Что такое Академия хоккея «Ак Барс. Инстаграм академия хоккея ак барс

С января 2017 года в спортивной системе Татарстана работает новая структура – Академия хоккея «Ак Барс» им. Ю.И. Моисеева. Организация представляет собой целую учебно-методическую лабораторию, специалисты которой буквально пишут новую историю татарстанского хоккея.

В стенах академии под грифом «секретно» создается новая философия хоккея республики и разрабатываются новые методики работы для тренеров ДЮСШ. О том, как сделать из воспитания чемпионов систему «замкнутого цикла», в которой лучшие будут стремиться остаться, а не уехать, в интервью «Татар-информ» рассказал руководитель новой организации Евгений Рычков.

В марте этого года Наиль Маганов (президент Федерации хоккея РТ и гендиректор ПАО «Татнефть») говорил о том, что академия будет работать по принципу пирамиды, а ее костяк составят ХК «Ак Барс» и «Нефтехимик». Расскажите, пожалуйста, в какой комплектации она существует сейчас, кто и кого обучает там сегодня?

– Очень комплексный вопрос. Начнем с самого начала. Говоря о пирамиде, Наиль Ульфатович, по всей видимости, имел ввиду создание вертикали развития хоккея в республике Татарстан. Безусловно, академия должна занять определенное место в этой вертикали, в этой пирамиде. Верхушка этой пирамиды – это, безусловно, профессиональные клубы республики. В первую очередь два клуба, которые выступают в КХЛ. База, основание этой пирамиды, – это хоккейные ДЮСШ, которых в республике Татарстан насчитывается порядка 32. На сегодняшний день академия вобрала в себя три ключевых ДЮСШ Татарстана: это «Нефтяник» Альметьевск, «Ак Барс» Казань и перспективное ДЮСШ «Динамо Казань».

Сейчас можно выделить три ключевых направления работы академии. Ключевое направление номер один – это работа по повышению уровня квалификации тренерских кадров. Это одно направление в работе академии.

Второе направление – подготовка молодых хоккеистов. Здесь ведется очень большая масштабная работа. Основной задачей сейчас является создание методологии работы детских тренеров, практических пособий для детских тренеров на основании которых они в дальнейшем будут выстраивать весь тренировочный процесс на протяжении сезона во всех возрастах: начиная от пятилетнего возраста и заканчивая выпускниками ДЮСШ, которые по идее должны перейти на первую ступень профессионального хоккея, то есть до 16-17 лет.

Выделяем также направление работы с родителями. Очень важным элементом в подготовке хоккеистов, в подготовке молодого спортсмена являются его родители. У кого-то из детей в большей степени, у кого-то в меньшей степени, но так или иначе родители сопровождают их практически все то время, пока ребенок занимается хоккеем. Влияние родителей недооценивать нельзя. К сожалению, очень часто мы можем наблюдать ситуации, когда родители сами того не желая, но причиняют ребенку определенный вред. Поэтому здесь необходимо вести просветительскую работу.

Можете привести пример негативного влияния родителей на будущих хоккеистов?

– Очень часто родители считают, что если в раннем возрасте ребенку давать больше дополнительных тренировок, то он освоит больше материала. Но необходимо понимать, что у ребенка есть определенный резерв его организма, и нельзя этот резерв исчерпывать полностью. Ему нельзя давать повышенные нагрузки потому, что он начинает развиваться негармонично. И более того, это может нанести вред его здоровью. Поэтому элементарные вещи родителям нужно объяснять, чтобы они, знаете, не желая того не совершали грубых ошибок, которые в последствии могут отразиться на развитии ребенка.

Например, есть такой аспект физиологии: если ребенка перегрузить, дать ему нагрузку, которая для него запредельна в раннем возрасте, это отразится на развитии вилочковой железы. А она отвечает, в том числе, за рост ребенка. Ребенок просто может немножко остановиться в росте. Хоккей – контактный вид спорта, достаточно жесткий, поэтому родители, сами того не желая, могут затормозить рост ребенка, что впоследствии скажется на его конкурентоспособности в профессиональном хоккее. Это самый распространенный пример. Помимо этого существует очень много примеров, когда родители излишне давят на ребенка, оказывают психологическое давление.

