Божественная энергия шакти. Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. А Вы хотели бы жить с такой женой

Тантра основана на поклонении Шакти - Великой богине, Матери мироздания. Культ Богини-Матери уходит вглубь веков и тысячелетий, принимая образы многоликих женских божеств, и находит самое полное воплощение в возлюбленной супруге Господа Шивы – Дурге, известной и почитаемой под разными именами, которых насчитывается около тысячи. Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине - матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира. Шива и Шакти – две половинки одного целого, существующие сами по себе и одновременно нуждающиеся друг в друге. Их раздельность и единство и есть та непостижимая бхеда-абхеда-таттва, на которой и держится все мироздание. Калидаса писал, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом, как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня. Шива – чистое, блаженное, неизменное, статическое Сознание, пронизывающее собой все. Шакти – его вечно меняющаяся динамичная Сила, приводящая в движение материю. В основе слова «Шакти» - корень «шак», который переводится как «быть способным». Иными словами, Шакти – это способность сознания активно действовать и меняться. Поэтому ее называют подвижным аспектом сознания Шивы. Шакти – изначальная Сила, поэтому ее называют Адья Шакти (или Ади Шакти). Это универсальный поток Сознания, который приводит в движение все сущее, творит и разрушает миры, приводит к бытию вещи и поглощает их в конце каждой манвантары. Шакти – Лоно мироздания, она же и есть Семя, падающее в Лоно и дающее начало всему живому. Шакти – Начало всего, Прародительница богов, Источник концепции божественности. Она и есть сам бог, которому поклоняются; она и есть та Истина, которую ищут; она и есть та Цель, к которой стремятся... В «Деви Упанишад» Шакти дает себе такое определение: «Я - сущностная форма Брахмана. От меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты. Я - и в блаженстве, и в неблаженстве. Я - и в постижении, и в непостижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я - пять космических элементов и вне пяти элементов. Я - весь этот необъятный мир. Я - Веда и неВеда. Я - Знание и незнание. Я - рожденная и нерожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг - везде Я». У божественных стоп Вселенской Матери плавают миллиарды вселенных, каждая из которых находится под ее контролем. Шакти-Деви управляет тремя материальными гунами и внимательно следит за божественным творением. *** Ребенок в течение девяти месяцев находится в материнской утробе, после рождения он питается материнским молоком, а как только начинает говорить, первое, что он произносит - «мама». Мать вынашивает дитя, кормит, заботится, защищает, утешает, любит, ведет по жизни, оберегая от нужды и невзгод. Мать – воплощение нежности и ласки, любви и всепрощения. Когда ребенку плохо – он бежит к матери. Когда он что-то просит – обращается к ней. Маленький ребенок больше привязан к матери, нежели к отцу, зная, что она не откажет, поймет, приласкает; а отец может быть очень строгим и суровым. Земная мать есть воплощение Матери Божественной... В одной красивой молитве есть такие слова: jagadamba vichitra matra ki.n paripuurNaa karuNaasti chenmayi . aparaadhaparamparaapara.n na hi maataa samupekshate sutam.h («О Мать вселенной, чье сияние и совершенство пронизывает всю вселенную! Твоя любовь и милость ко мне не знает предела! Только Мать никогда не оттолкнет ребенка из-за его ошибок!») Но как земная мать может гневаться на своих детей, продолжая любить их, так и божественная Шакти-Деви имеет формы, которые не страшны ее детям, постигшим ее нежную и любящую природу. Черепа на груди Матери Кали – это головы ее преданных, к которым она настолько привязана, что не может расстаться с ними даже