Харитон лаптев что открыл. Лаптевы харитон прокофьевич и дмитрий яковлевич

Мемориальная доска в Купуе («На Великолукской земле в деревнях Покарево и Болотово родились выдающиеся исследователи Арктики братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы»).

От дворянских усадеб Болотово и Покарево ничего не осталось, но они знамениты тем, что являются местом рождения двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича Лаптевых, исследователей Арктики.

Покарево.
2013 год.


Именем братьев названо море Лаптевых в Северном Ледовитом океане.


В родовом имении Болотово прошли детские годы Дмитрия Лаптева, будущего руководителя Северного отряда 1-й Камчатской экспедиции (1736), составившего описание побережья Северо-Восточной Азии (1739-1742).
Среди их предков, исправно служивших Московскому государству в XVI веке, был некий Варфоломей Глебов, сын Сорокоумов, по прозвищу Лапоть. Потомок его, Петр Родионов, сын Лаптев, по прозвищу Несвитай, всю жизнь провел в походах и боях с поработителями земли русской. За верную службу ему и была пожалована вотчина близ города Великие Луки. Роду Лаптевых принадлежали под Великими Луками деревни Покарево, Болотово, Дудино, Андрейково, Лешихино, Захарьево и другие.

Покарево.
2013 год.


От Несвитая пошла великолукская ветвь мелкопоместных дворян Лаптевых, деливших по наследству пожалованную вотчину.
Внук Несвитая, Прокофий Лаптев владел деревенькой в Слауцком стане Великолукского уезда. В ней было шесть дворов, в пяти проживали 17 крестьян, а в шестом, мало чем отличавшемся от остальных, размещалась семья Лаптевых. По одним данным деревня называлась Пекарево (Пекарева), по другим – Пукарево. Полагают, что это нынешняя деревня Покарево Купуйской волости Великолукского района.

Покарево.
2013 год.


По соседству располагалось имение брата Прокофия Лаптева – Якова. В 1700 году у Прокофия родился сын Харитон, у Якова в 1701 году – Дмитрий. Как и все дети мелкопоместных дворян того времени, чтению, письму, началам арифметики Харитон и Дмитрий обучались у местных священников.
В 1715 году по указу Петра I среди дворянских недорослей, «яко живущих при водяных сообщениях», производился набор в только что созданную Морскую академию. В ту пору там давали только начальное теоретическое и морское образование будущим штурманам и строевым офицерам.
В 1718 году, после сдачи теоретических экзаменов братья Лаптевы были произведены в гардемарины и зачислены в Балтийский флот.

Отсюда пути братьев расходятся.
Дмитрий в 1723 году за особые заслуги в морских науках был произведен из мичманов в унтер-лейтенанты флота. Командовал кораблем «Фаворитка», фрегатом «Святой Яков», ходил на фрегате «Россия» в Баренцево море, а также бывал в заграничных походах. В 1735 году, будучи лейтенантом, Д. Я. Лаптев был назначен в Великую Северную экспедицию, в отряд лейтенанта Петра Ласиниуса, который должен был заниматься описанием берегов Северного Ледовитого океана от реки Лены на восток.
В 1738 году, перед тем как выехать в далекую Сибирь в продолжительную экспедицию, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы побывали в родных местах. У Дмитрия там жил отец «в древней старости», а Харитон оставил в поместье молодую жену с малолетним сыном Капитоном.
В 1739-1740 годах Дмитрий Яковлевич с помощниками произвел опись побережья Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, в 1741-1742 годах провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь.


Харитон Прокофьевич вел работы на побережье от реки Лена до реки Хатанга и на полуострове Таймыр.


При участии Челюскина, Чекина, Медведева он нанес на карту Хатанский залив, реки Пясина и Хатанга, открыл и описал острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Бырранга.

Дубель-шлюпка «Якуцк», на которой плавал по Лене Харитон Лаптев.


Дмитрий и Харитон собрали богатый материал о морях, климате, животном и растительном мире. Северная экспедиция длилась до 1743 года.

После экспедиции Дмитрий Яковлевич еще почти двадцать лет служил на Балтийском флоте. Много труда он вложил в строительство порта в Кронштадте.

Л. Премации.
Кронштадт. Укрепление северной стороны.
1851.

В 1762 году в звании вице-адмирала ушел в отставку и уехал на родину в Великолукский уезд.
Поселившись в небольшом поместье под Великими Луками, он часто посещал своих друзей по Северной экспедиции. Честный, скромный и заботливый человек, Дмитрий Яковлевич многим помогал материально, просил Сенат о денежной помощи неимущим бывшим участникам Великой Северной экспедиции.
Умер он в 1771 году и похоронен на погосте Слауй. В метрической книге Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год местным священнослужителем записано: «Умер 20 генваря 1771 года селца Болотова дворянин Дмитрий Яковлев, сын Лаптев, 70 лет».
С флотом, после знаменитой экспедиции была связана дальнейшая жизнь и у Харитона Прокофьевичп Лаптева. Харитон Прокофьевич в 1746 году участвовал в составлении «Генеральной карты сибирским и камчатским берегам». Потом снова плавал на кораблях, в 1752 году имел чин капитана; как опытный штурман был назначен помощником начальника Морского кадетского корпуса. В период Северной войны (1756-1762), в которую Россия вступила в 1757 году, командовал боевым кораблем в звании капитана II-го ранга. После войны в чине капитана I-го ранга был назначен главным интендантом Балтийского флота.
Харитон Прокофьевич Лаптев в звании капитана I-го ранга скончался 21 декабря 1763 года. Не исключено, что Харитон Прокофьевич также похоронен в нынешнем Великолукском районе Псковской области.
Сын Харитона Прокофьевича Капитон Лаптев служил в армии, а после выхода в отставку долгое время в чине коллежского асессора служил великолукским почтмейстером. Капитон не был единственным ребенком в семье. Его сестра Елизавета вышла замуж за псковского помещика Антона Обрютина (Абрютина) и, видимо, принесла ему в приданое деревню Молоди.
В списке дворян Псковской губернии на начало ХХ века фамилия Лаптевых уже не значится.
В 1860-х годах сельцом Болотово владел другой адмирал – Михаил Андреянович Лавров, кругосветный мореплаватель, исследователь Арктики.