Как продвигается работа с родителями?

– У нас уже был опыт, когда мы, заявив о создании академии, провели родительские собрания с родителями воспитанников ДЮСШ «Ак Барс» на «Татнефть арене», собрали порядка 700 человек, рассказали про академию, рассказали про принципы, которым будет следовать академия в своей работе. То же самое мы проделали в Альметьевске, собрав примерно такое же количество родителей. Это говорит о том, что родители очень трепетно относятся к вопросу воспитания своих детей. Важно доносить до родителей нашу идеологию, нашу философию, наши принципы в работе.

Говоря о втором направлении деятельности – создании методологических пособий по работе с хоккеистами, кто стал их авторами, разработчиками?

– У нас целая интернациональная группа разработчиков. В нашей стране на протяжении последних 25 лет не было создано методологических разработок. Никаких трудов не было написано в этой области. Поэтому сейчас мы постарались аккумулировать в нашей группе разработчиков, методистов и тренеров практиков, работающих с детьми.

Работа масштабная, большая, и как любая масштабная работа она бьется на этапы. На первом этапе мы создаем определенный материал, этот материал согласовывается внутри академии. Когда мы согласовали все позиции внутри академии, мы выбираем внешнюю рабочую группу, составленную из директоров ДЮСШ, в том числе и директора ДЮСШ «Ак Барс» и «Нефтяник» Альметьевск, опытных тренеров, которые действительно могут посмотреть, критически оценить и дать определенные рекомендации, медиков, физиологов, которые могут дать оценку с точки зрения допустимости нагрузок.

Летом практические пособия по организации тренировочного процесса для тренеров, работающих с детьми раннего возраста будут готовы. При всем при этом мы понимаем, что тот материал, который мы создаем, не должен являться каким-то таким косным пособием, он должен меняться постоянно вслед за технологиями и новыми подходами.

Около 4 месяцев прошло с момента создания академии, чего удалось достичь?

– Я считаю, что ключевая задача, которую мы за это время смогли выполнить, – это подготовка и принятие философии системы и стиля хоккея республики Татарстан. Документ достаточно громоздкий, он отвечает в первую очередь на вопрос: какой хоккей мы хотим видеть в республике Татарстан, при чем, во всей его вертикали, начиная от базы детско-юношеского хоккея и до соответственно уровня профессиональных клубов КХЛ. Мы описываем то, в какой хоккей мы хотим, чтобы играли наши профессиональные клубы, как этого достичь. Становится понятно, каких игроков должны готовить ДЮСШ, клубы МХЛ и ВХЛ. Выстраивается четкая вертикаль.

Вы не могли бы тезисно о сути документа?

– Тезисно… Несмотря на то, что документ сейчас пока еще находится под грифом «конфиденциально», но тезисно, конечно, можно сказать. Ключевой вопрос: мы считаем, что система хоккея в Республике Татарстан, должна стать практически системой замкнутого цикла, деятельность которой направлена на воспитание здорового подрастающего поколения с минимальным количеством травм, полученных в ходе занятий хоккеем, и воспроизводящей качественный резерв для профессиональных клубов республики Татарстан. Мы должны подготовить почву для того чтобы качественные, хорошо обученные игроки появлялись в Татарстане на регулярной основе. Соответственно, мы планируем выстраивать тренировочный процесс ДЮСШ таким образом, чтобы максимально сохранить элемент творчества у детей.

А что такое творчество в хоккее?

– Я постараюсь объяснить. Для того, чтобы добиться результата в виде счета на табло или победы, нужно минимизировать ошибки, которые могут допускать игроки в детском возрасте. Вопрос в том, что не ошибается тот, кто ничего не делает – это раз. Если ребенок подсознательно растет с чувством тревоги за ошибки на льду, за то, что он подведет команду и в конечном итоге может сесть на лавку запасных, это становится большим психологическим тормозом. Он перестает расти как игрок. Если в раннем возрасте мы не давали игроку, ребенку возможность ошибаться и на своих ошибках учиться, то соответственно мы не дали возможность ему развиться и раскрыться.

