Когда состоялся первый кругосветный плавания. Первые русские кругосветные плавания. На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

И

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов; командированные в 1793 г. волонтерами в Англию для службы на английском флоте, сражались с французами у берегов Северной Америки. Оба имели опыт плавания в тропических водах; на английских судах несколько лет они ходили к Антильским о-вам и в Индию, а Крузенштерн достигал Южного Китая.

Вернувшись в Россию, И. Крузенштерн в 1799 и 1802 гг. представлял проекты кругосветных плаваний как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой. При Павле I проект не прошел, при молодом Александре I его приняли при поддержке Российско-американской компании, взявшей на себя половину расходов. В начале августа 1802 г. И. Крузенштерна утвердили начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Ю. Лисянский в 1800 г. возвратился из Индии через Англию на родину. В 1802 г., после назначения его в кругосветную экспедицию, он ездил в Англию для покупки двух шлюпов: царские чиновники считали, что русские суда не выдержат кругосветного плавания. Крузенштерн с большим трудом добился, чтобы команда на обоих кораблях была укомплектована исключительно отечественными моряками: русские знатные англоманы утверждали, что «с русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся». Шлюпом «Надежда» (430 т) командовал сам И. Крузенштерн, кораблем «Нева» (370 т.) - Ю. Лисянский. На борту «Надежды» находился Николай Петрович Резанов , зять Г. И. Шелихова , один из директоров-учредителей Российско-американской компании. Он направлялся в Японию со свитой как посланник для заключения торгового соглашения. В конце июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, а через три месяца южнее о-вов Зеленого Мыса (близ 14° с. ш.) И. Крузенштерн установил, что оба шлюпа сносит к востоку сильное течение - так было обнаружено Межпассатное противотечениеТеплое морское течение, направленное с запада на восток в низких широтах Атлантики. Атлантического океана. В середине ноября впервые в истории русского флота суда пересекли экватор, а 19 февраля 1804 г. обогнули мыс Горн. В Тихом океане они разлучились. Ю. Лисянский по договоренности направился к о. Пасхи, выполнил опись побережья и ознакомился с бытом жителей. У Нукухивы (один из Маркизских о-вов) он догнал «Надежду», и они вместе перешли к Гавайским о-вам, а дальше корабли следовали разными путями: И. Крузенштерн - в Петропавловск-Камчатский; Ю. Лисянский - в Русскую Америку, к о. Кадьяк.

Получив от А. А. Баранова письмо, свидетельствовавшее о его тяжелом положении. Ю. Лисянский прибыл к архипелагу Александра и оказал военную помощь А. Баранову против индейцев-тлинкитов: эти «колоши» (так их называли русские), подстрекаемые переодетыми агентами пирата-американца, разрушили русское укрепление на о. Ситка (о. Баранова). В 1802 г. Баранов построил там новую крепость - Новоархангельск (теперь город Ситка), куда вскоре перенес центр Русской Америки. В конце 1804 г. и весной 1805 г. Ю. Лисянский вместе со штурманом «Невы» Даниилом Васильевичем Калининым описал в заливе Аляска о. Кадьяк, а также часть архипелага Александра. При этом западнее о. Ситки Д. Калинин обнаружил о. Крузова, считавшийся ранее полуостровом. Крупный остров к северу от о. Ситки Ю. Лисянский назвал именем В. Я. Чичагова . Осенью 1805 г. «Нева» с грузом мехов перешла от Ситки в Макао (Южный Китай), где соединилась с «Надеждой». На пути были открыты необитаемый о. Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них - риф Крузенштерна. Из Кантона, где удалось выгодно продать меха, Ю. Лисянский за 140 дней совершил беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут (Англия), но при этом разлучился с «Надеждой» в туманную погоду у юго-восточного берега Африки. 5 августа 1806 г. он прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание, первое в летописи русского флота.

Петербургские власти к Ю. Лисянскому отнеслись холодно. Ему присвоили очередной чин (капитана 2-го ранга), но на этом его военно-морская карьера закончилась. Описание своего плавания «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на корабле «Нева» (Спб., 1812 г.) он издал за собственный счет.

«Надежда» стала на якорь у Петропавловска в середине июля 1804 г. Затем И. Крузенштерн доставил в Нагасаки Н. Резанова, а после переговоров, закончившихся полной неудачей, весной 1805 г. вернулся с посланником в Петропавловск, где и расстался с ним. На пути к Камчатке И. Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег о. Хоккайдо. Затем он прошел проливом Лаперуза в залив Анива и выполнил там ряд определений географического положения приметных пунктов. Намереваясь закартировать все еще слабо изученное восточное побережье Сахалина, он 16 мая обогнул мыс Анива, со съемкой двинулся на север вдоль побережья. И. Крузенштерн обнаружил небольшой залив Мордвинова, описал утесистые восточные и северные низменные берега залива Терпения.Названия мысов, присвоенные им, сохранились и на картах нашего времени (например, мысы Сенявина и Соймонова).

Достичь мыса Терпения и продолжить съемку к северу помешали мощные льдины (конец мая). Тогда И. Крузенштерн принял решение отложить описные работы и идти на Камчатку. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящим его имя, вышел в Тихий океан. Неожиданно на западе открылись четыре островка (о-ва Ловушки). Приближение шторма вынудило «Надежду» вернуться в Охотское море. Когда же буря утихла, судно проливом Севергина проследовало в Тихий океан и 5 июня прибыло в Петропавловскую гавань.

Для продолжения исследований восточного побережья Сахалина И. Крузенштерн в июле прошел проливом Надежды в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения. Выдержав шторм, 19 июля он начал съемку к северу. Побережье до 51°30" с. ш. не имело крупных изгибов - лишь незначительные выемки (устья мелких речек); в глубине острова виднелось несколько рядов невысоких гор (южное окончание Восточного хребта), протягивающихся параллельно берегу и к северу заметно возвышающихся. После четырехдневной бури, сопровождавшейся густым туманом (конец июля), «Надежда» вновь смогла подойти к берегу, ставшему низменным и песчаным. У 52° с. ш. моряки усмотрели небольшой залив (два других, расположенных южнее, они пропустили). Низменное побережье продолжалось и далее к северу, пока 8 августа у 54° с. ш. И. Крузенштерн не обнаружил высокий берег с большим мысом, названным в честь лейтенанта Ермолая Левенштерна . На следующий день при пасмурной и туманной погоде «Надежда» обогнула северное окончание Сахалина и вошла в небольшой залив (Северный), входной и выходной мысы его получили имена Елизаветы и Марии.

После непродолжительной стоянки, во время которой произошла встреча с гиляками, И. Крузенштерн обследовал восточный берег Сахалинского залива: он хотел проверить, остров ли Сахалин, как это значилось на русских картах XVIII в. или полуостров, как утверждал Ж. Ф. Лаперуз . У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными, и И. Крузенштерн, придя к «не оставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин - полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он впервые нанес на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина.

Осенью 1805 г. «Надежда» посетила Макао и Кантон. В 1806 г. она без остановок перешла к о. Св. Елены, где напрасно ждала «Неву» (см. выше), затем обогнула с севера Великобританию и 19 августа 1806 г. возвратилась в Кронштадт, не потеряв от болезней ни одного моряка. Эта экспедиция внесла значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив географическое положение многих пунктов. Участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Плавание Крузенштерна и Лисянского - начало новой эры в истории русского мореплавания.

В 1809–1812 гг. И. Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание. В 1813 г. вышел «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»; большая часть карт (в том числе и генеральная) была составлена лейтенантом Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном . В 20-х гг. Крузенштерн опубликовал «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и теперь является ценным литературным источником для историков открытия Океании и широко используется советскими и иностранными специалистами.