Михаил Андреянович происходил из дворян Великолукского уезда, родился 13 сентября 1799 года. В 1811 году он был зачислен в Морской корпус кадетом, а спустя два года произведен в гардемарины. В 1816 году мичманом плавал на брандвахтенном катере «Атис» у Свеаборга. В последующем молодой моряк большую часть времени проводил в морских походах. В 1821-1824 годы на бриге «Новая Земля» (под командой Ф. П. Литке) участвовал в описании берегов Лапландии и острова Новая Земля.

Евгений Войшвилло.
Бриг «Новая Земля».


В 1825-1827 годы Лавров на шлюпе «Кроткий» под командою Ф. П. Врангеля совершил кругосветное плавание на Камчатку и в Русскую Америку, за что был произведен в капитан-лейтенанты.

Транспорт «Кроткий».

В 1831-34 гг. капитан-лейтенантом плавал в Средиземном и Адриатическом морях, участвовал в сражении против пиратских судов и потопил четыре судна; произведен в капитаны II ранга.
Отважный мореход за 18 морских кампаний был награжден орденом Св. Георгия 4 класса, удостоен орденов Св. Владимира 4-й и 3-й степени, орденом Св. Станислава и Анны обеих степеней. Однако служба Лаврова проходила не всегда гладко. В декабре 1846 года капитан I ранга был разжалован в матросы «за дерзость и ослушание противу своего бригадного командира» контр-адмирала Карпова.
Пришлось начинать все сначала. 2 января 1850 года Лаврова увольняют со службы с возвращением чина капитана I ранга.
В сентябре 1855 года Лавров вновь принимается на службу – его назначают чиновником по особым поручениям при управляющем Морским министерством. Через год он производится в контр-адмиралы и назначается градоначальником Таганрога. В мае 1868 года он производится в вице-адмиралы, а с 15 октября 1872 года – в адмиралы.
Умер Михаил Андреянович Лавров в 1882 году, место его погребения неизвестно.
В сельце Покарево в 1992 году в честь братьев Лаптевых был поставлен памятный знак с корабликом наверху, а на месте рождения Дмитрия Яковлевича Лаптева в 2001 году установлен памятный крест.

Покарево. Памятный знак в честь братьев Лаптевых.
2013 год.



Лаптевы – русские дворянские роды. Один из них, по сказаниям древних родословцев, происходит от легендарного князя Редеди, потомок которого, Варфоломей Григорьевич Глебов, по прозванию Лапоть, был родоначальником Лаптевых. Борис Тимофеевич Лаптев пожалован в 1634 году вотчиной, за отличие при осаде Смоленска, Николай Симонович Лаптев (умер в 1814 г.) был прокурором юстиц-коллегии. Род Лаптевых внесен в VI часть родословной книги Новгородской губернии. Есть еще 2 рода Лаптевых, восходящих к началу XVII века, и 13 родов позднейшего происхождения.

Posted Пнд, 27/04/2015 - 06:59 by Кэп

Мо́ре Ла́птевых (якут. Лаптевтар байҕаллара) — окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между северным побережьем Сибири на юге, островами Северная Земля на западе и .
Море названо в честь русских полярных исследователей — двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. В прошлом было известно под разными названиями, последнее из которых — море Норденшёльда.
Море обладает суровым климатом с температурой ниже 0 °C в течение более чем девяти месяцев в году, низкой солёностью воды, скудной флорой и фауной, а также низкой численностью населения на побережье. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, оно находится подо льдом.

карта моря Лаптевых



Морское побережье в течение тысячелетий было населено коренными племенами юкагиров, а позднее эвенов и эвенков, занимавшихся рыбалкой, охотой и кочевым оленеводством. Затем берега были заселены якутами и русскими. Освоение территории русскими исследователями началось в XVII веке с юга, вдоль русел впадающих в море рек.

В море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов.
Основными видами деятельности человека в данной области являются добыча полезных ископаемых и навигация по Северному морскому пути; рыбалка и охота практикуются, но коммерческого значения не имеют. Самый большой посёлок и порт — Тикси.

Протяжённость и границы
Основные физико-географические черты. Между архипелагом Северной Земли и на западе и лежит море, которое носит имя братьев Лаптевых. Оно ограничено естественными рубежами и условными линиями. Его западная граница проходит по восточным от м. Арктический (о. Комсомолец), затем через пролив Красной Армии по восточному берегу о. Октябрьской Революции до м. Анучина, через пролив Шокальского до м. Песчаный на о. Большевик и по его восточному берегу до м. Вайгач, затем по восточной границе пролива Вилькицкого и далее по материковому берегу до вершины Хатангского залива.
Северная граница моря проходит от м. Арктический до точки пересечения меридиана северной оконечности о. Котельный (139° в. д.) с краем материковой отмели (79° с. ш., 139° в. д.), восточная граница от указанной точки — к западному берегу о. Котельный, далее по западной границе пролива Санникова, огибает западные берега островов Большой и Малый Ляховские и затем идет по западной границе пролива Дмитрия Лаптева. Южная граница моря проходит по материковому берегу от м. Святой Нос до вершины Хатангского залива. В этих границах море лежит между параллелями 81°16′ и 70°42′ с. ш. и меридианами 95°44′ и 143°30′ в. д.

