Айкидо вид борьбы. Биография основателя айкидо. Ивама: место рождения айкидо

Первое упоминание об айкибудо относится к 712 г. В древнейшем японском памятнике "Книга старинных вещей" одна из легенд рассказывает о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств Кашимой и Катори. Сын Накаты вызвал богов на рукопашный бой ("тэгои") и потерпел поражение. Едва он дотронулся до руки Кашимы, как его руки и оружие превратились в лед, после этого некая сила подбросила его вверх, и он замертво упал на землю. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе "айки" и "айки-ин-ё", что послужило основанием для зарождения такого известного вида единоборств, как "дайто рю айки дзю-дзюцу", который, в свою очередь, стал промежуточным этапом развития айкибудо.

История айкидо

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы "дайто рю айки дзю-дзюцу", был Минамоту Ёсимицу. Его имя неотрывно связано с историей становления айкибудо. Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так впервые была отработана техника "кансецу" (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои заслуги Ёсимицу получил титул князя и поместье. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Он явился первым представителем знаменитого рода Такеда. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом, являлись достоянием рода и развивались его потомками вплоть до начала XX века, до последнего представителя рода - Такеды Сокаку.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи (1883-1969), потомок старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. В 1931 г. учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени и описание приемов боевого искусства "дайто рю айки дзю-дзюцу".

Великому Уэсибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства - "айкидо", которое основывалось на учении Такеды Сокаку "дайто рю айки дзю-дзюцу". Он разработал философскую основу этого учения, придав ей форму "Сокровенного Знания". Техника приемов нового учения очень сильно отличалась от школы Такеда. В 1932 г. Уэсиба открывает свою школу, целиком отдаваясь задаче расширения базиса "айкидзюцу". Он стремится через занятия установить непосредственную связь с природой, совершенствовать себя и тем самым улучшать общество. Его влияние на учеников оказалось достаточно сильным, а идеи стали популярны среди широкой части японского общества. Вскоре линия Сокаку, традиционная или консервативная часть, стала сильно уступать по популярности новому прогрессивному направлению. "Айкидо" Уэсибы существенно отличается от традиционного направления "айки дзю-дзюцу" Сокаку в задачах, технике и методах занятий, потому Уэсиба и считается настоящим основателем айкидо.

Сегодня айкидо - это современная система самозащиты (в том числе и от вооруженного человека), использующая энергию нападающего, а также развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе.

Одежда для айкидо

Требование носить определенную форму одежды на занятиях айкидо - важный аспект тренировок.

Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками (кроме инструктора), отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. "Доги" (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, т.к. в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

  • Собираясь из дома на тренировку, аккуратно уложите свою форму в сумку, так чтобы она не помялась.
  • В зал следует входить только в специальной форме. Это может быть специальная одежда для занятий айкидо - "доги" или при ее отсутствии - спортивные брюки и футболка.
  • Вы должны иметь сменные тапочки для передвижения по помещениям вне татами.
  • Одежду для занятий необходимо стирать не реже одного раза в неделю.
  • Одежда для занятий должна быть чистой и отглаженной, иметь хороший вид и запах. Не культурно посещать занятия в грязной, мятой и дурно пахнущей одежде с дырами и прорехами.
  • Одежда для занятий не должна использоваться для других целей.
  • Нельзя одевать под куртку (кроме женщин) футболки (футболка у женщин должна быть белой и желательно без рисунка на ней).
  • Полы куртки запахиваются слева направо (независимо от пола занимающегося), узел пояса завязывается так, чтобы его концы были одинаковой длины.
  • Нельзя входить в зал с незавязанным поясом на "доги" или неодетым полностью.

Как ни коротка история айкидо в России, но столько желающих ее рассказать, что невольно приходит на ум анекдот про Ленина и бревно, который применительно к нашей ситуации подходит как по количеству человек, заявляющих, что они несли это бревно, так и по той свободной интерпретации, кому досталась самая тяжелая его часть.

Понимаю, что это не скромно, понимаю, что кому-то это не нравится, но волею судеб я не просто оказался в гуще событий, связанных с зарождением и развитием айкидо в СССР и в последующем в России, но эта история творилась при непосредственном моем участии. И, несмотря на то, что до меня доносились разные фантастические рассказы о происходивших событиях, непосредственным участником которых я был, я полагал, что время написания истории айкидо у нас еще не наступило, да я и не отношу себя к любителям мемуарного жанра. Многие недоумевали, почему я как очевидец не берусь за перо, чтобы внести ясность и написать, как оно все было на самом деле, но я все отнекивался, полагая, что главное - конкретное дело, а не слова, вокруг него. Но, к сожалению, истину легко скрыть, а факты извратить, особенно когда по прошествии времени уже не будет тех, кто может подтвердить или опровергнуть. Это и стало тем последним аргументом, который подвигнул меня на это неблагодарное занятие - рассказать, как это было. Я понимаю, что написать это нужно именно сейчас, когда еще так много живых свидетелей происходившего, и каждый сможет взять слово, если будет с чем-то не согласен.

