Какие породы входят в рейтинг самых красивых лошадей? Очарованная душа Иберийская лошадь

«Из всех лошадей мира лошади Испании наилучшие. Отборные экземпляры их, я могу ручаться,— самые благородные на свете, и не найдется лошади, которая была бы лучше сложена, от кончиков ушей до копыт»,— так писал в XVII в. герцог Ньюкэстл, восхищение которого этой породой разделяли многие знатоки и ценители лошадей.

Андалузская лошадь мало известна в нашей стране. Отечественная литература на протяжении не только нынешнего, но и прошлого века уделяла ей очень мало внимания, причем часто критиковались рыхлость ее конституции и недостаточная резвость. В.О. Витт и В.О. Липпинг, едва ли ни единственные, кто писал у нас об испанских лошадях в советское время, считали, что эта прежде столь знаменитая порода выродилась и даже совершенно исчезла. В действительности же, несмотря на превратности судьбы, она дожила до наших дней такой, какой она была, когда о ней можно было сказать,что «испанские лошади предпочитаются для войны и манежу всем прочим лошадям в свете». Эта порода не только одна из старейших и красивейших в Европе, ей принадлежит целая эпоха в развитии мирового коневодства, и с XV по XVIII вв. она имела такое же влияние на большинство культурных пород, какое в наше время имеет английская чистокровная лошадь. Да и сама английская чистокровная порода несет в себе некоторую долю андалузской крови.