В

Василий Михайлович Головнин , как и его предшественники, боевой моряк, плавал волонтером на английских военных кораблях до Антильских о-вов. Тогда он показал себя как новатор: разработал новые морские сигналы. В конце июля 1807 г., командуя шлюпом «Диана», В. Головнин отправился из Кронштадта к берегам Камчатки. Старшим офицером у него был Петр Иванович Рикорд (впоследствии один из основателей Русского географического общества). Дойдя до мыса Горн. В. Головнин из-за противных ветров в начале марта 1808 г. повернул к мысу Доброй Надежды и в апреле прибыл в Саймонстаун, где англичане задержали шлюп более чем на год из-за начавшейся англо-русской войны. В мае 1809 г. темной ночью, воспользовавшись попутным штормовым ветром, В. Головнин, несмотря на то что на рейде стояла большая английская эскадра, вывел судно из гавани в море. Он обогнул с юга Тасманию и совершил безостановочный переход до о. Танна (Новые Гебриды), а осенью 1809 г. прибыл в Петропавловск. В 1810 г. он плавал в северной части Тихого океана от Камчатки к о. Баранова (Ситке) и обратно.

В мае 1811 г. «Диана» вышла в море к Курильским о-вам, к проливу Надежды (48° с. ш.). Оттуда В. Головнин начал новую опись центральной и южной групп Курильских о-вов - старые оказались неудовлетворительными. Между 48 и 47° с. ш. на карте появились новые названия точно нанесенных проливов: Среднего, в честь подштурмана «Дианы» Василия Среднего (его именем названы также острова у этого пролива), Рикорда, Дианы, а в южной цепи - пролив Екатерины.Этот пролив открыт командиром русского транспорта «Екатерина», штурманом Григорием Ловцовым в 1792 г., когда он доставлял в Японию первого русского посла Адама Кирилловича Лаксмана. Так «Диана» дошла до о. Кунашир. Там В. Головнин высадился, чтобы пополнить запасы воды и провианта, и попал в плен к японцам вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами. Они провели на Хоккайдо два года и три месяца. В 1813 г. после победы России над Наполеоном I всех русских моряков освободили. На «Диане» В. Головнин вернулся в Петропавловск. Его правдивые «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев» (1816 г.) читались и читаются с захватывающим интересом как приключенческий роман; эта работа - первая (после Э. Кемпфера Немецкий врач на голландской службе Энгельберт Кемпфер жил в Нагасаки в 1690–1692 гг. Его книга «История Японии и Сиама» издана в Лондоне в 1727 г. ) книга о Японии, в течение двух веков искусственно изолированная от внешнего мира. Слава В. Головнина как замечательного морехода и писателя возросла после выхода в свет его «Путешествия шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку...» (1819 г.).

В 1817–1819 гг. В. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» (1812 г.), во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды.

омандование оказало доверие хорошо проявившему себя двадцатипятилетнему лейтенанту Михаилу Петровичу Лазареву , назначив его командиром корабля «Суворов», отправлявшегося в октябре 1813 г. из Кронштадта в Русскую Америку. Миновав мыс Доброй Надежды и мыс Южный о. Тасмания, он зашел в Порт-Джексон (Сидней), а оттуда повел судно к Гавайским о-вам. В конце сентября 1814 г. на 13° 10" ю. ш. и 163° 10" з. д. он открыл пять необитаемых атоллов и назвал их о-вами Суворова. В ноябре М. Лазарев прибыл в Русскую Америку и зимовал в Новоархангельске. Летом 1815 г. из Новоархангельска он отправился к мысу Горн и, обогнув его, закончил кругосветное плавание в Кронштадте в середине июля 1816 г.

Отто Евстафьевич Коцебу один раз уже обошел земной шар (на шлюпе «Надежда»), когда граф Н. П. Румянцев в 1815 г. предложил ему стать командиром брига «Рюрик» и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции. Основная задача ее состояла в отыскании Северо-Восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Старшим офицером пригласили Глеба Семеновича Шишмарева . В Копенгагене на борт «Рюрика» О. Коцебу взял выдающегося натуралиста и поэта, француза но происхождению Адальберта Шамиссо . На бриге «Рюрик», очень небольшом судне (всего 180 т.), теснота была чрезвычайная, условий для научной работы - никаких.

О. Коцебу оставил Кронштадт в середине июля 1815 г., обогнул мыс Горн и после стоянки в бухте Консепсьон (Чили) некоторое время напрасно искал у 27° ю. ш. фантастическую «Землю Девиса». В апреле - мае 1816 г. в северной части архипелага Туамоту он открыл о. Румянцева (Тикеи), атоллы Спиридова (Такопото), Рюрик (Арутуа), Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Ратак Маршалловых о-вов - атоллы Кутузова (Утирик) и Суворова (Така); часть открытий была вторичной. Затем он направился в Чукотское море к американскому берегу. В конце июля у выхода из Берингова пролива О. Коцебу обнаружил и исследовал бухту Шишмарева. С попутным ветром в прекрасную погоду судно продвинулось близ низменного берега к северо-востоку, и 1 августа моряки увидели широкий проход на восток, а на севере - высокий хребет (южные отроги гор Бэрд, до 1554 м). В первый момент Коцебу решил - перед ним начало прохода в Атлантический океан, но после двухнедельного обследования побережья убедился, что это обширный залив, названный его именем.Открытию бухты Шишмарева и залива Коцебу помог чертеж Чукотки, составленный в 1779 г. казачьим сотником Иваном Кобелевым. На этом чертеже он показал также часть американского побережья с двумя заливами - маленьким и крупным. В юго-восточной части залива моряки открыли бухту Эшшольц (в честь корабельного врача, тогда студента, Ивана Ивановича Эшшольца , проявившего себя выдающимся натуралистом). На берегу залива Коцебу ученые с «Рюрика» открыли и описали ископаемый лед - впервые в Америке - и обнаружили в нем бивень мамонта. Повернув на юг, «Рюрик» перешел к о. Уналашка, оттуда в залив Сан-Франциско и к Гавайским о-вам.

В январе - марте 1817 г. участники экспедиции вновь исследовали Маршалловы о-ва, причем в цепи Ратак открыли, осмотрели и нанесли на точную карту еще ряд обитаемых атоллов: в январе - Нового Года (Меджит) и Румянцева (Вотье), в феврале - Чичагова (Эрикуб), Малоэлап и Траверсе (Аур), в марте - Крузенштерна (Аилук) и Бикар. Совместно с А. Шамиссо и И. Эшшольцем О. Коцебу выполнил первое научное описание всего архипелага, проведя на атолле Румянцева несколько месяцев. Они впервые высказали правильную идею о происхождении коралловых островов, позднее разработанную Ч. Дарвином. Затем Коцебу снова двинулся в северную часть Берингова моря, но из-за травмы, полученной во время шторма, решил вернуться на родину.

Единственный офицер на «Рюрике» - Г. Шишмарев с честью выдержал двойную нагрузку. Он с помощью молодого помощника штурмана Василия Степановича Хромченко , из которого вышел первоклассный мореход, позднее еще два раза обогнувший земной шар - уже как командир корабля. На пути к Филиппинам экспедиция в третий раз исследовала Маршалловы о-ва и в ноябре 1817 г. нанесла, в частности, на карту в центре архипелага обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив в основном открытие цепи Ратак, начатое, по-видимому, еще в 1527 г. испанцем А. Сааведрой .