на секунду. Шива безразличен к тому, что происходит в мире, и полностью «непривязан» - не случайно на многих изображениях он сидит с закрытыми глазами, погруженный в состояние самадхи. Шива занят непрестанным самосозерцанием, не отвлекаясь на внешние события. Шакти внимательно относится к происходящему в мире, заботясь о каждом живом существе. И, тем не менее, Шива – изначальный Вдохновитель всех вселенских лил, которые творит и поддерживает Шакти. *** «О Мать Богов и всех живых существ, ты – Женское начало, проявленное в богинях и женщинах; ты – творческая сила, живущая в каждом атоме; ты – душа мира, его опора и защита! О Мать, ты – Шодаши, Трипурасундари, Шакти-сварупа Брахмана, Повелительница всех миров! Ты - воительница Дурга, уничтожившая демона Махиши. Как Парвати ты добилась любви Шивы, который был сражен твоей преданностью и красотой. Ты – Сати, защитившая честь своего супруга. В образе Кали ты разрушаешь невежество и поддерживаешь мировой порядок. Ты – Чамунда, рожденная из лба Дурги, отрубившая головы демонам Чанде и Мунде. Как Лакшми ты даруешь людям и богам процветание и богатство. В образе Сарасвати ты являешься воплощением всех знаний и искусств. Как Савитри ты - Покровительница красноречия и мудрости. Ты – лучезарная Тара, богиня сострадания, спасающая человечество от бед и опасностей! Ты – Амба, Вселенская Мать, защищающая своих детей от злых сил. Ты - чарующе прекрасная Лалита, воплотившая в себе все мантры, тантры и янтры. В облике маленькой девочки Балы Трипурасундари ты одна убила тридцать сыновей Бандасуры. Ты – Минакши, слившаяся с Лингамом во время космического танца Шивы. В образе грозной Бхайрави ты носишь гирлянду из отрубленных человеческих голов. Ты исполняешь любовные желания как сладострастная Камакши. Как устрашающая Чанди ты сотрясаешь гневом мироздание. Ты – Бхуванешвари, символ божественного Провидения, и Раджараджешвари, присутствующая в каждом сознании как джняна-шакти. Ты – Кундалини, пробуждающая в человеке божественное начало. О Мать, ты – своенравная и капризная Бхавани, Ума, проклявшая Куберу, девственно-чистая Кумари. Ты - обезглавленная Чиннамаста, пьющая свою собственную кровь; Багала-мукхи, опутывающая живых существ сетями иллюзии; Матанги – сила господства и власти. Ты - Дхумавати – Божественная Мать во время Вселенского потопа; ты - Камала, богиня красоты и удачи, восседающая на розовом лотосе и приносящая радость и счастье всему живому...» *** Божественную Мать называют третьим глазом Шивы, потому что именно она помогает нам увидеть истину. Она проливает милость на своих преданных, даруя им вечное блаженство и мокшу. Без милости Шакти невозможно достичь ни знаний, ни освобождения. Ее величие невозможно описать. Ее красоту и великолепие невозможно выразить словами. Ее природу невозможно постичь. Поэтому имя Дурга переводится как «труднодостижимая». Без осознания природы Деви садхака не в состоянии реализовать себя в духовном плане. В «Нируттара-тантре» написано: «Без постижения природы Шакти нирвана не достигается». Восторженное, трепетное почитание Божественной Матери, полная и безусловная преданность ей и постоянное служение ее стопам – залог спасения в век Кали. «Шакта-прамода» утверждает, что «тот, чье сердце наполнилось блаженством Калики, а ум - преданностью ей, тот становится бхактой Кали, воистину обладателем всех богатств и совершенств. В Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали дарует все желаемое! В Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали, в Кали-югу лишь Кали должна быть почитаема! О Божественная Мать, мы приносим тебе свои преданные сердца, прославляем твои прекрасные имена и твои великие деяния! Утри наши слезы, протяни нам свою нежную руку, будь нашей защитницей и заступницей. Яви нам возможность познать тебя и никогда не расставаться с тобой!»

, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности . Шакти — это Богиня-мать . Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу . Шакти называют Богиню , супругу бога Шивы .

Шакти — это внутренняя энергия человека . Шакти — это космический женский принцип . Шакти — это женское начало человека, его женская половина.

Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу .

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы
  • Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну
  • Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовной реализации; супруга Шивы »

Рассмотрим каждую «супругу » в отдельности :

Рис. 2. Лакшми , богиня красоты и удачи дэви , шакти богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья, грации, красоты и обаяния. Мантра – молитва Лакшми : ॐ श्रीं ह्रीं क्लीं त्रिभुवन महालक्ष्म्यै अस्मांक दारिद्र्य नाशय प्रचुर धन देहि देहि क्लीं ह्रीं श्रीं ॐ । — Om Shring Hring Kling Tribhuvan Mahalakshmyai Asmaakam Daaridray Naashay Prachur Dhan Dehi Dehi Kling Hring Shring Om .

Относительно реки, послужившей прототипом для обожествления, индологи не могут прийти к единому мнению. После того, как древняя река пересохла или изменила русло, богиню Сарасвати перестали связывать с рекой, отныне она супруга Брахмы и покровительница искусств и наук. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари .

Иконография

Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана ) в прекрасной позе (лалитасана ): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками . В её руках:

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и ее руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством ее передвижения (ваханой) является лебедь, а ее эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра ). Иногда ее изображают стоящей».

Парвати переводится с санскрита как «Горная », так как она считается дочерью Химавана (англ.), владыки гор и персонификации Гималаев . Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа Дочь гор »), Гирираджапутри Дочь царя гор »).

Происхождение

Согласно легенде, первая жена Шивы , Сати , совершила обряд самосожжения, и спустя некоторое время возродилась в образе Парвати (в других вариантах носила имя Ума ), дочери Химавата и апсары Менаки .

Рис. 5. Парвати и Шива .

Иконография

На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног . Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги , Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати. Отсюда можно сделать вывод, что изначально это были отдельные божества, сегодня объединенные в одно целое».

У Господа Шивы есть еще и другие «супруги» — шакти :

Рис. 6. Сражение Дурги и демона Махиши — оружие , подаренное ей каждым из богов: трезубец Шивы, чакрам Вишну , лук Ваю , ваджру Индры и др.

Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери , олицетворения созидательных и разрушительных сил природы. В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы — манифестация его творческой энергии.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница, сражающаяся с демонами , защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов, в состоянии гнева (которое почитается как отдельный образ Дурги богиня Чанди ) — уничтожение в поединке демона Махиши , низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным.

По преданию Дурга живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Рис. 7. Изображение Дурги в танце.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие . Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Рис. 8. Статуя Махишасуры на холмах Чанмуди в Майсуре . Махишасу́ра — асура , персонаж индуистской мифологии , убитый богиней Дургой .

Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического , вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирване-Тантре » сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа ». Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита . Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело », анахате («сердечная чакра »). Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота — не только очарование, это также ужас и даже смерть . Кали — недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы.

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену . Только то, что является бессмертным , может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится . Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной .

Кали — многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени.

Рис. 9. Изображение богини Кали и Шивы .

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас .

В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Бог Калима или Богиня Кали может сказать о себе: «для мужчин я богиня, но для женщин я есть бог».

Богиня Кали по своей природе может позволить достойному иметь жизнь вечную, а также и даровать ему смерть без особых страданий и мук, по его же прошению в форме письма или по устной молитве».

В этой статье мы продолжим рассмотрение различных видов энергий через призму божественных проявлений в виде образов древних богов и богинь, начатое нами в

Шакти-богиня

Шакти-богиня представлена в шиваизме - религии, распространённой в Индии, - как вторая половина или ипостась Шивы. Для человека, воспитанного в западной традиции, возможно, будет нелегко представить, что Шакти может быть и самостоятельной богиней, проявляясь в таких образах ведической традиции, как Кали, Дурга, Парвати, Лакшми, Сарасвати и другие, а также в роли внутренней составляющей Шивы.

Изначально Шива как главный бог в пантеоне из более чем 3000 божеств уже наделён силой Шакти, и при этом, совершая свой танец, он соединяется со своей супругой Шакти и заново творит мир. Этот мифологический образ должен рассматриваться прежде всего с философской точки зрения, где под Шивой мы понимаем сознание, а под Шакти - энергию, влияющую на сознание и дающую ему силу творить. В йогической традиции аналогами Шивы и Шакти могут выступать энергетические каналы ида и пингала, где ида олицетворяет женское начало, а пингала - мужское.

Возвращаясь к истокам, нужно сказать, что в переводе самое слово «шакти» означает "мощь", "сила", и эта мощная и сильная сторона есть у любого божества, будь то Вишну, Брахма или Шива. Сам Брахман, из которого всё произошло и который и есть всё, также имеет свою Шакти, т. е. Силу.