Андеграунд

Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

Всем, занимающимся айкидо, интересно появление и развитие айкидо в мире, но, наверное, занимающимся айкидо в России интересна история появления айкидо в России, и естественно, возникает вопрос: «А кто же первый?»

Мы понимали, что со временем будет много кандидатов, которые захотят, чтобы именно их считали первыми, и утверждать это будет тем проще, чем меньше будет оставаться участников тех событий. Мы понимали это, и мы действительно серьезно занимались анализом и историей - кто же первым начал практиковать айкидо в СССР. Мы анализировали происходившее не только в больших городах, но и в глубинке, расспрашивали иностранных специалистов о русских, которые тренировались за рубежом.

Возможно, действительно есть люди, которые занимались айкидо гораздо раньше описываемых здесь событий, и мы не смогли их выявить, но существует достоверный факт, что первая секция, именно секция, которая была организована на территории СССР - была организована Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым . Молодым преподавателем он был послан работать в Мали, где впервые узнал и увлекся айкидо, занимаясь в секции сенсея Ван Бая. Вместе с ним айкидо практиковали еще двое русских, которые вернувшись в СССР прекратили занятия, во всяком случае, никаких сведений о том, что они продолжали заниматься айкидо сами, либо организовав группу, мы не имеем. Напротив, Владислав Алексеевич Рукавишников, вернувшись в СССР в 1969 году, организовал секцию айкидо.

Какие были яркие вдумчивые айкидоки первой поры: Альфат Макашев, Олег Андреев, полковник Липовка. Как много могли бы они сделать для айкидо, но жизнь распорядилась иначе. Человек предполагает, а Бог располагает. Только Альфат Макашев остался в айкидо. Олег Андреев - директор фабрики Микробиологических удобрений в Колпино, полковник Липовка - преподаватель Военного института физкультуры. Кстати, его диссертация была именно по айкидо.

Я впервые познакомился с айкидо в начале 70-х годов по какой-то книге, и первые попытки разучить эти приемы я предпринимал со своим другом, в то время актером Пушкинского театра Костей Смирновым. Сегодня отец Константин служит в церкви на Конюшенной площади, в той самой, где отпевали Пушкина. После Константина Смирнова моим партнером по айкидо стал мой ученик по самбо и дзюдо Володя Спиров. Сейчас он живет в Лондоне.

В то время я очень увлекался кэмпо и любил спарринговать с каратистами. Благодаря этим спаррингам я был вхож в мир каратэ , и примерно в 1973-74 годах я познакомился с крайне интересным человеком, человеком огромной эрудиции, по достоинству не оцененной до сих пор, Альфатом Макашевым. В Петербурге его знают как «отца восточных единоборств», первого тренера по каратэ, подготовившего целую плеяду тренеров и чемпионов. Через него я и познакомился со всей группой, практиковавшей в Ленинграде айкидо под руководством В.А. Рукавишникова. Периодически мы встречались, обменивались опытом. Также были очень интересные тренировки, которые проводил приезжавший из Москвы Герман Васильевич Попов, большой специалист по единоборствам. Основное его направление, которое он практиковал, была школа Чой, но он очень много интересного показывал и из раздела айкидо.

Существует мнение, что мы оказались в положении сирот, не имея зарубежных наставников, но анализируя тот период и оценивая положение дел в нашем айкидо сегодня, я все больше утверждаюсь в мысли, что нам в некотором смысле повезло: у нас не было Учителей , беспрекословному авторитету которых мы должны были подчиняться, принимая на веру их восприятие айкидо. С ними у нас не было бы возможности такой большой и кропотливой творческой работы по поиску истины, по раскрытию секретов айкидо. Разглядывая снимки и рисунки в книгах, мы старались понять все тонкости проведения приемов, исходя из накопленных знаний и законов дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д. Сотни и тысячи раз мы пробовали разные варианты, даже самые нелепые. Это дало нам возможность прочувствовать на себе и сформулировать основные принципы, на которых построено айкидо. Найти «узелочки» в приемах. Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

С каким удовольствием вспоминается то время. И не только потому, что мы были молоды. С какой чистотой и бережностью мы относились друг к другу. Это было самое чистое по духу айкидо без интриг, политики и попыток самоутверждения за счет других. Как восторгались тем новым, что удавалось понять. Мы находились в атмосфере свободного творчества, не связанные никакими условностями, корыстью, оглядкой на начальство и на результаты (система оценки тренерской деятельности в спорте). Не было организационной структуры, не надо было заниматься администрированием. Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

С середины 80-х годов появились практикующие айкидо в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, и других регионах. Я знаю, как там развивалось айкидо, но писать о развитии айкидо в других регионах считаю неправильным. Иначе это будет описание истории развития айкидо в каждом из регионов. Возможно, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее.

