Чем отличается вольная и греко римская борьба. Классическая борьба. Вольная подходит для всех

В разделе на вопрос подскажите,чем отличается вольная борьба от греко-римской? заданный автором Ђамир лучший ответ это Отличие в этих видах спорта, по сути одно. В греко-римской (ранее называлась классической) борьбе, все приему проводятся только на корпус человека, то есть проводить приемы с захватами ног запрещено. В вольной же борьбе, подобные приемы разрешены и имеют широкое применение. Популярная в Риме и Древней Греции борьба на несколько веков была практически забыта. Лишь в 18 веке в Европе вновь начинает возникать интерес к борьбе. Особый интерес к древнему виду спорта проявили французы. Борцы-профессионалы выступали в различных европейских странах. Их техника была такой же, что в Древней Греции и Риме. Поэтому борьба получила название греко-римской. Несколько позже возникла вольная борьба. В этой борьбе существенно меньше ограничений, разрешено использовать большее количество приемов.

Ответ от ДИНамовец По духу [гуру]
Греко-римская борьба идет исключительно на руках. Нельзя использовать ноги в отличии от вольной.


Ответ от Надежда Сафронова [новичек]
gtbyn


Ответ от Андрей ф [новичек]
Вольная - это фристайл, т. е. борьба без ограничений. Кроме ударов разрешено всё. ГРБ - довольно специфичный вид спорта. Даже внешне ГРБ борцы сильно отличаются от вольников. Чем? Если интересно то отвечу


Шварценеггер Арнольд на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шварценеггер Арнольд

Мало найдется людей, которые не слышали такие фамилии, как Поддубный, Ярыгин, Карелин, Медведь… Что объединяет этих людей? Правильно, все они являются выдающимися борцами. Однако есть между ними различия в профессиональном плане, если можно так сказать. Например, легенда начала 20 века Иван Поддубный был ярким представителем греко-римской борьбы, а один из самых титулованных спортсменов недавнего прошлого Александр Медведь одержал все свои победы в вольной борьбе.

Когда неопытный зритель наблюдает за поединками «вольников» и «классиков» (греко-римская борьба), то он невольно задается вопросом – чем отличается вольная борьба от греко-римской? Борцы этих стилей одинаково одеты, похоже «танцуют на ковре», правила и цели поединка совпадают… Действительно, на первый взгляд, различия как будто и незаметны. Однако они есть. И довольно существенные. Но сначала немного истории.

Немного истории

Эллада – колыбель цивилизации…

Первые сведения о классической борьбе дошли до нас из Древней Греции. Датируются они примерно 704 годом до н. э. В тот год она была впервые включена в Олимпийские игры, что говорит о ее большой популярности среди древних греков. Мало того, классическая борьба входила в обязательную воинскую подготовку. Неудивительно, что греческие гоплиты (тяжеловооруженные пешие воины) считались непобедимыми в рукопашном бою.

После захвата Эллады римлянами ненасытная Империя впитала в себя все достижения греческой цивилизации, в том числе была освоена и борьба. Оттуда и пошло название, которое в ходу и сейчас, – греко-римская борьба. Переняв у греков весь технический арсенал приемов и правил этой силовой дисциплины, римляне добавили в нее элементы кулачного боя и с успехом демонстрировали данный гибрид в гладиаторских боях.

Окончательно греко-римская борьба трансформировалась в современный вид во Франции 19 века, получив еще одно название – французская борьба. Вся работа в поединке ведется на верхнем уровне, выше пояса (более подробно см. ниже). С тех пор, оставаясь практически неизменной, она заняла достойное место среди множества современных видов единоборств. Также в наше время утвердилось ее третье название – классическая борьба, которое считается официальным.

В программе Олимпийских игр классическая борьба бессменно присутствует с 1898 года и по праву занимает первое место среди всех видов олимпийских борцовских дисциплин.

Родина не только футбола и бокса…

У вольной борьбы родословная гораздо короче. Зародилась она в английском графстве Ланкашир в 18 веке. Возникла, скорее всего, на основе классической, но в ней было разрешено работать ногами и делать захваты ног руками. Пожалуй, это самое главное отличие вольной борьбы от греко-римской.