И здесь очень важный момент мы сейчас затронули, во многом вопрос философии. Сейчас мы преследуем философию следующую: в ранних возрастах, примерно до 12 лет, мы не должны требовать у тренеров и, соответственно, у детей результата любой ценой. Вот в этом возрасте, по нашему твердому убеждению, счет на табло не отражает качество работы тренера. Если тренеру поставлена задача побеждать любой ценой, он не будет развивать игроков команды индивидуально. Он будет пытаться добиться четкого выполнения своих требований, дабы минимизировать ошибки. А этот путь, который не ведет к развитию индивидуальности каждого игрока.



Как в таком случае, руководствуясь новой философией, оценить работу тренера ДЮСШ?

– В работе с ранними возрастами через технические навыки. Мы должны передать тренерам практические пособия, в которых прописаны те или иные осваиваемые навыки на сезон, и по результатам сезона оценить уровень усвоения.

Наверняка, перед созданием академии вы мониторили не только три подведомственные вам школы, но и можете судить об общем уровне подготовки тренеров ДЮСШ в Татарстане.

– Я вам честно скажу – не мониторили. У нас не было таких полномочий, но мы примерно понимали, какова ситуация по стране в целом и, учитывая уровень развития хоккея в Татарстане, какую-то корреляцию в голове у себя выстраивали. Сотрудники академии принимали участие в аттестации муниципальных детских тренеров. Практически уже со всеми пообщались. Можно констатировать, что средний профессиональный уровень достаточно приличный.

Даже в районах?

– Даже в районах достаточно приличный с точки зрения их подготовленности именно как хоккейных специалистов. Но тренер – это во многом педагог, который дополнительно должен обладать некими навыками и компетенциями. Говоря о российских тренерах и тренерах Республики Татарстан, в частности, мы часто наблюдаем картину, что они хорошо подготовлены именно как хоккейные специалисты. Практически все из них имеют за плечами опыт профессиональных клубов. Имеют образование соответствующее, хотя, честно вам скажу, когда человек профессионально играет в хоккей и параллельно учится в институте физкультуры, это означает, что он знания не получает. И мы сейчас на практике это реально видим.

Тем не менее, уровень наших тренеров именно как хоккейных специалистов достаточно высокий. Есть ряд аспектов, в которых нам необходимо немножко поучиться, я бы сказал. Необходимо уделять внимание аспектам педагогики, аспектам психологии детской, аспектам физиологии, развитию лидерских качеств. Бывает так, что, если семья не полноценная, то тренер для ребенка – это модель отца. Важно, чтобы этот тренер был как личность правильным человеком, мог заложить правильный фундамент в развитие детей. Вот, собственно говоря, все эти аспекты сейчас и требуют внимания, над развитием этих компетенций мы сейчас и будем вести работу.

Пока мы не ушли далеко от структуры академии, уточним, за счет каких бюджетов она существует?

– Я вам сразу скажу, что мы не являемся бюджетной организацией, мы не финансируемся за счет средств муниципального или регионального бюджета. Учредителем Академии хоккея «Ак Барс» на 100 процентов является ПАО «Татнефть». Других источников финансирования не существует.

На заседании совета академии в марте этого года Рашид Нургалиев говорил о создании прозрачной схемы подготовки хоккеистов. Что сейчас мешает ее прозрачности?

– Сложно очень говорить только о татарстанских хоккеистах, потому что определенные болезни присущи всему нашему обществу. И Татарстан не исключение. Говоря о прозрачности, мне сейчас сложно комментировать слова Рашида Гумаровича, что он имел в виду, правильнее было бы спросить у него. Опять же, давайте выясним в каком контексте и что вы имеете в виду под «прозрачностью»: с точки зрения отбора игроков, с точки зрения организации тренировочного процесса или принятия кадровых решений?

Я имею в виду от момента прихода 4-летнего мальчика в ДЮСШ до момента продажи его в иностранные хоккейные клубы, что в схеме затуманенного?

– Не хотелось бы в иностранный, хотелось бы, чтобы они оставались здесь у нас. Наши таланты пригодятся и нам. Вы знаете, я скажу так, если бы не было проблем в развитии российского и татарстанского хоккея, то не было бы нужды создавать Академию хоккея «Ак Барс». В наших основных целях прописано три блока задач: задачи социального характера, задачи экономического характера и задачи спортивного характера. О решении задач спортивных мы все это время и говорили.

