Что такое ахиллесова пята в переносном значении. Фразеологизм ахиллесова пята значение. Фразеологизм “Глас вопиющего в пустыне” значение

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это не­победимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы наверное часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята . Так причем же его пята, если он был непобедимым и отважным?!

Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сы­на неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищен­ной.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой .

Фразеологизм “Яблоко раздора” значение

Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко , на котором было написано «прекраснейшей », и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.
Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначинающий причину ссоры, вражды.

Фразеологизм Авгиевы конюшни значение

Авгиевы конюшни – в Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем ло­шадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение авгиевы конюшни мы употребляем, когда хотим ска­зать о крайней запущенности, загрязненности.

Вариант2: 1. Очень загрязненное место, запущенное помещение. В образной речи: что-либо заваленное бумагами, книгами, лишними вещами, не нужными для работы. «Случилась же сия оказия (не ответил на письмо) потому, что письменный стол наш представляет авгиевы конюшни и только теперь я мог обрести клочок бумаги». Мусоргский. Письмо В. В. Стасову, 31 марта 1872.
2. Крайний беспорядок в делах. «Каковы были главнейшие проявления, пережитки, остатки крепостничества в России к 1917 году? Монархия, сословность, землевладение и землепользование, положение женщины, религия, угнетение национальностей. Возьмите любую из этих «авгиевых конюшен» … вы увидите, что мы их вычистили начисто». В. И. Ленин.
3. Чистить (очистить) авгиевы конюшни . «Потом Киров потрепал Илюшина по плечу. – А ты собери бойцов. Приеду на полчаса и поговорю (о чистке полка и мобилизации коммунистов в охрану). Ну, будь здоров! Давай-ка вместе очистим твои авгиевы конюшни». Г. Холопов. Огни в бухте.
Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, т.е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

Фразеологизм “Между сциллой и харибдой” значение

По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда , поглощавшие мореплавателей.
Выражение между Сциллой и Харибдой употребляется в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны.
Подумайте, нет ли в нашей речи похожих фразеологизмов (меж двух огней, например).

Фразеологизм “Глас вопиющего в пустыне” значение

Согласно древнему библейскому сказанию, один весьма почетный и уважаемый пророк к тому, чтобы люди построили на месте пустыни так называемый путь к богу. В этом случае пришлось бы в глухой степи положить хорошие дороги, сделать горы меньше, а также выровнять то, что выступает не так, как это нужно. Все эти прошения люди пропускали мимо ушей, ведь никто и не собирался браться за такую работу. Именно поэтому, данный фразеологизм и имеет такое название – глас вопиющего в пустыне .
С давних пор этим выражением обозначали безразличные призывы и уговоры сделать определенные действия, которые никто не слушает, и которые заранее обречены на провал. На данные момент фразеологизм дошел до нас без каких-либо изменений.

31.08.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Древняя Греция подарила миру много полезных легенд и мифов, которые привнесли в современную лексику крылатые выражения и фразы. Миф представляет собой фантастический образ, попытка объяснить природные явления, события, выделяя нравственность, эстетическое отношение к реальности.

Все привыкли, что в русском языке выражение «ахиллесова пята » означает слабое, незащищенное место, о чем бы ни велся разговор. Фразеологизм чаще всего употребляется в разговоре о человеческой уязвимости, то есть об определенном деле или процессе, результат которого будет в корне противоположным ожидаемому успеху.

Для того чтобы понять почему «ахиллесова пята» является слабым местом и узнать историю происхождения фразеологизма, следует прочесть миф об Ахиллесе.

Легенда об Ахиллесе

Устойчивое выражение берет свое начало из мифа, переданного писателем Гигином, о герое Ахиллесе. Легенда рассказывает, что сына Фетиды – прекрасного воина, все знали, как ловкого и неприступного для острых копий и стрел врага.

Ему с малых лет пророчили продолжительную жизнь, в которой он не испытает славы, или, героический, но короткий жизненный путь, заканчивающийся смертью воина у стен Трои.