По географическому положению и гидрологическим условиям, отличным от океана, с которым море свободно сообщается, оно относится к типу материковых окраинных морей. В принятых границах море Лаптевых имеет следующие размеры: площадь — 662 тыс. км2, объем 353 тыс. км3, средняя глубина 533 м, наибольшая глубина 3385 м.

на берегу самого северного моря

Физико-географическое положение
Площадь поверхности моря 672 000 км².
Крупнейшая река, впадающая в море Лаптевых (и вторая по величине из рек Арктики после Енисея) — Лена с её большой дельтой. В море также впадают реки: Хатанга, Анабар, Оленёк, Яна.

Берега сильно изрезаны и образуют заливы и бухты различных размеров. Прибрежный ландшафт разнообразен, с невысокими горами.
Крупные заливы: Хатангский, Оленёкский, Фаддея, Янский, Анабарский, бухта Марии Прончищевой, Буор-Хая.

В западной части моря и дельтах рек расположено несколько десятков островов общей площадью 3784 км². Частые штормы и течения вследствие таяния льда приводят к сильной эрозии островов, так например Семёновский и Васильевский острова, открытые в 1815 году, уже исчезли.
Наиболее Комсомольской правды и Фаддея.
Крупнейшие одиночные острова: Большой Бегичев (1764 км²), Бельковский (500 км²), Малый Таймыр (250 км²), Столбовой (170 км²), остров Старокадомского (110 км²), и Песчаный (17 км²)

Рельеф дна
Преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина 3385 метров, средняя глубина 540 метров. Более половины моря (53 %) — пологая материковая отмель со средней глубиной менее или немногим более 50 метров, к тому же районы дна к югу от 76-ой параллели находятся на глубине менее 25 метров. В северной части моря дно круто обрывается к ложу океана с глубинами порядка одного километра (22 % площади моря). В мелководных районах дно покрыто песком и илом с примесями гальки и валунов. У берегов речные осадки накапливаются с большой скоростью, до 20-25 сантиметров в год. На больших глубинах дно покрыто илом.
Материковый склон прорезан жёлобом Садко, переходящим на севере в котловину Нансена с глубинами свыше 2 километров, здесь же отмечена максимальная глубина моря Лаптевых — 3385 метров (79°35′ с. ш. 124°40′ в. д.).

полярное сияние в море Лаптевых

Климат
Климат моря Лаптевых — арктический континентальный и, в связи с удалённостью от Атлантического и Тихого океанов, является одним из самых суровых среди арктических морей. Полярная ночь и полярный день длятся около 3 месяцев в году на юге и 5 месяцев на севере. Температура воздуха остаётся ниже 0 °C 11 месяцев в году на севере и 9 месяцев на юге.
Средняя температура в январе (самый холодный месяц) варьируется в зависимости от конкретного места между −31 °C и −34 °C, а минимальная составляет −50 °C. В июле температура поднимается до 0 °C (максимальная 4 °C) на севере и до 5 °C (максимальная 10 °C) на юге, однако, она может достигать и 22-24 °C на побережье в августе. Максимум в 32,7 °C был зафиксирован в Тикси. Сильные ветры, метели и снежные бури являются обычными в зимний период. Снег падает даже летом и чередуется с туманами. Ветры зимой дуют с юга и юго-запада со средней скоростью 8 м/с и стихают к весне. Летом они меняют направление на северное, и их скорость составляет 3-4 м/с. Относительно слабая скорость ветра приводит к низкой конвекции в поверхностных водах, которая происходит только на глубину 5-10 метров.

бухта Тикси

ГИДРОЛОГИИ МОРЯ
Гидрологическая характеристика.
Большой в целом материковый сток, распространение распресненных вод на обширных пространствах моря вместе с другими факторами (суровость климата, свободный водообмен с Северным Ледовитым океаном, круглогодично существующие льды на значительных площадях) заметно сказываются на гидрологических условиях моря Лаптевых. Это прежде всего проявляется на величинах распределения и пространственно-временной изменчивости океанологических характеристик в рассматриваемом море.

На протяжении большей части года температура воды близка к точке замерзания. В холодные сезоны она быстро понижается осенью, а зимой на поверхности изменяется по пространству моря от −0,8° (у о. Мостах) до −1,7° (у м. Челюскин). Близкие величины наблюдаются в это время и в других районах. В первые месяцы весеннего прогрева происходит таяние льда, поэтому температура воды остается почти такой же, как и зимой. Только в прибрежных районах, особенно возле устьевых областей, которые раньше других очищаются ото льда, температура воды повышается. Ее величины в общем понижаются с юга на север и с востока на запад. Летом поверхность моря прогревается. В августе на юге (губа Буор-Хая) температура воды на поверхности может достигать +10° и даже +14°, в центральных районах она равна +3—5°, у северной оконечности о. Котельного и у м. Челюскин +0,8—1,0°. В общем западная часть моря, куда приходят холодные воды Арктического бассейна, характеризуется более низкими величинами (+2—3°) температуры воды, чем восточная, где сосредоточена основная масса теплых речных вод, поэтому поверхностная температура может достигать здесь +6—8°.

Вертикальное распределение температуры воды неодинаково в холодные и теплые сезоны. Ее изменение с глубиной отчетливо выражено только летом. Зимой в районах с глубинами до 50—60 м температура воды одинакова от поверхности до дна. В прибрежной зоне она равна −1,0—1,2°, а в открытом море около −1,6°. На больших глубинах на горизонтах 50—60 м температура воды повышается на 0,1—0,2°. Это объясняется притоком других вод, так как одновременно несколько повышается соленость.