23 июля 1818 г. «Рюрик» вошел в Неву. Из его команды умер только один человек. Участники этого кругосветного плавания собрали огромный научный материал - географический, особенно океанографический, и этнографический. Он был обработан О. Коцебу и его сотрудниками для коллективного трехтомного труда «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815–1818 гг. ... на корабле «Рюрик»...» (1821–1823 гг.), основная часть которого написана самим О. Коцебу. А. Шамиссо дал высокохудожественную характеристику плавания в книге «Кругосветное путешествие... на бриге «Рюрик» (1830 г.) - классическом произведении этого жанра в немецкой литературе XIX в.

адача открыть Северный морской проход из Тихого океана в Атлантический была поставлена правительством и перед арктической экспедицией, отправленной в начале июля 1819 г. вокруг мыса Доброй Надежды на двух шлюпах - «Открытие», под командой боевого офицера Михаила Николаевича Васильева , он же- начальник экспедиции, и «Благонамеренный», капитан Г. Шишмарев. В середине мая 1820 г. в Тихом океане (у 29° с. ш.) шлюпы разлучились по распоряжению М. Васильева. Он пошел в Петропавловск, Г. Шишмарев - к о. Уналашка. Соединились они в заливе Коцебу в середине июля. Оттуда они вышли вместе, но тихоходный «Благонамеренный» отстал и достиг только 69°01" с. ш., а М. Васильев на «Открытии» - 71°06" с. ш., на 22 минуты севернее Кука: дальнейшему продвижению к северу помешал сплошной лед. На обратном пути они заходили через Уналашку в Петропавловск, а к ноябрю прибыли в Сан-Франциско, где произвели первую точную опись залива.

Весной 1821 г. шлюпы через Гавайские о-ва в разное время перешли к о. Уналашка. Затем М. Васильев двинулся на северо-восток, к мысу Ньюзнхем (Берингово море), и 11 июля 1821 г. открыл у 60° с. ш. о. Нунивак (4,5 тыс. км²).М. Васильев назвал его в честь своего корабля - о. Открытие. Офицеры «Открытия» описали южный берег острова (два мыса получили их имена), Через два дня о. Нунивак независимо от М. Васильева обнаружили командиры двух судов Российско-американской компании - В. Хромченко и вольный мореход Адольф Карлович Этолин , впоследствии главный правитель Русской Америки. Его именем назван пролив Этолин, между материком и о. Нунивак. Пройдя затем в Чукотское море, М. Васильев описал американской берег между мысами Лисберн и Айси-Кейп (у 70°20" с. ш.), но из-за льдов повернул обратно. В сентябре шлюп отдал якорь в Петропавловской гавани.

Между тем Г. Шишмарев, согласно заданию, проник через Берингов пролив в Чукотское море, но смог к концу июля с величайшими усилиями достичь лишь 70° 13" с.. ш.: противные ветры и тяжелые льды вынудили его отступить. Он прибыл в Петропавловск через десять дней после М. Васильева. Оба судна вернулись через Гавайские о-ва и вокруг мыса Горн в начале августа 1822 г. в Кронштадт, завершив кругосветное плавание.

1823–1826 гг. О. Коцебу на шлюпе «Предприятие» совершил свое второе кругосветное плавание (как командир корабля). Спутником его был студент Эмилий Христианович Ленц, впоследствии академик, выдающийся физик: он изучал вертикальное распределение солености, температуры тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.С помощью сконструированного им барометра и глубомера он выполнил множество измерений температуры воды на глубинах до 2 тыс. м. положив начало точным океанологическим исследованиям. Ленц первый в 1845 г. обосновал схему вертикальной циркуляции вод Мирового океана. Результаты своих исследований он изложил в монографии «Физические наблюдения, произведенные во время кругосветного путешествия» (Избранные труды. М., 1950). торично с О. Коцебу отправился И. Эшшольц - тогда уже профессор. На пути от Чили к Камчатке и марте 1824 г. в архипелаге Туамоту О. Коцебу открыл обитаемый атолл Предприятие (Факахина), а в западной группе о-вов Общества - атолл Беллинсгаузена. В низких южных широтах судно попало в штилевую полосу и очень медленно двигалось к северу. 19 мая у 9° ю. ш. начались ливни и шквалы. О. Коцебу отметил сильное течение, ежедневно относившее «Предприятие» к западу на 37–55 км. Картина резко изменилась у 3° ю. ш. и 180° з. д.: направление течения стало прямо противоположным, а скорость осталась прежней. Он не смог объяснить причину этого явления. Теперь мы знаем, что О. Коцебу столкнулся с Южным Экваториальным противотечением. Еще одно открытие он сделал в октябре 1825 г.: на пути от Гавайских о-вов к Филиппинам обнаружил в цепи Ралик Маршалловых о-вов атоллы Римского-Корсакова (Ронгелан) и Эшшольца (Бикини).

В 1826 г. в конце августа из Кронштадта вышли два военных шлюпа под общим начальством Михаила Николаевича Станюковича ; вторым судном командовал Федор Петрович Литке . Основное задание - исследование северной части Тихого океана и опись противолежащих берегов Америки и Азии - М. Станюкович поделил между обоими кораблями, и каждый в дальнейшем действовал в основном самостоятельно.

М. Станюкович, командуя шлюпом «Моллер», в феврале 1828 г. нашел в западной части Гавайского архипелага о. Лейсон, а на крайнем северо-западе - атолл Куре и в основном завершил открытие Гавайской цепи, доказав, что она простирается более чем на 2800 км, считая от восточной оконечности о. Гавайи - мыса Кумукахи. Затем М. Станюкович исследовал Алеутские о-ва и произвел съемку северного побережья п-ова Аляска, причем штурманский помощник Андрей Худобин открыл группу небольших о-вов Худобина.

Ф. Литке, командуя шлюпом «Сенявин», исследовал воды Северо-Восточной Азии, а зимой 1827–1828 гг. перешел к Каролинским о-вам. Он обследовал там ряд атоллов и в январе 1828 г. в восточной части этого архипелага, посещавшегося европейцами около трех столетий, неожиданно открыл обитаемые о-ва Сенявина, в том числе Понапе, крупнейший во всей Каролинской цепи, и два атолла - Пакин и Ант (возможно, это было вторичное открытие, после А. Сааведры). Ф. Литке детально охарактеризовал теплое тихоокеанское Межпассатное противотечение, проходящее в низких широтах Северного полушария в восточном направлении (на него впервые обратил внимание И. Крузенштерн). Летом 1828 г. Ф. Литке астрономически определил важнейшие пункты восточного берега Камчатки. Офицер Иван Алексеевич Ратманов и штурман Василий Егорович Семенов впервые описали о. Карагинский и пролив Литке, отделяющий его от Камчатки. Затем был положен на карту южный берег Чукотского п-ова от Мечигменской губы до залива Креста, открыт пролив Сенявина, отделяющий от материка острова Аракамчечен и Ыттыгран.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Идеи осуществления кругосветных плаваний в России витали довольно давно. Тем не менее первый проект кругосветного путешествия был разработан и подготовлен только к концу 18 века. Возглавить команду из четырех кораблей должен был капитан Г.И. Муловский, однако из-за войны со Швецией Россия отменила эту экспедицию. К тому же ее потенциальный руководитель погиб в сражении.

Примечательно, что на линкоре «Мстислав», командиром которого был Муловский, служил мичманом молодой Иван Крузенштерн. Именно он, ставший проводником претворения в жизнь идеи российского кругосветного плавания, возглавит потом первую русскую кругосветку. Одновременно с Иваном Федоровичем Крузенштерном на другом линкоре, также участвовавшим в морских сражениях, ходил Юрий Федорович Лисянский, его однокашник. Оба плавали в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Повоевав на стороне англичан против французов и вернувшись на родину, оба получили звания капитан-лейтенантов.