Задачи социальные, как, наверное, ни банально и ни странно звучит, мы считаем, что одна из задач – это популяризация хоккея. Популяризация с точки зрения возможности начать играть в хоккей для детей из всех социальных слоев населения. Безусловно, есть у нас талантливые дети, которые пока по разным причинам не имеют возможности начать заниматься хоккеем. Поэтому мы сейчас вырабатываем определенные решения, которые позволят, отчасти решить эту задачу.

А экономический блок?

– Экономический блок задач в первую очередь связан с повышением эффективности работы хоккейной отрасли. Системная качественная подготовка резерва для профессиональных клубов республики Татарстан позволит повысить экономическую эффективность. Воспитанники татарстанского хоккея должны ежегодно пополнять профессиональные команды республики, а в идеале часть игроков можно выводить на трансферный рынок и формировать определенный доход. Таким образом повышая экономическую эффективность в работе.

На том же заседании совета академии обсуждалось и законодательное ограничение перехода хоккеистов в зарубежные клубы. Считайте ли вы такие меры оправданными?

– Я не являюсь сторонником запретительных мер. Любой молодой и амбициозный спортсмен, который хочет расти будет искать лучшую возможность для своего профессионального роста. Для того, чтобы решить проблему, необходимо создать условия. Мы можем их создать в республике Татарстан. На самом деле у нас создана потрясающая инфраструктура. Понятно, что сама по себе инфраструктура не воспроизводит хоккеистов. Вот поэтому мы сейчас в большей степени должны уделить внимание тренерским кадрам. Запретительными мерами проблему, к сожалению, не решишь. Мы сейчас находимся совершенно в другом мире, и закрыть границы просто нереально.

Куда в большинстве случаев уезжают наши, татарстанские молодые игроки?

– Очень часто игроки уезжают в североамериканские лиги. Они считают, что там они будут развиваться более динамично и более правильно. Нужно отдать должное, отчасти игроки правы. На уровне молодежного хоккея североамериканская лига CHL все-таки наиболее сильная по подбору игроков в мире с очень плотным графиком игр в течение сезона. Что, конечно, тоже не всегда правильно для развития молодого игрока: у него не остается времени на тренировочный процесс. Но в Северной Америке другой подход. Ребята уезжают туда, считая, что если они раньше начнут играть на уровне североамериканского молодежного хоккея, то у них повышаются шансы попасть в НХЛ.

Разве это не так?

– Не всегда. И я даже скажу так: если молодой игрок приезжает в Северную Америку в надежде на то, что он сейчас поиграет здесь год, а потом начнет прогрессировать и будет выбран на драфте одним из клубов НХЛ, чаще он ошибается в своих ожиданиях. Чаще всего происходит следующим образом: молодой игрок приехал, год отыграл, потом либо он еще задерживается в юниорском хоккее, либо возвращается. Есть лига в Северной Америке, которая считается второй после НХЛ – АХЛ. Если игрок попал в АХЛ и там задержался, то у него уже практически нет шансов попасть в НХЛ. Очень часто происходит именно так.

На самом деле, единицы игроков, которые проходят тот путь, который в начале себе запланировали. Поэтому, конечно, родителям и ребятам молодым, которые подобного рода решение принимают, нужно взвесить все за и против. Очень четко взвесить. Попав в АХЛ, эти ребята потом не всегда могут попасть даже в клубы КХЛ. Получается, что они находятся в неком подвешенном состоянии. Такая картинка имеет место быть.

В России, в Татарстане таким ребятам было бы проще?

– Сейчас в Татарстане мы за определенный срок должны изменить ряд подходов. Это приведет как раз к созданию больших возможностей для развития молодого игрока, который хочет стать профессионалом и выйти на уровень топ клубов НХЛ или КХЛ. Я считаю, что молодым ребятам стоит подумать сейчас.

Ваши прогнозы: когда наши игроки перестанут интересоваться североамериканскими лигами, клубами?