Вольная борьба быстро распространилась по Европе, потом перемахнула через океан, утвердившись в США. Там ее слегка подкорректировали и заодно переименовали, назвав «кетч». В дальнейшем кетч все больше уходил от традиционного «вольного» стиля в сторону «коммерческой выгоды», превратившись со временем в эффектное и кровавое шоу, мало похожее на своего родителя.

На Олимпиаде вольная борьба появилась в 1904 году и с тех с пор стала обязательной олимпийской дисциплиной. Исключение составили 1906 (внеочередные Олимпийские игры) и 1912 годы.

Сравнение

Мы уже вскользь упоминали об основном отличии упомянутых видов единоборств. Пришло время остановиться на этом более подробно. Тем более что есть и другие нюансы, различающие эти два стиля борьбы.

Классика

Главная цель «классического поединка»– уложить противника на лопатки (туше) и провести удержание в подобном положении (несколько секунд). Борьба ведется как в стойке, так и в партере. Схватка длится 2 периода, каждый по 3 минуты. Перерыв между ними –30 секунд. Если ни один из борцов не «лег на лопатки», то считаются набранные очки (баллы). Очки начисляются за броски, удержание или правильно проведенный прием. Если набрано равное количество баллов, то дается дополнительное время. Если опять равенство, то судьи определяют, кто из противников был более активен, и присуждают ему победу.

Классическая борьба всегда была схваткой «на верхних этажах». Применение ног во время поединка строго запрещено. Хотя роль их огромна. От их силы, правильной постановки во многих случаях зависит исход схватки. Почти все броски происходят с их участием – из полуприседа выход на прямые колени с последующим броском. Без правильно поставленной техники работы ногами победы не будет.

Однако внимание зрителя приковано к главному действу – работе рук в верхней части корпуса. Борьба ведется руками, ведь именно они работают на захваты, удержание противника и проведение бросков.

У вас может создаться впечатление, что основные события происходят исключительно в стойке, но это не так. Да, борьба в стойке более зрелищна, однако исход ее зачастую решается в партере. Более того, основная задача противостояния в стойке – это любыми разрешенными способами перевести поединок в партер, естественно, получив преимущество в позиции. Другое дело, что далеко не всегда это удается, особенно если встречаются равные противники. Но стратегическая задача поединка заключается именно в этом.

Огромное значение имеет не только техническая подготовка борца, но и его силовая составляющая. Особенно если учесть, что все захваты в греко-римской борьбе применяются на голом теле, то нетрудно представить себе, какая нужна сила руки цепкость пальцев, чтобы удержать скользкого от пота и не менее сильного противника. Если «классик» слаб физически, то его не спасет никакая техника. Но делать главный упор на развитие силы –плохой путь. Без хорошей технической подготовки «дурная сила» может обернуться минусом, а не плюсом. Все должно быть взаимосвязано и гармонично развито.

Очень важным фактором в поединке является гибкость бойцов. Достаточно посмотреть, как борцы выходят на «мост», выворачивают шею, суставы, чтобы понять – без эластичных, легко растягивающихся связок выиграть поединок невозможно.

Форма борцов минимальна и состоит из борцовок (мягкие кеды), плавок и трико. Почти как в Древней Элладе…

Вольный стиль

Вольная борьба во многом схожа со своей более старшей и именитой сестрой – классической. Поэтому мы не будем повторяться и остановимся только на отличиях между ними. Заметим, что конечная цель борца-«вольника» такая же, что и у «классика»,– положить соперника на лопатки. Однако для достижения этой цели используется гораздо более богатый набор приемов.


Основополагающее отличие вольной борьбы от классической заключается в разрешении применять ноги для проведения агрессивных действий, приемов. Отсюда у борцов появляется возможность вести поединок на любом уровне и против любой части тела, в пределах правил, разумеется.

Вольник может проводить подсечки, подножки, броски с участием ног, захваты ног руками. Проход в ноги считается одним из основных приемов, и вы гарантированно увидите его в любом поединке равных по силе противников.

Учитывая данную специфику, на первый план для борца вольного стиля выходит филигранное владение техникой, ведь многие приемы можно проводить, используя законы физики, где личная сила борца играет уже не столь значительную роль,как в греко-римских поединках.

Примечание. Хорошо иллюстрирует данный момент обширная группа приемов, объединенная примерно таким техническим текстом: «…сбивание с захватом ног и зацепом…». Здесь максимально используются физические законы, и провести прием подобного рода может борец, значительно уступающий своему сопернику в силовой подготовке.