Крузенштерн представил свой проект кругосветного плавания Павлу I. Главной целью проекта была организация пушной торговли между Россией и Китаем. Однако эта идея не вызвала того отклика, на который рассчитывал капитан.

В 1799 г. была основана Российско-американская компания, целью которой было освоение Русской Америки и Курил и налаживание регулярного сообщения с заокеанскими колониями.

Актуальность кругосветного плавания была обусловлена острой необходимостью в поддержании русских колоний на Северо-Американском континенте. Снабжение продовольствием и товарами колонистов, обеспечение поселенцев оружием (проблема частых набегов коренного населения (индейцев), а также потенциальные угрозы от других держав) - эти насущные вопросы стояли перед Российским государством. Важно было наладить регулярное сообщение с русскими колонистами для их нормальной жизнедеятельности. К этому времени стало понятно, что проход полярными морями отложен на неопределенную перспективу. Путь же по суше, через всю Сибирь и Дальний Восток по бездорожью, а дальше через Тихий океан - это очень дорогое и долгое «удовольствие».

С начала царствования сына Павла I Александра, Российско-Американская компания стала находиться под патронажем монаршего дома. (Примечательно, что первым директором Русско-Американской компании был устюжанин Михаил Матвеевич Булдаков, активно поддерживающий финансово и организационно идею кругосветки).

В свою очередь император Александр I поддержал Крузенштерна в его стремлении к изучению возможностей сообщения между Россией и Северной Америкой, назначив его начальником первой российской кругосветной экспедиции.

Капитаны Крузентштерн и Лисянский, получив под свое командование два шлюпа: «Надежда» и «Нева», тщательно подошли к подготовке экспедиции, закупив большое количество лекарств и противоцинготных препаратов, укомплектовав экипажи лучшими российскими военными моряками. Интересно, что заведовал всеми грузами на корабле «Нева» еще один устюжанин (вот она - преемственность поколений русских землепроходцев) Николай Иванович Коробицын. Хорошо оснащена была экспедиция и различными современными измерительными приборами, поскольку в ее задачи входили в том числе и научные цели (в составе экспедиции были астрономы, естествоиспытатели, художник).

В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах - «Надежда» и «Нева». На борту «Надежды» находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись.

«Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

В это же время «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин - не остров и соединен с материком перешейком.

В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя в основном досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия. Его трехтомник «Путешествие вокруг света...» и «Атлас к путешествию» вышел в свет на три года раньше, чем работы Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества. Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Во время своих странствий Лисянский собрал обширную природную и этнографическую коллекцию, которая стала впоследствии достоянием Русского Географического общества (одним из инициаторов которого был Крузенштерн).

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым проложил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана.

Первая русская кругосветка Крузенштерна-Лисянского оказалась практически эталоном с точки зрения своей организации, обеспечения и проведения. Одновременно экспедиция доказала возможность сообщения с Русской Америкой.

Энтузиазм после возвращения в Кронштадт «Надежды» и «Невы» был столь велик, что в первой половине 19 века организуются и совершаются более 20 кругосветных плаваний, что больше, чем у Франции и Англии вместе взятых.

Иван Федорович Крузенштерн стал вдохновителем и организатором последующих экспедиций, руководителями которых были, в том числе, и члены команды его шлюпа «Надежды».

На «Надежде» совершил путешествие мичман Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, который позже в кругосветном плавании в высоких южных широтах откроет Антарктиду в 1821 году.

На этом же шлюпе ходил в качестве волонтера Отто Евстафьевич Коцебу, под началом которого было проведено 2 кругосветных плавания.

В 1815-18 Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». У мыса Горн в шторм (январь 1816) волна смыла его за борт, он спасся, ухватившись за канат. После безуспешных поисков фантастической «Земли Дейвиса» к западу от побережья Чили, у 27° ю.ш. в апреле-мае 1816 он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все в архипелаге Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов - атоллы Утирик и Така. В конце июля - середине августа Коцебу описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, обнаружил бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем - бухты Доброй Надежды (теперь Гудхоп) и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо (все названия даны в честь участников плавания). Тем самым он завершил выявление полуострова Сьюард, начатое Михаилом Гвоздёвым в 1732 году. К северо-востоку от залива он отметил высокие горы (отроги хребта Брукс).

Совместно с натуралистами «Рюрика» впервые в Америке Коцебу открыл ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. Он также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неверно и «закрыл» несколько несуществующих островов.

В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Коцебу совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 открыл обитаемый атолл Фангахина (в архипелаге Туамоту) и остров Моту-Оне (в архипелаге Общества), а в октябре 1825 - атоллы Ронгелап и Бикини (в цепи Ралик, Маршалловы острова). Совместно с натуралистами в обоих плаваниях Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. Они первыми установили четыре особенности приповерхностных (до глубины 200 м) океанических вод: их соленость имеет зональный характер; воды умеренного пояса менее солены, чем жаркого; температура вод зависит от широты места; сезонные колебания температуры проявляются до определенного предела, ниже которого они отсутствуют. Впервые в истории исследования Мирового океана Коцебу и его спутники выполнили наблюдения над относительной прозрачностью воды и ее плотностью.

Еще одним знаменитым мореплавателем был Василий Михайлович Головнин, который, совершив кругосветное путешествие на шлюпе «Диана», в 1817 г. возглавил экспедицию на шлюпе «Камачтка». Многие члены экипажа корабля в будущем составили цвет русского флота: мичман Федор Петрович Литке (впоследствии – капитан кругосветного плавания), волонтер Федор Матюшин (впоследствии адмирал и сенатор), младший вахтенный офицер Фердинанд Врангель (адмирал и исследователь Арктики) и другие. За два года «Камчатка» пройдя Атлантический океан с севера на юг, обогнув мыс Горн, побывала в Русской Америке, посетила все значимые группы островов в Тихом океане, затем пройдя Индийский океан и мыс Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулась в Кронштадт.

Федор Литке через два года был назначен руководителем полярной экспедиции на корабле «Новая Земля». В течение четырех лет Литке исследовал Арктику, обобщив богатые экспедиционные материалы, опубликовал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-1824 года». Труд был переведен на многие языки и получил научное признание, картами экспедиции моряки пользовались в течение столетия.

В 1826 г., когда Федору Литке не было и 29 лет, он возглавил кругосветную экспедицию на новом корабле «Сенявин». Сопровождал «Сенявин» шлюп под командованием Михаила Станюковича «Моллер». Корабли оказались разными по своим ходовым характеристикам («Моллер» значительно быстроходнее «Сенявина») и практически на всем протяжении корабли совершали плавание по одиночке, встречаясь только на стоянках в портах. Экспедиция, длившаяся три года, оказалась одной из самых успешных и богатых на научные открытия путешествий не только российских, но и иностранных. Было исследовано азиатское побережье Берингова пролива, открыты острова, собраны материалы по этнографии, океанографии, составлены многочисленные карты. Во время путешествия Литке занимался научными изыскания в области физики, эксперименты с маятником позволили ученому определить величину полярного сжатия Земли и сделать ряд других важных открытий. После окончания экспедиции Литке опубликовал «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 гг.», получив признание как ученый, и был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Литке стал одним из основателей Русского Географического общества, долгие годы был его вице-председателем. В 1873 обществом была учреждена Большая золотая медаль им. Ф. П. Литке, присуждаемая за выдающиеся географические открытия.

На картах земного шара увековечены имена отважных путешественников, героев русских кругосветных экспедиций:

Именем Лисянского названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Именя Крузенштерна носят: ряд проливов, островов, мысов в Тихом океане, гора на Курилах.