Таким образом, мы приходим к выводу, что представлять Шакти-богиню как обособленную сущность довольно сложно и практически невозможно, т. к. это шакти-сила, энергия, которая изначально присуща Шиве - сознанию, стабильному началу, вечному и неизменному. В противоположность этим характеристикам Шивы, Шакти - это, в первую очередь, трансформация, время, изменчивость. Благодаря Шакти, сознание Шивы может проявиться в реальности, обрести форму.

Шива находится за пределами всех характеристик, он стоит над ними, он сверхсознание, которое имеет внутреннюю, ему присущую Шакти, иначе называемую Ниджа-Шакти. Ниджа-Шакти всегда находится с Шивой, это энергия, которая всегда связана с Шивой. Но, как вы уже поняли, существует множество Шакти, в том числе внешняя, слияние с которой происходит во время священного танца Тандавы, когда Шива творит мир. В этот момент происходит эскалация энергий, что ведёт к появлению новых видов сознания и их форм.

Шакти-йога

Что же такое Шакти-йога? Это просто! Шакти-йога - это йога, которая пробуждает вашу силу, и напрасно её причисляют к сугубо женским видам йоги. Вообще, что такое женская или мужская йога? Йога - она для всех! Смысл состоит в том, что раз шакти ассоциируется с женской ипостасью Шивы, то логично было бы предположить, что Шакти-йога приготовила нечто новое именно для женщин. Однако, как мы уже знаем, шакти-йога - это йога энергии, пробуждения энергии, которая в переводе на язык йогической традиции есть не что иное как кундалини-йога, пробуждение скрытых сил, непроявленной энергии, которая присутствует во всём, что нас окружает, включая нас самих.

Разобравшись, мы приходим к выводу, что Шакти-йога - это и есть соединение со своей внутренней силой - антар-шакти, - или, по-другому, пробуждение этой энергии, присущей всему живому, пране, а если говорить конкретно о человеке, то его энергии кундалини. - это психофизическая энергия, которая находится в нераскрытом, неактивированном состоянии в человеческом организме у основания позвоночника.

Если вы решите заниматься шакти-йогой, то это одновременно будет означать, что вы встали на путь кундалини-йоги. Однако для того чтобы заниматься ей, нужно быть психологически подготовленным человеком. Пробуждение дремлющей в организме энергии обязательно приводит к закономерным последствиям. Многие люди, которые начинают практиковать кундалини- или шакти-йогу, преследуют одну цель - овладеть сверхъестественными способностями. Это возможно, т. к. энергия Шакти открывает ещё неизвестные человеку возможности, но также есть и риск оказаться во власти этой энергии.

Пробуждение энергии Шакти

При пробуждении кундалини, или Шакти, энергия снимает многочисленные блоки, и часто это выражается в том, что человек перестаёт себя контролировать, ему сложно отвечать за свои эмоциональные реакции, или, вернее, эмоции бьют ключом, причём не только положительные, но и отрицательные, такие как вспыльчивость и гнев. И ничего удивительного: ведь шлюзы открыты, но люди не готовы к таким проявлениям Шакти, поэтому часто неокрепшая психика человека не может выдерживать эмоционального накала, и это разрушает человека изнутри как морально, так и физически.

Но есть и такие способы пробуждения энергии шакти, которые можно назвать безопасными, и ими издавна пользуются йогины, - это практика пранаямы и медитации. С помощью направленного дыхания и сосредоточения внимания, практики осознавания происходящего внутри и извне человек мягко и плавно включает в работу энергию шакти.

Есть случаи спонтанной активизации шакти, но они немногочисленны и чаще всего связаны с неординарным событием, произошедшим в жизни человека. Итак, если вы серьёзно настроились на то, чтобы развивать внутреннюю антар-Шакти, то, наряду с практикой хатха-йоги или других видов йоги, связанных с развитием физического и эмоционального тела, вы будете также практиковать различные виды пранаям и медитаций, что с практической стороны позволит вам стать более осознанным человеком, легче справляться со стрессовыми ситуациями в жизни и в целом стабилизировать эмоциональное состояние.