Однако все вышесказанное вовсе не означает, что борцу вольного стиля достаточно в совершенстве изучить технику боя –и можно начать побеждать всех подряд. В любом виде единоборств существует ряд приемов, где физическая сила бойца стоит как минимум на одной ступеньке с техническими навыками, а в некоторых случаях выходит на первое место. Поэтому, чтобы добиваться стабильных результатов против сильных противников, борцу-вольнику показана такая же силовая подготовка, как и классику.

А теперь сделаем короткую выжимку из приведенных сведений и поместим ее в таблицу.

Таблица

Греко-римская борьба Вольная борьба
Зародилась в Древней Элладе за 700 с лишним лет до н. э. Появилась не так давно. Англия, графство Ланкашир,18 век
Нельзя применять ноги для достижения победы. Работа идет против тела выше поясницы. Ноги играют значительную, но все-таки вспомогательную роль и в прямых«военных действиях» не участвуют Разрешена полная работа ногами и против ног. Подножки, подсечки, захваты-зацепы и проходы в нижнюю часть тела имеют не меньшее значение, чем действия «на верхних этажах»
Огромное значение имеет силовая подготовка спортсмена. Есть много ситуаций, где физическая сила выходит на первый план. Более слабый в силовом плане боец только случайно может победить равноценного по технике, но превосходящего по силе соперника. Такое происходит крайне редко Сила важна, но есть ряд ситуаций, когда техническое мастерство борца становится главным действующим фактором. Известно немало схваток, когда менее сильный борец побеждал своего мощного оппонента благодаря отточенной технике действий ногами и против ног

Как видите, заметить,в чем разница между вольной и греко-римской борьбой,во время поединка не так просто, как кажется. Борцы одного стиля способны в течение всей схватки провести 1-2 молниеносных приема, на которые неискушенный зритель может и не обратить особого внимания. Тогда как на деле именно эти приемы обозначат вид единоборства. Однако теперь, надеемся, наш читатель, случайно зайдя в спортивный зал, где идет тренировка или борцовский турнир, сразу определит, какой стиль борьбы он видит.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Вольная борьба – вид спорта, заключающийся в единоборстве двух спортсменов по определённым правилам; с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.), в котором каждый из соперников пытается положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приема.

История возникновения вольной борьбы

Родиной вольной борьбы считается Ланкашир (Англия). Появилась она чуть позже греко-римской борьбы и отличалась от неё более жестокими приемами, в частности в ней были разрешены противосуставные захваты, вывертывания суставов и другие болевые приемы. Позже вольную борьбу завезли в Америку, где она стала развиваться по двум направлениям: борьба и вольная борьба. Спортивная вольная борьба культивировалась в колледжах и университетах США (в России её называли «вольно-американской любительской борьбой»). Правила международной вольной борьбы сходны именно с этим видом борьбы.

В 1904 году вольная борьба была признана олимпийским видом спорта и включена в программу Олимпийских игр в Сент-Луисе (США). Все 42 участника были из США, так получилось из-за того, что никто кроме США не был знаком с данной дисциплиной. Чемпионат страны был приурочен к Олимпиаде и США организовали его как олимпийское соревнование.

Всего с 1904 года по 1996 год американцы выиграли на Олимпийских играх 99 олимпийских медалей – больше, чем любая другая страна на то время. На следующих Олимпийских играх 1906 года греки отдали предпочтение греко-римской борьбе, убрав из программы вольную, так как она была для них незнакома. В период с 1904 по 1912 год, количество спортсменов, заявленных в одной весовой категории от одной страны, не ограничивалось.

С 1920 года по 1924 в одной весовой категории разрешалось заявлять не более двух спортсменов от одной страны. В 1921 году была создана Международная федерация любительской борьбы (англ. International Amateur Wrestling Federation, IAWF). В 1928 году в Париже был проведён первый чемпионат Европы. И в этом же году было принято, что в весовой категории, страну может представлять только один участник. В 1951 году была создана Международная федерация объединённых стилей борьбы (ФИЛА, фр. FILA). Она начинает проводить чемпионаты мира.

Чем борьба отличается от других единоборств?

В отличии от других видов единоборств, борьба не использует ударную технику. Борьба обычно бывает в стойке (буквально – в позиции стоя) и имеет в своем арсенале различные броски, зацепы и подсечки; а также в партере, т.е. на коленях или лежа, в котором используются болевые приемы или, как в дзюдо, удушающие.