Заботливая мать Фетида боялась ранней смерти сына, в связи с чем отправилась к реке Стикс, воды которой все считали священными. Она окунула младенца в подземные воды, держа его за пятку, защитив его плоть от воздействия какого-либо оружия. Волшебные чары защищали героя от любой беды, но, было лишь одно место его тела, на которое не распространялась святая защита – пятка.

Когда Фетида окунала сына в реку, она держала его за пятку, из-за чего эта часть осталась легкоуязвимой. Троянская война столкнула на поле битвы царевича Париса и Ахиллеса. Ведомый богом Аполлоном, который ранее был оскорблен неуязвимым воином, Парис подготовил к бою отравленные стрелы, прицелился и попал в пятку Ахиллу. Неприступный воин был убит. Небольшая рана от стрелы оказалась смертельной для героя.

Современная интерпретация

Казалось бы, прошло столько тысяч лет, старое поколение сменяется новым, а древнегреческие выражения живут и находят себе место в современности. «Ахиллесова пята» употребляется не только в словесном обиходе, обозначая слабое место в физическом и моральном плане, его взяли на заметку анатомы, которые называют сухожилие, расположенное над пяточной костью, «ахиллесовым».

Крылатые выражения «Ахиллесова пята» и «троянский конь» ведут свое начало от древнегреческих мифов и легенд, а также фрагментов истории Древней Греции.

«Ахиллесова пята» обозначает в русском языке уязвимое место, то, что способно подвести, то, что способно все испортить. Это слабое, незащищенное место – у человека, в некоем деле, некотором устройстве или процессе, которое не дает достичь успеха, которое приводит к провалу. Это устойчивое образное выражение.

Оно ведет начало от древнегреческого мифа об Ахиллесе. Этот герой и воин, по легенде, сын богини Фетиды, был неуязвим для стрел и копий противника, потому что мать еще младенцем искупала его в священных водах реки Стикса. Волшебство не распространялось лишь на одну его пятку, за которую мать держала сына, окуная его в Стикс. Во время легендарной Троянской войны царевич Парис убил Ахиллеса, своего противника, прицелившись и попав ему в пятку отравленной стрелой.

Выражение «Троянский конь» тоже относится к древнегреческим легендам о Троянской войне. Оно обозначает неискренний дар, подарок, несущий вред тому, кому подарен. Это дар «с подвохом», который лучше не принимать во имя собственной безопасности. Также выражение «троянский конь» обозначает решительный хитроумный план, не лишенный подлости, направленный против противника, применяемый с тыла и так далее.

По легенде, греческие воины очень долго осаждали город Трою (это реально существовавший город, раскопанный археологом Генрихом Шлиманом), но взять его не могли. Тогда они пустились на хитрость, спрятавшись внутри огромного деревянного коня. Коня «подарили» троянцам в знак «примирения» и окончания войны. Ночью, после того как троянцы весело отпраздновали окончание осады, греки вышли из коня и перебили спящих после пиршества троянских воинов. Таким образом, Троя была захвачена и сожжена.

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф «Ахиллесова пята», переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

«Ахиллесова пята» цитата:

Может быть, если б в его упреке проглядывало сожаление о минувшем, желание ей снова нравиться, она бы сумела отвечать ему колкой насмешкой и равнодушием, но, казалось, в нем было оскорблено одно самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса, и по этой причине оно в этом сражении оставалось вне ее выстрелов (М. Ю. Лермонтов, Княгиня Литовская, 6).

Ахиллова пята Оуэна [одного из социалистов-утопистов XIX в.] не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину (А. И. Герцен, Былое и думы, б, 9, 2. Роберт Оуэн).

У каждого своя ахиллесова пятка, - продолжал князь Андрей (Л. Н. Толстой, Война и мир, 1, 1, 24).

Негодность формулы тов. Мартова состоит в том, что всякий и каждый может объявить себя членом партии, всякий оппортунист, всякий праздно-болтающий, всякий «профессор» и всякий «гимназист». Эту ахиллесову пяту своей формулировки тов. Мартов тщетно пытается заговорить посредством таких примеров, когда не может быть и речи о самозачислении себя в члены, об объявлении себя членом (В. И. Ленин, Шаг вперед, два шага назад, Полное собрание сочинений, т. 8, с. 257).