Как уже было сказано выше, Шакти-йога и активизация энергии Шакти - это не только женская вотчина занятий йогой. Мужчины также могут заниматься Шакти-йогой, ведь в каждом из людей, также как в боге Шиве и Брахмане, сосуществуют оба начала - мужское и женское. Важно понимать, что мы обсуждаем психологическую и духовную стороны вопроса, а не физиологическую.

В любом человеке есть сила и сам Брахман. Так почему же отказывать в практике Шакти-йоги мужской половине человечества. Было бы довольно недальновидно полагать, что если энергия Шакти связана с Дэви, богиней Шакти, женским аспектом Шивы, то её следует практиковать преимущественно женщинам. Как раз наоборот: для того чтобы мужчины почувствовали полноту своей натуры, нужно принять и почувствовать в себе присутствие энергии Шакти, ведь она и есть источник всякого изменения, претворения мыслей, идей в форму, материю. Она - двигатель жизни.

Шива и Шакти. Энергия Шакти

Энергия Шакти - это то, что движет миром. Эта энергия повсюду, она есть прана. Если мы говорим, что Шива есть сверхум, сверхсознание, то Шакти - это прана, энергия. Не зря из мифов мы помним, что бог Шива, великий йогин, махайог, который победил смерть, передал знание о йоге людям, а также обучал свою жену Парвати, опять же аспект Шакти, йогическим знаниям и пранаяме, а уже она, в свою очередь, ниспослала знание о контроле и управлении дыханием людям.

Из энергии Шакти состоит наша материальная действительность, ведь то, что мы видим, есть не что иное как уплотнённые вибрации, которые при их взаимодействии образуют материю. Выходит, что энергия Шакти - это и есть своеобразный строительный материал, из которого построен наш мир и вселенная, но также и великая иллюзия, названная майей, в которой мы живём. С помощью энергии создаётся форма, а что такое форма, если не иллюзорная субстанция.

Конечно, нам решать, каким образом воспринимать те формы, в окружении которых мы живём, но часто случается, что именно этот внешний аспект является для нас ведущим, в то время как субстанциональная часть оказывается скрыта за ним. В этом случае мы понимаем, что энергия Шакти, являющаяся майей, разъединяет нас с сущностью, с пониманием истины. Одновременно с этим есть и другая функция Шакти - это динамическое очищающее начало, присущее постоянно движущейся энергии, и её с помощью мы можем убрать блоки, не только энергетические, но и психологические, т. е. эта энергия очищает и просветляет.

Вот почему энергия Шакти имманентна Шиве. Шива и созидательный, и разрушающий, всепрощающий и жестокий. Дуальность, присущая Шиве как божеству, также проявляется и в Шакти, потому что Шакти и есть Шива. Её бы не могло быть, если бы не было Шивы, потому что Шива есть всё. Лишь для удобства восприятия человеческим сознанием мы разделяем и изучаем определённые аспекты Шивы, при этом они не перестают быть внутренне и изначально присущими богу Шиве - творцу мироздания, который продолжает танцевать Тандаву, заставляя мир и дальше развиваться до тех пор, пока однажды он не остановится, что положит конец этому миру, для того чтобы дать начало новому.

Восходящая энергия и нисходящая энергия Шакти

Хочется ещё сказать несколько слов о течении энергий в теле человека. Большинство энергий, которые человек использует в жизни, - это энергии восходящей направленности. Они связаны с использованием собственной внутренней энергии для достижения успеха, и выражается это в физическом делании: нужно куда-то сходить, с кем-то переговорить и т. д. Это связано с взаимодействием с другими людьми, коммуникацией. Вы находитесь в круговороте событий и, считая, что выполнили свой долг, запланированное на день или на неделю, идёте отдыхать.

Часто здесь находится корень проблемы: почему достижения задуманного и ожидаемого приходится так долго ждать или прикладывать непомерное количество усилий, чтобы чего-то добиться. Всё потому, что люди забывают о существовании ещё одного энергетического потока, направленного сверху вниз, т. е. нисходящего, за который и отвечает энергия Шакти.