На севере в районах глубокого желоба отрицательная температура распространяется от поверхности примерно до 100 м. Отсюда начинается повышение ее до 0,6—0,8°. Такая температура сохраняется примерно до 300 м, а ниже она снова медленно понижается ко дну. Высокие значения температуры в слое 100—300 м связаны с проникновением в море Лаптевых теплых атлантических вод из Центрального Арктического бассейна.


Летом верхний слой толщиной 10—15 м хорошо прогревается и имеет температуру 8—10° в юго-восточной части и 3—4° в центральной. Глубже этих горизонтов температура резко понижается, доходя до −1,4—1,5° на горизонте 25 м. Эти или близкие к ним значения сохраняются до самого дна. В западной части моря, где прогрев меньше, чем на востоке, таких резких различий температуры не наблюдается.

Неодинакова и изменчива в пространстве и во времени соленость в море Лаптевых. Ее различия очень велики (от 1 до 34‰), но преобладают опресненные воды соленостью 20—30‰. Распределение солености по поверхности весьма сложно. В общем она увеличивается с юго-востока на северо-запад и север.

Зимой при минимальном речном стоке и интенсивном льдообразовании соленость наиболее велика. При этом на западе она выше, чем на востоке. У м. Челюскина она почти 34‰, а у о. Котельного только 25‰. В начале весны соленость остается довольно высокой, но в июне, с началом таяния льдов, она начинает понижаться. Летом, при максимальном стоке, соленость характеризуется низкими значениями (см. рис. 26, б). Сильнее всего опреснена юго-восточная часть моря. В губе Буор-Хая соленость понижается до 5‰ и ниже, к северу от нее немного выше, до 10—15‰. На западе моря распространяются более соленые воды (30—32‰). Они располагаются несколько севернее линии о. Петра — м. Анисий. Таким образом, опресненные воды выклиниваются на север в восточной части моря, а соленые воды широким языком спускаются к югу в западной части моря.

Осенью речной сток сокращается, а в октябре начинается льдообразование и происходит осолонение поверхностных вод. С глубиной соленость в общем повышается. Однако распределение ее по вертикали имеет сезонные различия в разных районах моря. Зимой на мелководьях она увеличивается от поверхности до 10—15 м, а затем остается почти неизменной до дна. На больших глубинах заметное повышение солености начинается не от самой поверхности, а с нижележащих горизонтов, от которых она медленно увеличивается ко дну. Весенний тип вертикального распределения солености, отличный от зимнего, наступает со времени интенсивного таяния льда. В это время соленость резко понижается в поверхностном слое и сохраняет довольно высокие значения на нижних горизонтах.

Летом в зоне воздействия речных вод верхний слой 5—10 м весьма сильно опреснен, ниже наблюдается очень резкое повышение солености. В слое от 10 до 25 м градиент солености местами достигает 20‰ на 1 м. Отсюда соленость либо остается неизменной, либо постепенно повышается на десятые доли промилле. В северной части моря соленость сравнительно быстро увеличивается от поверхности до 50 м, отсюда и до 300 м она повышается медленнее в пределах от 29 до 33—34‰, глубже почти не меняется.

Осенью в южных районах значения солености возрастают с глубиной и летний скачок постепенно выравнивается. На севере одинаковая соленость охватывает верхний слой, а ниже с глубиной происходит ее увеличение. Температура и соленость воды определяют ее плотность, причем в море Лаптевых большое влияние на величину плотности оказывает соленость. В соответствии с изменением солености и температуры в пространстве и во времени меняется и плотность воды. Она увеличивается с юго-востока на северо-запад. Зимой и осенью вода плотнее, чем летом и весной. Плотность увеличивается с глубиной. Зимой и в начале весны она почти одинакова от поверхности до дна. Летом скачок солености и температура на горизонте 10—15 м определяет здесь резко выраженный скачок плотности. Осенью солонение и охлаждение поверхностных вод увеличивает их плотность.

Плотностная стратификация вод четко прослеживается с конца весны до начала осени, наиболее резко она выражена в юго-восточных и центральных районах моря и у кромки льдов. Разная степень переслоенности вод по вертикали обусловливает неодинаковые возможности для развития перемешивания в разных районах моря Лаптевых.

Ветровое перемешивание на свободных ото льдов пространствах этого моря развито слабо вследствие относительно спокойной ветровой обстановки в теплое время года, большой ледовитости моря и расслоения его вод. В течение весны и лета ветер перемешивает лишь самые верхние слои толщиной до 5—7 м на востоке и до 10 м в западной части моря.

Сильное осенне-зимнее выхолаживание и интенсивное льдообразование вызывают активное, но неодинаковое от места к месту развитие конвекции. Она начинается на северо-востоке и севере, затем происходит в центральной части, на юге и юго-востоке моря. В связи со сравнительно небольшой степенью расслоения и ранним льдообразованием плотностное перемешивание наиболее глубоко (до горизонтов 90—100 м) проникает на севере моря, где его распространение ограничивает плотностная структура вод. В центральных районах конвекция достигает дна (40—50 м) еще к началу зимы, а в южной части, подверженной влиянию материкового стока, даже на небольших (до 25 м) глубинах она распространяется до дна только к концу зимы в результате значительного повышения солености за счет зимнего льдообразования, что объясняется здесь расслоением вод по глубине.