Существует национальные виды борьбы, и к ним относятся:

  • сумо (Япония);
  • кох (Армения);
  • кураш (Татарстан);
  • гюреж (Азейбарджан);
  • бех (Моноголия);
  • и другие.

К международным видам относятся:

  • вольная борьба;
  • греко-римская борьба;
  • дзюдо.

Эти три вида представлены на Олимпийских играх.

Также к международным относят такие виды борьбы как:

  • русское (представляющее помесь разных национальных видов) самбо;
  • бразильское джиу-джитсу;
  • грэпплинг, появившийся в ОАЭ;
  • и другие.

Все эти виды единоборств объединяет отсутствие ударной техники. Отличия же между собой именно в арсенале бросковой техники, наличие или отсутствие болевых и/или удушающих приемах, в судействе, а также в форме одежды.

Описание вольной борьбы

Вольная борьба – вид единоборств, в котором участвуют два спортсмена, которые не используют ударную технику, а применяют различные приемы, такие как захваты, перевороты, броски, подсечки и так далее. От других видов борьбы вольная отличается тем, что в ней разрешено активное использование ног и нет приемов с захватом противника за одежду.

Польза вольной борьбы:

  • Как и большинство видов спорта, вольная борьба укрепляет защитные силы организма.
  • Этот вид спорта помогает проработать практически все группы мышц, что помогает сформировать прекрасную атлетическую фигуру.
  • Вольная борьба положительно влияет на работу сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем.
  • Тренирует выносливость организма.
  • Развивает координацию движений и ловкость.
  • Вольная борьба хорошо развивает гибкость.
  • Вольная борьба очень подходит для тех, кто хочет избавиться от лишних килограммов, именно поэтому на тренировках по этому виду спорта можно встретить и представительниц слабого пола.
  • Во время тренировочного процесса борцы уделяют особое внимание умению падать, что, конечно же, может пригодиться и в повседневной жизни (например, на скользком тротуаре) и при занятии другими видами спорта, где высок риск падения и травмирования.
  • Также стоит сказать, что некоторые приемы вольной борьбы могут быть использованы в целях самозащиты в непредвиденных ситуациях.
  • Вольная борьба помогает развитию уверенности, интуиции, силы воли, а также умения контролировать себя и анализировать ситуацию.

Противопоказания вольной борьбы

Вольная борьба противопоказана людям с заболеваниями позвоночника, так как на него приходится основная нагрузка во время тренировок. При наличии каких-либо заболеваний перед началом занятий необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Вольная борьба для детей

Вольная борьба является одним из сильнейших видов спорта в нашей стране, поэтому секцию в большинстве городов нашей страны найти совсем не сложно. Мальчишек можно отдавать в этот спорт с достаточно раннего возраста – лет с 4-5, но и в более позднем возрасте у ребенка есть все шансы стать успешным спортсменом. А вот девочек специалисты рекомендуют отдавать позже, после того как более или мене сформируется фигура, так как физические нагрузки получаемые во время тренировок не способствуют формированию женственной фигуры.

Вольная борьба для взрослых

Вольная борьба относится к тем видам спорта, которыми можно начать заниматься в любом возрасте. Во многих городах нашей страны есть секции вольной борьбы специально для взрослых и даже проводятся соревнования для разных возрастных категорий. Поэтому занимаясь вольной борьбой во взрослом возрасте можно не только укрепить свое здоровье, но и добиться серьезных спортивных успехов, в том числе и на международном уровне.

Правила вольной борьбы

Поединок в вольной борьбе проводится на борцовском ковре, который представляет собой квадратный мат с виниловым покрытием со стороной 12 метров. Минимальная толщина ковра должна составлять 4 сантиметра. Так называемая «область состязаний», в которой непосредственно ведётся борьба — это желтый круг диаметром 9 метров, в центре которого обозначен красным цветом маленький центральный круг диаметром 1 метр. Сюда борцы возвращаются после остановки схватки, а также при постановке одного из соперников в положение партера. Основные действия боя проходят в 8-метровой зоне борьбы. Изнутри по периметру 9-метрового круга проходит красная полоса шириной 1 метр – «зона пассивности».