Это энергия принятия. По каким-то причинам в некоторых источниках её называют энергией отдачи. Похоже, что та логика, которая используется, когда энергию Шакти называют энергией отдачи, основана на понимании очень важного момента, связанного с тем, что все заботы и мысли мы должны научиться отпускать. Хотя на самом деле правильней называть Шакти энергией принятия, потому что вы позволяете божественной энергии наполнить вас, принять то, что уже вас дожидалось, и для этого нужно стать открытым, снять внутренние блоки, забыть о заботах и просто ощущать окружающую вас энергию. Постепенно она начнёт наполнять вас, поступая из Космоса во время практики медитации.

Именно поэтому для пробуждения энергии Шакти так важны занятия медитацией.

Всем практикующим йогу нужно очень точно осознавать факт восстановления энергетического баланса, т. к. если не принимать его во внимание, то это может привести к временному дисбалансу течения энергий в организме и повлиять не самым лучшим образом на жизнь в целом. Перед тем как приступить к практике занятий йогой, внимательно изучите энергетический аспект, влияние асан на тонкие тела человека и только после этого смело приступайте к занятиям.

В последующем обсуждении мы будем говорить конкретно о направлениях шактизма и шиваизма, делая акцент на шактизме.

Шива воплощает непроявленное, а Шакти - проявленное. Шива лишен формы, а Шакти - это то, что обретает форму. Шива - это сознание, а Шакти - энергия, не только космоса в целом, но каждого и всякого отдельного человека. Шива - это высшее сознание, пронизывающее каждого, а Шакти - это сила, которая проявляет потенциал, заключенный в сознании в разных проявленных центрах в человеке и вселенной. Корни Шакти заключены в Шиве. Хотя один из них воплощает проявленное, а другой непроявленное, в предельном смысле они представляют собой одно и то же. Один является принципом неизменности, а другой принципом изменения. Шакти - это изменение в неизменности, а Шива - неизменность, лежащая в основе изменения. С логической точки зрения это взаимоотношение кажется противоречивым, однако целью тантры, равно как и йоги, является непосредственный опыт совершенного единства неизменного и изменяемого и исчезновения их двойственности. В конечном счете, между Шивой и Шакти нет никакого различия, но это постигается только в состояниях высшего осознания. И это постижение превращает жизнь в источник восхищения и радости.

Все, что вы видите вокруг себя, будь то физическое, психическое, умственное или какое угодно еще - это Шакти как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сюда входят ваши тело и ум. Сюда входят любое дерево, любая собака, любой камень, солнце и звезды. Шакти - это все сущее. Все эти проявления произошли из одной первоосновы, Шивы. Цель тантры состоит в том, чтобы в каком-то смысле повторить путь проявления, чтобы Шакти была средством воссоединения индивида с Шивой и познания высшего опыта - самадхи, нирваны или чего бы то ни было, чем вы захотите его назвать. Тантра призвана вести вас по пути возвращения к единству с Шивой и Шакти, единству индивидуального существа (джива) с высшим (параматман).

Тантра говорит, что Шакти, или сила создания отдельных центров проявления (то есть, объектов, индивидов и т.д.), в своей сути является сознанием (Шивой). Однако сила окружающего нас феноменального мира маскирует себя (посредством майи), и в обычных состояниях осознания не видно, что на самом деле она представляет собой сознание. Всё и вся в проявленной вселенной - это не что иное, как проявленное сознание. Сколь бы странным это ни казалось, в природе или содержании сознания не происходит никакого изменения, несмотря на то что из него происходит все сущее. В Ишавасья Упанишаде говорится:

То целое и это целое.

Из целого берется целое и получается целое.

Если изъять целое из целого, останется только целое.

Великий европейский мудрец Плотин говорил в точности то же самое:

«Единое суть всё и также не всё. Оно - не всё, поскольку оно источник всего. Оно суть всё в трансцендентальном плане, поскольку в нем есть все... или точнее, еще не есть, но может быть».

Эти две цитаты заключают в себе саму суть тантры и любой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их смысл, ибо то, что они пытаются передать, не поддается рациональному осмыслению.

Сознание - это неисчерпаемый источник всего во вселенной, в то же время всегда превосходящий то, что из него происходит. Сознание никогда не перестает быть тем, что оно есть, чем оно было и будет. От Шивы через посредство лилы Шакти происходит вселенная в целом и все сущее в отдельности... и все же Шива всегда остается одним и тем же. В то же время Шива и Шакти в высочайшем смысле представляют собой одно и то же. Это вечная тайна, вечное чудо, не поддающееся описанию. Гораздо лучше пытаться сосчитать все камешки на пляжах всего мира, чем стараться описать невозможное.