– В тот момент, когда КХЛ сравняется с НХЛ с точки зрения вызываемого зрительского интереса, интереса телекомпаний к трансляциям. Не нужно забывать, что НХЛ – это крупный бизнес с доходом порядка 4 млрд долларов в год, в отличие пока от КХЛ. Вот когда мы сможем приблизиться по экономическим показателям к НХЛ, тогда игроки перестанут смотреть в сторону Северной Америки.


Обсудить ()

Старший методист Академии хоккея имени Юрия Ивановича Моисеева И.В. Захаркин недавно дал очередное интервью, где порассуждал о том, как нам изменить методики подготовки игроков к лучшему:

Человек, мало-мальски знакомый с положением дел в детско-юношеском хоккее, согласится что идеи в целом правильные. Пожалуй, самая большая новизна в предложениях Захаркина - отказаться от разделения на нападающих и защитников до достижения 12-летнего возраста. Предложение действительно разумное, защитники должны уметь подключаться к атаке, а нападающие - играть в своей зоне.

Но к сожалению, так и не понятно, чему же конкретно будут обучать воспитанников Академии, в чем будет отличие от существующих методик, на что будут делать особый упор?

Давайте же попробуем более конкретно обозначить, каким компонентам игры следует уделить особое внимание. Хоккей складывается из множества самых разных компонент, но некоторые даются игрокам КХЛ особенно тяжело:

1. Броски. Включите любую трансляцию матча КХЛ, ВХЛ и МХЛ (особенно ВХЛ и МХЛ) и вы увидите что большинство игроков испытывает трудности с завершением атаки. Порой складывается впечатление, что игроки осознанно бросают в грудь вратарю. Потому что бросок мимо створа может привести к тому что шайба вылетит из зоны или достанется сопернику. А бросок в грудь - это надежно! Если вратарь отобьет перед собой, кто-нибудь сможет добить. Если зафиксирует, будет вбрасывание в чужой зоне, а игроку запишут бросок в створ. Хорошо же? Нет, плохо. Такая манера нанесения бросков свидетельствует о низкой квалификации игроков.

Лучшие игроки выполняют сотни бросков из разных позиций на каждой тренировке, чтобы довести бросковые навыки до автоматизма. Этому должны уделять внимание и в Академии. Возможно, стоит привлекать к этому Зарипова и других мастеров. Благо, такая возможность есть.

2. Первый пас. По науке, первый пас должен даваться на ход нападающему, чтобы он мог без потери скорости принять передачу и быстро преодолеть среднюю зону. На практике игроки предпочитают протаскивать шайбу "на себе". Да, острота теряется, зато надежно! Проблема снова заключается в том, что защитники плохо владеют этим навыком и с определенного момента перестают даже пытаться сделать передачу под синюю линию. А нападающие перестают открываться под такие передачи. Соответственно, данный элемент игры постепенно исчезает из арсенала команд.

3. Выход из-под прессинга. Фактически это оборотная сторона предыдущего пункта. Первый пас помогает выйти из-под прессинга, это раз. Умение быстро раскатиться при получении шайбы также помогает это делать - два. Умение отсекать прессингующих игроков за счет маневра или перепасовки помогает упрощает вход в зону - три. Давно ли вы видели четкий выход из зоны, словно по учебнику? Этому надо учить.

4. Умение открываться под бросок. Лучшие игроки умеются "потеряться" в чужой зоне и оказаться на бросковой позиции ровно в тот момент, когда партнер будет готов сделать передачу. Это настоящее искусство, но владеют им очень немногие. Что создает широкий простор для отработки этого навыка при позиционной атаке.

5. Подключение в атаку вторым темпом. Держаться ближе к синей линии - надежно. Но прочитать позицию, увидеть открытую зону и занять бросковую позицию - всегда перспективно. При тактической подготовке надо уделять больше внимания этому компоненту.

6. Умение играть клюшкой (для вратарей). Для большинства российских вратарей игра клюшкой все еще остается китайской грамотой. Зачем пытаться делать пас вперед, когда можно просто оставить шайбу защитнику? Это надежно! И учить этому навыку некому, потому что тренеры вратарей в молодости сами не умели этого делать.

7. Активный отбор. Модная европейская тенденция последних лет - отбор шайбы клюшкой. В России предпочитают оттеснять нападающих к бортам и в угол. Так надежней. Если же играть не по игроку, а по шайбе, можно проиграть позицию. Не каждый игрок Дацюк, не каждый умеет подбить клюшку соперника, точно рассчитать дистанцию и скоординированно работать руками и ногами.