Природные особенности моря Лаптевых обусловливают заметно выраженную неоднородность его вод. Вследствие, определенного сходства рассматриваемого и Карского морей их гидрологическая структура и механизм ее формирования близки и показаны в разделе о Карском море. Так, в море Лаптевых (подобно Карскому) преобладают поверхностные арктические воды со свойственными им характеристиками и сезонным расслоением по температуре и солености. В зонах сильного влияния берегового стока в результате смешения речных и поверхностных арктических вод образуется вода с относительно высокой температурой и низкой соленостью. На границе их раздела (горизонт 5—7 м) создаются большие градиенты солености и плотности. На севере, в глубоком желобе под поверхностной арктической водой распространены теплые атлантические воды, но их температура несколько ниже, чем в желобах Карского моря. Они проникают сюда через 2,5—3 года после начала пути у Шпицбергена. В более глубоком по сравнению с Карским морем Лаптевых горизонты от 800—1000 м и до дна занимает холодная придонная вода с температурой −0,4—0,9° и почти однородной (34,90—34,95‰) соленостью. Ее формирование связано с опусканием охлажденных вод моря по материковому склону на большие глубины. Определяющая роль в гидрологических условиях моря Лаптевых принадлежит процессам, протекающим в поверхностных арктических водах и в зонах их смешения с речными водами.

Общая циркуляция вод моря Лаптевых еще не достаточно ясна в деталях, особенно в отношении движения в нижних горизонтах, вертикальных составляющих и т. п. Довольно определенные представления имеются о постоянных течениях на поверхности моря. В целом этому морю свойственна циклоническая циркуляция поверхностных вод. Ее образует прибрежный поток, движущийся вдоль материка с запада на восток, где он усиливается Ленским течением. При дальнейшем движении его большая часть отклоняется на север и северо-запад и в виде Новосибирского течения выходит за пределы моря, соединяясь с Трансарктическим течением. У северной оконечности Северной Земли ответвляется Восточно-Таймырское течение, которое движется на юг вдоль восточных берегов Северной Земли и и замыкает циклоническое кольцо в море. Небольшая часть вод прибрежного потока уходит через пролив Санникова в Восточно-Сибирское море.

солнечные ванны на берегу моря Лаптевых

ЛЕДОВАЯ ОБСТАНОВКА
Большую часть года (с октября по май) все море Лаптевых покрыто льдами различной толщины и возраста (см. рис. 28). Льдообразование начинается в конце сентября и проходит одновременно на всем пространстве моря. Зимой в его отмелой восточной части развит чрезвычайно обширный припай толщиной до 2 м. Границей распространения припая служит глубина 20—25 м, которая в этом районе моря проходит на удалении нескольких сотен километров от берега. Площадь припая равна примерно 30% площади всего моря. В западной и северо-западной частях моря припай невелик, а в некоторые зимы совсем отсутствует. Севернее припайной зоны находятся дрейфующие льды.

При почти постоянном выносе льдов из моря на север зимой за припаем сохраняются значительные пространства полыней и молодого льда. Ширина этой зоны варьирует от десятков до нескольких сотен километров. Ее отдельные участки называют Восточно-Североземельской, Таймырской, Ленской и Новосибирской полыньями. Последние две в начале теплого сезона достигают огромных размеров (тысячи квадратных километров) и становятся центрами очищения моря ото льдов. Таяние льда начинается в июне — июле и к августу значительные пространства моря освобождаются ото льдов. Летом кромка льдов часто меняет свое положение под влиянием ветров и течений. Западная часть моря в общем более ледовитая, чем восточная. С севера, в море спускается отрог океанического Таймырского ледяного массива, в котором нередко встречаются тяжелые многолетние льды. Он устойчиво сохраняется до нового льдообразования, в зависимости от преобладающих ветров, перемещаясь то к северу, то к югу. Локальный Янский ледяной массив, образованный припайными льдами, ко второй половине августа обычно растаивает на месте или частично уносится на север за пределы моря.

остров Андрея

Флора и фауна
Флора и фауна немногочисленна в связи с суровым климатом. Растительность моря представлена в основном диатомовыми водорослями, которых здесь более 100 видов. Для сравнения, зелёных, сине-зелёных водорослей и жгутиковых — порядка 10 видов каждого. Общая концентрация фитопланктона составляет 0,2 мг/л. Также в море присутствует около 30 видов зоопланктона с общей концентрацией 0,467 мг/л. Флора побережья состоит главным образом из мхов, лишайников и нескольких видов цветущих растений, включая полярный мак, камнеломку, крупку и небольшие популяции полярной и ползучей ив. Сосудистые растения редки и представлены в основном ясколкой и камнеломкой. Несосудистые же, наоборот, весьма разнообразны: мхи родов Ditrichum, Dicranum, Pogonatum, Sanionia, Bryum, Orthothecium и Tortula, а также лишайники родов Cetraria, Thamnolia, Cornicularia, Lecidea, Ochrolechia и Parmelia.
В море отмечено 39 видов рыб, большей частью типичных для солоноватой водной среды. Основными из них являются различные виды хариусов и сиги, как например муксун, чир, омуль. Распространены также сардина, беринговоморский омуль, полярная корюшка, навага, сайка, камбала, арктический голец и нельма.
Здесь постоянно обитают млекопитающие: морж, морской заяц, нерпа, гренландский тюлень, копытный лемминг, песец, северный олень, волк, горностай, полярный заяц и белый медведь. Сезонные миграции к берегу (на летование) совершает белуха. Моржей моря Лаптевых иногда выделяют в отдельный подвид Odobenus rosmarus laptevi, однако этот вопрос остаётся спорным.
Здесь обитает несколько десятков видов птиц. Некоторые из них — осёдлые и живут здесь постоянно, как то пуночка, морской песочник, полярная сова и чёрная казарка. В то время как другие — кочуют по приполярным районам или мигрируют с юга, создавая большие колонии на островах и побережье материка. К последним относятся гагарка, обыкновенная моевка, обыкновенный чистик, белая чайка, кайра, ржанкообразные и полярная чайка. Также встречаются поморниковые, крачки, глупыш, бургомистр, розовая чайка, морянка, гаги, гагары и белая куропатка.
В 1985 году в дельте реки Лены был организован Усть-Ленский заповедник. В 1993 году в его охранную зону были включены также . Территория заповедника составляет 14 330 км². В нём отмечены многочисленные виды растений (402 вида сосудистых растений), рыб (32 вида), птиц (109 видов) и млекопитающих (33 вида), многие из которых внесены в Красные книги СССР и России.