Борцов делят на категории в зависимости от возраста: школьники – 14-15 лет, кадеты – 16-17 лет, юниоры -18-20 лет, сеньоры – 20 лет и старше. Продолжительность схваток зависит от возраста спортсменов:

  • Школьники и кадеты: 3 периода по 1 минуте 30 сек
  • Сеньоры и юниоры: 3 периода по 2 минуты

В конце каждого периода обязательно объявляется победитель. Борец, выигравший 2 периода, объявляется победителем схватки. Если победа может быть присуждена после двух периодов, третий период отменяется.

Схватка может быть выиграна следующим образом:

  • на “туше”. Туше засчитывается, когда борец прижимает соперника обеими лопатками к ковру достаточное время, чтобы арбитр смог констатировать туше (сосчитав 21, 22). Чтобы засчитать туше в зоне пассивности, нужно, чтобы лопатки соперника были полностью прижаты к ковру в зоне пассивности, а голова не должна касаться защитной поверхности. Туше на защитной поверхности не засчитывается. Если борец прижимается двумя лопатками к ковру в результате своей собственной ошибки или своего неправильного приема, туше засчитывается его сопернику.
  • при травме, снятии, неявке, из-за дисквалификации соперника. В конце каждого периода победитель должен быть объявлен. Борец, выигравший 2 периода, объявляется победителем схватки. Если победа может быть объявлена после двух периодов, третий период отменяется.
  • по техническому превосходству
  • по баллам (при превосходстве от 1 до 5 баллов разницы в каждом из 2 периодов)

Если борец, проводит прием с амплитудой в 5 баллов, он объявляется победителем периода, невзирая на счет. Если борец проводит в периоде два приема по 3 балла, он объявляется победителем периода, невзирая на счет. При равенстве очков 1-1, 2-2, 3-3 и так далее и когда критерии оценки приемов и предупреждений одинаковы, победитель определяется не по первому, а по последнему баллу, полученному в данном периоде.

Если есть одно или несколько предупреждений, победителем объявляется борец, у которого их меньше. В случае, когда период заканчивается со счетом 0-0, победителем периода объявляется борец, выигравший 1 или несколько баллов в кресте, который длится максимум 30 с. При предупреждениях необходимо учитывать всю схватку. Борец, получивший 3 предупреждения в течение трех периодов, дисквалифицируется.

1 балл присуждается:

  • Борцу, поставившему в партер соперника, находящегося сзади него, удерживающему его и контролирующему его в этой позиции (3 точки в контакте: две руки и одно колено или два колена и одна рука).
  • Борцу, проводящему правильный прием в стойке или в партере, в результате которого соперник не поставлен в опасное положение.
  • Борцу, который в приеме удерживает и контролирует соперника, находясь сзади него.
  • Борцу, блокирующему или поставившему соперника на одну или две вытянутые руки спиной к ковру.
  • Атакующему борцу, прием которого неправильно отражен соперником, но который, несмотря на это, заканчивает свой прием.
  • Атакующему борцу, когда соперник уходит за ковер или от приема, отказывается от старта, совершает грубость или прерывает крест,
  • Борцу, удерживающему соперника в опасном положении 5 секунд и более.
  • Борцу, соперник которого делает шаг на защитную поверхность.
  • Борцу, соперник которого отказывается взять крест должным образом.
  • Все остановки схватки из-за травмы без крови наказываются 1 баллом сопернику.

2 балла присуждаются:

  • Борцу, проводящему правильный прием в партере, который ставит своего соперника в опасное положение или в мгновенное туше.
  • Атакующему борцу, соперник которого перекатывается на лопатках.
  • Атакующему борцу, соперник которого, находясь в опасном положении, уходит от приема за пределы ковра.
  • Атакующему борцу, соперник которого применяет запрещенный прием, мешающий проведению приема или туше.
  • Атакуемому борцу, если атакующий попадает в мгновенное туше или перекатывается лопатками при выполнении приема.
  • Борцу, блокирующему соперника при выполнении им приема из стойки, и попадающему в опасное положение.

3 балла присуждаются:

  • Борцу, выполняющему прием из стойки, приводящий соперника в опасное положение броском с малой амплитудой.
  • За все приемы, выполняемые с отрывом от ковра, с малой амплитудой, даже если атакующий борец находится одним или двумя коленями на ковре, в результате чего атакуемый борец сразу попадает в опасное положение.
  • Борцу, проводящему прием с большой амплитудой, не приводящему соперника немедленно в опасное положение.