8. Игра на своем и чужом пятаке. Есть две составляющие этого навыка - тактическая и техническая. Тактическая составляющая заключается в грамотном выбор позиции, предвидеть действия соперника. Техническая - умение оттеснить нападающих, сблокировать клюшку, читать отскоки, закрывать видимость вратарю. К концу обучения воспитанники должны владеть обеими составляющими назубок.

9. Силовая игра. В Суперлиге и КХЛ всегда были своеобразные представления о силовой игре. Многие игроки лиги не умеют принимать силовые приемы и из-за этого получают травмы. Мало кто способен провести чистый и жесткий силовой прием и из-за этого наносят травмы и получают дисквалификации. Но квалифицированный игрок должен уметь вести силовую игру, тем более что основные приемы силовой борьбы давно описаны и доступны.

10. Катание. Базовый компонент, над которым надо работать всегда.

Подробно о том, что из себя представляет Академия "Ак Барс", как она должна изменить "Ак Барс" и "Нефтяник", и при чём тут Быков с Захаркиным.

1. Что такое Академия "Ак Барс" . Это организация , созданная в 2017 году на базе детско-юношеских школ "Ак Барс", "Динамо" (Казань) и "Нефтяник" (Альметьевск). Из этого следует, что Академия является над-клубной организацией, которая объединяет школы, подчиняющиеся разным структурам.

Академия финансируется "Татнефтью", в наблюдательный совет входят Рустам Минниханов, ген.директор "Татнефти" и президент "Ак Барса" Наиль Маганов, зам.секретаря Совета Безопасности РФ Рашид Нургалиев и другие.

2. Для чего вообще нужна такая организация . Дело в том, что подготовка хоккеистов прежде была организована по довольно специфическому принципу. В отличие от Канады, где действует множество независимых школ, которые не привязаны к определенному клубу, в России всё крутилось вокруг клубных школ. Причиной этого был прежде всего дефицит площадок с искусственным льдом - как правило, даже в крупных городах действовал один ледовый дворец, занятый местным хоккейным клубом, какие-либо другие школы были вынуждены заниматься на открытых коробках и со временем становились неконкурентоспособны. Но принцип "один город - один клуб - одна школа" себя изжил с того момента, как началось повсеместное строительство новых ледовых дворцов. Опыт и результаты Челябинска, где действует около пяти школ, и Ярославля, где две школы ("Локомотив" и "Локомотив-04") ориентируются каждая на свою часть города, наглядно демонстрируют, почему одной сильной школы на город уже совершенно недостаточно.

Сейчас есть два вида хоккейных школ: клубные ("Ак Барс", "Нефтехимик"..) и муниципальные. Переходы между ними происходят стихийно (можно вспомнить москвичей Никиту Кучерова и Никиту Гусева, которые воспитывались в московских школах "Серебряные акулы" и "Белые медведи", Артура Каюмова, который начинал в Бугульме). На турнирах клубные школы играют с муниципальными, и сильный разброс в уровне подготовки бросается в глаза:

В Татарстане профессиональных игроков долгое время выпускали три школы - "Ак Барс", "Нефтехимик" и "Нефтяник". Причем "Нефтяник" не всегда мог обеспечить выпускниками собственную команду мастеров (особенно учитывая что лучшие воспитанники - Токранов, Лукоянов, Дергачев - не задерживались в Альметьевске). О том, как работали другие школы, рассказывает Алексей Чупин: «В Казани в детских муниципальных школах, которым построили дворцы («Ак Буре», «Стрела», «Форвард», «Зилант» и «Авиатор») никто не делал наборы детей. Ждали, когда начнётся отсев из школы «Ак Барса» после двух лет начальной подготовки. Вот этих детей подбирали и только после этого работали. Фактически там надо было командой заниматься заново – два года потеряно и уже тяжело догонять. Сейчас наборами стали заниматься «Волна», и вошедшая в систему «Академии хоккея «Ак Барса» школа «Динамо».