Что же представляют из себя лошади этой породы, изображения которых так часто можно встретить на картинах художников Ренессанса? Прежде всего, их экстерьер поражает глаз, привыкший к прямым длинным линиям полукровных лошадей, необычными пропорциями и яркой, своеобразной красотой. Вся фигура лошади такова, что, даже свободно стоящая, она выглядит уравновешенной в максимальном сборе. Она крупна, но не слишком: рост ее около 160 см в холке. Туловище отличается округлыми формами, компактностью, шириной и глубиной, что создает отдаленное сходство с восточной лошадью арабского типа, однако оно все же гораздо массивнее, чем у современных верховых лошадей: андалузцы широкогруды и «толстобрюхи», как верно заметил автор прошлого века. Шея очень высоко поставленная, с картинным изгибом; она достаточно длинная, с длинным затылком, но при этом широкая, с развитым гребнем. Голова средней величины и горбоносая, с большими миндалевидными глазами; особую живописность ей придает ниспадающая на лоб длинная пышная челка. Пропорции головы, несмотря на горбоносость и удлиненность носовой части, несут в себе что-то «восточное», возможно, из-за широкого ганаша. Ноги недлинные и костистые, но, по сравнению с туловищем, легкие и тонкие, на прочных высоких копытах. Ощущение компактности, «собранности» лошади усиливается тем, что задние ноги слегка подставленные; хвост к округлому мощному крупу приставлен довольно низко. Хвост и грива роскошные, очень длинные и густые, иногда слегка волнистые, но при этом негрубые. В прошлом андалузским лошадям были свойственны самые разнообразные, в том числе и редкие масти. Большинство современных андалузцев (80%) имеют серую масть; кроме того, встречаются темно-гнедые и вороные. Рыжая, буланая, соловая и изабелловая масти сохранились в лузитанской породе, которая представляет собой португальский вариант андалузской лошади.
В движении андалузская лошадь представляет собой совершенно особое, очень яркое зрелище. Ход ее от природы настолько высок, что даже без всадника она идет как бы танцуя. На рыси передние ноги легко поднимаются до уровня груди. Такое ощущение, что центр тяжести лошади смещен к задним ногам, а перед ее максимально поднят, что придает ей особую поворотливость, а движения делает величавыми и картинными. Эта вычурная парадность и одновременно легкость при движении в сборе — наиболее яркие отличия всех пород испанского типа. Эти свойства — непременный атрибут испанской школы выездки, которая господствовала вплоть до конца XVIII в. и на основе которой развились современные принципы искусства верховой езды.
Главным районом разведения андалузской породы всегда был юг Испании. О ее происхождении существуют различные теории, даже такая, что андалузская лошадь сформировалась на Пиренейском полуострове без какой-либо примеси извне, что, однако, выглядит не очень правдоподобно.
С древнейших времен население Пиренейского полуострова имело тесные связи с Северной Африкой, где большой славой пользовалась нумидийская конница. Нумидийские лошади были южного типа: подвижные и резвые. Их считают прямыми предками берберийской породы. Этот тип лошади был распространен и на юге Пиренейского полуострова, который населяли тогда племена иберов. Иберийские всадники принимали участие в завоевательных войнах Карфагена, а лошадей иберов ценили не только в Карфагене, но и в Риме. Потом завоеватели-вандалы (кстати, давшие название Андалузии) привели на полуостров лошадей северного типа. Таким образом, лошадь Пиренейского полуострова возникла как бы на стыке двух больших рас: тяжелой, грубоватой европейской лошади северного типа и сухой и легкой восточной лошади из Северной Африки.
В VIII в. мавры, распространявшие ислам, завоевали Испанию и привели с собой множество восточных лошадей, в первую очередь, берберийских, а возможно, и арабских. Под этим мощным восточным влиянием, длившимся почти восемьсот лет, и начала формироваться на основе местных лошадей андалузская порода. От мавров испанцы переняли даже стиль езды, который отличался от стиля езды рыцарей гораздо большей маневренностью; позднее на его основе сложилась испанская школа верховой езды.
В XV в., после освобождения от мавров, начался подъем испанского коневодства. Андалузские лошади, получившие название генеты, стали известны по всей Европе. По популярности они уступали лишь лошадям лучших восточных пород. Относительно более сухие и легкие генеты стали вытеснять породы тяжелых рыцарских коней средневековья: таких, как фризы или баварские ротталеры. Одновременно с испанской породой по Европе распространялась и испанская школа верховой езды. Ее особенность состояла в том, что от лошади требовалось двигаться в максимальном сборе, перенеся основную нагрузку на задние ноги. Элементы этой выездки весьма сложны и требуют от лошади не только контакта со всадником, гибкости, поворотливости, но и определенной «силовой подготовки», так как при их выполнении задние ноги лошади выдерживают большое напряжение: это разнообразные прыжки, например, с приземлением на задние ноги, стойки на сильно согнутых задних ногах и т. д.
Первоначально все эти приемы были нужны для ведения поединка, но позднее составили как бы особый вид искусства.
В результате скрещивания с андалузскими лошадьми начали формироваться новые породы. Наиболее известные из них происходят из дворцовых заводов, возникших в XVI в.: Фредериксборгского, Кладрубского, Липпицанского. Тогда же возникали и знаменитые школы верховой езды: неаполитанская и испанская придворная в Вене. Вообще, вплоть до конца ХVIII в. андалузские производители использовались по всей Западной Европе для улучшения самых разных пород, от каретных до различных пони. В дальних рядах родословной испанских предков имеют даже такие породы, как тракененская, ганноверская и гольштинская.
Завозились в свое время андалузские, или, как их тогда у нас называли, испанские, лошади и в Россию, их было много в дворцовых заводах. Несколько испанских кобыл оставили след в орловской рысистой и орловской верховой породах.
Расцвет испанского коневодства происходил в период наибольшего политического могущества Испании, распространения ее влияния на обширные земли Нового Света. Андалузских лошадей везли с собой завоеватели Америки; затем их доставляли переселенцы. Кровь андалузской и родственных ей португальских пород и поныне очень сильно сказывается в породах Латинской Америки. И, хотя в породах Северной Америки часто больше заметна наследственность английских и арабских предков, многими своими качествами они обязаны испанскому влиянию. Ковбойская уздечка с одним мундштуком возникла гоже на основе испанского образца.
В период барокко, в XVIII в., господствующие вкусы несколько изменились. В моду вошли лошади более пышных форм, более тяжелые и рослые. Новому идеалу больше всего соответствовала неаполитанская порода, которая происходила от андалузских и берберийских лошадей. Особенности неаполитанской породы, не сохранившейся до наших дней, можно заметить, сравнивая современных андалузских лошадей с липпицанскими старого типа и особенно кладрубскими: они рыхлее, несколько растянуты, у них чаще бывает мягковатая спина, профиль головы уже не с изящной горбинкой, а с сильно выпуклой, начиная прямо с переносицы. Сама андалузская лошадь, хотя и была очень близка к неаполитанской по типу, все же отличалась гораздо большей сухостью и компактностью, в ней больше чувствовалась восточная кровь. Однако неаполитанская порода стала настолько популярной, что даже в самой Испании скрещивания с ней поощрялись королем.
За сохранение андалузской породы в чистоте надо благодарить монахов-картезианцев из монастыря Херес де ла Фронтера, основанного в 1476 г. До сих пор картезианские лошади считаются самыми лучшими в андалузской породе, а конный завод в Хересе остается самым известным местом ее разведения.
С начала XIX в. широкое признание получила английская чистокровная лошадь. Одновременно звезда славы андалузской породы начала клониться к закату. Испанская школа верховой езды, которая когда-то возникла как составная часть военного искусства, в конце концов превратилась в атрибут образа жизни дворянства. Интерес к ней упал, так как изменились эстетические идеалы и стиль жизни высшего общества. Для кавалерии требовались теперь лошади с другими качествами — резвые и выносливые, и слишком специализированная в выездке андалузская лошадь с высоким и непроизводительным ходом для этих целей не подходила. В полукровных заводах улучшателей андалузской и производных от нее пород постепенно вытесняли английские. В результате численность породы сильно сократилась, а ареал практически ограничился территорией Испании.
Андалузская лошадь пребывала в забвении вплоть до конца ХХ века, когда использование лошади в хозяйстве в значительной мере уступило место спорту и зрелищам и у коневодов появился интерес к необычным породам, в том числе сохранившимся «породам барокко»: андалузской, лузитанской, липпицанской, кладрубской, фризской. В разных странах Европы и Америки стали появляться общества любителей и заводчиков андалузской лошади. Этих лошадей теперь можно встретить в Италии, во Франции, в Великобритании. В Германии в настоящее время уже зарегистрировано свыше 300 представителей этой породы, интерес к которой подтверждает исследование цен на рядовую лошадь: пятилетний андалузец стоит в 2,5 раза дороже араба.
Хотя во всем мире порода по-прежнему называется андалузской, в Испании теперь принято новое название: рига гага espanola, т. е. «чистая испанская порода». Дело в том, что в XV в. Андалузией называлась вся территория испанского королевства. Современная же Андалузия лишь небольшая область на юге страны. Более половины всего поголовья породы сосредоточено в Андалузии. Надо сказать, что воспитание андалузские лошади получают отнюдь не тепличное: в конных заводах Испании кобылы остаются незаезженными и содержатся на пастбищах практически круглый год. Им принято состригать гривы, чтобы они не запутались в кустарнике.
Для верховой езды предпочитаются жеребцы, их почти никогда не кастрируют и используют даже в конной полиции; ездить на меринах испанцы считают ниже своего достоинства. Однако андалузские жеребцы при всей своей энергии и подвижности очень добронравны и послушны. Лошадей заезжают в три года и обучают всем элементам испанской выездки, принципы которой сохранились здесь неизменными на протяжении веков. В Испании и поныне применяются традиционные седло и уздечка с одним мундштуком. В 1973 г. была создана королевская андалузская школа верховой езды.
Не последнюю роль в сохранении традиций испанской школы выездки сыграло и национальное зрелище Испании и Португалии — конная коррида. Перед появлением на арене быка всадник-тореадор открывает корриду каскадом элементов выездки, показывая свое мастерство и выезженность лошади. Затем коню предстоит проявить исключительную ловкость, поворотливость и понятливость, чтобы спастись от рогов разъяренного быка. Для такой сложной задачи лошадь должна быть выезжена так, чтобы представлять собой как бы продолжение всадника; на ее подготовку уходит 6-7 лет.
Кстати, андалузскому коню приходится сталкиваться с быками не только на арене. Правда, вакеро —испанские ковбои — чаще предпочитают не чистопородных андалузцев, а более резвых лошадей с долей арабской или английской крови, но именно андалузская наследственность дает этим помесям необходимую совкость, маневренность и развитое чувство равновесия. Все те качества, которыми должна обладать лошадь для корриды, оказываются очень полезными и в других случаях. Например, французский каскадер Марио Люраччи считает наиболее подходящей для своей работы именно андалузскую лошадь.
Андалузских лошадей иногда заезжают и для упряжи. Традиционная запряжка состоит из пяти лошадей: три спереди и две сзади. Ярко украшенная, она выглядит очень эффектно.
Из «пород барокко» андалузская, похоже, самая многочисленная: в то время как липпицанов и кладрубов всего по 500-700 голов, в Испании в 1996 г. насчитывалось 32.159 чистопородных андалузцев, в том числе 15.045 жеребцов и 17.114 кобыл.