Тантра рассматривает материальную вселенную как форму, образец или выражение целого. Согласно тантре, реальны и проявленное и непроявленное, и фон и проекция, и фильм и экран. По существу, бессмысленно говорить человеку, что окружающие его вещи нереальны, поскольку его личный опыт на нормальных уровнях осознания свидетельствует об обратном. Кроме того, с точки зрения тантрической, йогической или любой другой духовной практики мир следует считать реальным. Следует использовать тело, ум и другие аспекты мира для познания того, что лежит за его пределами. Если считать ум и тело нереальными, как это принято в некоторых системах, то как можно практиковать духовные техники, как можно заниматься с тем, что нереально? Конечно, на нормальных уровнях опыта эта точка зрения нелепа. Многие другие системы считают вселенную нереальной потому, что она изменяется. Хотя это всего лишь вопрос определения, тантра утверждает, что на самом деле все реально, меняется ли оно (Шакти) или остается неизменным (Шива). Это не более чем два разных аспекта целого.

Шива - отец (пита) всего, что движется и неподвижно. Его описывают обнаженным - облаченным в пустое пространство (дигамбара - облаченным во все во вселенной). В наше время его обычно изображают одетым в тигровую шкуру и держащим в руках трезубец, который представляет три качества вечно подвластной ему природы - тамас (темноту и инерцию), раджас (деятельность) и саттву (свет и гармонию). Он восседает на быке по имени Нанди. Шива содержит в себе семена творения. Его символизирует шивалингам. Он является полностью необусловленным, постоянно пребывая в состоянии нирвикальпа самадхи, в котором полностью отсутствует двойственность того и этого. Шива - царь всех йогов (Йогешвара), ибо он представляет высший опыт. Он также известен как Кулешана, властелин каулов - тех, кто достиг высочайшей стадии тантры (Каулачара).

У Шивы есть и много других значений в его различных состояниях или аспектах. Пусть они вас не смущают. Например, иногда он зовется Рудра - разрушитель - и по своей природе как будто больше похож на Шакти (уничтожающий аспект). Но важно понимать или по крайней мере знать, что на самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы считать Шиву бездеятельной, пассивной персонификацией сознания (как мы уже подчеркивали), а также представлять его как более активную персонификацию в форме Рудры, разрушителя. Этим просто еще раз подчеркивается тот факт, что в действительности активное и неактивное, проявленное и не-проявленное представляют собой одно и то же. Все эти божества - Шива, Шакти и кто угодно еще, Hit самом деле представляют в точности одно и то же: абсолют. Отличается только символ, форма представления. Почему бы и нет? При желании вы можете создать свое собственное божество, и оно будет столь же уместным, как любое другое. Это повсеместное поклонение огромному числу богов говорит о невероятной сложности (и в то же время простоте, при условии понимания), а также терпимости всеобъемлющей духовной атмосферы Индии.

Шакти также известна под многими именами и во многих аспектах. В связи с организацией и ростом материи во всех формах жизни ее называют праной. Ее называют кундалини - силой, дремлющей во всем, в том числе в человеке, которую можно высвободить посредством практик татры и йоги, равно как и любых других духовных практик. Ее называют Кали - уничтожительницей (не разрушительницей), которая забирает все обратно в свое чрево в конце отведенного срока жизни. Существует множество картин и статуй, изображающих ее как Парвати - воплощение любящей, верной жены Шивы. Ее называют изначальной силой - Адья, вселенской матерью - Ишвари, супругой Ишвары, властелина вселенной. Она также известна как Авидья рупини (форма неведения), ибо именно она порождает неведение и индивидуальность. И наоборот, ее называют и Видья рупини (форма познания), ибо она является средством устранения рабства и познания освобождения или просветления. Как говорит Куларнава Тантра:

