Как проявляется эдипов комплекс. Эдипов комплекс у девочек: рождение принцессы

Маленькая девочка: — Когда я буду взрослой,

то обязательно выйду замуж за своего папу.

Обычное явление

Очень часто люди хотят вступить в брак, найдя,

таким образом, замену своей матери или отцу.

Детское «я» в человеке ищет материнское «я» в

женщине или отцовское «я» в мужчине.

Эдипов комплекс и комплекс Электры как качество личности – склонность к бессознательному сексуальному влечению ребёнка к родителю противоположного пола.

Психотерапевт – клиентке: — Видите ли, у вашего сына Эдипов комплекс. — Ой, да комплекс-шмомплекс… Лишь бы мамочку любил!

Родители не забрали Вовочку из садика. Пришлось воспитательнице брать его домой. Перед сном Вовочка говорит: — Я сильно люблю свою маму, без неё не могу уснуть, поэтому сплю с мамой. И что б заснуть, я ковыряюсь у нее пальчиком в пупочке. Ну, подумала воспитательница, и согласилась. Легли. Вдруг слышится голос воспитательницы: — Вовочка, ты что делаешь? Это же не пупочек! — А это уже и не пальчик!

Эдипов комплекс. Фрейд тут не причём – это о недвижимости в Турции. Такую надпись однажды прочитали мы с мужем, поехав на дальнюю необитаемую гору, чтобы полюбоваться видом. «Эдип» – обычное турецкое имя, и владелец некогда дикого леса назвал им построенный вдали от цивилизации жилой комплекс. Правда, через год переименовал его в «Прикосновение рая» — видимо, иностранные клиенты смеялись.

Эдипов комплекс из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939).Первоисточник — древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе.

Миф повествует о том, что однажды Лаю – царю Фив – оракулы нагадали, что тот умрет от рук собственного сына. И то, что отпрыск помимо трона посягнет еще и на его жену (свою мать). Услышанное так напугало правителя, что тот приказал бросить новорожденного Эдипа на съедение зверям. Однако судьба распорядилась иначе, и мальчика подобрали сердобольные пастухи. Они вырастили его, не зная, кто перед ними. Поэтому для взрослого Эдипа его титул и имена родителей оставались неизвестными. В принципе он и не старался разузнать о своей родословной. Однако царская кровь брала свое, и юноша решил покорить Фивы. Задумка дерзкому воину удалась, и тот в пылу сражения убивает собственного отца (первая часть пророчества сбылась). Далее все потекло по сценарию. Эдип влюбляется в собственную мать и женится на ней. Справедливости ради нужно заметить, что пара прожила вместе долгих 20 лет. И только потом герой узнает, с кем именно делил супружескую постель, и кто по его вине сейчас лежит в могиле. Эдип ослепляет себя, а безутешная мать заканчивает жизнь самоубийством.

Психологи согласно Фрейду выделяют две гендерные разновидности Эдипового комплекса:

— Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;

— Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.

Психологи считают, что Эдипов комплекс у девочек выражается в особенном обожествлении своего папы. Подрастая, девочка может даже начать вести себя агрессивно и негативно по отношению к матери, из-за ревности. Кроме этого, в будущем у девочек с таким диагнозом могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом, в построении собственных отношений, ведь «такого, как папа» найти нелегко.

Важно избавиться от Эдипова комплекса в детском возрасте, иначе у девушки, а в будущем у женщины могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Она может остаться навсегда влюбленной в своего отца, в этого идеального мужчину. Это может повлечь за собой отказ от построения собственной личной жизни, или женщина свяжет свою судьбу с человеком, который намного старше ее – в лучшем случае.

Эдипов комплекс (или комплекс Электры) создает три основные проблемы, которые не позволяют мужчине и женщине иметь гармоничные отношения: желание сохранить то положение вещей, которое было в детстве, неравенство в отношениях и чувство вины.

Психолог Александр Шарапов пишет: «Отголоски не пройденного Эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью – вследствие ли слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или вследствие неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.

Мазохистические тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за “инцест”, а чаще, фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и чувствует себя виноватым перед отцом; не разрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину. Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.

То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной – тоже из этой серии? - Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей, на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное, – детских чувств, которые когда-то не были прожиты и “отпущены”. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-”папочку”, а мужчины “мамочку”, иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии этап “эдипов комплекс”».

Петр Ковалев 2015 год

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:

«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Сущность

Описание

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Значимость

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:

«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:

На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Альфред Адлер

Эрих Фромм

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».

Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Карен Хорни

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Критика

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Споры об универсальности эдипова комплекса

Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

«Шизофреническое - вместо Эдипова».

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.

Миф об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!».

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864 Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тирессию Фимскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались примирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы семерых Героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

В психосексуальном развитии человека выделяется эдипова фаза (от 2,5 до 6 лет), этот термин употребляется как в отношении мальчиков, так и девочек, хотя само выражение «эдипов комплекс» относят к мужчинам, для женщин есть свой термин «комплекс Электры». Термин введен Зигмундом Фрейдом, и означает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю своего пола.

Так мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и осознаваемо) желая его смерти или исчезновения, ревнуя к нему мать. Он пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации, ведь он знает, что отец сильнее него. Вследствие кастрации в психике ребёнка формируется особая инстанция, которую Фрейд назвал Сверх-Я, под ее воздействием мальчик подавляет инцестуозные влечения к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Упрощая можно сказать так - мальчик чувствует, что его мать остается с отцом, он проиграл борьбу за нее и идентифицирует себя с отцом, в тайной надежде, что когда вырастит, то станет таким же сильным и мужественным, таким же умелым, как его отец, и тогда мать предпочтет его. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом, а в сравнении проявляются элементы конкуренции, что соответствует природе мужского поведения, и у него формируются мужские черты характера. Так разрешается ситуация.

В случае реализации бессознательных желаний и завоевания мальчиком большей части любви и внимания матери (как вследствие тяжелой болезни, в т.ч. алкоголизма или наркомании, смерти отца, развода родителей, частого и длительного отсутствия отца дома, когда мальчик остается с матерью), так и не полного выполнения отцом своих мужских функций в семье, говорят о так называемом «эдиповом триумфе». Он имеет тяжелые последствия, особенно если какое-либо из вышеописанных событий произошло до шестилетнего возраста ребенка. Мальчику не с кем себя идентифицировать, или он не хочет идентифицировать себя с деструктивным отцом и идентифицирует себя с матерью, что приводит к формированию женских черт характера, а как следствие психологического инцеста (не говоря уже о физическом, что тоже встречается) - импотенции или донжуанства. Во взрослой жизни такие мужчины, стремясь найти спутницу жизни, на самом деле подсознательно ищут мать, что приводит к нестабильности отношений с женщинами. В более тяжелых случаях нарушается половая идентификация, и проявляются гомосексуальные влечения, как способ бегства от инцеста.

Кроме того у мальчика нет опыта конкурентной борьбы, и во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала, а образ отца может переноситься на соперника с детскими реакциями: обидой, злостью, чувством своей никчемности, попытками что-то доказать - себе или другим. Такие мужчины не терпят над собой никакого начальника, не уживчивы в коллективах. Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь (как к сыну), взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

Характерной особенностью этого комплекса является формирование собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать так хочет компенсировать отсутствие любви отца к сыну, и создает обоюдную - сын зависим от нее, а она от сына, что крепко привязывает мужчину к своей матери и мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье. Часто такая мать «выживает» всех невесток, способствуя тому, что сын не имеет постоянных и стабильных отношений с женщиной, что и требуется матери для сохранения своей власти над сыном. Бывает, что всю жизнь они проживают вместе, а после смерти матери сын тоже не живет долго. Знаю много примеров, когда способом бегства сына от инцеста явилось его самоубийство, чаще в виде «несчастного случая».

В отношениях с женщинами такой мужчина похож на ребенка: капризный, требует постоянной опеки, внимания только ему, мелочно-придирчив и требователен. Не удивительно, что и сами женщины быстро прекращают отношения с такими мужчинами. Часты сексуальные проблемы, ведь такой мужчина подсознательно ищет мать в каждой встречной женщине и «влюбляется» именно в таких женщин, которые внешне, чертами характера или поведением напоминают мать. А секс с матерью в нашей культуре запрещен.

Бывает, что сначала и отношения и секс хорошие, но когда женщина рожает ребенка - начинаются все описанные выше проявления комплекса - она стала матерью! И пусть это мать их ребенка, но черты матери усилились, что и приводит к активизации энергии комплекса, и как следствие активизации начинаются семейные драмы, часто ведущие к разводу родителей, что в свою очередь способствует развитию целого «букета» комплексов у ребенка.

Остро стоит вопрос «что делать?», а вопрос «кто виноват?» здесь не уместен. Ответ на этот вопрос прост - разорвать эмоциональную связь с детской семьей, ибо стать взрослым, относится к женщине, как женщине, может только тот мужчина, который разорвал эмоциональную связь с матерью, он взрослый не только телом. Но это легко написать, еще легче прочитать, но не так просто сделать, ибо связи эти прочны, невидимы, не определяемы приборами и их не получится разорвать только сознательным решением или волевым усилием: «Вот прямо сейчас я беру и разрываю эмоциональную связь с матерью и стаю взрослым». Это большая внутренняя работа, это внутреннее взросление, труд души, процесс, а о разрыве связи свидетельствует символ, подымающийся с глубин бессознательного и проявляющий себя во сне.

Как психолог, я работаю с такими проблемами, и как свидетельствует мой опыт, каждый, кто стремится к самопознанию и совершенствованию себя получает достойную своего труда награду. Процесс психотерапии - это и есть взросление и духовное развитие. Дорогу осиливает идущий. Желаю вам победы на этом пути.

Эдипов комплекс – это термин, использованный известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом для определения особого поведения растущих мальчиков в процессе психосексуального развития. Ребенка при наличии такого комплекса начинает раздражать отец или другой мужчина, которому мать уделяет личное время. Мальчик испытывает возбуждение при виде своей матери и видит в отце или отчиме потенциального конкурента. Поведение мальчиков-подростков направлено лишь на то, чтобы завоевать максимум внимания и любви со стороны мамы.

Эдипов комплекс назван в честь героя древнегреческой трагедии

Может проявляться комплекс и у девочек. По Фрейду такое понятие называет особое влечение ребенка по отношению к родителю противоположного пола. У мальчиков это влечение в нормальном случае направлено на мать, а у девочек на отца. Это странное поведение требует особого внимания, поэтому следует разобраться, что это такое, как и у кого он выражается, и как с ним бороться.

Определение понятия

Эдипов комплекс – это система бессознательных побуждений по отношению к отцу и матери, направленные на завоевание любви родителя противоположного пола и устранение конкурента в виде родителя того же пола, что и дитя. Такое название временному расстройству дал Зигмунд Фрейд, сравнив ситуацию с античным мифом, в котором царь Эдип зверски убил собственного родного отца. На этом царь не остановился и взял в жены собственную матерь.

Суть Эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает агрессию по отношению к отцу, т. к. видит в нем потенциального конкурента в завоевании материнского внимания. К маме же ребенок испытывает настоящее недетское сексуальное влечение, и поэтому старается занять место рядом с мамой. У девочек подобное тоже случается. Этот термин в психологии получил название комплекс Электры. К проявлениям этого психического нарушения следует отнести:

  • постоянные капризы;
  • раздражительность и агрессивность;
  • отказ от общения со своими друзьями;
  • чрезмерное внимание в сторону конкретного родителя.

Этот синдром прослеживается в возрасте 5-6 лет. Комплекс проходит лишь тогда, когда ребенок окончательно идентифицирует себя с одним из родителей. Как правило, случается это в подростковом возрасте. Но нередко встречаются и случаи, когда подобное поведение не исчезает. Психология считает, что эти нарушения психики следует срочно лечить.

Фрейд о комплексе

По Фрейду его следует рассматривать как одно из основных понятий психоанализа. Оно основано на двойственном отношении ребенка к собственным родителям. Это проявление влечения у детей, которое сопровождается любовью и ненавистью одновременно по отношению к родителям.

Первые упоминания об этом возникли в письмах врача к коллеге В. Флиссу. Эдипов комплекс Фрейд исследовал на основе самоанализа. Ему удалось вспомнить собственные смешанные чувства любви к матери и ревности ее к отцу. Эдипов комплекс по Фрейду называется так, потому что он сравнил свои чувства с ощущениями героя древнего мифа – царем Эдипом, который убил собственного отца, мешавшего ему сблизиться с матерью.

Зигмунд Фрейд подчеркивал, что подобное чувство присуще каждому ребенку. Также он добавлял, что в норме все первые детские сексуальные влечения должны быть направлены на мать, в то время как первое насильственное желание – на отца (в случае мальчиков).

Зигмунд Фрейд определил, что такая патология может состоять из трех форм: положительной, негативной, пассивной.

  1. Положительная форма наблюдается в том случае, если мальчика влечет в сексуальном плане к матери, ее он ревнует к отцу, которого ненавидит.
  2. Негативная форма проявляется в виде любви мальчика к отцу и неприязни собственной матери.
  3. Существует также пассивная форма (влечение к обоим родителям), которая говорит о том, что уже взрослые сформированные личности будут бисексуалами в дальнейшем.

Развитие личности

Такое «отклонение» играет очень важную роль в развитии ребенка и личности в целом. Фрейд говорил, что рассматриваемый синдром проявляется чаще всего в возрасте от 3 до 5 лет. В это время перед ребенком стоит важная задача: необходимость в развитии и будущем преодолении этого расстройства. Разрушение и устранение такого комплекса у ребенка характеризуется переходом от фаллической фазы сексуальности к скрытой фазе. Когда наступает этот так называемый латентный период, можно говорить о том, что у ребенка наблюдается нормальное развитие. Если же такая патология не уйдет вовремя в бессознательном детстве, это чревато тем, что пубертатный период приведет к реанимации комплекса, что в будущем повлечет за собой отрицательные последствия.

Роль Эдипова комплекса в развитии ребенка сложно оценить по достоинству. Если вовремя не пройти этот период, то взрослых мужчин и женщин будут тревожить постоянные нервозы.

По словам Зигмунда Фрейда, Эдипов комплекс может реализовываться во снах в сознательном возрасте. Это отрицательно сказывается на сексуальных отношениях с противоположным полом.

Описание Эдипова комплекса

Эдипов комплекс у мальчиков в случае с девочками приобрел название комплекса Электры. Большинство специалистов в области психологии практически не видят отличий в генезисе комплекса у детей разного пола, но все же отдельные различия существуют.

Первоначально девочки чувствуют любовь к обоим родителям приблизительно одинаково. Затем девочка замечает, что у нее нет полового члена – происходит это в возрасте 3-6 лет. Этот факт к 6 годам является решающим моментом в развитии комплекса Электры. У девочек появляется сильная зависть к носителям пениса, и она ощущает нехватку этого органа у себя.

Интерес к половым органам папы, брата и других мужчин обычно вызывает опасения у родителей. Это нормальный процесс, который говорит о том, что начало зарождения комплекса Электры положено. Как бы девочка ни хотела, ее желание стать обладателем этого органа не удовлетворится, поэтому она начинает чувствовать свое несовершенство.

Вместе с тем отец служит идеальным носителем этого желаемого органа. Он становится смыслом жизни для ребенка. На подсознательном уровне она испытывает к папе нежное чувство, видя в матери соперницу. Нередко девочки ее в том, что она виновата, что родила ее без этого совершенного органа.

Уже в подростковом возрасте синдром Электры исчезает. Если же этого не случилось, дело складывается плохо и приведет к массе психопатических расстройств.

Описание комплекса Электры

Проявления у мужчин

Если мальчик в детском возрасте вовремя не смог преодолеть проявлений Эдипова комплекса, то он будет сопровождать мужчину на протяжении всей жизни. Нездоровое влечение к своей матери в интимном плане и неприязнь к отцу, в котором мужчина видит своего соперника, приводят к серьезным последствиям. Взрослый мужчина понимает, что мать предпочтет своего мужа, то есть отца, поэтому у него возникает страх быть неполноценным представителем сильного пола.

В детском возрасте комплекс проявляется в виде особого поведения мальчика, который не хочет уходить от матери, нуждается в ее любви и внимании. То же самое происходит и во взрослом возрасте. Мужчину устраивает то, что мать за ним ухаживает. Но любая нормальная мать без психических отклонений быстро понимает, что это отклонение от нормы и пробует женить сына. Однако эдипов комплекс во взрослой жизни сильно мешает мужчине построить крепкую семью. Он постоянно чувствует нехватку матери, даже если его жена – идеал. Этот стресс может перерасти в наркоманию или алкоголизм.

Признаки Эдипова комплекса у взрослых мужчин своеобразны. Они ищут внимания со стороны женщин возраста своей матери. Нередко они отдают предпочтение очень похожим на маму женщинам. Он старается отыскать копию как внешне, так и внутренне.

Если новая «мамочка» будет сильно напоминать прошлую мать, то и отношения будут продолжительными. Но самое страшное для такого мужчины – рождение ребенка, т. к. тогда все внимание перейдет новому члену семьи.

Признаки у женщин

Синдром Электры у взрослых женщин проявляется реже, чем эдипов комплекс у мужчин. Но все же бывает и такое – чрезмерная любовь дочери ко взрослому отцу. Мать превращается в потенциальную конкурентку.

Комплекс сопровождает девочку, девушку и женщину на протяжении всей жизни, и ярче всего проявляется тогда, когда ей или не хватает отцовского внимания, или если отец ушел из семьи.

Это расстройство не дает возможности женщине построить серьезные отношения с мужчиной. Обычно все потенциальные партнеры оцениваются как недостойные. От этого женщины остаются одинокими, т. к. не могут встретить того, кто бы смог играть роль отца.

Признаки комплекса Электры во взрослом возрасте достаточно очевидны: девушка ищет в качестве спутника жизни взрослого мужчину, который смог бы заменить ей папу.

Фрейд утверждал, что это приводит к тому, что женщины не находят свободного мужчину возраста своего отца и остаются одинокими, отчего сильно страдают в старости.

Женщина с комплексом Электры тянется к старшим мужчинам

Избавление от проблемы

Как только родитель заметил особое отношение к себе со стороны ребенка, следует сразу же начать наблюдать за его дальнейшим поведением. Дабы не допустить, чтобы эдипов комплекс сопровождал дитя на протяжении всей жизни, следует знать, как вовремя избавиться от подобной проблемы.

  1. Следует установить доверительные отношения с ребенком. Хотя бы один родитель должен уметь говорить о той или иной волнующей ребенка теме. Многие дети чувствуют себя очень одинокими, т. к. не могут справиться со своими переживаниями сами. Налаженный контакт гарантирует, что дитя сможет избавиться от комплекса.
  2. Нельзя забывать о внимании. Комплекс Эдипа затягивается из-за недостатка внимания родителя противоположного пола. В будущем уже взрослый мужчина или взрослая женщина будет искать замену маме или папе.
  3. Также следует обеспечить ребенку нормальную социализацию. Ребенок не должен общаться только в узком семейном кругу. Вступая в контакт с другими детьми, девочки и мальчики отвлекаются от своей любви к родителям и неполучения достаточного внимания.

Для детей важно общаться со сверстниками

Заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет особое поведение к родителям, он переживает эдипов комплекс. Чтобы не испортить ему дальнейшую жизнь, следует следить за протеканием комплекса, и в случае необходимости приступить к психотерапевтическому лечению. Вероятно, вам придется обратиться к детскому психологу. Нужно помнить, что во взрослом возрасте устранить этот порок будет практически невозможно.

Если не искоренить проблему ребенка изначально, беды могут начаться и у родителей. Так, у родителя часто развивается комплекс отца – он винит себя в том, что ребенок испытывает к нему влечение, погружается в депрессию и не может помочь даже себе.

Потом ему случилось спасти Фивы от Сфинкса. Этот чудо-зверь приставал к путникам с загадками и убивал за неправильный ответ, в результате Фивы оказались отрезаны от внешнего мира. Тогда благодарные фиванцы пригласили Эдипа на царство и отдали ему в жёны царицу Иокасту, его родную мать. Кончилась история печально: все умерли.

В таком виде сюжет древнегреческого мифа лёг в основу трагедии Софокла «Царь Эдип». Однако мир до сих пор помнит о злоключениях бедняги, не столько благодаря драматургическому таланту античного автора, сколько благодаря бурной фантазии отца психоанализа Зигмунда Фрейда.

« По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. »
На «Э» начинается...
Впервые понятие «эдипов комплекс» было использовано Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1899) и стало одним из краеугольных камней всей фрейдистской парадигмы.

Фрейд считал, что мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания («комплекс кастрации») вытесняет его вожделение в сферу бессознательного.

Когда мальчик становится чуть взрослее, через идентификацию с отцом он осознаёт свой собственный пол, и тогда сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. Так происходит разрешение эдипова конфликта.

Женский вариант эдипова комплекса называется комплекс Электры (по имени героини другого древнегреческого мифа, мстившей матери за убийство отца). Сразу возникает простой вопрос: куда же у девочек исчезает влечение к матери как к источнику приятных телесных ощущений на ранней фазе развития, и откуда берётся влечение к отцу? Для ответа на него Фрейд придумал термин «зависть к пенису». Оказывается, осознав половые различия, девочка проникается ощущением собственной «неполноценности» и винит в этом мать, «отобравшую» у неё отца вместе с его пенисом. Позднее она понимает, что пенис есть и у других мужчин, и переносит вожделение на них. Так разрешается конфликт Электры.

