Физкультура нетрадиционная в старшей группе по йоге. В помощь тем, кому тяжело. Полный отдых – расслабление

Хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна — холод, пассивность и торможение.

Проведение с элементами хатха-йоги поможет вам и детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).

Проведение занятий в детском саду: осваиваем азы хатха-йоги

Итак, вот некоторые особенности выполнения йоговских упражнений.

  1. Упражнения включают в себя очень плавные, спокойные действия, сопровождающиеся расслаблением мышц и нервной системы. Помните: проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги возможно лишь в том случае, если дети себя комфортно чувствуют. Боль и неприятные ощущения недопустимы на занятиях.
  2. Преобладающая часть поз статична (то есть выдерживается в течение определенного времени). Поэтому резкие, многократно повторяющиеся движения, используемые в традиционной гимнастике, отсутствуют.
  3. Выполнение упражнений не требует какого-то специального дорогостоящего оборудования и места занятий. Специалисты современной йоги считают, что хатха-йога доступна, как правило, людям любого возраста и вероисповедания.
  4. Приступая к занятиям, непременно убедитесь, что дети в хорошем расположении духа и самочувствии. После болезни или при повышенной температуре проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги для ребенка следует отложить. Если ребенок имеет хроническое заболевание, проконсультируйтесь с врачом.
  5. Проведение занятий в детском саду лучше планировать за 30-40 минут до еды или через 2-3 часа после.
  6. Одежда для занятий не должна сковывать движении, выбирайте такую, в которой ребенок будет чувствовать себя удобно и комфортно. А обувь вам вообще не понадобится: занимаясь босиком, малыш укрепит мышцы стопы.
  7. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Упражнения лучше выполнять на полу. Древние йоги использовали травяную подстилку. За неимением в современных квартирах подобного инвентаря вполне можно заниматься на коврике или сложенном в несколько раз куске плотной ткани. Самое главное — выполнять упражнения регулярно.
  8. Учитывайте, пожалуйста, что в силу возрастных физиологических особенностей дыхания, дошкольник еще не умеет точно согласовывать его с характером движения, поэтому упражнения могут выполняться с произвольным дыханием.

Итак, начнем заниматься?

«Поза мостика»

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положите вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимайте таз вверх. Удерживайте позу в точке подъема до 10 секунд. Затем плавно опуститесь на спину. Расслабьтесь и немного отдохните.

Это упражнение способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота.

«Поза кобры»

Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты. Руки согнуты в локтях. Ладони упираются в пол. Плавно выпрямляем руки. Постепенно поднимаем голову, подбородок, плечи, грудь. Постарайтесь выдержать позу 7-10 секунд. Затем медленно опускаемся в исходное положение и расслабляемся.

Улучшается работа внутренних органов, и увеличивается гибкость.

«Поза стрекозы»

Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладонями вниз. Неторопливо отведите руки назад — вверх. Ноги оторвите от пола, поднимая вверх. Задержите позу на 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное. Потом медленно опуститесь в исходное положение.

Укрепляются мышцы брюшного пресса.

«Поза лягушки»

Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.

«Поза цапли»

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вдоль туловища. Медленно наклоняйтесь вниз, не сгибая ноги в коленях. Постарайтесь голову прижать к коленям, обхватив ноги руками. Если наклон сразу не получается, то можно просто коснуться руками пола. Задержитесь в позе 5-7 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы бедра, позвоночник и улучшает пищеварение.

«Поза калачика»

Исходное положение: лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибайте колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержитесь в позе 5-10 секунд. Затем вернитесь в исходное положение.

Это упражнение укрепляет пресс и позвоночник.

«Поза доброй кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.

«Поза сердитой кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость.

Литература:

  • Липень А.А. «Детская оздоровительная йога». – СПб.6 Питер, 2009.
  • Волков О.А. «Веселая йога»: специально для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Татьяна Казанцева
Педагогический проект «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Золотой ключик»

Педагогический проект

Тема : «Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников »

выполнила : инструктор по физкультуре

Казанцева Т. Н.

Городской округ г. Бор

Пояснительная записка.

Актуальность.

Разработка инновационных оздоровительных технологий для ДОУ - первоочередная и своевременная задача.

Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране : по данным РАМН РФ, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений в оздоровлении детей , который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики Хатха-йоги .

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Дети - это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги - рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Научная новизна и практическая значимость

Гимнастика с элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста . В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги , основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха -йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха -йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны , физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) .

Хатха -йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики : формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому – с йогой детей необходимо знакомить именно через игру.

Подражание – еще один метод обучения детей . Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например : «кузнечик» , «цапля» , «лягушка» , «кошечка» , «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект : укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Цель проекта :

Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи :

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение : учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Вид проекта : творческо-информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : педагоги , родители, дети.

Образовательная область : «Физическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественное»

Предполагаемый результат. Созданы необходимые условия для физического развития детей как в ДОУ, так и в семье.

У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Снизилась заболеваемость, повысился уровень гибкости, улучшилась осанка.

Дети стали спокойнее, добрее, у них появилась уверенность в своих силах. У детей развито внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества, сформировано умение расслабляться.

Результаты представлены в форме мультимедийной презентации, фотовыставок.

Программно-методическое обеспечение .

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления : Программно-методическое пособие . – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.

3. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

4. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М ., Просвещение. 1993.

5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

6. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду » . Ж. Обруч №3-1997.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным - каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу - в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное - задать им состояние удовольствия.

Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.

Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения - это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.

Компоненты занятия

1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой - стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.