Хатангский залив

История и освоение
Побережье моря Лаптевых издавна было населено аборигенными племенами северной Сибири, такими как юкагиры и чуванцы. Традиционными занятиями этих племён были рыбалка, охота, кочевое оленеводство, а также охота на диких оленей. Начиная со II века началась постепенная ассимиляция юкагиров эвенами и эвенками, а с IX века куда более многочисленными якутами, а в дальнейшем коряками и чукчами. Многие из этих племён переселялись на север с территорий озера Байкал избегая столкновений с монголами. Всеми этими племенами практиковался шаманизм, но языки были разными. В XVII—XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц.

Освоение русскими
Русские начали исследовать побережье моря Лаптевых и близлежащие острова приблизительно в XVII веке, сплавляясь по течению сибирских рек. Многие ранние экспедиции, судя по всему, не были задокументированы, о чём свидетельствуют могилы, найденные на островах их официальными первооткрывателями. В 1629 году сибирские казаки прошли на лодках всю Лену и достигли её дельты. Они оставили запись о том, что река впадает в море. В 1633 году другая группа достигла дельты реки Оленёк.
В 1712 году Яков Пермяков и Меркурий Вагин исследовали восточную часть моря Лаптевых и остров Большой Ляховский, открытый ими за два года до этого. При повторной , они, однако, были убиты взбунтовавшимися казаками своего отряда. Весной 1770 года это удалось промышленнику Ивану Ляхову. Обнаружив там ископаемую мамонтову кость, он по возвращении попросил монопольного права на её сбор и в итоге получил его специальным указом Екатерины II. Во время своего похода на санях он описал несколько других островов, в том числе Котельный, названный им так из-за найденного на нём медного котла. В 1775 году он составил подробную карту Большого Ляховского острова.

В рамках Великой Северной экспедиции исследованием моря Лаптевых занимались два отряда:
Во главе Ленско-Енисейского отряда 30 июня 1735 года Василий Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск» с экипажем более 40 человек. Он исследовал восточное побережье дельты Лены, нанеся его на карту, остановился на зимовку в устье реки Оленёк. Несмотря на трудности, в 1736 году ему удалось и продвинуться на вёслах на север дальше 77-й широты, практически до мыса Челюскин — крайней северной точки материка. Однако из-за плохой видимости путешественникам не удалось увидеть землю.
На пути обратно погибли сам Прончищев и его жена — Татьяна Прончищева: 29 августа Прончищев на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре умер от жировой эмболии. Жена (её участие в экспедиции было неофициальным) пережила мужа лишь на 14 дней и умерла 12 (23) сентября 1736 года. Бухта Марии Прончищевой («Марии» — вследствие ошибки, допущенной при подготовке издания карт) в море Лаптевых была названа именно в честь неё.
В декабре 1737 года новым руководителем отряда был назначен Харитон Лаптев. Под его руководством отряд вновь достиг Таймыра, перенёс зимовку на Хатанге, а после того, как судно было раздавлено льдами, продолжил описание берегов Таймыра с суши. Одной из групп этого отряда под руководством Семёна Челюскина по суше удалось добраться до северной оконечности полуострова, носящей ныне его имя.
Во главе Ленско-Колымского отряда Дмитрий Лаптев (сменивший в 1736 году скончавшегося во время зимовки П.Лассинеуса) на боте «Иркутск» описал морское побережье от дельты Лены до пролива в Восточно-Сибирское море, названного позднее его именем.

Детальное картирование побережья моря Лаптевых и было выполнено Петром Анжу, который в 1821—1823 годах преодолел около 14000 км по данной территории на санях и лодках, в поисках Земли Санникова и демонстрируя таким образом, что широкомасштабные исследования побережья могут производиться и без судов. В его честь были названы острова Анжу (северная часть Новосибирских островов). В 1875 году Адольф Эрик Норденшёльд первым смог проплыть через всё море Лаптевых на пароходе «Вега».
В 1892—1894, а затем в 1900—1902, барон Эдуард Толль исследовал море Лаптевых в ходе двух отдельных экспедиций. Он проводил геологические и географические исследования на корабле «Заря» от имени Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Во время своей второй экспедиции Толль пропал без вести где-то на Новосибирских островах при невыясненных обстоятельствах. Ему удалось отметить большие, экономически значимые скопления прекрасно сохранившейся мамонтовой кости на пляжах, в водоёмах, речных террасах и руслах рек Новосибирских островов. Более поздние научные исследования показали, что данные скопления формировались в течение около 200 000 лет.

Этимология названия
Исторические названия: Татарское, Ленское (на картах XVI—XVII веков), Сибирское, Ледовитое (XVIII—XIX века). В 1883 году полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал море именем Норденшёльда.
В 1913 году по предложению океанографа Ю. М. Шокальского Русское географическое общество утвердило нынешнее название — в честь двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, но официально оно было закреплено только решением ЦИК СССР от 27 июня 1935 года.

стойбище в Оленёкском заливе

Пясина, Верхняя и Нижняя Таймыра, Хатанга.