В честь Литке названы: мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле; острова: в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Байдарацкой губе, архипелаге Норденшельда; пролив между Камчаткой и островом Карагинским.

В кругосветных плаваниях в 19 столетии проявили свои лучшие качества участники экспедиций: российские мореплаватели, военные и ученые, многие из которых стали цветом российского флота, а также отечественной науки. Они навсегда вписали свои имена в славную летопись «российской цивилизации».

Кругосветные путешествия по своей сути являются древнейшим методом познания мира. Для развития общества это была единственная возможность узнать о физическом рельефе планеты, новых народах, их формах хозяйства и жизненного устройства от очевидцев, побывавших в дальних краях.

В разные века кругосветки осуществлялись с различной мотивацией. В ХVI-XVII в. путешественники занимались поисками новых торговых и морских путей, новых земель для колониальных захватов. По пути совершались ошеломляющие открытия, которые полностью меняли представления об окружающем мире.

Первопроходцы морских просторов

Первое кругосветное плавание было предпринято в начале XVI в. морской экспедицией под руководством испанца Ф. Магеллана, которая намеревалась отыскать западный путь в Вест-Индию. Вместо этого путешественники доказали шарообразность планеты, существование единого Мирового океана и преобладание водного пространства над территорией суши. Открытие побережий Южной Америки и Магелланова пролива, Патагонской Кордильеры и Огненной земли, Марианских и Филиппинских островов сделали огромный вклад в систему знаний цивилизованного человечества.

Чуть позднее английскими пиратами Ф. Дрейком и Т. Кавендишем предприняты второе и третье кругосветные плавания, целью которых были грабежи испанских портов на американском побережье и захват торговых судов под испанским флагом. Серьёзные последствия для естествознания оставила только экспедиция Дрейка. Ею было открыто западное побережье южноамериканского материка и пролив, названный впоследствии именем пирата.

В дальнейшем с разной степенью научной ценности кругосветные плавания осуществлялись голландцами О. ван Ноортом, Я. Лемером и В. Схаутеном, А. Роггевеном, англичанами У. Дампером, С. Уоллисом, французом Л. А. де Бугенвилем. С экспедицией последнего исследователя, переодевшись в мужскую одежду, впервые кругосветное плавание совершила женщина – Жанна Барре . В результате были открыты о. Эстадос и о. Пасхи, м. Горн, тихоокеанские острова, исследованы Меланезия, Австралия, Полинезия, группы островов Туамоту и Самоа, Луизиада и Соломоновы острова.

Важное значение для науки имеют 3 путешествия англичанина Дж. Кука, совершенные им в конце XVIII в. Основной их целью был поиск неведомого южного материка, который был бы включён в английские владения, и описание его богатств. По пути были открыты группа островов в Тихом океане, обследовано побережье Новой Зеландии и северо-запад Северной Америки, открыт Большой Барьерный риф и Гавайские острова.

Исследователи Вселенной

В XVIII-XIX в. получившие широкий размах экспедиции начали носить чисто научный интерес, обеспечивая нужды описательного страноведения в изучении особенностей той или иной местности. Среди таких путешественников было много русских исследователей и первопроходцев.

О них А. Чехов писал, что такие люди составляют самый жизнерадостный и поэтический элемент общества. Они пробуждают интерес и облагораживают своим существованием. Многие из них по своим исследовательским качествам и широтой познаний могут с успехом заменить сотни достойных книг и десяток учебных заведений. Писатель считал, что «их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие… делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу» .

Впервые русская экспедиция под руководством И. Крузенштерна и О.Лисянского отправилась в кругосветное плавание в начале XIX века. Затем вокруг света плавали русские моряки под командованием М. Лазарева, О. Коцебу, В. Головина, Ф. Беллинсгаузена, М. Васильева, Г. С. Шишмарева. В результате были обследованы территории в районе современной Японии и о. Сахалин, описано побережье Северо-Восточной Азии, открыты ряд тихоокеанских островов и аттолов (в т. ч. острова Суворова), берега Аляски, залив Коцебу, ещё один континент – Антарктида, море Беллинзгаузена. В процессе плаваний производились океанические исследования, в частности, распределение температуры и солёности по вертикали в водах Тихого океана; суточные температурные колебания воздушных масс в различных климатических зонах; проверка работы недавно изобретённых глубиномера и морского барометра.

Во II половине XIX века кругосветные плавания на пароходах предприняли с исследовательскими целями английская команда Д. Нэрса и русские моряки во главе с С. Макаровым. В начале ХХ столетия Д. Спокам, Г. Пиджен, А. Жербо в одиночку обогнули земной шар со спортивно-туристическими целями.

Время рекордов

60-70 годы прошлого века известны несколькими разноплановыми кругосветными плаваниями:

— первая «кругосветка» советских подводных лодок без всплытия на поверхность;

— первая «одиночка» под парусами без захода в порт, совершенная Робином Нокс-Джонстоном;

— первое женское одиночное кругосветное плавание, предпринятое Кристиной Хойновской-Лискевич.

В 1990-1991 годах Ф. Конюхов предпринял первое российское одиночное кругосветное путешествие без остановок на яхте. А в 2005 году совершено первое в мире молодежное путешествие.

В большинстве случаев кругосветные путешествия современности носят спортивно-состязательный характер с целью установления рекордов или имеют туристическо-развлекательный интерес. Многие туркомпании предлагают желающим совершить кругосветное путешествие «по морям, океанам, островам и материкам» на фешенебельных круизных лайнерах. Но разве такое путешествие может заменить исследовательский азарт, непредсказуемый риск и неожиданные открытия, сопровождавшие мореплавателей-первопроходцев прошлого?

Все шире. Но как доказать, что Земля круглая? Только совершив кругосветное путешествие. Необходимо было, поплыв на запад, обогнуть зем-ной шар и вернуться домой с востока. Такую идею вынашивал португалец Фернан Магеллан , поступивший на службу к испан-скому королю. Он предполагал отправиться за перцем и гвоздикой на острова пряностей — Молуккские острова — не восточным, а за-падным путем. Эти острова лежали к востоку от Зондских остро-вов, и к ним, огибая Африку, через Индийский океан плавали португальцы. Магеллан хотел плыть на запад, попытаться обо-гнуть Южную Америку, пересечь неведомое Южное море и прий-ти к островам пряностей с востока.

Вскоре корабли приплыли к Филиппинским островам . Магел-лан понял, что, обойдя вокруг Земли, обогнув Новый Свет — Америку, он пришел в Старый, к Азии и до островов пряностей уже недалеко. Материал с сайта

Фернан Магеллан погиб, вмешавшись в схватку враждовавших между собой филиппинцев. Оставшиеся в жи-вых моряки Магеллана сожгли один полуразвалившийся корабль, другой корабль и его команда попали в плен. И лишь один корабль из пяти под командованием Эль-Кано продолжил плавание. Он пересек Индийский океан, обогнул Африку и в 1522 году, через четыре года с начала экспедиции, завершил путь вокруг всей Земли. В Испанию вернулись измученные трудами и болезнями моряки. Привезенных ими пряностей вполне хватило, чтобы окупить все затраты на путешествие.

Велики были научные результаты кругосветного плавания Магеллана. Оно доказало шарообразность Земли. Впервые был пройден Тихий океан и доказано, что все океаны соединены между собой в единый Мировой океан. Стало понятно, что вода занимает большую площадь на Земле, чем суша. Были получе-ны правильные представления о размерах Земли. По результа-там экспедиции Магеллана были созданы новые, гораздо более точные

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ О. Е. КОЦЕБУ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ. Часть 1

Наиболее важными географическими проблемами, возникшими еще несколько столетий тому назад и занимавшими в конце XVIII и начале XIX в. географов и мореплавателей всех стран мира, являлись отыскание материка в странах южного полюса и открытие северного морского прохода из Атлантического в Тихий океан. Одной из попыток достигнуть «Южной Земли» было второе плавание Дж. Кука (1772-1775), он же предпринял путешествие (1776-1779) и для открытия северо-западного прохода. Оба плавания не решили поставленных задач, хотя и внесли значительный вклад в географические открытия Земли.

Почти беспрерывные войны в Европе и утвердившееся мнение о невозможности открыть Южный материк и пройти северо-западным морским проходом являлись причиною того, что эти задачи временно были сняты. Однако среди некоторой части ученых продолжала развиваться мысль о том, что северо-западный проход и Южная Земля существуют.

Русских ученых и мореплавателей не оставляла идея исследования северного морского пути из Атлантического в Тихий океан (северо-западный и северо-восточный проходы), а также поиски Южного материка. Исследованию первой проблемы были посвящены плавания О. Е. Коцебу на шлюпе «Рюрик», экспедиция М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, вторую решили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.

Отто Евстафьевич Коцебу (1788-1846) совершил три кругосветных плавания: первое - кадетом Морского корпуса на корабле «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна в 1803- 1806 гг., второе - командиром корабля «Рюрик» (1815-1818) и третье - на военном шлюпе «Предприятие» (1823-1826).

О. Е. Коцебу


Если первое путешествие позволило ему подготовиться к научным исследованиям и приобрести опыт в морском деле, то две другие экспедиции, которыми руководил уже сам Коцебу, пришлись на период расцвета его научной деятельности. Коцебу проявил себя незаурядным организатором научных исследований и отличным морским офицером.

Путешествие Коцебу на «Рюрике» было четвертым кругосветным плаванием русских моряков и состоялось вскоре после Отечественной войны 1812 г. Экспедиция была предпринята для решения проблемы северо-западного морского прохода со стороны Берингова пролива. Ее инициатором и душой был Крузенштерн, идея которого была поддержана графом Н. П. Румянцевым, взявшим на себя все расходы по экспедиции. Крузенштерн изучил всю предшествующую историю исследования морского прохода из Атлантического океана в Тихий и убедил Румянцева в целесообразности повторения этого предприятия . Было решено снарядить для исследований северо-западного прохода два судна. Одно должно было выйти из России и совершить плавание к Берингову проливу, откуда, обогнув Северную Америку, должно пройти на восток;

Другое судно, зафрахтованное на восточном побережье США, должно было начать исследование «северо-западного прохода» с востока на запад уже по окончании плавания первым судном . Крузенштерн и Румянцев хорошо понимали, что, если экспедиция и не разрешила бы главной задачи - открытие пути через северозападный морской проход, то и тогда бы могла доставить для науки и мореплавания важные сведения. В задачу экспедиции входило также исследовать побережье Северной Америки южнее и восточнее Берингова пролива, проникнуть на территорию современной Аляски в совершенно неизвестные внутренние районы, исследовать острова в центральной части Тихого океана. Руководителем экспедиции был назначен О. Е. Коцебу, а его помощником Г. С. Шишмарев. В состав экспедиции были приглашены ученые-естествоиспытатели доктор И. И. Эшшольц и А. Л. Шамиссо.

Экспедиция была снабжена совершенными астрономическими и физическими инструментами (мастеров Троутона, Массей и др.), самыми новейшими изданиями карт и атласов (собрания Гарсбурга, Арросмита, Пурди и др.), географическими сочинениями. Командир корабля «Рюрик» О. Е. Коцебу получил весьма подробные «Инструкции»: по мореходному делу - от И. Ф. Крузенштерна и по научным наблюдениям - от И. К. Горнера .

И. Ф. Крузенштерн работал в то время над атласом Южного океана и лучше, чем кто-либо другой, знал все опасные места для плавания, районы, наиболее интересные для исследования и географических открытий. Все это было отражено в инструкции. «Я желаю, чтобы вы взяли по Южному (Тихому.- Б. Е.) океану совсем новый курс,- указывал он,- на котором почти невозможно не сделать новых открытий» . Большое внимание Коцебу должен был уделить проверке сомнительных открытий, произведенных в разное время другими мореплавателями: голландцами (Шоутеном, Лемером, Роггевейном), англичанами (Ванкувером, Куком и др.) французами (Бугенвилем, Лаперузом, Флорье). Многие открытые земли, в особенности острова в Тихом океане, не имели точно указанных географических координат или одни и те же острова были нанесены на карте под различными координатами и имели разные названия. «Может статься,- замечал Крузенштерн,- русскому мореходцу представлено решить посредством собственных на месте наблюдений, чьи наблюдения справедливее» .

Исследования побережья Северной Америки Коцебу должен был начать с залива Нортон и описать не только побережье, но и собрать сведения о природе и населении внутренних районов Аляски, ее реках и озерах. Особо указывалось на необходимость описания побережья к югу от залива вплоть до Уналашки, где еще до того времени съемки не производилось. Дж. Кук в своем последнем плавании (1776-1779) не смог подойти к побережью в этом районе вследствие мелководья. Коцебу должен был это сделать с помощью байдар. Зимой в северном полушарии экспедиция должна была исследовать тропическую часть Тихого океана между экватором и 12° с. ш. и 180-225° з. д., при этом подчеркивалось, что во время плавания необходимо обратить внимание на Каролинские острова, еще весьма слабо изученные; при повторном посещении северо-западного побережья Северной Америки на байдарах - продолжить исследование залива Нортон и Бристольского залива, углубиться на территорию материка, изучить ее в географическом отношении.

Доктор Горнер рекомендовал «внимательно наблюдать каждое необыкновенное явление и описывать оное подробно особенно же измерять все, что подлежит измерению" (курсив Горнера). Круг астрономических и физических наблюдений, вошедших в инструкцию Горнера, был весьма широким. В него входило определение широты и долготы, опись берегов и составление карт, измерение высоты гор; исследования наклонения магнитной стрелки; наблюдения над состоянием атмосферы (давление, температура, ветры и пр.) и над явлениями в океане (приливы и отливы, течения, температура воды на поверхности и на глубинах), определение глубин в океанах, наблюдения над цветом и прозрачностью воды, образованием льда и т. д. При этом Горнер давал методические Указания и практические советы для выполнения научных наблюдений, указывал на значение, которое они могут иметь для развития науки. Он писал, что «в море бывает иногда так, как в атмосфере, течение одно над другим, и в различных, большей частью противоположных направлениях», и что изучение температурных условий в океане «чрезвычайно важно для общего познания климатов нашего земного шара» .

Хорошо составленные инструкции не могли, конечно, предопределить результатов исследований. Однако хорошая организация экспедиции, опыт ее руководителей, собственные их познания, изобретательный ум и стремление к служению науке были залогом успеха экспедиции.

Экспедиция Коцебу направилась на Камчатку мимо южной оконечности Южной Америки - мыса Горн. Исследования начали проводиться с выхода корабля в Атлантический океан, однако наибольшее удовлетворение морякам доставили открытия и исследования в Тихом океане. Стараясь точно выполнить все пункты инструкций Крузенштерна, Коцебу уже на первых порах плавания из Чили определил положение острова Салеса и предпринял поиски островов, виденных Шоутеном и Лемером.

