент, который не принимал наши методы работы. Недавно мой друг Миша Мельников сказал: «Вы из футбола сделали балаган. О футболе нужно серьезно говорить, а у вас все шуточки». Мы немного по этому поводу поспорили. Безусловно, находились оппоненты, но в целом нас аудитория очень любила, и я эту любовь чувствую до сих пор.

КК: Ты сказал, что вы с Васей остались безработными и ты стал искать какие-то новые пути для себя, а в педагогику не пошел в частности из-за того, что там была маленькая зарплата. Телевидение тогда какую зарплату обещало?

– Чуть побольше.

КК: Чуть? Или существенно больше? Ты же выбрал телевидение.

– На телевидении мы получали больше, но незначительно. Я хочу честно сказать болельщикам, что их представления о зарплатах комментаторов сильно отличаются от реальности.

КК: Я рада, что ты это сказал, но мне хотелось и с девяностыми сравнить.

– Давайте тогда назовем сумму. После кризиса, я помню, мне зарплату ужали до 1000 долларов.

МК: Это был 98-й год?

– Начало 99-го. Я получал тогда такие деньги.

МК: Скажи, а почему журналистика так сильно девальвировалась в глазах зрителей и читателей за это время?

– Я думаю, люди вообще перестали верить друг другу. Это явление, характерное для общества. В этом в какой-то степени виноваты еще и журналисты, я считаю. По большому счету, мы не ставим перед собой вопрос, зачем мы работаем. Понятно, что это какой-то способ самоутверждения. Мы зарабатываем деньги, большие или маленькие – неважно, но цель какая? Что мы хотим дать болельщику? Я считаю, что спорт не стал в России индустрией развлечений. Это какое-то очень серьезное мероприятие. Посмотрите, болельщики «Зенита» встречаются с Быстровым, и появляется коммюнике. Там разве что не написано: «Тройка постановила». Во-первых, мы представляем себе, что такое Вова Быстров. Это двоечник из фильма «Большая перемена». И вот собираются болельщики на какую-то сходку, встречаются с ним, обсуждают его поведение. И это продолжается не месяц, не два – это продолжается больше полугода. Просто смешно, они комичны в своей серьезности.

«Посмотрите, как себя ведут болельщики! Это не люди, которые идут на стадион, это люди, которые идут на войну»

КК: Точно такую же обструкцию устроили и Фигу, когда он переходил из «Барсы» в «Реал». Это происходит со всеми людьми, которые выступают в больших клубах. Тем более, «Спартак» и «Зенит» – это два врага.

МК: По-моему, встреча Вовы Быстрова с болельщиками – это прекрасный сюжет для твоего будущего рассказа.

– Возможно. Это очень комичный, локальный сюжет. Я просто говорю о том, что все участники сегодняшнего футбольного процесса нереально серьезны. Журналисты пишут о футболе так, как будто это утомительная работа. Я это говорю без иронии. У наших ведущих аналитиков, у Ловчева, у Бубнова, футбол – это просто как будто какая-то деятельность в инквизиторских подвалах, вивисекция, не иначе. Они препарируют труп футбола, хотя иногда, надо сказать, они вполне адекватно оценивают происходящее. Но я все равно считаю, что мы, журналисты, должны давать положительные эмоции болельщикам. Посмотрите, как они себя ведут! Это не люди, которые идут на стадион, это люди, которые идут на войну. Они не хотят получать удовольствие, они хотят получать отрицательные эмоции. Послушайте кричалки. Практически в каждой какой-то извращенный секс. Посмотрите на баннеры. Там сплошная агрессия.

КК: Но это же проблема общества, это явно не проблема болельщиков и спортивной журналистики.

– Я считаю, что это проблема спортивных журналистов, которые не хотят писать о спорте весело и непринужденно.