В приложении - презентация отчётного перед родителями занятия после трёх месяцев посещения «Йога-сказки». Так как было важно показать, чему дети научились, то собственно йоги там больше, а сказка присутствует скорее формально, в качестве игровой мотивации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЙОГА СКАЗКИ

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья С.И.Саксина

Р.п.Выездное ул.Сельхозтехника

Тема: Йога в детском саду.

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Йога – не лечение, хотя, безусловно, занимаясь йогой, мы становимся здоровыми, энергичными, обретаем красоту и гибкость тела.

Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума.

На наших занятиях мы развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории.

Начинать изучать азы йоги дети могут в возрасте от четырех лет и, для начала достаточно всего 15 - 20 минут занятий в день. В нашем детском саду мы проводили занятия с 10 минут в день. Со временем занятия могут увеличиваться до получаса, а для детей старшего возраста, то и до часа. Сейчас наши занятия доходят до 25 минут. Но надо помнить что «йога», это не только проведение физических разминочных и растягивающих упражнений, но мы еще знаем, что это и замечательный инструмент для успокоения разума и контроля над своими чувствами при помощи небольших сеансов медитации. Согласитесь, что это очень актуально для психологического развития детей, которые почти все без исключения гиперактивны по своей природе, возбудимы и проводят длительное время возле телевизоров и компьютеров. После занятий с детьми, многие родители увидели изменение в своих детях, дети стали больше играть в дидактические, подвижные игры, а также показывать некоторые движения с занятий по йоге дома.

Йога полезна как любой вид физической активности детей. Но она отличается от других способов физического развития, прежде всего тем, что исключает соревнования, а вследствие этого - вероятность стресса и травм. Особенность также в том, что движения йоги в сочетании с особым ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.

Для занятий йогой нужно иметь свободную одежду, подобрать расслабляющую музыку, и так заинтересовать ребенка, чтобы он получал удовольствие от занятий йогой. Йогой лучше заниматься через два-три часа после еды, в комнате или зале, где ребенок сможет расслабиться и отвлечься, так как в группе сосредоточиться он не сможет. Для занятий, лучше попросить родителей сшить одинаковые, однотонные коврики, чтобы детей ни чего не могло отвлекать.

Существует множество мнений по поводу того, когда детям можно начинать практиковать йогу.

Объединяя мнения и опыт известных гуру, а также учитывая процессы роста и развития детей, выделяют возраст 8 лет, когда ребенок уже может сознательно выполнять упражнения и дыхательные практики под руководством воспитателя. В детском саду наблюдая, за детьми разного возраста, можно увидеть, что дети очень подвижны и за время зарядки могут принимать различные позы, которые есть даже в йоге, хотя они их не знают. Из этого можно сделать вывод, что дети намного раньше могут заниматься йогой, а не с 8 лет.

С 4 до 8 лет дети также могут заниматься, но к ним особое, менее требовательное отношение в плане четкости выполнения указаний. С малышами до четырех лет в основном делают гимнастические и массажные движения, напоминающие некоторые позы йоги.

Как это происходит Урок детской йоги (прежде всего для детей 4-7 лет) – это практика асан (поз) в игровой форме.

Перед началом занятия рекомендуется провести разминку для разогрева мышц. Следить, чтобы ребенок дышал носом. Каждая поза должна приносить ребенку удовольствие. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, мы сначала ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.

Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой, наши дети становятся более расслабленными и спокойными.

За 25-40 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям), и это его не утомляет, т.к. воспитатель соблюдает главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром - миром животных и растений. Например, в садике показывая позы животных мы издаем звуки животных, т.е. змея – шипит, лев – рычит и т.д.

В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки), но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения. Со временем вы заметите и другие изменения, происходящие с вашим ребенком - будет меньше капризов и обид, больше спокойствия, уверенности и творчества.

Чему учат на занятиях детской йоги:

1. Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью.

2. Формируют правильную осанку.

3. Делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости.

4. Развивают координацию и пластику движения тела.

5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

6. Проводят игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности.

7. Развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.

Лучше всего, чтобы с ребенком еще занималась мама, это приносит огромную пользу и маме и малышу. На таких занятиях происходит всестороннее общение (взглядом, прикосновениями, посредством слуха, речи, эмоций). Ну и, несомненно, мама лучше всех преподавателей знает своего малыша. Нужно подобрать удобное время и место для занятий. От этого зависит дальнейшая судьба ваших занятий - будет ли ребенок с удовольствием заниматься на занятиях.

Программы детской йоги существенно отличаются от взрослых, уже потому, что проводятся в игровой форме. Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. Маленькие йоги выполняют позы все больше не в статической форме, а в динамической последовательности. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения.

В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются - чтобы уходили искривления костей, правильно развивались мышцы, раскрывалась грудная клетка, и так далее. Упражнения даются совершенно разные - как простые, так и самые сложные.

Дети не воспринимают занятия йогой настолько серьезно, как взрослые, поэтому для занятий йогой в детском саду достаточно выбрать наименее сложные и наиболее интересные асаны. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие.

Литература:

  1. Веселая йога. Специально для детей: О. А. Волков, Е. А. Волкова - Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.
  2. Детская йога: А. Бокатов, С. Сергеев - Москва, Ника-Центр, 2009 г.
  3. Йога для ваших детей: Мишель Чизбру, Сара Вудхаус, Розмари Гриффитс - Москва, Попурри, 2009 г
  4. Лесли Каминофф. Анатомия йоги. М., 2009
  5. Федотов А. Простая йога для начинающих. Ростов – н – Д.: ВЛАДИС: М: Рипол классик, 2009г.