Примечание: Если при проведении приема атакуемый борец касается ковра одной рукой, но сразу же переходит в опасное положение, атакующий борец также получает 3 балла.

5 баллов присуждаются:

  • За все приемы, выполняемые из стойки с большой амплитудой, приводящие атакуемого борца в опасное положение броском.
  • За прием, выполняемый борцом из партера, с отрывом соперника от ковра, приводящий соперника в опасное положение броском с большой амплитудой.

Борцам запрещено:

  • Дергать за волосы, за уши, за гениталии, щипать, кусать, скручивать пальцы рук и ног и т.д., производить любые действия, жесты или приемы с целью причинить ему боль или страдание, чтобы заставить его сдаться.
  • Бить соперника ногами, головой, душить, толкать, применять приемы, которые могут угрожать жизни или травмировать противника, топтать его ногами, касаться его лица между бровями или в области рта.
  • Давить локтем или коленом на живот или желудок соперника, производить любые вращения, вызывающие страдания, хватать соперника за трико.
  • Хвататься за ковер,
  • Разговаривать во время схватки.
  • Хватать соперника за подошву ноги (разрешается хватать только за верх ступни или за пятку).
  • Договариваться заранее между собой о результатах схватки.

Запрещённые приёмы

Список запрещенных приемов:

  • выворачивание руки более чем на 90 градусов и удушение за горло,
  • захват руки на ключ, проводимый на предплечье,
  • захват головы или шеи двумя руками, а также все положения с удушением,
  • двойной Нельсон, если он не выполняется сбоку без захвата ногами части тела противника,
  • захват руки противника за спиной с одновременным давлением на нее в положении, когда предплечье образует острый угол,
  • захват с натяжением позвоночника соперника,
  • захват головы (галстук) одной или двумя руками в любом направлении,
  • разрешается только захват головы одной рукой,
  • при захватах в стойке из-за спины, когда соперник разворачивается спиной вверх, голова внизу (бросок оборотным захватом туловища), падение должно выполняться только на бок и никогда сверху вниз (пике),
  • при выполнении приема держать голову или шею соперника двумя руками,
  • приподнимать соперника, находящегося в положении моста, и затем бросать его на ковер (сильный удар о землю), т.е. ставить на мост с ударом вниз,
  • продавливать мост толчком в направлении головы,
  • обычно, если при выполнении захвата атакующий борец проводит запрещенный прием, его действие не засчитывается, и ему делается замечание. Если атакующий борец повторяет свою ошибку, он получает предупреждение, а его сопернику дается 1 балл,

если атакуемый борец запрещенным приемом мешает сопернику выполнять прием, ему делается предупреждение, а его соперник получает 2 балла.

Одежда для борьбы

Основным компонентом экипировки борца вольного стиля является борцовское трико. Борцовское трико относится к категории компрессионной одежды. Оно наиболее оптимальным образом защищает тело борца от бактерий, находящихся на ковре.

Кроме того, во время схваток, у спортсменов наблюдается обильное потовыделение. Из-за этого становится невозможным проведение различных бросков, так как атлет будет скользким. Именно поэтому были придуманы трико.

На ногах борцов одета специальная обувь – борцовки. Они позволяют спортсменам занимать более устойчивую позицию и защищают ступни от возможных повреждений. Чем жестче подошва борцовок, тем комфортнее спортсмен будет чувствовать себя на ковре.

Вольная борьба в искусстве

Кинематограф :

  1. Фильм «Легендарный» (оригин.название «Legendary»), США, 2010 г.
  2. Фильм «Хэмилл/Молот» (оригин. название «Hamill/The Hammer»), США, 2010 г. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает об удивительной судьбе глухого спортсмена Мэтта Хэмилла.
  3. Фильм «Рожденный четвертого июля» (оригин. название «Born on the Fourth of July»), США, 1989 г. Главный герой Рон Ковик в юности занимается вольной борьбой.
  4. Фильм Охотник на лис (англ. Foxcatcher) – американский биографический фильм, снятый Беннеттом Миллером, в главной роли Ченнинг Татум. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 19 мая 2014 года, где Миллер получил приз за лучшую режиссуру.

Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга?