КК: Я с тобой полностью согласна. Я тоже считаю, что футбол – это шоу. Надеюсь, лет за 10 мы приблизимся к тому шоу, которое делают в Англии, Франции, Германии. Не столько по картинке, сколько по продакшну, по качеству производимых программ. Но ты сам как считаешь, мы хоть чуть-чуть движемся в этом направлении? Что нужно сделать, чтобы футбол стал развлечением, шоу, спектаклем, которым он и является?

МК: И наметь векторы развития футбольной журналистики, пожалуйста.

– Я считаю, что какие-то изменения произошли...

МК: Когда девочки пришли на футбольный канал!

– Совершенно верно.

КК: Дима так сейчас улыбается…

– А что? Я действительно так считаю. Долгое время футбольная журналистика была уделом мужчин. Когда люди существуют в каком-то замкнутом пространстве, они, как правило, теряют связь с реальностью. Понятно, что аналитики от девушек ждать затруднительно, зато к них принципиально иной взгляд на футбол. Они по-другому могут раскрывать действующих лиц в футболе. Приведу такой забавный пример: я лет восемь или девять назад взял в Федерации хоккея России запись игры наших со шведами. Этот матч у нас в России не показывали. Включил, смотрю две-три минуты и понимаю, что-то не то. А там девушка комментирует хоккей! Причем она не с аналитиком работает, она работает соло. Как такое возможно?

КК: Хоккей не то, что хуже футбола, это более мужской вид спорта, что ли.

– Да. Швеция – развитая хоккейная страна, там есть олимпийские чемпионы, и тем не менее, на хоккее работает девушка.

МК: Зачем?

– Я думаю, это особый взгляд на хоккей, попытка сделать его ближе людям, привлекательнее, потому что женская интонация, безусловно, приятна мужской аудитории. Я считаю, что изменения в российской спортивной журналистике произошли, потому что в ней работает много девушек. Хочу отметить еще вот какой нюанс: девушки гораздо старательнее мужчин. Я это неоднократно отмечал и в нашей редакции. Можно предложить молодым людям съездить на какую-то съемку, объяснить им, что тут можно сделать любопытный сюжет, и столкнуться с неявным саботажем. Дескать, это неинтересно. Девушкам же интереснее работать. Допустим, я открываю «Советский спорт». Материалы молодых людей занудливы, скучны. А девушки стараются интервью взять как-то необычно, какие-то нетривиальные ходы придумывают. Недавно в журнале «Советский спорт. Футбол» прочитал интересный материал – интервью с Юрием Семиным. Девушка придумала очень интересный заход: Юрий Павлович вытаскивает карту, а на ней совершенно определенная тема – тема судьбы, например. И он должен рассказать что-то, что в его карьере связано с судьбой. Это, по крайней мере, какой-то журналистский ход. Молодой человек приезжает на базу, задает вопросы, которые Юрию Павловичу задавались уже десятки и сотни раз и чувствует, что он разбирается в футболе. Он же побеседовал с Семиным!

«Я считаю, что в спортивной журналистике какие-то изменения произошли... – Когда девочки пришли на футбольный канал!»

МК: Но ты же чувствуешь, что к девушкам в футболе относятся довольно снисходительно. Особенно в нашей стране.

КК: И почему, раз уж мы так остро ведем беседу, руководители телеканалов не хотят видеть девушек в качестве футбольных ведущих? Почему на съёмку сюжета о полуфинале Лиги Европы или Лиги чемпионов никогда не отправят девушку?

– Я думаю, стереотипы существуют в нашем обществе давным-давно. Они и в политике существуют. В Скандинавии с начала XX века равные права у женщин. В том числе и избирательные. Там и женщины-президенты есть, и премьер-министры. У нас это нонсенс. У нас общество считается по-прежнему мужским, но давайте говорить объективно: мужское общество на данный момент в России не развивается. Распилы, откаты – вся эта мужская изобретательность не позволяет развиваться стране. Женщины более креативны, у них меньше вредных привычек. Я практически убежден, что в конце концов журналистика спортивная станет напополам мужской и женской. И, кстати, к женщинам аудитория более доверительно относится. Про мужчину могут написать, что он ангажирован, что он за кого-то там болеет, переживает. Я думаю, болельщики не могут опуститься до каких-то грубых обвинений в адрес женщины.