«Чем человек падает, тем он и поднимется». Иными словами, она - ум каждого из нас, который может нас либо порабощать, либо освобождать. Она известна под именем Майи (создательницы иллюзий), ибо из-за ее силы человек не может видеть единства и познавать высшее осознание. В то же время именно через посредство силы Шакти воспринимается мир. Без Шакти вы были бы не способны переживать мир, ибо именно она создает ум и тело. Именно через посредство Шакти Шива может переживать сам себя. Кроме того, Шакти - это Парабрахман, абсолют, когда она становится Брахманом во время соединения Шивы и Шакти. В Индии поклоняются бесчисленному множеству ее различных форм - Уме, Гаури, Дурге и так далее. Ее формы бесконечны, ибо нет конца ее силе и вещам, которые она проявляет. Ее формы столь же многочисленны, как отражения луны. Она постоянно активна, создавая, поддерживая и затем снова поглощая или растворяя все в Шиве только затем, чтобы создавать снова. Это непрерывный и бесконечный процесс.

Помните, что как мы уже указывали, концепция Шивы и Шакти не ограничена Индией. Мы уже говорили, что тантра универсальна, и это действительно так. Например, в книге древнегреческого философа Платона «Федр» сказано:

«То, что есть на земле (Шакти), - это только подобие или тень чего-то существующего в высшей сфере - того великолепия, что пребывает в неизменном состоянии (Шивы)».

Это ясная иллюстрация принципа Шивы и Шакти. Есть множество других примеров. Возьмем древних гностиков. По существу, это было европейское тантрическое направление, которое интерпретировало христианство гораздо глубже, чем его понимало большинство людей. Они интерпретировали его в свете высшего опыта. Но не будем отвлекаться; мы хотим показать сходство между Шивой и Шакти и этой древней системой гнозиса (просветления). Один из гностических мистиков, Симон Маг, якобы сказал следующее:

«Универсальные зоны (циклические периоды творения, как их описывает тантра) состоят из двух ветвей без начала и конца, которые произрастают от одного корня (абсолюта)... невидимой силы и непознаваемого безмолвия. Одна из этих ветвей проявляется свыше и представляет собой универсальное сознание, упорядочивающее все и обозначающееся как мужское начало (конечно, это Шива); другая ветвь - это женское начало, и она порождает все сущее (Шакти)».

Мы не будем дальше цитировать этот текст. Гностики даже подразделяли человеческих существ на три отдельные группы, точно такие же, как в тантре. С точки зрения осознания низшую группу представляют те, кто знает только о существовании материального мира, и поклоняются ему. В тантре эта группа называется пашу, или инстинктивным человеком. Во вторую группу входят те, кто поклоняется фундаментальной реальности, но без ее переживания, а посредством слепой веры. Это похоже, хотя и не в точности, на вторую категорию тантры - вира, или героического человека; третья группа состоит из людей, которые познают высшее осознание и живут в нем. В тантре их называют дивья, или божественными людьми. Таким образом, древняя система гностицизма имеет фундаментально тантрическую природу. В мире существует много других очень похожих систем. Мы не будем их обсуждать из-за недостатка места.

Энергия, в том числе материя, и сознание совместно функционируют в космосе, равно как и в л»бом человеческом существе. Это сочетание дает начало миру, который мы видим вокруг; оно дает начало времени и пространству. Энергия управляется сознанием, а сознание не может выражать себя кроме как через энергию. В тантрической книге Шанкарачарьи под названием Саундарья Пахари говорится:

«Как Шива может действовать без Шакти?» Поэтому тантра учит, что для слияния с сознанием следует в качестве средства использовать Шакти.

Существует высший опыт, в котором Шива и Шакти более не существуют как отдельные сущности. Чтобы показать, что этот опыт невыразим, одни называют его Брахманом, другие - «ни то, ни это». Третьи говорят, что это «одно без второго». Это состояние называют самадхи, нирваной, совершенным единством и множеством других имен. Это стадия, на которой Шива настолько сливается с Шакти, что они становятся одним и тем же. Они так плотно охватывают друг друга, что перестают быть отдельными. В этом смысл многих индийских скульптур, изображающих Шиву и Шакти в виде мужчины и женщины. Они изображают состояние бытия, непрерывное объятие, в котором исчезают самоотождествление и отдельность. Это - божественное объятие.

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой