Гладиаторы Древнего Рима – кратко. Какие были виды и классификация гладиаторов в риме Где бились гладиаторы в риме

Дата последнего обновления: 29.02.2020

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

Гладиаторские бои – история возникновения

Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

Колизей – главная арена гладиаторов

Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


Гладиаторские игры

Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

Это интересно!

Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

Это интересно!

Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

Запрет гладиаторских игр

Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
  • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
  • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
  • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
  • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
  • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

Это интересно!

Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя


Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Гладиаторы – от слова гладиус или гладий – римский короткий меч – бойцы-рабы, которые участвовали в поединках на потеху публике в Римской империи, на протяжении практически семиста лет. Одно из первых упоминаний гладиаторских боёв – бои 3-х пар гладиаторов на Коровьем рынке Рима, в 264 г. до н.э. в честь поминок Брута Пере. Последнее же упоминание гладиаторских боёв – указ императора Гонория, о их запрете.

Гладиаторы были рабами, либо военнопленными, либо проданными в рабство за долги, либо преступниками, иногда и свободными гражданами. Молодые и хорошо развитые мужчины попадали в специальные заведения – школы гладиаторов – людусы, где, под руководством управителя школы – ланисты, проходили военную подготовку. Тренеры и учителя занимались с гладиаторами ежедневно, обучая владению разнообразным оружием. К услугам гладиаторов были повара и врачи, гетеры. То есть, жили гладиаторы гораздо лучше обыкновенных рабов, но все эти услуги для них, были самыми простыми инвестициями – вложением денег. Чем лучше живёт гладиатор, тем лучше сражается, побеждает и большую прибыль приносит.

На боях гладиаторов действовал тотализатор – денежные ставки, и владелец гладиатора-победителя получал немалый доход. Но это не отнимало их рабства. Кроме того, на «социальной лестнице рабов» гладиаторы стояли на самой низшей ступени, были не более чем «пылью манежной». Хотя некоторые из гладиаторов, могли добиться освобождения от рабства, но таких было мало. Такие гладиаторы получали рудис – деревянный меч, знак освобождения из рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах.

Итак, гладиаторские бои окончательно входят в жизнь римлян, как самое яркое из зрелищ, в 106 г. до н.э. и постепенно получают грандиозный размах. В честь, каких-либо событий: побед, «коронаций», государственных праздников и прочего, в римском Колизее и других цирках империи начинают происходить массовые сражения гладиаторов.

Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. А Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Цирки или арены для боёв, а так же и школы находились, помимо Рима, в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне.

Вне Римской империи, были известны амфитеатры в Ниме и Арле, в Эль-Джеме в Тунисе. Каждое представление собирало тысячи зрителей. Чтобы избежать однообразия, бои проводились по разным сценариям: бои один на один и групповые, бои на колесницах и конях, бои с дикими зверями, бои на воде на судах – конструкция Колизея позволяла превратить арену в озеро. Постепенно и это стало приедаться, поэтому были попытки изобретать новые системы боя и доспехи, а при Домициане, например, на арену выходили карлики и даже женщины.


Сами бои, как правило, заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой бой. Если же побеждённый, или побеждённые, оставались живы то их участь решали зрители. Известный жест – большой палец вниз или вверх, решал судьбу поверженных. Правда, считается, что жесты были немного иные: пальцы, сжатые в кулак - жизнь, большой палец отставленный в сторону – смерть.

Якобы император, присутствующий в цирке, показывал большим пальцем себе на шею, показывая, куда надо нанести последний смертельный укол мечом. С приходом христианства, как официальной религии Рима, гладиаторские бои приходят в упадок и понемногу забываются. Император Константин в 326 г. н.э. запрещает гладиаторские поединки, но почти через сто лет, в 404 г. н.э. выходит указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки, какое-то время, продолжались вопреки всем указам.

Чтобы как-то разнообразить зрелище, римские гладиаторы делились на типы. Каждый тип был по своему вооружён и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены, как представители одного из завоёванных Римом народов, фракийци, например; часто, как некие выдуманные персонажи – ретиарии. Но не глядя на это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием. Основным оружием были мечи: гладиус – короткий меч легионеров и сика – изогнутый меч, кинжал-пугио; древковое – копья и трезубцы (многие считают трезубец боевыми вилами, но это орудие для охоты на крупную рыбу и морского зверя); гибкое – хлысты, лассо – верёвка с петлёй и сети; экзотическое – скиссор – трубка-наруч с полулунным лезвием на конце. Могли использоваться луки и пилумы – метательные копья.

Для защиты использовались немного разнообразные шлемы, но все они отличались хорошей степенью защиты – закрытые забрала для лица, широкие поля, с которых меч соскальзывал, ослабляя удар. Иногда шлемы украшались перьями или металлическими изображениями рыб или птиц.

Ноги защищались поножами, иногда только одним. На руку надевали гибкий металлический рукав, закрывающий руку от плеча до кисти или простые наручи. Иногда к плечу крепили специальный щиток, закрывающий плечо, шею и голову, но он сильно мог ограничить поле зрения гладиатора. Вместо наручей и поножей могли использовать толстые тканевые рукава и гетры.

В ходу были самые разнообразные щиты: от огромных прямоугольных скутумов легионеров, до маленьких круглых щитов.

Защита корпуса использовалась мало, только некоторые типы гладиаторов использовали панцири или кольчуги, большинство обходилось широкими кожаными поясами, набедренными повязками и туниками.

В зависимости от оружия и использования на поле боя, гладиаторы делились на такие типы:

    Сагиттарий - конный лучник, вооружённый гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию, одет в тунику и без доспехов.

    Мирмиллон - имел шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского "mormylos" – "морская рыба"), а также наруч на предплечье, набедренную повязку и пояс, один понож на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, был вооружен гладиусом и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, иногда также против гопломахов.

    Секутор - специально предназначался для схваток с ретиариями. Секутор был разновидностью мирмиллонов и был вооружён большим прямоугольным щитом и гладиусом, его шлем закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, чтоб защитить лицо от острого трезубца соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    Провокатор ("соискатель"): - его обмундирование могло быть различным, его одевали в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, наруч на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне, он был единственным гладиаторам, защищёнными кирасой, вооружением провокатора были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялся на бои с самнитами или другими провокаторами.

    Гопломах ("вооружённый боец") - он был одет в толстую, тканевую, похожую на брюки одежду для ног, набедренную повязку, пояс, поножи, наруч на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны, был вооружен гладиусом, копьём и маленьким круглым щитом. Выставлялся на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

    Андабат ("находящийся на возвышении") - названы так потому, что сражался верхом на лошади, были одет в кольчугу, как восточная кавалерия, и шлем с забралом.. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

    Эквит ("всадник") – легко вооружённый гладиатор, был одет в чешуйчатые доспехи, носил средних размеров круглый щит, шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями, носил наруч на правой руке, тунику без рукавов и пояс. Эквит начинал бой верхом на коне, но после того, как метал своё копьё, он спешивался и продолжал бой коротким мечом. Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    Пегниарий - использовал кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями, доспехами и шлемами не пользовались.

    Ретиарий – был вооружен трезубцем, кинжалом и сетью, кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом и большого щитка на левом плечевом суставе, не имел никакой одежды, в том числе и шлема. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    Лаквеарий - разновидность ретиария, который старался поймать своего соперника с помощью лассо вместо сети.

    Эсседарий ("боец на колеснице") – вооружался лротиками, которые метал в противника, был одет в открытый шлем, наручи и кольчугу.

    Бестиарий – вооружён дротиком или кинжалом, защищённый наручами и поножами, закрытым шлемом и широким поясом, сражался с хищными животными.

    Велит - пеший гладиатор, вооружённый дротиком с привязанным к нему шнуром для метания, доспехи не использовал, обходясь тканевыми, толстыми наручами и поножами, кожаным поясом. Назван в честь подразделения раннереспубликанской армии

    Самнит – был вооружён большим прямоугольным щитом, имел украшенный перьями шлем, короткий меч, понож на левой ноге и латный нарукавник.

    Прегенарий - выступавший в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу, гладиатор, вооружённый деревянным мечом с телом обмотанным тканью. Сражался только с подобным себе бойцом.

    Венатор – дрессировщик, выполняющий трюки с животными: клал руку в пасть льва; ездил верхом на верблюде, держа рядом льва на поводке; заставлял слона ходить по канату. Гладиатором не считался, хотя был им формально. Его выступления являлись частью гладиаторских представлений. Доспехами и оружием не пользовался.

    Тертиарий ("заменяющий") – гладиатор с самым разнообразным оружием и доспехом. Трое таких гладиаторов выходили на арену, сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием.

    Димахер ("носящий два кинжала") - использовал два меча, по одному в каждой руке, сражался без шлема и щита, были одет в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носил поножи.

    Скиссор – наиболее задоспешенный гладиатор: закрытый шлем, латные рукава, поножи и чешуйчатый панцирь или кольчуга, вооружённый гладиусом и скиссором – трубчатым наручем с полулунным лезвием впереди, скиссор мог играть роль щита, но позволял делать только тычковые удары или очень широкие размашистые движения рукой.

    Галл - был вооружён копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, одет в кожаный пояс и тканевые повязки на руках и ногах.

    Бустуарий – любой тип гладиатора, сражавшийся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    Рудиарий - гладиатор, заслужившие освобождение и, в знак этого, награждённый деревянным мечом - рудисом, но решивший остаться гладиаторам. мог быть тренерам, помощникам, судьёй. Участие его в поединке всегда был очень популярным и зрелищным, так как он обладали огромным боевым опытом.

Теперь несколько легенд связанных с гладиаторами.

- Жизнь гладиатора ценилась очень низко. Жизнь гладиатора ценилась очень высоко, по крайней мере, для его владельца и ланисты. На то, чтобы воспитать отличного бойца уходило много времени и денег. Такой гладиатор приносил огромный доход его владельцу, и смерть такого гладиатора несла огромный убыток. За выигранный бой, на больших праздниках, гладиатор получал некую сумму денег и два-три успешных боя давали ему возможность оплатить некую степень свободы, отдельную комнату в людусе, оплату услуг гетер и лучшую еду.

- В гладиаторы часто шли свободные люди . Гладиаторы считались самой низшей "кастой” даже в среде рабов, и стать гладиатором – огромный позор для римского гражданина. Но очень не редко гражданин Рима шёл в гладиаторы, иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи. Пожалуй единственным благородным от рождения гладиатором был Лу́ций Э́лий Авре́лий Ко́ммод – 18-й римский император в 177 – 192 году н.э. (Случались бои на аренах и между сенатарами, но Коммод, отличаясь большой эксцентричностью во всём, прошёл гладиаторскую школу и провёл на арене 735 боёв, чем вызвал возмущение и неудовольствие римской знати.) Такое его увлечение стало одной из причин его убийства.

- Гладиаторы имели атлетическое телосложение. Во всех фильмах, гладиатор выглядит, как культурист. На самом деле, за два-три месяца до боёв, гладиаторы ели обильную и жирную пищу, заплывая жиром для лишней защиты тела – толстый слой жира защищал внутренние органы.

- Гладиаторы – лучшие бойцы Рима . Бойцы – да, но не солдаты. Запредельные бойцы один на один, они не умели сражаться организованно в группе, в строю, как легионеры - групповой бой на арене практически сразу распадался на отдельные двобои. Не знали тактики построений и т.д. В этом была беда Спартака. Он и его соратники могли обучить людей владеть оружием, но не сражаться организовано. (Даже если Спартак был талантливым военным, как говорят, то научить сражаться бывших рабов, как легионеров было трудно.) Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и было, но не солдатами.

Гладиаторами были люди разных национальностей, попавших в рабство, но ставших среди десятков тысяч римских рабов настоящей элитой. Теми, кто постоянно оттачивал своё фехтовальное мастерство, только за тем, чтобы сразиться насмерть на потеху публике.

Из истории Римской империи известно – на аренах друг против друга выставлялись бойцы разных классов. Они отличались не только техникой ведения боя, но и амуницией.

Мурмиллон, в переводе с латинского «морская рыба». Название пошло от украшения в виде рыбы на закрытом тяжёлом шлеме. Предплечье, рука и ноги мурмиллона были защищены доспехами, а вооружался он щитом и сорокасантиметровым мечём – гладиусом. Против такого бойца обычно сражался ретиарий – то есть рыбак. Кроме одной металлической пластины на плече, тело ретиария ничем не защищено. Но зато оружие куда более экзотично – в правой руке длинный трезубец, а в левой рыболовная сеть. Задача ретиария сетью захватить противника и повалить его в песок. А трезубцем можно выхватить гладий или сделать подсечку.

Но иногда одна только сеть в руках ретиария становилась смертоносным оружием. Она была утяжелена по периметру. И её можно было использовать как цепь.

Бои мурмиллонов с ретиариями – это классическая комбинация гладиаторских поединков на аренах древнего Рима. Всего видов и классификаций гладиаторов существовало больше 20! Все они наносили друг другу совершенно разные повреждения. К примеру, скиссор кроме гладиуса был вооружён коротким ножом с двумя лезвиями и одной рукояткой. Им, не нанося глубоких ран, скиссор резал артерии врага, пока тот не истекал кровью. А димахер сражался только двумя кинжалами.

Но существовал и вид гладиаторов, противниками которых на арене выступали не люди, а дикие животные. Их называли венаторами. Это были гладиаторы, приговорённые к бою со львами за какое-либо преступление. Шансов выжить у них было немного.

В боях, как против диких зверей, так и против друг друга гладиаторы часто использовали дротики или копья.

В широком замахе таким копьём можно было перерезать горло как кинжалом, только не сокращая дистанцию с противником. Или метнуть с нескольких метров.

Но кроме разного вооружения, защиты и техники гладиаторы различались между собой и по весовым характеристикам. Кто-то двигался гораздо медленнее, кто-то быстрее. Но драться, передвигаясь по песку на ярком солнце было непросто в любом весе. Поэтому металлическими доспехами чаще всего защищалась только рука, держащая оружие, и одна нога – та, что чаще выставлялась вперёд. Щит, если он был, выполнял двойную функцию. Для защиты и атаки.

Гладиаторский поединок для римлян был одновременно драматическим спектаклем, цирковым представлением и боксёрским матчем. Эти действа организовывались заранее специальными людьми – эдиторами. Эдиторы готовили площадку для боя, занимались рекламой и распространяли билеты. Каждый желающий мог поставить на одного из бойцов любую сумму.

Тренировались гладиаторы в специальных школах, которыми руководил ланиста – то есть одновременно тренер и управляющий группой гладиаторов. В особо перспективных бойцов вкладывались немалые деньги. В этих школах военнопленных и преступников, которые считались рабами, обучали навыкам, необходимым для того, чтобы сражаться насмерть. Ланиста следил за тем, чтобы его гладиаторы хорошо питались, и не болели. Ведь они считались собственностью гладиаторской школы, и приносили невиданный доход. Но некоторые гладиаторы не были рабами, а шли на риск только ради денег или острых ощущений.

Первым делом учителя фехтования учили подопечных управляться с деревянным мечём, и только после успешных занятий те получали стальной. А по окончании школы участвовали в так называемой «Либера цена» - общем пире, где зрители могли познакомиться с характеристиками бойцов, и подумать о ставках. При этом, во времена императора Нерона, часто ставили на женщин. Ведь именно слабый пол пользовался тогда у зрителей особым спросом в качестве гладиаторов.

Парадокс заключался в том, что гладиаторы, вышедшие из многих боёв победителями, становились невероятно популярны в обществе, зарабатывали за один бой больше чем римский солдат за целый год, имели собственное жилище, но при этом всё же оставались рабами. А профессия ланисты в Риме считалась постыдной – ведь он, как и сутенёр, торговал телами. То есть гладиаторское ремесло многими приравнивалось к проституции.

В школы гладиаторов попадали рабы разного возраста и национальностей. Но до зрелости доживали не многие. Жизнь раненого на арене гладиатора чаще всего зависела от публики. Если по каким-то причинам у большинства он вызывал симпатию, зрители голосовали за жизнь, показывая кулак со спрятанным большим пальцем. Когда выбирали смерть – большой палец вытягивали в сторону. И победивший выполнял волю толпы, для того, чтобы в следующем бою, возможно, погибнуть самому.

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

Бой гладиаторов ретиария и секутора

Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

«Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.

Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.


Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

Ave Imperator, morituri te salutant

«Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.


Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.


Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.


Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.


Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.


Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

Самые известные гладиаторы Древнего Рима

Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.


После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.