КК: Как ты, Дим, ошибаешься.

– Существует же сдерживающее начало. Мне так кажется. Доверие к девушке у болельщиков выше. Хотя, конечно, есть люди, которые считают, что женщину слушать не стоит.

МК: И правильно считают. Дим, ты сказал, что ты за то, чтобы журналист дружил с героями своих репортажей. А с кем ты из мира спорта дружишь?

– У меня много друзей и товарищей. Нужно перечислять?

КК: Конечно.

– Мы с Леонидом Слуцким довольно часто встречаемся, разговариваем, причем как правило не о футболе, а об искусстве. Давным-давно я дружу с Владиславом Радимовым, с Дмитрием Хохловым. Я не могу сказать, что мы часто встречаемся. Хотелось бы, чтобы мы виделись раз в месяц, а не раз в два месяца, как сейчас, но существует жесткий график игр, да и я тоже занят бываю иногда. Не сходится свободное время в одной точке. Еще я дружу с Сергеем Игнашевичем, мы в последнее время сошлись с ним и его супругой Натальей. С Игорем Акинфеевым созваниваемся, переписываемся. Я не могу сказать, что с Черчесовым мы дружим, но мы в хороших отношениях. Валерий Кузьмич Непомнящий – наш общий друг. С Андреем Гордеевым я недавно познакомился, он на меня большое впечатление произвел как личность. Саша Хаванов, который работает у нас на канале аналитиком, мой друг уже лет десять, наверное. Так что я со многими тренерами, футболистами и хоккеистами общаюсь и считаю, что это правильно. Они мне интересны как люди. Надеюсь, я им тоже любопытен.

МК: Они тебе интересны как люди, но не как спортсмены?

– Они мне интересны как личности. Любой спортсмен, который чего-то добился, как правило, личность. Мне интересно узнавать у них что-то о жизни. Да, может быть, людям, которые работают в спорте, не хватает образования, книжной культуры, но зато они знают жизнь гораздо лучше, они разбираются в психологии тоже лучше...

Продолжение следует. Оно будет опубликовано здесь же, на нашем блоге, в ближайшие дни. Послушать полную версию нашей беседы можно и незамедлительно. Ссылка – вот она.

Подписывайтесь на наш блог и, конечно, !

    Ваш возраст

    27 лет. Это много, хотя до сих пор чувствую себя мальчишкой. Я абсолютно несерьёзный человек.

    Семейное положение

    Я разведён в 96-м. Прожил в браке пять лет. Больше не хочу связывать себя никакими узами.

    Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

    Нет, не считаю. Почему-то скопить приличную сумму мне никогда не удавалось. Ничего, не в деньгах счастье. А в чём же?

    Ваш любимый напиток

    Очень люблю чай, соки. Алкоголь практически не употребляю.

    Ваши вредные привычки

    Люблю поваляться в постели. Часто увлекаюсь чем-то, а потом быстро теряю интерес. Иногда меня одолевает лень.

    Какое блюдо вы готовы есть 7 раз в неделю?

    Манты, хинкали, пельмени, шашлык. Но всё же не семь раз в неделю.

    Ваше любимое времяпрепровождение

    Люблю поваляться в постели в выходной, попить пивка, посматривая телевизор. Ну, и любовью можно позаниматься. Не вставать с постели вообще целый день! Ещё мне нравится поиграть с товарищами в боулинг, в пинг-понг, в футбол. Обожаю водить машину и совершенно от неё не устаю. Мне доставляет удовольствие общаться с людьми в хорошей компании. Просмотр классного кино - это тоже замечательное времяпрепровождение. Самый лучший день в жизни, когда я с товарищами на автомобиле в выходной поехал на один день из Нью-Йорка в Филадельфию. Там мы бродили по музеям, глазели по сторонам, останавливались и ели в каждом ресторане, спали на скамейках в скверике. Короче, валяли дурака. Эх, здорово было!

    Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике

    В апреле 94-го пришёл в "Футбольный клуб" (НТВ). Был абсолютным дилетантом. Первый мой сюжет в эфир не пошёл. Потом я сделал материал о том, что из ближнего зарубежья к нам едут опытные игроки. В сентябре 94-го сделал первый достойный сюжет - о "молодёжке".

    Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

    В детстве был сумасшедшим болельщиком "Спартака". Сейчас мне даже смешно представить, что можно за кого-то болеть, если это не касается международных матчей.

    Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике

    Кумиров не было. Терпеть не мог Озерова, ибо видел в нём апологета чуждой мне государственной системы. Мне нравился Евгений Майоров. Отсутствием пафоса, простотой, тембром голоса. Познакомившись с Евгением Александровичем в реальной жизни, понял, что не ошибался в нём.

    Ваша любимая книга о спорте

    Бобби Орр. "Моя игра".

    Какую газету (журнал, телеканал, радиостанцию) вы считаете близкими к образцу?

    Газеты не люблю. Радио слушаю редко, а если и слушаю, то не различаю станции. Частенько по долгу службы настраиваюсь на "Радио-спорт". Люблю музыку и хорошие клипы, поэтому смотрю MTV. ТВ-6 мне импонирует весёлостью. Кстати, я знаком со многими ребятами, работающими на ТВ-6.

    Постоянно употребляю эпитет "эффектный". До меня его мало кто использовал, а я прямо заездил. Никак не могу отделаться от слова "вот". Да много у меня всякой шелухи в творчестве!

    Я понимаю, что комментировать очень сложно, поэтому яростной реакции у меня никогда не бывает.

    С кем из людей спорта вам работалось легко?

    Со многими. Классно провели время в Сан-Хосе с Андреем Назаровым, Витей Козловым и Игорем Рабинером. Есть что вспомнить. С Якушевым приятно общаться, с Касатоновым. Цыгуров приветлив. Два самых выдающихся спортивных комика: Николаев из Кузни и Гущин из ХК ЦСКА. Бенни Хилл в компании с ними был бы пригоден только для выноса тел умерших от хохота людей.

    Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

    Я не карьерист, поэтому не ставлю работу выше человеческих отношений. Если мне нравится человек, то я не задумываюсь о его принадлежности к спорту. Когда мой хороший товарищ не попадёт в пустые ворота, я помолчу или оправдаю его. Спорт не самое главное в жизни.

    Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

    Бывает. Но я не считаю себя журналистом по специальности. Мне вообще кажется глупостью причислять себя к какой-то профессии. Я Дима Фёдоров - и всё тут! Просто человек. В официальных анкетах указываю, что я педагог, т.к. окончил МПГУ им. Ленина. А вообще, профессия журналиста у меня ассоциируется с продажностью. Почти синонимы.

    Обидно ли вам, что большинство наших коллег-журналистов, работающих в другой тематике, считают спорт "низкой сферой"?

    Что на правду обижаться? Надо делать выводы и доказывать обратное.

    С читаете ли вы, что уровень спортивной журналистики в России ниже уровня, к примеру, политической журналистики?

    Да, это так. Насколько больше накладок в спортивных передачах, чем в политических. Конкуренция в спортивной журналистике почти отсутствует. На ТВ её вообще нет. Несколько раз нам на "ФК" и на другие передачи делали сюжеты политические корреспонденты НТВ. Это были добротные материалы. Убеждён, лишь несколько спортивных журналистов смогли бы сделать сюжеты на политическую тему. Непрофессионализм стыдливо прикрывается тезисом об узкой специализации. Хороший журналист универсален. Он интересно расскажет обо всём.

    Ваши творческие планы?

    На НТВ мои перспективы туманны. Собираюсь петь в группе "Дрим-тим", которую мы недавно создали с Васей Уткиным. Хочу попробовать в жизни всё, кроме наркотиков и тюрьмы. Верю в свою счастливую звезду. Она меня обязательно приведёт к чему-нибудь хорошему.