От мала до велика
Таким образом, в классическом психоанализе эдипов комплекс у детей в возрасте от 2.5 до 6 лет считается нормальной фазой развития личности и сексуальности ребёнка, а не извращением или признаком психического заболевания.

Проблемы начинаются тогда, когда нормальной отработки эдипова комплекса по каким-то причинам не происходит, и повзрослевшему ребёнку не удаётся освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Такое бывает, например, у детей деспотичных родителей, или когда кто-то из родителей умирает, когда ребёнок ещё мал.

Вечные холостяки, до седых волос отчитывающиеся перед мамочкой о своём малейшем телодвижении, или капризные девы, отвергающие кавалеров одного за другим на том основании, что-де недостаточно хороши. Братья Карамазовы, Гамлет и Павлик Морозов, все они, если верить психоанализу, – типичные жертвы эдипова комплекса.

Зато, вопреки распространённому мнению, до прямого инцеста или явных инцестуальных побуждений эдипов комплекс доходит чрезвычайно редко. Вспомним несчастного Эдипа: он ведь не просто убил отца и женился на матери. Он сделал это, не зная, что они приходятся ему родителями. Так и носители эдипова комплекса не осознают сексуальной природы своих отношений с родителями, разве что во сне привидится…

Иногда банан – это просто банан
По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. Сторонники фрейдизма видят проявления подавленных сексуальных комплексов в любом поступке вплоть до выбора блюд в ресторанном меню, а противники объявляют шарлатанством любой текст, где фигурирует слово «подсознательное». Пикантность ситуации усугубляется тем, что психоанализ как о само собой разумеющемся говорит о вещах, в «приличном обществе» совершенно немыслимых. Шутка ли – признать существование сексуальных страстей у несмышлёных детей или «обвинить» какого-нибудь уважаемого человека в тайных помыслах об отцеубийстве!

Самый серьёзный аргумент критиков психоанализа состоит в том, что и постулаты, и выводы своей теории Фрейд взял «с потолка», эмпирически они недоказуемы, а вместо доказательств используются «показательства» – примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис. Причём объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма.

Например, для этолога (специалиста, изучающего поведение животных) агрессия мужчины по отношению к отцу – очевидное проявление ранговых разборок между самцами в стае, их конкуренции за доминирующее положение, а распространённая среди девушек тяга к старшим по возрасту мужчинам – не более чем стремление к выбору в качестве партнёра альфа-самца. Сексуальное влечение к матери можно считать атавизмом, унаследованным от наших предков, поскольку животным неведомы табу на инцест, и так далее.

С точки зрения психолога-нефрейдиста (равно как и с точки зрения житейского здравого смысла) чрезмерный родительский педагогический раж по существу – насилие над личностью ребёнка. Он приводит либо к бунту, либо, наоборот, к инфантилизму и прямой психологической зависимости от родителей. И для объяснения этих случаев совсем не нужны такие сомнительные категории, как комплекс кастрации или зависть к пенису.

А в современном мире, где неполная семья стала уже скорее нормой, чем исключением, любовь-ненависть ребёнка по отношению к любому из родителей куда проще и естественнее следует из травмы, возникшей из-за развода родителей, чем из какого-то метафизического эдипова комплекса. «Люблю маму, потому что она тянет меня одна», «ненавижу маму, потому что она сделала что-то, из-за чего отец нас бросил», «ненавижу отца за то, что он нас бросил», «люблю отца, потому что мне его не хватает» – как всё это знакомо…

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт
В общем, всерьёз рассуждать об эдиповом комплексе можно только оставаясь в рамках фрейдизма. Там он стройно и логично вписывается в общую картину мира. А за пределами психоанализа эдипов комплекс имеет примерно такой же смысл, как вера в переселение душ за пределами индуизма и буддизма.

Зато, несомненно, это удобный образ для описания действительно широко распространённых проблем в отношениях отцов и детей и для разговоров о влиянии родителей на развитие ребёнка и формирование его сексуальности.

Если вера в эдипов комплекс позволяет спокойно отнестись к заявлению пятилетнего карапуза, что он хочет жениться на маме, а не хвататься за голову и не бежать «лечить» ребёнка от «психических отклонений»; если эта вера помогает не сходить с ума от чувства вины, увидев эротический сон с собственным родителем в главной роли – какая разница, открыл его старик Фрейд, как Колумб Америку, или сочинил, как Софокл – трагедию о царе Эдипе?...