На пути к официальному признанию айкидо в СССР


В середине 80-х годов в тогда еще Ленинград к моему знакомому приехали его друзья из Швейцарии. Среди них была девушка по имени Карола, которая занималась айкидо и имела 1-й Дан. Я встретился с ними и договорился с Каролой о совместной тренировке.

Мы с Альфатом стали штудировать технику, готовя самые замысловатые комбинации. А она попросила нас показать только иккё . И всю тренировку мы занимались только иккё . Зато какое разнообразие техники, сколько тонкостей мы узнали. И самое главное - мы поняли, какое большое значение в изучении техники айкидо имеет кихон , мы впервые увидели принципы преподавания айкидо японцами и узнали многие упражнения разминки. Это была наша единственная встреча с Каролой. Позже она прислала мне учебник по айкидо, который пошел по рукам и вернулся ко мне только лет через 15, и то благодаря дарственной надписи на нем.

В 1987 году я смог получить официальное «в порядке эксперимента» разрешение на преподавание айкидо.

В этом же году меня пригласил в качестве тренера по айкидо в кооператив «Ювентус» Яков Борисович Никитин , созданный им на базе Педиатрического института, а на следующий год я начал тренировки по айкидо еще в двух залах.

В 1988 году была открыта секция айкидо в Тихвине. В 1989-м под руководством Василия Емельяненко начались занятия в созданном им клубе по направлению Такемусу . Василий с первых дней имел тесные связи с айкидоками из Скандинавии, благодаря которым у них был быстрый прогресс, лишенный ошибок.

Начали открывать секции наши ученики. В городе образовалось довольно большое количество клубов, что дало нам возможность 7 января 1989 года создать Федерацию Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1988 году в Москве прошла учредительная конференция по созданию Федерации Боевых Искусств СССР, которая ставила своей целью провести ревизию и объединение практикующих восточные единоборства, а так же создать условия для дальнейшего их развития.

На этой конференции мы познакомились с Александром Качаном , Огняном Найдовым-Железовым и другими ребятами, практикующими айкидо в Москве. Они имели связи с Айкикай Хомбу Додзё. Более того, Московский Университет, благодаря им, имел аккредитацию в Айкикай Хомбу Додзё. Их же заслуга в том, что еще при подготовке этой Конференции айкидо как полноправный член было внесено в список восточных единоборств, практикующихся в СССР.

21 января 1990 года в Москве Слава Матвеев организовал первый в СССР Всесоюзный семинар по айкидо. Это дало сильнейший толчок в развитии айкидо в СССР, в чем, несомненно, главная заслуга Славы. Были приглашены практикующие айкидо из многих городов и республик СССР. Приехали те, кто создал первые секции айкидо на Украине, в Белоруссии, в Азербайджане, в Узбекистане, в Казахстане, в Эстонии, в Латвии, городах - Курск, Новосибирск, Владикавказ, Барнаул и т.д., прошу прощения у тех, кого не назвал. Ленинград был представлен Федерацией Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Этот семинар прошел довольно драматично, но его результатом стало создание Всесоюзной комиссии по развитию айкидо в СССР, которую возглавил начальник Управления единоборств Госкомспорта СССР Юрий Алексеенко . Кроме того, произошло реальное объединение практикующих айкидо.

С этого времени начались регулярные встречи, совместные тренировки, проведения фестивалей и праздников, приглашения друг друга на семинары, которые зачастую проводили иностранные специалисты. Всесоюзная комиссия стала регулярно проводить совещания по рабочим моментам, оказывать помощь практикующим айкидо на местах.


«Ай-ки-до» - что означает каждая составляющая этого иероглифа?

Какой трактовки основ Айкидо придерживаются авторы этого пособия?

Что общего у Айкидо с другими боевыми искусствами и видами спорта?

В зависимости от того, как Айкидока подходит к изучению Айкидо, ответ на вопрос «Что такое Айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение Айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что, конечно, у каждого имеется собственная точка зрения на этот вопрос.
Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках Айкидо. А затем время от времени будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателя Айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приемов самозащиты.
Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.
В основе всех приемов лежат одни принципы. Базовая техника Айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать Айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для Айкидоки радиусе и похожи на привычные движения в повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приемов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянным и надлежащим контролем за мышцами ног;
  • правильностью работы руками.

«Внутренне» Айкидо - это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что Айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения - можно смело назвать Айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то что в Айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что Айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае - это методика развития личности.

Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также объяснение буквального термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается Айкидокой аналогично пониманию того, что хотел отобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути Айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо дает человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле Айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Что такое ки?