В центральной части Тихого океана Коцебу открыл и исследовал многочисленные группы коралловых островов, предпринял поиски островов, ранее упоминавшихся мореплавателями и нанесенных на карты, определял координаты ранее открытых островов (Пализеровы и Пенриновые острова). Экспедиция внесла существенные исправления и дополнения в карту Тихого океана. На нее были нанесены новые группы островов, носящие русские названия. В 1816 г. в северной части архипелага Туамоту Коцебу открыл атоллы Румянцева (Тикеи) и Спиридова (Такапото), цепь Рюрика (Арутуа), остров Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Радак (Маршалловы острова) - острова Кутузова (Утирик или Беттон) и Суворова (Така).

При исследовании островов экспедиция преодолевала большие трудности и подвергалась опасностям. Так, на открытый атолл Румянцева добрались вначале вплавь два матроса, а затем с помощью плота - Коцебу и другие участники экспедиции. Обычно путешественники обходили острова вокруг (когда не удавалось высадиться) или пересекали их по суше (когда высаживались и если они были не особенно большими).

Исследование северной части Тихого океана экспедиция начала в июле 1816 г. Коцебу прошел мимо острова Беринга к западному побережью острова Св. Лаврентия, а затем поднялся на север к Берингову проливу. Он держался ближе к американскому берегу, хотя иногда и видел берега Азии. Об острове Св. Лаврентия, еще никем из мореплавателей не посещенного, Коцебу писал: «Виденная часть острова (северная, где высаживались Коцебу] и естествоиспытатели.- В. Е.)... состоит из довольно высоких! снегом покрытых гор; нет ни одного дерена, даже мелкого кустарника, который бы украшал голые утесы; изредка только пробивается между мхом мелкая трава и немногие тощие растения поднимаются из земли» . Залив Нортона Коцебу решил описать на обратном пути. Пройдя широту мыса Принца Уэльского, Коцебу продолжал описание американского побережья. В это время он увидел острова Гвоздева (Диомида) и определил географические координаты некоторых точек и отчетливо видел обширный низменный остров. Следуя далее на северо-восток, Коцебу открыл бухту Шишмарева и небольшой остров перед ней, названный им островом Сарычева. «Чрезвычайно обрадовались мы сему открытию,- писал Коцебу,- ибо, хотя нельзя было ожидать здесь прохода в Ледовитое море, однако же мы имели надежду проникнуть довольно далеко во внутренность земли и собрать некоторые важные для нас сведения» . Исследование бухты и пролива затруднялось множеством песчаных отмелей и течением, поэтому Коцебу не задерживался здесь, решив провести точную гидрографическую опись в будущем году на байдарах (рис. 5).

Вскоре мореплаватели увидели залив, который был назван по общему желанию команды заливом Коцебу. Отдельные острова, мысы, бухты в заливе получили также названия (о. Шамиссо, губа Эшшольца, м. Обманчивый, м. Экспенберга, залив Доброй Надежды, м. Крузенштерна и др.). Залив Коцебу и его побережье были тщательно осмотрены и описаны путешественниками. Коцебу писал, что залив, названный его именем, «должен со временем доставить значительные выгоды для торговли пушными товарами, которыми страна сия изобилует», и явиться хорошим укрытием для всех путешественников, которые могут быть застигнуты штормами в Беринговом проливе. Коцебу предлагал учредить здесь несколько русских поселений. В губе Эшшольца был открыт ископаемый лед, покрытый шапкой земли и поросший мхом и травами. «Сняв дерновой сей покров, не более как только на 1/2 фута глубины, земля была совершенно мерзлая» , - писал Коцебу. В ледниковых отложениях встречалось множество животных остатков и кости мамонта.

Изучение природных условий североамериканского побережья, быта и нравов американских жителей вызвало у Коцебу интерес к противоположному, азиатскому побережью. Он решил провести сравнительное изучение побережий двух различных материков - Америки и Азии, разделенных Беринговым проливом. Экспедиция направилась на запад и достигла Восточного мыса Азии (м. Дежнева). Коцебу и естествоиспытатели проводили наблюдения на суше, встречались с местным населением. Впервые было сделано подробное описание мыса Дежнева.

Сравнительное изучение двух разобщенных районов Азии и Северной Америки позволило высказать Коцебу весьма интересные и примечательные в научном отношении идеи: о геологическом сродстве побережий двух континентов, о родстве народностей, живущих на обоих побережьях.

Наблюдая внешнее строение побережья мыса Дежнева, Коцебу писал: «Сие сокрушение страшных утесов заставляет человека размышлять о великих превращениях, которые некогда в природе здесь последовали; ибо вид и положение берегов рождает вероятие, что Азия некогда была соединена с Америкою; острова Гвоздева (Диомида.- В. Е.) - суть остатки бывшего прежде соединения мыса Восточного (м. Дежнева.- В. Е.) с мысом принца Валлийского (Уэльского.- В. Е.)» . Он указывал на сходные внешние черты местных жителей Азии и Северной Америки и отмечал: «Вообще нахожу я столь нечувствительное между сими двумя народами различие, что даже склоняюсь почитать их происшедшими от одного племени» . Однако, несмотря на общее происхождение, как это подтвердилось позже, местные жители Северной Америки и Азии сильно враждовали между собой и отличались друг от друга рядом обычаев.

От мыса Дежнева и далее на юг, до мыса Св. Лаврентия, экспедиция проводила систематическую гидрографическую опись азиатского побережья, где были открыты новые острова - Хромченко и Петрова, названные так в честь штурманских учеников корабля «Рюрик» В. Хромченко и В. Петрова, выполнявших основные гидрологические работы в экспедиции. Южнее мыса Св. Лаврентия опись была проведена ранее Сарычевым. Коцебу вторично описал залив Св. Лаврентия (рис. 6).

В начале сентября 1816 г., возвратившись на Уналашку, Коцебу обратился к правителю Американской компании с просьбой подготовить ему необходимое снаряжение (специальные байдары и пр.) и местных жителей (алеутов) для работ экспедиции по описанию западного побережья Северной Америки севернее полуострова Аляска в следующем году. Отсюда экспедиция направилась в Сан-Франциско, а затем к Гавайским островам. За время пребывания на островах ученые и моряки, пользуясь дружеским расположением местных жителей и правительства, посетили внутренние районы, описали ряд гаваней и определили главные высоты на островах Овайгии Муке. Наиболее высокой оказалась гора МаунаРоа (2482,7 фут.) на острове Овайги. Копебу подробно описал гавань Гана-Рура (Гонолулу) на острове Вагу (Оаху). Русские люди познакомились с хозяйством, возделыванием на островах различных культур (корень таро, бананы, сахарный тростник и др.).


Ряс. 5. Плавание Коцебу на «Рюрике» в Беринговом и Чукотском морях


В конце 1816 и начале 1817 г. экспедиция исследовала Маршалловы острова. В это время было открыто несколько обитаемых атоллов. Открытые острова получили русские названия: Нового года (Меджит или Миади), Румянцева (Вотье), Чичагова (Эрикуб или Бишоп), Аракчеева (Кавен или Малоэлап), Крузенштерна (Аилук) и др. Всю группу исследуемых островов Коцебу назвал туземным именем Радак.

Многие из островов, открытых Копебу, были хорошо знакомы местным жителям. Туземцы довольно точно чертили на песке их взаимное расположение и указывали направление, где находятся Другие. Большую помощь Коцебу в отыскании островов, а также составлении карты своего архипелага островов оказали туземцы Каду и Эдоку. С их слов была нанесена на карту группа островов Ралик, относящаяся к Маршалловым островам и находящаяся западнее группы Радак. Коцебу ее не успел осмотреть, так как предстояло возвращаться в северную часть Тихого океана.