Ответ редакции

В мире существуют сотни единоборств — некоторым из них много веков, какие-то были образованы в XX и XXI веках. Некоторые носят исключительно прикладной практический характер, другие стали чисто спортивными. Отличаются боевые искусства техникой и стилем, а также традициями и страной происхождения. Многие единоборства имеют общие корни, поэтому приёмы в них часто одни и те же.

Условно единоборства можно разделить на ударные (кикбоксинг, тайский бокс, каратэ, тхэквондо) и бросковые (дзюдо, греко-римская борьба, сумо).

Греко-римская борьба. Фото: АиФ

Греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен с помощью определённых приёмов вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены зацепы, подножки, подсечки и захваты ног руками. Классическая борьба сначала появилась в Древней Греции и потом в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века. Основное отличие борьбы от боевых искусств в том, что поединок может проходить не только в стойке, но и на коленях, лёжа и т. д. При этом удары запрещены. Основные приёмы — броски, захваты, удержания, болевые и удушающие приёмы.

Вольная борьба. Фото: http://www.wrest21.ru/

Вольная борьба — единоборство двух спортсменов по определённым правилам, с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.). Задача каждого из соперников — попытаться положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приёма.

Сумо. Фото: Commons.wikimedia.org

Сумо — японский вид единоборств, в котором борьба ведётся в круге, и задача противников — вытолкнуть соперника за его пределы, либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней. Для этого нужно обладать не только силой, но и большим весом. Удары и броски запрещены. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г. н. э. В Японии чемпионы сумо считаются национальными героями.

Дзюдо. Фото: Федерация дзюдо Челябинской области

Дзюдо — японское боевое искусство. В отличие от бокса, каратэ и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения. От видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Самбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. В 1928 году, когда правительство СССР запретило дзюдо в пределах государства, молодые советские спортсмены пошли на хитрость и создали новый вид боевого искусства под названием «самбо», что означает «Самооборона без оружия». Самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо — вид борьбы с применением болевых и удушающих приёмов, а также бросков. В боевом самбо разрешены также удары руками и ногами. Поэтому многие сравнивают боевое самбо не с обычной борьбой, а скорее с боксом или кикбоксингом, где наносятся удары по телу соперника.

Джиу-джитсу

Турнир по джиу-джитсу. Фото: АиФ / Мурад Гереев

Джиу-джитсу — японская техника рукопашного боя, которая объединяет много приёмов нападения и обороны. Для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приёмы. Основной принцип джиу-джитсу — не идти на прямое противостояние с соперником, не сопротивляться, а уступать его натиску, направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и только тогда обратить силу и действия врага против него самого.

Армейский рукопашный бой. Фото: АиФ

Рукопашный бой — схватка без применения огнестрельного оружия либо вообще без оружия. Начало развития рукопашного боя приходится на 30-е годы XX столетия. Первоначально рукопашный бой использовался как способ противодействия вооружённым противникам, как при помощи оружия: винтовка, автомат (без выстрелов), нож, сапёрная лопатка и т. п., — так и голыми руками. Сегодня в этом единоборстве используется ударная техника руками и ногами. Правила имеют минимум ограничений, запрещены только удары в пах и удары локтем в голову.

Бокс — единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары только кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей. В боксе запрещены удары ниже пояса, а также удары ногами, локтями, головой или телом.

Айкидо. Фото: Commons.wikimedia.org

Айкидо — японское единоборство, которое появилось в 1925 году. Особенностью стиля является то, что во время нападения агрессия противника используется против него самого. Техника защиты строится на использовании круговых движений, что позволяет уклоняться от ударов и захватов. От других боевых искусств айкидо отличается выраженным оборонительным характером.

Ушу. Фото: Commons.wikimedia.org

Ушу — созданное в Китае целое направление различных боевых искусств, которое часто ещё называют кунг-фу или китайским боксом. Существует множество различных направлений ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жёсткие, стили предполагают большие затраты физической энергии. Внутренние, или мягкие, стили требуют сосредоточенности и пластичности. Данный вид единоборств позволяет одержать победу, воздействуя на чувствительные места тела (глаза, горло, пах, колени и нервные точки). Большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень). Удары кулаком во многом схожи с техникой бокса и каратэ. Стиль характеризуется жёсткостью и приёмами, подражающими движениям различных животных, птиц и насекомых.

Каратэ. Фото: пресс-служба Федерации каратэ кёкусинкай в Архангельске

Каратэ («путь пустой руки») — японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип — быстрота и скорость, а основная задача — сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо. Фото: Commons.wikimedia.org

Таэквондо — корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Кикбоксинг. Фото: Commons.wikimedia.org

Кикбоксинг — молодое направление в боевых искусствах, которое представляет смесь классического английского бокса и восточных единоборств. В нём соперник ставит цель победить оппонента, нанося удары ногами и руками, как в каратэ. Зародился этот вид единоборств в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо и тайского бокса. Главное в этом единоборстве — сила и скорость, удары наносятся очень быстро и с максимальной отдачей.

Муай тай (тайский бокс)

Тайский бокс. Фото: АиФ / АиФ

Муай тай — тайское боевое искусство, которое предполагает большое количество ударов локтями и коленями в голову и по корпусу. Также можно наносить удары кулаками, ступнями и голенями — из-за этого данный вид единоборств называют «боем восьми конечностей». От карате или ушу муай тай отличается базовыми связками из двух - трёх ударов, а от обычного кикбоксинга — наличием захватов, бросков, ударов локтями и коленями.

Представляет собой схватку двух соперников, главная задача в которой – одержать победу. Средства для достижения победы могут быть самыми разными (неударные, не болевые и не удушающие приемы), за исключением приемов против суставов и тех, которые могут стать причиной перелома костей.

Вольная борьба является противостоянием двух атлетов. Согласно регламенту вольной борьбы, каждый из оппонентов старается уложить своего визави на лопатки, либо же добиться победы за счет использования богатого арсенала технических приемов.

Безоговорочный плюс вольной борьбы в том, что она одновременно развивает все мышцы спортсмена. Это не армрестлинг, здесь будет недостаточно накачать конкретную группу мышц. Вольная борьба находит решения для трех задач – сохранение бодрости, поддержка физической формы и развитие уверенности.

Помимо этого, она также развивает ловкость и выносливость. Помогает более оперативно оценивать обстановку и принимать решения в максимально короткие сроки. В вольной борьбе главное предугадать действия соперника и опередить его. В результате тренировок по борьбе , атлеты учатся развивать интуицию, искореняют сомнение в себе, становятся ловкими и защищенными.

Схватки по правилам вольной борьбы проводятся на ковре, который имеет квадратную форму. Длина стороны составляет 12 метров. «Зона борьбы» выделена желтым кругом диаметром 9 метров, в центре которого имеется еще один небольшой круг, отмеченный красным цветом. В этом круге борьба не ведется, это отправная точка начала схватки. В эту точку борцы возвращаются при каждой остановке схватки, а также в случае постановки одного из борцов в партер. Основные действия разворачиваются в 8-метровой зоне.

Чтобы победить, необходимо опрокинуть своего соперника на лопатки. Кроме того, существует такое понятие как победа по баллам – они начисляются за проведение приемов. В отличие от классики, в вольной борьбе можно хватать противника за ноги, проводить подножки и активно пользоваться ногами при осуществлении приема. Пребывая в партере, можно переворачивать оппонента на спину, используя при этом разного рода захваты и обхваты.

Длительность схватки составляет 5 минут. Если по истечению этого времени победитель не выявлен, назначаются дополнительные 3 минуты, пока кто-нибудь не уложит соперника на лопатки или не заработает 3 баллов. В конце каждого периода объявляют победителя. Если борец выиграл 2 периода, он автоматически становится победителем схватки. Если победу можно присудить по итогам двух периодов, третий отменяется.

В общем, вольная борьба и греко-римская очень похожи, однако имеют одно кардинальное различие – в вольной борьбе можно работать с ногами соперника (делать подсечки и т.п.). В греко-римской борьбе можно работать только с зоной, расположенной выше талии. Любые действия ниже этой зоны – запрещены.

На первый взгляд покажется, что арсенал у борца скудный, но на самом деле это не так. Число различных бросков и захватов, а также разного рода приемов очень велико. И необходимо отметить, что данный арсенал достаточно сложный. Грубо говоря, чтобы выучить конкретный бросок или прием, может потребоваться до тысячи повторений на протяжении нескольких месяцев. Не стоит забывать, что каждое действие в борьбе это управление двумя телами – своего и соперника. Поэтому при отсутствии сопротивления со стороны оппонента, приходится поднимать не только свое тело, но и его тоже.