То есть муниципальные школы в Казани пока решили только часть проблемы - дали возможность тренироваться ребятам, отсеянным из клубных школ. Некоторые затем возвращались в клубные школы. В идеале же все школы должны работать в единой системе и между ними не должно быть критической разницы в уровне подготовки. Выбор школы должен определяться географической близостью и личностью тренера. По мере выравнивания среднего уровня небольшие школы будут становиться даже более привлекательны, потому что там воспитанники могут получать больше внимания со стороны тренеров и им можно не бояться, что в команде появятся новые приезжие игроки и вытеснят местных старожилов из состава.

3. Что предлагает Академия . Основная цель - обеспечить одинаковый уровень подготовки игроков независимо от школы. Для этого Академия проводит подготовку и аттестацию тренеров по единым стандартам и методикам. Очевидно, что самый простой способ создать широкую сеть школ высокого уровня - это их "клонирование" и подтягивание до уровня лучших. Например, школа "Динамо" в Казани возникла не так давно, но по младшим возрастам она уже вполне конкурентоспособна с "Ак Барсом" и другими клубными школами.

Раньше школы набирали избыточное количество игроков, часть которых отсеивалась по ходу подготовки. Академия гарантирует, что до 12 лет отсев по спортивному принципу производиться не будет. Это приведёт к перегруженности ледовых площадок, поэтому планируется построить еще один ледовый дворец для ДЮСШ "Динамо" в поселке Мирный. Также в Академии обещают организовать дополнительные группы и привлекать новых тренеров для работы с этими группами.

До 12 лет в школах также не будет разделения на защитников и нападающих, воспитанники будут играть попеременно на разных позициях. После 12 лет будет проведён дополнительный отбор с разделением по позициям.

Также Академия продвигает принцип, что до определенного возраста победы на турнирах не должны становиться самоцелью, работа тренеров должна оцениваться по прогрессу игроков. Например, нижнекамская школа не гонится за высокими местами на турнирах, там выбирают наиболее перспективных игроков и больше работают с ними. В результате этого нижнекамцы почти никогда не выигрывают турниры по своим возрастам, но исправно поставляют игроков уровня КХЛ и НХЛ. Также практика показывает, что искусственное усиление приглашенными игроками не приносит большой пользы клубу и позволяет лишь улучшить текущие результаты юниорских команд.

4. Что делается для подготовки игроков высокого уровня . Пока основные действия в этом направлении - это создание Центров развития игроков. Идея Центра заключается в отборе наиболее перспективных игроков и отработке с ними тех навыков, которые требуются для игры на высшем уровне. Потому что такие игроки уже явно не нуждаются в стандартных тренировках в общей группе.

Первый такой Центр начал работу в прошлом году в Альметьевске под руководством Игоря Захаркина. Также в альметьевском Центре работали Даниил Марков (экс-защитник команд НХЛ и КХЛ) и тренер вратарей Кирилл Кореньков (основатель питерской вратарской школы имени Пучкова). В Центре занимались около 30 игроков старших возрастов. Результат уже виден наглядно:

Год назад альметьевский "Спутник" завершил регулярный чемпионат МХЛ на последнем, 16-м месте в Восточной конференции с 37 очками в 60 матчах и просто дикой разницей шайб "-148". Сейчас это явный претендент на попадание в плей-офф, причём команда собрана из местных ребят. Через пару лет "Нефтяник" сможет стабильно пополнять состав собственными воспитанниками. Конечно, немалую роль в прогрессе "Спутника" играет развитие альметьевской школы, которая в последние годы уверенно претендует на место в тройке лучших школ Поволжья. Но и команда Захаркина может записать результаты юных альметьевцев в свой актив.

В этом году аналогичный центр планируется создать в Казани, где существует пирамида "Ак Барс" - "Барс" - "Ирбис", но она работает не так эффективно, как могла бы. Лучшие молодые ребята (братья Свечниковы, Хованов, Сергачев, Фазлеев..), едва отыграв сезон в МХЛ, уезжают за океан, а игроки "Барса" (Михеев, Лазарев, Кара, Марин, Цуканов, Журавлев..) с трудом пробиваются в основу "Ак Барса". Если Центр развития в Казани даст ожидаемые результаты и начнет поставлять игроков, подготовленных к игре в КХЛ, "Ак Барсу" не придётся искать игроков в 3-4 звенья, сосредоточившись на поиске легионеров высокого уровня и привлечении небольшого количества российских игроков топ-уровня.