Рис. 6. Карта из «Атласа» Г. А. Сарычева (1826), вычерченная с карты О. Е. Коцебу


Кроме практического значения, исследование этого архипелага привлекало и с научной точки зрения. По своему строению и происхождению эти острова отличались от многих встречающихся в океане. Это были очень низкие с необычными кольцеобразными очертаниями острова, заключавшие внутри себя морские лагуны. Сообщение лагуны с океаном происходило одним или нескольскими глубокими узкими каналами.

Коцебу не только открыл и описал многие из коралловых островов, но и объяснил природу их образования. Значительное время было уделено исследованию атолла Румянцева (Вотье). «Острова сип,- писал Коцебу,- возбуждают уже большое любопытство по свойству своему, будучи образованы единственно морскими животными, и я решился отважиться на все возможное, прежде, чем покину намерение проникнуть в сию цепь островов» .

Исследуя один остров за другим, Коцебу и в особенности естествоиспытатели экспедиции Шамиссо и Эшшольц уже тогда пришли к правильному объяснению их происхождения, т. е. от «морских животных». «Исследовав свойство почвы, мы нашли,- писал Коцебу об одном из коралловых островов,- что остров сей (остров Козий.- В. Е.), подобно всем прочим, состоит из разрушившегося коралла; животное сие строит свое здание из глубины моря вверх и издыхает, когда достигнет поверхности; из сего здания образуется от беспрестанного омывания оного морскою водою серый известковый камень, который, кажется, и составляет основание всех таковых островов» . Со временем на островах поселяются растения, которые затем преобразовывают грунт и делают почву плодородною. По возрасту, как отмечал Коцебу, острова не одинаковы. Они постоянно изменяются и приобретают сначала замкнутое кольцо с лагуной в центре, а затем и лагуны превращаются в сушу, образуя с цепью один большой остров.

На пути из тропических областей Тихого океана в Уналашку во время шторма «Рюрик» получил повреждения, Коцебу был тяжело ранен. Однако болезнь не остановила Коцебу от намерения пойти и исследовать северную часть Берингова моря. Забрав с собой приготовленные байдары и алеут, он вышел с Уналашки на север. По пути были описаны острова Акун и Акутан (май 1817 г.), позже обследованы лежбища котиков и определены координаты острова Бобрового и других. Достигнув острова Св. Лаврентия, Коцебу высадился на берег. Из-за болезни Коцебу экспедиция вынуждена была отказаться от дальнейших исследований северо-западного побережья Северной Америки и вернуться на родину. Возвращались в Петербург по Тихому океану через Гавайские, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова и далее вокруг Азии и Африки. Коцебу в третий раз исследовал Маршалловы острова и 23 октября 1817 г. открыл обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив в основном открытие цепи Радак. Русских моряков поразило безлюдье Марианских островов, во времена Магеллана густо населенных. Все коренное население островов было истреблено колонизаторами-испанцами. «Вид сей прекрасной земли родил во мне,- писал Коцебу,- горестные чувствования; в прежние времена плодоносные долины сии служили обиталищем для народа, проводившего дни свои в тишине и счастьи; теперь стояли здесь одни прелестные пальмовые леса и осеняли могилы прежних жителей. Всюду господствовала смертная тишина» . Почти вся цепь Марианских островов была необитаема, лишь на некоторых жили переселенцы из Мексики и Филиппинских островов.

Во время плавания экспедиция Коцебу проводила метеорологические и океанографические наблюдения. Широко производились измерения глубин моря с помощью особо сконструированного прибора, измерялась температура воды на глубине, брались пробы грунта и морской воды. В 1815 г. Коцебу провел несколько измерений глубины в Атлантическом океане (до 138 саженей), в следующем году в Тихом океане лот опускался уже на глубину до 300 саженей. Отмечали прозрачность воды с помощью простого метода - опускания белой тарелки, легшего позже в основу прибора для определения прозрачности морской воды и названного диском Секки. Прозрачность была неодинаковой и колебалась от 2 до 13 саженей. 4 сентября 1817 г. Коцебу достиг рекордной глубины при измерении температуры морской воды в Тихом океане, в точке с координатами 35°51" с. ш. и 147°38" з. д. Лотлинь опускался на глубину 408 саженей, при этом было проведено семь промежуточных наблюдений. Температура воды на поверхности океана равнялась плюс 72° F, а на предельной глубине - плюс 42° F. Прозрачность воды была 11 саженей. Когда опускали термометр на глубину 500 саженей, трос оборвался и опыт не удался. 26 сентября 1817 г. провели измерения температуры морской воды в 12 разноглубинных точках.

Возвратившись в Россию, Коцебу и его спутники-ученые предприняли работу по обобщению материалов экспедиции. В 1822- 1823 гг. было издано сочинение «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив...». В трех книгах труда были освещены подготовка и ход экспедиции, результаты проведенных исследований. В труде были помещены: отчет Коцебу об экспедиции (части I- II), статьи Крузенштерна (части I -II), статьи И. Горнера, А. Шамиссо, И. Эшшольца и М. Энгельгарта (часть III).

И. Ф. Крузенштерн в статье «Рассмотрение открытий, учиненных в Великом океане с корабля «Рюрик»» , подвел итоги географическим открытиям Коцебу и дал им справедливую оценку. Ои отмечал выдающееся значение открытий для науки и мореплавания, сравнивал сделанное Коцебу с достижениями крупнейших европейских мореплавателей, таких, как Кук, Бугенвиль и Флиндерс. Он разоблачил нападки и недоверие к открытиям Коцебу со стороны некоторых европейских ученых.

Коцебу не только сделал чрезвычайно важные открытия, но и «закрыл» многие проблематичные открытия более ранних мореплавателей (в центральной части Тихого океана), обследовал и описал группы островов, сведения о которых были довольно приближенными. Так, например, Пенриновы острова, открытые в 1788 г., англичане приняли за один остров. Русские мореплаватели насчитали 15 островов. Коцебу впервые точно определил их широту (9°1"30" с. ш.) и долготу (157°34"32" з. д.). Коцебу открыл шесть групп островов, названных им общим именем Радак, и указал расположение и названия островов в соседнем архипелаге Ралик.

Атлас, составленный Коцебу, содержал планы и карты пометенных и описанных им мест, побережий и гаваней. Он широко использовался как в мореплаваниях, так и для составления специальных морских атласов.

В результате плавания Коцебу было дано описание природы коралловых островов Тихого океана и наиболее четко высказана гипотеза об их происхождении. На это указывал неоднократно Чарльз Дарвин. В исследовании, посвященном специально этому вопросу, в 1842 г. он писал: «Более старая и более удовлетворительная теория (происхождения коралловых островов.- В. Е.) была предложена Шамиссо: он полагает, что так как более массивные виды кораллов предпочитают прибой, наружные части рифа первыми достигают поверхности и, следовательно, образуют кольцо» . Более подробное рассмотрение строения коралловых островов и объяснение их генезиса было сделано И. И. Эшшольцем в его специальной статье «О коралловых островах» (рис. 7). «Низменные острова Южного и Индейского морей,- писал он,- обязаны большей частью началом своим трудолюбивому строению разных родов кораллов... кораллы основали свое здание на морских мелях, или лучше сказать, на вершинах находящихся под водою гор. Продолжая рост свой, они, с одной стороны, беспрестанно более и более приближаются к поверхности моря, а с другой, распространяют обширность своего строения («Путешествие в Южный океан...», ч. III, стр. 381). Когда остров достигает поверхности, животное умирает. В работу над преобразованием твердой поверхности вступают раковины, моллюски, а также процессы физического выветривания. Затем появляются растения и птицы, за которыми приходит человек. Такова в общих чертах картина образования и заселения коралловых островов, по представлениям русских ученых того времени.

Вперед
Оглавление
Назад