Лузитано и королевский альтер

Название лузитанской породе дало одно из племен иберов — древнейшего населения Пиренейского полуострова. Лузитаны занимали практически всю территорию современной Португалии. В 61 г. до н. э. их завоевали римляне, и Лузитания стала римской провинцией. Однако это древнее название лучшая португальская порода лошадей официально получила совсем недавно — в 1966 г. Андалузская и лузитанская породы очень близки. Они имеют общую историю, мало различимы по экстерьеру и одинаково используются; их разделяют скорее государственные границы, чем какие-либо внешние или внутренние отличия. Иногда, правда, отмечается, что у лузитанской лошади ниже приставлен хвост, более выпуклый профиль и длиннее спина. Как и андалузские, лузитанские лошади широко используются в корриде; кстати, в Португалии, в отличие от Испании, еще с XIX в. быка на корриде не убивают.
Еще в 70-е гг. в западной литературе можно было встретить высказывания об упадке коневодства в Португалии. Однако в настоящее время число поклонников пузитанской породы растет не только на ее родине, но и в других странах Западной Европы. С 1992 г. общество заводчиков лузитанской породы существует и в Германии.
В 1748 г. в небольшом городке Альтер ду Шан в португальской провинции Алентежу был основан королевский конный завод. Он должен был поставлять в королевские конюшни Лиссабона лошадей, пригодных для высшей школы верховой езды и для экипажей. Первоначально в заводе было лишь пять кобыл, привезенных из Андалузии; в лучшие времена численность маток достигала 300 голов. Лошади завода получили название альтер реал, то есть «королевские из Альтера». Однако во время наполеоновских войн завод был разграблен, после чего начался его упадок. В 1834 г. его пришлось закрыть. Чтобы воссоздать породу, делались попытки скрещиваний с ганноверскими, нормандскими, английскими, арабскими лошадьми, но они принесли скорее вред, чем пользу, особенно увлечение арабской кровью.
Только закупка породных андалузских кобыл в конце XIX в. спасла положение. Свержение монархии в 1910 г. снова поставило королевских альтеров на грань вымирания. К 1942 г. осталось лишь два жеребца и 11 кобыл. Тогда спасением породы занялся один из известнейших португальских конников, Руй д"Андраде. Возрождение завода «Альтер» началось после того, как он был передан Министерству сельского хозяйства.
Сейчас в конном заводе 54 кобылы и 16 жеребцов. Современные лошади Альтера имеют только гнедую масть. Их готовят для португальской высшей школы верховой езды в Лиссабоне.
Королевских альтеров, лузитанскую и андалузскую породы иногда объединяют общим названием — иберийская лошадь, по имени племен, населявших в древности Пиренейский полуостров. Правда, в Испании и Португалии разводят еще и аборигенные горные породы, гаррано, соррайо и т. д., которые должны быть больше похожими на лошадей иберов. Но их благородные «дальние родственники» лучше известны и по праву занимают особое место в яркой и самобытной культуре Испании и Португалии.

Все истинные ценители настоящего благородства, которое передается по генам, истинного благородства характера иберийца, безусловно, реальные представители благородных кровей – Страбон, Ксенофонт, Цезарь, Плиний и множество воинов, рыцарей, что души не чаяли в сопровождавших их сложных боях товарищей-лошадей.

Заслужить подобное бесценное доверие человека, лошади иберийцы смогли, благодаря уравновешенности собственного характера, своему царскому спокойствию. А также и той бескрайней привязанности и любви, что вырабатывается у них с течением лет, к собственным хозяевам. Местом зарождения этой удивительной породы является именно Иберийский полуостров. А, по той причине, что на данном полуострове находятся Испания с Португалией, четким образом просматривается их значительное влияние на эту породу.

Следовательно, на нынешний день, уже различают два подтипа подобных лошадей. Первый из них, «андалузский» (либо ), а второй, «лузитано» (либо ). К тому же, различим еще и третий тип, который называется «альтер-реал». Но, по той причине, что завод, разводящий лошадей этой породы, находится в Португалии, данный вид иберийца, тоже стали относить именно к «лузитано».

Светлая Иберийка

Характеристика

Несмотря на тот факт, что этого типа лошадок, прямо говорит о сильном влиянии древней испанской крови, а вовсе ни португальской. «Андалузский» же тип, считают намного выигрышнее в представителях, которые с серой мастью. А вот «лузитано», выигрышным считается именно для масти с серой и гнедой. Что для «Альтер реаль», он выигрышен для и темно-гнедой. Лошади иберийской породы зачастую в высоту достигают от 152 до 162 сантиметров.

Однако временами, вполне можно встретить представителей породы, рост коих достигает 170 сантиметров. Характерная особенность лошадок такой породы - глаза миндалевидной формы, что отличаются особенной выразительностью, а также широкий лоб и «орлиный», то есть горбоносый, либо прямой профиль.

Иберийская лошадь имеют довольно-таки длинные шейки и хорошо обмускуленные корпуса. Также у них сильные ножки. А грива и хвост зачастую невероятно длинные и волнистые притом. Такие лошадки частенько используются в различных шоу-спектаклях, в корриде и конкуре, в силу их немыслимой врожденной гибкости и элегантности. Эксперты считают, что именно эти лошадки активным образом участвовали в процессе формирования совершенно всех пород верховых лошадок.

June 20th, 2014

Кони, пожалуй, самые грациозные животные среди млекопитающих. Сегодняшняя подборка посвящена лучшим друзьям человека. Самые красивые породы лошадей. Топ-10.

10. Шайр (Английский тяжеловоз)

Лошади этой породы отличаются высоким ростом (165-185 см в холке, иногда до 219).Считается самой высокой лошадью в мире. Ведут свой род от боевых рыцарских коней, потомков лошадей Римских Завоевателей и является одной из древнейших тяжеловозных пород.Название происходит от английского «шир» - графство. Большой известностью и распространением пользуется порода шайр-горс или кэрт-горс, происшедшая от местных кобыл и голландских жеребцов. Несмотря на своё древнее происхождение, она в массе не совсем однородна. Тип её сильно изменчив - от лошади необычайного размера и веса, годных только для езды шагом, до крупных и складных, пригодных уже и в плуг, и в воз. Масть разнообразная; характерны лысина на голове и белые чулки, чаще на одних задних ногах. Все части тела развиты пропорционально; весьма важной статьёй являются широкая грудь, спина и такой же крестец. Хорошо питаются и прочно держат тело. Некоторые недостатки породы - сырость, сильная фризистость и не всегда достаточная приземистость, вероятно, скоро исчезнут, так как экземпляры, обладающие этими пороками, расцениваются значительно ниже. Скрещивание шайров с кобылами кровных пород очень распространено в Англии и дает пригодных племенных упряжных лошадей.

9. Иберийская лошадь

Местом зарождения иберийской породы является Иберийский полуостров, а так как на полуострове расположены Португалия и Испания, то четко просматривается их влияние на породу. Соответственно, на сегодняшний день различают уже два подтипа иберийской лошади: «андалузский» (или чистокровный испанский) и «лузитано» (или чистокровный португальский). Благодаря врожденной элегантности, невероятной гибкости лошади часто используются в разнообразных шоу-спектаклях, упряжке, корриде, конкуре (где занял в 1983 году 12-е место в двадцатке лучших конкурных коней мира жеребец Новильеро), а также высшей школе. Специалисты считают, что иберийцы принимали участие в формировании всех пород верховых лошадей, а прямыми потомками их являются: «аппалуза», «кладрубер», «липицааны», «квартер», «перуанский пасо», «американская верховая», «пасо фино», а также «криолло».

8. Ганноверская лошадь

Во всем мире ганноверскую породу узнают по её тавру в виде латинской буквы «Н». Это наиболее многочисленная теплокровная порода в Европе. Она была основана в 1735г. в Целле «для прославления державы» ганноверским принцем и впоследствии королем Англии Георгом II(1727-1760). Сегодня 8000 кобыл ежегодно привозятся на случку к жеребцам целльского конезавода. Является самой популярной спортивной породой в мире. Её можно увидеть на большинстве международных соревнований по конкуру и выездке. Это результат немецкой скрупулезности: ганноверская порода тщательно создавалась примерно в течение 300 лет - для различных, но специфических целей. Эта порода была выведена от некрасивого поголовья, улучшенного путем скрещевания с подходящими чистокровными верховыми, арабскими и тракененскими скакунами.обладают практически идеальным экстерьером, в котором четко прослеживаются черты английской чистокровной.Одной из важнейших особенностей является то, что характер производителей тестируется. Только лошади с уравновешенным темпераментом допускаются к разведению. Лошади ганноверской породы лидируют на мировой арене в выездке, также много их выступает в конкуре и троеборье.

7. Голштинская лошадь

Родиной голштинов считается завод в Травентхалле, основанный пруссами в 1867 г., который уже не работает. Сейчас основной базой разведения породы стал Элмсхорн. Это одна из самых старых пород немецких теплокровных, ей уже несколько сотен лет. Работа над породой началась приблизительно с тринадцатого века, а в 17 веке голштинская лошадь пользовались большим спросом в Европе. Тогда они содержали различную кровь: немецкую, неапольскую, испанскую и восточную, которую приливали к местным кобылам.Изначально эта лошадь особенно ценилась немецкими фермерами за ее силу, уравновешенность, надежность, а также военными за ее отвагу и способности. Позднее в 18 веке их скрестили с йоркширскими почтовыми лошадьми, в результате получив своеобразные движения, улучшенную осанку и добронравность темперамента. Прославились голштины как крепкие почтовые лошади и армейские верховые.Голштены, к сожалению, не пользуются такой популярностью у конезаводчиков, как другие теплокровные породы, поэтому район их разведения не так уж обширен. Возможно, в этом кроется причина отсутствия разнообразия в этой породе. Наибольшей славы голштины достигли в выездке и конкуре. Однако их историческая выносливость делает их популярными в гонках экипажей. Самым выдающимся представителем породы был крупный гнедой мерин Метеор. Начиная с 9-летнего возраста он выиграл медали на трёх Олимпийских играх. С исключительно талантливым наездником Фрицем Тидеманом Метеор проявил себя выдающимся представителем голштенской породы.

6. Будённовская лошадь

Верховая порода лошадей. Выведена в 1948 году в конных заводах имени С. М. Будённого и имени Первой Конной Армии, Ростовской области. Первоначально выводилась как верховно-упряжная, для использования в армии, но теперь больше известна как верховая, спортивная.Наиболее характерная масть для будённовских лошадей - рыжая разных оттенков, от тёмной терракоты до цвета речного песка. Особую красоту и эффектность рыжей масти придает золотистый оттенок, который будённовские лошади унаследовали от донских.В настоящее время это спортивная порода. Благодаря своей универсальности, её можно встретить в различных дисциплинах. По количеству среди спортивных лошадей порода занимает третье место. Лошади используются большим спросом у отечественных и зарубежных покупателей и спортсменов, их с успехом реализуют на экспорт, где используют для прогулок и спорта.

5. Донская лошадь

Верхово-упряжная порода лошадей, выведенная в XVIII-XIX веках на территории нынешней Ростовской области донскими казаками. Наряду с орловским рысаком одна из наиболее самобытных заводских пород России.Основу для донской породы составили лошади степного типа, которых на протяжении длительного времени улучшали жеребцами восточных, а затем чистокровной верховой и некоторых других заводских пород. Восточные (турецкие, персидские, карабахские, туркменские) производители попадали к казакам в качестве военных трофеев во время Турецких войн.Донская порода сочетает в себе крупный рост (160-165 см в холке) нарядность. Отличаются крепким здоровьем и прочностью, яркой восточной породностью. Масть у современных представителей породы исключительно рыжая и бурая разных оттенков, часто характерного золотистого оттенка с более темными гривой и хвостом.Донские лошади хорошо подходят для конкура, троеборья, любительского спорта, пробегов, хобби-класса и обучения детей верховой езде, могут использоваться не только под седлом, но и в легкой упряжи. Очень хорошо подходят для конной полиции и кавалерии. В советские времена они участвовали в гонках тачанок.

4. Орловский рысак (орловская рысистая)

Знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси. Выведена в России, в Хреновском конном заводе (Воронежская губерния), под руководством его владельца графа А. Г. Орлова во второй половине XVIII - начале XIX веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород. В 2006 г породе исполнилось 230 лет. Известна своим использованием в русских тройках в качестве коренников. Орловцы пользуются неизменной популярностью на международных аукционах лошадей. Орловские рысаки используются также под седлом как прогулочные и спортивные лошади. Благодаря способности красиво изгибать шеи и держать голову орловцы хорошо смотрятся в упряжках и широко используются в драйвинге.Это красиво сложенные, гармоничные, достаточно темпераментные и добронравные лошади. У них гордая осанка, грациозные, нарядные высокие движения, пышные грива и хвост. Орловские рысаки вдохновляли на творчество многих писателей - Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Примером литературного произведения может служить книга Петра Ширяева «Внук Тальони» об орловском рысаке Лесть. Орловские рысаки запечатлены на многих произведениях изобразительного искусства. Особенно часто обращался к орловцам в своём творчестве русский художник Николай Сверчков. Известны также кинофильмы: «Крепыш» и «Рысак».

3. Арабская лошадь (арабская чистокроовная лошадь)

Древняя порода верховых лошадей, выведенная на территории Аравийского полуострова в IV-VII веках нашей эры. Особое отличие арабской лошади от других пород - помимо вогнутой головы и крупных глаз, - так называемый «петушиный» хвост, который лошадь поднимает высоко при любом виде быстрого аллюра.Арабская лошадь является долгожителем среди пород домашних лошадей. Многие из представителей этой породы доживают до 30 лет. Кобылы сохраняют способность к размножению до глубокой старости и отличаются плодовитостью.Арабская лошадь популярна во всём мире и отличается выносливостью, особенно в пробегах более чем на 100 миль.Арабские лошади используются в основном в скачках и в конных пробегах, а также как лошади для любительской верховой езды и любительского конного спорта. Многие породы лошадей до сих пор продолжают улучшать путём скрещивания с арабской породой. Племенная работа сегодня направлена на сохранение и развитие лучших качеств арабской породы, а также некоторое увеличение в росте.

2. Ахалтекинская лошадь (ахалтекинец)

Верховая порода лошадей, выведенная на территории современной Туркмении (Ахал-Теке) предположительно около 5000 лет назад. Это древнейшая из культурных пород, оказавшая влияние на многие породы - арабскую, чистокровную верховую (или английскую скаковую) и др. Относится, наряду с чистокровной верховой и арабской, к числу чистокровных пород, так как является эталонной верховой лошадью и на протяжении 5000 лет не имела скрещиваний с другими породами. Хорошо приспособлена к сухому жаркому климату и прекрасно акклиматизируется в других условиях. По внешнему виду представителей этой породы невозможно спутать с другими лошадьми. Благодаря их формам ахалтекинских лошадей сравнивают с борзыми собаками или гепардом. Во всём облике преобладают длинные линии.ахалтекинец стал лошадью с чрезвычайно тонкой психической организацией. Он умён, горд и не привык выставлять свои чувства напоказ, однако способен на преданность и привязанность к своему хозяину. Многие спортсмены, привыкшие к более флегматичным и безотказным полукровным лошадям, считают ахалтекинцев тяжёлыми в работе. Как настоящие лошади пустыни, ахалтекинцы легко переносят жажду.

1. Фризская лошадь (Фриз)


Порода лошадей, выведенная в Фрисландии, провинции на севере Нидерландов. Выведена в 16-17 веках путём скрещивания испанских лошадей с местной тяжелой "холоднокровной" породой лошадей, в период оккупации Нидерландов Испанией. На Западе этих лошадей иногда называют "черными жемчужинами", ведь фризская - одна из самых красивых и необычных упряжных пород мира. Порода фризских лошадей дважды побывала на грани вымирания, но была спасена нидерландскими коневодами.Фризы являются тяжеловозами.Это мохноногие лошади, т.е. у них на ногах свисают фризы. Грация и гармония этих лошадей воодушевляет.Эти лошади создают ощущения великолепия и величественности у многих, кто видит их в первый раз, просто захватывает дух. Даже самый маленький фриз смотрит на окружающий мир сверху вниз. Фриз высок, строен и эффектен. При этом горделивые вороные великаны добродушны, не портят жизнь своему всаднику излишней пылкостью и очень удобны в езде. Эти длинные грива и хвост казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле.

Истинное благородство, благородство характера - исключительная черта иберийских коней. С незапамятных времен были они верными спутниками воинов, рыцарей "без страха и упрека", исполняя свой долг на войне и на арене. Гомер называл их "сыновьями ветра" и считал непобедимыми. Страбон, Ксенофонт, Плиний... Список поклонников иберийской породы можно продолжать бесконечно. Гай Юлий Цезарь вывозил представителей породы в Рим. Известен, например, факт, что Цезарь лично отобрал 10 белоснежных горбоносых коней: 1 жеребца и 9 кобыл.

Итак, от языческих до христианских времен иберийцы бессменно находились в непосредственной близости со всеми европейскими престолами. Каково же все-таки правильное название породы: андалузцы, лузитано или иберийцы? На самом деле, это одна порода, происходящая с Иберийского полуострова (Испания и Португалия, как известно, расположены на Иберийском полуострове). Правильнее было бы говорить о подтипах:
- андалузском, или чистокровном испанском;
- лузитано, или чистокровном португальском (Лузитания - старое название Португалии в эпоху Римской империи).

Пограничное положение между этими подтипами занимает альтер реаль, условно относимый к лузитано по географическим соображениям (конезавод, где выращивают этих лошадей, находится в городке Альтер ду Шао, в Португалии, практически на границе с Испанией), хотя по своим характеристикам альтеры близки к старым испанским линиям. Эти линии отслеживаются уже на греческих мозаиках: горбоносые кони, с высокими "от колена" аллюрами и надменным взглядом. Разводили их монахи в одной из обителей. Откуда и название, или "картезианский" тип.

Для андалузцев наиболее выигрышной мастью считается серая, для лузитано - серая и гнедая, для альтеров - гнедая и темно-гнедая. Рост лошадей - 1,52-1,62 м (в среднем), хотя встречаются особи более крупные до 1,7 м. К характерным признакам иберийской породы относятся широкий лоб, большие, зачастую миндалевидные выразительные глаза, прямой или орлиный (горбоносый) профиль, длинная крутая шея, короткий и сильный корпус, сильная поясница, круп скругленной формы, крепкие ноги, длинные хвосты и гривы (зачастую волнистые).

Характер иберийцев отличается уравновешенностью, смелостью, сообразительностью. У них прекрасно развит тормозящий момент, что и позволило рассматривать породу, как лучшую военную лошадь. Наделены иберийцы редкой добротой к человеку, очень привязываются к хозяину.

Отличаются они невероятной гибкостью, редким равновесием и элегантностью. Сегодня, когда лошади исчезли с театра военных действий, основными областями применения иберийцев стали высшая школа, шоу-спектакль, коррида, упряжка, конкур (так, жеребец Новильеро, одна из лучших лошадей Дж. Витакера, в 1983 году по мировому рейтингу был 12-м в лучшей двадцатке конкурных лошадей мира).

Участвовали иберийцы в создании всех верховых пород лошадей, а непосредственно от них произошли липицааны, кладрубер, аппалуза, квартер (четвертьмильная порода), американская верховая, перуанский пасо и пасо фино, криолло.

Такова славная история прошлого... Но менялись времена, менялись вкусы, школы и уровень подготовки всадников. То, на что раньше уходили годы, теперь пытаются дать за часы.

Возьмем, к примеру, работу современных липицианов на их родине в Lipice. Тихая размеренная жизнь королевского конного завода, устои
которого формировались веками. Здесь никто не форсирует события - 1,5 года (!) на корде при условии, что вы что-то представляете из себя как всадник - и вас, может быть, примут в круг избранных. Далее - ежедневные многочасовые занятия, целая жизнь в седле за одно только право называться Всадником.

В дореволюционной России, которая, благодаря Джеймсу Филлису, "ездила по Боше", первые шпоры вручали молодым офицерам только после окончания кавалерийского училища, когда по современным меркам всадники достигали уже заоблачных высот в искусстве верховой езды. Сегодня шпоры "цепляют" практически на втором занятии...

Стремительные темпы современной жизни диктуют свои условия. На смену размеренному средневековью, когда сливались понятия "всадник" и "рыцарь" не только в звучании в латинской группе языков, но и в подходе к работе с лошадью, пришла жесткая немецкая школа с арсеналом шпрунтов и мартингалов, с крупными тяжелыми лошадьми, лишенными равновесия, гибкости, тонкости и чувственности. Концепция езды, построенная на теории равновесия лошади, смещении центра тяжести, восприятии верховой езды не как грубого проявления одной из многочисленных спортивных дисциплин, а как искусства с соответствующим мировоззрением, эстетическими требованиями, воспитанием, уже не устраивала инструкторов "новой волны", оккупировавших публичные манежи по окончании Первой мировой войны.

Но равновесие лошади, на чутком контакте с которой построен весь принцип верховой езды, - одно, данное Богом (либо оно есть, либо его нет). Следовательно, должна существовать только одна школа, которую можно назвать "классической". Живой иллюстрацией этой школы и являются в силу своего чудесного природного равновесия и ровного темперамента лошади иберийской породы.

Картинные галереи всех стран Европы полны изображениями, а музеи - изваяниями именно иберийских коней. Потому-то классический канон красоты идет вразрез с современным о нем представлением. Лошади эти сопутствовали цивилизации, проявлением которой были замечательные памятники архитектуры, живописи и литературы, которыми мы восторгаемся до сих пор.

Невольно лошадь становится объектом столкновения двух несовместимых мировоззрений: спортивного, где царствует шаблон и результат, и артистического, где виртуозность неповторимость и воображение не знает пределов, где все индивидуально. Отсюда и подход строго индивидуальной как к ученику, так и коню. Артистическое мировоззрение соответствует образу мышления гуманизма, который охватывает всю систему ценностей, где понятие чести ставится во главу угла. Недаром заведения, в которых преподается латинская школа (ее можно называть романской или старой французской), носят название, а вся концепция - академической или классической.

Почему исчезли из современной выездки такие аллюры, как испанский шаг, испанская рысь, галоп на трех ногах, галоп назад, настоящие пиаффе и пассаж, принимания на контр-галопе и т.д.? Официальная версия гласит, что эти аллюры не являются естественными. А разве прыгать под 2 м является естественным? По-моему, нет.

Настоящая причина заключается в том, что современная германская школа не владея техникой изменения природного несовершенного равновесия и не может контролировать перемещение оси центра тяжести. Поэтому говорить о выезженных лошадях здесь не приходится. Поэтому мартингалы, шамболы, гоги, шпрунты входят в нормальные приемы верховой езды. Поэтому систематически методом кастрации уродуются животные.

Но все-таки Господь Бог создал 2 пола - жеребцов и кобыл, третьего, как известно, он не создавал. Его, правда, создала германская школа и запатентовала как практически единственный правильный метод использования коня в современном спорте. Грустная ситуация, но, я думаю, что процесс обратим.

Хочется верить, что в Россию будут завозиться эти чудесные лошади, что на русский язык будут переведены многочисленные авторы, создавшие концепцию латинской школы в течение 600 лет. Уже в 1914 году библиография произведений этой школы включала 1400 авторов.

Истинное благородство, благородство характера - исключительная черта иберийских коней. С незапамятных времен были они верными спутниками воинов, рыцарей "без страха и упрека", исполняя свой долг на войне и на арене. Гомер называл их "сыновьями ветра" и считал непобедимыми. Страбон, Ксенофонт, Плиний... Список поклонников иберийской породы можно продолжать бесконечно. Гай Юлий Цезарь вывозил представителей породы в Рим. Известен, например, факт, что Цезарь лично отобрал 10 белоснежных горбоносых коней: 1 жеребца и 9 кобыл.

История

Итак, от языческих до христианских времен иберийцы бессменно находились в непосредственной близости со всеми европейскими престолами. Каково же все-таки правильное название породы: андалузцы, лузитано или иберийцы? На самом деле, это одна порода, происходящая с Иберийского полуострова (Испания и Португалия, как известно, расположены на Иберийском полуострове). Правильнее было бы говорить о подтипах:

Андалузском, или чистокровном испанском;
- лузитано, или чистокровном португальском (Лузитания - старое название Португалии в эпоху Римской империи).

Пограничное положение между этими подтипами занимает альтер реаль, условно относимый к лузитано по географическим соображениям (конезавод, где выращивают этих лошадей, находится в городке Альтер ду Шао, в Португалии, практически на границе с Испанией), хотя по своим характеристикам альтеры близки к старым испанским линиям. Эти линии отслеживаются уже на греческих мозаиках: горбоносые кони, с высокими "от колена" аллюрами и надменным взглядом. Разводили их монахи в одной из обителей. Откуда и название, или "картезианский" тип.

Особенности

Для андалузцев наиболее выигрышной мастью считается серая, для лузитано - серая и гнедая, для альтеров - гнедая и темно-гнедая. Рост лошадей - 1,52-1,62 м (в среднем), хотя встречаются особи более крупные до 1,7 м. К характерным признакам иберийской породы относятся широкий лоб, большие, зачастую миндалевидные выразительные глаза, прямой или орлиный (горбоносый) профиль, длинная крутая шея, короткий и сильный корпус, сильная поясница, круп скругленной формы, крепкие ноги, длинные хвосты и гривы (зачастую волнистые).

Характер иберийцев отличается уравновешенностью, смелостью, сообразительностью. У них прекрасно развит тормозящий момент, что и позволило рассматривать породу, как лучшую военную лошадь. Наделены иберийцы редкой добротой к человеку, очень привязываются к хозяину.

Отличаются они невероятной гибкостью, редким равновесием и элегантностью. Сегодня, когда лошади исчезли с театра военных действий, основными областями применения иберийцев стали высшая школа, шоу-спектакль, коррида, упряжка, конкур (так, жеребец Новильеро, одна из лучших лошадей Дж. Витакера, в 1983 году по мировому рейтингу был 12-м в лучшей двадцатке конкурных лошадей мира).

Участвовали иберийцы в создании всех верховых пород лошадей, а непосредственно от них произошли липицааны, кладрубер, аппалуза, квартер (четвертьмильная порода), американская верховая, перуанский пасо и пасо фино, криолло.