Элементы в слове Айкидо объяснить довольно легко. Слог ки в этом слове требует более подробного описания, так как в нем заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом ки переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость . В китайском оно звучит как «чи» (в слове тай чи - китайское искусство движения); в индийском это слово - прана. Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской народной медицине.
Источник ки - это точка чуть ниже пупка - так называемая кикай-танден, или хара. В буквальном переводе она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки сквозь тело препятствуют заторы или напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые Айкидоки привносят свое толкование жизненной энергии, в буквальном смысле желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.
Изучающим Айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы . Айкидока отрабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течет как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно так же полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

Айкидо и другие боевые искусства

Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.
Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.

В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе. Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).

Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.

Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок . Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния.

Дзюдо

Дзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» - «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.

Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить - дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

Формы упражнений в Айкидо

В Айкидо существуют различные формы упражнений, которые используются в зависимости от того, что должно быть разучено.

Упражнения - это самостоятельная, отдельная от конкретных приемов сфера. В технике тачи вадза и Тори, и Уке стоят на ногах, в ханми хандачи вадза Тори работает на коленях, а Уке атакует его стоя. В этом случае цель Уке - не дать Тори подняться. Если Тори и Уке упражняются в сувари вадза - это подразумевает, что они оба находятся на коленях.

Дзю но гейко предполагает мягкую форму тренировки, когда Уке следует за движением без всякого сопротивления. Такие упражнения главным образом выполняются при изучении определенной техники. С другой стороны, го но кейко указывает на выполнение приемов жестко и с силой, то есть подразумевается, что Тори уже хорошо владеет данной техникой.
Вид работы, когда Уке атакует одним и тем же способом, а Тори реагирует спонтанно и каждый раз использует различные техники, называется дзию вадза. Термин «рандори» означает, что Уке атакует в свободном стиле и Тори защищается, используя различные приемы. Также словом рандори называют работу сразу с несколькими нападающими, которые, как правило, атакуют рио ката дори.

Термином кокю-хо называются упражнения, иллюстрирующие принцип контактного взаимодействия. Они не являются приемами {вадза), но представляют собой упражнения (хо).

Айкидо один из наиболее молодых видов воинских искусств Японии, основателем которого является Морихей Уесиба. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности.

Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.

Являясь разновидностью японских будо (боевых искусств), айкидо представляет собой превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности. Ее специфическая философия, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для исследователей и заслуживает отдельного изучения.

Айкидо отказываются причислять к спорту как сами спортсмены, так и теоретики спорта, поскольку принципиальное отсутствие каких-либо соревнований не позволяет охарактеризовать его как вид спорта. Однако айкидо все же более спорт, чем просто физическая культура, поскольку постоянное стремление к повышению мастерства и оттачивание навыков - черта, характерная для высшего спорта. Да и пресловутое отсутствие физических нагрузок, которым так гордятся айкидоисты - не более чем миф (достаточно вспомнить "Адский зал" основателя айкидо Морихэя Уэсибы).

В последнее время айкидо приобретает все больше поклонников и последователей по всему миру. Такие характерные черты этого искусства, как демократичность требований к уровню физической подготовки, возрасту и полу занимающихся, кажущееся отсутствие больших физических нагрузок, красота и гармоничность движений, очевидная несоревновательная направленность, привлекают к нему тысячи людей самых разных возрастов и профессий. Это и спортсмены со стажем, собирающиеся повысить уровень своей общей подготовки, и люди со слабым здоровьем, желающие его поправить, и люди экстремальных профессий (военные, охранники, милиционеры), и дети самых разных возрастов, и многие, многие другие.

Совершенно очевидно, что японская методика тренировок, рассчитанная на человека с восточным (а более конкретно - с японским) менталитетом и основывающаяся на тысячелетней традиции передачи знаний, неприменима в оригинальном виде при обучении спортсменов-европейцев и требует определенной адаптации к западным условиям, с учетом сложившихся на Западе традиций обучения спортсменов.

Гипертрофированный коллективизм, слепое подчинение авторитету старшего, стремление принадлежать какому-либо кай (обществу людей, связанных единой идеей) или иэ (родовой общине), веками вырабатывавшиеся в Японии, являются залогом успешного роста айкидоистов в техническом и духовном плане.

Однако при столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает хороших результатов, однако дальнейший прогресс в техническом плане оказывается практически невозможным из-за отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.

Другая, не менее важная проблема обучения айкидо - возраст занимающихся. С какого возраста можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам? Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено четких ответов. Обучение детей либо предполагает слепое копирование схем построения тренировок для взрослых с поправкой на возраст занимающихся, либо обусловлено субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.

Практика Айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.

Это единоборство представляет собой синтез воинских искусств, сведенных в эффективную систему защиты. Кроме того, это еще и динамическая форма медитации, которая призвана решить большинство конфликтных ситуаций.

Айкидо - боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Айкидо".