5. Кто работает в Академии :

Тренерский состав ДЮСШ Ак Барс, Нефтяник и Динамо - порядка 30 специалистов .

Научно-методическая группа: Сергей Швед , Виктор Горский , Игорь Захаркин, Всеволод Елфимов.

Медицинская группа.

Приглашенные тренеры и консультанты: В.В. Юрзинов-старший, Вячеслав Быков, Тим Тарк (работал тренером по развитию игроков в Монреаль Канадиенс, Тампа Бей Лайтнингс и Каролина Харрикейнс), Лу Вайро (один из основателей американской национальной программы развития игроков, бывший главный тренер американской сборной), Беса Цинцадзе (тренер по катанию, работал с множеством игроков НХЛ), Даниэль Бохнер (основатель канадской академии Universal Hockey, с нынешнего года работает тренером по развитию сборной в ФХР и питерском СКА), Йорма Валтонен (финский игрок и тренер, работал тренером вратарей "Локомотива" и по счастливой случайности не попал на злополучный выезд 07.09.2011), Джим Бриттен (шведский тренер) и другие.


6. Как проходит набор в Академию . С 22 сентября по 30 ноября в Казани и Альметьевске будет проходить набор мальчиков 2012 и 2013 годов рождения. После этого в течение года команды разных возрастов будут проводить добор. Отбор включает в себя:

20 игровых занятий, нацеленных на определение предрасположенности каждого ребёнка к игровым видам спорта;

Психофизическое тестирование кандидатов.

В прошлом году из 500 кандидатов в Казани было отобрано 160 человек в спортшколы "Ак Барс" и "Динамо".

7. Как будет развиваться Академия . Пока Академия работает на базе трёх школ, однако планируется расширение - первыми претендентами выглядят муниципальная школа "Волна", которая неплохо развивается под руководством Алексея Чупина, ДЮСШ Высокой Горы и Набережных Челнов, которые в прошлом году были лучшими среди муниципальных школ республики. Это позволило бы обеспечить этим школам дополнительное финансирование и новые возможности, в частности участие в международных турнирах.

8. Чем занимается Академия помимо основной деятельности :

Разработкой единой методики подготовки игроков. К этому приступили несколько раньше, чем Федерация хоккея, и подготовка недавно опубликованных федеральных методик шла с учётом методики Академии.

Организацией представительного международного турнира . Первый турнир прошел в декабре 2017 года с участием девяти команд 2004 года рождения. В дальнейшем планируется участие команд двух возрастов.

Организацией поездок сборной Академии на международные турниры.

9. Что это за единая методика? Основные принципы , на которых основывается методика Академии:

Правильная структура тренировок по возрастам. В разном возрасте закладываются разные навыки и формируются физические качества (ловкость, скорость, сила и т.д.), поэтому упражнения должны учитывать возраст и уровень развития хоккеистов.

Правильное соотношение занятий, проводимых на льду и "на земле". По мнению методистов, занятия "на земле" не менее важны, чем ледовые тренировки.

Использование психофизиологического, физиологического, генетического и технико-тактического тестирования, чтобы определить, над чем следует дополнительно работать каждому воспитаннику.

Применение современных технологий (контроль показателей сердечно-сосудистой системы, занятия на специальных тренажерах, изучение статистики и т.д.).

Теоретическая подготовка, основанная на принципах современного хоккея.

10. Инфраструктура Академии . В отличие от академий в Ярославле и Омске, которые привязаны к специально построенным комплексам, Академия "Ак Барс" не имеет определенной территориальной привязки и использует объекты спортивных школ:

Базу "Ак Барса" в Казани и тренировочную площадку Татнефть-Арены, где занимается СДЮШОР "Ак Барс":


Ледовый дворец "Золотая шайба", где занимается ДЮСШ "Динамо":

Дворец спорта "Юбилейный" и строящийся детский комплекс в Альметьевске, где занимается ДЮСШ "Нефтяник":


Тренировочные центры Даниса Зарипова и Александра Бурмистрова.