Южные берега Северной Земли находятся всего лишь в 55 километрах от северной оконечности Азии — мыса Челюскина — ив ясный день бывают видны. Теперь хорошо известно, что русские мореплаватели довольно рано, в конце XVI — начале XVII столетия, в море Лаптевых проливом, отделяющим Северную Землю от материка. Быть может, этим отважным мореходам приходилось видеть высокую, причудливую горную страну, и им мы обязаны первыми сведениями о ней. Правда, на старинных географических картах эта страна имеет фантастические очертания. Но что в этом! Ведь не менее фантастические формы имели материки на картах мира XV и XVI века; не менее причудливые очертания имела Гренландия на картах XVI и даже XVIII века, несмотря на то, что она стала известна европейцам в IX, X и в особенности в XI и XII столетиях.



— российский архипелаг в Северном Ледовитом океане. Административно входит в состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края.
Площадь архипелага около 37 тыс. км². Необитаем.
На Северной Земле находится самая северная островная точка Азии — мыс Арктический на острове Комсомолец.

История
Архипелаг открыт 4 сентября 1913 года гидрографической экспедицией 1910—1915 годов Бориса Вилькицкого. Сначала назван участниками экспедиции словом «Тайвай» (по первым слогам экспедиционных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач»). Официальное название «Земля Императора Николая II» в честь царствовавшего тогда российского императора архипелаг получил 10 (23) января 1914 года, когда оно было объявлено приказом № 14 морского министра. Продолжаются споры о том, кто был инициатором данного наименования. Известно, что Борис Вилькицкий был его сторонником как до появления приказа № 14, так и спустя два десятилетия. Первоначально предполагалось, что архипелаг представляет собой один остров.

11 января 1926 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета своим постановлением переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю. Остров Цесаревича Алексея был переименован в остров Малый Таймыр. Впоследствии, в 1931—1933, были открыты образующие архипелаг острова, которые получили от советских первооткрывателей (Николая Урванцева и Георгия Ушакова) названия Пионер, Комсомолец, Большевик, Октябрьской Революции, Шмидта.

1 декабря 2006 года Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было принято постановление, которым предлагалось прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции — в остров Святой Александры, остров Большевик — в остров Святой Ольги, остров Комсомолец — в остров Святой Марии, остров Пионер — в остров Святой Татьяны и остров Домашний — в остров Святой Анастасии.

Однако после объединения Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Законодательное собрание Красноярского края не поддержало эту инициативу.



__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Шамраев Ю. И., Шишкина Л. А. Океанология. Л.: Гидрометеоиздат, 1980
http://tapemark.narod.ru/more/14.html
Усть-Ленский государственный природный заповедник
М. И. Белов По следам полярных экспедиций. Часть II. На архипелагах и островах
Ляхов Иван, Большая Советская Энциклопедия
http://znayuvse.ru/geografiya/zagadka-zemli-sannikova
Дмитрий Лаптев, Харитон Лаптев, Большая Советская Энциклопедия
Визе В. Ю. море Лаптевых // Моря Советской Арктики: Очерки по истории исследования. — 2-е изд. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — С. 180—217. — 568 с. — (Полярная библиотека). — 10 000 экз.
История открытия и освоения Северного морского пути: В 4 томах / Под ред. Я. Я. Гаккеля, А. П. Окладникова, М. Б. Черненко. — М.-Л., 1956—1969.
Белов М. И. Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933—1945 гг. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. — Т. IV. — 617 с. — 2 000 экз.
http://www.photosight.ru/
фото Е.Гусев, С.Анисимов, Л.Шварц.

  • 6694 просмотра
  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    "ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ": ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ и ХАРИТОН ПРОКОПЬЕВИЧ ЛАПТЕВЫ

    ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ и ХАРИТОН ПРОКОПЬЕВИЧ ЛАПТЕВЫ (XVIII в.)

    Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота — Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

    Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён — Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Внтус Беринг, по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ — Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья — Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус — от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

    Отряды не выполнили своей задачи.

    Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

    Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цинга. Умер Ласиниус и ешё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» остался в устье Хараулаха. Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

    Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Святой Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате «Россия». Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включен в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

    Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый «Иркутск».

    Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжелые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. Є трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней стал на зимовку несколько выше Булуна.
    Снова пришла цинга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно — переболели цингой все, но умер лишь один человек.

    Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубель-шлюпке «Якутск» летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г.

    Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1’ сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Семён Челюскин, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

    Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

    Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план бу¬дущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.
    Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева.

    X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты «Декроне».

    В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.
    По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

    18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на «Иркутске» с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.

    Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд — к устью реки Индигирки под начальством, геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше — между Индигиркой и Колымой. 8 июля «Иркутск» достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

    Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

    Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

    У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

    Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял еще одну попутку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретить непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться з Нижнеколымск.

    Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

    Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

    17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. На¬двигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на вимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

    Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

    На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры — геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению Х. П. Лаптева заранее переведены на лёд.

    Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

    Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу Х. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

    Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

    Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения н развернул работу.
    Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю в и пошел навстречу Челюскину.

    Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии — скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.

    Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

    Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

    На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставляли разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с ка кой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

    Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых!

    Родословная рода Лаптевых начиналась со знаменитого князя Родеги, выехавшего из Косуйской орды. У потомка этого князя Глеба Романовича Сорокоумова был сын Варфоломей, по прозванию Лапоть, от которого и пошли Лаптевы.

    Год 1700-й - в семье… Лаптева, владельца сельца Покарево (оно и нынче живет и почти здравствует), родился сын - Харитон Лаптев. Годом позже (в 1701-м) в семье его брата Якова Лаптева, владельца села Болотово (селение исчезло в годы войны), тоже появляется на свет сын - Дмитрий Лаптев. Крестили мальчиков в приходской Слауйской церкви. Здесь стоит обратить особое внимание на один момент: Харитон и Дмитрий считаются двоюродными братьями. Но если верить родословной рода Лаптевых, составленной сыном Харитона, Капитоном, (о ней пишет в своей статье, посвящённой мореплавателям, С. Петров), то получается, что это отцы знаменитых исследователей были двоюродными, а сами Харитон и Дмитрий - братья троюродные.

    Родились мальчишки во времена, когда царь Петр как раз флот российский в порядок приводил, и по сему в головы юных отпрысков, живущих на берегах спокойной Ловати, удящих рыбу в окрестных озерцах, закралась мысль о море. Да не просто закралась, а так увлекла, что отправили их родители в Петербург. А там их дядюшка Борис Иванович Лаптев, состоящий на службе государевой (в должности корабельного мастера галерных верфей), пристроил мальцов во вновь созданную Морскую академию.

    Окончив обучение, братья пошли разными путями: младший, Д. Лаптев, уже через два года по окончании академии стал мичманом, а вскоре и унтер-лейтенантом и командиром корабля. Харитону до звания мичмана пришлось служить целых шесть лет в должности подштурмана. Участвовали братья и в военных сражениях, но славу принесла им, как бы сейчас сказали, исследовательская деятельность. С 1736 года Дмитрий руководит одним из северных отрядов Второй Камчатской экспедиции, вскоре к нему присоединился и брат.

    Долгой была судьба моряков. Харитон Лаптев прожил до 63 лет и умер 21 декабря 1763 года в Петербурге. По одной из версий, похоронен в своем имении под Великими Луками, правда, могилы его ни один наш современник не видел.

    Дмитрий Лаптев вышел в отставку в апреле 1762 и поселился в своем имении Болотово. До недавнего времени дата смерти и место захоронения Д. Лаптева были неизвестны. Но около 2005 года сотрудники нашего архива отыскали метрическую книгу Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год, где в части третьей «Об умирающих» под № 2 священником записано: «Умер 20 генваря 1771 года селца Болотова дворянин Дмитрий Яковлев, сын Лаптев, 70 лет».

    Что осталось от Лаптевых на земле великолукской? Да, практически, ничего, кроме памяти об известных всему миру земляках. Покарево - почти дачный поселок. Маленький, но с памятником. От Болотова же не осталось совсем ничего, кроме красивых холмов да рельефа, подсказывающего, что здесь когда-то жили. В 2001 году на месте села поставили деревяннный памятный крест.


    Имение Покарёво – родина Харитона Прокофьевича Лаптева.

    Источники:
    1. Псковская энциклопедия // Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков: Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007. - С. 435.
    2. С. Петров Великолукская старина. Историко-краеведческая мозаика / С. Петров. - Великие Луки, 1999.

    Харитон Прокофьевич ЛАПТЕВ(1700 - 1764),мореплаватель, исследователь Арктики, капитан 1-го ранга. Его именем названы морской берег на полуострове Таймыр, мыс на восточном берегу полуострова Челюскин, а также море Лаптевых Северного Ледовитого океана, названное так в честь Харитона и его двоюродного брата Дмитрия Яковлевича ЛАПТЕВА.
    Харитон Лаптев






    Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

    Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и учёных, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, лейтенанты флота - Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, замечательные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции.

    Пётр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций всех времён - Великой Северной экспедиции. Первая, так называемая Камчатская, экспедиция ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен командор Витус Беринг, по происхождению датчанин, ещё в молодости принятый Петром I на службу в русский флот и прослуживший в нём 37 лет. Эта экспедиция, успешно проведённая с 1725 по 1730 г., явилась прологом ко второму этапу работ - Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом. Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов Прончищева и Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по Лене в море, обследовать и произвести опись побережья - Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус - от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

    Отряды не выполнили своей задачи.

    Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте "Иркутск" с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

    Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот "Иркутск" остался в устье Хараулаха. Новым командиром "Иркутска" Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

    Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём "Фаворитка", через два года стал командиром фрегата "Святой Яков", а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате "Россия". Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

    Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый "Иркутск".



    Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

    Снова пришла цынга. Но Д. Я. Лаптев учёл печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно - переболели цынгой все, но умер лишь один человек.

    Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке "Якутск" летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Ласиниус, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

    Маршрут отряда Дмитрия Лаптева

    Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

    Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

    Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром "Якутска" Харитона Прокопьевича Лаптева.

    X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты "Декроне".

    В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

    По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

    18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на "Иркутске" с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.






    Согласно принятому плану, Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью реки Яны по суше, и второй отряд - к устью реки Индигирки под начальством геодезиста Киндякова. Так же предполагалось организовать выполнение работы и дальше - между Индигиркой и Колымой. 8 июля "Иркутск" достиг устья реки Яны и продвигался постепенно всё далее к востоку, пока в районе устья реки Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

    Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

    Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, "Иркутск" был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

    У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

    Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

    Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

    Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда "Якутска", плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

    17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название "Нордвик". Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

    Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

    На месте зимовки X. П. Лаптев оставил большие запасы продовольствия и снаряжения. С наступлением весны были начаты сухопутные описные работы. К устью реки Пясины был направлен боцман Медведев, а к устью реки Таймыры - геодезист Чекин с отрядами и продовольствием. Эти два отряда не смогли выполнить работу, но они выяснили обстановку и дали X. П. Лаптеву сведения, необходимые для успешного выполнения работ в будущем. Сам X. П. Лаптев в августе 1740 г., сразу по вскрытии льдов, предпринял ещё одну попытку обойти Таймырский полуостров морем с севера. Попытка не удалась. Судно было зажато льдами и погибло. Экипаж и грузы были по распоряжению X. П. Лаптева заранее переведены на лёд.

    Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

    Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

    Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

    Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

    Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.

    Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее. Весной 1742 г. Семён Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии - скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43" северной широты и 104°17" восточной долготы.

    Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

    Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

    На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

    Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

    О Х. П. Лаптьеве:Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; "Записки Адмиралтейского департамента", 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, "Сибирский Вестник", 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, "Советская Арктика", 1941, № 6.