Значение фразеологизма «Ахиллесова пята» это слабое, уязвимое место в ком-нибудь или в чем-нибудь. Если это выражение употребляется в отношении человека, то может характеризовать его как моральный, так и физический облик. Причем, как правило, выражение «ахиллесова пята» носит иронично-насмешливый оттенок.

Происхождением же фразеологизма «Ахиллесова пята» мы обязаны мифам Древней Греции, а точнее, мифу о древнегреческом легендарном герое Ахиллe или Ахиллесe. Герои рождались от браков богов со смертными и обладали какими-то сверхъестественными качествами для смертных людей, но не были бессмертными. Выполняя волю богов, они совершали разные подвиги, за что о них люди складывали легенды. Так вышло и с Ахиллесом.

Родителями его были Фетида - морская нимфа и Пелей - сын эгинского царя Эака. По предсказанию их совместный сын проживет долгую жизнь или станет героем и погибнет у стен Трои.

Поэтому Фетида, желая узнать, бессмертен ее ребенок или нет, окунала новорожденного в кипящую воду. Так погибли шесть детей Фетиды. Когда родился седьмой ребенок, Пелей настоял, чтобы Фетида не ставила на нем свои бесчеловечные опыты. Как вы догадались, этим ребенком был Ахиллес. Тем не менее, Фетида, желая сделать своего сына неуязвимым, по одной из версии положила Ахиллеса в божественную печь бога огня и покровителя кузнечного ремесла Гефеста, при этом держа его за пятку. По другой версии, Фетида окунула Ахиллеса в священные воды подземной реки Стикс в царстве мертвых Аида. Таким образом, у Ахиллеса было одно уязвимое место - его пятка. Отсюда и выражение «Ахиллесова пята», обозначающее слабое, незащищенное место.

Когда греки собирались напасть на троянцев, царь Итаки Одиссей и царь Пилоса Нестор пожелали видеть Ахиллеса в рядах своего войска. Получив благословение от отца, Ахиллес присоединился к походу на Трою.

Фетида, помня пророчество и и желая спасти сына, устроила бурю, и корабль Ахиллеса оказался у острова Скирос. Там, у царя Ликомеда, Фетида надеялась скрыть Ахиллеса, чтобы он не смог принять участие в роковой для себя войне. Для этого она переодела сына в женскую одежду и спрятала его среди дочерей царя Ликомеда. Но хитрый и умный Одиссей узнал об этом. Появился он на острове под видом торговца. Выставил на обзор царевнам Одиссей не только платья, украшения, но и оружие. Неожиданно по его приказу поднялся шум и боевой клич и по инерции Ахиллес взялся за оружие. Так разоблаченному «дезертиру» пришлось отправиться в свой последний поход.

Много подвигов совершил Ахиллес на войне, множество врагов одолел он в схватках. Никто не мог справиться с героем. Но предсказание, все же, сбылось. Стрела, пущенная сыном царя Трои Парисом и направленная богом света и покровителем искусств Аполлоном, попала в единственное незащищенное место Ахиллеса - в пятку. Хоть рана была и не значительна, Ахиллес умер.

Так что каждое живое существо, каждый предмет несовершенен. И неважно, скрывает он свои недостатки и изъяны или нет, но они есть. Как утверждают ученые, даже на солнце есть пятна. Так вот этот миф наводит на мысль, что каким бы идеальным и неуязвимым ты не казался, не стоит обольщаться и быть беспечным и самоуверенным, следует остерегаться случайности и быть бдительным. Ведь как гласит шутливый закон Мерфи:

«Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт».

В Греции на острове Корфу во дворце Ахиллеон выставлена статуя Эрнста Густава Хартер «Умирающий Ахиллес», созданная им 1884 году. Она изображает Ахиллеса, пытающегося вынуть стрелу из своей пятки. А выполнена эта статуя по распоряжению императрицы Елизаветы.

И немного анатомии. Прародителем названия «ахиллово сухожилие» является миф об «Ахиллесовой пяте». Кстати, это пяточное сухожилие самое крепкое и мощное в человеческом теле.